Жданович Роман Борисович : другие произведения.

Посмертная судьба княжны Феодулии

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    - По каким правилам происходит приобретение права собственности на кости, выкопанные из могилы? По правилам о кладе или по правилам о приобретении права собственности на вещи, от которых собственник отказался? - этот и иные необычные вопросы были поставлены на одном из юридических форумов, в связи с опасным прецедентом решения АрбС и КС РФ, вынесенного 03 июля

  Посмертная судьба Феодулии Черниговской
  - По каким правилам происходит приобретение права собственности на кости, выкопанные из могилы? По правилам о кладе или по правилам о приобретении права собственности на вещи, от которых собственник отказался? - этот и иные необычные вопросы были поставлены на одном из юридических форумов, в связи с опасным прецедентом решения АрбС и КС РФ, вынесенного 03 июля и опубликованного 17.07.2014. Напр.:
  - Где происходит уголовно-правовое разграничение "обретения святых мощей" от "надругательства над телами умерших и местами их захоронения"?
  - распространяется ли на кости, выкопанные из могилы, законодательство о приватизации государственного имущества?
  - можно ли объявить святыми предметами останки Ленина в Мавзолее? А кости бабушки слесаря Петрова на городском кладбище?
  
  Мощи были переданы церкви Владимирским музеем-заповедником, в год, как тогда говорили, тысячелетия введения христианства на Руси. Акты "передачи костных останков прп.Евфимия и прп.Ефросиньи Суздальской" подписаны архм.РПЦ МП Валентином(Русанцовым), настоятелем Цареконстантиновского собора - назначенного стать местом вечного хранения реликвий.
  
  Программа "перестройки" СССР, разработанная идеологом КПСС А.Н.Яковлевым, как пишет он в мемуарах, планировала ревизию всего "тысячелетнего пути России". И положение останков изменилось, когда православный священнослужитель, обладавший в России неоднозначной репутацией, видя осуществление ревизии, в 1990 г. откололся от огосударствленного патриаршества, обратившись к предстоятелю Зарубежной церкви и получив посвящение в сан епископа РПЦЗ. Еп.Валентин возглавил Суздальское управление Российской православной свободной церкви, оно было в 1991 г. зарегистрировано Минюстом РФ. В т.г. Синод РПЦЗ объявил Россию "миссионерской территорией" - и каждому из трех епископов РПЦЗ в РФ была предоставлена юрисдикция над теми приходами, что признают их своими правящими архиереями, независимо от географического расположения.
  
  В 1995, разобравшись в ситуации, зарубежные иерархи отправили суздальского владыку на покой. Отметим, что это произошло еще до рейдерского захвата Русской Зарубежной Церкви, проведенного руками Марка Берлинского и прочих российских штази, сохранивших закопанные в 1991 на огородах корочки служебных удостоверений. По последнему вопросу мы приводим ссылки на легендарное издание, независимое от фракционной борьбы в Жидороссии и не связанное с НТС (и т.п. ангажированными зарубежными организациями), основанное И.Л.Солоневичем [Н.Казанцев 'К патриархии присоединились суррогатные зарубежники'\ 'Наша Страна', Буэнос-Айрес, ?2821 (2007 г.); 'Иуды: предавшие Русскую Зарубежную церковь в руки чекиста Путина и сексота Ридигера'\ там же, ?2822; А.Малинина 'Оборотни в митрах', там же; М.Адров 'Путин на подписании акта: Знак торжества Лубянки', там же].
  
  Но, выйдя из повиновения и белоэмигрантам, пользуясь сложившейся в нач. 1990-х гг. в РФ конъюнктурой, Валентин(Русанцов) провозгласил самостоятельность РПСЦ. Ныне она включает 6 епископств (численность архиереев позволяет им соборно ставить новых епископов) и около 100 приходов - наиболее знаменитым служителем коих является Михаил Ардов (биограф Анны Ахматовой), насчитывая около 15 тысяч человек паствы. Что не так мало, учитывая не газетную, а фактическую численность практикующих христиан в МП...
  
  Непримиримая к "казенной церкви" РФ [см. М.Ардов "РПЦ была создана Сталиным по образу и подобию КПСС"\ "Нов.Известия", 18.08.2011], Суздальская церковь в 2000-х стала, т.сказ., объектом гонений со стороны российского государства. Росимущество возбудило иски о возвращении в казну собственности, при М.С.Горбачеве предоставленной во владение РПСЦ; суды пересмотрели решения о передаче 13 храмов.
  
  Юридическая позиция в реваншистских актах Администрации В.В.Путина присутствует: предметы исков, обыкновенно, передавались во владение патриаршей церкви, оказываясь в расколе позже (не касаясь, разумеется, того обстоятельства, что РПСЦ зарегистрирована государством, а государство РФ светское, конституционно не имеющее юрисдикционных предпочтений...).
  
  Так произошло и с важной суздальской реликвией - мощами св.прп.Ефросиньи (память 25 сентября), урожденной княжны Феодулии.
  
  Глава РПСЦ Владимир Гинеевский подал заявление в КС, когда в 2012 г. Росимущество истребовало мощи популярной местной святой, бывшей предметом поклонения многочисленных паломников и "православных туристов". И вот, КС определил, что останки находятся в федеральной собственности, удовлетворив виндикационный иск агентства.
  
  
  Определение сопроводило Особое мнение судьи Гадиса Гаджиева. Гаджиев оспорил саму подзаконность святых мощей собственническому праву, указывая на особый характер подобных вещей, ввиду их "двойственной природы": "Будучи частями тела людей, признаваемых каноническим правом святыми, они вряд ли вообще могут считаться объектом права собственности". Он ссылается на статью, авторы которой приходят к выводу, что действовавшее и действующее на территории России законодательство не дало оснований к самому возникновению права собственности на человеческие останки. Поэтому оно отсутствует у Российской Федерации, СССР, РСФСР или Российской Империи.
  
  Как отметил один из юристов: "Гражданский кодекс ...мог бы решить проблему, которую затронул Гадис Гаджиев. Мощи были у ответчиков более 25 лет, вмешательство государства нарушает сложившийся "режим пользования" ими и ограничивает к ним доступ. Если вещами так долго и открыто владели, то должна быть применена исковая давность. Странно, что ответчики о ней не заявляли".
  
  Российская Федерация - оказалась не правомочным обладателем останков Черниговской княжны, всероссийски прославленной царем Иваном Васильевичем и митрополитом Макарием в 1547 году. Это спровоцирует вопрос об их дальнейшей судьбе, подобно вопросу о польских реликвиях, хранившихся в музеях Москвы и Петрограда до 1920 г., подобно музейным скифским сокровищам Крыма, находившимся на зарубежных экспозициях по состоянию на март 2014 г..
  
  Эпизоды биографии св.Феодулии, присутствующие в источниках, рисуют ситуацию не столь юридически однозначной.
  
  ***
  Этот скупой и лапидарный текст, сведенный в ХVI веке, дошедший в рукописях от начала века ХVII, неточно и с упрощением лексики напечатанный в 1790 г. графом А.И.Мусиным-Пушкиным под названием "Русский Времянникъ", никогда не издавался в Собрании русских летописей (некритично именующемся "полным"). Именно в его редакции - в редакции Костромской летописи была взята Н.А.Римским-Корсаковым и В.И.Бельским идея, воплощенная в опере "Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии". Построение Повестей о Николе Зарайском, перебиваемое, перед сообщением о Евпатии Коловрате и о прихождении на Рязань Ингваря Ингоревича, рассказом о разорении Суздальской Руси, подсказало перенести симфонический антракт, "Сечу на Керженце", из пространства между 2-м и 3-м действиями оперы, в середину 3-го действия. Противопоставление персонажей повести о битве на Калке героям рязанских повестей, обрисованное в этом Костромском хронографе, где рассказ о явлении Зарайской иконы стоит между повестями о битвах Липицкой (1217 г.) и Калской, было внесено в либретто:
  -...А жалко княжича!
  Сорок ран, а жив не отдался.
  БУРУНДАЙ И БЕДЯЙ:
  То-то б мы его уважили,
  придавили б крепко досками,
  пировать бы сверх уселися... - вложенное в уста татарских предводителей в битве на Калке в 1224 г. (названных Ипатьевской летописью).
  
  Реплика Кутерьмы:
  Эх, на что тебе живот беречь?
  Что имела, всё посеяла;
  из людей-то даже княжеских
  почитай в живых десятка нет... - прямо отсылает читателя к хронографической главе "О Евпатии Коловрате": "И едва поимаша отъ полку Евпатиева пяти человекъ воинскихъ, утрудившихся и изнемогшихъ отъ великихъ ранъ, и приведоша ихъ къ Батыю.
  
  ...И едва убиша крепкорукаго и дерзосердаго и львояростнаго Евпатия, и принесоша его мертва ко царю Батыю. Онъ же, видевъ его, и дивися со князи своими храбрости его и мужеству, и повеле тело его отдати оставльшей дружине его, которые на том бою пойманы, и повеле их отпустити и ничим вредити" ["Русский Времянник", 1790, т. 1-й, с.с. 102-103].
  
  Древняя часть летописи сводилась в 1533 г.. Соединяя тексты Повести о разорении Рязани (редакции Академического списка) и Русского Хронографа (редакции 1440-х гг.), подмосковные канцеляристы внесли в повесть о Батыевом разорении ремарку - фрагмент эпической биографии св.Феодулии, следующий народным поверьям о Невидимых Городах, отличный от агиографического штампа (про беседующих с варварским царем подвижников) - звучащего в читаемом ныне, сложенном 1560-ми годами житии княжны.
  
  
  Благодаря ошибке, допущенной волоцким монахом Дионисием (князь Звенигородский в миру), в начале ХVI в. урожденных Черниговских княжичей стали автоматически - ошибочно определять потомками св.Михаила Всеволодовича. Так произошло и с Феодулией, объявленной его старшей дочерью [Р.Беспалов "Новое потомство" князя Михаила Черниговского"\ "Проблемы славяноведения...", вып.13, Брянск, 2011, с.85 и предыд.]. Костромская летопись повествует: "...Слышавъ же князь великий Георгий Ингоровичь убиение возлюбленнаго сына своего князя Феодора [Федора Зарайского], и иныхъ князей и нарочитыхъ людей многое побиение отъ нечестиваго Батыя, и начаша плакатися жалостно съ великою княгинею и съ братиею своею.
  
  И начаша съ братьею своею, и съ прочими теми князи совокупляти войско, и учредиша полки [речение, в Основной редакции "Повести о разорении Рязани" оборванное на полуслове!]. И рече къ братии своей: Господия моя, милая братия! Аще благая прияхомъ отъ рукы Господня, то злыхъ ли не потерпимъ? Лучше намъ смертию живота купити, нежели въ поганой вере быти! Се убо братъ вашъ напередъ васъ испивъ чашу смертную, за святыя Божия церкви и за веру христианскую, и за свое отечество!
  
  И поидоша въ соборную церковь Успения Прествятыя Богородицы, молящееся со слезами. И даде последнее целование княгине Агрипене Ростиславне, и приимъ блаословение отъ епископа и отъ всего священнаго собора.
  
  И поидоша противъ нечестиваго царя Батыя, и сретоша его близъ пределъ Рязанскихъ <лакуна>. И нападоша на поганыхъ, и начаша битися крепко и мужественно, и бысть сеча ужасна. И мнозии Батыевы сильныи полцы падоша, но обаче Батыеве силе, велице сущи зело, яко единому рязанцу битися со стомъ татариновъ.
  
  И абие побиено бысть Рязанское воинство и благоверный великий князь Георгий Ингоревичь, и братия его, князь Давидъ Муромский, и князь Глебъ Коломенский, и князь Всеволодъ Пронский, и иныя князи и местныя воеводы, и вси удалцы Рязанския. Вси купно умроша, и ни единъ отъ нихъ вспять возвратися. Единаго князя Ольга Краснаго жива яша, изнемогающа отъ великихъ ранъ. Видевъ же его царь Батый красна вельми, и хотя его врачевати и на свою прелесть возвратити; князь же Олегъ Ингоревичь нарече его безбожна и врага христианского! Окаянный же Батый разъярився, и повеле вскоре князя Ольга ножи на части разняти.
  
  И видя силы своея много побиено, и разгневася зело, и нача Рязанскую землю и воевати, и повеле бити и сечи, и жещи без милости. И градъ Пронескъ и Белградъ, и Ижеславець разори до основания, и вся люди безъ милости изсекоша. И течаше кровь христианская, яко река сильная, за грехи наша.
  
  И поидоша ко граду Рязани, и обступиша градъ, и начата битися неотступно пять дней. Батыево воинство пременяющеся, а гражане истомишася, и мнози побиены быша, и уранены. А в шестый день, рано, приидоша поганыи ко граду, ови со огни, а иныи съ топоры, а иныи съ пороки и съ токмачи, и съ лествицами. И взяша град Рязань месяца декабря в 21 день. И приидоша въ соборную церковь Пресвятыя Богородица, и великую княгиню Агрипену, матерь великаго князя, и съ снохами и съ прочими княгинями иссекоша, и священнический и мнишеский чинъ огню предаша, жены жь и инокиня, и девица оскверняху предъ всемъ народомъ
  И церкви и монастыри пожгоша, и люди вся изсекоша, мужи и жены и чада. И не бе стонющаго, ни плачющаго ся, ни отцу, ни матери о любимыхъ чадехъ, ни брату по брате, ни ближнему роду, но вси вкупе мертвы лежаше, сия вся наидоша грехъ ради нашихъ. Епископа жь тогда не бысть во граде. Татарове жь все узорочье и богатство рязанское и черниговское взяша, и градъ сожгоша, и поидоша къ Коломне.
  
  О взятии града Москвы.
  
  Слышавъ же князь великий Георгий Всеволодичь Владимерский, и посла противу ихъ сына своего Всеволода, и князя Романа Ингоровича со всею силою, да воеводу Еремея Глебовича въ сторожевомъ полку, и сступишась у Коломны, и бысть сеча зла, и Божиимъ попущениемъ одолеша безбожныи, убиша князя Романа, воеводу Еремея, и многи и многи ины, а Всеволодъ въ мале дружине убежа въ Володимеръ. Татарове жь, пришедъ, взяша градъ Москву, и сына великаго князя Георгия, князя Владимера руками яша, а воеводу Филиппа Нянка убиша, и вся люди изсекоша, и поплениша, и богатство взяша. Окаянный же Батый разъярися яко волкъ-кровопивець, хотя Русскую землю искоренити, и веру Христианскую потребити, и святыя церкви Божия до основания разорити, и поиде ко Володимерю и къ Суждалю.
  
  О взятии града Владимеря.
  
  Князь же великий Георгий слышавъ то, и много плакавъ, и целовавъ свою великую княгиню, и любезная чада, и сродники своея, и пойде за Волгу-реку съ братаничи своими, съ Василкомъ и Всеволодомъ, и съ Владимеромъ Константиновичи Ростовскими, остави во граде сыны своя Всеволода и Мстислава. Безбожныи же агаряне - безчисленное множество обступиша градъ Владимерь февраля въ 3 день. Гражане же затворишася во граде со Мстиславомъ и Всеволодом, а воевода Петръ Ослядюковичъ. Князи же видевшее со града брата своего Владимера въ рукахъ татарскихъ исхудевша, егоже взяша татарове на Москве, и плакахуся вельми съ материю своею великою княгинею, и съ прочими сродники и со всеми людми, и глаголаху къ боляромъ: О, братие, умремъ за веру христианскую, за святые церкви, и не дадимся в руки поганыхъ! Петръ же, воевода, рече: Несть мощно противу Божия гнева стати, неже попусти на насъ, грехъ ради нашихъ, ни мудрости, ни мужеству!
  
  Безбожныи же сташа станы у Златыхъ воротъ. Иныи же, отъ нихъ шедшее, взяша градъ Суздаль и церкви и монастыри поплениша и пожгоша, точию сохрани Господь Богъ преславнымъ образомъ Девичь монастырь положения ризы Пресвятыя Богородицы, въ немже иноческое борение прохожаше страдально блаженная Феодулия со своими съпосницами, дщи великаго князя Михаила Черниговскаго и мученика, нареченная во иноческомъ чину Евфросиния. Покры бо Господь той монастырь преславно, молитве ради ея, якоже при Моисее Синайскую гору, мракомъ. Елицы же, бежаша во градъ и во иныя монастыри, тии все взяты быша и посечены, иныи же пленены быша и водимы безбожными татары босы и безъ покрова, мразомъ и гладомъ измираху.
  
  Въ субботу же мясопустную учиниша татарове у града Владимеря туры, а нощи тоя околиша тыномъ весь градъ.
  
  Князи же Всеволодъ и Мстиславъ, разумеша, яко на утре взяту бытии граду, внидоша вси въ соборную церковь Успения Пресвятыя Богородица, и вси постригошася во ангельский образъ отъ владыки Митрофана. Татарове же отовсюду по примету внидоша во градъ, и взяша его въ неделю мясопустную новый градъ.
  
  И бежаша князи и вси люди въ Средний градъ. Владыка же Митрофанъ, да великая княгини со снохами и со дщерми бежаша во святую церковь, и боляре съ женами исъ детми. И причастишася святыхъ и животворящихъ Христовыхъ таинъ, и возлезоша на полати, и много плакавшесь жалостно, целующесь и обнимающее, и помолишася глаголющее: Господи Иисусе Христе, прими душа наша съ миромъ, и покой со всеми угождшими отъ века Тебе, яко Ты еси Богъ и Спасъ нашъ. Татарове же разсекоша двери, и сущая въ церкви люди изсекоша, великую же княгиню со дщерми и со снохами и прочими болярынями и княгинями зовущее съ полатей, да предадятся имъ. Они же не восхотеша датися на поругание поганымъ, и не послушаша ихъ; татаровежь наволочиша церьковь хврастия, и зажгоша. И тако святый владыка Митрофанъ и великая княгини со дщерми и со снохами и со иными болярынями огнемъ сожжены быша, и таков си предаша душа своя въ руце Господеви, и къ лику мученическому причтены быша. Такожъ и архимандриты и игумены, и вси люди изсечены быша и пленены, отъ мраза и отъ глада изомроша. И не бе милующихъ, ни погребающихъ, но быша плоти православныхъ христианъ въ брашно птицамъ небеснымъ и плоти преподобныхъ въ насыщение и въ растерзание зверемъ земнымъ. Сия убо попущаетъ Богъ за грехи наша, яко да избавитъ темъ отъ будущия мукы.
  
  Безбожныи же татарове стояще станы, и около Владимеря и по Суждальстей земли вся поплениша и огню предаша, и мечи изсекоша.
  
  О Евпатии Коловрате.
  
  ..." ["Русский Времянник", с.с. 95-101].
  
  Подлинное отчество Феодулии Черниговской скрыто доныне. Житие называет ее женихом князя Мину, потомка варяга Шимона. Это указывает на круги, связанные с агиографами - близкими к боярам Годуновым ("татарство" им приписано врагами в ХVII в.) - Вельяминовым, через тысяцкого Протасия ведущим от него род. Но в ХIII в. бояре не носили княжеских титулов, а старшие княжны выдавались замуж за князей. Летописи не знают князя Мины (возможно, именуя его мирским языческим именем). Его реальность удостоверяется лишь находками печатей, где герб Суздальских Рюриковичей сопровожден изображением патрона - св.Мины, да в синодике Суздальского Богородице-Рождественского собора поминается такой князь (списки от ХVII в.).
  
  Издаваемая россиянским государством "Православная Энциклопедия" [т. 17-й, с. 517-526], не мудрствуя лукаво, объявляет житийную биографию княжны Феодулии вымыслом ХVI века, эпохи Ивана Грозного, на три века отстоявшей от биографических событий. Но мы попробуем понять, о ком говорят источники, рассказывая о женихе феодулии.
  
  Существует предположение, что им был Владимир Дмитровский, средний сын Всеволода Бол.Гнездо. Этот неудачливый княжич, после смерти отца бывший на стороне Константина Ростовского, потерпев поражение в войне с Юрием и Ярославом Всеволодовичами, в 1214 г. был выслан из Великороссии, получив в удел Переяслав Русский. Здесь он играет свадьбу с младшей дочерью Глеба Святославича (из Козельских князей), от свадебного стола идет на перешедших границу половцев, проигрывает битву и уводится в плен, появляясь вновь на Руси лишь через два года. Теперь он участвует на стороне Юрия и Ярослава в проигранной ими битве на Липице, изгнанный после разгрома в Городец (Китеж). В 1219 Константин, готовясь к смерти, дает ему в удел Стародуб Залесский. Сведений о его семейной жизни нет, как и о его жене, он умер 06.01.1227, не оставив детей, в отличье от братьев и отца постригшись перед смертью в схиму (05 января день св.Мины!). Быть может, для небесного соединения с ушедшей в инокини, полагая жениха погибшим, суженой [http://www.molitv.net/articles/tri.htm]? Такие "византийские", необычные для русского уха имена, как Феодулия, действительно, характерны Козельской ветви Черниговских князей.
  
  Допустима иная версия. Повесть о разорении Рязани вменяет Рязанским князьям происхождение от Святослава Ольговича, тоже ошибочно (под влиянием "Слова о полку Игореве", местами цитируемого ею), поскольку они происходят от его стрыя - Ярослава Святославича, но намекая на происхождение Феодулии - принадлежавшей, возможно, к Северской ветви Черниговских князей, чье родословие в ХIII в., после разорения ордынцами Новгорода-Северского, теряется.
  
  Потомки Святослава Ольговича - конфликтовали с Черниговскими Всеволодовичами (потомками Всеволода Ольговича) и, действительно, искали союза с Всеволодовичами Суздальскими, что отразилось и в обращении к Всеволоду Юрьевичу в "Слове о полку Игореве".
  
  И так получает обоснование отождествление "Истории Российской" В.Н.Татищева, пересказывающей какую-то лубочную повесть ХVI в. (явленную до написания жития), стилизованную под народные сказки, называвшую реального княжича Федора Ярославича - к тому времени прочно забытого сына Феодосьи Мстиславны и Ярослава Всеволодовича, старшего брата Александра Ярославича. Княжича, участвовавшего, согласно этой сказке, в устроенных отцом смотринах великокняжеских дочерей - посещая дворы их родителей под личиной посла, и выбравшего так суженую, но скончавшегося в 1234 г., в день свадьбы, что отметили тогда многие летописцы (увы, не назвав новобрачную по имени).
  
  Р.Жданович
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"