Жезмер Евгений Давидович : другие произведения.

Записки опросчика

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Размышление о вечном и временном.

   Записки опросчика. "Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам" ( Евангелие от Матфея, 7:7 ) Я давно понял, господа: жизнь- совсем не то, чем мы занимаемся. И вам меня при всем желании не убедить в обратном. ...Ну зачем, зачем он сверлил мою душу своими наглыми, ядовитыми глазками и не пускал войти? Какой же в этом во всем прок? Открыл бы дверь, негодяй,- пообщался бы с истинно духовным человеком! - Мадам, Вы не дадите мне солгать. Когда я лицезрею Вас и ваших родственников, то начинаю отчетливо сознавать, что значит любить земное бытие, как любят его мирно щиплющие травку на лугу коровы, овечки и барашки. Вы ведь сами разводите домашних попугайчиков. Я ничего в принципе не имею ни против этих прекрасных животных, ни против Вас, ни против родственников. Только мне кажется, что травоядный образ жизни вызывает иногда острый позыв к чему-то большему, нетравоядному. Но почему-то у них он так и остается невостребованным, а травка- главным стимулом существования. - А какое Вам дело до наших устоев?- прикуривая, парировала мадам.- Вот тот сосед с ядовитым взором, который не пригласил Вас зайти, делает большие бабки, и ему нет времени разглагольствовать о каких-то там тонких материях! - Я понимаю, к чему Вы клоните, мадам. Однако объясните мне такую странную вещь. Каждый раз, когда я стучусь в какую-нибудь дверь, меня не покидает предчувствие, что именно за ней скрывается некое бытие, в котором я обрету нечто вроде разгадки своей собственной индивидуальной сущности. - Не забывайте, мой дорогой,- произнесла мадам довольно сурово,- двери и все, что за ними,- неприкосновенная собственность частных лиц! Так что поищите другой способ для самоидентификации! - Другого способа быть не может, мадам, ибо с раннего детства мысли о Боге, устройстве мирозданья и параллельных мирах глубоко занимали меня, а сама жизнь, которую я вел, представлялась мне настолько ничтожной, что я называл ее не иначе, как бренным существованием. Но порой я чувствовал прилив высших космических сил и ощущал под влиянием их могущества пробуждение духовной личности во всем моем существе. И тогда испытывал непередаваемую словами, ни с чем несравнимую радость осознания себя частицей совершенного вселенского мироустройства! - Все это слишком заумно, а кроме того, Вы интересуетесь совсем не тем, чем нужно,- зевая, проговорила мадам.- И вообще, я Вам настоятельно рекомендую спуститься на грешную землю и именно с нее взглянуть на все происходящее. - В земном измерении, мадам, предметы теряют отчетливые очертания, и мы не в состоянии познать подлинный смысл событий. Земное видение- узко и потому губительно, оно заслоняет от нас цель нашего прихода сюда. Но стоит лишь расширить границы восприятия действительности- и мы вырвемся на свободу из темницы земных предрассудков и стереотипов. - Браво!- воскликнула мадам.- Правда, я мало что поняла, но звучит впечатляюще! Вы не пробовали со всем этим обратиться к раву Хайтману? Я думаю, он бы Вас понял намного лучше. - Вы знаете, пробовал. Мы даже схлестнулись с ним на глазах всей литературно-театральной богемы страны. Рав утверждал, что правильно воспринимают мир только он сам и его друзья- каббалисты, с чем я никак не мог согласиться, поскольку не терплю догматических утверждений. После моих возражений рав выглядел очень раздраженным. - Это и неудивительно. Довели беднягу до белого каленья своими рассуждениями о невидимых мирах! - Для Вас, мадам, они невидимые, а для нас с равом Хайтманом невидимого не существует в природе. Вот только видим мы с ним по-разному. - А я, старая дура, выходит, слепа и не вижу того, что видите вы? - Каждый видит, мадам, в меру собственного развития. - А я, по-вашему, недоразвитое существо, неспособное взлететь к вершинам духа? - Не печальтесь, мадам, и в Вас найдется божья искра. - Вот уж спасибо, утешили, высокомерный Вы человек! - Это отнюдь не высокомерие, а осознание факта, мадам. - Какого еще факта? - Того самого, что Вам нужно духовно расти. - Не вижу в этом никакой необходимости. - Вот и плохо, мадам. Вам еще, к сожалению, так далеко до совершенства! - А Вы со своим равом Хайтманом уж слишком далеко зашли- совсем потеряли почву под ногами! - Вы имеете в виду здравый смысл?.. Видите ли, мадам, здравое мышление порой весьма ограничивает ощущение гармоничной связи с космосом. Людям нелегко расстаться с привычным образом жизни, со старыми представлениями и ценностями, с тем здравомыслием, которое, в сущности, является ничем иным, как иллюзией, скрывающей от них истинную реальность. - На данном этапе своего развития многие люди просто неспособны Вас понять,- сказала монахиня Мария.- Однажды,- продолжала она,- мне вдруг стало нестерпимо тошно жить в миру. Несовершенство земного существования побуждало меня искать уединения и успокоения в глубинах собственной души. Мои представления о правильном и справедливом мироустройстве не соответствовали тому реальному положению дел, которое я наблюдала. Действительность казалась мне скучной и неинтересной пьесой, а люди- жалкими и примитивными актерами, от рождения до смерти механически играющими все одни и те же невыразительные роли. Вынося столь суровый приговор окружающему миру, я тогда и не предполагала, насколько моя субъективная оценка происходящего далека от объективного, подлинного видения истины. - Матушка Мария, ответьте мне искренно и не таясь. Почему вдруг какая-то беспричинная тоска наполняет душу, состояние подавленности отравляет существование, напрочь исчезают светлые чувства радости и умиротворенности? -Беспричинной тоски не бывает- на все есть причина,- ответила Мария.- Просто человек не всегда может найти ее в себе. А не найдя причины страданий - невозможно устранить и следствия. В конечном счете глубокое внутреннее осознание корней своего несовершенства и исправление "сосуда души" спасает от проблем и невзгод бытия. Причина угнетенности и тоски- оторванность от Бога и духовных миров, зацикленность в ограниченном пространстве собственного эго. - Это ведь все про меня!- воскликнул опросчик.- Как Вы правы! Но позвольте, позвольте...Собственное эго стесняет меня. В нем, кроме совершенного и возвышенного, столько искажений и несовершенств! Власть отравленных чувств и отравленных мыслей, порочных побуждений и неблаговидных деяний преграждают человечеству путь к бессмертию! И сколько рутины, глупости, пошлости скопилось на этом пути! Но самое интересное, что бессмертие как таковое человечеству абсолютно и не нужно. Оно живет какими-то мелкими, сиюминутными целями, совсем позабыв о своем великом предназначении, оно осуетилось в замкнутой сфере земного существования! - Вы слишком все обобщаете,- сказала Мария.- Многие стремятся к бессмертию, и без него ценность земной жизни для них просто аннулируется. Смерть Христа, по их мнению, и есть та искупительная жертва, благодаря которой открывается путь к бессмертию, вечной жизни. - Да, но как может смерть пусть даже великого человека даровать людям бессмертие? Мне всегда казалось, что есть в этом некое искажение, заблуждение, переходящее из века в век, от одного поколения к другому, как и в мысли апостола Павла о том, что принесение в жертву тела Христа якобы истребляет человеческие грехи. - Людям свойственно верить в абсурд, иллюзию. Монахини нашего прихода тоже верят в эту догму, хотя я лично в ней давно разуверилась. Тем не менее всех нас связывают духовные узы преклонения перед божественной чистотой души Христа, ее величием. Различным внутренним состояниям человека, относящимся к его душе и чувствам, невозможно дать точного рационального определения. Никто не станет утверждать, что подобных состояний не существует в природе. Все эти интеллектуальные, логические искажения в подходе к реальности ровным счетом ничего не значат, когда личность наполняется духовной энергией космоса, Творца, ибо пережить нечто божественное, трансцендентное самому совсем иное, чем отвлеченно рассуждать о нем и создавать разного рода умозрительные догматы. - Уходите из монастыря, Мария, я хочу жениться на Вас! -Какое, однако, неожиданное предложение...Видите ли, я не создана для семьи, у меня другое предназначение. - Знаете, Мария, я никогда не мог быть по-настоящему близок с женщиной, хотя всегда к этому стремился. Вы мне очень духовно близки. До встречи с Вами я приписывал женщинам совершенно неприсущие им черты, искал в них то, чем они в действительности не обладали, иногда наделял их собственными свойствами, но через некоторое время понимал, что они лишены этих свойств. Я пытался обнаружить в женщинах душевную утонченность, глубину внутренней жизни, истинную человечность и доброту, но, к сожалению, не находил. Короче говоря, я принимал их не за тех, кем они были на самом деле. На свете очень немного женщин творчески одаренных, впрочем, как и мужчин. Но все-таки они есть, и Вы- одна из них. ... Я расстался с Марией и больше никогда с ней не встречался. Холод души и томление духа- вот подлинная причина моих бесконечных земных скитаний. Их преодоление, устранение из глубин личности льда и стужи, наполнение ее светом радости, вдохновения, творческого созидания, раскрытие в ней истинной человечности и душевной теплоты- даруют бесценный ключ к избавлению от мук тленного и временного, приобщение к вечности. В Марии была та бессмертная составляющая человеческой души, в которой находило свое непосредственное воплощение безмерная доброта и величие Всевышнего. И тем не менее наши пути разошлись. Марию я воспринимал в большей степени не как женщину, а как учителя, друга, некую посредницу между земным и небесным. Я не испытывал к ней особого сексуального влечения. В моем воображении она ассоциировалась со святой праведницей, с возвышенным и чистым существом из другой Вселенной. ... Я все время в постоянном поиске. Меня окружают ангелы и злодеи, гении и посредственности. Я страдаю от телесной и душевной неудовлетворенности и радуюсь недолгим мгновениям земного блаженства. Миллионы страдальцев делятся со мной своими скорбями, и я пытаюсь их утешить. Невинно убиенные младенцы встают из своих могил и взывают к возмездию. А тем временем преступники вершат темные дела, праведники даруют людям спасительный свет надежды... Господи, господи,почему ты покинул меня?..
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"