- Юрий Петрович, подождите, пожалуйста, - когда я уже собирался уходить, почти на самом крыльце меня остановила наш завуч Надежда Станиславовна.
По ее запыхавшемуся виду с раскрасневшимися щеками, и самое главное тому, что она выбежала на крыльцо за мной в след холодную осеннюю погоду, с мерзким моросящим дождиком, даже не накинув пальто, говорило, что вопрос был крайне серьезный. Подтверждал это и тащившийся вслед за ней, словно на привязи, Девяткин, хлипкий, казалось дунь на него - переломится, шестиклассник с тонким интеллигентным лицом. Однако это первое впечатление было ошибочным и любой из коллектива нашей школы, очень быстро понимал, что большей беды в учебном классе быть просто не может.
К сожалению коллектив нашей школы был практически полностью женским. Стандартное мужское трио школы - физрук, трудовик и военрук разбавлялось только Игорем Игоревичем, пожилым преподавателем физики, планировавшим выйти на пенсию в следующем году, да мной, в роли директора школы.
Нельзя сказать, что в школе не было трудного контингента - хватало детей из неполных семей, были семьи в которых один из родителей появлялся только на пару недель в году, чтобы затем снова что-нибудь украсть или кого-то избить и в очередной раз отправиться на зону, а оставшаяся мать тут же начинала заливать водкой свое горе или счастье (тут уж как посмотреть).
В общем проблем хватало, но и на их фоне Девяткин выделялся. Довести до слез молоденькую учительницу сальными шуточками, стрясти с малолеток мелочь на школьный обед, или изгадить чернилами висящие в кабинетах портреты и контурные карты - тут ему равных не было.
Я посмотрел на часы, до назначенной мне встречи оставалось меньше сорока минут - с одной стороны времени с запасов хватало дойти не спеша до здания Интела. С другой стороны опоздать на встречу было не допустимо - договориться об встрече с Петром Вороновым, директором НИИ было трудно, и, тем более, нельзя было портить первое впечатление опозданием.
- Что же я вздохнул, - пожалуй можно выделить несколько минут, чтобы вникнуть в суть вопроса. - Нельзя подрывать авторитет завуча после этой глупой пробежки под дождем, еще и отказом немедленно разобраться, что же там еще сотворил Девяткин. Но, все же, вечером нужно будет с ней поговорить на эту тему более детально.
За десять минут до назначенного срока я же входил в здание НИИ, предъявил сидевшему на вертушке старичку-охраннику временный пропуск я поднялся в приемную, еще раз проговаривая в уме будущую канву разговора, - ошибиться мне было нельзя.
Увы но мой статус директора школы, был крайне шатким. Самый молодой директор школы во всем М-ске многим казался выскочкой не на своем месте. Хватало желающий подсидеть меня и в родной школе - то что я занял пост директора всего после жалких десяти лет работы в роли учителя математики многим казалось не заслуженным. Все мои усилия доказать обратное - многочисленные победы школьников на районных олимпиадах, повышенные премии учителям, тянущим за собой школу, выбитые фонды на качественный ремонт школы и обустройство стадиона, закупку спортинвентаря, оборудования кабинетов химии, физики и труда на уровне столичных московских школ - все это виделось данной по определению данностью, не связанной с тяжелой работой, множеством переговоров, согласований спорных моментов.
Да я уже давно был не тем наивным выпускником педвуза, который десять лет назад пришел в среднюю общеобразовательную М-скую школу, надеясь нести и сеять разумное, доброе, вечное. Я научился лавировать между интересами различных людей, стремясь угодить и себе лично и школе. Именно этому будет посвящен планируемый мною сегодня разговор.
Последнее время тучи вокруг меня в местной вертикали власти начали сгущаться - вкусное место манило к себе, вокруг начали ходить косяки доброжелателей, и поэтому мне нужно нанести первый удар, ошеломляющий удар, который заставил говорить обо мне, вывел бы меня на заголовки газет. Чтобы после этого ни у кого и мысли не могло возникнуть снять меня с должности директора, понизить до обычного преподавателя или перевести куда-нибудь в сельскую глушь и нищету.
А что годится на роль тарана лучше чем новомодные ЭВМ? Об них сейчас постоянно пишут в столичных газетах - большие перспективы, новые институты, автоматизация всего и вся.
За последние полгода я прочитал в библиотеке все, что мог найти на эту тему. От обилия новых технических терминов начинала болеть голова, а излагаемый материал казался специально запутанным. И чтобы прояснить тему я как будто бы случайно подловил на улице отца одного из первоклассников, завел с ним разговор об ЭВМ. Он работал инженером на ВЦ ТЭЦ и помог прояснить неясные вопросы.
Но что самое главное он рассказал, что во фактически одним из самых преданных сторонников ЭВМ является живущий на соседней улице Петр Воронов, директор НИИ Интел. В ходе разговора инженер рассказал мне несколько забавных эпизодов
случившихся вокруг ЭВМ, Интела и персонально Петра Воронова. История с разработкой программы ЭВМ поздравляющей вслух сотрудниц ТЭЦ с 8-ым марта заставила меня посмеяться, а упоминание об особенностях появления тетриса и иностранцах, с которыми часто общается Воронов, навели меня на мысль использовать Воронова для своих целей.
Судя по всему этот Воронов фанатично увлечен ЭВМ и что самое главное он молод, фактически мой ровесник, и еще не превратился в обычного бюрократа, больше занятого под коверными играми чем своей прямой работой. А если учесть ходящие вокруг слухи о том, что Воронов имеет какую-то связь с самыми верхами власти в Москве даже на уровне министерств и чуть ли не является внебрачным сыном самого Шелепина, то от перспектив дух захватывало.
Главное разыграть все как по нотам.
Конечно, я не пошел к Воронову сразу как у меня появилась такая идея. За последние полгода я потратил много времени, чтобы понять что происходит в сфере образования применительно к ЭВМ. К счастью в газетах я нашел несколько ключевых фамилий, На телефонные переговоры я потратил добрую сотню рублей, столько же отнял полет в Новосибирск, где мне удалось пообщаться с Ершовым. Будучи довольно занятым и уже известным человеком с несколькими изданными в том числе за рубежом монографиями, все же он нашел время встретиться со мной. Я поприсутствовал на нескольких учебных занятиях которые велись в школах и ВУЗ-ах Новосибирска. А добытую с трудом перепечатку плана учебных занятий и плана ряда уроков я зачитал до дыр.
Теперь исполнение моего плана пришло в решающую фазу.
Петр Воронов встретил меня в своем кабинете, сразу предложил садиться на за массивный стол стоявший посередине и пристроившись сбоку а не во главе стола, чем еще раз меня поразил. Тут же он попросил секретаршу принести чаю для нас двоих.
- Петр Юрьевич, - начал я после того как секретарша вышла унеся за собой поднос для чашек. - Я работаю директором Н-ской школы. Наверное вы слышали, что у нас в школе очень сильная команда преподавателей по многим предметам, в особенности по математике. Наши ученики занимаю многочисленные призовые места на олимпиадах. У нас очень много увлеченных детей и увлеченных преподавателей - и все это очень замечательно и важно. Но я чувствую что это мало. Идет новое время, время больших перспектив связанных с новыми направлениями развития техники, прежде всего вычислительной техники и мы все в школе не хотим оставаться в стороне от этих новых возможностей.
Ваше приложение к журналу Радио, посвященное ЭВМ, зачитывают до дыр в нашей школьной библиотеке. У нас много детей, которые увлечены программированием, мы создали кружок где изучают ЭВМ и программирование. Но дело в том, что сейчас эти занятия ведутся на голом энтузиазме, очень не хватает возможности детям опробовать результаты своей работы. Т.е. они пишут на доске алгоритмы, но возможности выполнить их на ЭВМ нет. И это очень плохо с точки зрения эмоциональной поддержки. Не имея возможности проверить свою работу, работая практически в слепую - очень легко растерять весь энтузиазм. И более того, те ЭВМ которые нам могли бы быть доступны например БЭСМ-4, как на нашей ВЦ - они слишком сложны для детей. Слишком много подготовительной работы, когда нужно задействовать специальный персонал - набирать те же команды в виде перфокарт. Все это для школы не приемлемо. А ваша ЭВМ - Денди, - она настоящее чудо. У нее есть отдельная клавиатура, где ребенок сможет сам набирать программу отдельный экран куда сразу выводятся результаты работы в режиме настоящего диалога ЭВМ и человека.
Говоря все это, я постарался придать себе максимально восторженный вид.
- Давай, давай, ведись на меня, - мысленно проговаривал я. - Я очень увлеченный ЭВМ человек - мы с тобой единомышленники. А единомышленники должны помогать друг другу.
- Хм, - протянул Петр. - Я не совсем понимаю, чего вы хотите, вам нужна собственная ЭВМ в школе для этого вашего кружка ?
- Кружок - это только начало, Петр, - продолжил я. - Я хочу чтобы в школах был введен новый учебный курс изучения ЭВМ. Именно так, ошеломить - значит победить.
- Но я же не министр образования, - Воронов чуть не поперхнулся чаем. - Я даже близко не принимаю такие решения.
- Скажу вам сразу все начистоту, Петр, - я демонстративно ослабил узел галстука, развернул к собеседнику руки открытыми ладонями. - Министерство образования будет думать об возможностях изучения ЭВМ в школах еще много-много пятилеток. Когда я попробовал поднять эту тему у нас в РОНО - меня банально не поняли, никому это не нужно до тех пор, пока не будет спущена директива сверху.
Я тягостно вздохнул, затем продолжил. Ни для никого в М-ске не секрет, что у вас есть доступ туда, я понял палец вверх, как бы подчеркивая свои слова. Даже если решение будет принято в ближайшее время, то все равно быстро ввести новый предмет в школьную программу не получится - потребуется много изменений в существующих планах, это потянет за собой множество проблем и одной из ключевой из них является отсутствие учебной программы и, главное, людей, которые смогли бы вести занятия.
- Сколько всего в СССР программистов ? - задал я вопрос, и не дожидаясь ответа продолжил. - Мало, очень мало. Фактически их не хватает даже на производстве, а когда речь дойдет до школ, то кто будет вести занятия по программированию.
- В лучшем случае учителя математики и физики, - продолжил за мной Петр. - Но подождите, не ужели нигде в Советском Союзе этот вопрос не поднимается.
- Конечно поднимается, ответил я. К счастью я предвидел этот вопрос и поэтому вкратце рассказал, где ведется работа по изучению ЭВМ в школах. Рассказал про свой опыт поездки в Новосибирск и Ершова, про то как он тянет на себе большой кусок работы. Но всего этого мало.
- Знаете, - доверительно продолжил я. - Я не давно летал на самолете в Новосбириск к Андрею Павловичу, вел с ним разговор, присутствовал на занятиях которые ведутся по его методикам - это просто удивительно. Вы не видели глаза детей на уроках - вот наше будущее, патетически закончил я, немного сомневаясь уж не переиграл ли, но кажется все было в порядке.
- Значит вы хотите создать на базе Н-ской общеобразовательной школы специализированную школу с углубленным изучением ЭВМ ?- спросил меня Воронов.
- Да и это очень важно, т.к. сейчас подобные школы планируется делать как развитие специализированных математических школ. Но я уверен, что в будущем, профессии
математика и программиста разойдутся. Т.е. не нужно будет знать все эти интегралы и сложные формулы, чтобы создавать программы. Гораздо важнее иметь алгоритмический склад ума, т.е. уметь описать будущую работу ЭВМ как последовательность шагов и хорошие знания предметной области. Например, почему ЭВМ нельзя использовать в медицине или архитектуре и строительстве ?
- Т.е. я хочу провести практическую проверку новой будущей учебной программы на базе нашей школы, но чтобы сделать все это нужен доступ к ЭВМ, к вашим Денди, нужна техническая помощь и, самое главное, нужна поддержка сверху.
- Хорошо, - подытожил Воронов. - Я понял чего вы хотите. Конечно я не могу дать вам сейчас никаких обещаний, но я рад, что у нас в М-ске нашлись такие увлеченные делом популяризации ЭВМ люди.
Даже сегодня, спустя десять лет после того памятного разговора, мне с трудом удается удержаться от ощущения нереальности последовавших за ним событий.
Похоже слухи о том, что Воронов имеет связи на самом верху не врали, потому что по другому объяснить начавшуюся суету не возможно.
Спущенная с высоты министерских кабинетов директива произвела настоящий переполох в М-ском исполкоме и РОНО. Вскоре подъехавшие к школьному крыльцу грузовики уже разгружали новенькие ЭВМ Денди. Любые материальные требования выполнялись в считанные дни. А под шумок мне удалось переманить к себе несколько толковых преподавателей из соседних школ, пробить организацию специальных премий для занятых в разработке новой программы сотрудников и себя лично.
За первые пару лет курс был написан и опробован на учениках моей школы, чтобы затем распространиться по всему Советскому Союзу, выдержать пять переизданий и наконец быть изданным за рубежом, пусть только и в странах соц лагеря. Мою грудь стала украшать полученная за эту работу звездочка героя Социалистического труда.
И хотя в самом учебнике, если на чистоту, мною было написано только вступление и пара первых глав про историю развития ЭВМ, но какое это уже имеет значение.