Аннотация: Продолжение комментирования "Шань хай цзин" ("Гор и морей Тина").
ХАЙВАЙ БЭЙНЭЙ ЦЗИН
(ЗАМОРСКИЕ ЗЕМЛИ СЕВЕРНОГО ТИНА).
Заморские земли по факту своего размещения скорее есть земли приморские, чем заморские; они находятся при море, у моря, но никак не за морем. Всё дело в терминологии; по факту размещения земель при море, у моря или за морем, следует определённое восприятие. Однако восприятие наше зависит оттого, как оно подано терминологически; одно дело, когда термины выражены адекватно с ментально/языковой самоиндефикацией, и совершенно другое, когда ментальная самоиндефикация не совпадает с языковым контекстом иных терминов, не воспринимает их своими. Тогда приходится доверятся професианализму переводчика в его способности адекватно выражать переводимый термин в терминологических понятиях другого языка. Нужно учитывать и разновременье историко/языческих периодов составления сборника и его переводов; везде могло иметь место недопонимание оригинального текста, домысливание недопонятого, а также ошибки и опечатки составителей и переводчиков данных текстов. Кроме этого допустимо предположение, что в процессе составления и переписывания оригинального текста в сборник могли вносится добавления географических реалий местного характера, или подмены местными наименованиями названий, которые имелись в старом тексте издревле.
Предпослав к основному тексту, эти замечания, пойдём далее; в первую очередь нужно сразу оговорить некоторые неувязки по тексту, такие как, текстовое указание на то, что обзор приморских земель совершается от северо/востока к северо/западу, что не соответствует действительному направлению обзора, которое по факту ведётся от северо/запада к северо/востоку.
В философском трактате "Хуайнаньзцы" записано по северу семь народов: "С северо/востока (бэй/дунь) на северо/запад (бэй/си) живут народ Ци-чжун, народ Цзюй-ин, Глубокоглазых, Безутробных, Жоу-ли (Мягкотелых), Одноглазых, Не Имеющих Потомства".
В "Хай-вай бэй-нэй цзин" находим царства и народы, перечисленные в несколько ином порядке следования; здесь обзор начинается с севера, хотя в аннотации указано другое, с востока. Приступим к аналитическому обзору.
К востоку от царства Чан-гу (Длинноногих), что находится на северо/западе (бэй/си или си/бэй), севернее дерева Сюнчан (Чжуньшань), есть царство Уби (Безруких), где обитают люди, не имеющие рук. Посмею высказать предположение, что так метафорично были названы горы, не имеющие огненных факелов над головой, факелов в вулканических руках (лучах, луках, руках).
"Имя бога Чжунь-шань (Горы Колокол, Горы Гор) - Чжуинь (Освещающий Тьму). Когда смотрит - наступает день, закрывает глаза - опускается ночь. Выдохнет - наступает зима, вдохнёт - начинается лето. Не пьёт, не ест, не дышит. А если вздохнёт - поднимется ветер. Тело длиной в тысячу ли (400 км), обитает к востоку от Уби. Это животное с человеческой головой, змеиным туловищем красного цвета (чи/хуа или Хуа/чи, Хуа/сиа, сиа/хуа). Живёт у подножия Чжунь-шаня". В "Дагуань бэй цзине" Чжу-ин (Шин) назван Чжу-луном (Драконом-Светильником).
"Чжулун (Цзюй-лин, Цзю-лин, Цзю-лун) обитает к северу от Янь-мень (Гусинных ворот) и достаёт до Вэй-юй шани, где не видно солнца. У этого бога человеческое лицо и туловище дракона (то есть вулкана), но нет ног ("Хуайнаньцзы")". "Лун (Дракон) держит Чжу (Свечу, Светильник), чтобы освещать Цзюй-Инь (Великую Тьму). (комментарий Гао Ю)".
"Первое его имя - наименование божества по функциям, второе по - по облику, в которм он мыслился. Это одно из зооморфных божеств, видимо, связанных с ранней мифологической концепцией. (Из комментария к данному тексту)".
"На Чжуньшани живёт женщина, одетая в зелёное платье. Зовётся Дочь Красной Реки (Сянь)" ("Цзюань 17").
К востоку от Чжуньшани есть царство людей с одним глазом посредине лица (вулканические циклопы, одноглазые), они сыновья Шао-хао из рода Вэй; иные утверждают, что у них есть ноги и руки. Питаются просом (хоу).
Восточнее Одноглазых есть царство Жоу-ли (Мягкотелых); у людей, обитающих здесь есть одна рука, однако нога вывернута ступней наверх и назад, словно сломана, коленка искривлена. Комментатор Хэ Исин считает, что у обитателей Жоули вообще нет костей, то есть бескостные они, потому и мягкотелые.
Сян-лю, сын Гун-гуна имел цзю-шоу (девять голов) с человеческими лицами на зелёном теле змея (син-шэ), вкушавших пищу на цзю-шань (девяти горах). Юй (Балу) убил Сянлю: подобно Гунгуну, Сянлю ударился головой о гору. Там, где он ударился головой о гору, образовалось шань-цзи (горное озеро, вулканический кратер). Кровь Сянлю была настолько зловонна, что ничто, ни злаки, ни деревья, расти там больше не могли. Юй трижды пытался закопать на глубину до трёх женей данное озеро, но бесполезно; озеро трижды просачивалось наверх. Отчаявшись устранить данное озеро, Юй создал новые алтари Божественным Предкам к северу от Куньлуня, к востоку от Жоули. Охотники отныне не смеют стрелять по направлению к северу, где на новом месте, восточнее Сянлю, находится четырёхугольное капище Гунгуна, Бога Разливов. Отныне, для охраны четырёхугольного капища (хавиты) Гун-гуна (малосантийской бездны Бога Разливов), у каждого угла головой к югу, возлежат свирепого вида змеи, свернувшиеся в спиралевидный клубок из девяти колец.
В данном фрагменте мы находим всё тот же сюжет смены поколений богов, подобный тому, какой Мардукиан учинил среди Старых Богов, чтобы утвердить приоритет Нового поколения молодых Богов. В данном же фрагменте мы видим, как Юй (Балу, Були) убивает Старого Бога Сянлю, устанавливает новые алтари на новом месте, к северо/востоку от старого; для охраны новых символов ментально/религиозной власти устанавливает у четырёхугольного капища охрану из четырёх змей, по одному на каждом углу. Так установилось царство ноуменального Класса Пространства, символом которого стал крест, то есть крёстное хождение солнца (Чжулун-чжуина, Солне-шен) по четырёхугольным сторонам перемещения солнечного света и тепла, олицетворённый эзотерическими змеями пространства.
К востоку от капища Гун-гуна находится Шэньму-го (царство Глубокоглазых или царство людей с глубоко запавшими глазами). Обитатели Шэнму-го имеют по одному глазу (одноглазые) и по одной руке, вознесённой вверх. В данном фрагменте мы можем наблюдать, каким образом происходила андропоморфизация (очеловечивание) природных объектов; вулканическое древо Шэнь (Шэнь-Му) с одним кратерным глазом и, вознесённым вверх, в небесную высоту, пламенным факелом в вулканических руках вулканического циклопа, росписью воображения неискушенного в языческом эзотеризме переписчика, превращается в некое царство со странными обитателями. Так, как в картине Гойи "Сон разума рождает чудовищ", монстров или демонов, отверженных богов древности, ставших ненужными по причине смены понятий,а также невостребованности потомками их, замутнённых в веках, имён; здесь же, в "Шань хай цзин" мы видим, каким образом Объекты Природы преобразуются в зоо-и-андро Субъекты Цивилизации Человека. С разрывом связей с цивилизационной прародиной, где находились Два Древа (Два Гнезда Ра и Осириса);
1.Древо Жизни и Смерти (Гнездо Заката, Гнездо Смерти),
и 2.Древо Познания Жизни и Смерти (Гнездо Восхода, Гнездо Жизни), матричные гнёзда Праязыка, Языческой Доктрины и Солнчно/вулканического культа палео/неолита и бронзы, исчезала и связь времён; наступал мир многоязычия этноязыков, - Языческая Доктрина превращалась в многоцветье языческих культов, языческую философию, науку, фольклор. Чудо словотворения породило смысло/ментальных чудовищ сознания; ментальные Прообразы Бытия и Ума, породившие солнечно/вулканический культ, дали имена образам природы. Отсюда имеет место быть зооморфизм и андропоморфизм. Инмир, порождение Солнечно/вулканического культа, породил царства минералов, растений, животных, космогенеза и человека. Отсюда идёт такое, смущающее душу, многообразие форм перевоплощения одних образов в другие. Знающий да поймёт, незнающий да пройдёт мимо. Нам же пора двигаться дальше в деле познания методов перевоплощения Прообразов Бытия и Ума в образы Инмира, Времени и Пространства.
К востоку от Шэньму-го есть Учан-го (царство Учан, У-шан), царство Безутробных, людей рослых, но не имеющих внутренностей. Предупреждённые да знают, что не имеющими внутренности могут быть даже не вулканы, которые как раз имеют вулканические внутренности (олицетворяемые кишками Нюйвы), а простые горы, не имеющие вулканического происхождения.
Восточнее Учан-го находится царство Не-эр (царство Шепчущих на ухо), обитатели которого обеими руками держатся за свои уши. "Города их стоят на море, из воды его появляются удивительные твари и снова исчезают". Два полосатых тигра служат жителям этого царства; вулканические тигры обитают к востоку от Неэр.
"Куа-фу (Отец Цветущего) соревновался в беге с солнцем, почти догнал его, но почувствовал жажду и пошел напиться. Пил в Реке и в Вэй. Воды не хватило. Повернул на север, чтобы попить из Дацзе (малоазийского озера Туз), но не дойдя до него, умер от жажды (вулкан Бас-сан, Каб-бан, Бас-тан, Хас-тан, Хаш-тан, Хас-сан). По дороге бросил свой посох, который превратился в Дэн-линь (Рощу Плодородия)".
К востоку от Неэр-го есть царство Бо-Фу. Люди, обитающие здесь обладают огромным ростом; в правой руке у них син-шэ (зелёные змеи), в левой - хуан-шэ (жёлтые змеи). К востоку от Бофу-го, в Дэнлине, есть два дерева (чоу-му), которые носят название (наименование) Бофу (Абаб - Отец Бо, вулканический прообраз Первосущностного Отца, Папая, Бабая).
"Существует страна Дань-ер. Жители её носят фамилию жэнь. Там живёт божество с человеческим лицом и птичьим туловищем. Его зовут Юйцзян (Булицзян, Балотон, Плутон). На большой равнине находится гора Байцзытянь-гуй (бездонная гора). Туда стекают морские воды.
Там живёт божество с 9-ю головами (цзю-шоу) и птичьим туловищем. Возможно идентифицировать Цзю-шоу, как Цзо-чи (Цзю-чи, с которым боролся Ихай-он=океан и победил его; сравнить: тучная туча побеждённая океаном). Его зовут Цзю-фэнь (противный Тифон адекватен противнику Индры, противному Вритре-Вардару, Балотону - вратарю болотных вод. Ведь болота - это есть ворота блевотно/вулканических вод и болотных огней. Зевс тоже боролся с Тифоном и победил его).
Ещё там живёт божество со змеями во рту и в передних лапах. Оно имеет голову тигра, человеческое туловище, четыре копыта и длинные передние лапы. Его называют Цян-лян" (Сианлиан, землянное божество, возможно, божество земли - Сяньлюань, вулканоподобного Сяньлю; вспомним: солнцеликий Чжун (Сун) поднял небо, а ли опустил землю. тем самым отделив землю от неба) ("Дахуан бэй цзин")
Восточнее царства Бо-фу (Пафлагония? Бафлагония), находится Ши-шань (гора Камней), нагромождённых вулканоподобным Юем. К Шишани подступают воды реки (Хэ).
К бэй/си (северо/западу) от верховьев Реки, к югу от царства Цзю-ин (Держащих завязки,) есть Сюнь-Му (Древо Сюнь), высотой в 1000 ли (явное преувеличение; возможно длиной в 400 км?).
В царстве Ци-чжун (Ходящих на цыпочках), к востоку от Цзюин-го, обитают Большеногие (Чанцзяо) Люди, Великаны с огромными ногами.
К востоку от вулканических Великанов Цичжун есть Долина женщины, Выплёвывающей Шёлковую Нить (вулканическую лаву, плавленую баллабу, блевотину земную); здесь у вулканического древа на коленях стоит женщина (Нюй) и выплёвывает (выблёвывает) шёлковую нить (в форме текущей лавины). Сансянь (вулканические Три Щелковицы), высотой в сто жэней, без ветвей, растут к востоку от женщины, Выплёвывающей шёлковую Нить.
Восточнее Сансянь есть Фань-лин (роща Фань), окружностью в 300 ли. Подножие Фаньлинь огибает Река.
Уюй-шань или Фуюй-шань; здесь, на южном склоне есть захоронение Предка Чжуань-сюя, а на северном - Цзю-Пинь (Девяти Праматерей). Говорят, что там обитают бурые медведи, полосатые тигры, цюцзю-няо (птица Цюцзю, Суту), Чи-жоу (Дающий мясо), есть гриб личжу.
К востоку от Сансянь есть Ровный Холм. "Вершинами двух гор (чоу шань) зажата долина Двух Холмов (между двух гнёзд Ра и Осириса, Древа Жизни и Древа Познания, Древа Восхода и Древо Западания, захождения солнца в кальдерные врата вулканических колодцев с пробколавовыми крышками). Середина её и носит название Ровный Холм". Там созревают все плоды: тополя, ивы, сладкий боярышник, благостные цветы. Есть нефрит (юй), водятся син-няо (зелёные птицы), Чи-жоу (Дающий мясо).
В Северном море есть животное, подобное коню, имя ему Таоту; есть зверь по имени цзяо, схожий с белой лошадью, у которой зубы, словно пила, пожирающий тигров и леопардов, видимо в форме жертвоприношений; есть травоядное животное, подобное коню, с именем цюнцюн; есть зелёный зверь, подобный тигру, с именем лоло.
Юй-цян, Бог Севера, с человеческой головой на птичьем тельце, имеет в ушах и под ногами - чоу син шэ (по две зелёные змеи).
Создаётся впечатление, что все царства и их обитатели, перечисленные в восьмом цзюане, тем или другим образом повязаны вулканами, или обитают на землях, где находятся вулканические горы, олицетворяемые с разными тварями, творениями этих вулканов. Вероятно, что в очень древние времена, которые описываются в "Хайвай бэйнэй Цзине", северные земли Цзюлина имели много действующих и потухших вулканов.