Аннотация: Продолжение комментирования "Шань хай цзин" ("Горы и моря Тина").
ХАЙНЕЙ БЭЙ ЦЗИН
(ВНУТРИМОРСКИЕ ЗЕМЛИ СЕВЕРНОГО ТИНА).
"Хай-нэй бэй цзин" обзор земель ведёт от бэй/си (северо/запада) к бэй/дунь (северо/востоку), то есть обозрение касается северных территорий Цзюлин/таотана, от запада до востока. Описание в основном касается земли Бухористана, столицей которого была Хастинапура (Гештиниана или Гестия, Легуше или Лягушка-царевна, Пурушхаттум или Хаттуса-Гаддес, Хуа-Сиа или Хоу-чжоу, Хоуцзи-Хоути). Царство Хуша (Куша, Кижи) с трёх сторон омывалось рекой Гихон или Мара-хонгеем (Мар-кондея или Мар-дукиан, Морем-да-океаном, Морскими-да-океанскими водами), а с севера, берега этого царства, омывало Солнечно/атлантическое море (Чёрмное море, Красно/чёрное море, Мор-син-хон, Мор-пон-тон).
Обзор начинается со знаменитой в древности горы, со временем ставшей известной под сотнями, если не под тысячами названий; это гора Гуй-шани (гора Черепахи) или гора У-шэ (Шэ-У, гора прародительницы-Змеи или Змей), это гора Гу (гора Барабана или Тамтамов), гора Первичного Холма Бен-бена или Понимающих язык людей - Син-сина (Джина или Сим-сима, открывающего врата горных пещёр, хранилищ богатств Али-Баба и его сорока разбойников). Это и гора Ху-айцзян у китайских ханцев (Хубалатиан, Балухатиан), гора у горы акаций или Ясень-реки. У русских есть языческий праздник Купал-ивана или Балук-иван, гора волхования во времена Ярилы ярко/солнечного, плодородного; в это время приносились человеческие жертвоприношения (русалки и русалы, как порученцы людей пред богами вод и огня), совершались обряды плодородия, мужчины и женщины сходились для разрешенных любовных утех, чтобы через девять лунных месяцев, в марте, родить детей.
К северу от Кунь-луня, на вершине Гуй-шани или Ушэ-шани (У-ти или И-ди шани) "стоит мень (человек), держит кубок (рог), обернувшись на восток"; это Си-ванму (Персефона, платонова Порос бинини), она "опирается на столик для жертвоприношений", алатырь-камень. На голове она носит пышный убор, руками упирается на чжан (посох, трость, шан-гору). К югу от местообитания Хуа-сиа-ванму (проживания, прозывания, просеивания, высеивания) есть вулканообразные сань син-няо (зооморфных три зелёные или чёрные птицы); "они приносят Си-ванму (Бабке-хозяйке) запада еду", видимо, в форме обсидиана и драгоценных камней, которые Сиванму обменивает на продукты питании и одежду у земледельцев и скотоводов. Здесь же Человек по имени Тай-ханбо (Дядя Больших Путешествий) держит копьё (большой зуб). Тай-хао в другом месте выступает в образе помощника Баоси (Паоси, Таоси, Фуси), господаря Востока (Баос-Тайхао=воздух востока, возчик духа солнца и луны, воз-ду-шен, возитель шена или, по иному, шема). К востоку от Тайханбо находится Ши Эрфу (труп Эрфу или труп потухшего вулкана Эреба, Баллабабана, Барраббана, Паллавваниа)).
К востоку от Тайханбо находится царство Цюань-Фэн (царство Сиуан Буена, Сияние Буяна). Царство Цюаньфэн носит ещё название царства Цюаньжунов. Обитатели этого царства собакоподобны Цюань-жунам (Собакам-воинам, Собачьим Жунам).
Есть здесь женщина-шаманка, которая преклонив колени, при жертвоприношениях подносит вино и еду. Есть здесь вэнь ма (конь в яблоках) с красной гривой и с глазами света хуанцзина (золота), имя ему цзилян (тилан). Ассоциация: яблоневое древо, по индуистки абланагия (Атлана сад, Аблана сад, Аслана сат), вулканическое Древо Познания Добра и Зла, Жизни и Смерти. Конь-огонь, огненная грива.
К северу от Ши Эрфу, в царстве Гуй (Гуй го) - царстве демонов (демонических черепах), "обитают (вулканоподобные) существа, у которых человеческие лица и один глаз". Есть и такие, которые утверждают, что бог Эрфу обитает к востоку от местообитания Гуй (Демонов), и, что у существ, обитающих там, человеческие лица совмещаются со змеиным телом. Возможно, что Демоны - тёмные сыновья Деметры (Праматери Земли). Ван Чун в "Критических рассуждениях" цитирует нижеприводимый фрагмент из более раннего, несохранившегося варианта канонического трактата "Шань хай цзин": "На севере есть го Гуй (царство Демонов). Тот, кого называют Безрогим Драконом, - из существ драконов (Лун). Демоны и драконы (Гуй - Лун) между собой родственны".
Тао Син - Зелёная Собака, "пожирает людей, начиная с головы", видимо, во время обрядов жертвоприношения. Севернее син Тао (зелёной Собаки) обитает Цюн-ци; он "похож на тигра, но с крыльями. Пожирает людей, начиная с головы, шерсть тогда встаёт дыбом". Другие говорят, что начинает пожирать с ног. Канибал вулканический, одним словом; шаманы ему правили обряды жертвоприношения людьми. Сиуан-сан ( вулкан - гора Сианиа) обладал, вероятнее всего тотемистической властью над родом/племенем, от имени которого подносились ему представительские жертвоприношения.
Кто не потерял память, тот помнит, что было время, когда Юй убил Древнейшего Бога Сянь-луана, демиургического землеустроителя времён ветхозаветного бога и предков, - Адама с Евой (Предхиви); ведь прежде, чем изгнать возжаждавших мудрости Богов на землю, землю нужно было проявить словом бога. Гора Сумеруна или Сунелуна (Кунилуна), гора Огненного Сияния, словом Бога проявила сперва Райский Сад Тильмун-етена (Едеме), а затем и саму по себе Семлиану (Землианисту, семирианисту, Земриан, Химериастан, Кумиром, Химерой Стану). Вулкан Огненного Сияния, извергом крутясь, выблёвывал плавленую протоводу. Она остывая, преобразовывалась в пар, дым, облака, воздух, лаву, пресную воду; остывая лава превращалась в пепел, базальт, гранит, кремень, простые и драгоценные камни, металлы, глину, землю; земля порождала из себя минералы, растения, животных, человека; вулканическая праматерь ночи - Нут, проявляла космос: небо, звёзды, созвездия, планеты, солнце, землю, луну. И всё это освящалось Словом Бога, которое становясь мыслью его, Думным Атумом, проявляющим вселенский или индивидуальный Атман, проявляло к видению третьим глазом (Умным Оком) Атумистические Царствв Прообразов Бытия, Ума, Инмира, Времени и Пространства.
Возвращаясь на прежнее, то есть к смерти Сяньлуана от руки Юя (Бала), сразу обнаруживаем смену декораций; старые боги убиты, капища их оплёваны и залиты кровью, которая взывая к отмщению, вновь и вновь поднималась на поверхность, которая была залита кровью и блевотиной убитого бога. Синьтян из Сяньлуаня, не смиряясь с насильственной смертью, сделал себе глаза на месте сосков груди, а вместо пупка установил рот; теперь питаться он мог не через пуповину, связующую его с праматерью, а непосредственно через свой рот, что придало ему больше индивидуальной свободы. Преобразившись, Синтян исполнил воинственный танец метафизического триумфа. Так мне видится эта смена поколений ментально/метафизических богов.
Разуверившись в попытках поставить под свой контроль местообиталище Старых Богов, Юй устанавливает новые капища к северу от местообитания Сяньлю, северо/восточнее Куньлуня (местообитания Драконов Огня, вулканов). В новых капищах (хавитах), устанавливаемых в Цзюлине, к северу от Куньлуня, установлены четырёхугольные жертвенники, в каждом жертвеннике по два алтаря тем богам, которые сохранили свой божественный статус при новой кодификации божественного пантеона; эти боги суть следующие: Шунь-ди, Ди-дан (Ди-Цзюн?, Киноварно/красный Предок), Ди-Ку (Ку-Ди), Яо-Ди или Ди-Яо (Балоди или Ди бал, Владыка творения инмира).
Да-Фэн (Большая Пчела) подобна кузнечику, а Чжун (Красный Мотылёк) напоминает своим видом муравья.
К востоку от Цюн-ци, что севернее гор Куньлуня находятся, обитают люди, тотемом которым служат полосатые насекомые, подобные тиграм. Возможно те самые Да-фэн. О которых речь была в предыдущем фрагменте. Люди долины Цяо носят татуировку, напоминающую своим рисунком, тотем этого племени.
Та-фэй на теле зверя зелёного цвета (син хуа) имеет человеческий лик; Ши (труп) Цзюй-би подобен человеку с одной рукой, с всклокоченными волосами на кривой шее; Хуань-гоу, по иному Вэй-гоу, похожие на собак жёлтого цвета - это подобные людям существа, с головой зверя на теле человека; Мо - это есть животное с телом человека, на которой находится чёрная голова с глазами, расположенными друг над другом; Жун (Воины) - это воины, которые на человеческой голове носят три рога. Можно предполагать, что все эти странные существа есть не что иное, как тотемистические образы известных в цзюлин/таотане родов и племён.
В царстве Линь (Лесного рода) есть зверь, разноцветный, размерами с тигра, хвост по длине равен туловищу, - называется цзоуу (Белый тигр). Цзоуу (Цзоу-юй, То-бул) за один день мог преодолеть тысячу ли (400 км). Цзоуу, видимо, считался за тотема. А вот судьба этого царства незавидна; из несохранившегося письменного источника "Предания Чжоу", сохранённого в комментариях комментаторов, известно, что "некогда был Лин (Лесной род). Он пригласил править государя из жунов Ли и подчинился ему... Лин вступил в борьбу с родом Шан-хэн. Все были перебиты, царство погибло". Мораль ясна: во имя интересов своего рода/племени можно бросить в топку истребительной войны, за чуждые им интересы, подчинившееся племя. Чужих не жалко; не так ли?
К югу (Нань) от Куньлунь-шани есть Сы-лин (солнечная роща Заводи). По окружности равна была 300 ли (120 км).
Глубина Хо-Цунцзи (возможна идентификация с Цюн-ци) - 300 жэней. Здесь находится постоянная обитель человеколикого Бинъ-И, видимо, сына (ибн, бен) Хо-Цунцзи (ХОЦУНИТА). Бинъ-И (И Бин) восседает на двух драконах (двух гнёздах Ра и Осириса, Гнёздах восхода и Захода солнца, сына-ибна глубин Хоцуниса (Нис хоу-шиа, нисхожу, восхожу, Хожу низом-хожу верхом). Иные называют Хо-Чжунцзи (ХОШУНИТА, ХОЖУНИТА). Другие комментаторы отождествляют Бинъ-И с другими речными богами, такими как Фэнъ-И и Хэ-бо (Бо-Хе). Вспомните речного бога Нила, что протекает по стране египтян; его звали Ха-пи. Комментатор Го Пу уточняет: "Его (Бинъ-И - Ледянного Лучника) рисуют с четырьмя лицами (олицетворяющими четыре стороны света, четыре лика солнцеликого), едущим на божественной колеснице, влекомой чоу-лунь (двумя драконами). Чоу-лунь вполне отождествим с Чжулунем, огнетельным драконом, державшим свечу во рту. И-бин есть солнцеликий сын Чоу-лунов, двух огнетелых драконов, охраняющих два гнезда солнцеликого Ра и плутоно/лавоводного Осириса, богов возрождения и возрастания жизни после плутонической смерти. Солнцеликий диск, несущий тнплоту и сияние (сиан, сунн, суен, сын, ласковый дизонне) Ибина (бена, сына, чжэна, шема, чжуна) света, каждодневно утром поднимается с восходом в дневное небо из вулканического колодца, гнезда Праматери Нут и вечернею порою западает, закатывается, заходит, угасает, гас-снет, в вулканическом гнезде прапатера Хас-сана (ВаруХаб-бана, Верхов-вного Прохождения) или, как его позднее назовут, Баллабастана. Плавление (Баллабаблланние) есть ведь ничто иное, как проявление первосущностных элементов: Прапапа, Баллаб-бан, Баллабас-сан, Баллахаб-бан, Баллахас-сан Баллабастан проявлял Феномены бытия и Инмира, а Балланнаста, Пламенистая Праматерь (Прамами) Могушественная Махош Нут проявляла Ноумены Познания феноменов БЫТИЯ, УМА, ИНМИРА, ВРЕМЕНИ И ПРОСТРАНСТВА. Эзотерически, два гнезда вполне отождествимы с двумя Мировыми Древами, куньлуньскими кумирами древности: Древом Бытия Жизни и плутонической Смерти, и Древом Познания Добра и Зла, Жизни и Смерти.
На горе Янь-юй (Юй-Янь) находится исток Реки (Хэ). Гора носит ещё наименование Лин-мэнь (гора Холода и Тепла), Юй-лин янь-мэнь. Здесь Великий Юй, по свидетельству "Хуайнаньцзы", "принёс себя в жертву, чтобы остановить потоп".
"У Ши (трупа) Ванцзые отрублены обе руки и обе ноги, грудь, голова и челюсти. Они лежат порознь". Не повезло вулканическому Ши Ванцзые; взорвался, разлетелся кусками по окрестностям, "лежит порознь". Вспоминается Фаэтон; упал с неба, пожёг всё кругом, рассыпался кусками по огромной территории. Не родственники ли, не об одном ли и том же событии говорят эти мифы, китайский и европейский.
"Жена Шуня из рода Дэн-би родила Сяо-мин (Ночной Свет) и Чжу-гуан (Свет Светильника)", которые расположились быть на берегах Дацзе (малоазийского озера Татти, Туз), что находится у Реки (Хэ, Люше, Люхэ, Чихэ или Хэчи - Красной реки). Вулканические души этих светильников ночи, освещали местность вокруг озера на сто ли (40 км).
Гай-го (царство Гай) расположено у Цзюй-яна (Туиана). Во-нань (южные Карлики) и Во-бэй (северные Карлики), Леян-нань принадлежат к Янь. Чаосянь (страна Утренней Свежести) находится к востоку от Ле-яна (вулкана Бул-леяна), в горах Бэй-хай (Северного моря).
"Ле-Гуше (Храбрые Охотницы/Прорицательницы) живут на острове в Океанской реке"; царство Гуше (Гуше-го - царство Охотниц/Прорицательниц) лежит в море, принадлежит Ле-гуше (Буле-Хуш, Хуштина-пур, благостное царство Ле-Гуш-шегу, Лягуш-шек - царство русских мифологизированных сказок, сказочно/мифических образов русской мифологии). С юго/запада (нань-си) его закрывают горы".
В море (хай) обитают Исполинский Краб, Юй-лин (Рыба-Холм), Цзюй-Бянь или Да-Бянь рыба, а Пэнлай-шань и города Ян-цзу (Светлый Цзу) и Да-жэн (Великанов) расположены у моря.