История самоотречения знает много славных страниц. Древнегреческие философы ценой самоотречения купили свободу. Находясь под вековой властью тиранов, философа нашли способ свободно высказывать свои мысли и распространять свое учение. Они разрешали себе говорить свободно все, что думают, имея в виду, что в любой момент угрозы расправы они готовы окончить жизнь самоубийством. Не веря в существование загробного мира, стоики не представляли себе ничего худшего, чем смерть, смирившись с неизбежностью смерти, они научились не придавать большого значения моменту ее наступления, а будучи готовыми принять её в любой момент от собственной руки, они уже больше ничего и никого не боялись.
Другие философы, уверовав на основании логических построений в существовании богов и иной, загробной жизни, считая неизбежным переход в нее, и не считая самоубийство грехом (как не грешен гость, покинувшего гостеприимный дом раньше времени), также были свободны в своих высказываниях.
Философия стоиков и идеалистов была непобедима и поэтому победила тиранию.
В настоящее время такой тирании, как в древней Греции времен первых стоиков, кажется, нет. К самоубийцам мы можем отнестись лишь с сожалением: они не смогли вписаться в этот мир и раньше срока покинули его. Будет ли за этим миром иной - это вопрос, который никогда не решится никаким спором, и каждый останется при своих убеждениях.
Однако, религиозные фанатики, совершающие террористические акты, совершающие не только самоубийство, но и одновременно чудовищные убийства не только достойны осуждения (это неоспоримо), но и не логичны в своих поступках.
Целью данной короткой заметки является не столько обвинение их в преступлении (это - очевидно), сколько показать ущербность логики, которая лежит в основе воспитания фанатиков.
Идейные вожди фанатиков убеждают их, что они борются за правое дело. Они также убеждают их, что их жертва является гарантией того, что они попадут прямой дорогой в лучший мир, райские кущи, мир блаженства на веки вечные. Они также убеждают их, что акт самопожертвования есть акт испытания их духа - если они его выдержат, то получат вечную награду.
Фабрикуемый в таком учении Аллах или иное божество обладает явными нарушениями логики, и именно на это я хотел бы указать тем, кто имеет шанс сойти с опасного пути. Впрочем, я не надеюсь, что моя статья будет прочитана такими людьми, однако распространение моего мнения, может быть, хотя бы на кого-то повлияет. Ведь не секрет, что на эту дорогу приходят не только те, кто родился и вырос в религиозной среде, но и те, кто обучался в нормальной школе, а кое-кто даже получил высшее образование.
Итак, божество, требующее жертвы от своих чад, не сильно логикой. Во-первых, ни один родитель никогда не требует самопожертвования от своих детей, прежде чем полюбить их. Родитель любит детей такими, какие они есть, в этом - великолепное свойство высокого духа человека. Насколько же должен быть выше дух божества! Божество должно любить людей во много раз сильнее: ведь божество, создатель мира, создало своих чад не в силу физиологических потребностей, как это делают обычные родители, а по зрелому размышлению, вложив в свое творение свое представление о благе, о душе, о гармонии и счастьи. Для чего же создают творцы свои произведения? Разве для того, чтобы их уничтожить? Для чего божеству создавать плохой мир и хороший? Для чего поселять свои чада сначала в плохой мир, а затем - в хороший? Не проще ли создать сразу мир хороший и населить его хорошими людьми? Зачем создавать плохих людей? Зачем создавать душу, полную соблазнов, и испытывать ее? Если я создаю стекло, я не испытываю его на прочность. Если я собираюсь что-то испытать на прочность, я не создаю его хрупким. Я не бью стаканы о землю, прежде чем решу, что они достойны стоять на полке. Если я собираюсь что-то кидать на землю, я для этого беру то, что приспособлено к такому употреблению, например, резиновый мяч. Если мне, божеству, нравится сталкивать существа в борьбе, я создам такие существа, которые бы любили борьбу и не мучались от нее. Если мне нужны послушные агнцы, вечно воспевающие мне дифирамбы, я создам таких агнцев, которые будут испытывать высшее наслаждение от того, что славят меня денно и нощно. Согласитесь, что создавать людей стремящимися к миру и покою, и заставлять их воевать, мучиться и погибать - бесчеловечно. Божество, способное на такое, по этическому уровню много ниже самого последнего шакала - тот убивает, чтобы жить и не ведает, что жертва его испытывает муки, а это божество создает, чтобы убивать и нести муки.
Если божество способно всем дать рай, то почему оно этого не сделает?
Если загробный мир существует, и, мало того, он более гармоничен, он полон счастья, он более важен, чем этот мир, то какое значение имеет для божества то, что творится в этом мире? Так ли уж ему важно, чтобы и в этом мире в живых оставались только те, кто верит в него, кто славит его, кто послушен ему? Если этот мир ему не важен, то зачем заставлять чад своих возлюбленных воевать и убивать в этом мире? Пусть бы забрал их в тот мир, и никаких проблем с этим миром. Если этот мир ему важен, если божество желает и в этом мире навести порядок, то почему оно не изменит души тех, кто в него не верит? Почему оно, это божество, не трансформирует этот мир в тот, который ему нужен? Если этому божеству так уж надо истребить всех инакомыслящих, почему оно не сделало это мгновенно и безболезненно? От бессилия? Конечно, нет - в бессилие бога веруют только примитивные язычники, поскольку в их понимании богов много, и они постоянно борются между собой. Бессилие бога - это не сочетаемые понятия. Бессильный бог - это уже не бог.
Значит, это божество - злонамеренное. У нас нет выбора: оно должно быть либо бессильным, либо злонамеренным. В бессилие мы не верим, значит, остается злонамеренность. Мы просто вынуждены сделать вывод, что то божество, которое выдумали вожди фанатиков, желает зла, причем, желает, чтобы зло творилось руками чад их возлюбленных, причем зла этим чадам оно тоже желает.
Итак, с божеством все ясно. Осталось разобраться с вождями - представителями божества на этой земле.
Какие же они самоотверженные - эти вожди - они понимают, что там, на небесах, все лучше, и намного, но почему-то не спешат туда! И какие же все-таки жестокие люди - их ученики! Ну, скажите, почему, например, последователи Бина Ладана укрывают его от американских спецслужб? Ведь это - прямое предательство любимого вождя! Ведь если бы американцы нашли Бина Ладана, и посадили бы на электрический стул, он бы стал героем и мучеником за веру. Ведь он бы "встретился с Аллахом"! Неужели он "не достоен такой высокой чести"? Какие-то никому не известные женщины радуются и говорят: "скоро мы предстанем перед Аллахом!", а главный идеолог "джихада" вынужден прятаться в пещерах? Разве это справедливо? Я обращаюсь к последователям веры "джихада": отпустите своего учителя к Аллаху. Дайте ему возможность умереть на электрическом стуле - ведь это должно быть его заветной мечтой!
Кроме того, американцы наверняка дадут ему высказаться перед смертью. Еще и устроят показательный суд. А потом ещё и фильм Голливуд снимет про него, и не один, а множество. Ведь про Джека Потрошителя и его последователей поток фильмов не иссякает!
Получается, однако, что главные идеологи терроризма не торопятся на свидание с Аллахом, и больше обеспокоены тем, что происходит на этом свете, чем тем, что ждет их на том. Им важнее быть здесь затворником, чем там - героем. Не глупцы ли они?
Вот и получается, что злонамеренное божество вещает устами глупых толкователей, и почему только их слушают эти боевые человека-машины, несущие смерть невиновным ни в чем людей? Этих фанатиков лечить и перевоспитывать надо. Проблема не в том, что их нельзя найти. Человечество, будь честным перед самим собой: если каждый человек в отдельности не в состоянии отличить фанатика от человека, то человечество в целом вполне способно отличить нормальные человеческие общества от сообществ, внутри которых воспитываются эти фанатики на основе убеждений, которые мировое сообщество порицает, но, по сути, не препятствует их распространению.
Посмотри, человечество, как зачерствело ты - вопросы религии пущены на самотек во всем мире, и секты, которые проповедуют человеконенавистничество, ещё далеко не везде запрещены. И работают радиостанции, поддерживающие фанатиков, и существуют школы, где учат фанатизму, и существуют молельни, где молятся за успех из гнусного дела!
А ведь самопожертвование началось с борьбы за свободу! А ведь люди и в войне 1941-1945 годов жертвовали своими жизнями за счастье тех, кого они оставили дома. За своих близких, за детей, для защиты, а не для наступления, для уничтожения войн и убийств пожертвовать жизнью - это великое дело. Но фанатики жертвуют жизнью не за это: они убеждены, что их жертва - это прямой путь к Аллаху, в лучший мир. Беспрецедентный, зловещий, крайний эгоизм - вот основной источник нынешнего фанатического "самопожертвования". И даже те, кто убежден, что спасают своих единоверцев, не считаются с мнением этих единоверцев, не считаются с авторитетом лидеров этих религий, не считаются, я полагаю, и с желаниями своих близких, если только у них есть близкие люди.
Самое страшное - это то, что существуют матери и отцы, жены и сестры, благословляющие этих фанатиков на те преступления, которые они совершают. Эти люди ни по каким законам не преступники, потому что, к сожалению, нет законов, чтобы преследовать тех, кто сочувствует преступникам по родственным мотивам. Но против этого явления необходимо бороться, и эти люди должны считаться либо преступниками, либо больными, и они должны изолироваться от общества. Каждый человек, поддерживающий хотя бы только на словах религиозный фанатизм, в той или иной мере - преступник. Преступник совести.