Этой ночью блохи вновь танцевали тарантеллу, стоило мне только закрыть глаза. В Семипалатинске объявили военное положение, кот Мебиуса традиционно ходил сам по себе, не задумываясь о бесконечности этого процесса, а я видел сон о том, как блохи танцевали тарантеллу, понятно, босиком. В моей труппе была одна блоха, кичившаяся тем, что знала Шаляпина лично, и она рассказывала, как ей жаловали кафтан тончайшего абиссинского бархата, но доказательств предъявить не возжелала, да, наверное, и не могла. Про обувь, тем не менее, она никогда не заикалась.
Или это тоже мне приснилось?
Сон маленькая смерть. Каждую ночь я живу, но, проснувшись, умираю. Потому что это не жизнь, это что угодно, но только не жизнь, это мучительное бодрствование. Я маюсь животом и мучаюсь изжогой, надо мной довлеют авторитеты, не читавшие даже "Улисса", а я смешно киваю и соглашаюсь со всем их бредом, за что и ненавижу себя, а со своим единственным другом я не могу даже поговорить, потому что он немой, да и аквариум, где он живет, укатили к воротам, развлекать чревовещанием кладбищенских упырей. Это не жизнь, это дурной сон, и пробудиться от него я могу, только когда засыпаю.
Заставить блох танцевать, пока ими жонглирую, я не в состоянии. Это был бы прорыв, новое слово в дрессировке, да что там научное открытие, но тщетно. Я использовал самые прогрессивные методы убеждения, я умолял, я угрожал, но блоха, лично знавшая Шаляпина, хохотала мне в лицо. Она приводила меня в исступление, но я молчал она звезда.
Вечером, перед тем, как проснуться и лечь спать, я читаю Конфуция. И когда я наконец ложусь в свою жесткую и неуютную кровать, он приходит ко мне.
В первый раз я испугался. Когда увидел этого полноватого старца с хитрой усмешкой, одетого почему-то в желтый костюм с черными вертикальными полосками на рукавах и штанинах, я отступил на шаг и мог выдать только набор бессвязных восклицаний.
Е-мое! Елки-палки! Тыць-грыць! Японский бог!
Китайский, вежливо поправил меня Конфуций и мягко, но настойчиво оттеснил от входа. Я хотел бы войти, если против вы не.
Не, стушевался я. Я не.
Хорошо, кивнул старик. Вы хотели читать меня, а я читать вас. И прежде всего, я хотел бы сказать, что это такой большой сюрприз для меня, чтобы увидеть слова "блоха цирков".
Что-что? не понял я.
"Блоха цирков", он терпеливо повторил. На первое представление о начале, я думал, что эта была быть просто интересным научной фантастики. Но так как мое чтение вас продолжалось, я понял, что я был неправ, и вы серьезно представить меня реальная вещь. Это трудно для меня полагать, блохи могут выступать в цирке, потому что я думаю, что это слишком сложно даже для большинства человеческих существ. Если мы не можем сделать это без длительного периода специальной подготовки, как мы представляем себе блоха может это сделать?
Я замялся, не зная, что сказать, но Конфуций ждал. И я выдавил:
Ну... это... да, нужна подготовка, но поймите...
Я знаю, что это возможно, кивнул китайский бог. Я думаю, что обучение должно блох очень сложно, использование химических веществ тренеры, специальные линзы, клеи и так далее.
Нет, робко возразил я, не совсем. Только полное взаимопонимание тренера и блох...
Тарантелла! Конфуций многозначительно поднял вверх указательный палец.
Донателло? удивился я, не расслышав.
Тарантелла, старый дурак! рассердился китаец. Складки его живота, очень неприятно подчеркивающиеся облегающим желтым костюмом, возмущенно заколыхались. Танец для блох цирков будет.
И тогда я поверил, будет.
***
Я дрессировщик блох. Я жонглер блохами.
Не помню, я говорил?
***
В теории все просто. Нужно просто собрать лучших и объяснить им сверхзадачу. Я даже выписал за огромные деньги, в кредит, разумеется, механическую блоху, подкованную в таких делах. И вообразите себе, она открыла красный глаз, сказала:
Мне нужна ваша одежда и мотоцикл.
И тут же выключилась и, похоже, навсегда. Моему разочарованию не было предела, а блоха, обедавшая с Шаляпиным, подняла меня на смех и сказала, что я срываю ей весь график съемок своим глупым цирком с конями. Остальные животные энергично закивали. Ну я и не выдержал; сорвался, едва ли не впервые в жизни. Я кричал и поносил этих никчемных бездарей, клялся, что больше никогда в жизни не свяжусь с дутыми звездами, из которых пресса сделала таланты, а на деле они не стоят и выеденного гроша. Мерзкой старухе, видавшей еще шут знает когда умершего Шаляпина, я совершенно бестактно указал на ее возраст и на то, что ее золотые годы давно остались позади. Словом, я был великолепен, чего трудно было ожидать от человека, тактичного и всегда бегущего от конфликтов.
Ответом мне была мертвая, нехорошая тишина. Я отлучился на минуту, опрокинуть стаканчик воды и придти в себя, а когда вернулся, вся моя труппа исчезла. Дрожащими руками я достал карманный микроскоп, это необходимо для контроля выразительности моих артистов, и увидел в него записку, написанную каллиграфическим почерком.
"Прощай, милый. Видимо, не судьба. Я отдала тебе лучшие годы. Твоя М.
P.S. Привет Левенгуку!
P.P.S. Не ищи нас. В нашей смерти просим никого не винить".
А в моей смерти кого винить? хотелось заорать мне. Мой номер шел пятым. Или шестым, я путался, но в любом случае скоро же на манеж! Кого я буду показывать? Кто теперь будет танцевать? Мне самому, что ли?
В крайнем исступлении эмоций я попытался порвать записку, но она была слишком мала. Как и та граница, отделявшая меня от безумия, и в отличие от мерзкого клочка бумаги, она рвалась весьма охотно.
У меня не оставалось выхода. Нужно было срочно найти артистов. Или хотя бы статистов, буду работать на артистизм один.
И я решился.
Жонглировать можно не только блохами, пусть и пострадает искусство.
Говорят, что от искусства например, музыки под кожей возникают мурашки.
Да. Муравьи подойдут.
***
Я шел на страшные немузыкальные звуки. Под покосившимся крестом около поваленной ели в свежевырытой братской могиле сидели бледные и неприятные мне люди. Чернокожий мужчина со свалявшимися волосами наигрывал на гитаре какие-то замогильные гармонии, ритм-секция, выстукивающая ритм на костях и фарфоровых тарелках, откровенно не попадала в шесть восьмых. Скрипки и виолончели играли совершенно не в тональность. Таков был наш цирковой оркестр.
Лабухи! орал на них тощий высокий дирижер, почти лишенный носа, размахивая палочкой. Авада кедавра, нахер, и плевать, что вы и так подохли все давно! Боб, твою мать, проверь строй! Первая скрипка, не части, и так тебе одну струну оставили, технарь хренов. Понабирают дебилов по объявлению... вот профессию выбрал, е-мое!
Я тихо подошел к дирижеру, хоть в тишине и не было нужды: ужасные звуки так называемой музыки могли заглушить атомную бомбардировку. Но дирижер внезапно взмахнул палочкой, и все замолчали.
Слушай, барабанидзе, в наступившей тишине сказал тощий пугающе спокойным голосом. Я тебе с утра нормальный "Сабиан" приволок. Крэш "Zildjian", сиззл. А ты что? На чем играешь? Китай?
Помилуйте, барин, сперли медь-то, пробасил толстый барабанщик. А так фарфор, настоящий...
Я и говорю, Китай, кивнул дирижер. Но отвлекся от ударника, заорал на гитариста. Так, Боб, я тебя предупредил. Или ты настроишь наконец свой "Индонез", или я тебе его на голову надену. Где эта певица, мать ее разэдак?
Ноу вумен, ноу край, тактично просипел гитарист, но под взглядом сузившихся змеиных глаз без ресниц смешался и уставился в тюнер.
Руководитель оркестра развернулся, качая лысой головой, и заметил меня.
О, какие люди, язвительно произнес он, поигрывая палочкой. Чем обязан?
Я...
Я не знал, что сказать, и только поправлял очки, хоть в этом и не было нужды. Никакого плана у меня не было.
Ты пришел мешать моему творческому процессу, кивнул дирижер. Слушай сюда, дебил. Меня нереально бесят очкарики. Даю тебе пять секунд, чтобы ты покинул это место и пошел дальше сношать своих блох.
Содомия, угар и треш с блохами, тащем-то, это общечеловеческие, в общем-то, ценности, например...
Молчать, лабухи! Четыре секунды.
Я запаниковал.
Послушайте... я только хотел... тут такое дело...
Че ты мямлишь? дирижер всерьез разозлился. Че ты, я спрашиваю, мямлишь?
Закрыв глаза, я сжался. И ясно увидел, как Конфуций поднимает указательный палец вверх.
Тарантелла! то ли взмолился, то ли выдохнул я.
Тарантелла? опешил человек искусства. Затем задумался. А че, это трендово. И шесть восьмых, к тому же. Боб, нарешай-ка... А нет, бесполезно. Так...
Он взмахнул палочкой. Красные глаза его горели.
Империо! И-и-и... уно-до-тре-квадро!
Оркестр грянул удивительно слаженно, впервые за долгое время одарив это жуткое место музыкой. Дирижер явно испытывал трудности, но творчество поглотило его целиком, он размахивал палочкой и даже, кажется, подпевал мелодии. Под кожей его что-то неприятно зашевелилось. Это были мурашки.
Они-то мне и были нужны. Я шел сюда, не имея никакого плана, и это сработало.
Я достал канцелярский нож.
***
Я уходил, а вслед мне неслось:
Ну! Ну можете же, когда я захочу! Лабухи...
***
В тот момент, когда я объяснял туповатым желтым муравьям суть процесса, сзади раздался насмешливый голос.
Вот это да. Нашел себе новых членистоногих?
Я быстро обернулся. Выдавил из себя улыбку.
Передо мной, поигрывая маузером, стоял директор цирка. Личность неприятная, хапуга, толстяк, самодур и бандит. А еще он в постели курит, и почему-то именно это бесило меня больше всего. Я улыбнулся, понимая, что улыбка моя выглядит очень жалко. Сердце колотилось, я мгновенно вспотел.
Да, я его боялся.
А кто бы не боялся? Рассказывали, что он путается с нашей воздушной гимнасткой, курвой, согласной на все ради карьеры, ради чего даже пристрелил ее ухажера, силача Колю, а по субботам он...
Мне твои блохи, сталбыть, жаловались, прервал мои размышления директор. Ты не выполняешь трудовой договор, не даешь обязательный отпуск, а также зажилил артистке бархатный кафтан. Куда это годится?
Никита Сергеевич... начал я робко, наугад, не помня имени директора и не зная, чем продолжить.
Никита Сергеевич? удивился директор. Задумчиво поглядел на муравьев. Хм, мне льстит. Это дает тебе шанс. Чтобы загладить свою вину передо мной и цирком, найди-ка мне, уважаемый, дублера для Говорящей Головы. Раз ты способен так быстро отыскать новый актерский состав, это для тебя труда не составит. Так?
Но я...
Так?!
Так точно, я...
Вот и хорошо, кивнул начальник. А то развели тут бардак. Стабильности нет... ну да ладно. Иди, копай.
Как копать? я опешил. Но... но нечем же...
Не моя проблема, процедил директор, снова поглядел на туповатых насекомых. Хорошие мурахи, кстати. Крепкие. Привлечем к ремонту купола. За мной, залетные.
Я остался один. К горлу комом подкатило отчаяние.
***
Пожарные играют в бридж. Ненавижу что-то брать у пожарных, но больше нигде лопаты мне не достать. Я нерешительно подхожу к ним.
Как игра? улыбаюсь.
Без тебя шла лучше, холодно отвечает мне один из них. Кто сдает?
Ребята, а хотите... хотите анекдот расскажу? всеми силами стараясь изобразить дружелюбие и непринужденность, говорю я.
Рассказывай и проваливай.
Заходит как-то лошадь в бар...
Баян, скучно говорит пожарный.
Отбрасываю оказавшийся в руках ненужный мне баян в угол. Он жалобно выдыхает какофонию звуков, умирая в углу, но мне сейчас не до музыки.
Боян, говорит второй пожарный. Шел бы ты отсюда, божий человек...
Материализовавшийся парнишка в форме "Барселоны" принял это на свой счет и обиженно растворился в воздухе.
Последнее, умоляю я их. Анекдот не очень смешной, поэтому нужно смеяться после слова...
Лопата, кивает пожарный. У нас тут, если что, карты. Проваливай отсюда, говорю.
Блистательно, думаю я, глядя в глаза своему отражению в начищенной до блеска штыковой лопате. Киваю, ухожу, вытирая пот со лба. Цель достигнута.
Теперь осталось понять, кто мне нужен.
***
Мимо матросы в тельняшках, перемотанные пулеметными лентами, несли тело. Я приободрился, не веря в свою удачу, неужто спасен? и подбежал к носилкам, заглянул под простыню. И разочарованно вздохнул.
А где голова? спросил я.
А оно те надо? ответил один из матросов, который курил "Беломорканал".
Я не нашел, что сказать.
Во-во, кивнул курящий. Нашли в Стамбуле. Голова в Париже. Оформлять курьерский?
Не надо, я замотал головой. Пусть его.
Его уже того, философски заметил второй моряк. Если надо голова, чеши на кладбище. Там головастых огого лежит! Профессура там, поэты. А нам, морякам, голова ни к чему. Ну, вира!
Матросы удалились. А я задумался.
Резон в их словах был. Раз директор, жлоб и прохиндей, дал задание копать, значит, надо было копать. О выступлении я уже не думал, признаться, бурное течение сегодняшнего трудного вечера несло меня вперед, и я не имел силы ему сопротивляться. Что ж, оставалось только выбрать несчастного покойного, которому сегодня должно лишиться покоя. Я подумал о Джойсе, но вспомнил, что живу в диком обществе, где никто не читал "Улисса".
Понуро плелся я среди могил, читая фамилии и отбрасывая одну за другой. Все не то, каждый из кандидатов имел изъян и пороки, а тот даже, кто не имел, того точно забраковал бы директор. Я остановился передохнуть около одинокой могилы, посмотрел на портрет и фамилию и вздрогнул.
Это была могила Шаляпина.
Мне послышался тихий плач. Приглядевшись, я сквозь свои чудесно увеличивающие очки увидел мою престарелую приму, и вся злость на нее куда-то улетучилась. Нужно было что-то сказать, но сказать мне было нечего, и я был уверен, что слова здесь не помогут. Поэтому я тихо развернулся и пошел восвояси.
Этот плач разрывал мне сердце.
Я почувствовал себя ничтожеством.
Несмотря ни на что, в душе я оставался верным профессии.
Я жонглер блохами, а не гробокопатель, я говорил?
***
Я увидел Конфуция и немедленно поспешил к нему. Тот нацепил поверх желтого костюма с черными полосками совершенно ему не идущий макинтош и меланхолично жевал яблоко. При этом глядел на меня с мягкой укоризной.
Просто интересным научной фантастики, произнес он. Вам нужно представить директора реальная вещь.
Кто спорит? я очень устал от всего происходящего, вдобавок, страшно перенервничал. Дайте мне парабеллум. Это реальная вещь. Я немедленно застрелюсь.
Танец для блох цирков будет, упрекнул меня Конфуций. Блох цирков. Собаки для блохов. Пудели. Девочка на шаре.
Собаки? задумчиво произнес я. Собаки!
Меня осенило.
Вы гений, гений! закричал я и посмотрел на покосившийся крест, точь-в-точь, как над оркестровой могилой. Собаки! Академик Павлов! Вот, кто лишен изъянов, вот тот, кто меня поймет! Он расскажет мне, почему мне не удается влиять на моих артистов!
Неплохо, удовлетворенно заметил Конфуций почему-то по-французски, сбрасывая макинтош и окутываясь сиянием. Ты познал Дао. Мне нечему больше тебя учить.
Я погладил табличку на кресте, обернулся, чтобы поблагодарить учителя, но китаец уже исчез.
И я принялся за дело.
Земля была податливой, но устал я очень быстро. Мне нечасто приходится рыться в земле в поисках мертвых тел. В этом я выгодно отличаюсь от нашего директора, чтоб его. Но делать было нечего, меня страшил его гнев, поэтому я копал, мучился одышкой, делал небольшой перерыв, и снова копал.
Через время я достиг цели, вскрыл гроб и обнаружил там академика. Он был мертвее мертвого и говорить со мной не пожелал, хоть я и поздоровался с ним со всей возможной вежливостью. Понятно, вздохнул я, нобелевский лауреат, конечно. Запоздало подумав, что нужно было брать голову Альфредо Гарсия, я взмахнул лопатой, чувствуя себя крайне неловко.
Нехорошо все-таки получилось, смущенно подумал я, когда голова с мерзким чвакающим звуком отделилась от тела. Присел на край разрытой могилы.
Задолбался я, глухо произнес и вонзил лопату в землю.
Лопату верни, послышалось сзади.
Пожарный протягивал руку. Я отдал ему инструмент, поднял с земли макинтош Конфуция и начал заворачивать в него безмолвствующую голову.
Назад в цирк мы шли молча.
***
Послушайте, мне...
Изыди, жлоб.
Иду дальше.
Подскажите, где я могу...
Да где угодно! Любезный, мне недосуг, сейчас мой номер. Каштанка, за мной! Осрамимся, провалимся...
Пытаюсь выяснить у другого.
Директора вы не...
Еще как!
О! А где он?
Понятия не имею.
Мне надо отдать голову...
Ух ты! Неужто из Парижа?
Мне становится все равно. Пробираюсь в гримерку к нашей воздушной гимнастке, воровато оглядываясь и теряя уважение к себе. Рассказывали, что директор путается с ней, ради чего даже пристрелил ее ухажера, не помню, я говорил? Так что пусть она ему и передаст.
Кладу голову Павлова на стол. Она завернута в макинтош. Мне тоскливо и больно.
Мы живём в обществе, где государство всё, а человек ничто, а такое общество не имеет будущего, несмотря ни на какие Волховстрои и Днепрогэсы, глухо доносится из-под плаща.
Вы правы, Иван Петрович, шепчу я. Вы правы.
Я на цыпочках покидаю комнату, оставляя голову академика на столике.
***
Закрываю глаза ладонями.
Я испытываю жуткое желание заснуть, чтобы пробудиться от этого кошмара. И увидеть, как мои блохи танцуют тарантеллу. Я уже не знаю, где сон, а где явь. А может быть, этот день всего лишь мое видение?