Дао Дмитрий : другие произведения.

Bad Karma

"Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Рассказ - дзен. Он похож на неторопливое течение широкой реки, по которой проплывают опавшие листья, а на берегу сидит старик и рассказывает истории.


Bad Karma

   Вечер уже вступал в свои права и бледный месяц только-только поднимался на небосвод. Гулял приятный летний теплый ветер, колыхавший невысокую траву, в которой вовсю стрекотали цикады.
   Человек шел сквозь этот вечер и поднимался на холм. И вот он преодолел последние метры и наконец то увидел маленький поселок. Человек чуть заметно улыбнулся и замер, глубоко дыша. В мышцах была приятная усталость от очередного дня путешествия. Сколько их было? Он уже давно сбился со счета.
   Постояв немного, он начал спускаться вниз - к поселку. Спустя некоторое время, он уже входил в поселок. Человек прошел несколько дворов и остановился около одного - не слишком большого, но и не совсем крохотного. Человек постучал в калитку. Сразу же, за деревянным забором хрипло забрехал старый пес, а спустя мгновенья послышались шаги. Калитка распахнулась и за ней оказался высокий мускулистый бородатый мужчина.
   - Кто ты и что тебе нужно? - спросил он.
   - Я - друг, и ищу приют на ночь, - ответил путник. Мужчина хмыкнул и прищурился.
   - Я знаю всех своих друзей и тебя среди них нет.
   - Есть. Ты просто еще не знаешь об этом. - уверенно сказал путник. - И разве незнакомство друг с другом - это помеха для друзей?
   Мужчина усмехнулся и посмотрел на небо. Оно стремительно темнело.
   - Не годится оставлять человека ночью без крова. Проходи. - Он посторонился, пропуская его внутрь.
   - Кай, - представился хозяин дома.
   - Ахара, - в тон ему сказал путник. Он выглядел достаточно молодо. Еще не мужчина, но уже не парень.
   - Вон бочка - умойся с дороги. Скоро будем ужинать. Ахара последовал предложению. Вода была свежей и прохладной. Самое то после целого дня пути. Он закончил умываться и Кай пригласил его в дом. Оттуда раздавались приятные запахи еды. Они вошли. В доме хлопотала женщина.
   - Моя жена - Ксин, - с улыбкой сказал Кай.
   - Ахара - сказал путник и чуть склонил голову. Женщина кивнула в ответ. Она ничего не стала спрашивать и лишь поспешила вернуться к приготовлению ужина.
   Они разулись и расположились в другой части дома. Здесь было немало занимательного. Начиная от маленького домика для духов, до странного вида тотемов. Здесь висели нарисованные иероглифы и какие то совершенно незнакомые символы. Среди известных ему, он обнаружил хорошо знакомые ему колесо сансары и символ Дао. Было несколько рисунков лотоса. Ахара узнал среди символов ихтис. Увидел шестиконечную звезду, крест, чашу. Он смотрел на все это с большим интересом, но не мог понять, что все это значит. Он вопросительно посмотрел на Кая.
   - Эта комната для гостей. Она вызывает любопытство - здесь есть на что посмотреть. Я ведь в свое время много путешествовал и много где успел побывать. Это все оттуда. Везде, где я бы ни был, одним из важнейших столпов, на которых держалась жизнь человека был вопрос религии, веры. Он был важен и для меня. Отсюда здесь столько символов веры.
   - И какому выводу ты пришел, после всех своих путешествий? - полюбопытствовал Ахара.
   - Что принципиальных различий нет. Все едино в своей основе. Это люди все пытаются создать частности и выдавать их за основы. Ну да ладно. Мне больше интересно, кто ты и куда направляешься? Я заметил, что одежда твоя проста и котомка пуста. Ты монах или паломник?
   - Что то вроде того. Но я не приносил обетов и иду не в мекку. Я возвращаюсь домой.
   - И где твой дом?
   - Он там, где заканчивается земля и начинаются небеса. - сказал Ахара.
   - Странный человек идет в странное место. Хм. - сказал Кай.
   - Не странный. Очень простой. Он как отражение воды в зеркале.
   Кай нахмурился, пытаясь понять эти слова. Но его раздумья прервала Ксин и пригласила ужинать. Похлебка была выше всяких похвал, а хлеб мягким и ароматным. Ахара поблагодарил хозяйку за ужин. После ужина, они пили домашнее абрикосовое вино и неспешно разговаривали. Кай потчевал гостя историями из своих путешествий, иногда разбавляя их шутками, легендами, а иногда и вовсе абсолютным вымыслом, который он переплетал с правдой. Иногда Ахара понимал где правда, иногда нет. Но это не мешала ему наслаждаться историями. Он знал, что завтра его путь продолжится и опять будет долгая дорога, но сегодня, сейчас он просто отдыхал. А Кай меж тем начал рассказывать очередную историю:
   - В те времена, когда я был совсем молод и чересчур импульсивен, и хотел побывать в каждом уголке мира,когда дух странствийвел меня по неведомым дорогам, и сырая земля была постелью, а звезды укутывали своим сиянием, точно покрывалом, именно тогда я и повстречал Артемиса.Он принадлежал, как сказали бы у нас, к касте мудрецов. По сути он был ученым, философом. Он всегда утверждал, что им руководит разум, а не эмоции.
   Но, впрочем, ты вряд ли слышал о нем, ведь жил он на Далеком Западе, где даже в крике ворона могла быть сокрыта великая мудрость. Эта была земля образованных людей, искушенных в науке и искусстве. Но, это образованное общество, было также обществом рабовладельческим. Обществом невежества и варварства. Вот такой, то ли парадокс, то ли странный баланс. Но вернемся к Артемису.
   В один из дней, как вспышкой его озарило идея.Она завладела его помыслами целиком.Он рассуждал так: Чтобы все общество стало просвещенным и образованным, надо уничтожить рабство как явление. Но недостаточно просто дать рабам вольную. Надо уничтожить само рабское мышление, т. е. наделить рабов знаниями свободного. Артемис, как образованный человек считал, что истинную свободу дают знания. Да и недаром Господь создал всех людей равными.
   Таким образом, ученый выкупил с десяток рабов и начал их обучать. Но совершил ошибку - не посчитал важнымобъяснить рабам - зачем им свобода, и что с ней делать. И в результате, они лишь бездумно повторяли за хозяином мудрые слова, не вникая в их суть. Не видя результата, Артемис еще усердней принялся заталкивать в их головы знания. Рабы начали роптать и жаловаться.Он говорил им - на пути к свободе - не время отвлекаться на привалы. Но то, что он от них требовал было выше их сил. Ученый же расценивал неудачу, как результат лени и слабого старания со стороны рабов. И в конце концов Артемис не выдержал и в гневе произнес: "Вот такова, значит, ваша благодарность за мои усилия? Коль не желаете воздуха моей свободы, то каменной пылью будете дышать." И отправил всех своих,так называемых, учеников на каменоломню.
   Кай на время замолчал, пожевал нижнюю губу, а затем продолжил:
   - Из-за этого мы разругались. Он пал жертвой своей импульсивности и эмоций, хотя сам всегда утверждал, что руководствуется разумом,апоспешность и необдуманность - ему не присущи. Я не мог выносить эту фальш. И что этот, якобы мудрец оказался на деле обыкновенным лжецом. Его слова расходились с делом. Вскоре я ушел из города и больше никогда его не видел.
   Кай на мгновение застыл, а взгляд его устремился куда то вдаль. Затем он произнес:
   - Нет более худшего способа дать свободу, чем через принуждение.
   Кай замолчал и подлил себе вина. Ахара все ждал, что он скажет что-то еще, но хозяин лишь молча потягивал вино. Тогда он сказал:
   - Многие думают, что обучение - это просто процесс приема - передачи знания. Но это не так. И отношения Учитель - Ученик - это двусторонние отношения. Они подразумевают диалог и сотрудничество. Они основаны на взаимоуважении, а не насилии и принуждении.Артемис по определению не смог бы добиться успеха. Онне относился к рабам как к ученикам и уж тем более, не как к свободным. Он принуждал их и несправедливо наказывал, а сам, тем не менее, пытался воспитать в них свободу. Парадокс, абсурд. Как от собаки можно требовать ласку, если она знала лишь побои? С человеком то же самое. Артемис думал только о себе. Для него рабы - не люди, а лишь инструмент для достижения, пусти и благородной, цели.
   - Вероятно ты прав на счет Артемиса. Но по поводу отношений - Учитель-Ученик, ничего сказать не могу. Тебе вероятно видней. У меня никогда не было таких отношений. - сказал Кай. -
   - Значит ты не был готов к ним.
   - Вероятно. А кто решает, готов я или нет?
   - Ты сам.
   -А если я не знаю?
   - Значит не готов.
   Воцарилось молчание. Никто не спешил нарушать его. Кай задумался о чем-то своем. Ахара неотрывно смотрел на него. Кай взглянул прямо в глаза Ахаре и сказал.
   - Возможно, я никогда не буду готов.
   -Возможно. - сказал Ахара. Они неотрывно смотрели друг другу в глаза, словно вели мысленный разговор. Так было какое-то время. Наконец, Кай слегка кивнул и отвел взгляд.
   - Давай я расскажу еще историю - сказал он
   - Давай - ответил Ахара.
   Гость и хозяин еще долго разговаривали этой ночью. Лишь пламя свечи было их единственным источником света.
   Наутро, Ахара проснулся свежим и отдохнувшим. Хозяева еще спали. Он вышел во двор. Солнце только-только поднялось из-за горизонта. Старый пес лениво ворчал во дворе. Ахара потрепал его по холке. Пес подставил пузо. Неважно стар ты или мал, человек или зверь, но ласку и любовь ищут все.
   Ахара направился к бочке и умылся. Затем повернулся к солнцу, закрыл глаза и задышал медленно и глубоко, делая при этом движения руками, словно вбирая солнечный свет. Спустя некоторое время, он закончил и пошел в дом. Хозяева только-только проснулись. Они все вместе позавтракали. И Ахара начал собираться в путь. Кай набил ему целую котомку снеди и отдал, со словами:
   - Знаешь, ты был прав.
   - В чем?
   - Незнакомство - не помеха для друзей. - сказал Кай. - Тебе всегда будут рады в этом доме.
   - Спасибо, за доброту. Я этого не забуду.
   Он редко встречал таких людей, как Кай и от этого, ценил их еще больше.
   Пора было продолжать путь.Ахара вышел за калитку и пошел прочь. Предстоял еще долгий путь, и Ахара был уверен, что он встретит на своем пути что-то интересное.
   Ахара шел на Восток. Вскоре поселок скрылся за холмами. Холмы сменялись равнинами. И дни сменялись днями. Когда удавалось, Ахара имел крышу над головой, но чаще всего он ночевал наедине с природой. Иногда у него были попутчики. Иногда у него были даже неплохие попутчики. Но чаще всего он был один. Он не стремился к одиночеству, но и не тяготился им. Однажды днем, он нагнал очередного попутчика. Он был лысым и одет в оранжевые одежды.
   - Привет, брат, - крикнул Ахара.
   Незнакомец развернулся и пристально посмотрел на него. Окинув его взглядом, он видно, придя к какому-то решению, осторожно произнес:
   - Привет... путник.
   Он был примерно одного возраста с Ахарой, и даже внешне похож, только был чуть пониже.
   - Не против моей компании? - спросил Ахара.
   Незнакомец лишь пожал плечами. Тут была одна дорога и она тянулась до самого горизонта. А в компании время коротать всяко лучше.
   - Меня зовут Ахара.
   - Деши, - произнес человек.
   - Куда идешь, брат Деши?
   -Тут лишь одна дорога и ведет она в город. Раз уж ты сам идешь, то должен это знать.
   - Верно подмечено, - с улыбкой сказал Ахара.
   - Я сказал что-то смешное? - резко спросил Деши.
   - Ничуть. Извини, если тебя задели мои слова, - примиряюще сказал Ахара.
   Деши принял слова извинения и торжественно кивнул:
   - Ну что ж, извинения приняты. Пойдем дальше.
   - Определенно хорошая мысль - уже без улыбки сказал Ахара. Деши внимательно посмотрел на него и подумал, что возможно поспешил - и в такой компании время коротать не лучший вариант. Он ничего не сказал и лишь пошел вперед.
   На привал они остановились, когда солнце перевалило за полдень. Они укрылись в небольшой роще дерева баньян. Ветки этого дерева спускались к земле и становились корнями для новых деревьев.
   - Все выходит из земли и все возвращается в нее. - глубокомысленно сказал Деши. Ахара в ответ начал выкладывать припасы. Печеный картофель Деши одобрил, а от вина отказался, объяснив, что Будда заповедовалотказ от спиртного.
   - Мне больше достанется, - обрадовался Ахара.
   Ели они в молчании, а под конец трапезы Деши спросил:
   - Чем занимаешься Ахара?
   - Я наблюдатель. Я наблюдаю Жизнь. - ответил Ахара.
   - Я понял тебя. Мне это хорошо знакомо. Ты говоришь о созерцании и медитации. - Обрадовался Деши. - Мой учитель часто давал мне практику дхьяны. Я далеко в этом продвинулся.
   - А почему ты покинул монастырь? - спросил Ахара.
   - Всему, чему возможно, у учителя я научился, усвоил все практики и решил, что мне пора отправляться дальше.
   - А что на это наставник?
   - Он не в праве меня останавливать. Это мой выбор. Мой путь.
   - Это хорошо, когда ты знаешь, чего ты хочешь и что ты можешь. - сказал Ахара. - Я вижу, что ты знаешь себе цену и хочу узнать побольше о твоем учении и что ты будешь делатьдальше.
   - Дальше? Дальше я хочу просвещать и зажигать в сердцах людей священный огонь веры. Люди погрязли в грехах и пороках. Я покажу им другой путь. Я хочу, чтобы весь мир был просвещен. Это необходимо делать. И если потребуется, я жизнь положу на это. Как некогда, сам Авалокитешвара давал обет отказаться от своей сущности Будды, до тех пор, пока он не поможет каждому существу достичь нирваны. - с воодушевлением говорил Деши.- Это моя миссия. Мой долг. Моя ноша.
   - Думаешь по тебе эта ноша? - спросил Ахара.
   - Дорогу осилит идущий. - без сомнений сказал Деши. - Ты спрашивал про учение. Лучше всего его суть передают притчи и коаны. Я расскажу одну историю.
   Это произошло в незапамятные времена, когда Боги еще ходили по земле, а Закон был превыше всего. В ту пору странствовал один учитель по имени Синкай по дорогам Великого Востока. Он считал себя хорошим учителем, ибо, помимо прочего, знал 108 сутр и чтил наставления Учителей. Синкай учил всех, кто этого желал. Он умел красиво и убедительно говорить, но в то же время суждения его были поверхностными и он не понимал до конца всей сути своих знаний. Он видел только ветви, но не видел корней. Одним из его учеников стал мальчик по имени Бо. С самого первого дня, он поставил под сомнение авторитет учителя, вынося на всеобщее обозрение его некоторую некомпетентность. Мальчик постоянно вступал в споры с Синкаем и неизменно их выигрывал. Там, где Синкай путался в аргументах, доводыБовыглядели более убедительными и логичными. Это злило Синкая. Мальчик же не критиковал учение, но критиковал учителя,говоря, что как кто-то может быть проводником учения, если сам не понимает до конца сути того, чему учит. Но Синкай был слишком упрям и легко провоцировался. Он каждый раз опрометчиво бросался в спор, раздражался и никак не мог понять, почему проиграл в очередной раз. У него возникали противоречия в представлениях. Он никак не мог сопоставить образ мальчика, с тем что тот говорит как мудрец. В конце концов он стал настолько одержим спорами и желанием доказать свою правоту, что об обучении как таковом забыл. Вскоре, ученики начали покидать его, пока не осталось никого. Ушел и мальчик. Остался только сам Синкай наедине с собой и своим упрямством. "Если они не хотят у меня учиться - им же хуже, они еще будут жалеть, что ушли", - думал Синкай.
   Он перестал учить ипопытался заняться чем-то другим. Но за что бы он ни брался, он ничего не умел и нигде подолгу не мог задержаться. Он пытался рубить лес, но его руки были не приспособлены к простой грубой работе и мозоли постоянно кровоточили. Он стал печь хлеб, но тот был черствым и невкусным. Он захотел вернуться к женщине, которую бросил, ради стези учителя, нотой он оказался не нужен. Синкай нигде не был нужен и он ничего не умел.
   В конце концов, даже при всем своем упрямстве, Синкай не мог не признать свою некомпетентность и беспомощность в жизни. Он пошел к реке поразмыслить, что ему делать дальше. На подходе к реке, он увидел тонущего мальчика. Он сразу же узнал его - это был тот самый ненавистный Бо, что так раздражал его. В первое мгновение, Синкай захотел уйти прочь, но потом подумал, что ни одна жизнь не стоит обид и уже без колебаний бросился в воду.Но так как плохо плавал, он не смог спасти мальчика и сам чуть не утонул. Синкай выбрался на берег, он опустил голову и заплакал, признав перед самим собой поражение, признав свою никчемность и беспомощность. Синкайпонял, что дошел до края. Дальше его ждали пустота и забвение. "Я действительно ничего не умею, ни на что не способен".- подумал он. Вдруг он услышал шаги. Он поднял глаза и увидел Бо. Живого.Который вдруг сталрастворяться в воздухе, а на его месте возникла сияющая фигура.
   - Твои устремления чисты, а помыслы благородны, но этого недостаточно. Пойдем и я научу тебя плавать. - сказала фигура и протянул ему руку.Синкай на мгновение застыл на месте. Он понял, кто перед ним стоит.
   - Благодарю, о ВеликийМахадев, - сказал Синкай и взял его за руку.
   - В этой истории говорится, что никогда не стоит опускать руки, отчаиваться, даже в минуту слабости, когда тебе кажется, что ты ошибся в выборе пути, - сказал Деши - это говорит о недостатке веры в свое учение.
   - Это не главное в этой истории, - возразил Ахара. - Но не будем сейчас это обсуждать, нам пора в путь.
   Путники стали собираться. Полуденная жара уже спала и было самое время продолжить путь. Они неспеша шли и вели размеренную беседу.
   - Зачем ты этим занимаешься, Деши? Разве тебе никогда не хотелось жить в свое удовольствие, пить вино и быть с любимой женщиной. Растить сад, воспитывать детей, а не странствовать по дорогам, ища искры и пытаясь раздуть пламя?
   - Конечно хотелось, я же человек и мне не чужды желания, но я осознаю свой долг перед людьми. Кто, если не я? Миссия, которая лежит на моих плечах гораздо важнее моих желаний. Важнее меня, важнее тебя, важнее любого. Она затрагивает все человечество. И от ее успеха зависит очень многое.
   - Ты большую ношу на себя взвалил. И вопрос даже не в том, стоит ли великая цель человеческой жизни, а в том, сможешь ли ты эту цену заплатить. - сказал Ахара.
   Деши промолчал.
   - Ну хорошо, оставим пока эту тему - сказалАхара, - по твоим словам, я понял, что ты всей душой ратуешь за свое дело. Ты вероятно очень любишь его.
   - Нет. Любовь тут ни при чем. Это необходимо делать. И если необходимо, я жизнь положу на алтарь своего долга.
   - Ясно, - только и сказал Ахара.
   Дальше они шли молча.. Наступил вечер и впереди, в небольшой чаще, они заметили огонь от костра. Они подошли ближе. На небольшой поляне стояла повозка. Две лошади были распряжены и паслись неподалеку. Около костра сидел пожилой мужчина. Он, не мигая, смотрел на костер, как будто пытался разглядеть в огне какую-то тайну. При звуке шагов он встрепенулся и повернул голову. Облик его был абсолютно обыкновенным и даже непримечательным. Выделялись лишь глаза.
   - Если будете соблюдать законы гостеприимства, то мой огонь - ваш огонь - проговорил он.
   Путники поблагодарили его.
   - В моей повозке можете взять хлеб и сыр, если голодны и вино, если мучает жажда.
   Путники вновь поблагодарили его, взяли еду и сели поближе к огню.
   - Мое имя Хатор. Возможно, вы слышали обо мне. В числе всего прочего, я еще музыкант. - Сказал человек. Ахара и Деши лишь развели руками. Они никогда о нем не слышали. Хатор ничуть не огорчился из-за этого.
   - Мое имя Ахара, а это Деши. Позволь спросить,Хатор, что бы ты сделал, если бы мы решили просто ограбить тебя и забрать все, включая твою жизнь?
   - Ничего. Бог вам судья. Пищу я и так вам даю, повозка ничего не стоит, а лошади не подпускают к себе чужаков. Да и забирать мою жизнь смысла нет - от нее вам проку мало. Но с другой стороны, отвечая мне добром за добро, вы приобретаете больше. Это вы поймете чуть позже.
   Путники ничего больше не спросили и принялись за еду, в то время как Хатор вновь уставился на костер. Когда с едой было покончено, Ахара вытащил мех с вином. Они с Хатором выпили. Деши пил воду. Было тепло и тихо. На небе вовсю светила полная луна и лишь костер потрескивал ветками и нарушал тишину.
   Вдруг, по всей поляне разнеслась тихая музыка. Это Хатор взял свою флейту. Это была не просто музыка. Это была музыка чувств, музыка состояния. В ней было все - и умиротворение теплым вечером и маленький костер и полная луна на небе и сонное дыхание лошадей. Но музыка не застыла на месте, она изменялась и развивалась, увлекала за собой. Она затронула тонкие струны души, заставив их вибрировать в унисон с дыханием мира. Природа и музыка сплелись воедино, дополняя друг друга. Каждая нота, каждый аккорд встраивались в саму структуру мироздания настолько гармонично, что разъединить их стало невозможным. И Вселенная стала музыкой, а музыка - Вселенной. Причудливые гаммы открывали портал в другие измерения, позволяя познать нечто доселе неведомое. Музыка заполнило все пространство и превратилась в свет.
   Внезапно все закончилось. Затих последний звук. Деши все еще пребывал в этом волшебном состоянии, которое подарила музыка. Мелодия все еще звучала у него внутри.
   "Да, этот человек воистину Мастер. - Подумал он. - Это было, как самадхи, как единение с Богом во время молитв. Хотя Хатор играл и не по канонам, вне рамок привычного, его музыка не похожа на все то что я слышал, но она была лучше всего того, что я слышал.
   - Говорят, что музыка - это отражение внутреннего естества музыканта. Способ выражения его природы. И чем красивей музыка, тем красивей природа сочинившего ее. - сказал Ахара. - И теперь я понимаю, что ты имел в виду, когда сказал, что отвечая тебе добром за добро, мы приобретаем больше. Сложись все по иному, мы бы никогда не услышали звучание твоей флейты. Даже не вериться, что такой инструмент способен издавать такие звуки.
   Хатор лишь хитро улыбнулся.
   - Ты наверно учился музыке всю жизнь? - спросил Деши. - Кто твой учитель?
   - Лишь жизнь учила меня музыке - ответил Хатор.
   - Значит она от Бога! - уверенно сказал Деши.
   - Бог - величайший музыкант. Его музыка повсюду, она пронизывает каждую частицу этого мира, но лишь немногие могут услышать ее, настроиться на нее. Для этого надо быть на одинаковых вибрациях с ней. - сказал Хатор.- Знаешь почему я хороший музыкант? Потому что я люблю музыку. А что на счет тебя? У тебя есть любимое дело?
   - У меня есть дело, даже миссия, выполнить которую мой долг. Но я стараюсь не смешивать долг и чувства, ибо они мешают трезвости суждений. - сказал Деши.
   - А что у тебя за миссия, долг? - спросил Хатор.
   -Я обязан служить людям, быть им проводником на пути к свету, к праведной жизни.
   - Тот кто ведет других к праведности, сам должен быть праведником - тихо сказал Ахара.
   - Я достаточно проучился, чтобы отличать добро от зла и способен помочь другим увидеть в себе тьму и искоренить ее. - резко сказал Деши.
   - А кто определил, что ты готов? - спросил Хатор.
   - Я сам себе лучший судья. Моя уверенность говорит за меня. - гордо сказал Деши.
   - А ты не думал, что наставнику видней? На то он и наставник. - сказал Ахара.
   - Он лишь ограничивал меня! - раздраженно сказалДеши. - Он заперся у себя в храме и не видел, что творится с миром, с людьми. Я не мог больше ждать. Дорога каждая минута.
   - Некоторые всю жизнь учатся, но так и не смеют преподавать. Потому что не считают себя вправе. - сказал Хатор.
   - Я - не все! Я другой. Не сравнивай меня с другими! - воскликнул Деши.
   - Знаешь, один небезызвестный тебе Мастер Синкай, на старости лет как то сказал своим ученикам: "Недоучка хуже того, кто вовсе не учился. Не множьте недоучек." - сказал Ахара
   - Ты что, меня имеешь в виду? А сам то, сам то ты кто такой? Назвал меня братом, но сам не монах. Ты сказал Наблюдатель Жизни, но я не видел, чтобы ты практиковал дхьяну или медитацию. Так кто же ты?
   - Я тот, кто верит, что лишь любовь - единственная верная причина что-либо делать в этом мире. Если ты делаешь что-то для другого, без любви к нему, то ты делаешь это для себя. - сказал Ахара.
   - Так значит ты на стороне этого музыканта? - повысил голос Деши. - Ты против меня?
   - Против твоего заблуждения. - уточнил Ахара.
   - Даже не верится, что я делил с тобой хлеб. - сказал Деши.
   - Все люди братья. И никто не должен ненавидеть друг друга. - сказалХатор.
   - Видимо мы двоюродные братья - проговорил Деши. - У меня есть цель. Любовь для меня - не главное. Мне важнее понимание. Но, меняраздражает, что люди используют любовь, как оправдание своей жизни. Что они совершают во имя нее Поступки, а как только надобность в ней пропадает, они бросают тебя. Плюют на тебя. Нет никакой любви. Это обман. Есть привязанность и есть понятие выгоды. - сказал Дешис вызовом - Я был слишком маленьким. И не должен был помнить, но я помнил. Я помнил их глаза, когда они бросили меня на пороге храме. Я никогда не забуду их глаз. Я жил с мыслью, что если буду лучшим, то они вернуться, будут мной гордиться. Но они не возвращались. И тогда я понял, что они меня не любили, я им был не нужен. Просто еще один лишний рот, который надо кормить. И они нашли выход. И в тот момент, я решил для себя, что пока существует такие вещи, пока люди не поймут своих ошибок, не изменятся, не будет мне покоя.
   Деши замолчал и уставился в огонь, заново переживая свою жизнь.
   - Я жил в храме, только потому, что у меня не было выбора и мне некуда было идти. - произнес Деши. - И мне пришлось учиться, потому что учились все. Но монастырь таки не стали мне вторым домом ив конце концов я ушел. Ушел, чтобы не допустить с другими то, что случилось со мной.
   - Ты хотел бы, чтобы люди любили друг друга честно и бескорыстно? - спросил Хатор.
   - Да, хотел бы. Но я не верю в искренность человеческой любви. Для меня существует только одна любовь - Божественная. - сказал Деши. И только она может изменить людей.
   - И ты смог бы быть им проводником к Божественной любви? - спросил Ахара.
   Деши кивнул.
   - Но Бог, в отличие от тебя, любит всех, невзирая на поступки. Ты же - наоборот, людей не особо любишь и судишь только по поступкам. - сказал Ахара.
   - С чего ты решил, что я не люблю людей? Я им просто не доверяют. - произнёс Деши.
   - Скорее ты их презираешь. Презираешь за слабости. Но ведь ты тоже не безупречен. И Бог понимает, что мы не совершенны и даёт нам шанс измениться. Со всей своей любовью и терпением, прощая нас, помогает нам. И кстати, как ты думаешь, чем по-твоему отличается любовь Божественная от любви человеческой? - сказал Ахара.
   - Даже если нет разницы, люди не знают ни одну, ни другую. Их надо учит и наставлять.
   - Но как ты станешь их учить? По книгам, наставлениям учителей? - Спросил Хатор.
   - Я сам бы смог им все объяснить. Найти слова. Они бы поняли. Надеюсь, что поняли бы. Или нашли бы свой путь сами.
   - Тогда зачем им нужен ты? - спросил Ахара.
   - Чтобы указать им, чтобы они обратили внимание. - сказал Деши.
   - Если ты просто укажешь им на их недостатки, попрекнешь их, но ничего не предложишь взамен, они тебя не послушают, да еще камнями закидают. - сказал Ахара. - Если ты хочешь, чтобы люди шли за тобой, будь для них примером: Верующий увидит в тебе - какая должна быть вера. Кто отчаялся - дай тому надежду. Слабому - покажи, каким он может быть сильным. Кто что-то не знал - объясни. Кто неумел - научи, чтоб умел. Да и показал бы, как надо любить не только Бога, но и человека. Бога ведь любить легко - он свят. Попробуй полюбить того, кто грешен. А ты так умеешь, ты так можешь?Можешь быть для них примером? Или ты можешь говорить и делать только то, что говорили и делали другие? А сам то ты кто? У тебя внутри говорит обида, что с тобой несправедливо обошлись.
   - А ты считаешь, что я неспособен быть примером? Я хоть и ушёл из храма, но лучше многих вижу пороки этого мира. - с вызовом сказал Деши.
   - Ты плохой пример. Ты лишь только их видишь. - в ответ сказал Ахара.
   Хаторсказал:
   - Братья, давайте не будет ссориться. Деши,возьми, к примеру, меня. Я простой музыкант. Я не смог бы играть такую музыку, если бы не любил ее. Я воспринимаю музыку через любовь.
   - Не спорю, чувства и переживания служат источником вдохновения для музыкантов. Но ты забыл одну вещь - я не музыкант и никогда им не был. И не могу нас сравнивать. - сказал Деши.
   - На самом деле между нами нет особой разницы.- Сказал Хатор. - Ты взаимодействуешь с людьми, я - с музыкой. В основе этих взаимодействий лежат общие принципы. К каждой мелодии нужен свой подход, нужно по-своему обыграть ноты, не переборщить, но и не урезать. Нужен баланс. Если будешь любить и уважать музыку, она будет любить тебя в ответ. Для меня музыка - живая. Погружаясь в нее полностью, я вхожу в некий катарсис и тогда мы общаемся на одном языке взаимопонимания. С людьми точно также. Будешь уважать их и любить. Они почувствуют это и ответят тебе взаимностью. И потому, в отношении с человеком нельзя руководствоваться лишь разумом, иначе он не будет для тебя человеком, в полном смысле этого слова. Он будет для тебя либо праведником, исполняющим закон, либо неправедником - грешником, которого нужно просвещать. А простишь ли ты такого человека, если он ничему не сможет научиться. И простишь ли ты его, если он ничему не научился, но раскаялся?
   "Прямо как в истории Кая про Артемиса" - подумал Ахара.
   - Хватит! Хватит на меня наседать! Я больше не хочу об этом слышать - закричал Деши.
   Хатор замолк. Воцарилась тишина.Никто не стремился ее нарушать. Больше за вечер никто не сказал ни слова. Ахара лежал на плаще и смотрел на темное небо. Хатор пошел проверить лошадей. Деши смотрел на пламя костра.
   "Я считал себя волей Господа, его дланью, но неужели я настолько ошибся в своем представлении любви?". - про себя подумал Деши, но вслух так ничего и не сказал.
   Ахара думал о другом:
   "Удивительно, как все переплетается в этом мире. Я ведь совсем недавно слышал от того же Деши историю про недоучку и не предполагал, что встречусь с ним так скоро."
   Наутро Деши и Ахара попрощались с музыкантом. и отправились дальше на Восток. Хаторотправился на Запад.Некотрое время путники шли молча. Наконец Деши сказал:
   - Он хороший музыкант.
   - Угу. - буркнул Ахара.
   - И говорил правильные вещи.
   - Угу.
   - Значит я ошибался в суждениях?
   -Угу.
   - Да что ты угукаешь. Нормально ответить не можешь? - разгорячился Деши.
   - Хочешь ответа? Тогда слушай. Да - все дело в тебе. Это твой способ самоутвердиться - за счет великой цели. Ты делал это ради себя, но никак не ради других. Ты эгоист мой друг. - проникновенно сказал Ахара.
   - Да кто ты такой чтоб так говорить. Сам строишь из себя непонятно кого, а ведь не старше меня. - еще больше разозлился Деши.
   - Ого, как все серьезно - спокойно сказал Ахара. - После вчерашнего, ты все также продолжаешь упорствовать. Видно, ты так ничего и не понял. А ведь кому, как не тебе знать, что возраст - не показатель мудрости. Да и почему ты злишься, сам же хотел услышать от меня ответ. А строишь из себя что-то именно ты. С самого первого дня, как мы познакомились, ты ставил себя выше других. Ты ведь обладатель Великой Миссии Служения и Просвещения дремучего народа. И ты каждый раз пытаешься доказать самому себе, что чего-то стоишь. В силу своего посвящения, своих знаний, ты пытаешься доказать, что достоин большего чем остальные. Ты обманывал себя, думая, что ты лучше, выше чем другие. А вчера, ты узнал, что это не так. Что ты такой же как другие. Ты узнал правду о себе. И тебе она пришлась не по вкусу. А сейчас срываешься на меня. Как кто-то такой же молодой, может поучать Великого меня. Я же сам носитель Великой Цели. чувствуешь сколько пафоса и гордыни?
   Деши не моргая, смотрел на него. Зубы его были крепко стиснуты, а кулаки плотно сжаты. Казалось, что еще мгновение и он ударит Ахару, но он сдержался.
   - Да кто ты такой? - сквозь зубы спросил он.
   - Я ответил тебе, но ты вновь услышал лишь то, что хотел. Но я тебя не виню, в этом нет твоей вины. Так делают все. - сказал Ахара. - Но твоя вина в том, что ты взялся за дело, не способный ей соответствовать.
   - Я хотел лишь блага. - прошептал Деши.
   - Помнишь, как говорится на севере - Благими намерениями...
   - И что теперь? Назад, в свой храм мне дороги нет. Цели у меня получается тоже больше нет, - Деши опустил голову.
   - У тебя немного вариантов. Жить обычной мирской жизнью. Любить жену, воспитывать детей, растить сад. Можешь продолжить жить также, как сейчас, а можешь стать достойным своей миссии. Это значит учиться, чтобы соответствовать цели. Если, конечно еще не отказался от нее.
   - Но мой наставник сказал, что если я уйду, то могу не возвращаться. - сказал Деши.
   - Ну я в отличие от него, верю в покаяние и прощение. - проговорил Ахара.
   - Ну ты то не учитель, да и слишком молодой ты для учителя. - скептически сказал Деши.
   - Я тебе уже говорил на счет возраста. Видно ты пропустил это мимо ушей. Ну да ладно. Сейчас речь не о том. Я никого не учу, но лишь потому, что у меня нет учеников. - сказал Ахара. - Но я никого ни к чему не принуждаю. Мой первый принцип - принцип свободы воли. Человек сам должен захотеть учиться, а не мне насильно его заставлять. Также для человека это должно быть важно. Созвучно с его внутренней сущностью. И еще одно - если человек думает, что он все знает, что он самый умный, что он лучше всех, то его учить бесполезно. Пока он не осознает свое несовершенство, не признает его, он не сможет стать учеником.
   Ахара замолчал и посмотрел на дорогу впереди.
   - За тем поворотом будет город. Там мы расстанемся. Если захочешь ко мне присоединиться, то я пойду по Северному тракту. - сказал он.
   Дальше, до самого города они шли молча. В городе расстались. Ахара пробыл в нем до самого вечера и на закате отправился в путь. Дни его сменялись днями. Часто он путешествовал в одиночестве. Иногда были попутчики. С каждым днем он был все ближе к дому и по вечерам он уже мог видеть причудливое сияние в небесах. И вот, наконец-то, обогнув очередной перевал, он увидел знакомую долину. Он стал спускаться вниз, где располагалась деревня. Там он заночевал. Поутру, когда он вышел из хижины шел сильный дождь. Ему пришлось задержаться в деревне на несколько дней. Там его и застал Деши.
   - Значит ты все таки решил, - сказал Ахара. - Завтра выходим.
   - Куда мы пойдем? - спросил Деши.
   - В горы. Там мой дом.
   На следующий день, они собрались и вышли. Прошло несколько дней пути по горным перевалам, прежде чем перед ними раскинулась еще одна долина. В центре долины было два озера. Ахара указал на них и сказал:
   - Посмотри, Деши. Это живое и мертвое озеро. В живом водится рыба, есть водоросли и моллюски и воду можно пить. В мертвом не водится ничего и вода этого озера - яд для живых. И, хотя воды этих озер постоянно впадают друг в друга, но тем не менее одно озеро не превращается в другое. Вода мертвого озера попадая в живое озеро, изменяет свои свойства и становится живой. А вода живого озера, впадая в мертвое - становится мертвой. А та гора, у подножия которой озера - именно туда нам надо. Пойдем, нам пора дальше.
   Они прошли долину и оказались у подножия горы. Ахара сказал:
   - Один, ты бы не смог на нее взойти. Туда невозможно попасть лишь захотев. Туда могут только проводить. Идем.
   Они пошли дальше. По мере того, как они поднимались выше, склон становился все круче и все проще было сорваться вниз. Перед самой вершиной и вовсе стало невозможно подниматься. Деши поднимался дюйм за дюймом, а руки так и норовили ослабить хватку. Ветер вокруг ревел и казалось еще секунда и он сорвет Деши как песчинку и унесет далеко вниз. Холод пронизывал до костей. И лишь воля и знание того, зачем он здесь не давали Деши сдаться. Ахара же казалось напротив не чувствовал ни ветра ни холода и поднимался легко и свободно, умудряясь при этом еще и подбадривать Деши. Наконец они достигли вершины. Там стоял небольшой деревянный дом, больше похожий на храм, но на вид крепкий и основательный.
   - Он больше,чем кажется, - проговорил Ахара.
   Деши ничего не сказал. Лишь из его рта вырывался горячий воздух. Дышать было на удивление легко, хотя они и поднялись высоко в горы. Он посмотрел на небо. Оно уже не было голубым, как внизу. Сквозь темную синеву проглядывала тьма космоса с его бесчисленным количеством звезд.
   - Чем выше поднимаешься, тем яснее видишь тьму, - сказал Деши. И пошел то ли к дому, то ли к храму.
  
   Спустя время...
   Человек шел по небольшой городской улице. Настроение у него было приподнятым и иногда он даже насвистывал приятную незатейливую мелодию. В конце улице, он заметил двух людей - попрошайку, что просил милостыню и обычного горожанина, что протягивал попрошайке монету.
   - Спасибо, добрый человек. - с благодарностью сказал попрошайка. - Храни тебя Бог...
   Попрошайка, вдруг замолчал на полуслове и злобно посмотрел на другую сторону улицы, где также просили подаяние несколько кришнаитов. Он начал выплевывать слова:
   - Ненавижу этих оранжевых. Надоели клянчить. Они только и делают, что валандаются по городам, да и несут всякие бредни, претендуя на истину, а всякие олухи слухают их, рты поразинув, да еще и кормят их, деньги дают.А мало ли, что они у себя в храмах творят. Кто видел, чем они там промышляют. Попомни мои слова - эти бездельники, да нахлебники еще всех нас со света сживут. А кого не сживут, тому башку запудрят. Ей Богу, не надобно им монет давать. Лучше нам - простым честным нищим давать! У нас то оно,ясно, как день - на благое дело пойдут. Вот!
   Прохожий, слушая попрошайку, кивал в такт его словам, и под конец даже сказал:
   - Так яэто - понимаю. Я ж лучше вам, чем этим псам бродячим. Оно всяко честнее будет.
   Прохожий и попрошайка с пониманием друг другу улыбнулись, как два заговорщика, которых объединяет общая тайна.
   - О, вона, гляди, еще один черт оранжевый идет - сказал попрошайка и ткнул пальцем в сторону проходящего мимо них человека, который по-прежнему насвистывал приятную незатейливую мелодию. Человек прошел мимо, а попрошайка плюнул ему след и сказал:
   - Развелось их как крыс. Сейчас каждый может напялить оранжевые одежонки и балакать мудреные слова, облапошивая простофиль. А вот по честному, как мы, никем не наряжаясь и не дуря никого. Поди ж ты немногие смогут. У нас все как у людей - хочешь доброе дело сделать - гони монету, нет - так поди прочь. У нас свобода. Не то что эти. Головы им надобно пооткручивать, как курям, все ж больше проку. Бесполезные человеки!Только и умеют, что песенки свои бесовские петь, да танцульки топать!
   Прохожий снова кивнул на слова нищего, протянул тому еще монету и потопал прочь.
   - Кришнаитскоеотродье. Порядочным людям мешают зарабатывать. - негромко сказал попрошайка. - Надоели клянчить. Вот бы их всех...
   Дальше человек свернул в переулок и ничего уже не слышал. Он по-прежнему насвистывал легкую мелодию. Такое лицемерие и мелочность встречалось часто на его пути. Он никогда на это не отвечал. Не видел смысла. И никогда не вступал в спор с такими людьми. Не хотел опускаться до их уровня. Да и вряд ли мог им что либо доказать. Да и кому доказывать, зачем? Себе он уже все доказал. Он знал правду о себе, знал кто он. И не важно что говорят другие - в этом не было правды, а значит его это не задевало. Он был свободен от чужих слов. Правда о себе подарила ему независимость и свободу.

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Пленница чужого мира" О.Копылова "Невеста звездного принца" А.Позин "Меч Тамерлана.Крестьянский сын,дворянская дочь"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"