Вах, как много в этой книге было метафор, мистического, мифического, при этом держа фокус на абсолютно реальных проблемах, передавая их через метафорические образы. Это уже вторая книга за этот год, где героиня - борющийся со своим внутренним злом подросток-девушка. И здесь борьба показана не хуже, усилив эффект вводом "злого близнеца", для которого внутреннее зло не источник возможных бед для близких, а, наоборот, проложенный путь к власти и новым возможностям.
Книга оказалась в моей очереди в результате конкурса Миф.тудей, но так как я чтец на редкость медленный, руки дошли только сейчас. Это первая часть тетрологии, как я поняла, но в ней столько всего, что я получила редкостное удовольствие. Я вообще питаю слабость к мистическому и мифическому, а тут очень близкая мне тема взросления и лишних возможностей, без отработанного контроля и куча всяких вкусняшек в описании мира и его легенд.
Антураж
Нам показан богатый мир, основанный на мифе о едином боге, которого расщепило на несколько разных богов из-за неуместной просьбы праведника. В результате мир поменялся, возникла тень, бог-дьявол, Князь Теней, которого изгнали другие боги в Место-которого-нет (что-то типа ада). По основополагающей легенде, однажды Князь вырвется из своей тюрьмы, пустит в мир множество монстров. В этом ему поможет Змей и Рдяной Царь, которые объединяться в своей любви и перестроят мир под Князя и его планы.
Почти весь мир делится на людей, которые не в курсе или просто не верят в пророчество, тех, кто в него верят и пытаются спасти, и тех, кто в него верят и являются приверженками Князя Теней. При этом очень быстро выясняется, что пророчество не так просто, как кажется, и есть два кандидата на разрушение мира. Близнецы - мальчик и девочка - которых очень сложно отличить друг от друга, что лицом, что намерениями. И даже те, кто хотят спасти мир от ужасного пришествия Змея, с которого должен начаться апокалипсис, путаются в своих решениях, не зная, кого убивать, а на кого возводить надежды.
Сам мир находится где-то на уровне 16-17-го века, в нем есть порох и гравюры, ювелирное мастерство и часы с шестеренками. Но нет мушкетов, ружей, только самострелы и луки. Нам показывают храмы богов и их служители, напоминающие древнегреческие культы, но в том же мире встречаются монастыри, причем что христианского типа (где монахини воздают молитвы и верят в единого бога), что скорее буддисткого (где великий учитель учит своих послушников сражаться со злом, а потом отпускает в мир великими магами-воинами). Магия присутствует в мире очень осознанно, просачиваясь почти всюду: в трансы, в битвы, в самопознание, в медитации и в проникновения в Место-которого-нет.
Особенно порадовало описание путешествия четвертого принца к Князю Теней, когда нам показали темный двор глазами Саад, ведьмы на службе у князя. Великое зло, показанное изнутри. Для которого ад - лишь темный двор, при котором можно творить почти все, что угодно. Последнее место, куда попадают изгои-мечтатели, для которых реальный мир оказался слишком тесным. Вместе с попаданием в новый мир они теперь могут творить безгранично, отдаваться своей необузданной страсти до конца. И наивный вопрос, теряют ли они свою душу, придаваясь этой свободе и принимая формы клыкастых чудовищ, получает неожиданный ответ: душа теряется по ту сторону реальности так же, как в реальном мире. Совесть человеку необходимо хранить самому и прислушиваться ей, даже оказавшись в темном мире без правил.
Собственно и Саад, и вампир, который забрал ее тело, и блаженный Тони, который сбежал из этого мира, построив множество вечно меняющихся замков, все они просто люди, столкнувшиеся с сверхъестественным. С альтернативным миром, альтернативным решением проблем. И с их точки зрения, это не они предали мир и высокие цели Добра, а мир предал их. При этом они даже не озлобленны на мир. Это не обиженные дети, которые мстят покаравшим их родителям, которые запретили им играть, и велели делать домашнее задание. Это не подростки, которые хотят все получить бесплатно, и ничего для этого не делать. Это люди, которые уже давно повзрослели, которые пытались прожить свою жизнь так, как они верили, что будет правильно. А потом столкнулись с диким непониманием мира, который не обладает их возможностями, их талантом. Это не недооцененые гений, это глубоко непонятые, очень одинокие люди. Люди, которые не нашли понимания в этом мире и сбежали в другой. Глубина этой трагедии на самом деле прекрасная метафора для тех, кому действительно больше в этом мире неуютно, чьи пути часто кончаются алкоголем, безумием и суицидом. Одиночество может довести до почти любой, порой немыслимой грани.
Чем-то этот двор Князя Теней напомнил описание бала в "Мастер и Маргарите", где Воланд на самом деле показан не плохим и не хорошим, он просто есть, как и Князь. У него свои цели. И он может одновременно уничтожить чью-то жизнь, даже не заметив своего движения, а может вознаградить, если человек ему чем-то приглянется. Его бесполезно просить, но он иногда ценит верность. Хотя та же верность может свести в могилу. Так верность Саад далась ей через безумие и потерю памяти, тогда, как говорила пришедшая на ее суд монахиня, она оставалась чиста до своей смерти, не нарушив ни один закон богов.
В контраст богатому темному миру, нам показывают монастырь еретиков, где некоторое время прибывает главная героиня. Великий добрый учитель, который учит своих воинов правде, мудрости и справедливости. Учит их, как спасти мир, когда двор Князя придет и освободится из своих пут, стремясь превратить реальный мир в такой же, что Место-которого-нет. Но, как показывает книга, нет черного и белого. У каждого злодея есть своя история, и порой в ней те, кто хотели защитить мир от зла, казнят невинного, а те, кто стремятся мир уничтожить, наоборот спасают жизни. Неоднозначны герои, и неоднозначен Змей, к уничтожению которого стремится один из главных героев. И героям еще предстоит сразиться со злом, что внешним, что внутренним.
Персонажи
Фран - Девушка-сирота, которая уже давно борется со своей "Черной Волной", попыткой внутренней бездной разрушить мир через нее. В начале книги она всего лишь подросток-изгой, девушка 13 лет, еще ребенок, который повзрослел слишком быстро и постоянно чувствует себя другой. Что не случайно, она дочь ведьмы, служительницы Князя Теней, и для нее с ее братом близнецом возможны два пути - стать Змеем, уничтожающему все живое, или же тем, кто уничтожит Змея.
Всю книгу видно, насколько этому ребенку тяжело. Отдаться внутренним темным силам, и она может стать самым могущественным магом на земле. Но девочка не хочет могущества. Она боится до ужаса стать тем самым злом, за которое ее принимают, не смотря на все ее усилия. Боится проиграть свою внутреннюю битву, не справиться, стать ужасным монстром, который уничтожит все, что ей будет дорого. Она борется с этой Тьмой, старается избежать уготовленной ей судьбы и одновременно вынуждена нырять в эту Тьму, когда оказывается на грани жизни и смерти. Люди либо избегают ее, как странную и незнакомую, либо любят ее чуть ли не с первого взгляда. И когда наблюдающий ее со стороны Сет замечает, что это великая сила, насколько Змей располагает к себе людей, будучи великим Злом, это звучит как страшная ирония. Девочку, которая всю жизнь жалась по углам и которую обвиняли в родной деревне в колдовстве, подозревают в природном обаянии. Даже если она этому научилась, начинала она явно не с этого.
Красиво вышло к концу книги, когда Фран задумывается над тем, насколько ее полюбили произвольные люди в осажденном городе. Когда она видит чужую любовь и чужую веру в нее и понимает, что ей нужно сделать. И это очень знакомо. Когда человек ходит постоянно по грани, когда он обладает великой силой изменить этот мир, но не знает, ни как с ней совладать, не навредив, ни как от нее спрятаться, решающую роль играет внешний мир. Насколько человек был любим в жизни, насколько верят в его победу, что над миром, что над собой и своими возможностями. Порой одно доброе слово, немного ласки, немного сочувствия уже творят чудеса в решениях подобных людей, могут качнуть весы в правильную сторону.
Энтреа - Брат-близнец Фран. В отличие от сестры-подкидыша, его выудили служительницы богини Наар при рождении и готовили к судьбе Змея с самого рождения. Хотя изначально он жил в семье купца, его приемная мать внедрилась в семью, подменила реального ребенка на Энтреа и использовала место как оранжерею для распускающегося цветка. Как только отец Энтреа умирает, а сам он вырастает, "мать" сразу раскрывает карты и клянется в вечной верности своему господину. Он как сын дьявола из "Омен", ему помогают все потусторонние силы, и мальчик не сомневается в своей судьбе и возможностях. В отличии от Фран, он не боится ни своих сил, ни последствий и всеми руками тянется к новой игрушке. Гордыня и могущество, вот что взрастили в нем жрицы за тринадцать лет, тогда как Фран растила любящая мать и монахини, и девочка, наоборот, умеет любить и переживать. Вот вам и генотип против фенотипа.
Сет - Еритик-маг, из монастыря великого Учителя, которому поручено спасти мир от Змея, как и всем его братьям. Он воспитан на четком кодексе мудрости и чести, но даже он, столкнувшись с Фран, теряется в своем понимании добра и зла. Девушка хочет быть хорошей, хочет отказаться от своей судьбы, отделиться от своего злого близнеца, который под конец книги благополучно проникает в ее сознание, в попытке немного попаразитировать. Фран не нужно могущество, и Сет меняет свое решение. До осады города он твердо намерен принести малую жертву ради мира, после же смирился с тем, что Учитель смог разбудить в потенциальном Змее что-то человеческое. Или даже не разбудить, а просто разглядеть.
Человек, чья жизнь всегда была расписана правилам, четко, как линованная бумага. Он опирается на свое образование из последний сил, пытаясь удержать себя внутри рациональной цепочки, не допуская эмоций. Тем не менее, он вынужден жить в мире, где эмоции - основы сверхъестественного, и где изнанка мира строится по далеко не рациональным правилам.
Саад - мать Фран и Энтреа, родившая их уже будучи безумным призраком прошлого, после своего смерти. В книге она фигурирует как легендарная ведьма, которая долго служила своего Князю, полная слепой веры и верности. При этом начинала она как простая послушница, сбежавшая из светского мира, в котором ее пророчили удачный брак и уйму успеха, чтобы служить Единому. Однако как и со многими другими слишком одаренными персонажами в книге, недостаточно просто верить, благо удел сильных - сомнения. Так и тут, попытка воспользоваться своим потенциалом, найти путь лучше, чем предлагала система, приводит Саад в Место-которого-нет, и вся верность, ранее отданная Единому, достается Князю.
Саад изгоняют из монастыря, но путь падения в бездну уже начат. Она хватается не за того учителя, и плавно становится еще более "другой" в обществе, чем когда она начинала. Ее "друговость" обостряется, проявляется в своей красе и неминуемо приводит к конфликту и столкновению, в результате которого ее несправедливо казнят, приговаривая к многим векам безумия и тьмы. Неупокоеная душа, нереализованный потенциал - в результате та, кто возможно мог бы встать на сторону света, оказывается по ту сторону реальности, теряя себя и свое понимание мира на очень долгий срок. Реальную смерть Князь ей дарует уже после, когда она родила близнецов, возможных Змеев, и умирает в монастыре, будучи старым, усталым человеком, которого вовремя не поняли и не приняли.
Принц Ченан - Четвертый сын Императора, которого Князь избрал для своих планов. Он тот, кто найдет ключ к Змею и его разрушительной силе. Его будут любить все, в его окружении, а он будет любить только Змея, и вместе эта пара уничтожит мир, а потом вновь отстроит так, как угодно Князю. И в этом мире будет место и оборотням-изгнанникам и вседозволенности Места-которого-нет.
Юношу "вербуют" в том же юном возрасте, что нам показывают Фран, словно показывая, что 13 лет - возраст выбора, когда надо либо начать принимать Свет, либо же сбегать на сторону Тьмы. И хотя обе стороны показаны очень неоднозначно, мы видим, что первый выбор приходит к персонажам именно тогда. Именно тогда они впервые сталкиваются с Князем, осознают, что они не просто люди, что их ждет, и впервые принимают решения за себя. Кто-то становится монстром, кто-то их убивает, как и обещала нам аннотация.
Ченан показан нам как обаятельное зло, красивое зло. Истинный правитель, в духе Генриха 8-го, или Людовика 14-го. Хотя он еще не стал Императором к концу книги, он уже Рдяной Царь и уже ведет себя как монарх, которому нужно отчитываться лишь перед Богом. В данном случае Князем Теней. Он эмоционален, но расчетлив, он идет на поводу своих порывов и желаний, затаскивая в пучину своей бесконечной энергии своих друзей и окружение. Он заряжает других, они любят его больной любовью, и, полностью понимая, что за ужас нашел в их сердцах самое глубокое место, они не в силах прекратить его любить. И идут за ним, куда бы он их не вел.
Джеди - придворный художник Принца, бывший его товарищ, который сбежал после "вербовки", ужаснувшись той Тьме, что нашла путь в сердце его друга. Долгое время он шлялся по миру, пытаясь забыть то, что увидел. Пытаясь убедить себя, что это было лишь видение, наваждение, и все хорошо. Но в результате он все равно вынужден вернутся, и его засасывает в эту пучину. Он безгранично любит Принца, при этом понимая, что Принц сделает с миром, и не может ничего с собой поделать.
Перед нами типичная борьба любви и совести. Когда уже поздно сказать нет? Когда стоит, подобно Томасу Мору умереть за идею, не смотря на любовь к королю, а когда стоит отринуть собственные идеалы и моральные устои, и поверить загоревшемуся идеей другу, пойти за ним вслепую, доверяя своей любви? Возможно он видит больше нашего, уговаривают себя в таком случае друзья. А потом уже поздно поворачивать. И Джери создает по просьбе Принца латы для монстров, полностью понимая, к чему ведет его дружба с Ченнаном, и не в силах остановить этот поток. Слишком человек, чтобы противостоять этому Злу. Слишком близок сосуд, который им наполнился.
И опять та же мысль - не Зло делает человека Злом, а люди вокруг. Многократно упоминалось, что если бы Джеди тогда не сбежал и был бы рядом с Принцем все те тринадцать лет, то возможно ему удалось бы удержать того от падения в бездну. Но Джеди сбежал, и Ченннан остался наедине с Князем Тьмы. Возможно кому-то хватило бы сказать "нет" бездне, но без наших друзей мы всегда слабее. А подростка слишком легко сбить с правильного пути, поманив великой властью и страстью.
Берад - насколько я поняла, он же блаженный Тони, который строил замки в Месте-которого-нет. Старый священник, показанный в книге как человек долга, ставший таким, после собственных неудач и потерь в этом мире. Намеками показывается, что он бы по ту сторону, уже выбирал Тьму, но вернулся к свету. И он должен был удержать принца от падения, но не справился, сбежал, как и Джеди. И так же, как и Джеди, решает вернуться к Принцу, чтобы починить и исправить. Правда в этом томе, он просто пропадает из повествования, но подозреваю, что еще вернется.
Он один из тех, кто воспитывал Фран, черпая веру и моральность из собственных грехов. Видя в Фран не Змея, а заблудшего ребенка, которого еще не поздно спасти. Второй шанс, ведь Принца он так и не спас. И он пытается искупить свои грехи, помогая девочке-найденышу, давая ей приют там, где все отказали. Он что-то вроде отца, первого учителя, и в том, что Фран не сдалась и не дала Тьме внутри победить во многом его заслуга.
Сюжет
Сюжет раздроблен множеством разных персонажей, от чьего лица показывается этот странный мир, но все они рисуют достаточно цельную картинку. Будь то переживания Фран, воспоминания-мемуары Саад или видения Сета. Нам показывается картинка кусочками, которые плавно складываются в паззл. Намеки, кусочки, обрывки. Автор искусно дает нам приманку, после чего мы додумываем сами, а потом идут следующие подсказки.
Главная интрига - Змей и неизвестность того, кто он, кто им станет и почему их двое. За книгу я успела перепробовать несколько теорий. И что Фран точно Змей, но он Тьма внутри и она, как носитель, сможет его победить, будучи и Злом и Добром в одном. И то, что Фран спаситель, а ее брат - Змей. И что Змей возникнет при слиянии обоих полностью, впитав в себя силу Фран, но сломав ее сопротивление. Не зря ее силы увеличились с приходом сознания Энтреа. Но к концу книги мы все равно не знаем, кто есть кто и чем все закончится. Возможны множества вариантов.
Ну и сюжет первой книги по сути - взросление Фран. Ее путь от ребенка-потеряшки до осознанной личности, которая плавно учиться не подавлять свою силу, но использовать ее во благо и формировать свой моральный компас. Она учиться не быть вечно одной, формировать связи с людьми, понимать, кто она и что с ней. Путь взросления, который принимает более четкую к концу книги форму и дает ей сделать следующий шаг. Автор наметила поле боя, между Пустыней и Империей, а Фран предстоит сыграть в этом роль. И она готова начать принимать решения, а не просто метаться в поисках моральных ориентиров. Конечно, она еще не полностью оформилась и ей предстоит еще многое, но она явно сделала нужный шаг, взошла на следующую ступень.
Общее впечатление
Очень понравилось. Мифологическая составляющая, то как эти мифы переплывают в метафоры, все это безумно вдохновляет и вызывает множество креативных ассоциаций и образов. Ну и, как сказала в начале, проблема главной героини мне очень близка и я сразу прониклась проблемами Фран и ее борьбы. Хотя образ немного напомнила Джоан из "Дракон должен умереть" Дин Лейпек, та же проблема показана чуток по-другому и в гораздо больших масштабах (сравниваю только две первые книги из обоих циклов). Ну и как говорится, все уже рассказано до нас, но важно как это подал конкретный автор, а не насколько проблема та же. Пока решение в книге другое.