Аннотация: Ещё не всё потеряно в этой жизни - скорее даже наоборот. А впрочем, кто знает...
Осень
По всей стране торжественно кружат желтые и красные кленовые листья, в нашем городе хлещет непрекращающийся холодный серый дождь.
За океаном тихо и солнечно, на проспекте колючий ветер рвет клоками сизую влажную мглу, тянущуюся с побережья, как из простуженного носа.
У них двенадцать градусов в цельсиевой шкале, у нас сорок два по Фаренгейту.
Ясно и просто, точно чашечки весов бесшумно покачиваются в равновесии, соединенные двумя паутинами тонких нитей...
* * *
О чем думал покойный? 'Ибо не счастья ищу я, но дело мое зовет меня'.
Это думал не покойный, а совсем другой человек, к тому времени, впрочем, тоже давно уже покойный.
Сам же покойный размышлял о том, что слова эти - ложь. Искренняя ложь отчаявшегося в поисках любви человека. Еще он думал о том, почему он так думал, но так и не решил.
Было пусто, холодно и уныло. Неплохо было бы сходить куда-нибудь развеяться.
* * *
Рядом с поляной, где они расположились на пикник, полого спускался ручей, мелкий и тихий. Под предлогом собирания хвороста для костра он пошел вверх по ручью, чтобы подняться к истоку. Продираясь сквозь непроходимые заросли парка, окрапивился. На запястье и лице проступили красные пятна. Он вспомнил, как в детстве бабушка говорила ему, что крапивный ожог полезен.
Костер занимался и змеился лентами дыма. Все были озабочены раскладыванием снеди. Все, кроме женщины, богом данной; чуть поодаль она играла теннисным мячиком со своей собакой, ушастой, с неправильным породистым прикусом.
- У Вас лицо красное, - сказала она, - Вы, наверное, обгорели на солнце.
- Наверное, - ему хотелось опуститься перед ней на колени.
- У меня есть крем от ожога, хотите? - засмеялась она.
* * *
Чистым и хрустальным от счастья голосом пела птица за открытым окном. Пела о жизни, о солнечном луче, о синем небе. Я неподвижно сидел в кресле - слушал. Я где-то уже слышал этот хрустальный голос...
А за окном с полуоткинутой, слегка надутой холодным утренним ветром шторой только сверкала сизая роса на траве. Шумели деревья и влажные листья двигались тенями на стене. Пела птица. Вдали из-за синей стены паркового леса поднялось белое плотное облако. Чье-то знакомое сердце тосковало по этой земле, по облакам, по шумным ливням и сверкающем росам, по мечтам и звездам, которые рождаются среди зеленых холмов. Я вспомнил - милая моя. Но была ли ты? Или только пригрезилось?
Птица щебечет о том, что когда-то женщина, неповторимая в своей уникальности и свете осени, вглядывалась в глаза своего собеседника, размышляя о чем-то своем. Птица пела о ней, что живет своей жизнью на разных континентах этого огромного мира - везде и нигде, и о молодом мечтателе, в своих грезах облетевшем небеса. Было мирно: где-то далеко-далеко, я ее не слышал, тихо шумела вода ручья... пряное, сладкое октябрьское утро кружило голову...
Я загляделся на восход и вдруг замер, сосредоточенный. Вспомнил внимательные и ласковые глаза: в зрачках - солнечные точки, в которых парит океан небесного света... Ветер сильнее поддул штору, нижний край ее мягко плеснул - в комнату вошел запах утра, земли, влаги...
* * *
'За эти сумасшедшие дни я как-то позабыл ее лицо', - думал покойный, - 'И память - в сумбуре событий - не может восстановить ее прежнего облика'.
* * *
Садитесь рядом. Садитесь, не спешите, спокойно вздохните, задумайтесь - это будет долгая история. И пусть на бумаге вы найдете не так много слов, но продолжение каждый напишет сам. И для себя. Впереди путь длиною в жизнь и подобные истории показывают нам только часть своего развития - их начало и финал скрыты от наших взоров таинственностью и загадочностью жизни.
Я даже не предполагал, что все будет меняться с такой быстротой. Четыре раза изменено название и вычеркнута сотня страниц текста, некоторые истории тоже не дошли до книги - им место в других рассказах... В конце концов получилась добрая, но не смешная история о людях и их чувствах. Вы любите такие истории? Я - да. Особенно если все хорошо заканчивается. Будем надеяться, что и эта не будет исключением. Ведь самое главное в том, чтобы сказать себе 'Верь, друг мой' - и все непременно получится.
* * *
Опыт приходит со временем, и именно сейчас я начинаю понимать, что наше время быть счастливым давно пришло. Не надо чего-то ждать и кого-то догонять, надо просто быть. Счастье не приз, за который надо бороться, как за университетский диплом, но и не подарок в красивой упаковке с надписью 'Фортуна'. Оно не приходит само собой тогда, когда мы случайно встречаемся с красавицей 'то, что надо'... Счастье подразумевает встречу с реальностью такой, какая она есть, и путешествие по жизни рука об руку с ней. И, как следствие, принятие на себя определенных обязательств по отношению к себе и своим спутникам.
Наверное счастье приходит к нам различным образом - у каждого это чувствуется совсем иначе. Иногда оно переполняет наше существо, временами - едва заметно. Но чаще мы счастливы тогда, когда менее всего озабочены поисками благосклонной улыбки Фортуны.
Чтобы быть счастливым и удовлетворенным, нет необходимости совершать подвиг или отчаянно расталкивать локтями окружающих. Счастье в существовании, а не в действии. Я помню все замечательные моменты моей жизни: и я знаю, я верю, что будет она - любовь, и отнюдь не безысходная, но вспыхнувшая совсем неожиданно...
Чтобы окунуться в свои чувства, необходимо познакомиться со своей глубинной (подсознательной) эмоциональной жизнью, научится принимать ее как неотъемлемую часть нашей личности, а не как нечто, чего следует бояться, избегать, как постыдного и отвратительного... Иначе, игнорируя собственные чувства, мы, как лунатики, скользим по жизни в состоянии транса, время от времени вздрагивая и пробуждаясь при встрече с мешающейся под ногами действительностью. Дрожащие и беспомощные, мы переполнены своими чувствами и смущены эмоциями других.
Понимание языка чувств - один из ключей к овладению собой. Ведь, когда мы не отрицаем своих эмоций, когда мы постигаем язык чувств, мы становимся обладателями незаменимого средства разрешения проблем, подбрасываемых нам жизнью. Ведь свобода человека - в постижении собственных чувств и способности действовать в соответствии с новым пониманием себя.
Лучшее, что мы можем сделать друг для друга - это честно и откровенно говорить о своих чувствах. Есть много моментов в жизни, которые заставляют нас смотреть в будущее со страхом и неуверенностью. Но, поделившись однажды своим страхом, человек смотрит в будущее с большой надеждой, так как его уже не обременяет груз невысказанных опасений... Важно уметь сохранить или вновь обрести дремлющую в нас детскую способность к удивлению, а также восприимчивость и отзывчивость даже по отношению к самым незначительным мелочам жизни и внутреннего мира.
Каждый из нас в качестве отдельного существа старается избавиться от одиночества, испытывая привязанность к другим людям. В течение жизни мы вступаем в различные отношения с ними, чтобы удовлетворить свою потребность в любви. Неудачи, связанные с такими отношениями, выражаются в различных осложнениях в нашей жизни. Отсутствие любви приводит к множеству болезненных последствий, одиночество убивает.
В таких отношениях есть риск, поскольку любовь основывается на дружбе, а дружба - на честности, а не на взаимообмене тщеславием и бездельем. Истинная дружба подразумевает глубину, друзья делятся самым сокровенным - чувствами, нуждами, желанием и даже страхами... Дружба всегда подразумевает взаимные отношения равенства, в ней не только берут, но и отдают. Она требует затрат времени и внимания к чувствам, нуждам и желаниям другого. Каждый из друзей принимает на себя ответственность за свою половину и каждый поддерживает друг друга. Близость - отличительный признак дружбы: мы саморазоблачаемся, бываем откровенными и, одновременно, уязвимыми...
Я никак не могу забыть тебя - и каждый раз, когда я вспоминаю о тебе, я мечтаю, что придет День и призрачная завеса условностей исчезнет... И тогда наши встречи перестанут быть мимолетными.
* * *
Есть устриц его учил Лысый Джон.
Они ели их прямо у прилавка на Соломенном рынке, где тинный запах рыбного ряда перемешивался с кисловатым душком давленой перезревшей клубники.
- Здесь, - пояснял Лысый Джон, - они как-то больше освежают, по контрасту. И не выжимай весь лимон в одно место, распределяй равномерно, чтобы самый вкус не забить. Да не глотай сразу, смакуй, чудак, смакуй!
Сжатая долька лимона стрельнула соком ему в глаз. Он часто заморгал с виноватой улыбкой, незамеченной Джоном, продолжавшим объяснение:
- Чтобы иметь деньги, надо их очень любить. Чтобы иметь женщин, надо их тоже любить, их и деньги.
- А как же те, - спросил он, заморгав еще чаще, - кто только женщин любит, а деньги нет?
- А те, - удивился Лысый Джон, бросив пустую раковинку, - те как бы и не считаются.
* * *
Сухой шелест облетевшей осени, ноябрь, парк. Ушастая собака носится кругами, подбегает, заглядывает вопросительно в глаза и убегает. Ее собака. Солнце манит теплом, ветерок отрезвляет, а изо рта срывается пар. Она зябко вбирает кисти рук в рукава свитера. Хочется коснуться щекой ее холодного носа, как трогают носы малышам, определяя, не замерзли ли.
Говорить незачем, но разговор журчит, тем не менее, ручейком, которого так не хватает урбанистическому ландшафту; не реки - она, большая и неуклюжая, неважно себя чувствует, стиснутая с боков гранитом напирающего города, - а ручья, болтливого, с камешками и песчаными проймами.
- Да? А почему?
- Мне трудно было бы Вам это объяснить, Вы ведь не были влюблены.
- Почему вы так думаете?
- Это видно.
- Откуда?
Собака подбежала к безногому бродяге, что раскладывал на засаленной клетчатой подстилке свой нехитрый завтрак. Остановилась поодаль, принюхиваясь. Нос по ветру, обрубок хвоста из стороны в сторону частым маятником. Бродяга облюбовал этот уголок парка в качестве летней квартиры. А теперь, в дождь, он со всем своим тряпьем переползает под навес публичной библиотеки.
Никто не знает, где коротает этот человек зиму, да никто и не спрашивает. Бродяга отщипнул кусок бутерброда и бросил собаке с неожиданно пронзительным криком: 'Возьми-ка!' Пес отпрянул и бросился к хозяйке, ткнулся в ее ноги, стал тереться о них.
- Вы слишком озабочены собой, собственной жизнью и ее превратностями, чтобы любить кого-то еще. Собака и игрушки не в счет.
- Вы так плохо обо мне думаете?
- Нет, я так хорошо о Вас думаю. К тому же, все Вас любят, наверное, есть за что. И потом, кто сказал, что любить и жалеть себя плохо?
- Но нехорошо же быть эгоисткой.
- Глядя на Вас, думаешь, что неплохо.
Она даже не улыбнулась. Присела погладить собаку.
- Можно мне?
- Нет.
- Почему?
- Так...
Кажется, она хотела еще что-то добавить, но раздумала. Собака снова припустила кругами, веселя душу своими легкомысленно болтающимися ушами.
* * *
О чем думал покойный? О том, какой он все-таки счастливый человек. Как щедро наградила его судьба. У него есть любимая марка машины, которую ему не купить, любимая женщина, которой он не нужен, дом, где он навсегда гость, книга, которую он не допишет, и долги, что он никогда не вернет.
Так думал он, сидя на остывающих гранитных ступенях публичной библиотеки, глядя в светящееся окно третьего этажа в доме напротив.
Окно, завешенное непроницаемой белой шторой. Ее окно.
* * *
Иногда мне становится страшно от того, как похожи ночные улицы в разных городах. Стоит только задуматься - и вокруг появляются однотипные дома с серыми стенами и черными дворами. Падает мокрый снег и узкие улицы ведут неизвестно куда. Грязная вода исчезает из-под ног в дверях подъездов, тени редких прохожих сливаются с острыми тенями голых деревьев....
Я иду по незнакомой улице знакомого города. Тротуара почти нет, и приходится идти прямо по дороге, да это и не опасно, ведь здесь все равно ничего не видно, поэтому никто и не рискует тут ездить. Я, кажется, заблудился, хотя хорошо знаю этот район. Свет в конце улицы становится ярче - и я вижу на углу публичную библиотеку, окруженную газоном.
Неподалеку от нее у мусорного ящика стоят и сидят люди. Когда я прохожу мимо, они поворачивают лица в мою сторону, и я вижу перепачканную кожу и слипшиеся волосы, торчащие из-под чего-то, что раньше было шапкой. На меня смотрят глаза, в которых давно угас смысл, но ко мне не протягиваю рук, скрюченных от холода...
У самых дверей сидит женщина. Я собираюсь пройти мимо и вдруг чувствую на себе ее взгляд - останавливаюсь и стою, вглядываясь в ее лицо. Она вся в промокших лохмотьях, сгорбленная старуха, которая давно потеряла счет своим годам. Лицо избороздили морщины так, как будто кожа уж совсем устала собираться в складки, подчиняясь настроениям, и теперь бессильно обвисла мертвой маской раз и навсегда. Но ее глаза как будто живут своей собственной жизнью, позабыв о времени. Эти глаза смеются и видят меня насквозь - совсем равнодушные и необыкновенно живые.
Я хорошо знаю эти глаза...
* * *
О чем думал покойный? О том, как бы не проспать. Как бы пораньше выйти, чтобы успеть первым в мастерскую по починке зонтов. Не то что бы у него была мания ходить по мастерским и разглядывать несчастные увечные вещи, не то что бы он от этого себя лучше чувствовал. Ничего такого и близко. Разве что в детстве он любил заглядывать в лавку сапожника - но то совсем другое дело. Там ему нравился гуталинно-кожаный запах, черные фартуки и нарукавники мастеров, сухой перестук их молотков и гулкий ход маховика для обточки набоек. То в детстве - в детстве он даже не научился стоять на роликах, они все время подворачивались внутрь.
Месяц и четыре дня с того времени, как он сдал в починку свой зонт, становились все больше похожи на день и четыре месяца, потому что стояла осень, и зонт было бы крайне неплохо иметь над головой.
Поначалу хозяин мастерской встречал его с радостным удивлением как старого друга, потом с почтением и радушием, как старшего брата, затем как брата младшего, а в последнее время просто как родственника... жены.
- К концу недели, думаю, сделаем, - говорил он по понедельникам, вторникам, реже средам. В остальные дни он думал совершенно иначе:
- В начале недели должно быть готово. Я вам сразу же позвоню, хорошо?
Безмятежная ясность и безоблачность его взгляда отрицали саму возможность такого природного феномена как дождь, и нельзя было удержаться, чтоб не ответить:
- Хорошо.
И он вторил:
- Хорошо.
И улыбка хозяина сияла в унисон его взгляду, так что вся лавка превращалось в рай по ремонту зонтов:
- Хорошо!
Правда, улыбка его была больше сродни северному сиянию в том смысле, что как мороженая рыба - негнущаяся и кривая.
Однако по недосмотру ли или по чьей-то злой воле дожди все же шли. Иногда с грозой, иногда с ветром, а то и всухую, без ничего, и всегда заливало за шиворот, точно стихия облюбовала пальто покойного в качестве водостока. И он купил себе куртку. Непромокаемую, дутую, с капюшоном. В ней он был похож на космонавта, водолаза и спасателя разом.
Собственно, покойный как-то давно мечтал спасти красивую добрую девушку и на ней жениться, то есть, спасти-то он ее мечтал просто так, бескорыстно, но чтобы она потом влюбилась в него без памяти - ну а тогда бы он уже на ней и женился. Ему хорошо было так думать, и в куртке тоже было хорошо и непромокаемо. И зонт под воздействием времени и непогод превратился в мечту, сладкую и розовую, как спасение девушки. И заглядывая в ясные, как циферблат будильника, глаза мастера, он видел не часы и минуты, а вечность.
Для починки зонта не хватало одной детали, которую пришлось заказывать в другой мастерской, наверное, высшего порядка. Если у зонтов есть душа, думал он, а она у них непременно есть, помещаться она должна именно в этой детали, которая представлялась ему ювелирным чудом, янтарной капелькой на конце булавки, серебряной блесткой на ее подведенном тушью веке...
Думал он и политике, о том, стоит ли предоставлять гомосексуалистам свободу выбора пола при заполнении анкет и оформлении документов и, если стоит, зачем их тогда заполнять и оформлять, словом, о том, о чем думают остальные люди, о жизни. Ведь он не всегда был покойным.
А еще он думал, как странно иногда жизнь устроена, что слова и дела одних людей, даже и не дела вовсе, а так, делишки, и слова то же самое - мусор, а не слова, перхоть пиджачная, шелуха от семечек, обретают важность, набухают смыслом, привлекают внимание прессы и миллионов. Это довольно много внимания, если подумать, это как килограмм сахара на стакан чая - даже если и размешаешь, пить не станешь. А у других людей самые отчаянные их поступки, самые сокровенные их слова мало что значат даже для них самих.
К примеру, бывший президент уехал с женой на дачу писать мемуары, о чем сообщили все центральные газеты, газеты местные, радио и телевизор. Об этом белозубо шутил шоумен в своей вечерней передаче, сверкая улыбкой, точно целое племя людоедов при виде сбившегося с пути путешественника-миссионера, бредущего с мешком стрихнина и библий в картинках.
Или взять обратный пример - одна певица похудела на десять фунтов, о чем передается в программе новостей, и о чем снова шутит неутомимый шоумен, улыбаясь за все сытое миссионером радушное людоедское племя.
Он думал о том, что не пойдет больше в мастерскую по ремонту зонтов. В пустом углу он увидел себя, прислоненным острием вниз, со сложенными в складках черной ткани спицами, себя, неспособным раскрыться и защитить от дождя даже собственной головы.
* * *
Однажды к покойному пришел Лысый Джон, скромно уселся рядом и говорит:
- Ну и что ты думаешь обо всем этом?
- О чем именно? - ответил тот вопросом на вопрос.
- О жизни, конечно, - сказал Лысый Джон.
Он мог бы ответить Лысому Джону, что жизнь, как и полагается, дерьмо. Но утро было приятное и солнечное, и поэтому покойный осторожно сказал:
- Живу потихоньку...
- Только не скромничай, - заявил Лысый Джон, - ты просто не можешь жить потихоньку. Ты - единственный и неповторимый, твоя жизнь насыщена событиями, полна чудесных свершений. И кому, мне! ты говоришь подобную чушь?!
- Только не надо вот этого, - категорично отрезал покойный, - день обещает быть чудесным, а ты пришел и просто хочешь испортить мне настроение. Может именно сегодня и произойдет то, что...
- Ну, ну, мой дорогой, - перебил Джон, - давай между нами, без 'лапши'. Ты ведь не можешь быть довольным жизнью какого-нибудь учителя или, на худой конец, зубного врача. Ты выбираешь то, в чем ты 'непризнанный гений' или 'неиспользованный талант'. Нет, ты веришь, конечно, в свою 'особенность' в этом мире, но так, на всякий случай, ты делаешь то, что трудно измерить и оценить...
- А можно ли измерить вообще что-нибудь? - усомнился покойный.
- Да, конечно... Очень удобная позиция. Как раз в твоем стиле, - рассмеялся он, - творения ума человеческого неизмеримы. То есть, они имеют цену, но эта цена не подвластна числам. А те, кто не понял, тому, значит, не дано понять. Ты, кстати, не один такой.
- И кто же еще?
- Да много таких. Вот, например, художники. Все чего-то рисуют, рисуют... А кому это нужно?
- Ну а если человек захотел оставить следы своей жизнедеятельности не только в мусорном ящике, а, скажем, на холсте. А если он не хочет, чтобы всю его жизнь просто взяли и вынесли вон, а хочет, чтобы его помнили и не были к нему равнодушны даже после смерти?
- Да разве я против? Да пусть каждый ваяет там, где хочет... Все равно лучше, чем оставить потомство, он ничего не придумает. Ну изобразит он что-нибудь на холсте, стихи напишет... А ты, кстати, хоть раз заинтересовался каким-нибудь 'произведением'? Можешь не отвечать, я и так знаю - нет! Пусть эти произведения будят воображение тех, у кого оно спит. Пусть они наполняют душу тех, у кого она пуста. Но мы с тобой знаем, что наше воображение на картинки не поместится, да и не нужны они, кроме нас, никому.
- Душа здесь ни при чем. Так устроен человек. Он должен чем-нибудь заполнить свою жизнь...
- Ну что ж, заполняй. Пиши письма. Я тебе непременно отвечу. Может, зайду как-нибудь.
* * *
Верзила, одетый, как в рекламе 'Колы', спросил его, наклонившись с высоты баскетбольного роста:
- Это здание тюрьмы?
- А разве у нас в городе есть тюрьма? - искренне удивился покойный.
- Разумеется, - нижняя губа верзилы отвисла и влажно расползлась в насмешливой улыбке. Собеседник приподнял солнцезащитные очки и оказался голубоглазым, как кукла Барби.
- Я не знал.
Тюрьма казалась ему лишней. А вот птицы, например, куда-то пропали. Недавно он, правда, видел скворца, скакавшего по мостовой. Не обнаружив в небе своих собратьев, тот, видимо, подумал, что здесь не летают - не принято - и отправился восвояси пешком. Другого скворца, а может, это был тот же самый, он нашел под стеной публичной библиотеки, лежащим на боку со скрюченными лапками. Наверное, разбился об изумительной чистоты зеркальный витраж верхнего этажа...
* * *
Наверное, все мы знаем, что проходит время, и люди взрослеют. Правда? Поймешь ли, к счастью твоему, что ты живешь первый и единственный раз? Все мы живем только один раз... Быть может, когда-нибудь, если есть вообще еще что-то впереди, кто-то придет или, быть может, вернется и заглянет сюда, в этот мир, но уже с частью твоего сердца в своей душе. И все-таки, как это ни печально, ты живешь лишь один раз.
Время, время. Оно не любит тех, кто не только умеет смотреть в завтра, но и даже просто задумается об этом взгляде. И все же очень, до безумия нуждается в нас. Так повелось, издавна и почти навек. Чувствую, что время - великий предатель, иногда очень большой обманщик. Ты знаешь, получается, что мы не нужны ему.
Время - предатель, время выбирает наши судьбы. Лики прошлого стерты и только во снах мы узнаем их. Как знать, но скорее всего прошлое безвредно для нас. Но если очень стараться - то, может быть, можно оживить его? Дать прошлому новую душу, новые мысли, новые мечты...
Но нет - все же прошлое мертво. Прошлого уже нет. В нашей власти уничтожить навсегда то, что живет лишь в нашей бездонной памяти, или просто отвернуться. Конечно, прошлому можно вернуть имена. Можно вспоминать его. Главное - не делать мертвое живым. Не знаю, не знаю - повезло ли тем, кто повзрослел чуть раньше времени... Скорее, повезло. И вот сейчас, дисциплинируя мысль на чистом листе бумаги, очень хочется заглянуть вперед - чтобы понять, как сложится твоя судьба, не ждет ли тебя и меня кто-то... точнее, кто нас ждет... и где...
Но ведь никто не обещал нам легкости. Главное, чтобы ты поняла - и смогла. Тогда значит, это послание не зря.
* * *
Прислонившись спиной к недавно огненно-красному, а сейчас обнаженно-сгорбленному клену, покойный сидел на берегу обезлюдевшего ручья в тот час, когда в окнах зажигается свет. Когда подкладывают последнее полено в камин или, если выдался жаркий день, выходят посидеть на крыльцу перед сном, в час между 'сегодня' и 'завтра', между 'теперь' и 'потом', в час, когда в спустившейся вместе с росой тишине остаешься наедине с миром.
За озером, как собака, положив на лапы морду, лежал парк, глядя на него воспаленным глазом заката. Из-под опущенного века сумерек смотрел он с того берега узкой полосой заката, смотрел, не видя покойного, равнодушно не различая среди последних красных листьев кленов.
* * *
Фрейд сказал, что самое счастливое состояние человека - младенец в утробе матери, что, впрочем, если не осознает, то знает каждый мужчина. Но как вернуться туда, не знает никто, а Фрейд не озаботился показать дорогу, он был великий и очень занятой человек.
* * *
В городе, где поселился покойный, лень почиталась бóльшим пороком, нежели трусость. По утрам он подолгу оставался в постели, из-за чего постоянно всюду опаздывал и безоговорочно был признан лентяем и молчаливо осужден. Лежа без сна, покойный с отчаяньем смотрел, как циферблат будильника отсчитывал за минутой минуту, словно счетчик такси, по которому уже много миль, как нечем было платить. Смотрел, как складывались эти минуты одна к одной без пропусков и колебаний, с безжалостной аккуратностью скряги; как дорастая до пятидесяти девяти, они проворачивали цифру часа, как нож у него в животе. Он продолжал лежать, не в силах вытолкнуть себя из-под одеяла, пока стук в дверь, шум за окном или другая внешняя сила не приходили на помощь. И мало кто знал, что не лень, а страх удерживал его в постели.
Страх перед наступающим днем.
* * *
Однажды она сказала ему:
- Если не нравится образ жизни, можно уехать в другой город или переменить страну.
Он бросился к карте мира, стал рассматривать землю, рваным блином распластанную по голубому кафелю океана. Материки, континенты, кляксы островов. Складки хребтов, паутина границ, полипы полуостровов и мысов.
И ни малейшей надежды на побег.
* * *
Дома покойный обнаружил оставленную ею на автоответчике запись: 'Позвони мне сегодня, пожалуйста. Обязательно. Пока'. Набирая в чайник воды, свободной рукой набрал номер.
-Ты просила позвонить.
- Да. Такой странный разговор был сегодня. Звонит чужой посторонний человек, представляется и говорит, что хочет случить, извини за выражение, свою собаку с Джимом. И предлагает деньги.
- Много?
- Он не сказал сколько, но уверял, что дело стоящее.
- Как его зовут?
- Не знаю.
- Ты сказала, он представился!
- Представился, но я забыла.
- Как забыла, он только сегодня звонил?!
- Ты знаешь, я плохо запоминаю имена.
Покойный почесал грудь под рубашкой.
- Откуда он знает про Джимми.
- Говорит, видел, как я с ним гуляю. Он и тебя с ним видел.
Покойный покосился на себя в зеркало, точно сличая.
- Зачем ему Джимми, он знает его родословную?
- Я передаю его слова, это все, что я знаю.
Джимми стал неспокоен последние дни. Дома нервный, он раз укусил ее и скалился на него. На прогулках же был не по годам игрив и резв. Этому отягощенному желудочными болезнями кобелю уже перевалило за семь. Он все подлаживался, подлизывался да пристраивался к недавно появившейся в парке афганской борзой, красивой флегматичной суке. Приходилось его все время гонять, однажды покойный даже вытянул ушастого поводком по спине. Обычно приходящий в ужас от громкого окрика, Джимми и ухом не повел на этот раз. Покойный же до сих пор чувствовал себя виноватым: она не позволяла никому бить собаку.
- Я думаю, можно встретиться, узнать, что он хочет.
- Ты взяла его телефон? А, кстати, он откуда твой знает?
- Это неважно. Я назначила встречу, он через час будет. Ты не подойдешь?
Чайник засипел и выпустил косматую струю пара.
- Ну-ну. А если бы я задержался или... У меня, наверное, тоже могут быть свои планы, дела, нет?
- Хорошо, я еще кого-нибудь попрошу. Или сама все сделаю.
- Ладно, сейчас приду. Чаю вот только выпью.
- Спасибо. Чаю можешь у меня попить.
* * *
Гость вошел, смущенно улыбаясь, принося извинения, что явился раньше условленного. Он был долговяз, необычайно гибок и упруг, как молодая лоза; из него можно было сплести корзину. Передвигался он плавно, перетекая из одного состояния в следующее, иногда лениво и медленно, точно капля смолы, иногда с неуловимой для глаза стремительностью ртути.
- Натаниэл Броуди, - представился гость, - для вас просто Нэд.
Он протянул покойному пакет с искусственной костью:
- Это нашему бедному песику.
- Почему бедному? - спросил покойный, беря кость и мысленно поморщившись при слове 'нашему'.
- Бедному? Кто сказал бедному? С такой-то косточкой и с такой хозяйкой, да мы еще ему подругу приведем. Это я теперь бедный, у меня ни того, ни другого, ни косточки, - закончил Нэд и перетек в позу просящей на задних лапах собаки. Она спрятала усмешку в кулак.
- Ой, что вы, Джимми совершенно равнодушен к другому полу. Когда ему приводят девочку, он даже мордой не поведет, так и лежит на диване. Отнеси ему, пожалуйста, кость.
- Правда? Очень интересно, но, боюсь, это не совсем то, чего мы ждем от нашего кавалера, - в задумчивости Нэд подпер ладонью свою гладкую, точно резиновую, щеку. Его без признаков растительности кожа была матовая и нежная, как абрикос, что неприятно поразило покойного, и слово 'нашего' снова царапнуло ему слух.
- Нет, нет, - запротестовала она, - Джимми теперь не узнать, он стал такой игрун, - она склонила голову набок и выпятила губки, как девочка. Глаза ее, цвета и сладости черной сливы, слегка расширились, обозначая удивление, затем она улыбнулась, и глаза сделались еще слаще.
- С ним просто стало невозможно гулять. Тут появилась одна собака, сука, извините за выражение, так он...
- Афганская борзая? - уточнил Нэд.
- Да. Так он все время за ней бегает, так смешно! Он у нее прямо под животом пробегает, а она не шевельнется даже.
- Брюхом.
- А?
- Брюхом, - повторил Нэд, - это у нас, извините за обобщение, живот, у собак - брюхо.
Он предложил шестьсот долларов, причем, двести вперед, до появления щенков, плюс десять процентов от каждого проданного щенка. Предложение было щедрое, но покойный решил поторговаться, чтобы составить представление о принятых ценах.
- За эти деньги, я думаю, Вы получили бы вязку и в клубе. С родословной притом, - он выжидающе посмотрел на Нэда. Но вмешалась она.
- Может, Нэду нравится Джимми, и ему не нужна другая собака в клубе! И вообще, это моя собака.
- Разумеется, - поддержал ее Нэд, он вынул из кармана расческу и стал водить по своей голой голове, точно причесываясь.
- Очень нравится. Ведь у него, подлеца, и экстерьер, и окрас, и прикус, - он дернул головой, как собака, ловящая на лету муху, и клацнул зубами. Она с готовностью рассмеялась. Покойный метнул на нее неодобрительный взгляд исподлобья, но она не встретила его взгляда.
Перед тем, как Нэд собрался уходить, она улучила момент шепнуть покойному: 'Тебе он не кажется подозрительным?' 'Я же...' Продолжить помешал Нэд:
- А что, жених наш, страдает какими родовыми хворобами, подагра там, приступы меланхолии или, может быть, геморрой?
- Диабет, - простодушно признался покойный.
- У собак?!
* * *
Покойный вышел вместе с Нэдом.
- Хотите закурить? - спросил, щурясь, будто от табачного дыма.
- Я не курю, - соврал покойный, пряча пятую пачку сигарет поглубже в карман пальто.
- Темно-то как, хоть глаз коли. И ни ветерка. Подумать только.
Покойный смотрел вслед отъезжающей машине, пытаясь решить, какого Нэд возраста. Гладкостью кожи и гуттаперчевой живостью он напоминал юношу, но стоило ему заговорить, оборачивался стариком. Так же, подумал покойный, превращалась и она, когда, забывая кокетство, начинала говорить серьезно, просто и сухо. Тогда казалось, что она живет на свете лет триста, как древняя черепаха, и становилось зябко и страшновато. В подвижности ее нежной шеи, привычке склонять голову набок или втягивать в плечи, когда она мерзла, втягивать руки в рукава свитера было нечто и впрямь черепашье.
Он оглянулся на ее окна, решил было подняться, но передумал; она не любила, чтобы заходили просто так, без приглашения, и не впустила бы, сказав, что занята или укладывается спать.
Покойный медленно брел домой от автобусной остановки. На улицах было пусто и тихо, ночь лежала неподвижно, тускло глядя в никуда остекленевшими глазами. Пусто было и дома, спать не хотелось, хотелось быть с ней. Время застыло в томительной бессоннице, ничто не предвещало утра, и в то же время день обещался быть липким и жеванным, как несвежая простыня.
* * *
Таким он и выдался.
Да еще монотонным, как гудение мошкары в знойный полдень. Весь день покойный не отлучался из дому, ожидая ее звонка, но она не звонила, звонил Гарольд с непроизносимой фамилией, адвокат - ошибся номером.
Покойный почувствовал, что устал, устал от всего, что происходило с ним в жизни и еще больше от того, что проходило мимо него, дразня острым запахом тайны и равнодушием. Не раздеваясь, он лег на диван и, уставившись в потолок понимающими глазами умной собаки, глазами, всегда готовыми плакать, но никогда не плачущими, стал прослушивать автоответчик. Он ждал звонка от нее.
Она не звонила.
Звонил Лысый Джон, приглашал на обед и так подробно объяснял, как доехать, что покойному казалось, он уже побывал там и даже слегка пообедал, так что ощущение сытости легло на его пустой желудок. Она не звонила. Звонил прорицатель, магистр астральных наук. Всего за четыре доллара девяносто девять центов в минуту предлагал предсказать судьбу, помочь сделать выбор, разрешить личные трудности и трудности просто.
Покойный готов был заплатить и пять сотен, лишь бы не знать своей судьбы или хотя бы забыть на время; пять долларов за минуту забвения, а, господин Гороскоп? Впрочем, выпивка обойдется дешевле.
Она не звонила.
Звонил сэр Миллион. 'Поздравляю!' - орал он в трубку, точно был туг на ухо, - 'Вы выиграли миллион! Осталось только получить его! Все, что вам нужно, это купить билет нашей лотереи, а это так же просто, как снять трубку и набрать наш номер: один-восемьсот-миллион! Не упустите ваш шанс, звоните сразу, помните, ваш выигрыш, это наша удача! Еще раз, наш телефон: один-восемьсот-миллион! Или: один-восемьсот! шесть-четыре-пять!! Пятьдесят четыре!!! Шестьдесят шесть!!!' И замолчал!!!
Она не звонила.
Были еще звонки; звонили по делу и по ошибке, от скуки и просто так, звонили все, кроме нее. Покойный не слушал их, он думал, как выглядит миллион однодолларовыми банкнотами. Он представил мешок, черный мешок для мусора, туго набитый деньгами, потом высыпал его на пол, получилась довольно скромная кучка, как раз такая, что могла остаться от миллиона, когда его погрузили на грузовик и увезли в банк, только миллион и видели. Тогда он решил позвонить ее.
- Здравствуй.
- Привет.
- Я узнал, где работает Нэд. Он дал мне свою карточку, - соврал покойный. - Я звонил, проверял, все нормально, можешь не беспокоиться.
- Спасибо, я и не беспокоюсь.
- Ну ты говорила...
- Ну мало ли что я говорила.
- Я это к тому, что можно его позвать, чтобы собаку привел.
- Он уже был. Правда, без собаки.
- ?
- Свой тортик принес. Еще осталось немножко. Но самое интересное съели.
- Но мы договаривались!
- Мы ни о чем не договаривались.
- Нет, погоди. Сначала ты говоришь, тебе подозрительно, странно, ты боишься, меня просишь прийти, а после встречаешься с ним, и мне ни слова!
- Ты пытаешься меня отругать? У тебя это не получится.
- ...
- Я собиралась тебе звонить.
Покойный поглядел в окно, внизу копошились божьи коровки машин, между которых ползали муравьи людей. Он подумал, что если миллион долларов сложить двумя стопками и привязать каждую к подошвам его ботинок, получились бы высоченные ходули, на которых он мог бы ходить над городом, присаживаясь отдохнуть на дома, переставляя из озорства памятники.
- Ты получила деньги, что он обещал?
- Нет.
- Почему?
Она повесила трубку.
Он посмотрел в потолок, белый, пустой, неинтересный. Под открытым небом, думал он, было бы веселее, ловил бы вертолеты сачком и маленькие самолеты. А люди под открытым небом жить не желают, все загораживаются крышами, укрываются белыми простынями потолков. Почему белыми? Цвет отсутствия цвета. Чтобы не глазеть вверх, а все больше по сторонам да под ноги, чтобы не считать ворон, как говорит Лысый Джон, а бдеть кругом себя. Лысый Джон знает толк...
Покойный набрал ее номер.
- Что-то сорвалось...
- Нэд хочет еще зайти.
- А Джим?
- Что Джим?
- Хочет попробовать? - он запоздало пожалел о проскользнувшей в голосе злорадной интонации, но она, слава богу, решила не заметить.
- Он хочет вывести собак в парк. Он еще сказал, было бы хорошо, если б ты помог.
- Возбудить Джима? Да без проблем!
Он с испугом прислушался к ее молчанию.
- Извини, я нечаянно.
- ...
- Правда, я не хотел. Скажи, как вы договорились, я приеду.
- Мы на субботу договорились, часов в десять.
- Хорошо, я буду к десяти.
* * *
Покойный проснулся среди ночи с сознанием пронзительно ясным, как будто и не засыпал. Он чувствовал растущую тревогу, не зная, откуда она. Он испугался, что закричит. Укрывшись с головой, он с силой зажмурил глаза в беспомощной попытке обратно уснуть. Потом вскочил с постели и, подойдя к окну, раскрыл его.
Небо беззвучно и густо мерцало звездами, под ним в желтых пятнах фонарей змеилась антрацитово-асфальтовая улица. Странно, думал он, небо такое глубокое, а смотреть в него голова не кружится, а на землю с крыши - кружится, хотя и дно видно; может, зависит от того, куда смотришь, вверх или вниз? А если поменять местами?
Покойный забрался на подоконник спиной наружу, уперся в него ладонями и головой. Небо теперь оказалось у него под ногами, оно манило, а не пугало, в него хотелось шагнуть, как в теплое тихое море. Прогнувшись и закатив глаза, он посмотрел вниз на улицу. У него перехватило дыхание, ослабевшие руки отпустили раму и со страшной легкостью поплыли в пустоту. Он изо всех сил рванулся головой вперед и, ободрав о подоконник шею и грудь, свалился в комнату.
Не в силах встать на ноги и дрожа всем телом, покойный на четвереньках дополз до телефона и, не набирая номера, позвал её в пустую трубку...
* * *
В стародавние времена, когда не было еще калькуляторов, люди считали на пальцах. Чтобы не сбиться со счета, посчитанные пальцы отрезали.