Анчуков Сергей Валентинович : другие произведения.

Не услышанный вождями Глас народа

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    С точки зрения офицеров (денежное содержание которых колеблется в пределах - 5-7 тыс. рублей) денежное содержание контрактников по Сев.-зап. региону должно быть не менее 5-6 и даже 10 тыс. рублей. Иначе ћрассчитывать на приток "добровольцев - контрабасов" не приходится - простой кочегар получает не менее 3 тыс руб., а возможность выбора при требуемом качестве будет резко ограничена с опасностью ћлюмпенизации войскЋ).

  С. Анчуков
  
  Не услышанный вождями Глас народа
  
  Все дело в экономике, - глупыш!
  Б. Клинтон
  
  28 ноября в Рязанском воздушно-десантном институте Президент подтвердил, что в качестве главной проблемы создания профессиональной армии рассматривает "привлечение солдат и сержантов на контрактную службу". Мысль здравая, но, как представляется, особым конструктивизмом и новизной не страдает.
  Уже десяток лет ВС в своей численности имеют от 80 до 160 тысяч "контробасов", казалось бы опыта их содержания накоплено немало. Однако с осени 2001 года идет всероссийское толковище о переходе на контрактную службу, а с весны 2002 года проводится эксперимент в 76 воздушно-десантной дивизии. Его смысл - "определение условий перевода ВС на комплектование преимущественно солдатами и сержантами контрактной службы". Все от президента до нищенствующего претендента на высокое звание защитника отечества озабочены идеей перехода на контрактную основу комплектования профессиональной армии.
  В многочисленных телепередачах посвященных этой проблеме выступают разного рода чины в погонах и без них, губернаторы, депутаты, академики, журналисты и просто обыватели. Все судят и рядят, дают безответственные советы и требуют... сами не знают о чем. И в самом деле, если не дня не служил в армии, а "безопасность государства и нации дело второстепенное" или даже микроскопически малое с точки зрения спекулятивных интересов далеких от истинных целей государственной политики, то трудно даже приблизиться к пониманию проблемы.
  В контексте весьма общего "изложения задач обеспечения национальной безопасности" перед руководством Министерства обороны 26 ноября помимо "коррекции Концепции национальной безопасности" и "шагов по улучшению социальной защищенности" борцов с терроризмом" (это сегодня представляется главным для Вооруженных сил) сам Верховный главнокомандующий упомянул о "псковском эксперименте по изменению принципов комплектования и формирования контрактной армии"
  Если и в самом деле речь идет о национальной и военной безопасности, то помнится еще год назад в ответ на бестолковый вопрос о демократизации процесса Владимир Владимирович в раздражении заявил: "безопасность государства настолько серьезный вопрос, что он не может решаться на референдуме", то есть на организованном властью толковище вокруг 76 вдд.
  Здесь вам не тут... потому "нужно не только больше демократии, которой, угрожают "безнациональные террористы и экстремисты", но и "повышение ответственности высшего и старшего офицерского звена", нужны "новые идеи", появление которых видится на основе "снижения возрастной планки для части высших офицеров". Оказывается, нужно выдвижение молодых и перспективных, а также "ротация офицеров" с заменой паркетных начальников в Москве на опытные кадры из войск, на офицеров действительно понимающих проблему и потому достойных выдвижения. И вообще как сказал Президент "грош нам цена", если всем военным колхозом не справимся с терроризмом и не поймем истинных целей государственной политики.
  В своем выступлении ВВП отметил, что эксперимент в Псковской воздушно-десантной дивизии "дал почву для корректировки первоначальных подходов".
  И в самом деле, хотя бы заметить недостатки - "лучше поздно, чем никогда".
  А. Что же сам народ, те, что именуются участниками эксперимента?
  Так уж случилось, что сей народ не безмолвствует... а в меру сил оценивает и ропщет, имея ввиду не только меркантильные интересы, но и государственную политику в области военного строительства.
   Цели и задачи эксперимента народом понимаются в основном правильно - "изучение возможностей и условий перехода на контрактную службу", однако большинство участников определяют его направленность только применительно к 76 вдд и к региону. По всей видимости, до исполнителей не в полной мере не доведены общие цели эксперимента - "формирование реально действующего механизма перехода на контрактную службу, поддержания ВС на должном уровне готовности с учетом существенного изменения условий содержания и комплектования войск.
  По мнению значительной части офицеров "цели и задачи не соответствуют содержанию эксперимент", а "мероприятии плана его проведения непродуманы и необеспечены должным образом". Практически все отмечают отсутствие необходимых условий для успешного проведения эксперимента: "существующая нормативно-законодательная база не способствует его условиям", "не разработан статус контрактника", "государственной программы эксперимента не существует", а "сами думские новаторы" и их многоопытные военные советники "даже приблизительно не знают, сколько будет стоить для государства переход на контрактную службу". Это в то время как у действующего генералитета новые идеи никак не воспринимаются, а "подходы к решению проблем укладываются в рамки необоснованных фантазий и новизной не отличаются".
  По мнению думающих офицеров в войсках последствия неподготовленного эксперимента могут оказаться негативными. после его завершения летом следующего года, "76 вдд (одно из самых боеспособных в прошлом соединений в ВС СССР) придется приводить в чувство всем миром не менее полугода с набором личного состава по существующей ныне схеме", то есть по призыву на основе воинской обязанности. "В целом верная идея перехода на профессиональную армию может быть дискредитирована", и это "не повысит авторитет военного командования и Президента".
  Наиболее приемлемыми и приоритетными условиями заключения контракта с точки зрения потенциальных контрактников - считается:
  достойное денежное содержание в зависимости от условий службы в пределах от 6 до 25 тыс. рублей;
  получение жилья (квартиры в течение 3-5 лет или благоустроенного общежития);
  возможность получить образование и льготы сравнимые с офицерами.
  Невыполнение обещаний - одна из причин расторжения уже заключенных контрактов. По мнению ряда контрактников это будет иметь место и в будущем, поскольку "заявленное в военных комиссариатах в рекламных целях полностью не соответствует тому, что реально имеет место в войсках".
  Часть контрактников согласна на "жесткие условия службы при человеческом отношении к себе и наличии определенных компенсаций", а "порядок в части и организацию службы в соответствие с требованиями уставов" считает одним из наиболее важных условий заключения контракта.
  С точки зрения офицеров (денежное содержание которых колеблется в пределах - 5-7 тыс. рублей) денежное содержание контрактников по Сев.-зап. региону должно быть не менее 5-6 и даже 10 тыс. рублей. Иначе "рассчитывать на приток "добровольцев - контрабасов" не приходится - простой кочегар получает не менее 3 тыс руб., а возможность выбора при требуемом качестве будет резко ограничена с опасностью "люмпенизации войск"). Кроме того, предоставление жилья, льгот на основе четкого определения статуса контрактника и гарантированного обеспечения условий контракта, а также возможность получения профессии. Также рассматривается офицерами как условия заключения контракта с добровольцами из числа рядового и сержантского состава. Очевидно, что офицеры рассчитывают на увеличение своего содержания не менее чем в 2,-2,5 раза. При этом есть понимание того, что в ближайшие 2-3 года такое повышение материального обеспечения "абсолютно не реально в связи с состоянием экономики государства". В этом главная "причина бесперспективности планов перехода к контрактной службе" в Вооруженных силах.
  Практически все, так или иначе, оценивают "современный контракт как фикцию".
  По мнению офицеров десантников контингент кандидатов на контрактную службу может быть разный, не зависимо от пола и социального статуса - "важны профессиональная пригодность, состояние здоровья и желание служить Отечеству". Приоритетно это могут быть мужчины, в возрасте от 25 до 30 лет, образование не менее среднего (лучше среднетехническое). Не исключено заключение контракта с военнослужащими срочной службы после одного года службы по призыву. Подбор на должности - в зависимости от характера будущей службы. "Женщины более основательны в выполнении обязанностей", но на боевые специальности их назначать нецелесообразно. Приоритетно замещать контрактниками должности, требующие основательной подготовки по специальности, стойких навыков и даже мастерства. Не маловажным является умение организовать работу (командиры БМ, отделений, расчетов, экипажей, мех. водители, операторы и т.д.)
  По комплектованию частей высказано следующее: в приоритетном порядке контрактниками комплектоваться части постоянной готовности, но при предъявлении к ним "жестких требований" (ненормированный рабочий день, проживание в общежитиях и военных городках, организация службы и быта сходная с личным составом по призыву). В принципе офицеры считают, что "можно подготовить восемнадцатилетнего призывника не хуже и даже лучше чем контрактника".
  Совместная служба различных категорий (по контракту и по призыву) при слабом подборе и низкой дисциплине может вызвать "дедовщину, какая и не снилась в прошлом". При совместной службе различных категорий с разными требованиями к ним "это будет не часть, а кошмар... и толку от этого не будет, контрактник будет белоручкой, с правами офицеров и необоснованными претензиями на льготы за счет других".
  К изменению системы комплектования без продуманной системы организации жизни, быта и службы в частях "нужно подходить осторожно".
  Возникает вопрос - "почему и ради чего городим огород"?
  В целом отношение народа к экперименту положительное, но его организация, неподготовленность, отсутствие законодательной и нормативной базы, очковтирательство в ходе рекламы и при отборе кандидатов приводит к тому, что до войск доходит только 10-12% кандидатов, часть из которых после непродолжительного срока расторгает контракт. Потраченные на псевдоконтрактников деньги оказываются выброшенными на ветер. Преобладающие мотивы поступления на военную службу с заключением контракта - материальные и чисто прагматические соображения (высокая заработная плата, жилье, льготы, возможность получить специальность и образование).
  Не более 10% упоминают "желание служить отечеству".
  Очевидно, что "исполнение конституционного долга при прохождении военной службы по контракту" связывается с превышающей в среднем по стране уровень заработной платы в 2-3 раза, что и вызывает недоверие к нему, как офицеров так и контрактников.
  Важнейшее условие успешного достижения целей - это разработка реально действующего статуса "контрактника" (в перспективе изменение законодательных основ прохождения военной службы) и при гарантированном финансово-материальном обеспечении мероприятий по переходу на профессиональную армию.
  Эффективность системы отбора кандидатов низкая, эксперимент изначально не продуман, его направленность не соответствует государственной цели и экономическим условиям.
  В целом результаты эксперимента вызывают сомнения и законную обеспокоенность. "Все дело в экономике..." и в понимании целей государственной политики в области обороны и военного строительства.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"