Журнал Рец No. 10 :
другие произведения.
Наталья Антонова
Самиздат:
[
Регистрация
] [
Найти
] [
Рейтинги
] [
Обсуждения
] [
Новинки
] [
Обзоры
] [
Помощь
|
Техвопросы
]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
Оставить комментарий
© Copyright
Журнал Рец No. 10
(
nastin@polutona.ru
)
Размещен: 15/11/2003, изменен: 28/11/2003. 81k.
Статистика.
Повесть
:
Проза
Журнал Рец No. 10
Скачать
FB2
Ваша оценка:
не читать
очень плохо
плохо
посредственно
терпимо
не читал
нормально
хорошая книга
отличная книга
великолепно
шедевр
Наталья Антонова
"Я, ОНА И ТЫ"
Я - Рура, мать земли,
ребенок корней деревьев.
Свободна ли я?
О, да, совершенно свободна!
Я родилась первого числа первого месяца обычным путем, из срамного места. Сразу
оговорюсь, я не чувствовала необходимости рождаться, и поэтому, когда пришло
время, когда меня стало сжимать и проталкивать вперед длинным носом бог знает
что, я уперлась ногами в крутые бока и бросила дышать. Снаружи черт знает что
поднажало, и я родилась человеком.
Через полчаса после рождения мне промыли серые глаза, чтобы я осмотрелась. Белые
стены, белые халаты, снег за окном, стая белых ворон на ветке. Мне прочистили
обе ноздри - запахло геранью, и я сказала тоскливо: увяк-увяк. Вынули серные
пробки из ушей, и стало тихо-тихо, совсем не слышно музыку сфер. Я заснула.
Доброй Душе, согласившейся присматривать за мной, пока я не умру, показали
фотографии моих близких и родных, дали адрес моего дома и план чердака с
отдельным, подробным описанием содержимого двух ящиков: около пятисот ржавых
гвоздей всех мастей, затертая кобура, крыло бабочки-жемчужницы, непарное ему
слюдяное, тонкое крылышко и т.д., прогнившие доски в полу, каждая под своим
номером, дохлые мыши (две) по углам.
Надо сказать, когда я впервые увидела ее, помните: стая белых птиц на ветке, моя
Добрая Душа, данная мне во спасение, походила на огромную серую жабу, вся в
складках блекло-зеленых пупырчатых одежд, с лучистыми добрыми глазами. С
присущим мне позднее чувством черного юмора я могла бы заметить, что ее облик
напоминает душу женщины, страдавшей при жизни базедовой болезнью, страшное
испытание: горло сжимает так, что со временем глаза становятся вдвое добрей и
лучистей, у хорошего человека, конечно.
Она радовалась всегда, когда видела, с какой страстью я ем морепродукты:
розоватые тельца креветок, которые, об этом позже, натолкнули меня на мысль о
человеческой сути, откровенных в своей непосредственности мидий, обрубки
восьминогов, все в сливочном масле, запивать лимонным соком. Ела скользкую
морскую капусту и думала: "Как так беззащитные, доверчивые стеллеровы коровы все
убиты, невинные, мореплавающие животные. Бох мой, куда ты загляделся? Или в то
же самое время представители рода человеческого изничтожали друг друга в
кровопролитных сценах войны? Пусть их. Народятся новые, злее прежних и глупей. А
может стеллеровы коровы - божьи коровки, и ты призвал их всех до единой пастись
в небесных просторах?"
Других сокровенных воспоминаний о раннем детстве у меня не осталось, ведь я еще
не могла вести дневник и не отчитывалась перед Господом за каждый прожитый день.
И все же основные предположения о жизни сформировались во мне именно тогда: в
возрастном промежутке от одного с половиной месяца до двух лет.
15 февраля
Проснулась от вечернего забытья и подумала: "В невинности грех вызревает".
1 часть
I
Во время дневного сна трем воспитанницам детского сада "Подсолнух" было о чем
поговорить. Крошка Би, девочка-одуванчик, рассказывала всякие небылицы: про
ангелов-хранителей, что шоколад делают из немытых негритят, а то и вовсе
невероятную вещь, будто наш мир для детей, которыми беременны, - это тот свет,
да так связно, что рыжая Ансельма и спустя годы не разуверилась, легковерная
Ансельма, любящая внимание, прически и наряды, и разговоры ни о чем.
Третья из них, стриженная под мальчика редкой, исчезающей народности, серьезная
Ульрика Парсен, казалось, с легкостью отличала правду от врак, но помалкивала,
ведь чужие представления о мире, пусть даже ошибочные, - святое, они зачастую
единственное, что способно удержать человека от паденья, они как бы подпирают
его со всех сторон. Конечно, не дают ему никакой свободы искать и находить, но и
не позволяют упасть. Ульрика с удовольствием развила бы эту тему, привела бы
весомые доказательства, например, как привычно было людям до средних веков
просыпаться под размеренное дыхание гигантской черепахи, покоящейся на громадных
мирных слонах, как умильно слезились ее старческие глазки, смаргивали и снова
отражали целый мир. Как долго люди привыкали потом к тому, что Земля кругла и
сотрясаема бесконечными землетрясениями и сходами снежных лавин, и гибли без
числа и гибнут до сих пор.
Крошка Би продолжала: "Люди к взрослости зарастают салом. Жир как бы
наворачивается вокруг слабой розовой сути человека, так похожей на голенькую
креветку. Она еще сокращается, еще дышит, но плоти: кусков мяса, костей, мышц и
кожи - слишком много. И вот уже розоватый свет истинной природы не пробивается.
Не просвечивает. Человек становится плотен и тяжеловесен. Веки так нависают над
глазами, что скоро и те перестают сочить свет. Этакая тучка без просвета".
Би посмотрела на Ансельму с укоризной, словно та являлась немой иллюстрацией ее
слов, рыжая, шестилетняя Ансельма, разве что толстая слегка.
Ульрика своевременно заметила: "Пойдемте играть, а то скоро нас разберут, подъем
кричали час назад". Они повозились с минуту, застегивая сандалики, и бросились
наперегонки в игровую.
II
- На прогулку! - закричала баба с широким, прямо таки выдающимся лбом,
отделенным складкой от толстого носа. Это была воспитательница, которую Ульрика
за глаза называла Афалиной Никитичной.
Девчонки прокрались за угол здания детсада и оказались вне поля зрения Афалины.
Они дошли до ржавого панцирного забора, отделявшего привитых детсадовцев от
заразных детей, проводивших все свободное время с мамами и бабушками. В заборе,
впрочем, было множество дыр, в каждую из которых могла пролезть ни одна
шестилетняя девочка. Ни одна не полезла. Они встали на колени и начали осторожно
поглаживать сухой песок в поиске зарытых вчера "секретиков".
Крошка Би первая нашла свой тайник - под пивным стеклышком лежал блестящий
фантик. Она показала тайник Ульрике, а та ей - свой, сухой желтый цветочек,
прижатый прозрачным стеклом к земле. И только беспамятная Ансельма не смогла
найти свой "секретик". Она вздохнула и сказала: любовь глаза застит. А к чему
это было сказано, мы поняли, лишь когда она спустя месяц рассказала такую
историю:
- За батареей в моей комнате жила простоволосая, пучеглазая нежить. На вид вроде
девка, дебелая, маленькая и юркая. Звали ее Нюся.
Она водила дружбу с котом Венедиктом, который был так огромен, что спал всегда
пузом вверх, раскинув лапы на все четыре стороны. Нюся подбиралась к спящему
Веньке и начинала ласково теребить его за ухо или целовать розовый нос. А когда
он приоткрывал глаз, чтобы убедиться, что не мышь, а нежить пришла за лаской,
Нюся, собравшись с духом, исполняла для друга танец, в котором формальными
средствами телодвижений объяснялась в любви и верности коту и миру. Венедикт
съедал Нюсю, хоть она была ему не по вкусу - не всем вышло счастье родиться
мышью или крысой.
Нюся продолжала не жить за батареей, любить кота, который спит и видит, будто он
заводила в игре "кошки-мышки", сам не играет, но всегда в выигрыше.
III
После детсада, в пять часов, каждую забирали домой, где им было скучно. В их
семьях вяло сосуществовали мамы с папами, бабушки с котами и дети с мечтами о
том, что они королевских кровей. Первой эту идею предложила Ансельма, с пеленок
мечтавшая о принце.
- Мы будем высший свет. Тебя Би станем звать Белой Королевой, меня - Рыжей
Королевой, а Ульрику - Черной Королевой.
Крошка Би подхватила:
- Я подлинная Белая Королева, вскормленная взбитыми сливками и сгущенкой,
взращенная на зефире и белом шоколаде. Во мне белокоролевские стать и нрав.
Сердце движет по моему телу белую кровь. Мне так к лицу высокие, белой шерсти
воротники тонкотканных, ручной работы свитеров. В буроган я сижу у огня, и
отблики его таинственным образом превращают меня в Рыжую Королеву, вспоенную
солнечным светом, который все еще бродит по жилам, переносится белой кровью к
месту до востребования.
- Ты не можешь быть мной, - заявила Ансельма. - У Рыжей Королевы в глазах по
кедровому орешку, а рот полон жемчугов. Это так заметно, потому что она
беспрестанно улыбается, оттого что видит жизнь наперед и то, что она видит
радостно и светло. У нее на левом плече белочка, а за правым - рысь поигрывает,
хвостом да ушками подергивает. Спросите, куда они уходят, пока Рыжая Королева
спит? Отвечу: белочка сворачивается огненным медальоном в области сердца, рысь
ложится в ногах стеречь королевскую кровь.
- Когда Рыжая Королева была маленькой и ходила в королевский детский сад, ее
обзывали Ржавчиной, - добавила Ульрика, пресыщенная сказочным пафосом. Но игра
ей понравилась. Она казалась себе удивительно значимой, ведь Черная Королева
всегда в тени, никто не видит, что выражают ее глаза, по обычаю крадущие у
сердца самые важные мысли и чувства, и поэтому никто не усомнится в том, что она
видит сквозь, и относится ко всему, не оценивая.
Еще она подумала о том, что где-то в доме за лесом живет Бесцветная
Королева-мать, такая одинокая без трех своих девочек, и есть брат, которого
обязательно надо найти.
IV
Иногда, после завтрака, если шел дождь, стучал в большие окна игровой так, что
становилось тревожно, Афалина Никитична приносила книгу сказок в
салатово-медовой обложке. Их автора звали Леф Кое, сказок было пять. Я до сих
пор помню каждую дословно, быть может, поэтому в моих воспоминаниях о детстве
так часто идет дождь.
О РЫБАКЕ И РЫБКЕ
Жил-был рыбак, и не было у него сетей, удочки и наживки тоже не было, а также
лодки и весел. "Он мог бы ловить рыбу руками" - скажете вы. Но у него не было ни
навыка, ни сноровки, а, главное, желания рыбачить.
Когда он спал, а зачастую и наяву, он представлял себя рыбкой с блесткой чешуей
и гибкими плавниками, ласкающей боковыми линиями царство монотонных толщ воды.
СЛУЧАЙ
Один мальчик нашел на детской площадке деньги. Он купил мороженое, а сдачу
выкинул. Когда он вырос, мороженое отчего-то стало вызывать в нем отвращение -
вместо него он ел конфеты и резаные по кругу торты.
В ПУТЕШЕСТВИЕ
- Корытце отчаливает ровно в семь, - донеслось с борта. - Просим провожающих
сойти на берег и вынуть носовые платки, чистые, белые. Взмахнули! Утерли
накатившуюся слезу, сглотнули ком, подступивший к горлу, осмотрелись. Подводные
камни нам не страшны - плохо, если свинки-воспоминания затопчут ростки веры в
реальность происходящего, и мы пойдем ко дну всем миром. Хум.
ВЕРИТЕ
Тогда Господь сошел с креста и говорит: "Верите ли, что через две тысячи лет на
берегу одного слабосоленого моря в нищете, обиде, неверии будет жить человек и
ждать чуда, как вы теперь ждете его у этого креста. В отличие от вас он-то
знает, что сейчас, в этом библейском месте Чудо произойдет: я спасу его и прочих
людей, бредущих на свет во времени и пространстве. Чего же вам ждать? Идите по
своим домам и будьте беспредметно счастливы".
Так человек понял, что ждать нечего: все уже свершилось в веках, запечатлено в
источниках. От тех хлебов нам досталась краюха веры, втоптанная в серо-серую
пыль у дороги, по которой идут толпами поколения и народы. Куда они идут?
Вперед? Как бы не так! Они возвращаются домой. Верите?
ДО УПАДА
Бывает отталкивающее тепло - тепло нагретых в руке медных денег. И тело
неприятного нам живого человека неприятно тепло.
Приятно погреться на солнышке, раскинув руки, раздвинув ноги. Тепло ящеркой
вползет и пощекочет. И сквозь веки глазам нежно. А от земли холод.
Так бывает, когда лежишь на зеленой траве, и сверху падают, валятся деревья,
столетние дубы, падают на тебя и никак не упадут.
V
Гуляли как-то и нашли дохлую крысу. Она так уютно умерла, свернувшись теплым
мохнатым клубочком, как дай нам всем: не быть разорванными на куски или
обезглавленными - из целого тела уйти в небо. Она умерла, как королева, от яда.
Даже ее серая шерстка была похожа на неброскую мантию одной из северных королев.
Звали ее Лилья.
- Надо похоронить с почестями, - сказала Ансельма, трогательно и серьезно.
- И пышно, - добавила Би, хотя с трудом представляла себе, что это значит.
Видимо, чтобы земля была пухом.
Сгребли крысу в ведерко и понесли к месту, где прятали "секретики". Вырыв ямку,
положили в нее свой самый большой "секрет". Сыпали песок, пока не образовался
холмик, в который воткнули цветики и сухие веточки. Положили безымянный камень.
Ансельма предложила полить, но Ульрика сказала, что так не делают - мертвые не
прорастают из земли, они - не семя, а удобрение.
- Выходит, земля в этом месте станет добрей, - заключила Крошка Би.
Ульрика вспомнила старое похоронное причитание и тихонько запела:
Берег-оберег-бережок
воду бережет,
воду стережет,
речкой быть велит.
Камень-камушек у реки
триста лет лежит.
Нам не сдвинуть его,
не поднять его,
не понять его.
Не услышать его,
не обнять его,
не вернуть его.
- Какая добрая земля нас носит, - думала Крошка Би. - Какая в ней память обо