Журнал Рец :
другие произведения.
[журнал Рец 8, сентябрь 2003]
Самиздат:
[
Регистрация
] [
Найти
] [
Рейтинги
] [
Обсуждения
] [
Новинки
] [
Обзоры
] [
Помощь
|
Техвопросы
]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
Оставить комментарий
© Copyright
Журнал Рец
(
nastin@polutona.ru
)
Размещен: 30/09/2003, изменен: 30/09/2003. 296k.
Статистика.
Сборник стихов
:
Поэзия
Ваша оценка:
не читать
очень плохо
плохо
посредственно
терпимо
не читал
нормально
хорошая книга
отличная книга
великолепно
шедевр
Аннотация:
Анастасия Афанасьева, Марианна Гейде, Дмитрий Зернов, Виктор Иванiв, Юлия Идлис, Наталья Ключарева, Кирилл Кобрин, Зарина Кубалова, Татьяна Мосеева, Яна Токарева, Аглая Андреева
=============================================================
Анастасия Афанасьева
Живет в г. Харькове.
http://www.stihi.ru/author.html?verdana
verdana@hotbox.ru
НИКОГДА И НИКТО
1.
Там, где ивы рыдают в мохнатость травы, прохожу - еще юный и нищий:
лишь свистулька внутри, мыщцы глины, сливовая кровь.
И рождается корень в груди, cкриплым ястребом свищет,
и ползет по сосудам к ладоням, в подкожный альков.
"Эй, оскальная жизнь, - от кого ты меня полюбила?
Любвеликая смерть, - для кого ты меня бережешь?"
Так томились деревья, беззвучно трава говорила,
так дышали ушибы земли, разбиваясь о дождь.
Для воды гулкой - почва порожняя, щедрая стала ли, стала ль могилой?
Иль кормленье корней - это истинно жизнь,
коль "живешь" здесь равно "отдаешь"?
"Эй, оскальная жизнь, - от кого ты меня полюбила?
Любвеликая смерть, - для кого ты меня бережешь?"-
Небоглазая Анна горчащей водой говорила.
Я же сладко болел, подставляя ладони под дождь.
И, так словно кромешная правда, внутри моя молодость, молодость ныла,
на руках вырастали сгущенные розы,
словно самая чистая ложь...
...так, как я подставлял ей ладони - никто никогда и
как она с них срывала цветы - никогда и никто.
Ибо всю нищету свою юную - с корнем отдал ей,
ибо всё, чего жаждал - немого срыванья цветов.
2.
Чем ты меня отравил, мой мертвец, признавайся!
Розы твои, что ни тронь - ядовиты шипы...
Видишь - с горошину бусины крови на пальцах?
Слышишь ли - кровь моя пахнет, как эти цветы?
Эй, журавлиные крылья, я ль вами владела?
Рыбой немою не я ли плыла к берегам?
Куда бы ни шла я - направо ли, прямо, налево,
ястреб клюет: "Для него, для него берегла".
Кровью цветочной - твоей - немота обезумела,
Крылья - шипами. Закрой же отчаянья клюв!..
Ивы рыдают в мохнатость травы - там, мой юный,
выйди из почвы - я жизнь от тебя полюблю.
ДОРОГА И МУЗЫКА
Он тронулся - умом ли, с места ль, горько храня слепую юность в животе
штормящей, океанящею полькой, - он вспарывал пейзажи (да не те).
Тупым ножом стареющего тела апрельскую снимая чешую,
он шел, вбирая воздух переспелый, держась за землю (только не свою).
Воруя явь из городской кормушки - трухлявой и изношенной, как крест,
он ел (не то), кормил (не тех). И скучно ломал он одиночеству хребет,
но зарастало, будто на собаке, тоской виляла сука-ночь... Тогда
он оступался в гибельные знаки смиренья и надежды, как миндаль,
горчащие... Как зверь, недобезумясь, натягивал мелодий поводок -
перекрывал ошейником латунным больное горло (видимо, не то)...
...он тронулся, держась за спелый воздух, уверенно идя в гортань метро -
куда-нибудь, где "выход": безысходность ввинтилась в напряженное нутро.
И музыка безудержно лилась (да все не та - рыча, свистя, фальшивя),
но он держался за сердечный вальс, прося для цепкости - лишь шестирукость Шивы,
как вдруг, случайно, обдала водой машина, просвистевшая тревожно...
И он взглянул на брюки, а потом - на чистоту и суетность прохожих,
и вдруг осел, лицо роняя в руки, стыдом царапая груди стекло так,
что лопались внутри - как почки - звуки... И музыка апрельская умолкла:
слились в одну все цифры циферблата. Желанья нового проклевывалась песня:
мне б тронуться (умом ли, или с места), но чтоб туда. Откуда нет возврата.
КАМНИ
Мой дом из камня, время в нем - гранит.
Здесь пули мотыльков свинцовым свистом
пикируют в сердца.
И так болит,
что я кричу - "Баллиста мне! Баллиста!"
Снаружи камни дышат в дверь шершаво.
Полуночная плоть с глазами-яшмой
на зов приходит - и вскрывает правой
грудную клетку мне.
Почти не страшно,
нутром наружу, на булыжной койке
своих потерь окаменелых соли
крошить позволив левою рукою
баллиста-на-ночь. На ночь - и не боле.
...Вот пальцы бьют по сердца родониту
горячую и влажную чечетку -
и пули, обездоленные ритмом,
звенятся на пол - каменный и черный.
И воздух, абрикосово-невинный,
щетинится от звона против шерсти,
стараясь рыком резать пуповину
меж мною и любимыми - ушедшими.
Соленое дыхание шалавы-
баллиста у виска кричит о море -
"Давай же, ну же, плачь о Них! Отравой
безумных слез - да на гранит ладоней,
на стены, пол, на каменное время -
вода пытает и крошит породу..."
...С отчаяньем прирученного зверя
зову воды целебные потоки,
но вместо моря лечащего - только
роняю в руки каменные крохи,
лишь бусинные мраморные крохи...
ДВА РОСТКА НАСТРОЕНИЯ, ОДНО ЗЕРНО ПРИЧИНЫ
Небо-китаец сыплет последний рис
на загорелую кожу земли-гречанки.
Сладкую чушь пою, из-под струн ресниц
глядя во двор, звенящий лаем овчарок.
Воздух ладонью детской ерошит тишь
и подставляет горсть под речные губы -
так молока желает грудной малыш,
так, запыленные, жаждут дыханья трубы.
И под отрадный гомон вечерних рас
встречной рекою я выдыхаю имя
в горсти мгновенья, в холод пустых пространств
меж рисом и кожей, с выдохом ставших твоими.
***
Во всех моих скольжениях ночных -
ни тени ястребиного полета,
который так стремителен, как время,
и так же бесконечен.
Потому,
лишенная небесностей иных,
железную махину небосвода
зрачками плавлю.
По закону трения
смертельно тягло плавленую тьму
я пью...
Когда желудок сводит,
а глотка забивается как сток,
что невозможно крикнуть - помоги мне,
что хуже: словно чисел февралю -
тебя мне, до сдавленья легких, мало,
(все мотыльковый страх - прилипнуть мордой
к непониманья жгучей паутине),
- высвобождаю отчужденья жало
и распускаю тараканьи строки,
и их - своим бессилием травлю.
В ПОСЛЕДНИЙ РАЗ О РЫБАХ
В скользкое рыбье время - язык молчания ближе.
Сказали не больше воздуха, что вишневые жабры
свистом и хрипом жалил;
выдохом теплым вышел,
с пузырьком отпустив на волю - немую жалость.
И задрожало море, чувствуя кроткий выдох
спазмами сожаленья, жаждой громадного шторма,
волнами громче неба;
скорбью о том, что рыбью
плоть так легко вспороть, но - невозможно заштопать.
ГОЛОСА ДОМА
Кв. 1 Ледяная рыбешка
Февралится мне, мое сердце, моя Ярославна!
На каждый твой плач - существуют заглушки метелей...
Ах, волки! Коль были мы братьями - хором запели б,
Но я - ледяная рыбешка, плывущая плавно...
По рекам любви - онемевшим, гортанно-глубоким,
По морю смертей - засолЁнном плакучею ивой...
О, южная боль моя, пальмовый зверь любвеокий!
Прости, что с течением - ты все живей и красивей...
О, волны, узорное дно - что проноситесь мимо?
Волхвы обещали мне - жизнь...
Остается безумно
Стучать плавниками, увидев небесные руны:
Да так, чтоб растрескался лед, не доплыв до Гольфстрима.
Кв. 2 Птица
Ты, запятая в предложении моем, песчаной жизни новый разделитель -
То ль преисподний дух, то ль небожитель (Нам важно ли, к кому с ума сойдем?)
В ладони носом тычется метель, и город подставляет спины-арки -
Лишь для того, чтоб, расстелив постель, его освистывали, прогоняли шавкой?
Я для того ль в тебе заточена, как новорожденный тот - в наготу закован,
Чтоб, испугавшись косвенного слова любви, молчаньем страсти пеленать?
И для того ль из сердца и из желчи отчаянная песня создана,
Чтоб мне, молясь в отверстие окна, подумать - "Отче...", молвить - "человече"?
... в моей отчизне снежных четвергов в который раз вплываю в параллельность -
и обживаю в хлопковой постели Голгофу, высотой в одну любовь...
(и все поет, поет слепая птица в просторной клетке ребер неподвижных -
Осанна! дай, и будь же милосерден! Помилуй грешных, праведных и иже,
Налей же силы, и медовой веры...)
И чаша полнится, и мы ее взахлеб, навылет - махом хлестким выпиваем -
И желчь, и радость пьем, не разбирая (а птица в клетке - все поет, поет...)
И воскресает новая зима, и бьет мороз игольчато стаккато -
А мы прощаем жизнь, так виновато глотаем небо зимнего окна...
И ты, пропущенная кем-то запятая, приходишь знаком препинанья - лишним.
А воздух тих, и спел, и неподвижен, и клетка видится вдали - уже - пустая...
Кв.3 Февральский сон
"здесь время-тетерев, вельветовый барон
клюет тугую мякоть грецкого ореха
телесной юности.
И если через реку -
То вместе переправь нас, мил Харон!
Пока ж - февральничай, звени, совместный голос,
Двойное сердце, бей в гигантский бубен!
Ладони сшив в ночном диване будней,
Вдыхай метель предчувствием обола"...
... такую ночь в бокал разлили боги,
что четверговым сном опустошив -
ни праведничать мне, ни согрешить:
ослепло сердце и бессильны ноги...
и сахарно, и тяжко провисает
февральский сон о нашем существе
двойном, что возникает в голове:
то ль ты похож на снег, а то ли сами
снежинки полны прожитым...
Окну
и небу в нем, забыв слова молитвы,
я напеваю свой вопрос улитки -
бесснежно ль на плоту - и одному?..
...И утомленный перевозчик, вдруг
Увидев снег над черной гладью Леты -
Вздыхает: "Смертный, ты опять бессмертен,
Коль мысли о тебе снежат в аду".
СНЕГ
...плыл медленный август, медовый и медленный август
И я застывала под ним - не растенье, не гриб...
И млечный хрусталь зазвеневшей груди человечьей
Немного - и был бы чешуйками трещин отмечен.
Я падала наземь, я слышала грохот, пугалась,
И слух забивала травой. Но гремело внутри.
И лязгало сердце, и мне так хотелось признаться
Тебе в этом сладостном звоне и грохоте... Вдруг,
Пока находила слова, оголились деревья
И абрисы слились, тончая, с венозною тенью...
Молчала в стыдливую тишь, холод склеивал пальцы...
Потом выпал снег, все засыпав - и зренье, и звук.