Зимина Светлана Сергеевна : другие произведения.

Сравнение американских и японских комиксов, начиная с истории и индустрии, заканчивая графическими и сюжетными различиями

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
Оценка: 6.44*5  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    В Америке культура комикса рассчитана в основном, на подростковую аудиторию, в Европе - комикс признан девятым искусством, а в Японии - это базовая составляющая всей культуры. И только в России, к сожалению, комиксы признаются, как детское или, в крайнем случае, подростковое развлечение, и более взрослое население при упоминании термина ћкомиксЋ просто предпочитают не обращать внимания на несерьезное, по их мнению, направление, которое предполагает лишь лишнюю трату денег. Это связано прежде всего с наследием от СССР, когда единственной разрешенной формой комикса был ћМурзилкаЋ и ћВеселые картинкиЋ, а остальные были объявлены буржуазными, и были запрещены. И хотя к концу существования Союза были предприняты попытки изменить ситуацию: ћПеревалЋ, ћФантомЋ, ћТарзанЋ, комиксы на славянские темы, переломить восприятие не удалось. Темой предложенного доклада является: понятие американского и европейского ћBDЋ, японской манга, история становления жанра, рыночные стратегии производства и продвижения комиксов, художественные приемы разных стилей рисования комиксов, европейские и американские сценаристы и японские художники-сценаристы, целевые аудитории комикса, жанры и поджанры.

  Авторы:
  Комиксы: Алмазова Вера
  Манга: Федорова Светлана
  
  ВСТУПЛЕНИЕ
  
  графические романы:
  
  Сравнение американских и японских комиксов, начиная с истории и индустрии, заканчивая графическими и сюжетными различиями.
  
  Замысловатый термин устоявшийся "графический роман" был специально применен в 2004г. организаторами московского международного фестиваля комиксов и манга "КомМиссия-2004" как наиболее общее и нейтральное название, объединяющее и американские комиксы, и французские "BD" и японские манга.
  
  В Америке культура комикса рассчитана в основном, на подростковую аудиторию, в Европе - комикс признан девятым искусством, а в Японии - это базовая составляющая всей культуры. И только в России, к сожалению, комиксы признаются, как детское или, в крайнем случае, подростковое развлечение, и более взрослое население при упоминании термина "комикс" просто предпочитают не обращать внимания на несерьезное, по их мнению, направление, которое предполагает лишь лишнюю трату денег. Это связано прежде всего с наследием от СССР, когда единственной разрешенной формой комикса был "Мурзилка" и "Веселые картинки", а остальные были объявлены буржуазными, и были запрещены. И хотя к концу существования Союза были предприняты попытки изменить ситуацию: "Перевал", "Фантом", "Тарзан", комиксы на славянские темы, переломить восприятие не удалось.
  
  Темой предложенного доклада является: понятие американского и европейского "BD", японской манга, история становления жанра, рыночные стратегии производства и продвижения комиксов, художественные приемы разных стилей рисования комиксов, европейские и американские сценаристы и японские художники-сценаристы, целевые аудитории комикса, жанры и поджанры.
  
  Главной целью доклада является привлечение к японской манга, не слишком известной среди широкой российской аудитории. Ставится задача разоблачить расхожее и ложное мнение о том, что американский комикс предназначен только для подростков, а японский комикс - это откровенная порнография про девочек с большими глазами.
  Россия готова, благодаря своей заведомой восприимчивости, пережить настоящий ренессанс комикс культуры. Готовы к этому и издательства России, что продемонстрировано издательством "Фабрика комиксов", вторым издательством в России которое лицензирует японскую манга и первым, лицензирующим корейские издания
  
  
  Глава 1. Определение.
  
  
  Комиксы - форма визуального искусства, состоящая из картинок объединенных с текстом в виде "баллонов" или надписей рядом с изображением. Есть несколько подходов к определению. Некоторые исследователи делают упор на связь текста с изображением, другие на последовательность, третьи на восприятии комикса читателем.
  
  Манга - "Насколько я понял из общения с русской аудиторией, в России манга воспринимается, как комикс о девочках с большими глазами" Хаями Расенджин из беседы с журналистами в 2004 г. На КомМиссии 2004.
   Манга - это комиксы, которые рисуют в Японии японцы (Хаями Расенджин)
  Ма́нга - японские комиксы. Слово "манга" придумал знаменитый художник Кацусика Хокусай в 1814 году для серии своих гравюр. Означает оно "гротески", "странные (или весёлые) картинки"
  Как мы видим, определение манги варьируется от понимания "большеглазые уродцы" до определения "комикс". То есть все зависит от восприятия читателя/зрителя. Мангу можно называть культурным явлением целого народа, а можно одним из направлений мировых комиксов со своей спецификой. Фактически одним из направлений графических романов.
  
  Графический роман - Замысловатый термин устоявшийся "графический роман" был специально применен в 2004г. организаторами московского международного фестиваля комиксов и манга "КомМиссия-2004" как наиболее общее и нейтральное название, объединяющее и американские комиксы, и французские "BD" и японские манги. Применен этот термин по нескольким причинам, главными из которых является восприятие российского читателя. В России 21 века многие воспринимают комикс, как нечто детское и подростковое. В крайнем случае, развлекательное на одну страничку в ярком полиграфическом журнале. А манга у взрослого поколения часто ассоциируется, как это не удивительно с порнографическими картинками. И это закономерное явление, так как в начале 90-х в Россию потоком хлынула пиратская видео-продукция. Советский зритель не избалованный эротикой получил в первой волне необычные мультики для взрослых, где присутствовали большеглазые девочки. А в силу того, что азиаты для нас все на одно лицо и Китай ближе, чем загадочная Япония, мультики были названы в народе "китайскими порномультиками". Так, что появление комиксов с подобной же графикой воспринимаются вполне однозначно.
  В 2000 году такое восприятие становиться не актуальным, и срочно нужно было придумать что-то не столь вызывающие и позволяющее воспринимать азиатские комиксы не столь однозначно.
  Восприятие же французских БД вообще не укладывалось в какие-то понятные российскому пониманию рамки. "Странные" - одно из самых мирных пояснений читателя. И конечно Западные комиксы, в частности американские, которые на рынке России представлены в основном Суперменами, Человеками-Пауками, Фантастическими четверками и пр., которые воспринимаются не специалистами, только как годные для подростков.
  Такие устойчивые определения требовалось сломать, так как на рынок пришла новая индустрия, которая требует своего развития. И первой ласточкой стал "Город греха" черно-белый комикс, который был представлен, как "графический роман". После чего этот же термин приняли организаторы "КомМиссии-2004", объеденяя все три направления в одну структуру.
  Таким образом, можно подвести итог, что манга - это одно из направлений графических романов, со своей спецификой.
  
  
  Глава 2. ИСТОРИЯ
  
  Практически во всех странах комиксы начинались с веселых или занимательных историй, в виде трех-четырех кадровых полосок, печатавшихся в газетах. Это были как бы анекдоты в картинках. Такая форма комикса до сих пор популярна и печатается в разделе развлечений.
  
  Франко-бельгийские.
  Комиксы в этих странах воспринимаются как "девятое искусство", и не считаются развлечением. Они могут рассказывать любые истории, без ограничений жанрами или возрастом аудитории. В Америке, эти комиксы называют "графическими романами".
  Создатели свободны в сроках: от 6мес. До 2 лет.
  
  Британские.
  Изначально, Британия переиздавала перемаркированные комиксы из США. Затем недостаток надежных поставок привел к ксерокопированию листов, так появились черно-белые версии. По виду, комиксы такого же размера как американские, но без глянцевой обложки.
  Некоторые комиксы, такие как " Судья Дредд" (таблойды - часть газеты, в них печатают поздравления, спорт, хронику преступлений).
  - The Beano, 2000AD, VIZ
  - undeground comics - OZ, Escape Magazine
  
  Итальянские (fumetti)
  После Второй Мировой Войны художники Hugo Pratt и Guildo Crepax представили миру итальянские комиксы. Их авторские комиксы содержали довольно много эротики.
  - Diabolik, Bonelli
  Выходят: раз в месяц, черно-белый формат, 100-132 страницы.
  
  В целом европейские комиксы считают более интеллектуальными, насыщенными философскими идеями, с отсылками к богатому культурному прошлому этих стран.
  
  Американские
  Первой книгой комиксов в Америке стала антология перепечатанных из газет "comic strip" - полосок. Кто-то, желая избавиться от выпуска поскорее, снизил цену до 10 центов, и распродал с нескольких лотков за долю секунды. Так, в 1934 году родилась индустрия.
  Первоначально, издатели закупали истории у безработных во время Великой Депрессии мультипликаторов. Те, в свою очередь, отнюдь не пылали страстью и энтузиазмом к новому виду искусства. Зарплата была маленькой, работа изнурительной и с плохой репутацией. Они продолжали работать, надеясь что однажды "сделают это" и попадут в раздел комиксов в газете. Парадоксально, но первый большой хит в комиксах был отвергнут синдикатом "comic strip" - это был "Супермен", Джерри Сигела и Джо Шустера.
  Успех Супермена, особенно во время Второй Мировой Войны привел к быстрому появлению новых "героев в костюмах"- Captain America, Plastic Man, Flash, Green Lantern. Они были полны пропаганды военных лет, но с окончанием войны продажи резко упали. К 1950г.г. осталась только "великая тройка" DC - Superman, Batman, и Wonder Woman.
  Со снижением интереса к жанру "супергерои", стала расти популярность других жанров в комиксах - научной фантастики Mystery In Space (1951-1966), Space Adventures (1952-1969) и Weird Science (1950-1953); Приключения в Джунглях, длинноногие дикарки в крохотных леопардовых бикини, началось все с Sheena, Королева Джунглей в Jumbo Comics #1 (1938) и до 50х годов. Сейчас эта ниша заполнена выпусками про щеголяющих в бикини вампирш и демониц.
  Комиксы про животных выпускались с середины 1930х - Pogo, от Walt Kelly, стали печататься в Animal Comics с 1940. К концу десятилетия, Келли достиг мечты комиксиста, его серия сейчас регулярно печатается в газете и стала общенациональным хитом. Комиксы с участием героев Уолта Диснея с 1940 по 1997 вышли в количестве 614 выпусков. К концу 80х разговаривающих животных стали называть "антропоморфами". Главной серией про них стала сексуальная "мыльная опера" Omaha, the Cat Dancer (1981-1995), от Reed Waller и Kate Worley. История Stan Sakai "Usagi Yojimbo" про кролика самурая времен феодальной Японии, издается до сих пор с 1985 года.
  
  Юмористические комиксы: Plop! (1973-1976); 27 выпусков Howard the Duck созданных Steve Gerber с 1974 по 1977; комикс альбомы от Kyle Baker, такие как The Cowboy Wally Show (1988) и Why I Hate Saturn (1990); Diane Dimassa's Hothead Paisan: Homicidal Lesbian Terrorist (1991-1998); и выходящая серия Evan Dorkin - Dork and Milk and Cheese.
  
  Harvey Comics стал известен благодаря своим "грубоватым детским" комиксам, таким как Richie Rich (1953-1990) и Casper, the Friendly Ghost (1952-1989). Они были особенно популярны в 1950е и 60е. В 1990е, жанр был переработан Steven Weissman. Его маленькие монстры - Li'l Bloody, X-Ray Spence, Dead Boy, Kid Medusa, и другие - можно найти в серии Yikes! (1994-1998) и сборнике Champs (1999).
  
  Детские комиксы начались с появления Робина, помощника Бэтмэна. в Detective Comics в 1940. Очень скоро все известные персонажи обзавелись своими мальчиками-помощниками. И эти характеры становились настолько популярны, что Jack Kirby и Joe Simon, всегда создававшие новые концепции, пошли дальше и создали команду из одних детей: The Boy Commandos, выходили в Detective Comics с 1942 по 1944 и их собственные серии с 1942 по 1949, также The Newsboy Legion, издававшийся в Star Spangled Comics с 1942 по 1946. Возможно, однако, что лучшим произведением в этом жанре были приключения детей в серии "Джонни Квест", выходивший в Comico в период 1986-1988, написанный William Messner-Loebs и иллюстрированный всеми звездами комиксов 1980х.
  
  Были и попытки издать в виде комиксов классически произведения литературы, однако выходившие три десятилетия в Classics Illustrated (1941-1971) комиксы были плохо отредактированы, и мало отражали оригинал. В 1990-1991, First Comics заново запустили серию, дав больше свободы художникам, и хотя продажи были невелики, работы сами по себе великолепны.
  
  Первоначально комиксы-детективы выходили про Бэтмэна, однако его персонаж стал популярен настолько, что вылилось в отдельную серию комиксов про Бэтмэна, каким мы его знаем теперь. Такие комы как Crime Does Not Pay (1942-1955) и Crime SuspenStories (1950-1955), были полны гнева, выстрелов, насилия. Комиксы ужасов пошли даже дальше, такие комы как Shock SuspenStories (1952-1955) и Tomb of Terror (1952-1954), с их описаниями окровавленных искалеченных тел, взрывающихся глазных яблок ит.д. Слишком большое количество насилия в комиксах привело к появлению организации, контролирующей их содержание. На долгие годы воцарилась цензура. Sandman Mystery Theatre (1993-1998) был более поздней серией, в разумных пределах исследовала смесь преступлений и ужасов.
  
  После появления CCA - Comics Code Authority - Организации, регулирующей содержание комиксов, многие жанры исчезли, стала расти популярность комиксов-вестернов Jack Kirby's Boys' Ranch (1950-1951), компании Марвел - Rawhide Kid, Kid Colt, Two-Gun Kid и другие. Выходили комиксы про войну, скорее с патриотическим содержанием, чем критикой - Our Army at War (1952-1977). В современности самый известный, а также и радикальный комиксист Joe Sacco выпустил серии Palestine: A Nation Occupied (1993) и War Junkie (1997).
  
  В середине 50х начал возрождаться интерес к жанру "супергерои", оживили многих героев 40х годов - появились новые Flash, Hawkman, Atom. Новые герои, наряду с Superman, Batman и Wonder Woman образовали Лигу Справедливости. В 1961 году, Марвел поручает Стэну Ли создать свою команду супергероев, в ответ на Лигу Справедливости компании DC. Так рождается Фантастическая Четверка. Следом появились Spider-Man, от Lee и Ditko; и благодаря неуемной фантазии - Thor, Iron Man, Hulk, Avengers и X-Men.
  Началась настоящая конкуренция между издателсьвами, борьба за читателей, появились первые настоящие фанаты комиксов "марвеллиты". Однако, когда художник переходил в другое издательство, преданные поклонники покупали его новые работы, не обращая внимания на логотип.
  Марвел, также, произвел революцию в комиксах. До первого выпуска Фантастической четверки комиксы выглядели как отдельные рассказы, не соединенные между собой. Ли, Кирби и сподвижники, создали новый тип повествования в комиксах, объединяя выпуски друг с другом, создавая продолжительные серии, с побочными сюжетными линиями, неожиданными обрывами. Вместе, они создали Вселенную Марвел. Сейчас это кажется абсолютно естественным, а тогда это было невероятной новацией.
  Комиксы, которые получили название Undeground - "подпольные" комиксы, типа Zap Comix, Skull Comics, Quagmire, и Slow Death Funnies, это ответ на цензуру и отражение настроений 1960-ых. " Undeground " комиксы иллюстрировали, антиправительственное, антивоенное чувство и выражали желание свободы от нравов конца 1960-ых. Мэйнстримовые комиксы создавались целой командой, в то время как над UC comix работал 1 человек. Сами комиксы - Arcade, Bone, Comix Book (под эгидой Marvel). Темы: измененное сознание (наркотики, психоделия), сексуальные табу, сатира на государство и церковь. Одним словом, все, что было запрещено CCA. К 1976 году движение закончилось. Comix потеряли то чувство протеста, что было в 60х. Падение интереса и смена тем привели к взрослым комиксам и "alternative comics".
  Альтернативные комиксы сейчас это маленькие издательства, где над одним выпуском работает один-два человека. Комикс о проблемах с сексом у комиксистов (художников), комикс об 11 сентября, не тестировавшиеся по категории комикс и т. Д.
  
  В 70е годы впервые появились комиксисты, которые целенаправленно шли работать в индустрию комиксов, зная, чего они хотят. Однако долгие годы не наблюдалось перемен, печатали в основном главных персонажей комиксовых корпораций Дональд Дак, Супермен, Спайдермен и др. В 80е рынок ослабил хватку и вышли одни из самых лучших научно-фанатстических комов всех времен: Scott McCloud's Zot! (1984-1991), Mike Baron и Steve Rude's Nexus (1981-1997), Chester Brown's Ed the Happy Clown (серия 1986-1989 в его комиксе Yummy Fur), Larry Marder's Tales of the Beanworld (1985-1993), Dave Stevens' The Rocketeer (1985), Mark Schultz's Xenozoic Tales (1986-1996) и др.
  Изменения рынка открыли шлюзы и для волны запрещенных ранее порнографических комиксов, историй о различии полов, о нетрадиционной ориентации: Julie Doucet (Dirty Plotte, с 1989), Phil Foglio (Xxxenophile, с 1989), Pheobe Gloeckner, Melinda Gebbie, и наиболее плодотворная серия Dave Cooper и Cynthia Petal's Really Fantastic Alien Sex Frenzy! (1993), Pressed Tongue (1994) и Suckle (1996).
  
  Долгие годы "Большая двойка" - Марвел и DC, публиковали только истории про принадлежащим им персонажам. К 2000 году ситуация изменилась, если Марвел по-прежнему печатает "своих героев", то DC издает множество авторских комиксов, стараясь угодить максимальному количеству читателей. Vertigo специализируется на изощренных ужасах (Preacher, Sandman, Hellblazer); Paradox Press публикует документальные антологии, такие как The Big Book of Urban Legends и The Big Book of Hoaxes; и,под логотипом DC, выходит линия адаптированных в комиксы ТВ шоу: Dexter's Laboratory, The Powerpuff Girls и Batman Beyond.
  В период 80-90е годы, впервые комиксы стали восприниматься как явление, начали появляться исследовательские работы. Однако, книгоиздатели не знали как обращаться с комиксами, в каком виде печатать, как рекламировать, а комиксоиздатели не знали как угодить не подростковой аудитории, рассчитанной к тому же, в большинстве на мальчиков.
  Появление нескольких комиксов изменило наконец ситуацию: Batman: The Dark Knight Returns (1986) Фрэнка Миллера, в 1986, Pantheon публикует рассказ о холокосте Art Spiegelman - Maus. Это был мировой бестселлер (в 1992, соединенный с продолжением Maus II, он выйграл Pulitzer (пулицеровская премия)).
  
  В 1983 году в DC пришел Алан Мур, в своих работах он поднял такие темы как сексуальная нетерпимость, страх перед менструацией и т. д. За Муром пришли и другие британские авторы Neil Gaiman, известный комиксом Sandman (1989-1996), Grant Morrison, чья первая большая работа в DC - Doom Patrol (1989-1992), и Warren Ellis, его история - Planetary, о постсовременнсти, заговорах, насмешками над клише и поп культурой.
  В 90е, комиксы наконец вернулись по-настоящему, с такими авторами как David Mack Kabuki, Greg Rucka Whiteout, Brian Michael Bendis Jinx, Frank Miller Sin City, Paul Grist Kane, и David Lapham's Stray Bullets.
  
  Манга
  Огромное влияние на развитие манги оказала европейская карикатура и американские комиксы, ставшие известными в Японии во второй половине XIX века. Первая половина XX века - время поиска места комиксов в системе японской культуры нового времени. Большую роль здесь сыграло милитаристское правительство, использовавшее массовую культуру для воздействия на население. Военные финансировали "правильную" мангу (она даже ненадолго стала выходить в цвете) и запрещали мангу с политической критикой, заставляя бывших карикатуристов осваивать приключенческие и фантастические сюжеты (так, идея "гигантского робота" впервые появилась в реваншистской манге 1943 года, в которой такой робот громил ненавистные США). Наконец, в послевоенный период великий Тэдзука Осаму своими работами совершил настоящую революцию в мире манги и, вместе с учениками и последователями, сделал мангу основным направлением массовой культуры. Первые упоминания о создании в Японии историй в картинках относятся ещё к XII веку, когда буддийский монах Тоба (другое имя - Какую) нарисовал четыре юмористические истории, рассказывающие о животных, изображавших людей и о буддийских монахах, нарушавших устав. Эти истории представляли из себя четыре бумажных свитка с рисунками тушью и подписями к ним. Ныне они хранятся в монастыре, где жил Тоба.
  Развиваясь, манга вобрала в себя традиции укиё-э и западные техники. После реставрации Мэйдзи, когда японский железный занавес упал и началась модернизация страны, художники также начали учиться у своих иностранных коллег особенностям композиции, пропорциям, цвету - вещам, которым в укиё-э не уделялось внимания, так как смысл и идея рисунка считались более важными, нежели форма. Манга в своём современном виде начала становление во время и особенно после Второй мировой войны.
  Во время войны манга служила пропагандистким целям, печаталась на хорошей бумаге и в цвете. Её издание финансировалось государством (неофициально её называют "токийская манга"). После окончания войны, когда страна лежала в руинах, на смену ей пришла так называемая "осакская" манга, издававшаяся на самой дешёвой бумаге и продававшаяся за бесценок. Именно в это время, в 1947 году, Осаму Тэдзука выпускает свою мангу "Shin Takarajima" ("Новый Остров сокровищ"), которой было уготовано произвести настоящую революцию. Этой работой Тэдзука определил многие стилистические составляющие манги в её современном виде. В ней впервые были использованы звуковые эффекты, крупные планы, графическое подчёркивание движения в кадре - словом, все те графические приёмы, без которых нынешняя манга немыслима. "Новый Остров сокровищ" расходится фантастическим для совершенно разорённой страны тиражом в 400 000 экземпляров. За свою жизнь Тэдзука создал ещё множество работ, приобрёл учеников и последователей, развивших его идей и сделал мангу полноправным (если не основным) направлением массовой культуры.
  Влияние манги в сегодняшней Японии не идёт ни в какое сравнение с влиянием, которое имеют комиксы в других странах - в том или ином виде оно чувствуется почти во всех аспектах современной японской жизни. Манга составляет от трети до половины всей публикуемой в Японии печатной продукции. Она уважаема и как форма изобразительного искусства, и как литературное явление, и, так как авторы манги ничем не ограничены в полёте своей фантазии, существует великое множество произведений самых разных жанров и для всех возрастов.
  
  Глава 3. ГРАФИКА
  Манга по графическому и литературному стилю заметно отличается от западных комиксов, несмотря на то, что развивалась под их влиянием. Сценарий и расположение кадров строятся по-другому, в изобразительной части акцент делается на линиях рисунка, а не на его форме. Рисунок может варьироваться от фотореалистичного до гротескного, однако мэйнстримовым направлением является стиль, характерной особенностью которого ошибочно считаются большие глаза. На самом деле, важен не размер глаз, а внимание, которое художник уделяет глазам по отношению к остальным частям лица, их детальная прорисованность. Первым в такой стилистике стал рисовать уже упоминавшийся Осаму Тэдзука.
  Образная система аниме и манги
  В современных аниме и манге используется сложная образная система, основанная как на реалиях повседневной жизни современной Японии, так и на древних легендах, верованиях и преданиях. С другой стороны, многие из этих элементов культуры в России практически неизвестны. В этой статье мы прокомментируем некоторые из них.
  1. Внешний вид персонажа
  Главная особенность, отличающая мангу и аниме от их западных аналогов, - развитый символико-графический язык, позволяющий несколькими штрихами передать довольно сложные эмоции или выразить характер героя. В этом аниме и манга близки к средневековой живописи и скульптуре, в которых каждый элемент изображения имел свой особый смысл. Скажем, Будда часто изображался с большим животом - в ознаменование того, что он достиг Абсолютного Счастья. Или в русской иконописи святые-мученики изображались в красных сапогах - как олицетворение пролитой ими крови.
  
  В комиксах, однако, костюмы персонажей продумываются как отражение их характера, или их миссии: сине-красный костюм Супермена, футболка в виде британского флага Дженни из Authority, черный костюм Бэтмэна.
  
  2. загруженность страниц
  
  В отличии от западно-европейских комиксов, где страница буквально заполнена диалогами и монологами, манга, благодаря своему символическому языку весьма немногословна. Как пример можно привести такую ситуацию: чтобы выразить состояние персонажа американский или европейский герой застынут в одном кадре или нескольких, если не будет хватать места для развернутого монолога, где герой подробно рассказывает читателю, что он сейчас ощущает и почему. В манге же на это уйдет от силы один кадр, где герой замрет с пустым взглядом, и фоновое сопровождение в виде темных полос подскажет читателю в какую мрачную депрессию погрузился герой, или пролетающие лепестки сакуры, символизирующие печаль и рухнувшие надежды и т. д.
  Вообще различие заключается и в фоновой обработке. Западно-европейские художники очень тщательно прорисовывают задний фон персонажа, где бы он не находился, японцы могут обойтись намеками и общими чертами, или вообще пустить на фоне цветочки, рыбки, отпечатки кошачьих лап, что придает эмоциональности рисунку и, что опять же служит читателю подсказкой.
  Если подсчитать, сколько тратиться времени на чтение одной страницы Супермена и чтение одной страницы Сейлор Мун, то разница огромная. Японец в среднем потратит на страницу манги от одной до пяти секунд, тогда как европеец может потратить на страницу комикса более пяти минут, только для того чтобы прочитать, а потом еще и осмыслить, что же он прочитал на этой странице.
  Графическим языком манги овладеть совсем не трудно, достаточно прочитать одну мангу и можно с уверенностью сказать, что читатель уже владеет этим языком фактически в совершенстве.
  
  3. художественные приемы
  Мы уже обратили внимание на подход к рисунку фона. И уже упоминалось, что распространенное мнение о "больших глазах", как о неотъемлемой части особенностей манги - ошибочно.
  Художники по-разному подходят к прорисовке столь важной и неотъемлемой части лица персонажа, потому что через прорисовку глаз можно выразить очень многое.
  Грубое разграничение для начинающих гласит, что большие глаза - это символ невинности и наивности, открытости миру. Чем уже глаза, том более закрытый человек перед читателем. На самом деле, глаза начали выделять по той же причине, что в свое время женщины начали красить ресницы и пользоваться подводкой. Большие глаза - вызывают доверие и желание симпатизировать. Кому понравятся маленькие поросячьи глазки, по которым ничего и не разобрать, какую гадость задумал их владелец.
  Третьим основным художественным приемом, можно отметить необычные ракурсы лица и тела персонажей, которые применяют мангаки. Деформет - искажение пропорций той или иной части тела, а иногда и полностью всего тела - это одно из самых ярких явлений манги. Персонаж должен быть живым, а для этого требуется большое искусство от художника. Прописывать каждое изменение лица в зависимости от эмоций - это не только труд, но и время, чего у мангаки как раз не слишком много.
  Поэтому встречается непропорционально большой рот, разинутый в крике. Выпученные глаза, сплющенное тело персонажа и прочие изменения. Это тоже относиться к системе графического языка мангаки.
  Выразить озадаченность? Достаточно пририсовать каплю над головой.
  Детское всепоглощающее состояние? Нарисовать персонажа маленьким, словно он ребенок.
  
  Комиксы, как и любой другой вид американского искусства, впитывает новые тенденции: стали появляться характерные для манги приемы, персонажи, похожие на героев аниме, с большими глазами, заостренными лицами. В основном пока в сатирических работах, однако, в будущем скорее всего произойдет сращение.
   (пример комикса: звуки, звездочки, обозначение падения)
   (японская манга: деформет, капли, уменьшение в размерах, подсказка фона)
  4. изображение тела
  
  Если мы посмотрим на то, как рисуют тела американские комиксисты, то обратим внимание, что мужчины там накачены, а женщины стройны и большегруды. Каждая мышца тщательно прорисована, и трико, которое обтягивает героя, как вторая кожа, только подчеркивает каждую мышцу этого тела, предела мечтаний каждого американца. Культ тела у американцев подчас доходит до абсурда, иногда это обыгрывается в других комиксах-пародиях.
  В японской манге, главная героиня может быть плоскогрудой девицей, которая страдает комплексом неполноценности по поводу своего роста. Опять же условные линии, мышцы намечены так, чтобы было понятно, что они здесь есть. Все нарисовано по возможности одной линией, словно рисуется контур. Это связано с традицией, когда рисунок считался лишь дополнением к тексту и был крайне схематичен.
  Сексуальная красотка, нарисованная японцем, при сравнении с красоткой из американского комикса, может выглядеть почти костлявой, но несомненно красивой.
  Японцы не стесняются изображать маленьких детей, принимающих ванну, так как для них - это естественное поведение детей, приученных к гигиене. У европейцев или американцев, мы подобное вряд ли встретим, если только это не порно-комикс, посвященный педофилии. И таких почти незначительных мелочей набирается воз и маленькая тележка.
   (атлетическое тело) (богиня красоты, на грани худобы)
  Глава 4. Индустрия.
  
  В терминах рыночной доли, Marvel имеют 41.7 процент, DC имеет 29.4 процентов, и все другие издатели книжки комиксов имеют 28.9 процентов (Jefferson, 1990:B1). В каталоге комиксов Previews. (1993) было общее количество - 169 издателей комиксов (и есть много компаний, не рекламирующихся в главных каталогах). Интересно обратить внимание, что более антиправительственные комиксы изданы independents и менее доступны для широкой публики, чем мэйнстримовые комиксы.
  DC - Action Comics, Superman, b5, Batman, Detective Comics, Flash, Green Arrow, JLA, JSA, Outsiders, Titans, Wonder Woman
  Image - Glory, Hellspawn, Maxx, Powers, Savage Dragon, Spawn, Supreme
  Wildstorm - Authrity, Gen 13, Majestic, Planetary, Ocean, Stormwatch
  Marvel - Spiderman, Punisher, X-men, Hulk, F4, Ultimate, Thor, Transformers, What IF, Wolverine, Avengers, Cable, Captain America, Deredevil, Exiles
  Dark Horse - Чужие, Баффи, Conan, Ghost, Hellboy, Sin City
  Small Companeys - OZ, Bone, Vampirella, Wizard, Elfquest, Ash, Turok
  Ежегодные продажи комиксов достигли $ 700 миллионов (с предсказаниями до одного миллиарда долларов в течение 1994 года), это на 500 % увеличение с 1980 (Jensen, 1993:33). Приблизительно 800 новых серий издается в год и хотя рынок комиксов не восстановил норму 90 % в 1940-е, комиксы могут быть найдены в 50 % семей.
  
  Как попадают в индустрию комиксов?
  
  "Итак, когда издательству нужна "свежая кровь", они объявляют конкурс на то, что им надо (рисунок, сценарий, покраска), дают объявления в Визард и ему подробные журналы. На сайтах некоторых издательств есть пробные задания и требования к желающим у них работать. То есть, в издательство постоянно идут работы от новичков, и они уже выбирают стоящих художников, авторов и т.д. Есть третий путь - мастер-классы на комикс-конвентах. Победителей обычно печатают и приглашают работать. Четвертый путь - самиздат и фензины". (Candra)
  
   На данный момент времени Япония превратилась в мирового лидера в производстве комиксов. Манга (так называются комиксы, произведенные в стране восходящего солнца) стремительно завоевывает аудиторию посредством телевидения, газет, Интернета. Наиболее популярные манга-работы , как легально так и нелегально, переведены на множество языков. В этой главе мы постарались изложить некоторые общие сведения из истории манги, а также изложить основные принципы, необходимые для более полного и глубокого понимания манги, как средства и среды массовой информации.
  В первую очередь хотелось бы ознакомить читателя с общей информацией о японской манга-индустрии.
  Манга-индустрия в Японии представлена настолько огромными масштабами, что с легкостью затмевает два других гиганта индустрии комиксов - США и Францию (вместе взятые).
   В Японии постоянно выпускается огромное количество журналов, предназначенных специально для публикации манги. Весьма затруднительно подсчитать их точное количество, так как даже для маленьких издательств обычной практикой является выпуск нескольких серий журналов под своими уникальными названиями.
   Ядро печатной манга-индустрии составляют около 13 еженедельных, 10 ежедвухнедельных и приблизительно 20 ежемесячных манга-журналов, которые выпускаются наиболее крупными издателями. В любой выбранный момент времени имеются в наличии как минимум 10 журналов, которые выпускаются миллионными тиражами. Для сравнения - в Японии имеется всего лишь один журнал, который насчитывает более миллиона подписчиков и в котором не печатается манга.
   Годовой объем продаж манги за 1990 год составил около 60 миллиардов йен, в том числе манга-журналов на сумму 350 миллиардов йен и брошюр на сумму около 250 миллиардов йен.
   Приведенные величины не учитывают объем продаж обычных журналов и газет, в которых печатается манга. Общий объем продаж публикуемого материала в Японии (журналы и книги, исклюючая газеты) превышает 2500 миллиардов йен, из которых доля манги составляет одну четверть. Так как население Японии составляет приблизительно 120 миллионов человек, можно подсчитать, что средний японец тратит около 2000 йен в год на приобретение манги в той или иной форме.
   В настоящее время в Японии существуют 3 крупных издательских дома: Kodansha, Shogakkan и Shueisha; около 10 компаний поменьше, включая Akita Shoten, Futabasha, Shonen Gahosha, Hakusensha, Nihon Bungeisha и Kobunsha, а также бесчисленное множество мелких издательских фирм. Три вышеупомянутые гиганта манга-индустрии выпускают также журналы и книги, не относящиеся к манге.
   В Японии работают около 3000 профессиональных манга-художников (мангак), каждый из которых опубликовал как минимум один том манги, однако большинство зарабатывает себе на жизнь как ассистенты знаменитых мангак или имеют другой основной источник дохода. Из них только около 300 мангак (или 10% от общего числа) способны неплохо содержать себя на доход только от манги. Ко всему прочему, имеется огромное количество непрофессиональных мангак-любителей, которые создают маленькие журнальчики, предназначенные для узкого круга знакомых - dojinshi.
  
  Манга распространяется, как в специализированных магазинах, так и просто на лотках и в киосках. Например, в метро пассажиры оставляют томики манги. Которые купили просто так, почитать, пока они едут в поезде. Потом местные бомжи собирают эти оставленные томики и продают по более низкой цене другим пассажирам.
  Для истинных фанатов, жаждущих редкостей и новинок, существует ежемесячный слет - КОМИКЕТ, где можно встретить как крупные издательства, так и тех, кто продает собственную мангу, изданную своими собственными усилиями. Ну и конечно, "додзинси".
  Для фанатов так же существуют отдельные районы в городах, где можно приобретать, как мангу, аниме, так и сопутствующую продукцию.
  (приложение: видео 1.)
  Манга-кафе и манга-бары - еще одно явление. Такие места напоминают библиотеку, совмещенную с кафе или барной стойкой. Там не только можно выпить кофе или что покрепче, но и почитать мангу. Некоторые начинающие мангаки выставляют в подобных местах свои работы на продажу или оценку ценителей. Своеобразный клуб для знатоков и ценителей, где можно посидеть и пообсуждать ту или иную мангу.
  Глава 4.1. Форматы комиксов.
  В Америке комиксы чаще всего печатаются в виде выпусков, это тонкий цветной журнал, как правило, содержащий одну историю. Также встречаются comic strip в газетах и журналах. Известные художники издают свои альбомы, с эскизами, цветными работами, комментариями и рассказами о создании той или иной иллюстрации. Их работы можно купить на Интернет сайтах или во время конвента, как наброски, так и законченные цветные работы. Крупные компании, такие как DC и Marvel, издают время от времени антологии про своих самых известных персонажей, где дают им характеристики, рассказывают вкратце об отношениях с другими героями, врагами.
  Подавляющее большинство манги в Японии сначала публикуется в толстых (от 200 до тысячи страниц) журналах, которых в Японии существует около полусотни. Это, например, "Shonen Sunday", "Shonen Jump", "Weekly Jump", "Flower Comics". Большинство таких журналов выходит еженедельно, но есть и ежемесячные издания. В просторечии эти журналы именуются "телефонными книгами", так как очень их напоминают и по формату, и по качеству печати. В таких журналах одновременно публикуется сразу несколько (около десятка) манга-сериалов, по одной главе (около 30 страниц) в каждом выпуске. Кроме сериалов, в журналах печатаются и "синглы", то есть состоящие из одной главы манги, и четырёхкадровые ёнкомы. Журналы по своей направленности, как и сама манга, делятся на множество категорий по возрастному и половому признаку - так, например, есть журналы с мангой для юношей и девушек, для мужчин и женщин, для детей.
  Популярные манга-сериалы позже переиздаются в виде отдельных томов, так называемых танкобонов. Танкобон, как правило, насчитывает около 200 страниц, имеет размер с обыкновенную книгу карманного формата, мягкую обложку, более качественную, нежели в журналах, бумагу, а также комплектуется суперобложкой. Разумеется, существует как манга, сразу вышедшая в виде танкобонов (например, хентайная), так и никогда в виде томов не выходящая (недостаточно успешная).
  Основой классификацией манги (в любом формате) является пол целевой аудитории, поэтому манга для молодых людей и манга для девушек обычно легко отличается по обложке и располагается на разных полках книжного магазина. Комиксы делятся по жанровым категориям, на полках специальных магазинов истории про мутантов отдельно, про супергероев отдельно, детективы и фантастика отдельно.
  
  Глава 4.2. Производство комиксов.
  
  В Америке, в индустрии комиксов, как и в других отраслях, все поставлено на поток. Производством комикса занимается ни один, и ни два человека, а команда, вплоть до 20 человек.
  Мы задали вопросы комиксофанам:
  
  Сколько людей обычно работает над комиксом?
  "В Америке тандем даже не из трех людей, а больше. Сценарист, тот, кто забивает текст в комикс, художник-пенсилер, художник-тушевик, колорист, художник обложки (которых тоже часто два - карандаш и цвет) и над всеми стоит редактор с парой-тройкой помощников. Причем еще тушевиков может быть несколько, колористов целая студия, дизайнер персонажей и всего прочего часто отдельно указывается..." (Candra)
  
  Почему в одном номере отличаются обложка и внутренняя графика, почему за большой цикл "пляшет" графика, как это в "Супермене" или "Люцифере".
  "Классных художников берут на начало серии для раскрутки, а потом, когда серия становится популярной, начинают экономить. Но на обложках экономить нельзя, поэтому приходится нанимать метров. Вторая причина - метры часто завалены заказами по самое пикачу, так что рисовать полноценные комикс долго не будут. Какая компания умудрилась первой заполучить художника под свой проект, та и пользует для своих серий. Или же если как Линснер или Тернер, художник основал свою компанию, то многое рисовать будет сам... В третьих, обложка - это арт, который потом ещё и продаётся за большие деньги, а страницы внутри - это конвейер, а на конвейере немногие могут качественно пахать..." (Candra)
  
  
  Сколько зарабатывают художники?
  "Известные - много. В среднем, 150 баксов за полосу. Хотя я где-то слышала, что Алекс Росс до 600 баксов... Хотя может это не за страницу, а за какой-то арт. Сильвестри вот свои работы вообще за немерянные суммы продаёт - зайди на его сайт, попугайся. Ну, издательство меньше платит, конечно, но продажа арта - дело нерегулярное, в отличие от зарплаты..." (Candra)
  
  Если мангака работает целиком над всей историей от начала и до конца, то в серии про Супермена, например, работают разные команды, то есть одной серии могут быть циклы из нескольких номеров. (Один номер - свой сценарист и художник, другой номер - другой сценарист и художник).
  
  Как работает мангака
  Для того, что бы описать, как работает мангака (художник), мы решили взять отрывок из интервью с Хайями Расенджи, которое было напечатано в журнале "АнимеГидЉ"
  Рассказывает Хаями Расенджин: "Начинается все обычно примерно так: мне приходит е-мэйл, или звонят по телефону: "Хаями-сан, нет ли у вас чего-нибудь интересненького, какой-нибудь новой идеи?" Независимо от того, есть на данный момент у меня в голове что-нибудь или нет, я отвечаю: "Конечно!" Обычно издатели знают, что я специализируюсь на фантастике и русских и советских образах, и дают мне заказы с учетом этой моей специфики. Получив заказ, я прежде всего общаюсь с редакцией, чтобы узнать, чего конкретно они хотят от этой работы. После такого звонка я весь на подъеме хватаю свою тетрадку, где записываю все свои идеи. У меня есть такая тетрадка, которую я всегда ношу с собой и куда я записываю все, что приходит в голову. В зависимости от вкусов издателей и моих собственных пристрастий я заготавливаю две-три разработки. Потом мы встречаемся с издателями в кафе и обсуждаем мои идеи. Насколько бы я ни считал какую-нибудь тему интересной, пока издатель не одобрит ее, я не начинаю работать, так как это бесполезно. Например, если издатели считают, что будет пользоваться популярностью девушка-робот, то я создаю манга про девушку-робот. В общем, на переговорах с издателями мы определяем идею и размер манга, а уже потом я начинаю трудиться.
  Обычно манга занимает где-то 15-20 страниц. Сначала я делаю эскиз всей будущей работы без реплик на 1 листе, то есть просто планирую, примерный сюжет каждой страницы и определяю, где будут появляться новые персонажи. Если сразу браться за прорисовку, то в конце можно не уложиться в отведенное число страниц. Далее делается постраничная раскадровка. Здесь я в общих чертах продумываю реплики героев и постановку персонажей. Это все я делаю сам дома. Или иду в кафе и тружусь там за чашкой кофе. В районах, где живет много художников манга, в кафетериях можно наблюдать такую картину: сидят художники манга и так вот работают. Хотя мы друг с другом не обмениваемся никакими репликами, но мы понимаем, что каждый трудится в поте лица. По окончании этого этапа работы опять начинаются переговоры с издателями. Они очень придирчивы, и высказывают к эскизам много претензий и пожеланий. Могут просто перечеркать эскиз. А я ничего не могу сказать им в ответ. Издатели издают манга и знают, какой на них спрос, поэтому разбираются в этом лучше меня. Так что даже если я категорически не согласен с их поправками, я не могу им возразить и вношу все предложенные изменения. Если очень повезет, то можно миновать исправления. Но если пошло плохо, то можно по полгода править. Бывает, что исправлений столько, что художник сам уже теряет нить и забывает, о чем он хотел рассказать. Есть среди издателей очень хорошие люди, которые сочувствуют художникам и говорят им: "Сделайте так, как считаете нужным". Однако когда я слышу такие слова, то чувствую себя очень неспокойно и все время думаю, будет ли это интересно, и чувствую некоторую неуверенность.
  А вот потом уже начинается собственно работа по прорисовке. В Японии есть специальная бумага для рисования манга. Она мелко разлинована. На такой бумаге обычным карандашом я рисую черновик. Затем перехожу к перу и чернилам. Сейчас есть тенденция даже не обрисовывая контуры тушью, сканировать рисунок и завершать его обработку на компьютере. Например, большинство рисунков на сайтах японской манги, как правило, отсканировано на уровне карандашных эскизов. Но многие художники продолжают работать тушью. Я обвожу тушью только рамки раскадровок и наиболее крупные надписи, а на завершающем этапе прорисовки манга обычно пользуюсь компьютером
  Я рисую самостоятельно и фон и второстепенных героев. Но многие художники манга пользуются помощниками. Дело в том, что если для еженедельника манга рисуешь каждую неделю 20-страничную манга, то невозможно все выполнить самому. Самый старший художник манга - сенсей - рисует основных героев, а помощники - прорисовываются фон и остальное. Правда, у меня есть знакомые художники, которые очень любят рисовать город и урбанистические вещи. Так вот, они город рисуют самостоятельно, а героев отдают помощникам. Есть и совсем крайние примеры, когда старший художник рисует только глаза, а помощники рисуют все остальное. Да, такое действительно бывает. У меня же помощников нет, я не такой занятой человек. И мой стиль отличается тем, что я тщательно прорабатываю фон, а если отдать работу помощникам, то стиль может измениться.
  Художникам обычно тяжело распланировать свою работу. Но если рисуешь для еженедельного журнала, то волей-неволей придется планировать. Если человек работает на еженедельный журнал, то у него 7-8 помощников, и атмосфера напоминает студию аниме. А у таких художников-одиночек, как я, на этапе прорисовки тушью времени для сна уже не остается. Потому что начинают трезвонить издатели: "Хаями-сан, как там у вас продвигается работа?" Я, конечно, отвечаю: "Уже вот-вот заканчиваю", и конкретно ничего в таких случаях не говорю. Но издатели понимают, что я опаздываю. Обычно понятно, что если художник манга говорит, что закончит через день, то это значит - через три дня. Художникам вообще трудно планировать сроки. Поэтому в периоды аврала художники употребляют тонизирующие напитки, которых в Японии, стране трудоголиков, продается очень много. Есть много способов не заснуть, когда очень хочется спать, и художники часто при встрече обмениваются опытом, как не заснуть, когда уже не первый день не спишь. Я, например, мою холодной водой руки до локтей. А если уж очень нужно срочно закончить, то издатели просто приезжают домой. Я сижу работаю, а у меня за спиной сидят два издателя. Тут уже не отвлечешься. Например, если я скажу, что хочу пить и пойду схожу в магазин, то они скажут: "Ничего, ничего, мы сходим".
  А бывает форс-мажор, когда нужно закончить работу за три часа. Ну, и смотря на часы, заканчиваешь за три часа. Издатели говорят, что все, давай в карандаше, только быстрее. Правда, у меня такого не было. Вообще, есть работы, глядя на которые становится понятно, что просто не хватило времени ее закончить. Приходится в таком виде сдавать. Но если ты не закончил рисунок, то издано это не будет. При этом журнал с пустыми страницами, конечно, не выйдет. Для этого существуют художники манга на замену. Такие художники обычно заранее обращаются в издательство и предлагают свои работы. Или издатели сами берут их на заметку. Это хороший шанс для начинающих художников. У меня тоже есть такой опыт. Как правило, в таких случаях ты заранее отдаешь в журнал свою работу, но бывает, что звонят из издательства и говорят, что такой-то не успевает, ты можешь нам за неделю сделать мангу? Было у меня такое. В таких случаях я никогда не говорю, что не сделаю за неделю, так как это шанс лишний раз появиться в журнале. Бывает, что названия уже анонсированы, но заявленные манга не появляются в журнале. Появляется реплика: "Из-за внезапной болезни такой-то художник в этот раз не печатается". Каждый раз, когда я вижу такую пометку в журнале, я понимаю, что он просто не успел. И думаю, что читатель это тоже замечает. Вообще, мне бы хотелось, чтобы читая мангу, вы представляли себе не только художника, который над ней корпел, но и очень нервничающего, обливающегося потом и слезами издателя. Я думаю, что пока я здесь в России, мои издатели очень нервничают. И когда я вернусь, мне придется нелегко. Не хочу обратно ехать.
  Но вернемся к работе на компьютере. Рисунок сканируется и обрабатывается. Лично я работаю на Макинтоше в PhotoShop, но в Японии много специальных программ для манга. А раньше, когда компьютеров не было, все делалось вручную. Включая заливку цветом. Для этого использовалась специальная бумага Screen Tone с липкой основой и занимались этим помощники. Даже и сейчас еще много манга сделаны чисто вручную. Это намного дольше, но сохранение такого стиля работы связано с тем, что люди привыкли так работать, и есть помощники, которые специализируются на какой-то одной работе. Я тоже вырос из помощника. Чтобы это поколение сменилось и ушли все помощники, нужно много времени. А есть художники ветераны манга, которые просто не хотят менять свои привычки.
  Сейчас постепенно приходят к стандарту, когда законченная работа художника - только линии (без тонировки). По сравнению с тем, что было раньше, это выглядит уныло. Но работа с тонировкой занимает в 4 раза больше времени. Кстати, вы знаете, что в Японии большая часть манга черно-белая? Цветная тоже есть, но мало, это скорее исключение. Одна из причин: в цветной манге нельзя использовать помощников. Хотя в Америке линии рисуют одни, раскрашивают другие, но в Японии так не работают. Другая причина в том, что в Японии каждую неделю выпускается 30-40 журналов манга на 20 страницах. Ежемесячных изданий еще больше. Таким образом, у художников и так много работы, а нарисовать цветную манга в течение недели просто нереально. Ну, и наконец, наверно, главная причина: черно-белая печать гораздо дешевле. А издания манга - это издания на выброс. То есть взял, почитал и выбросил. Соответственно, они очень дешевые. Лично я всегда рисую черно-белую мангу.
  Готовую работу теперь отправляют по электронной почте. Это, конечно, удобно, так как художник теперь может себе позволить сдавать работу в последний момент. Ну, вот, и когда я отправил все это по Е-мэйл, я могу, наконец, выспаться. Хорошо бы, конечно, сразу после того, как сдал одну работу, приниматься за новую, но так не получается. Поэтому я немного расслабляюсь, а потом опять начинается аврал. Вот так протекает моя жизнь. Так я работаю. Спасибо".
  Таким образом, можно вывести несколько способов работы над мангой, распространенных среди мангак:
  1. Одиночка, который рисует без ассистента. Чаще всего работает вручную, карандашами и тушью. Иногда применяет компьютер со спец программами. Работает он в основном над небольшими законченными историями от 20 страниц, рассылая их в разные журналы, или работая с определенным издательством на постоянной основе.
  2. Более обеспеченный мангака, имеющий ассистента или двух, которые позволяют ему сосредоточиться на определенных моментах, прорисовывая фоны или доводя до совершенства наброски. Это экономит время мангаки, позволяя работать более быстро и продуктивно. Такой тип мангаки более устойчив и чаще всего имеет контракт с каким-либо издательством.
  3. знаменитые мангаки, которые печатаются "танкобонами". Манга для них - основной источник дохода для жизни. У них нет недостатка в ассистентах. Но такие люди ведут чаще всего довольно замкнутый образ жизни. Примером может служить Казума Кодака - одна из ведущих мангак яой-стиля. Она почти не покидает дома, редко читает чужую мангу, смотрит аниме, которое часто служит источником вдохновения и постоянно рисует. В принципе, такой подход дает ей возможность постоянно радовать фанатов своими работами.
  4. непрофессиональные мангаки. Работают в одиночку и чаще всего на вторичном материале. Так называемые "додзинси" - короткие истории о полюбившихся персонажах других мангак, аниме и фильмов. Они выпускаются чаще всего самиздатом в ограниченных количествах.
  (приложение: видео 2)
  
  
  Глава 5. МЕНСТРИЙМ и АЛЬТЕРНАТИВА
  
  Есть мнение, что и комиксы, и манга, делятся на два направления: направление с массовой аудиторией (мэйнстрим) и направление с узкой аудиторий (альтернатива). Раньше существовала ситуация цензуры, которая определяла, что допускать на рынок, а что нет. В середине 90х настолько стерлась грань между запретным и разрешенным, постыдным и нравственным, что деление исчезло само собой. Сейчас можно сказать, что вся индустрия - это мэйнстрим. Альтернативой же являются мелкие тиражи небольших издательств или самиздат, доступный только узкому кругу избранных. Но не из-за своего шокирующего или запретного значения, а исключительно из-за недоступности широким массам.
  
  Комиксы можно разделить на две главные группы; мэйнстрим и independents. Главное различие между этими двумя - рыночная доля и распределение. DC, Marvel, и в некоторой степени Dark Horse могут рассматриваться мэйнстримом, потому что комиксы, изданные этими компаниями могут быть найдены в ближайших магазинах, аптеках, т.д.
  
  1. политика
  Когда правительство и политическая ситуация диктовала свои правила индустрии комиксов и манги, менстриймом было то, что разрешало печатать правительство. То, что шло в обход цензуры и являлось своеобразным протестом - альтернатива.
  В современности манга-индустрия настолько отдалена от правительства и независима, что печатается все, что, пользуется популярностью у читателя.
  
  2. секс и насилие
  Уже упоминался факт того, что в России, японская манга часто воспринимается в связи с порнографическим направлением комиксов. Эта ситуация сложилась исключительно по причине целого направления в развитой индустрии манги. Направления, которое называется хентай. В отличие от Западно-Европейской культуры, азиатская культура совершенно по-иному смотрит на такие вещи, как секс и насилие. Это, конечно, не проповедуется в открытую, но огромная индустрия, работающая именно в этом направление и постоянно развивающаяся о чем-то говорит. В Штатах одно время действительно считалось андеграундом развитие комиксов, где довольно откровенный сюжет сочетался еще и с насилием и кровавыми разборками. А если добавить туда еще и каплю мрачной готико-мистической составляющей...
  В Японии в свое время на улицах возмущенные родители сжигали тома манги Го Нагая, с излишне откровенным сюжетом. Однако сейчас каждый издатель манги знает, где есть то, что, заинтриговывает читателя - этот проект приносит прибыль. И альтернатива превращается в менстрийм. Тем более, что в Японии жесткая иерархическая система, где ежедневное напряжение в работе и безупречная вежливость на людях, в закрытой обстановке с близким превращается в откровенность, доходящую до жестокости. Японцу необходимо расслабляться, фактически уходить от реальности. Секс - одна из возможностей. Но одного простого секса мало. К примеру, именно в Японии изобрели связывание. И от многих российских мужчин, просмотревших один-два анимационных фильма хентайной направленности, можно услышать: "Японцы - извращенцы".
  Есть главное отличие между мангой и комиксами: в американских комиксах подобного направления мы увидим отражение жизни американцев. А в японской манге - это воплощение желания. То, чего хотелось бы. Это рациональнее. Лучше выплеснуть на бумагу желания, чем воплотить их в жизнь в реальной жизни. Не все развлечения людей невинны.
  3.цензура
  В Америке это CCA - Comics Code Authority - Организация, регулирующая содержание комиксов. Создана в 1954 году. Цензура исключила насилие, сексуальные инсинуации. Первоначально запретили: чрезмерное насилие, кровь, сексуальность ("ненормальная" ориентация героев была под запретом само собой) Добро должно было всегда побеждать зло, не должна была высмеиваться власть. Были запрещены сцены с вампирами, зомби. Запрет на рекламу ликера, табака, ножей, обнаженного тела, порножурналов. Цензура в Японии на секс в манге появилась в 50х гг. с оккупацией американцев, распространивших свою цензуру. В современном мире со стершимися границами морали и запретов, цензурой служит общественное мнение.
  Американские комиксы всегда отражают время читателя. Читая американский комикс мы всегда знаем какие это примерно годы и какая политическая обстановка окружает героев.
  Во время Холодной Войны, русских изображают как главных врагов США, и в комиксах это "злобные монстры с молотом и наковальней на груди, или звездами на шапках". В комиксах всегда можно найти предметы быта, соответствующие времени: телевизоры, радио, машины и пр.
  Японская манга так же отражает жизнь, но с иным уклоном. Подчас мы не знаем даже названия города, где происходят события. В манге, нам дают возможность помечтать и примерить героя на себя. Времена могут смешиваться, а события из манги перетекать в реальную жизнь. Например, манга о музыкальной группе вполне может превратиться в реально существующую музыкальную группу.
  Цензура - переходящий приз. Есть заданные направления жанра, которое вроде бы в определенных рамках, но почему бы их не пытаться смешать, чтобы получить что-то новое.
  
  4.Привязка к персонажу
  Здесь все довольно просто.
  В американских комиксах права принадлежат не на сюжет, а на персонажа. Поэтому может существовать огромное количество историй о Челове-Пауке или Супермене, которые никак не связаны между собой и написанные разными авторами, которые придерживаются основной истории, но только как концепции или отправной точки. Даже характер главного героя меняется. Вплоть до того, что Супермен растет в СССР и помогает трудящемуся классу, а Человек-Паук на самом деле афроамериканец.
  В манге подобное встречается, пожалуй, только с одной вещью "Не надо Тенчи". Но это то самое исключение из правил, которое подтверждает правило. Один герой - одна история. Права в Японии принадлежат автору и за сюжет и за героя, как в случае с литературным произведением. Мы можем встретить продолжение сюжета, так называемый второй сезон, но никак не другую историю про того же самого героя.
  
  Глава 6. АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ МИРЫ (АМ) и ПАРАЛЛЕЛЬНЫЕ МИРЫ (ПМ)
  "Альтернативные миры " - это миры, где история, нарисованная в комиксах с определенного момента пошла иначе.
  Пример: серия "WHAT IF... ?", запущенная в 1970/Marvel/ дважды в месяц.
  Первая история "WHAT IF... ?", например отвечала на вопрос, что было бы если бы Спайдермен присоединился к Фантастической Четверке.
  Современные номера этой серии:
  WHAT IF AUNT MAY HAD DIED INSTEAD OF UNCLE BEN?
  (что если бы вместо дяди Бена, умерла тетушка Мэй?)
  WHAT IF MAGNETO HAD FORMED THE X-MEN WITH PROFESSOR X?
  (что если бы Иксменов создали Магнето и Ксавье?)
  WHAT IF GENERAL ROSS HAD BECOME THE HULK?
  (что если бы генерал Росс стал Халком?)
  Комикс серии What if - Что если бы Питер и МДЖей вырастили их ребенка? - превратился в отдельный комикс про СпайдерГерл.
  Серии про альтернативные миры близки жанру фанфикшна (рассказа написанного фанатами как продолжение, или переботка оригинала). Однако в Америке альтернативные миры в комиксах являются такими же официальными версиями, как и основная серия-прародитель.
  В комиксах компании DC эквивалентом считается Elseworlds (пер.:другие миры). Действие происходит вне канона. Герой оказывается в странных временах, в странных местах, некоторые из которых существуют, другие нет, не могли бы, или не должны были бы существовать. Результат - истории, где персонажи кажутся знакомыми как вчера и обновленными как завтра. Например, Супермен во времена рыцарей или Супермен - Тарзан.
  Marvel - AU - 1 пункт расхождения, ключевая точка.
  Здесь есть один немаловажный пункт: путешествия по альтернативным мирам, герой может встретить своих двойников, и не одного, а всех сразу, собрать из них команду, или познакомиться с двойниками своих врагов или друзей. Яркий пример: Secret War в серии про Спайдермена.
  DC - полностью отдельная цельная вселенная - связь с каноном только в присутствии знакомых персонажей.
  Компания DC использует серию параллельных миров для обновления персонажей, так как Супермен не может существовать 60 лет одним и тем же человеком. Герой должен соответствовать времени.
  В мире DC, различные версии вселенной существуют параллельно в одном пространстве, отделенные друг от друга вибрирующим резонансом. Каждая вселенная меняется от воздействия других.
  В комиксах возможно пересечение не только персонажей из одной вселенной, но и комиксы про приключения героев разных издательств. Это похоже на телевизионное guest star (приглашенная звезда).
  
  В манге мы можем встретить несколько ситуаций, которые можно назвать аксиомами для манги:
  -герой перемещается в другой (абсолютно иной мир), часто в именно в наш мир, например из волшебного, как это происходит в жанре Махо-седзе. Девочка-волшебница перемещается в земной мир, чтобы поучиться жизни или чтобы найти свою любовь. ("Ведьма Салли"). Ии ситуация наоборот. Перемещение в иной мир главного героя/героини, как в Инуяше, где героиня переноситься в Древнюю Японию.
  - нет точно такого же мира, но в чем-то иного и с кучей двойников (исключение из правил - это "Не надо Тенчи" и КЛАМП "Тсубаса"- вещь последнего года)
  - Мир в мире (водный мир, мир духов, Небеса (Саюки) и др.) Ярким примером является "Удивительная Игра", где героиня переноситься в мир книги Четырех Богов. Или к примеру "Ю-ю Хакушо", где герой впадает в кому и переноситься в мир духов. После выполнения заданий в этом мире, он возвращается к жизни.
  
  
  Глава 7. МИРОВОЗРЕНИЕ, ФИЛОСОФИЯ и РЕЛИГИЯ
  Японцы воспринимают религии других стран, как интересную мифологию, которую можно использовать для создания интересного сюжета.
  В частности Бог воспринимается как очеловеченное существо с необычными возможностями (часто очень жестокое и равнодушное). В современной манге часто встречается, Бог - как машина с искусственным интеллектом. Поведение ангелов, как людей или духов.
  Фактически из религии убирается суть, и остаются атрибуты. (Обитель ангелов).
  То же самое они делают и остальными религиями и мифологиями. Например, греческая. Пример: Сейлор Мун (история Эндимиона и Серенити).
  Такая ситуация складывается из-за векового менталитета японцев, где до сих пор духи и многочисленные боги живут по соседству имеют огромное влияние на жизнь простого японца. Духи и боги Японии - очеловечены, жестоки и капризны.
  
  Комиксы.
  - Церковные комиксы - иллюстрирование Библии, донести до молодежи суть христианства.
  - Комиксы типа Константина, где идет новое прочтение, но остается суть христианской религии.
  
  
  
Оценка: 6.44*5  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"