Зуев Ярослав Викторович : другие произведения.

По прозвищу "Красное Солнышко"

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Великий Киевский князь Владимир Святославович Рюрикович (956-1015) - одна из самых ярких звезд, когда-либо блиставших на отечественном политическом небосклоне. Он - святой и равноапостольный князь, креститель Киевской Руси и покровитель России. Собиратель славянских земель и герой летописей, ћКрасное СолнышкоЋ и ћславный каган старых временЋ. Его имя неразрывно ассоциируется с богатырскими забавами и щедрыми пирами, ћстольным градом КиевомЋ, резными теремами бояр и подвигами легендарных витязей - былинных Ильи Муромца и Добрыни Никитича. Памятник князю Владимиру, установленный на одноименной горке у Днепра в середине позапрошлого века, - один из символов нашего города.

  Великий Киевский князь Владимир Святославович Рюрикович (956-1015) - одна из самых ярких звезд, когда-либо блиставших на отечественном политическом небосклоне. Он - святой и равноапостольный князь, креститель Киевской Руси и покровитель России. Собиратель славянских земель и герой летописей, "Красное Солнышко" и "славный каган старых времен". Его имя неразрывно ассоциируется с богатырскими забавами и щедрыми пирами, "стольным градом Киевом", резными теремами бояр и подвигами легендарных витязей - былинных Ильи Муромца и Добрыни Никитича. Памятник князю Владимиру, установленный на одноименной горке у Днепра в середине позапрошлого века, - один из символов нашего города.
  Сын рабыни Изауры
  Если детство великого князя Святослава было омрачено кровавыми разборками между мятежниками древлянами и мстительной княгиней Ольгой, то его сыну Владимиру пришлось и того хуже. В первую очередь потому, что был он, как сказали бы где-нибудь в Британии, бастардом, незаконнорожденным отпрыском Святослава, плодом увлечения ключницей Малушей. Летописи упоминают имя ее отца, Малко Любечанина. Согласно одной из версий, Малуша и ее старший брат Добрыня Никитич (от имени Нискиня, принадлежавшего основателю древлянской династии), были детьми князя Мала, того самого, что в свое время сыграл злую шутку с Игорем Рюриковичем, а впоследствии отбывал в Любечском замке пожизненное заключение. Как бы там ни было, заложниками были Малуша и Добрыня или же простыми рабами, но только будущий креститель Руси увидел свет в отдаленном имении, куда разгневанная княгиня-мать сослала беременную Малушу, как только сообразила, что к чему.
  Начать жизнь в изгнании, безусловно, не лучший старт. Несчастная Малуша держалась тише воды, ниже травы, ожидая, что оргвыводы суровой княгини не ограничатся ссылкой. Угнетенное состояние матери не могло не передаться младенцу. Надо сказать, опасения Малуши оказались не напрасными. Не прошло и трех лет, как мать и сына разлучили. Малушу отправили еще дальше, Владимира забрали в столицу.
  
  Как закалялась сталь
  
  Она закалялась на киевских холмах, где располагались великокняжеские дворцы. Отец воевал на далеком Дунае, дома его почти никогда не было. Строгая бабушка, княгиня-мать, тоже не пичкала внуков вареньем и печеньем, а воспитывала в жестком, спартанском духе. Ласки мамы остались в прошлом, эту суровую истину Владимир усвоил стараниями скорых на расправу сводных братьев, которые не давали малышу прохода. От законной жены Святослава, венгерки Предславы, по понятным причинам, тоже не следовало ожидать поблажек. Единственной защитой Владимира был родной дядя Добрыня, будущий богатырь с известной картины Васнецова. Впрочем, что он мог сделать, если сам находился во дворце на птичьих правах?
  В общем, "робочич" (то есть сын рабыни), как дразнили Владимира кто за глаза, а кто и в лицо, рос волчонком и, избегая братьев, играл с детьми слуг. Это и были те "университеты", которые ему довелось пройти в детстве.
  
  Первое знакомство с христианством
  
  Состоялось оно стараниями бабушки Ольги, принявшей его в Константинополе из рук византийцев. Рассказывая внуку о жестоком наказании, постигшем некогда непокорных древлян (это когда один его дед убил другого), княгиня то и дело крестилась, повторяя: "Господи, прости меня, грешную". Вполне резонно предположить, что разговоры о милосердии и любви к ближнему, в сочетании с рассказами о кровавой резне, которую спишут, если только хорошенько попросить кого следует, каким-то образом отложились в голове внука, и сыграли роль через много лет, при принятии судьбоносного решения 988-го года.
  
  Первое знакомство с геополитикой и искусной дипломатией
  
  Случилось это в 969-м году от Р.Х., когда, подкупленные византийцами, Киев взяли в осаду печенеги. Князь Святослав с войском торчал в Болгарии, положение вскоре стало критическим, киевляне, да и сама Ольга с внуками, смотрели в лицо голоду и смерти. В то время как многие поддались панике, княгиня сохраняла удивительное спокойствие, демонстрируя внуку образец поведения настоящего лидера. Это был достойный пример.
  Только отвага юного киевлянина Истра, пробравшегося, по легенде, через стан кочевников, чтобы позвать на помощь дружину воеводы Претича, а также находчивость самого военачальника, выдавшего свой немногочисленный отряд за авангард главных сил Святослава, спасли город от сдачи и разграбления, а Ольгу - от позорного плена. И это тоже был пример. Негативных последствий недальновидной политики, проводимой отцом. В общем, Владимир много учился.
  
  Только не бросай меня в терновый куст
  
  Именно эту известную фразу из знаменитой сказки Джоэля Харриса, брошенную братцем Кроликом братцу Лису, впору было, ликуя, произнести Добрыне, когда он узнал о планах грозного князя Святослава отправить его с племянником в Новгород. Выступая в последний, роковой поход, Святослав раздал каждому сыну по уделу. Старшему, Ярополку, достался Киев и, вероятно, престол в придачу, Олег получил земли древлян. Робочич Владимир имел все шансы остаться с носом, однако выручил счастливый случай. Прибывшая в столицу делегация новгородцев позвала Владимира к себе. Князь Святослав легко согласился, тем самым подложив свинью старшему сыну Ярополку.
  По прибытии в Новгород Добрыня, став фактическим правителем Новгородского княжества, вызвал из ссылки Малушу. Однако отношения матери и сына стали холодными. Может, Владимир от нее просто отвык.
  
  Хочешь мира, готовься к войне
  
  Надо сказать, что стараниями все того же Добрыни проведенные в Новгороде годы не прошли даром для юного Владимира. Новгородская рать славилась выучкой, следовательно, инструкторов военного дела хватало. А для расширения кругозора и обмена опытом племянник и дядя совершали вояжи за море, к варягам. Благо, было недалеко, а тесные связи и общность интересов обещали теплый прием. В общем, Добрыня делал все возможное, чтобы подковать Владимира до того, как грянет буря. И она, в конце концов, грянула.
  
  По ком зазвонил колокол?
  
  Не по молодому князю Владимиру. Конфликт разразился на Юге. Подробности его таковы. Весной 975 года Лют, сын престарелого воспитателя князя Святослава Свенельда, отправился на охоту в древлянские леса. Надо сказать, что преклонные лета не мешали Свенельду занимать пост главного советника великого киевского князя Ярополка. Лют Свенельдич, соответственно, тоже чувствовал себя как рыба в воде. Собственно, и Свенельд, и Лют имели целую кучу заслуг перед Ярополком. Первый не привел из Киева помощь, за которой его отправил блокированный печенегами Святослав. Второй оставался с князем-воином до конца и, каким-то загадочным образом пережив павшего в неравной битве патрона, принес в Киев "черную" весть о его смерти.
  
  Встретил в лесу медведя гризли и не уступил ему дорогу
  
  Очевидно, привилегированное положение Люта при дворе Ярополка было не по душе его младшему брату Олегу Святославовичу, который тоже не упускал случая поохотиться. А появление Люта в своих лесах он воспринял, как личное оскорбление. Не поделив оленя, князь Олег и Лют крепко повздорили, а поскольку в те времена по мелочам не разменивались, пролилась кровь. Лют был убит.
  Когда тело Люта привезли в Киев, старый Свенельд, обезумев от горя, ринулся за справедливостью к великому князю Ярополку.
  
  Суровая справедливость
  
  Неизвестно, до какого предела, по мнению князя Ярополка, должна была дойти суровая справедливость в части наказания родного брата, только в грянувшей битве киевская дружина взяла верх, войско Олега обратилось в бегство, стремясь укрыться за неприступными стенами Овруча. В случившейся на мосту битве Олег погиб, упав в ров вместе с конем.
  Летописи сообщают, что обнаружив мертвое тело брата, князь Ярополк, зарыдав, распорядился похоронить его со всеми подобающими почестями.
  Слухи о братоубийстве так потрясли Добрыню и юного Владимира, что они, не теряя времени, бежали за море. Узнав об этом, Ярополк отправил в Новгород своего наместника. Таким образом просчеты, допущенные Святославом по части административной реформы, были исправлены его старшим сыном самым решительным образом.
  
  I'll be back
  
  ...вероятно, пообещал себе и окружающим воинам Владимир, ступая на борт ладьи поморов, чтобы пересечь Балтику. Так он и сделал через два года. Князя сопровождало многочисленное войско варягов, это были профессиональные наемники. Захватив в Новгороде наместника князя Ярополка, Владимир отправил его в Киев, передать крылатое отцовское "Иду на вы".
  Надо сказать, что решительное возвращение Владимира совпало по времени с планами Ярополка жениться. Он уже заслал сватов к полоцкой княжне Рогнеде, и даже успел получить положительный ответ. Союз брата и могущественного полоцкого князя не входил в планы Владимира, и он, в свою очередь, предложил Рогнеде руку и сердце.
  
  Не хочу разуть робочича, Ярополка хочу
  
  Именно так, категорическим отказом, ответила на его притязания своенравная и гордая полоцкая княжна. Это было оскорбление, которое, по тем временам, можно было смыть только кровью.
  В грянувшем вскоре сражении полоцкая дружина потерпела поражение, войско Владимира, укомплектованное варягами и новгородскими ратниками, подступило к стенам города. Не успел Рогволд как следует испугаться, как штурмовые отряды, преодолев частокол, ворвались на улицы. Город был разграблен, последние защитники перебиты. Согласно суровому, существовавшему у викингов обычаю, Владимир, по праву победителя, изнасиловал полоцкую гордячку при ее отце и старших братьях, после чего они были в буквальном смысле этого слова подняты на мечи.
  
  Кто не успел, тот опоздал
  
  Пока Владимир доукомплектовывал армию, состоявшую, главным образом, из северян, Ярополк тоже не сидел сложа руки, пытаясь заручиться помощью Византии. Его жена была гречанкой, что позволяло рассчитывать на лояльность императора. С печенежским Илдеей Ярополка связывала давняя дружба, а его посольство к германскому императору Оттону упоминается западноевропейскими хрониками. Есть также основания полагать что, после переговоров с посланниками Папы Римского киевский князь принял католичество, и, возможно, именно этим объясняется его недоверие к киевскому ополчению, по большей части состоявшему из язычников. Если даже в нынешние, просвещенные времена борьба за власть не обходится без розыгрыша религиозных карт, то в борьбе Святославичей они имели первостепенное значение. Причем именно Ярополк выступал защитником христианства перед лицом варяжской угрозы.
  Обложив Киев, Владимир разбил стан в урочище Дорогожичи, на краю Бабьего Яра. Трудно сказать, планировали Владимир с Добрыней штурм или же собирались брать город измором, однако не потребовалось ни того, ни другого. Измена киевского воеводы язычника Блуда не оставила Ярополку шансов. Он бежал в крепость Родню, на границе со степью, в устье реки Рось. Однако его достали и там. "Не ходи, князь, убьют тебя", - умолял верный телохранитель Варяжко, когда послы Владимира предложили Ярополку переговоры. Разумнее было уходить к печенегам, однако Ярополк решил довериться брату. И ошибся. Варяги подняли его на мечи. Жену Ярополка, красавицу гречанку, кстати, к тому времени беременную, постигла участь полоцкой княжны Рогнеды. Она стала второй женой Владимира, в полном соответствии с языческими порядками, принятыми в те времена у викингов. Это случилось 11 июня 980 года от Р.Х.
  
  Что стоит услуга, которая уже оказана
  
  Победа над Ярополком была отмечена человеческими жертвоприношениями. Можно не сомневаться в том, что опьяненное легкой победой наемное варяжское войско собиралось хорошенько оттянуться в богатом монетами и женщинами Киеве. Однако у Владимира были другие планы. Его не прельщала судьба отца, сложившего голову на неблагодарной чужбине. "Лучше синица в небе", очевидно, решил он, обещая варягам расчет по истечении месяца. Правда, вместо того чтобы копить гривны, Владимир принялся тайно собирать воинов. Когда наемники сообразили, что к чему, их поезд ушел. Несолоно хлебавши, варяги отправились в Константинополь. Владимир не возражал, однако, распрощавшись с опрокинутыми союзниками, послал византийскому императору весточку, предложив обеспечить норманнам "теплый" прием.
  
  На троне
  
  Спровадив, таким образом, варягов, Владимир занялся обустройством державы, чуть было не приказавшей долго жить при отце. То есть сосредоточился на внутренней политике.
  Даже его походы, в отличие от походов предшественников, - скорее, превентивные удары, направленные на закрепление достигнутых результатов. Война против польского короля Болеслава Храброго, закончившаяся присоединением Червонной Руси, то есть Прикарпатья, разгром воинственных лесных жителей - вятичей, радимичей и дунайских болгар, покорение диких ятвягов, будущей Черной Руси (Западной Белоруссии), и дань, собираемая с чуди (будущей Эстонии), - звенья одной цепочки, единого плана, по реализации которого Киевское государство стало крупнейшим в Европе. В общем, уроки Добрыни не прошли даром: Владимир вырос зрелым политиком.
  Сложнее обстояло с Диким полем, где кочевали кровожадные печенеги. Тут речь скорее шла о политике сдерживания, выражавшейся в строительстве засек и крепостей в среднем течении Днепра, заселявшихся, кстати, сколоченными из северян гарнизонами.
  
  Шестибожие и христианство
  
  Очевидно, князь Владимир отдавал себе отчет в том, что для объединения обширных территорий и разноплеменных сограждан, по ним рассеянных, одного меча недостаточно. Требуется универсальная идеология. Первый, пробный замес - провозглашенное Владимиром Шестибожие - попытка приспособить в качестве цемента модернизированный вариант религии предков. Идолы шести языческих богов: полянского Перуна, новгородского Хорса, древлянского Даждьбога, Стрибога, Самарагла и Мокоши, - поднялись на капище над Днепром.
  Однако со временем Владимир убедился в том, что от колхоза толку не жди. Нужен новый рецепт. И Владимир его нашел.
  "Нам требуется оружие побольше", - провозгласил герой американского киноактера Рутгера Хауэра в одном из американских блокбастеров. Князь Владимир придерживался того же мнения, объявив своеобразный тендер. Летописцы донесли до нас историю 986 года об отвергнутых делегациях мусульман, иудеев и католиков. Православная вера показалась Владимиру наиболее привлекательной, да и просьба императора Византии о военной помощи, в обмен на сестру, сыграла определенную роль. Правда, предстояло немного повоевать в Крыму, взять измором Корсунь (древний Херсонес на территории нынешнего Севастополя), и что-то решить с пятью законными женами и гаремом в 800 наложниц. Но, если уж Владимир задавался целью, то ничего невозможного для него не было. Он шел напролом.
  В 988-м году от Р.Х. наша страна стала христианской.
  29.12.2005
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"