Зусманович Семен Моисеевич : другие произведения.

"Были ли гиксосы евреями" (Кони и колесницы в Танахе ("Ветхом Завете"))

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    В глубине веков племя (группа племен), захватившая Древний Египет, возможно на конях. Почему сейчас на родство с ними претендуют арабы, армяне, казахи, чеченцы (последних двух и не было тогда)?

Вопрос по ТОРЕ





На форуме Варолайн Кони и колесницы в ТАНАХе (Вопрос по ТОРЕ).

ТОРА - у христиан - Пятикнижие Моисеево.ТАНАХ - "Ветхий Завет".

Хотя для меня он (Завет) не "ветхий"......

  Соотношение названий книг ТАНАХа и Библии:
   Шмуэль Б (II Самуила) 2-я Царств
   Мелахим А (I Царей) 3-я Царств
   Мелахим Б (II Царей) 4-я Царств
   Йешайяhу Пророка Исайи
  Ирмияhу Пророка Иеремии
   Диврей hа-ямим А (I Хроники) 1-я Паралипоменон
   Диврей hа-ямим Б (II Хроники) 2-я Паралипоменон Как возник вопрос и сама тема. Как сторонник гипотез (именно гипотез) Великовского, я их и отстаивал на форуме Варолайн. В теме Царь Давид - царь или король? (позже отдельно выделю эту тему заметкой). И тут обсуждая вопрос народа гиксосов, один из участников (gilad) ниже приведено, задает вопрос, на который нет у Великовского ответа, но подобный вопрос ему задавался и профессором Robert H. Pfeiffer (Гарвард) , крупнейшим знатоком древней истории и Ветхого Завета прошлого века. Пришлось разбираться самому.

Почему название темы не соответствует названию заметки:
1. Я не специалист в этом вопросе.
2. У меня самого больше вопросов, и нет ответов.

Актуальность темы. Вроде сейчас много событий более актуальных, чтобы смотреть назад в прошлое. Но, по-моему, прошлое на Ближнем Востоке играет и сейчас большую роль. Главное, что никаких арабов в рассматриваемое время в районе Ханаана и Египта не было (родственные по языку или месту проживания еще не предки). Учитывая, что много позже все жители сначала Северного Израильского царства ассирийцами в 722 году до н.э., а потом Иудеи Навуходоносором, были высланы и заменены другими народами (евреи, вернувшись из вавилонского пленения, нашли только самаритян), то и потомками народов Ханаана, арабы палестины быть не могут. Все отвлечения в общую "копилку".
3. Прошу заранее прощения у верующих. Сам я не верующий, но, как знают на форуме, с глубоким уважением отношусь как к нашему религиозному и историческому наследию, так и к верующим.

gilad Quote: основанную на научных основах версию о приходе лошадей в Египет (Которая может быть и не верна, но в любом случае научно обоснована. Я надеюсь, у нас не будут разногласий, что после одомашнения в Средней Азии лошадь через Иран попала на Кавказ и Хеттское царство. Тысячи захоронений лошадей на этом пути хорошо отмечают направление распространения лошадей.
Что касается Египта факты не так четки. Определение времен Гиксосов как времени появления лошади, а также боевой колесницы в Египте в основном основывается на отсутствии лошадей на памятниках периода до Гиксосов и большое их распространение в предполагаемое время их правления и после. Если сам факт о том, что Гиксосы были первыми кто применил лошадей в Египте не абсолютен то применение лошадей Гиксосами или даже их особое отношение к лошадям практически неоспоримо. В могилах Гиксосов в Египте (Например Тель-Э-Даб) и в южной Палестине (Например Дир-Эль-Балах) часто находят скелеты лошадей похороненными вместе со своими наездниками. Это Вам ничего не напоминает? Если взять цитаты из ТАНАХа - так возлюбленные Великовским - Вы бы могли привести хоть одну цитату, где упоминается лошадь в связи с Амалекитянами. Нет, наоборот, у них были верблюды и ослы, как и следовало, ожидать от народа проживающего в пустыне, что никак не совпадает с матеряльной жизнью Гиксосов в Египте и в Ханаане.


Можно было бы ответить формально:
Википедия для формального, но не серьезного, ответа годится, но меня не устраивает.

  Ссылка1
  CСсылка2
  Ссылка3
  Ссылка4
  Колесница Ссылка5
  Ссылка6
  Ссылка7
  Quote: Материал из Википедии - свободной энциклопедии
Колесницы были древнейшим способом использования лошадей на войне, а также древнейшим видом военной техники вообще. Как свидетельствуют изображения на Штандарте из Ура, появились они около 2600 лет до нашей эры, как одно из многочисленных изобретений "самого гениального народа на Земле" - шумеров. Для создания колесниц требовалось два изобретения: лошади и лёгкое колесо со спицами, позволяющее создавать быстроходные повозки. Его-то, собственно, шумеры и изобрели. Лошади же были одомашнены к тому времени, по крайней мере, уже 3000 лет.
Древнейшая месопотамская прото-колесница имела двухместную коляску и была еще двухосной, но уже включала такой характерный элемент конструкции, как высокий щит, защищавший спереди экипаж из двух человек. К колеснице крепилась коробка с запасом дротиков. В отличие от подлинных колесниц, у шумерских прото-колесниц не было спиц и они были менее маневренны.
 [] .......................................................................
Египетские колесницы
В Египте строили колесницы несколько иного вида, - более легкой конструкции, явно более быстрые, часто с одноместной коляской, запряженной одним или двумя крупными конями.
Действовали древнейшие египетские колесницы, однако, намного менее эффективно, чем месопотамские, - обстрелом из лука, а не наездом. В бою колесницы разъезжали вдоль строя пехоты, изредка постреливая с коротких остановок, и воодушевляли войско своим видом. При неблагоприятном развитии событий колесница позволяла вождю быстро покинуть место действия.
Отказ египтян от наезда был предопределен, конечно, не с качествами египетских коней, а с качествами самих египтян. Грозная тактика наезда была связана со слишком большим риском для самих колесничных бойцов, - кони могли быть убиты, либо коляска могла опрокинуться, наехав на чьё-то тело, и экипаж при этом в лучшем случае оказывался в гуще врагов. В Египте же войска возглавлялись чиновниками духовного звания, которые в бою разумно старались держаться позади. Кроме того, египтяне в то время еще не использовали доспехов.
У египтян, да и, вообще, у большинства народов колесницы долгое время выполняли только представительские функции.
Впрочем, вскорости за представительскими, в Египте появились и настоящие боевые колесницы. Причем произошло это весьма неприятным для египтян образом.
В XVIII веке до новой эры в Египет с Палестины вторглись кочевые племена гиксосов. Пехота гиксосов представляла собой обычный варварский сброд, но вожди этого народа явились на боевых колесницах.
Управлял колесницей еще сам вождь, возницы не было, но гиксосы использовали наезд. И, хотя, колесниц у гиксосов едва ли могло быть более сотни, но этого хватало, чтобы если не затоптать, то рассеять египетские отряды. Палицы, лёгкие стрелы и медные наконечники копий египтян еще как-то годились против людей, но боевым коням гиксосов не могли причинить ни какого вреда. Египет оказался завоеван силами пары сотен лошадей и небольшой толпы варваров.
****************************************************************

  Особенно мне "понравилось", как гиксосские колесницы победили наездом у египетских.
На каких барельефах, в каких захоронениях древних египтян прочитана тактика египетских колесниц? Где вообще изображение колесниц и коней в истории Древнего Египта до гиксосов? Да и по поводу Штандарта Ура многие и сейчас сомневаются, кони ли там, или может ослы? (Это сомнение есть и в приведенной заметке.) Кстати, шумерское слово " ансе " - "лошадь", "осел" (ansu-kur-ra и переводит это как "горный (восточный) осел").

Формальный ответ, со ссылкой на Википедию меня не устраивает. Но дает некоторые привязки.

По времени: и по общепринятой, и по реконструированной(еврейской) хронологии задолго до вторжения гиксосов в Египет, колесницы и боевые кони были, пусть хотя бы в Месопотамии...........Правда, всадники по Википедии появились предположительно в Х веке до н.э. там же, в Месопотамии.
Другие источники, подтверждая ссылки gilada, по поводу маршрута распространения лошади, показывают на основании археологических исследований появление всадников много ранее (почти одновременно с использованием лошади в других целях). Хотя, если на осле ездили верхом, почему на лошади нельзя, по размеру она тогда мало отличалась от осла.

Quote: Археологические материалы показывают, что лошадь для верховой езды появляется еще в конце V тысячелетия до н.э.
................................................................
Хорошо известно, что в древности переднеазиатское коневодство первоначально длительное время успешно развивалось на альпийских лугах в горных районах Анатолии, Армянского Нагорья и Ирана, в особенности приурмийские районы славились наивысшим уровнем коневодства. Академик И. Дьяконов полагает, что коневодство и легкая колесница стали распространяться на территории Передней и Малой Азии не позже конца III тысячелетия до н. э. именно с гор Армении и Ирана (Дьяконов И. М. Арийцы на Ближнем Востоке. Конец мифа (к методике исследования исчезнувших языков). Вестник древней истории, 1970. 4.). Академик Э. А. Грантовский также считает, что западноиранские племена задолго до скифов сыграли большую роль в распространении всадничества и новых навыков коневодства в Передней Азии (Грантовский Э. А. Ранняя история иранских племен Передней Азии. М., 1970.). Ритуальные погребения коней открыты и в Северо-Западном Иране, в Луристане - в Марлике, Хасанлу, Дипка-тепе, Баба Джане. Во многих могилах Луристана захоронены не кони, а только конские уздечки

Про захоронения с лошадьми гиксосов упоминает Гилад, что-то общее уже есть. Кстати, интересная заметка, много ссылок, правда не на Интернет, а на литературу.

Вопрос первый: Евреи (Авраам) вышли из Месопотамии (пусть даже Ур был не один), они должны были знать про лошадей и колесницы, но почему сами их не использовали? Правда лошадки тогда были маленькие, а ослы, наверное, выносливее и неприхотливее. Лошади требовали пастбищ, а боевые кони специальный уход и подготовку, на что не все тогда были готовы.

Quote: дикие предки лошади размером, как раз, с крупного осла и были, - около 120 см в холке.

Могли ли быть колесницы и кони в Египте? Все же могли (та же торговля, захват добычи в войнах),
Почему нет их изображений? Можно только предположить. Но об этом ниже.

"Поехали" по теме: (ссылки на ТОРУ )

Quote: Книга Берейшис Недельный раздел Вайигаш Глава 45 17. И сказал Паро Йосефу: Скажи своим братьям: Вот что делайте: навьючьте ваш скот и идите па землю Кенаана, 18. И берите отца вашего и домочадцев ваших и приходите ко мне! И дам я вам лучшее (на) земле Мицраима, и будете есть тук земли. 19. Тебе же велено (сказать им): Вот что делайте: берите себе из земли Мицраима повозки для ваших детей и для ваших жен, и возьмите отца вашего и приходите. 20. И пусть ваш глаз не жалеет вашей утвари, ибо лучшее всей земли Мицраима - вам оно. 21. И сделали так сыны Исраэля, и дал им Йосеф повозки по слову Паро

Как выяснилось, мифический вещий сон фараона о том, как семь тощих коров съели семь тучных (будет голод), имел под собой историческую подоплеку.
О годах голода сообщают многие египетские памятники. Так, фараон Джосер (по общепринятой хронологии ок. 2700 г. до н.э., хотя откуда это взяли, вопрос) пишет своему наместнику по поводу семилетнего голода: "Я весьма обеспокоен за тех, кто в моем дворце. Сердце мое в великом беспокойстве по поводу бедствия, так как в мое время Нил в продолжение семи лет не разливался. Оскудели полевые злаки, не хватает травы, не хватает пищи. Каждый грабит своего ближнего. Люди еле ходят. Дети плачут" (Цит. по ANET, 31 сл.) Хотя голод мог неоднократно повторятся.

Quote: Глава 46 5. И поднялся Йааков из Беер-Шевы, и повезли сыны Исраэля Йаакова, отца своего, и своих детей и своих жен, в повозках, которые послал Паро, чтобы везти его.
29. И заложил Йосеф свою колесницу, и взошел он навстречу Исраэлю, отцу своему, в Гошен

В моей личной ТОРЕ вместо слова повозка - колесница, я еще, когда читал не мог понять, как старый человек и семьи ехали в Египет на колесницах. Но здесь лучше разъяснят израильтяне - в чем разница на иврите между колесницами и повозками (по смыслу одно похожи). Только Колесница Иосифа в переводе и тут, и там. Но поправили израильтяне - В оригинале ТОРЫ "агалот"- повозки. И по смыслу так.


Было это по еврейской хронологии менее) 40 веков назад (Строительство 1-го Храма Шломо 961 до н.э, Давид, Шауль, 400 лет судей, 430 в Египте.....). Кто такой фараон Паро мы доподлинно не знаем. Довольно точно можно сказать, что не гиксос, так как везде в ТОРЕ указывается национальная принадлежность, к Паро и его приближенным - египтяне.
Quote: 31. И сказал Йосеф братьям своим и дому отца своего: Я взойду и поведаю Паро, и скажу я ему: Мои братья и дом моего отца, что на земле Кенаана, пришли ко мне. 32. И эти люди - пастухи овец, ибо скотоводами были они (издревле), и свои мелкий и крупный скот, и все, что у них, привели (с собою). 33. И будет: когда призовет вас Паро и скажет: Каковы занятия ваши? 34. То скажите: Скотоводами были рабы твои от нашей юности и до сих пор; и мы, и наши отцы. - Чтобы вам поселиться на земле Гошен, ибо претит Мицраиму всякий пастух овец ибо претит Мицраиму всякий пастух овец. Ибо для них это божество (объект идолопоклонства; см. толкование к 43,32). (Раши)

Quote: Глава 47 10. И благословил Йааков Паро, и вышел он от Паро. 11. И поселил Йосеф своего отца и своих братьев, и дал он им владение на земле Мицраима, на лучшем (месте) земли, на земле Рамсес. Это на земле Гошен. (Раши).

В архаичные времена семиты заселяли северо-восточную окраину Египта (Бругш Г. Всё о Египте. М.2000..с198). Берега озера Мензала, многие города Дельты Нила, окрестности в ТОРЕ Раамсес и Пи-Том (Пифом), как полагает Г. Бругш, были вообще первоначально заселены семитоязычным населением. Уже в период халколита (IV-III тыс. до н.э.) в Дельте Нила процветала культура Буто-Маади совершенно идентичная культуре Беер-Шевы того же периода (там же).
На раннее (задолго до гиксосского нашествия) присутствие семитоязычного населения в Египте, на их оседлую, полноценную жизнь в долине Нила, указывают и найденные в гробницах Древнего царства (общепринятая хронология 2686-2181 гг. до н.э.) памятники и папирусные свитки (Бругш Г. Всё о Египте. М.2000..с190). В районе озера Мензала большое количество городов, селений и каналов некогда (ещё при V1 династии), несомненно, назывались семитическими именами. На восточной стороне озера, в пределах Сетроисского нома, лежал город-крепось Мигдал, хан. (Самут, егип.). На Канопийском рукаве восточной части Дельты находился город Карбан ("Курбан"- "жертва"), впервые упоминаемый в Большом папирусе Харриса. В одном из текстов эпохи Мернептаха упомянут город Пи-Байлос ("Балос"- "тутовое дерево", ивр.), вблизи которого некие воды назывались "Шакана" ("Шакан"- "поселяться, жить, поселение"). В западной части Атрибсского нома, внутри Дельты, находился город "Каhани", название которого фонетически близко ханаанейскому термину "коhен" (жрец). (там же).

За тысячу лет и при тех скоростях кони и колесницы могли прийти, (как приходил и сам Авраам, и его внук со всем семейством ) в Египет. Не только наши предки мигрировали из Месопотамии. Должны были мигрировать и конные повозки, и кони оттуда.

  Карта, изображающая путь Авраама
   []
В Древнем Египте не принято было изображать на барельефах.................. чужестранцев, кроме как побежденных и плененных, а колесничие и всадники (если они были) были выходцами из Месопотамии (не разбираю здесь как они попали в Месопотамию). Так, например, делали в Ассирии, не имеющей своих пастбищ для лошадей. Но, в отличии от Ассирии, в Египте не восхвалялись чужеземцы.

Начиная с 1966 г., исследованиями города Раамсес (городище Телль эд-Дабба в Дельте Нила (ок.100 км к северо-востоку от Каира)) занимался австрийский археолог Манфред Биетак. Рядом с первоначальным городским поселением учёный обнаружил одну небольшую усадьбу (10х12 м) эпохи XII-XIV династий, планировка которой соответствовала планировке жилых ханаанских домов II тыс. до н.э. (20% найденной в усадьбе керамики - аналогии ханаанской). Находившийся неподалеку могильник содержал погребения выходцев из Ханаана - почти в половине мужских погребений найдено оружие распространенных в Ханаане типов (бронзовые наконечники копий, боевые топоры, кинжалы).
Quote: Книга Берейшис Недельный раздел Вайехи Глава 49 17. Будет Дан змеем на дороге, виперой на пути, что жалит пяты коня (что жалит пяты коня. Такое свойственно змею. И (Писание) сравнивает (Дана) со змеем, который жалит коня в ноги, "и падает всадник его навзничь", (хотя змей) до него не дотронулся. Подобное находим, что касается Шимшона: "И обхватил Шимшон два средних столпа и т. д. " [Судьи 16, 29], и (также) те, кто на крыше, погибли (хотя он их не коснулся). А Онкелос (слово рзщ) переводит лзйей зешоп - это вид змеи, укус которой неисцелим. Это цфтерй, гадюка [Йешаяhу II, 8]. А называется она зешоп, потому что истребляет (зшн) все. елфйъра (в Таргуме) - лое фъп, подобно випере. йлоеп (означает) подстерегать. (Раши)), и падает всадник его навзничь.
Глава 50 9. И взошли они с ним: и колесницы, и всадники; и был стан тяжел очень.


Всадники, конечно, под вопросом, может это более поздняя интерполяция, вероятно, ТОРА писалась много позже (еще раз прошу прощения у верующих), когда колесницы, всадники были обязательным "сопутствующим" для царей и фараонов.
Одни вопросы.

Перескочим вместе с ТОРОЙ на 400 лет вперед.

Quote: Книга Шмойс Недельный раздел Воэйро Глава 9 2. Ибо если противишься ты отпустить и все еще удерживаешь их, 3. (То) вот, рука Господа на твоем скоте, который в поле; на конях, на ослах, на верблюдах, на крупном скоте и на мелком - мор очень тяжелый.
Недельный раздел Бешалах 5. И было сообщено царю Мицраима, что бежал народ, и переменилось сердце Паро и его слуг к народу, и сказали они: ............... 6. И заложил он свою колесницу, и свой народ взял он с собою. 7. И взял он шестьсот колесниц отборных и все колесницы Мицраима, и предводителей над всем. .............9. И погнались мицрим за ними, и настигли их, расположившихся станом у моря - все кони колесниц Паро, и его всадники, и его войско - у Пи-а-Хирот, перед Баал-Цефон ......................13. И сказал Моше народу: Не страшитесь. Станьте и зрите спасение, Господом (ниспосланное), которое Он совершит вам сегодня; ибо, как видели вы Мицраима сегодня, более не увидите их вовеки.


Повторюсь, у меня нет ответов, одни вопросы, может кто и ответит, но истины мы уже не узнает никогда.

Не в тему, но в продолжение:
В 60-е годы прошлого столетия один французский путешественник был вынужден скоротать в Эль-Арише недельный карантин. Вокруг ни деревца, ни кустика, камни да песок, вода в колодцах солоноватая. За зиму в овраге собиралась дождевая вода, летом овраг пересыхал. Блуждая по окрестностям городка, француз обнаружил крышку саркофага из черного гранита, сплошь покрытую иероглифами. Местные жители использовали ее в качестве поилки для скота. Француз издал в Париже книгу о своем путешествии (V. Guerin. Judee. 1869), и в ней упомянул о крышке саркофага с неизвестными письменами. Первый перевод иероглифической надписи появился в 1890 году, когда крышка все еще служила поилкой. Лишь в начале XX века ее перевезли в музей г. Исмаилии. Прошло еще немало лет, прежде чем был сделан полный перевод того, что сохранилось. Содержание надписи оказалось столь поразительным, что многие авторитеты попросту отказывались верить. Иероглифы подтверждали один из самых невероятных эпизодов исхода - преследование евреев египтянами и гибель фараонова войска в морской пучине!
Страну постигло великое бедствие. Горе свалилось на эту страну...большой переполох произошел в царской обители... Девять дней свирепствовала такая буря, что ни люди, ни боги [фараон и его родственники] не различали рядом стоящих.
Эти строки вызывают в памяти стихи из книги Исхода: Текст"И была густая тьма по всей земле Египетской три дня. Не видели друг друга, и никто не вставал с места своего"Текст (Книга Шмойс 10:22-23).

Однако девять дней тьмы египетского текста и три дня библейского - разница немалая. На помощь приходят раввинические источники. Мидраш уточняет: тьма длилась семь дней, временами наступало легкое просветление, потом опять сгущалась тьма, почти осязаемая на ощупь. А девять и семь дней при таких обстоятельствах - расхождение несущественное. Стало быть, текст крышки саркофага подтверждал правдивость девятой "египетской казни" - наказание тьмой. А дальше совсем удивительные вещи.

Его величество Щу собрал своих воинов и велел им выступить с ним в пределы, где они снова увидят свет: Текст"Мы увидим отца нашего Ра-Гарахути в лучезарных пределах Бахит..."Текст Под покровом темноты злодеи подкрались к границам Египта...Его величество Щу выступил, чтобы сразиться с приспешниками Апопи.
И вот, когда его величество Ра-Гарахути вступил в сражение со злодеями в своем водоеме...злодеи не смогли одолеть его величество. Его величество ринулся в самую гущу водоворота... На самом интересном месте текст безнадежно утрачен. Но далее говорится, что фараон (после того, как ринулся в гущу водоворота) был подброшен вверх какой-то неведомой силой.

О том же рассказывает и ТОРА:
"Когда вошли кони фараона с колесницами его и с всадника ми его в море, то Господь обратил на них воды морские" (Исход 15:19). "И вода возвратилась и покрыла колесницы и всадников всего войска фараонова, вошедших за ними в море; не осталось ни одного из них" (Книга Шмойс 14:28).

Многое требовало расшифровки, но одно было ясно: ТОРА и текст с крышки саркофага рассказывают об одном и том же событии. И если у кого-то на сей счет оставались сомнения, их должны были развеять последующие строки сильно испорченного текста:
"Его величество [лакуна]... находится в местности, называемой Пи-Кироф".

Комментируя эту фразу, переводчик бестрепетной рукой напишет: "Местонахождение Пи-Кироф неизвестно, встречается лишь в данном случае". Как неизвестно!? - Это же Пи-Гахироф! Созвучие названий станет совершенно очевидным, если вариант написать по всем правилам: Пи-ха Хироф, где ха - древнееврейский определенный артикль. А поскольку звук "К" при передаче с одного языка на другой нередко заменяется на "X", а "Т" на "Ф" (Пифом - Питом), можно смело утверждать, что переход моря израильтя нами произошел в урочище Пи-Гахироф, на египетский лад - Пи-ха-Кироф. Таким образом, неизвестно кем и когда написанный иероглифический текст подтвердил правдивость одного из самых драматичных библейских эпизодов. Само же место перехода необязательно находилось там, где указывают часто прилагаемые к ТОРЕ карты, - не на северной оконечности Красного моря, а возможно, ближе к Средиземному морю и Эль-Аришу.
Море Перехода в Библии именуется Jam Suf, a suf означает тростник. Получается что-то вроде Тростникового моря. Но в соленой воде тростник не растет. Если довериться этимологии слова, переход мог состояться на одном из внутренних озер или на берегах пресноводной лагуны.

По происхождению крышки саркофага не все ясно. Некоторые предполагают, что надпись была сделана в эллинистическую эпоху, когда уже мало кто умел читать и писать иероглифы. При Птоломее II Филадельфе (285-246 гг. до н.э.), покровителе искусств, литературы и наук, основателе библиотеки и мусейона в Александрии, был сделан перевод на греческий ТАНАХа (Септуагинта), при нем была написана Манефоном история Египта. Возможно, Птоломей, а не Антиох, как принято считать, был заказчиком истории Халдеи Беросу с острова Кос (обе книги до нас не дошли). И установка гранитного саркофага с надписью на месте завершающего эпизода Среднего царства находится в полном согласии с культурными инициативами первых Птоломеев, как и установка кенотафов (буквально: пустая могила) согласуется с греческими традициями. В архаические времена памятником, оставшимся без могилы, людям служил насыпной холм, а в более поздние времена - каменные гробницы.
У Моря Перехода произошло одно из величайших недоразумений ???!!! истории. (Возможно)Не за евреями со своей ратью гнался фараон. Египтяне устремились на восток, чтобы спасти бога Ра. По их сокровенным верованиям, бог солнца, лучезарный Ра днем плывет в ладье по небесному Нилу, освещая и согревая землю, а ночью, после захода, он плывет по подземному Нилу, где ему всякий раз приходится сражаться с коварным змеем Апопом, чтобы поутру опять светить людям. Верили или не верили в это египтяне - вопрос риторический. Но когда их Ра на несколько дней скрылся с небес, они действительно в это поверили. И кому, как не фараону, сыну Ра, было спасать своего божественного родителя от коварного Апопа, обитающего где-то на востоке. Так фараон и его воины оказались у Моря Перехода, где расположились станом израильтяне. Египтяне их приняли за сподвижников Апопа и бесстрашно ринулись в бой.

Кто помнит Апоп (четвертый по Манефону) фараон династи гиксосов (Агог царь амалекитян периода после Исхода), Апоп II последний фараон гиксосов (Агог II последний царь амалекитян, убитый пророком, а не Шаулем=Саулом).
Мое личное мнение раньше было, что у "моря перехода" евреи встретили первую (одну из первых) волну гиксосов, откуда колесницы.
А предыдущие упоминания колесниц и коней в Египте - интерполяция настоящего на прошлое, при написании ТОРЫ уже в Израиле (Иудее). Возможно - фараоны (цари) должны иметь боевые колесницы и всадников и (или) наемники на конях, которые слабо пересекались с евреями, не перенявшими коней у них.

Я больше склоняюсь к тому, что это все в Египте было (кони и колесницы), но обслуживалось наемниками.

В старом анекдоте раввин говорит: ты прав, и ты прав. В теме о Давиде, я уже приводил одну из версий происхождения гиксосов (ее я в основном и поддерживаю). Но мнений много, в том числе народы "на конях" и вышеприведенные касситы, и хурриты из другой эпохи. Есть и другие мнения:

Б. Тураев (Тураев Б.А. История Древнего Востока. Минск. 2002.с262) задаётся вопросом: "Какое племя могло выставить 240 тыс. солдат для (охраны одной только) крепости (Аварис)?.. Речь может идти только или о крупном народе, или о союзе племён... Несомненно, среди гиксосов было много семитов, и они даже играли значительную роль". Ю. Перепёлкин (История Древнего Востока. М.1988.т.1,2 с415): "Основу довольно пёстрого гиксосского объединения составляли семитские племена. Африкан (Тураев Б.А. История Древнего Востока. Минск. 2002.с261): "ХV династия (в Египте была) пастухов (гиксосов). Они (фараоны этой династии) были финикийцы (ханаанеи), иноземные цари, взявшие Мемфис и основавшие город (крепость Аварис) в Сефроитском номе, опираясь на который владели египтянами". А. Васильев (Древний Восток и античный мир. М.1998. с13-16): "Возможно, что основу гиксосской общности составляли кочевники-шасу, обитавшие на юге Палестины и которых Ветхий Завет называет амалекитянами". "Сложный конгломерат племён" (Авдиев В.И. История Древнего Востока. Л.1953..), "разнородные орды пришельцев" (История Древнего мира. Древний Восток. Минск.1999.), "племенной союз обитателей Южной Сирии и Северной Аравии" (История Древнего мира. ч1. Под ред. .М.Дьяконова. М.1989..); или западные семиты-амореи и ханаанеи, к которым примкнули отдельные несемитские группы (История Древнего мира. Древний Восток. Минск.1999.); или семитские племена и хурриты (Авдиев В.И. История Древнего Востока. Л.1953.); или выходцы из Сирии и кочевники-шасу (Бругш Г. Всё о Египте. М.2000.),- вот набор мнений историков по поводу состава и этнической принадлежности гиксосов на сегодняшний день.

Только Палестины тогда не было.......

Были сделаны различные попытки связать гиксосов с амореями, касситами, хеттами, с хурритским царством Митанни (гиксосы были связаны с Митанни (Тураев Б.А. История Древнего Востока. Минск. 2002.с165), армянами и т.д. В настоящее время большинство специалистов едины лишь во мнении о том, что гиксосы представляли собой большой и разнородный в этническом плане (детально не конкретизируя) союз азиатских племён (История Древнего мира. Древний Восток. Минск.1999.с556). Большинство египетских текстов, говоря о гиксосах, обозначает их как выходцев из Рутену-Сирии (по Бругшу).

Поскольку до настоящего времени какое-либо конкретное племя или народ не идентифицирован с термином "гиксосы", как с обозначением определённого этноса, можно полагать, что слово "гиксосы"- не этноним, а прозвище, народная египетская этимология, данное союзу азиатских племён, захватившему и поработившему Египет; либо оно (это прозвище) связано с одной из наиболее многочисленных этнических групп союза или самым сильным. Принятое древнеегипетское наименование (прозвище) союза (либо одной из его групп) дошло до нас в виде греческой модифицированной фонетической формы - "hyk sos" ("гиксос").

По-моему, вполне вероятно, гиксосы сами не обязательно были на конях и колесницах. Они могли для этого использовать наемников, или один из народов союза племен "на конях".
Примеров в военной истории разных народов много.
Первое, что у меня приходит на память - те же др. ассирийцы, использовавшие коней, всадников и колесницы из Месопотамии (у них не было пастбищ, ... система подготовки...). Было это и много позже: те же нумидийская и иберийская конница Ганнибала, торки в Др Киеве, татарская конница в Московской Руси, и т.д. Яркий пример тюркский народ (тюрки сплошь и рядом на конях) булгары (Волжская Булгария), а одно из его небольших племен дало название большому славянскому народу болгарам. Кобары и венгры и т.д.

В те времена, по-моему, "Азии на конях" еще не было, число колесниц исчисляется сотнями, но не более.
Поэтому, если основной народ, возглавлявший союз племен (у меня амалекитяне) имел наемников на колесницах и конях, самому ему не обязательно было самому быть "на конях". А в Древности широко использовалось наемничество, в Египте в том числе.
И тогда существовала своеобразная воинская специализация народов. Поэтому, вполне могли быть в Египте гиксосские могилы, где похоронены были и кони вместе с бывшим их всадником (?наемником?).
Нас там не было, это версия. История пишется победителями, а изучаем мы ее по последствиям. Но, что точно, племя на конях из этого многоплеменного объединения, как бы оно не называлось, было не "вспомогательным, как в догиксосский период, а одним из основных (захоронения). И сохраняли свою "специализацию в течении долгого времени. А другие племена сохраняли свою самобытность (конь еще не доказал полное свое превосходство в тех природных условиях. Да и, даже размерами, и другими характеристиками, кони уступали современным.
Что точно можно сказать, евреи не только сами не были гиксосами, но и не входили в данный союз племен. До Давида и не использовали ни колесниц, ни лошадей. Народ, который правил, не будет в своей истории писать, что был рабом (хотя бы и фараона, т.е. государственным - платил налоги и строил фараону.)
Книга Берейшис Вайигаш Глава 47: 25......... и будем рабами Паро - (и будем рабами Паро. Чтобы платить ему эту подать ежегодно. (Раши).

Есть 2 гипотетиических списка фараонов гигсосов. 1-й список Манефона не сохранился, сохранились только противоречивые ссылки на него (Евсевий и Юлием Африканским).
Манефон писал по-гречески (и при греках) в 3 веке до н.э., все историки признают, что многие династии существовали одновременно, длительность царствования Манефоном выдумана....и т.д. Но другого не было, приняли за основу. Другой список вообще еще позже был составлен - арабскими историками, которым хотелось каких-либо фараонов древности приписать себе (удлинить свою историю - и сейчас такое делается).
Ссылки на инт, еще не ссылки на документы (я приводил пример Википедии, которая тоже не истоник).

По поводу карты (не хотел в этой теме приводить доказательства Великовского, но придется) - достоверно не определено место Авариса. В надписи военачальника Аамеса: "Я шел за царем пешком, когда он выехал за границу страны на колеснице. Они осадили город Аварис". Значение названия "Аварис" - "город пустыни"( К. Sethe. Urkunden (Leipzig, 1906-9), IV, 390; Gardiner, Journal of Egyptian Archaeology, III (1916), 100.).
Город на северо-восточной границе Египта был пред назначен его строителем, царем гиксосов Салитисом, для защиты восточного фланга против любых нападений с се вера (Josephus, Against Apion, I, 78f.). Крепость угрожала Египту и Сирии. Она была расположена на берегу реки - об этом сказано в египетской надписи Аамеса: "Сражались на водах в реке" (Аамес). Из-за того, что в надписи Аамеса упомянуто о битве на реке, Аварис искали на восточных притоках Нила, хотя Манефон и Иосиф Флавий указывали, что это было к востоку от восточной стороны Дельты. Возможно у Эль-Ариша. Более того, название реки "nakhal", на которой был выстроен город гиксосов, постоянно употребляется в ТАНАХе по отношению к реке эль-Ариша, которая находится на границе Египта (Nakhal Mizraim) (Сравн.: Числа 34:5; 4-я Книга Царств 24:7; Вторая книга Паралипоменон 7:8: "Nakhal" находился на границе Египта.).

Харемхад, царь, который правил в Египте перед деятнадцатой династией, обычно отрезал носы нарушителям закона и отсылал их в район Тару. Тару был расположен на крайнем северо-востоке Египта, как явствует из описания различных военных кампаний в Сирию, предпринятых фараонами девятнадцатой династии. Он должен был находиться около Авариса, если не являлся еще одним названием того же самого места (Название Авариса следует сразу за Секхет-за; последнее место тесно связано с городом Тару на нескольких стелах эпохи Рамес-сидов. See Gardiner, Journal of Egyptian Archaeology, III (1916), 101.).
Безносые преступники отсылались в место для "нечистых"; лишенный носа был внешне похож на прокаженного, нечист для религиозных обрядов и пребывал вне общества. Нечистые отправлялись в ссылку в самую отдаленную часть страны. Манефон, описывая мятеж этих нечистых в более позднее время, писал:
"Царь... назначил им для проживания и надзора по кинутый город пастухов под названием Аварис" (Josephus, Against Apion, I, 237).

Место, где обитали безносые изгнанники, называлось греческими и римскими авторами Риноколурой (отсеченный нос) или Ринокорурой (Епифаний говорил: "Ринокорура" означает "Nakhal" (русло реки); Саадиа переводил "Nakhal Mizraim" как "Wadi еЬ-Arish" и просто "Abu-faid". См.: F. Hitzig, Urgeschichte una1 Mythologie der Philistaer (Leipzig, 1845), pp. 112ff. Хитциг выяснил, что эль-Ариш должен был быть древним городом (Ларис у крестоносцев), но он не смог определить древний город, который был расположен на берегу эль-Ариша или Риноколуры.). Было установлено, что это эль-Ариш: Септуагинта переводила "Nakhal Mizraim" (поток эль-Ариша) этим названием - Ринокорура. Возможно, древний Аварис - это сегодняшний эль-Ариш. Хотя это несущественно для данной темы. Еще один интересный исторический момент - династия гиксосов, как, например, и Эхнатон (Аменхотеп IV из 18 династии) и его потомки, были вычеркнуты из египетской истории последующими фараонами, не упоминались как "недостойные". Эхнатон (и его отец Аменхотеп III), были связаны (родственно) с государством Митани ("люди на конях"? ). После Эхнатона остались письма из эль-Амарны. Но это было позже гиксосов.

Продолжу вопросы. Конечно, ТОРА, не книга про войны, там нет описания сражений. Как воевали против Амалека, чем были вооружены противники, были ли кони и колесницы???

Quote: Книга Шмойс Недельный раздел Бешалах Глава 17 8. И пришел Амалек, и воевал с Исраэлем в Рефидим. 13. И обессилил Йеhошуа Амалека

Несмотря на комментарий Раши,
здесь нет победы, такой, по крайней мере, какие были показаны позже (захват пленных, добычи, городов...). Скорее сразились и разошлись. По крайней мере, после 40 лет в пустыне(?), до Иерихона, войны показали, что у противников не было коней и колесниц.
Как пример захваченная добыча у Мид'яна:

Quote: Книга Бемидбар Недельный раздел Матойс Глава 31 7. И ополчились они на Мид'яна, как повелел Господь Моше, и убили они всех мужчин [Сончино] 8. И царей Мид'яна убили они вместе с павшими их Эви, и Рекема, и Цура, и Хура, и Реву - пять царей Мид'яна, и Бил'ама, сына Беэра, убили они мечом. [Сончино] 9. И в плен взяли сыны Исраэля жен Мид'яна и их детей; и весь их скот, и все их достояние, и все их богатство победной добычей сделали 10. А все их города на местах их селения и все их твердыни сожгли огнем. 11. И взяли они всю добычу и все захваченное из людей и из скота, [Сончино] 12. И доставили к Моше и к Эл'азару-священнослужителю, и к общине сынов Исраэля пленных и захваченное, и добычу в стан в степях Моава, которые у Йардена (против) Йерехо.
32. И было добытого кроме захваченного, что захватил народ войска: мелкого скота шестьсот семьдесят пять тысяч; 33. И крупного скота семьдесят две тысячи; 34. И ослов шестьдесят одна тысяча; 35. И душ человеческих из женщин, не знавших возлежания мужского, всех душ тридцать две тысячи. 36. И была половина, доля ходивших с войском, число мелкого скота - триста тридцать семь тысяч пятьсот. 37. И была дань Господу из мелкого скота шестьсот семьдесят пять; 38. А крупного скота тридцать шесть тысяч, и дань от них Господу - семьдесят два; 39. И ослов тридцать тысяч пятьсот, и дань от них Господу - шестьдесят один. 40. И душ человеческих шестнадцать тысяч, и дань от них Господу - тридцать две души. 41. И передал Моше дань, возношение Господу, Эл'азару-священнослужителю, как повелел Господь Моше. 42. А из половины (для) сынов Исраэля, которую отделил Моше от (добытого) воинами, 43. И была половина (для) общины из мелкого скота триста тридцать семь тысяч пятьсот; 44. А крупного скота тридцать шесть тысяч; 45. А ослов тридцать тысяч пятьсот;

Извините за большую ссылку - но коней и колесниц нет.
Период правления гиксосов определяют от 100 до 500 лет (Манефон - 511), где же кони и колесницы? За это-то время могли появиться.
Но с кем-то в сражении евреи встретили коней и колесницы (с фараоном не успели сразится), появилась запись:

Quote: Книга Дворим Недельный раздел Шойфтим Глава 20 1. Когда выступишь на войну против врага твоего и увидишь коней и колесницы, народ, многочисленнее тебя, то не бойся их, ибо с тобой Господь, Б-г твой, Который вывел тебя из земли Мицраима 2. И будет: когда близитесь к битве, приступит священнослужитель и говорить будет народу. 3. И скажет он им: Слушай, Исраэль! Близки вы сегодня к битве против ваших врагов, - пусть не робеет ваше сердце, не страшитесь и в смятение не приходите, и не трепещите пред ними.

Все когда-то в первый раз. При Макковеях первое сражение с боевыми слонами (про них ссылка на Википедию в первом после), что-то похожее было и 1948.

Вообще удивляет крайняя отстраненность семитов от лошади. Авраам ушел из Месопотамии, вероятно, когда туда стала "проникать" лошадь (может был вытеснен?). Или соответствующие племена были вытеснены. Появляется лошадь в Египте - евреи уходят оттуда. Только при Давиде (в конце правления)у евреев появляются колесницы.

Quote: Шемуэйл II 8 (3) И поразил Давид Ададэзэра, сына Рехова, царя Цовы, когда он шел восстановить власть свою при реке Перат. (4) И забрал у него Давид тысячу семьсот, всадников и двадцать тысяч человек пеших, и подрезал Давид жилы (всем коням), что при колесницах, оставив из них (коней) для ста колесниц.

Quote: 10 (17) И (когда) доложено было (об этом) Давиду, то он собрал всех Исраэйльтян и перешел Ярдэйн, и пришел к Хэйламу; и выстроились Арамейцы против Давида, и сразились с ним.

Даже сейчас арабы Саудовской Аравии устраивают скачки на верблюдах (В Израиле это виднее у бедуинов), хотя сейчас у них и есть лошади. Арабы, несмотря на семитский язык, евреям не родственники (соседняя тема "Похищенный Ишмаэль").

Евреи и верблюды:

   []
Пока что, с высокой степенью вероятности, на основании отношения к коням и колесницам, можно сказать, что евреи не были гиксосами, не были их союзниками (иначе переняли бы лошадь у них или их наемников).

Если выйти за пределы ТОРЫ, то можно увидеть первое показанное сражение евреев с колесницами, но это было позже приведенного выше изречения.

Quote: ЙЕОШУА 11 (1) И было, как услышал (это) Явин, царь Хацора, послал он к Йоваву, царю Мадона, и к царю Шимрона, и к царю Ахшафа, (2) И к царям, которые к северу: на горе, и в степи, к югу от Кинерота (Киннэрэта), и на низменных местах, и в Нафот-Дорес запада; (3) К кенаанеям, что на востоке и западе, и к эморийцам, и хэйтийцам, и перизеям, и йевусеям на горе, и хиввийцам под Хэрмоном, в земле Мицпа. (4) И выступили они и все ополчение их с ними, народ многочисленный, как песок на берегу моря по множеству; и коней и колесниц весьма много. (5) И собрались все цари эти, и пришли, и расположились станом вместе у Мэй-Мэйрома, чтобы сразиться с Исраэйлем. (6) И сказал Г-сподь Йеошуе: не бойся их, ибо завтра, около этого времени, Я предам их всех на избиение Исраэйлю; коней их изувечь и колесницы их сожги огнем. (7) И выступил внезапно против них Йеошуа и с ним весь народ военный у Мэй-Мэйрома, и напали на них. (8,) И предал их Г-сподь в руки исраэйльтян, и они поразили их, и преследовали их до Цидон Рабба, и до Мисрефот-Маима, и до долины Мицпэ к востоку, и перебили их до того, что не осталось у них никого уцелевшего. (9) И поступил с ними Йеошуа, как сказал ему Г-сподь: коней их он изувечил и колесницы их сжег огнем. (10)

И чего бы не захватить коней и колесниц, почему уничтожить. Если предположить, что в это время правили в Египте гиксосы, с наемниками или союзными племенами "на конях", все получается - в Хацоре их ставленники с колесницами. Хацор и позже использовал колесницы против евреев (Дебора).

Не все из "сборища" племен гиксосов, в том числе тот народ, который был во главе (Амалек?) были на конях, возможно только наемники или примкнувшие "из Азии".

Возможные союзники их филистимляне: о появлении народа филистимлян (пелиштим) в Ханаане сообщает следующее: "И Аввеев, живших в селениях до самой Газы, Кафторимы, исшедшие из остатков Кафтора, истребили и поселились на месте их". "От Мицраима (Египта) произошли... Пелиштим и Кафторим".

Quote: Берейшис Ноах(13) А Мицраим родил Лудим и Анамим, и Лыавим, и Нафтухим, (14) И Патрусим, и Каслухим, откуда вышли Пылиштим и Кафторим.



Так, что получаются одни вопросы, а не ответы.

Небольшое дополнение.
Не все принимают метод Либби, тем более, что большинство лабораторий бракуют те результаты, которые не укладываются в конвенциальную хронологию.
Но http://www.varchive.org/cor/ash/summary.htm
U. of Pa. Lab. No. Name Age Calc. with Age Calc. with 5568 Half-Life 5730 Half-Life
P-726 Wood from coffin 1030 ? 50 B.C 1120 ? 52 B.C. of Tutankhamun, 18th Dynasty

Еще о книжке Айзек Азимова "Земля Ханаанская"

Развивается мысль о единой ханаанской нации (амореи, жители древнего Ханаана, финикийцы, их "производные" карфагеняне, племя Иуды, колена Израиля (вот так отдельно).
Взял ее только увидев, что есть глава "Колесницы", думал найду ответ.

Опять никаких у Азимова-фантаста (бывший профессор биохимии) ссылок на источники, никаких оппонентов, никаких других мнений, ни минуты сомнений, тогда как любое упоминание древней истории, всего лишь гипотезы. Нас там не было, а историю писали победители и оставшиеся в живых. А изуаем мы ее по последствиям.
Если амореи были союзниками гиксосов, то лучше вписывается с одной стороны Иосиф. С другой стороны, евреи, даже уходя и Египта, сами не имели лошадей. Да и "союзники" гиксосов в Ханаане также не смогли противопоставить евреям на поле боя коней и колесниц (выше приведено, только один случай использования колесниц противниками евреев при завоевании Ханаана).
Даже уменьшенное Азимовым время правления гиксосов (100 лет), дало бы евреям и Ханаану время освоить лошадь и колесницы. После образования единого царства Давида-Шломо, очень быстро появляются при Шломо боевые кони и колесницы. (Об этом в заметке "Мир сейчас три тысячи лет назад".
И почему столица гиксосов Аварис - это Танис (Зоан)?
И откуда -1680 год до н.э.? Опять ни ссылок, ни источников, как будто мнение всех специалистов едино.
Да выше упоминаются и хурриты, как возможные гиксосы, но это не единственная возможность. И выше приведены и другие варианты. Кстати древняя лошадь была "мелкой", ростом почти с осла.
Нельзя представлять, что на современных лошадях гиксосы захватили Египет. Это не так.
Так Азимов использует и ТАНАХ (Библию), когда ему нужно прямо цитирует, когда, что не нравится, пишет, что это легенда....не могло такого быть. Как будто сам там был.
Мы не можем прийти к общему знаменателю по поводу современной истории, а уж древняя.......
Кстати в музее в Латруне представлена римская колесница за стеклом (из-за чего мое фото не удалось), но лошади представлены современные. А уж Рим был много позже Исхода.
Можно представить как "испугались" древние египтяне лошадей, чуть больше ослов.

Вывод, все же есть - евреи не гиксосы, и не из племен их союзников.


 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"