Зусманович Семен : другие произведения.

Копырев конец - историческая местность города Киева, происхождение названия неизвестно

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Антиеврейские пазлы "филологов" в объяснении происхождения топонимов.

Копырев конец - историческая местность города Киева, происхождение названия неизвестно.

Когда писал заметку "Кабары (кабиры, ковары)", встретил и данный термин, примененный к кабарам. Но происхождение спорное:

1. Борис Альтшулер., ПОСЛЕДНЯЯ ТАЙНА РОССИИ., Перевод с немецкого. Издательство "НОЙ", Москва 1996. Увидел сноску в "КТО ОСНОВАЛ КИЕВ?" Иосифа Ольшаницкого ( http://ukamina.com/books/kiev.html). Артура Кёстлера приводил в заметке выше, читал давно. Для них Копырев конец от кабар (кабир, ковар).

2. Трубачев О.Н. "В поисках единства. Взгляд филолога на проблему истоков Руси". - 3-е изд. - М., 2005http://tatur.su/wp-content/uploads/2013/06/Edinstvo.pdf:

"'А вся реальная история разноплеменных отношений в рамках Киева протекала прежде всего на славянском фоне. Возьмем тот же Копырев конец, для которого в книге Голба-Прицака дается вымученная этимология от тюркского племенного имени Kabar (Golb-Pritsak. Р. 56-57), тогда как здесь возможна лишь целиком славянская этимология от названия пахучего растения слав. *kupyt ~b, русск. купырь, ср. также слав. *коргъ, укр. копер, -пра "укроп" (Этимологический словарь славянских языков. Праславянский лексический фонд. Вып. 12. С. 26-27; вып. 13. С. 115-116)'. ".

Самбат не рассматриваю.

3. С.В. Трусов "О топонимии Киева Анатолия Железного" Часть 3 http://skolo.ru/etymology-words/185-o-toponimii-kieva-anatoliya-zheleznogo-chast-3.html Повтор во многом с п.1 со ссылкой, в том числе, на работу американских историков Нормана Голба и Омельяна Прицака "Хазарско-еврейские документы Х в.", в которой увязаны между собой сразу несколько терминов, давно вызывающих споры в научной общественности: "Копырев конец", "Жидовские ворота" и район "Козаре".

4. В википедии, не на нее ссылаюсь (не источник), просто там ссылку на автора нашел: "по мнению А.Б.Страхова, название восходит к древнерусскому прозвищу Копырь"копун"". Страхов А. К происхождению местного названия Копырев конец// Ruthenica. 2006 (? 7).

5. Копырев конец (укр. Копирiв кiнець)- историческая местность в Шевченковском районе города Киева. Расположена в районе пересечении улиц Кудрявской, Петровской, Смирнова-Ласточкина, Кияновского и Несторовского переулков. Известен с 1121года. В конце ХII века Копырев конец был резиденцией Киевского князя Святослава Всеволодовича (так называемый Новый двор). Происхождение названия неизвестно. http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1810795 Литература: ). Киев: Энциклопедический справочник / Под ред. А. В. Кудрицкого . - 2-е изд. - К. : Главная редакция Украинской Советской Энциклопедии, 1985.- С.315-316. ).Шулькевич М. М., Дмитренко Т. Д.Киев: Архитектурно-исторический очерк.- 6-е.- Киев: Будiвельник, 1982.). Вулицi Києва. Довiдник / За ред. А. В. Кудрицького - К.: "Українська енциклопедiя" iм.М.П.Бажана, 1995.- С.274.- ISBN 5-88500-070-0. (укр.)

Есть еще ссылки, но они в большинстве повторяют эти 5.

Мне ближе п.5, точно определить происхождение мы не можем, поэтому, происхождение неизвестно. Любые предположения и гипотезы могут рассматриваться.

Естественно, интересовали психологические причины и "основания" для отрицания других версий. И антиеврейские среди них не последние. Уже писал, что тюрки хазары, а, естественно и, родственные им кабары (кабиры, ковары), как минимум их верхушка, исповедовали иудаизм, в чем-то, возможно разный.

*************************************************

Начну с п. 4

Страхов А.К происхождению местного названия Копырев конец// Ruthenica. 2006 (? 7). Книгу в сети не нашел, но и термина хватило - "название восходит к древнерусскому прозвищу Копырь"копун"", чтобы сделать вывод, что вряд ли он был основанием для названия района города "Копырев конец".

Копыря (или Копыра) - прозвище, очевидно, связанное с одним из значений ... копыряла - "копун, мешкотный, копотливый человек, ковыряла" (Даль).

Как подобное могло перейти на название района, непонятно. Напомню, ниже немного подробнее, фамилий тогда не существовало, следовательно и не от человека с подобной фамилией.

******************************************************

Пункт 2

Трубачев О.Н. "В поисках единства. Взгляд филолога на проблему истоков Руси". - 3-е изд. - М., 2005 http://tatur.su/wp-content/uploads/2013/06/Edinstvo.pdf

"Скорее не Голб-Прицак "вымучили" из тюркского, а сам Трубачев намучил: "здесь возможна лишь целиком славянская этимология от названия пахучего растения слав. *kupyt ~b, русск. купырь, ср. также слав. *коргъ, укр. копер, -пра "укроп" (Этимологический словарь славянских языков. Праславянский лексический фонд. Вып. 12. С. 26-27; вып. 13. С. 115-116)".

С ученого особый спрос. "Взгляд филолога". Филолог (ученый), как минимум, должен был привести все, известные (хотя бы ему) варианты происхождения названия. Здесь же только 2, критикуемый, и желаемый автором.

Укропный конец (район)......., еще и "В конце ХII века Копырев конец был резиденцией Киевского князя Святослава Всеволодовича (так называемый Новый двор)". Т.е. выделим слова "здесь возможна", но, по-моему, маловероятна подобная "этимология" от слова "укроп". Это не отрицает возможную славянскую этимологию, но вряд ли от слова "укроп".

Хотя в топонимике встречается слово "укроп", но часто сразу оговаривается, что происхождение, вероятно, не от растения:

Укроп (приток Чёма)- река в Новосибирской области. Укроп (приток Берди)- река в Новосибирской области. Укроп (приток Юрги)- река в Тюменской области. Происхождения не дают, но к Киеву и его концу (района) мало применимы.

Есть еще, но тоже не применимо, но покажу:

"Укропный холм" http://www.rulit.me/books/biblejskie-holmy-read-4916-59.html

Такое название дано пустынному холму, на котором рос укроп, а не бывшему там в древности населенному пункту (Угарит https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A3%D0%B3%D0%B0%D1%80%D0%B8%D1%82). Но уж перечислил почти все, кроме "Укропных переулков", такие тоже есть, но никак не районы (концы).

На территории Руси-России тоже были "концы", например в Новгороде:

Славе́нский конец - один из пяти концов (районов) древнего Новгорода. В раннее время - один из трёх, с Неревскими и Людиным, древнейших концов, на основе которых в последующем сформировался город. Тоже ничего общего с "укропом".

Еще более непонятен национальная нетерпимость Трубачева. Это нормально и для его "история разноплеменных отношений в рамках Киева протекала прежде всего на славянском фоне". Киев был одно время данником хазар, т.е. подчинялся им и было нормально, что районы назывались по имени хазар, а, возможно, и родственным им кабар (ковар, кабир). Но и в свободных городах Руси-России мы встречаем, например, слободы не славян (часто иноверцев), иностранцев:

Слобода (Слобожа) - вид поселения или района города в истории России, Белоруссии и Украины: на момент его основания жители имели освобождение ("свободу") от какой-либо государственной повинности.

http://sibac.info/studconf/hum/xvi/36137

Слобода - это отдельные поселения или группа поселений, в том числе около города-крепости, население которых временно освобождалось от государственных повинностей (отсюда название "слобода" - свобода, т. е. "свободное поселение").

В Астрахани известны следующие слободы: Долбинова, Сьянова, Змеева, Шипилова, Пушкарская, Садовая, Вознесенская, Симбирская, Балахонная, Рыбачья, Морская, Армянская, Бухарская, Персидская, Агрыжанская, Индийская, Татарская, Безродная (Теребиловка), Солдатская, Гилярская, Казанская, Николаевская, Ямгурчеева.

Немецкая слобода - место поселения иностранцев в Москве и других городах России в XVI-XVIII веках. В Москве немецкая слобода находилась в северо-восточной части города, на правом берегу Яузы, близ ручья Кукуй. Википедия

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%B5%D0%BC%D0%B5%D1%86%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D0%B4%D0%B0 Живя в России, иноземцы сохраняли своё вероисповедание, вступая в браки между собой независимо от национальности и религиозной принадлежности. С русскими вступали в брак очень редко и только те, кто принял православную (греческую) веру

Татарская слобода- поселение татар в Санкт-Петербурге ,сложившееся в 1-й четверти XVIIIвека. Основана работными людьми из Казани, Нижнего Новгорода и др. городов Среднего Поволжья, пригнанными на строительство Петербурга.

Специально привел большие ссылки. Нет укропа и других растений, есть в свободных городах национальные районы (здесь слободы). В современных городах, по мере их роста, появляются на окраинах районы (сначала по Санкт-Петербургу): "Осиновая роща", Зеленогорск, Рощино.... Бывшие пригороды, сейчас все больше новые застройки и коттеджи. Но укроп....... Киев - Пуща-Водица- название посёлка является комбинацией слова "пуща", то есть густой лес, и наименования реки Водица, Быковня - происхождение не выяснено (По неподтверждённым данным местность с таким названием существовала ещё во времена Киевской Руси. Местность была расположена на пути Киев-Чернигов. Однако из-за заболоченности проезд для купцов с товаром был затруднён. Поэтому местные жители впрягали быков в повозки, которые через болота перетаскивали купеческий товар. От этого промысла и произошло название местности- Быковня). Да, место с таким названием не для князя. Из районов Киева тоже самое. Те же Соломенки - "она представляла собой небольшую слободку, на которой стояли крытые соломой мазанки(отсюда и название местности), принадлежавшие крепостным Киево-Печерской лавры. Но "укроп", еще и в центре......

Как одна из версий названия, но и только.

Что же говорить о городе Киеве:

"До IX в. никаких соперников в господстве над Северным Причерноморьем и примыкающимм к нему лесостепными областями приднепровья у хазар не было. Хазарское государство в течение по меньшей мере полутора столетий было полным хозяином южной половины Восточной Европы и представляло собой мощную плотину, запиравшую Урало-Каспийские ворота из Азии в Европу." (М.Артамонов, 1962).

*************************************************

Пункт 5

Происхождение названия неизвестно. http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1810795

Уже отмечал, придерживаюсь его.

********************************

Пункты 1,3

Похожи, кто хочет прочитает. В первом слишком упирают на своем, не давая альтернативы.

снованы на работе американских историков Нормана Голба и Омельяна Прицака "Хазарско-еврейские документы Х в.". В ней увязаны между собой сразу несколько терминов, давно вызывающих споры в научной общественности: "Копырев конец", "Жидовские ворота" и район "Козаре". Часть макета Древнего Киева. На переднем плане Копырев конец. []

Если посмотреть на макет Киева, приведённый на рис.1 (отсюда http://skolo.ru/etymology-words/185-o-toponimii-kieva-anatoliya-zheleznogo-chast-3.html), то Жидовские ворота - это те, что связывают Копырев конец с Киевом. Ворота, смотрящие прямо на нас - это Подольские ворота, связывающие Подол с Копыревым концом. "Козаре" - детально не локализованный район, который упоминается в отрывке "Повести временных лет" (ПВЛ http://www.hrono.ru/dokum/1000dok/povest1.php), рассказывающем о приёме князем Игорем греческих послов (http://l.10-bal.ru/literatura/2862/index.html?page=17): "И наутрѣя призва Игорь сли, и приде на холъмы, кде стояше Перунъ, и покладоша оружья своя, и щиты и золото, и ходи Игорь ротѣ и мужи его, и елико поганыя руси, а хрестьяную русь водиша въ церковь святаго Ильи, яже есть надъ Ручьемъ, конѣць Пасыньцѣ бесѣды, и козарѣ: се бо бѣ сборная церкви, мнози бо бѣша варязи хрестьяни" (На следующий день призвал Игорьпослов и пришел на холм, где стоял Перун; и сложили оружие свое, и щиты, и золото, и присягали Игорь и люди его - сколько было язычников между русскими. А христиан русских приводили к присяге в церкви святого Ильи, что стоит над Ручьем в конце Пасынчей беседы и Хазар, - это была соборная церковь, так как много было христиан - варягов..).

киевские холмы []

"Киевские холмы".

"Согласно источникам, его, вероятно ещё во времена владычества гуннов, основали братья Кий, Щек и Хорив. Старое название Киева, встречающееся в документах византийского императора Константина Багрянородного, звучит как "Самбат"и указывает на хазарские корни. Существование в древнем Киеве Хазарских ворот дополнительно подтверждает древнее еврейское присутствие на берегах Днепра.
Русская летопись указывает
на признание полянами власти хазар над собойпосле смерти трёх братьев, основавших Киев. Это легендарное событие несёт в себе реальную информацию: поляне, древляне и некоторые другие племена были данниками хазар. По свидетельству летописца в 859 г. среди этих племён, заселивших степь и плативших дань, были поляне, северяне, вятичи да ещё и радимичи.Тот же источник указывает, что радимичи и вятичи прибыли с запада, "от ляхов"".

С чем не согласен с некоторыми авторами, поддерживающими эти версии, так это с тем, что кабары были язычниками, и поэтому селились отдельно от хазар в Киеве ( "Самбате"). Часть, вполне возможно, но минимум верхушка, исповедовала, как и хазары, иудаизм. Сначала, по названию кабар "бунтовщики, революционеры", думал, что они просто хазары-бунтовщики:

М. И. Артамонов "История хазар" http://gumilevica.kulichki.net/AMI/ami115a.htm"....кабары были хазарами, восставшими против правительства и вынужденными бежать из своей страны, а также, что термин "кабары" (кавары) означает "бунтовщики, революционеры"; этническое значение он приобрел среди венгров для обозначения присоединившихся к ним хазарских беглецов ........иудейство хазар факт исторически бесспорный, следовательно, та или иная форма иудаизма не только могла, но и должна была проникнуть всюду, куда попадали хазары ....религии самих хазар, среди которых иудейская религия должна была смешаться со старыми тюркскими религиозными представлениями" . Принятие хазарами иудейской религии http://gumilevica.kulichki.net/AMI/ami115.htm

Но, вспомнив трактат Константина Багрянородного"Об управлении империей": "Три рода, покинувшие Хазариюв -й пол. IX века".

Т.е, это были отдельные роды, проживавшие ближе к Киеву (район современного Таганрога). Могли (версия) отличаться от хазар и отношением к иудаизму (позже приняли, больше влияния, например, караимов "читающие ТОРУ", или еще какие отличия, послужившие в тч причиной разрыва с остальными хазарами).Здесь мы можем только предполагать.

Т.е. отбрасывать версию, что "Копырев конец" происходит от кабар нельзя.

Есть и другие версии, но появления Фамилии, Имени, ......:

1. Фамилии появились позже и от человека с "мешковатого" - Копырева название произойти не могло. Копыря(или Копыра) - прозвище, очевидно, связанное с одним из значений ... копыряла - "копун, мешкотный, копотливый человек, ковыряла" (Даль).

2. Фамилия Копырин произошла от слова "копр", что с тюрского наречия переводится, как иновер - человек другой веры. Копрами или копырами называли славян - христиан, которые жили на границе с мусульманами-казахами. Существует деревня Макушино, рядом с ней было село, в котором всех жителями называли копырины, сейчас его нет.

3. Возможно, прозвище Копыря восходит к глаголу "копырзиться" - "упрямиться, упираться, ломаться; чваниться". Следовательно, его мог получить упрямец или чванливый человек. Однако существует и другая гипотеза, по которой в основе этой фамилии лежит слово "копырять, копырнуть" - "ковырнуть; столкнуть, ссадить с места". Согласно еще одной версии, это прозвище происходит от слова "копыряла" - "копун, мешкотный, копотливый человек, ковыряла". В этом случае прозвище Копыря указывало на особенности поведения, манеры человека.

4. Не исключено также, что в основе исходного прозвища - финно-угорские корни: в языке коми "копыра" - "наклонившийся, наклоненный; с наклоном; склоненный". Возможно, Копырей называли сутулого человека.
В "Ономастиконе" С.Б. Веселовского упоминаются: Копыря кн. Иван Александрович Кашин, 1550 г.; кн. Иван Андреевич Елецкий, конец XVI в.; Копыря Гаврилов Доскин, 1608 г., Нижний Новгород. Копыря, со временем получил фамилию Копырин.

Тоже вариант.

5. Анатолий Железный считает: "По моей версии русское слово "Копырев" происходит от тюркского Копар, где коп значит возвышаться, а -ар является так называемым "аффиксом имени действующего лица", благодаря которому слово возвышаться приобретает форму возвышающийся. Таким образом,непонятный киевский топоним "Копырев конец" расшифровывается как Возвышающийся (над Подолом) район". Слово же конец он этимологизирует следующим образом: "Размышляя об этом утраченном значении, я на всякий случай заглянул в тюркский словарь и сразу же нашёл слово коныс, означающее стоянка аула с пастбищем, угодья. Вот оно,изначальное значение древнерусского термина "конец" - это стоянка! Копырева стоянка, Неревская стоянка, Людина стоянка и т.д."

Но тут же автор ( http://skolo.ru/etymology-words/185-o-toponimii-kieva-anatoliya-zheleznogo-chast-3.html ), приведший этот текст, пишет:

"А вот по поводу происхождения в Киеве слова "Копырев" мне есть, что сказать. Во-первых, именно на этот район опирается теория иудейского происхождения Киева. Вернее, на топонимию данного района. Основывается она на работе американских историков Нормана Голба и Омельяна Прицака "Хазарско-еврейские документы Х в.". В ней увязаны между собой сразу несколько терминов, давно вызывающих споры в научной общественности:"Копырев конец", "Жидовские ворота" и район "Козаре". Если посмотреть на макет Киева, приведённый на рис.1, то Жидовские ворота -это те, что связывают Копырев конец с Киевом. Ворота, смотрящие прямо на нас - это Подольские ворота, связывающие Подол с Копыревым концом".

Еще ссылка:

Владимир Егоров http://www.ipiran.ru/egorov/rkb.htm

Читая Константина Багрянородного


 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"