Зырянов Сергей Аркадьевич : другие произведения.

Театр

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Венок сонетов.


  

Сергей ЗЫРЯНОВ.

  
  

Театр.

  
  
   (Венок сонетов.)
  
  
  
  
  
  
  
   I
  
  
   На пышных землях солнечной Эллады
   где смертные с богами наравне,
   затягивал флейтист свои рулады,
   играли блики в молодом вине;
   сатиров козлоногих дикий хохот,
   неистовых вакханок визг и вой
   перекрывал тимпанов жуткий грохот,
   и бился комос в пляске огневой...
   На празднествах в честь бога Диониса,
   где всё играло, пело и цвело,
   и исподволь в спектакль переросло,
   открылась миру новая страница,
   был Мельпомене сотворён чертог -
   расцвёл театра сказочный цветок.
  
   II
  
  
   Расцвёл театра сказочный цветок -
   померкли рядом с ним цветы другие.
   Развился этот тоненький росток
   во древо мировой драматургии.
   Стартуя с древнегреческих долин,
   до сей поры на сцене, а не в книге
   классический Мольер, Корнель, Расин,
   испанская комедия интриги,
   "дель арте" искромётные дары;
   везде витают творческие муки -
   в экзотике японского "Кобуки",
   во всём - Театр, святилище Игры!
   При этом постоянно помнить надо:
   он был рождён не только для услады.
  
  
  
   III
  
  
   Он был рождён не только для услады,
   он не ходил за властью по пятам.
   Язвительные, гневные тирады
   порой швырял в лицо он господам.
   Он часто был народною трибуной
   и рупором передовых идей.
   Он задевает потайные струны,
   что без него молчат в сердцах людей.
   Во тьме веков он был как добрый гений,
   несущий всем познаний новых свет.
   Он - место не для мелочных сует,
   а для глубоких, тихих размышлений.
   Спектакль - всегда сознания поток,
   он горьких дум мучительный итог.
  
   IV
  
  
   Он горьких дум мучительный итог,
   он неумолчный, действенный свидетель,
   что есть и ненаказанный порок,
   не скоро торжествует добродетель.
   Но продолжает он, как часовой,
   стоять у справедливости на страже.
   Любой порок и грех, изъян любой
   покажет он в личине персонажа.
   И уж когда он тот изъян нашёл,
   на выбор - шпильку тот иль шпагу просит -
   немедленно ему театр наносит
   разящий иль целительный укол.
   Для развенчанья ложного кумира
   театр служил от сотворенья мира.
  
  
  
   V
  
  
   Театр служил от сотворенья мира
   одновременно зверем и ловцом,
   и Муза переменчивую лиру
   готова повернуть любым концом.
   Загадочные дети Мельпомены
   творят, шаманят, входят в свой экстаз -
   в коробке, как в аквариуме, сцены,
   в прицеле сотен любопытных глаз.
   Со сценою ничто не станет рядом;
   сияньем фонарей озарена,
   из века в век является она
   под постоянным, неусыпным взглядом -
   как будто микроскопное стекло -
   ареной, где сошлись добро и зло.
  
  
  
   VI
  
   Ареной, где сошлись добро и зло,
   являются заветные подмостки.
   Крылатому Пегасу "повезло"
   тащить ещё и этот воз громоздкий.
   У эллинской орхестры на камнях,
   на паперти церковного миракля,
   в вертепе на базарных площадях
   взрывался основной конфликт спектакля.
   Он пламенел, как воспалённый нерв,
   прибоем бились счастье или горе
   о доски сцены все века, и вскоре
   был пущен в дело золотой резерв -
   вступило в бой, как острая рапира,
   волшебное перо, перо Шекспира.
  
  
  
   VII
  
   Волшебное перо, перо Шекспира
   служителям театра - высший тест.
   Сыграть Отелло, Гамлета и Лира -
   как покорить актёрский Эверест.
   Со школьной парты затвердили все мы,
   что это целый мир, духовный пир;
   и кажется, что не осталось темы,
   которую бы не закрыл Шекспир.
   Актёрам многих стран и поколений
   являлся он, вновь свеж и многолик,
   и снова штурмовали этот пик,
   и каждое из всех его творений
   звездою путеводною вело,
   в пословицы всех языков вошло.
  
  
  
   VIII
  
   В пословицы всех языков вошло:
   "Весь мир - театр, а люди - в нём актёры".
   Низводят шутовское ремесло
   до плутовской, обыденной афёры.
   Но шут - не лицемер, а лицедей,
   он веселит, как может, как умеет.
   Лукавство и неискренность людей
   к театру отношенья не имеет.
   Комедианты за собой влекут
   костюмным шлейфом вымысел и сказку,
   а если кто и в жизни носит маску,
   то не повинен в том актёрский труд.
   Не прекращая переодеваться,
   театр научит быть, а не казаться.
  
  
  
   IX
  
   Театр научит быть, а не казаться,
   покажет он, где правда, где обман.
   Среди изнанки лживых декораций
   кипит эмоций подлинных вулкан,
   и в лаве чувств порой не видно даже,
   где исполнитель роли, где герой.
   Все беды, все потери персонажа
   актёр оплачет собственной слезой.
   Характер, мысли и судьбу героя,
   привычки и наклонности его
   актёр в своё вбирает существо;
   и трудно это всё назвать игрою,
   когда по ходу пьесы выдавал
   он истинных страстей девятый вал.
  
  
  
   X
  
   Он - истинных страстей девятый вал.
   Как тонкий лучик преломляет призма,
   он сцены драматический накал
   преобразует в поле магнетизма.
   Актёр - всегда немного экстрасенс.
   Творение его и режиссёра
   перерастает представленья ценз,
   похоже на сеанс гипнотизёра.
   В театре место есть не только драмам,
   но и астральным выплескам души.
   По ауре сценической тиши
   его недаром сравнивают с храмом.
   Но для актёра не случайно стал
   он разом эшафот и пьедестал.
  
  
  
   XI
  
   Он разом эшафот и пьедестал,
   он - дом, где всё и ново, и знакомо,
   где пьеса - и магический кристалл,
   и зрелище, понятное любому.
   На минном поле ходят игроки...
   Поймут актёров только футболисты:
   у них - все поголовно знатоки,
   в театре тоже - все специалисты.
   Он - место, где порой и погалдят -
   он этим отличается от храма, -
   но где порой воскурят фимиамы,
   и трепетно сидят, и наградят
   дурманом наркотических оваций.
   Он - полигон шальных импровизаций.
  
  
  
   XII
  
   Он - полигон шальных импровизаций
   и институт нюансировки фраз.
   Любить, смеяться, плакать и терзаться
   в нём нужно каждый день, как в первый раз.
   И со времён комедии "дель арте"
   на сцене каждый должен быть готов
   к тому, что по-иному "ляжет карта",
   и новое всплывёт значенье слов.
   И вот когда они в своей стихии,
   когда актёры ловят свой кураж, -
   то бишь восторг и транс, и кайф, и раж, -
   спектакли будут точно неплохие,
   и будет вот в такие вечера
   со сцены "много сказано добра".
  
  
  
   XIII
  
   Со сцены "много сказано добра",
   но и дурного сказано немало.
   Хоть эта мысль, конечно же, стара,
   она неточной с возрастом не стала.
   Театра путь - заоблачный маршрут,
   и в основном крутой, а не пологий.
   Как птицы не поют во власти пут,
   фальшивит он в плену идеологий,
   ведь трудно петь кому-нибудь в угоду.
   Когда свободно мыслят и творят,
   тогда и будет нравственный заряд.
   Коль совести дарована свобода,
   когда у Музы светлая пора,
   театр у мира - лучшая игра!
  
  
  
  
   XIV
  
   Театр у мира - лучшая игра.
   Костюмами, огнями он сверкает,
   но блеск и показная мишура -
   не основное в нём, что привлекает.
   Природой человеку сделан дар -
   игра, присущая всему живому;
   и в каждом, будь молод или стар,
   восходит всё к началу игровому.
   Пока любой малыш играет в прятки, -
   играет человек, пока живёт, -
   театр ведёт свободный свой полёт.
   И на планете будет всё в порядке,
   пока горят его прожектора.
   Театр у мира - лучшая игра!
  
  
  
   XV (Магистрал.)
  
   На пышных землях солнечной Эллады
   расцвёл театра сказочный цветок.
   Он был рождён не только для услады,
   он - горьких дум мучительный итог.
   Театр служил от сотворенья мира
   ареной, где сошлись добро и зло.
   Волшебное перо, перо Шекспира
   в пословицы всех языков вошло.
   Театр научит быть, а не казаться,
   он - истинных страстей девятый вал,
   он разом эшафот и пьедестал,
   он полигон шальных импровизаций.
   Со сцены "много сказано добра".
   Театр у мира - лучшая игра!
  
  
  

7.09 - 10.10.97.


 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"