|  1993 год, Могадишо, столица Сомали.  В стране лютует гражданская война. Сотни тысяч людей умирают от голода.  Командование планирует провести рейд по захвату сторонников лидера террористов Айдида. В захвате принимают участие американская оперативная группа "Рейнджер" совместно с десантниками из спецподразделения "Дельта" .  Операция должна  пройти стремительно,  при поддержке бронетехники и вертолётов марки "Чёрный ястреб".  Однако, не всё получается так, как задумывалось, и получасовая вылазка оборачивается двухдневным сражением - кровавой мясорубкой с двумя десятками погибших с американской стороны и тысячью сомалийских боевиков и мирных жителей - со стороны противника. Фильм скрупулёзно воспроизводит реально происходившие события. 
 "Чёрный ястреб"  получился жёстким, динамичным, реалистичным.   Здесь практически нет (если и есть, то очень мало)  присущей американским патриотическим фильмам о войне пафосности. Вероятно, это связано с тем, что снимал картину  не американский, а британский режиссёр - Ридли Скотт, известный как создатель "Гладиатора" и "Чужого".  Нехилый бюджет фильма позволил пригласить в него известных актёров, таких как Джош Хартнетт, Джейсон Айзекс,  Юэн МакГрегор,  Том Сайзмор, Эрик Бана, Орландо Блум, и это, несомненно, также выигрышный фактор.  Операторская работа Славомира Идзяка выше всех похвал, и за неё он был номинирован на "Оскар". В общем-то фильм удался, но...
 
 Но по жанру это боевик. Поэтому, конечно, здесь драйв, кровь, пот, огонь, порох, дым, а философии - почти нет. Вся она скомпонована в эпиграфе и последних кадрах  картины:
 
 Лишь мертвые дождались конца этой войны. Платон
 Зачем вам эта чужая война? Вы считаете, что вы герои? Тогда я не знал, что ответить. Теперь бы я сказал: "Нет. В аду нельзя быть героем, и от тебя этого не требуют. Но просто иногда так выходит".
 
 
 Угораздило меня посмотреть "Чёрного ястреба" сразу после "Писем с Иводзимы"  и, конечно, на фоне глубокого, философского фильма Иствуда, картина Ридли Скотта выглядит слишком простой и прямолинейной. Если у Иствуда самый проходной и несимпатичный погибающий герой вызывает острое чувство "погибшей вселенной", то в "Чёрном ястребе" только ощущение сплошной мясорубки, где не успеваешь почувствовать утрату. Может быть, зло коренится как раз в большом бюджете? Нет денег - начинается игра мысли. 
 
  Впрочем, нечестно будет сказать, что никаких мыслей "Чёрный ястреб" не вызывает. Когда не только боевики-сомалийцы, но и мирные жители выходят на улицы Мохадишо, чтобы противостоять американцам, рейнджеры понимают, что разворошили "осиное гнездо".  И сам собой напрашивается вопрос: а вас сюда звали с вашими благими намерениями? Известно, очень хорошо известно,  куда эти намерения ведут, вот вы  и получили свой ад... Но по большому счёту, получили-то его  не те, кто встрял в эту войну, не  политики в Вашингтоне, не отсиживающийся в штабе жующий жвачку генерал, который после всех этих событий будет по локти в крови оттирать её от пола в лазарете (отличный символ, кстати!), получили её рядовые бойцы и младший офицерский состав американской армии. 
 
  И когда рядовые жертвуют своими жизнями друг ради друга, политический подтекст картины, спрятанный между строк,  выглядит цинично: влезли в чужую войну, поторопились с неподготовленной операцией, не рассчитали масштаб сопротивления, не предусмотрели пути отступления... Взаимовыручка - великая вещь, но когда ради спасения двух человек погибают десятки своих (а врагов и мирных жителей сотни), это выглядит в лучшем случае слабым командованием,  неумением планировать военную операцию. А когда оказывается, что единственного выжившего, взятого в плен,  из-за которого положили десятки людей, правительство ни под каким предлогом не будет обменивать на заложников вражеской стороны - это уже выглядит как очень некрасивая политическая игра. 
 Резюме: хороший военный фильм, наравне со "Спасением рядового Райана".
 
 8,5 из 11
 
 США, 2001
Режиссёр: Ридли Скотт
 Сценарий: Кен Нолан, Марк Боуден
 В главных ролях: Джош Хартнетт, Юэн МакГрегор, Том Сайзмор, Эрик Бана и др.
 Жанр: военный, исторический
 
 
      
 
     |