| Действие "Джонатана Стренджа и мистера Норрела" происходит преимущественно в Англии георгианской эпохи, в период наполеоновских войн. История начинается с заседания учёного общества йоркских волшебников... Да, конечно же, это не совсем та Англия, которую мы знаем по книгам Диккенса. Это альтернативный мир, очень похожий на наш, где когда-то жила-была магия, и всё пространство было пропитано ею, а потом она вдруг исчезла в неизвестном направлении, испарилась, словно её и вовсе никогда не было. Единственное, что о ней напоминает - это то самое общество теоретиков-волшебников, а скорее даже - историков магии, потому что никогда они не сотворили ни одного заклинания, даже книг по этой теме  особо не читали. Так что, за исключением туманного магического прошлого, в тот момент, когда начинает разворачиваться сюжет - это самая обыкновенная Англия, с королём, Кабинетом министров, флотом, армией и привычным джентльменским набором. Та и не та одновременно. 
 И, разумеется, не было бы никакого минисериала (а прежде него никакой книги - ибо "Джонатан Стрендж и мистер Норрел" - это экранизация бестселлера Сюзанны Кларк), если бы в данный период не случился ряд событий, который привёл альтернативную Англию к её магическим корням, возродив волшебство.
 
 Романтичный, байронического типа Стрендж и книжный червь Норрел - абсолютные противоположности друг другу и по характеру, и по воспитанию, и даже по внешности. Ничто, казалось бы, не могло объединить этих двух волшебников-самоучек. Начитанный, углублённый, осторожный, консервативный отшельник Норрел, который всего лишь раз не сумеет твёрдо сказать "нет", когда это следовало сделать, и таким образом станет инициатором нарастающей лавины катастрофических событий. Маленький, плюгавенький, тихонький, самовлюблённый, тщеславный. А с другой стороны - не имеющий никаких знаний, спонтанный, талантливый, стремительный, безбашенный, бескорыстный и влюблённый красавец Стрендж. Оба волшебника самодостаточны, но при этом представляют собой как будто бы альтер эго друг друга. Они слишком разные, чтобы их сравнивать: как горячее и синее, как острое и бесшумное. Но волей-неволей, словно мул и трепетная лань,  они оказываются впряжены в одну упряжку и вынуждены будут  искать общее решение навалившихся на них и Англию проблем.
 
 Фильм, как и книга, поднимает проблемы взаимоотношений  неординарных личностей с обществом и друг с другом, влияния их на мировые события, предопределённости, культурных и социальных ценностей, культурологические и этические аспекты. В общем, там много есть чего, о чём можно порассуждать. Книга Сюзанны Кларк сама по себе очень необычна, но это  дебютная работа писательницы, поэтому местами роман сыроват, подзатянут, скомкан. Сериал, который вначале просто иллюстрирует книгу, к концу становится более ярким и интересным, чем сам первоисточник. Последние две серии так и вовсе насыщены драматизмом и философией. Второстепенные персонажи, такие как Чилдермас, Секундус или сэр Уолтер - получились гораздо живее книжных, хотя и в рамках канона, что, конечно, выигрышно для просмотра.
 
 Одна из лучших фэнтезийных историй нашего времени, посмотреть, конечно же, стоит. И с книгой хорошо бы ознакомиться. При этом, думаю, без особой разницы в каком порядке начинать это знакомство.
 
 8,5 из 11
 
 Страна:     Великобритания, 2015
 Режиссёр: 	Тоби Хэйнс
 Сценарист: Питер Харнесс
 Литературный первоисточник: Сюзанна Кларк, одноимённый роман
 В главных ролях: Берти Карвел, Эдди Марсан, Энцо Чиленти и др.
 Жанр:   фэнтези, историческая драма
 
 |   
 
   
 
   
 
   
 
   
 
   
 
   
 превью кликабельны
 |