| IN CONSILIIS NOSTRIS FATUM NOSTRUM EST - надпись на лабиринте фавна.
 
 
Иду. За поворотом, в отдаленье,Быть может, затаился наготове
 Тот, кто так долго жаждал свежей крови.
 Я столь же долго жажду избавленья.
 Мы оба ищем встречи. Как и прежде,
 Я верю этой меркнущей надежде.
 
 Хорхе Луис Борхес. В лабиринте
 
 Есть вещи, которые невозможно соединить вместе. Как слепишь в один комок рассказ о фашизме и детскую сказку? Да никак, получится или крамольно, или фальшиво, а скорее, и то, и другое одновременно.  Но встречаются люди, которые способны совершить невозможное.  Испанский режиссёр Гильермо дель Торо снял потрясающую картину об уходе из страшной  реальности в сказочную фантазию  десятилетней девочки Офелии (Ивана Бакеро). Как ещё справиться с окружающим кошмаром тонкой поэтической натуре? Как выжить среди ненависти, боли и страха? Есть только один способ - окунуться в другой, волшебный мир.
 
 Волшебный мир Офелии не менее жесток, чем реальный, но здесь она не маленькое беспомощное подневольное существо, от которой ничего не зависит - тут её собственные решения определяют её судьбу. И безобразный, коварный интриган фавн всяко  милее отчима - фашистского капитана Видаля (Серхи Лопес). Страшная сказка, в которой живёт девочка, очень  напоминает сказки братьев Гримм.
 
 Композиция фильма великолепна. Две реальности настолько сплелись в нём, что невозможно определить, какой мир  настоящий:  является ли "зазеркалье" фантазией девочки, а может, весь этот фашистский ужас - просто дурной сон, морок по сравнению с вечностью.
 
 О вечности напоминает  сама символика фильма. Прежде всего - лабиринт. Лабиринт с древних времён символизировал жизненный путь человека, испытания, поиск истины, вселенную, вечность,  бессмертие, освобождение и наконец  преображение.  В христианстве достичь центра лабиринта считалось символом спасения. Кроме того, лабиринт - это символические врата между двумя мирами, защищающие место, наделённое особой силой, и не подпускающие к нему не посвящённого. Все эти символы так или иначе включены в ткань повествования картины. Фавн (Даг Джонс) - один из древнейших языческих богов, обладающий пророческим даром.
 
 Более поверхностная символика лежит на поверхности: капитан Видаль - фашизм, зло; партизаны - сопротивление; ребёнок - будущее;  Мерседес (Марибель Верду) - народ, мудрость; доктор Феррейро (Алекс Ангуло) - доброта,  порядочность;  Офелия - надежда.
 
 Актёры, исполняющие роли положительных персонажей, играют проникновенно и в то же время скупо,  ведь время действия - время лютой несвободы, когда человек остерегается вести себя естественно и просто, и прячет свои мысли и чувства под маской безразличия. Поэтому, быть может, и несколько театрализована постановка кадра, что, впрочем, нисколько не ухудшает картину (оператор Гильермо Наварро получил за свою работу премию "Оскар"), ведь  за каждым фрагментом стоит свой, пусть и нехитрый смысл.
 
 У фильма есть награды, хотя в основном не самые престижные, но, думаю, самой большой наградой можно считать  аплодисменты зрителей в течение 22 минут на Каннском кинофестивале, где состоялась премьера картины.
 
 Резюме: фильм, способный взять душу человека за шкирку и как следует перетряхнуть её, его обязательно следует иметь в своей коллекции.
 
 10 из 11
 
 Испания, Мексика, 2006
 Режиссёр: Гильермо дель Торо
 Сценарий: Гильермо дель Торо
 В главной роли: Ивана Бакеро
 Жанр:   драма,  мистика
 
 
 |  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
   |