|  Одна из основных тем в творчестве Джима Джармуша - равновесие между внутренним спокойствифем героя и его внешним движением. Эта тема присутствует и в "Ночи на Земле",  и в "Псе-призраке" и особенно в "Пределе  контроля". Не обошлось без неё и в "Сломанных цветах". Однако,  если в других фильмах невозмутимость персонажей проистекает из медитативной сосредоточенности, спокойствие главного героя "Сломанных цветов" сродни унынию, окамененному бесчувствию. 
 Престарелого и пресыщенного Дон Жуана наших дней - Дона Джонстона (Билл Мюррей), компьютерщика, оставляет его женщина - очередная жертва мечты о настоящей семье. Эту новость Дон воспринимает совершенно пассивно, даже не встаёт с дивана, он продолжает, как и до ухода любовницы,  смотреть по ТВ фильм 20-х годов про своего знаменитого тёзку: "Уйти, пока тебя помнят прежним. Эти морщины, седые волосы..."
 
 
  Его жизнь неподвижна, как стоячая вода. Любые события приводят лишь к слабому движению затухающих волн. Такое ощущение, что в квартире Дона даже воздух не колышется. А в бокале пузырящегося шампанского больше жизни, чем в самом Доне. ТОСКА. И вдруг в эту стоячую, поросшую ряской воду - бултых! сваливается здоровенный такой булыжник: им оказывается написанное на розовой бумаге письмецо. Из этого письма Дон узнаёт, что у него есть взрослый сын, который вроде как  едет к нему знакомиться. Только что за женщина прислала это письмо? Этого он не знает, письмо оказалось неподписанным.  Так бы и разбежались, и погасли очередные круги по воде, и не было бы никакого фильма, да только занесло к  Дону помешанного на расследованиях соседа Уинстона (Джеффри Райт). И Дон отправляется в путь, чтобы разыскать брошенных им двадцать лет назад женщин. 
 
  Ещё один джармушевский фильм-дорога.  Не слишком долгое путешествие героя длиной не то в полстраны, не то в двадцать лет, не то в самого себя.  Что вынесет из него Дон Джонстон? Только ли мысль, высказанную в конце фильма?  "Прошлое прошло, я это знаю. А будущее пока не наступило, каким бы оно ни было. Значит, остаётся только то, что сейчас - настоящее". 
 Почему фильм называется "Сломанные цветы"? Первоначально сценарий Джармуша назывался "Мёртвые цветы", но режиссёр  упорно искал более точный, ёмкий заголовок картины.   И нашёл. Сломанные цветы - это замечательный образ. Он символизирует несостоявшиеся надежды, утраченные возможности, то прекрасное, что было в жизни человека и то, что уже невозможно вернуть.
 
 
  В фильме великолепный актёрский ансамбль, а роль  Дона - лучшая  из ролей Билла Мюррея (из тех, где мне довелось его видеть). Отличный саундтрек и операторская работа. 
 Как и все фильмы режиссёра, "Сломанные цветы" - атмосферное кино. Задумчивое.  Картина передаёт неповторимое джармушевское светлое и в то же время слегка печальное настроение.
 
 Резюме: этот фильм обязательно стоит посмотреть. 10 из 11
 
 США, Франция, 2005
 Режиссёр: Джим Джармуш
 Сценарий: Джим Джармуш, Билл Рейден, Сара Драйвер
 В главной роли: Билл Мюррей
 Жанр: драма
 
 |