Эти строки пишутся в то время, когда начался второй этап распада СССР. Неудачная попытка молниеносной операции по смене режима в Киеве (на кого?!) - привела в итоге к самому страшному конфликту в Европе начиная с 1945 года. Этот конфликт обнулил почти все достижения по мирному урегулированию в Европе, начиная с Хельсинкского процесса и договоров по разрядке, начиная с соглашений по Кубинскому ракетному кризису. Европа - предпочла сменить автомобили и станки на танки: всем негативным сторонам этой замены еще предстоит проявить себя в полной красе, как и процессу милитаризации. Но есть еще один процесс - "суверенизация интернета". Прямо сейчас в Великобритании, "матери демократии" внесен на рассмотрение такой закон, который десять лет назад вызвал бы волну возмущения и навсегда похоронил бы политическую карьеру всех к нему причастных: чтобы социальные сети делали и хранили скрины всех переписок в сети. Нетрудно догадаться для чего: чтобы привлекать за сказанное к ответственности.
Мало кто понимает реальные мотивы этого: развитие украинского конфликта начиная с осени 2013 и заканчивая февралем 2022 года - это почти целиком инициатива наиболее активного и публичного сегмента интернета, как русского так и украинского. Второй украинский майдан начался с призыва в соцсетях выйти на майдан. Затем, когда майдан дал первые страшные плоды, когда началось открытое межнациональное противостояние - именно активисты раз за разом срывали все усилия политиков добиться мирного разрешения: призывали "идти ходой на Раду", собирали отморозков отвоевывать Крым, потом Донбасс, одевали и обували тогда еще голую и босую украинскую армию. Мало кто помнит, что с 2019 года на Донбассе было молчание, и с обеих сторон фронт держали в основном добровольцы, подпитываемые волонтерами через сборы - опять через Интернет. Если бы этого не было - пламя войны затухло бы за эти три года, вероятно навсегда.
То есть: благодаря Интернету и свободе слова - Европа оказалась на краю Третьей мировой войны всего за несколько лет. И благодаря активному гражданскому обществу, которое пестовали на европейские же гранты - ирония просто зашкаливает. Это не единичный случай. Через Интернет собирали донаты и распространяли ролики, способствующие бойне на Ближнем Востоке, агитировали вступать во всякие запрещенные организации типа ИГ. В недавнем обострении между Индией и Пакистаном тоже велика роль интернета - экспертное сообщество было в ужасе от той ненависти, которая хлестала в социальных сетях между этими странами. То есть свободный интернет и свобода слова - могут быть совсем не такими, как о них мечтали. И это факт.
Но вернемся к геополитике.
Сейчас - идет второй этап развала СССР. Все обоснованно и справедливо - если не забиваешь ты - забивают тебе. Провал всех попыток России создать некое подобие "ЕС на минималках", провал, которому активно способствовали усилия ЕС и США по "недопущению восстановления СССР" - привели с одной стороны к волне хаоса и нестабильности, а с другой - к активизации в России нацболов, национальных большевиков, которые раньше были полным маргинесом - а теперь чуть ли не официальной позицией. Эти люди выступают за восстановление СССР путем открытого насилия, причем число жертв - их не волнует...
Второй этап развала - характеризуется нарастающей интенсивностью вмешательства зарубежных стран в дела постсоветского пространства. В Молдове - прозападное правительство готовое держать власть любой ценой (не до демократии!). В Азербайджане - практически турецкий вассалитет, вызванный в том числе активным участием Турции в ликвидации Карабаха. В Армении - речь уже стоит не о Зангезурском коридоре, а о существовании государства. Выступления Ильхама Алиева - могут в любой момент обернуться чуть ли не погромами азербайджанской диаспоры в России, причем своими выходками он уже переплюнул Украину образца 2014-2022 годов. Казахстан - своей многовекторной (на самом деле скрыто прозападной) политикой - вызывает вопросы у нас и впервые вызвал вопросы даже у Китая. Казус Казахстана на самом деле важнее чем кажется: способна ли страна с пробританской ориентацией выжить когда с одной стороны Китай, с другой Россия и нет выхода к морю.
Но несмотря на нарастающую интенсивность - ни НАТО, ни США, ни какие иные страны - не имеют четкого видения того, как должно выглядеть постсоветское пространство "в идеале". Преследуются чисто тактические цели - поражение России, создание "санитарного кордона" - причем судьба стран и народов входящих в этот кордон никого не волнует. Они будут брошены немедленно, как только в них отпадет необходимость. Но это не останавливает постсоветские элиты от сотрудничества - с одной стороны у них Россия (СВО была воспринята практически всеми постсоветскими элитами как нарушение негласного статус-кво, как предательство и угроза) - а с другой Запад, который отбросил всяческие уговоры и приемы "мягкой силы" и вводит один пакет трансграничных санкций за другим. Вопрос впервые может быть с 1945 года поставлен так жестко: кто не с нами - тот против нас. Такого не было даже во времена Вьетнамской войны, где США увязли по самую макушку и потеряли более 50 тысяч человек. Тогда даже в Великобритании собирали на помощь Вьетнаму, а Джейн Фонда ездила во Вьетнам и сделала фотосессию в кресле наводчика зенитного орудия. Стреляющего по американским самолетам. И ее не "отменили", не предъявили обвинение в терроризме и госизмене.
Запад сделал вполне определенные выводы, снял перчатки и готов драться. Привычная для постсоветских элит позиция "и нашим и вашим" теперь вызывает гнев и наказание, а после прихода Трампа - карательные тарифы вводятся уже просто так, сиюминутно и без каких-либо причин. По принципу: ты виноват уж тем, что хочется мне кушать...
Запад теперь, после Ирака и Афганистана - предельно серьезен...
И все это - имеет свои корни во второй половине восьмидесятых и первой - девяностых, в вопросах, на которые тогда не нашлось ответов вовсе или нашлись - но неправильные. Например: этническое размежевание по принципу "каждой нации по своему государству" - это решение проблем? По сути, ни в одной из постсоветских стран не сработала "магия нации", как она к примеру сработала в Чехии, в которой богатые люди скидывались и в складчину строили для нации театры и библиотеки. Во всех постсоветских странах элиты пытаются вывезти семьи в Европу или США, в последнее время в Дубай, приобрести гражданство другого государства и в целом - создать запасной аэродром. Чиновники в этих же странах начиная со времен СССР многократно увеличили свои аппетиты. Сейчас прокурор, начальник отдела в министерстве - ворует на уровне дочери Брежнева, в делах о взятках фигурируют миллиардные суммы и это никого не шокирует, как раньше шокировали "черные Волги" номенклатуры или бриллианты Бугримовой или Буряцы. Хуже того - чиновники национального государства считают, что они воруют ПО ПРАВУ. По праву того что они национальная элита и имеют право кормиться в созданном ими национальном государстве. Пример Украины показывает - даже полная перезагрузка элиты приводит лишь к смене рыл у кормушки - но не к ликвидации самой кормушки.
Нигде, ни в одной постсоветской стране - народ не стал на деле источником суверенитета. Пример Украины показывает это - тех, кто в 2014 году выходил на Майдан свергать основы - в 2024 году постмайданная власть ловит на улицах как скотину и отправляет на убой. Приходится признать, что и в 2024 году во всех постсоветских странах сохранена система, при которой источником суверенитета является "мать сыра земля", государство само по себе, и оно же является непререкаемой ценностью - а народ является всего лишь принадлежностью этой самой земли, который "несет повинности", платит налоги, в том числе налог кровью (служба в армии) и обеспечивает существование государства - а не является причиной его существования. Вот этот концепт суверенитета - в корне отличается от западного, происходящего от SPQR, "Народ и квириты Рима". В римской традиции, перенятой Западом - сувереном является сам народ, выбирающий политическую систему и власть, земля же (территория, государственное устройство) глубоко вторичны. Сейчас этого нет даже в странах Прибалтики - иначе бы там не было языковой полиции, само существование которой, смысл ее существования (выращивание народа под государство) является тяжким оскорблением любого свободного человека. И снова здесь - выращивание народа под государство. А не учреждение государства тем народом, который есть сейчас и того, которое устроит этот народ.
Понимая это, мы понимаем, сколь сложная задача стояла перед М.С. Горбачевым и другими реформаторами в 1985 году. Она не была даже осмыслена - хотя на интуитивном уровне ее понимали и реформаторы и сам народ. Важно вот что - дать народу свободу, и сделать народ сувереном и реальным учредителем государства - это совсем не одно и тоже. Свободу, о которой говорили со второй половины 19 века интеллигенты, которую не раз пытались выбороть силой - выбороть то получалось. Но каждый раз - ценой краха государства с его последующим восстановлением на той же платформе. Государство и народ оставались друг другу чужими, вот в чем корень проблемы! Сделать народ сувереном и реальным учредителем государства - не получилось ни разу вообще, Учредительное собрание было разогнано проработав всего один день, а больше значимых попыток - не было вовсе. То, что произошло в 1991 году - я бы назвал "историческим абортом". Или "историческим выкидышем". Пятнадцать народов сами того не желая - вместо новой страны получили пятнадцать обломков прежней, когда тайком собравшиеся партийные феодалы полюбовно разграничили территории и решили что они теперь никто никому не должны и сами себе хозяева. А национальная интеллигенция, происходившая из идеологических отделов республиканских и областных обкомов - переодевшись в прыжке начала доказывать людям как же им повезло, что их теперь грабит не Москва - а свои собственные феодалы, одной крови с народом. Как предельно цинично выразился академик Горбулин при принятии решения об ограничении русского бизнеса на Украине - "Техас должны грабить техасцы!"
Они и грабят. Уже подчистую разграбили.
Одним из первых,кстати, тревогу забил Анатолий Собчак. Вернувшись осенью 1991 года из Киева, куда он ездил в составе парламентской делегации от РСФСР он заявил - украинцев не интересует свобода, права человека и всё то о чем говорим мы. У них разговоры на независимости начинаются и ей же и заканчиваются.
Так на Украине и нет - ни прав, ни свобод. Теперь - совсем нет, никаких практически. Урок Украины - да, там много раз проходили реальные и конкурентные выборы. Привело ли это к демократии? К народовластию? Нет, не привело. Реальная и острая конкуренция политических сил на Украине привела лишь к серии народных плебесцитов (в том числе уличных) на тему, кто будет грабить народ следующие четыре или пять лет: Вася, Петя или может быть Юля? Показательно, что попытки внедрить "языковые свободы" которые лишь частично освобождали эту сферу от вмешательства государства и общества - моментально приводили к срыву демократического процесса в виде битья морд, блокирования трибун и тому подобных эксцессов. Заметно, что на Украине "свобода" понималась как свобода быть украинцем и не более того. Вопрос, а что если кто-то не хочет быть украинцем - он не рассматривался вовсе. В итоге если до 2022 года и были свободы - то они были благодаря слабости и коррумпированности системы. А не благодаря осознанному их установлению и защите.
Потом - свобод не стало. Их просто отменили в одночасье в период чрезвычайных обстоятельств. Но то как легко это удалось сделать показывает одно: все это было не укоренено, наносное. А укоренено - как раз советское: чрезвычайное положение, цензура, запрет на выезд, политзаключенные...
Всегда это была "свобода от..." а не "свобода для..." предполагавшая последующие системные действия для установления того государства, того образа правления, в котором реально заинтересован народ. Все "умопостроения" интеллигенции заканчивались на свержении ненавистной власти, о том что будет дальше - были самые смутные представления. Еще сложнее с вопросом - кто будет осуществлять эти преобразования. Интеллигенция оказалась совершенно не готова к власти, не способна ее осуществлять. Но еще страшнее было, когда интеллигент власть брал. Звиад Гамсахурдиа, за два года от диссидента - до мелкотравчатого нациста. Как говорили его сторонники: ему не нужна интеллигенция - он сам интеллигент. Еще более страшный пример Вано Сирадегяна - от писателя и диссидента за несколько лет - до министра МВД, которого затем заочно судили за организацию десятков (!!) убийств и создание эскадронов смерти. Едва ли не единственный пример "положительный" - Аскар Акаев. Поработал первым президентом Кыргызстана, свергли - он вернулся в Москву работать в науке, сейчас обычный доктор наук, преподает в МГУ. Соотечественники теперь жалеют. Но и он - не смог создать что-то принципиально лучшее - он просто не сделал "принципиально хуже".
Но развал СССР не дал народу и свободу - как теперь мы хорошо видим. Свобода - оказалась где-то утоплена в крови братковских разборок, а где-то - стала жертвой языковой полиции. Нигде, ни в одном постсоветском государстве - не смогли прийти к пониманию тех элементарных вещей, которые записаны в американской конституции, не смогли воплотить это в жизнь. Не смогли раз и навсегда четко отградить личное пространство от вмешательства кого бы то ни было - хоть государства, хоть общества. Не просто так Владимир Познер сказал Алексею Навальному после эфира - вы ничем не отличаетесь от них. Вы, как и они - знаете, как правильно жить. И как жить неправильно. И твердо уверены в том, что все должны жить правильно.
А неправильно - получается лучше вовсе не жить.
И вот с этим багажом - мы, похоже, и подошли к краю пропасти...
20 апреля 1986 года
СССР
Москва, Кремль
Вот и прошел Съезд...
Он прошел лучше, чем я ожидал, потому что все принципиальные вопросы были вынесены за скобки. Все что нужно было проголосовано, как всегда единогласно - и особого сопротивления я не почувствовал. Опять - потому что не поднимались принципиальные вопросы. Власть как обычно вешает лапшу на уши, а народ эту лапшу жует.
Проголосовали вопрос о разработке новой конституции.
Лукьянов уже набрасывает варианты, причем между нами уже зреет конфликт. Он в том, что Лукьянов упорно отстаивает идею парламентской, точнее - советской (совет ни разу не парламент) республики, а я - республики президентской.
Точек преткновения две. Первая - кто будет избирать президента СССР, вторая - как будет работать Верховный совет.
Анатолий выступает за то, чтобы президента избирал либо Верховный совет, либо Съезд, я - настаиваю на том, чтобы президент мог избираться только всенародным голосованием, причем без каких-либо квот. Один человек - один голос, только и всего. Мне совсем не нравится идея превратить союзные республики в штаты по американскому образцу - и потому я не покупаюсь на идеи Лукьянова, что мол в США (а он понял, что я хочу взять за основу конституцию США) президента выбирают выборщики а не избиратели. Первая причина - у нас есть один штат по размерам больше чем все остальные вместе взятые - это РСФСР. Вторая - я помню, что система выборщиков в Штатах привела к искажению результатов и в 2000 году и в 2016 и в 2024-м годах. И к чему это все в итоге привело. Нет, при всем прочем - ничего лучше системы "один человек один голос" человечество пока не придумало.
Второе - я настаиваю на создании профессионального парламента с полной занятостью депутата (в СССР Верховный совет избирает Президиум, который занят на полный день, а депутаты собираются время от времени на сессии, пакетами голосуют то, что успели проработать между сессиями). Лукьянов продолжает отстаивать советскую модель, где депутаты собираются только на сессии, а в промежутке между ними разъезжаются по своим округам и даже работают на прежней работе. Он считает, что только так можно не допустить отрыва депутата от народа - а я вижу, что в таком случае у нас выпадает огромный пласт работы, становится практически невозможной нормальная работа в комитетах.
Кстати. Основа для нормального парламента заложена - существует довольно большой аппарат Верховного совета и там на полную ставку работает немало неплохих специалистов делающих черновую работу по законотворчеству. Проблема в том, что в ней не участвуют депутаты, в советской системе их роль низведена до роли машин для голосования и доносителей чаяний низов до верхов. Мне же нужно чтобы депутаты были полноценными участниками и законотворчества и политического процесса в целом...
В перспективе я хочу сделать то на что не пошли ни в СССР ни в России - переподчинить один из силовых органов, скорее всего Прокуратуру - Верховному совету и превратить ВС в полноценного контролера исполнительной власти с правом проведения самостоятельных расследований. И главной темой таких расследований должно быть расходование государственных средств, его эффективность и результат.
Ни Дума в будущем ни Верховный совет таких полномочий не имели - и на мой взгляд, в этом и надо искать причину того что они не смогли стать чем-то большим чем говорильней ни в глазах народа, ни в системе власти в целом. Точно так же - у исполнительной власти нет ответственности ни перед кем, потому что все силовые структуры являются частью ее самой. То есть система проверяет и контролирует самое себя.
В США Конгресс имеет право организовывать постоянные и временные комиссии, нанимать детективов, вызывать и заслушивать любых чиновников и даже своей властью, то есть без суда - приговаривать к реальным наказаниям за неуважение к Конгрессу. В реальности - немало воровства и прочих злоупотреблений было выявлено и предотвращено именно Конгрессом.
Что же касается Совмина и его председателя, то по этому вопросу договорились довольно легко - Президент назначает, Верховный совет утверждает.
Лукьянов, очевидно, не понимает, что именно тут в будущем - и будет один из нервных узлов политики. Как он не понимает и того, что СССР не может без публичной политики больше, а значит - должны появиться и профессиональные политики. И лучше этот процесс возглавить - чем он пойдет своим чередом, и появятся такие публичные политики как Владимир Жириновский. Профессиональные клоуны с чутьем политтехнологов, полной безответственностью в критике, неготовностью переходить из оппозиции во власть (это ведь работать надо! Не критиковать) и каждый из которых будет для избирателей как лотерея. Выберешь такого - и никогда не знаешь, что будет на следующий день после вступления в должность, в кого он превратится. Ярким примером такого типа политиков - будет Владимир Зеленский: приведенный к власти сторонниками умеренного пророссийского большинства он почти сразу переметнется на сторону проигравшего выборы конкурента и в итоге придет к его же программе Армия - Мова - Вера. Вы считаете это и есть демократия? Я - нет. Ни один политик в США не сподобился бы на такое, ни один политик в США придя к власти, не развернулся бы на сто восемьдесят градусов, не принял бы программу другой партии, а если бы сделал такое - на следующий же день он потерял бы большую часть команды и уж точно после этого его не выбрали бы даже мэром в городке с населением в несколько сотен человек. Демократия предполагает что политики представляют свои программы на суд избирателей, а придя к власти реализуют именно ту программу с которой шли, вместо того чтобы обманывать избирателей. Конечно, политики не ангелы и в чем-то случаются накладки... например Джордж Буш - старший со своим: читайте по губам - никакого повышения налогов. Он повысил налоги, вынужденно, и закономерно проиграл перевыборы Биллу Клинтону - именно на экономической тематике, хотя именно при Буше Америка победила в Холодной войне. Но повторяю - политик может нарушить одно обещание или два, но так чтобы он нарушил вообще все и переметнулся на программу конкурента - нет, такое непредставимо.
И как воспитываются публичные профессиональные политики? В том числе - через парламентаризм, реальный парламентаризм, когда депутаты перестают быть ходатаями от народа к власти, как это принято здесь. А для этого - они должны работать на профессиональной основе и Верховный совет должен перейти на работу на полностью профессиональной основе. Этого нельзя добиться, если он будет работать сессиями.
И да. Как думаете, что будет, если мы сохраним СССР, и в 1991 году он не развалится?
Мне кажется, что без появления профессиональной публичной политики и описанных выше реформ - он неминуемо развалится, и скорее всего с большой кровью, по югославскому варианту в промежутке между 2000 и 2020 годом. Почему? Интернет. Социальные сети. Сейчас у нас под контролем вся копировально-множительная техника - а тогда что будет? Любой автор самиздата - сможет одним нажатием клавиши отправить свой пасквиль любому количеству пользователей сети. Сделать свой советский интернет с обязательной регистрацией по удостоверению личности? Как в Эстонии, когда есть специальная карточка, и ты вставляешь ее в компьютер? Я вас умоляю. Во-первых - как в будущем будут мошенники, так и тут - найдут какого-нибудь бомжа или алкаша, заберут у него карточку и... Второе - советская интеллигенция прекрасно освоила эзопов язык и все равно скажет все что хочет сказать - большинство советских текстов идут с двойным, даже с тройным смыслом. В третьих - а вы думаете, что не будет доступа к западному интернету? Создать великий китайский файрволл, только советский? Так и китайцы его прорывают, а у нас - не забывайте, что значительная часть советской технической интеллигенции, которая будет создавать и эксплуатировать этот файрволл - скрыто антисоветская, стоит на антисоветских позициях. Вечная проблема - кто усторожит сторожей самих. Конечно, будут и исключения - для КГБ, для внешторга, для МИД, для профильных институтов для верхушки партии и правительства. Как сейчас спецхран. Ну так и заражаться вредной идеологией будет не дядя Вася от станка - а верхушка страны и партии, люди у руля. Те, кто реально принимают важнейшие решения. То есть будет все то же самое, только в форсированном режиме.
Кстати. Мало кто знает, что в Китае для файрволла есть исключения. Если какой-то фирме нужен полноценный доступ в западный интернет, она идет в обком партии и получает разрешение. Теперь представьте себе, во что все это выльется у нас, каких денег будут стоить такие разрешения, кто их будет получать и кто - выдавать. И какой коррупционный гнойник вокруг этого возникнет.
Ну и второе. Межнациональная вражда и истории о том кто кого объедает. В реальности - действительно большой крови избежать удалось, между Россией и Украиной, например... до поры. И команда Горбачева, и команда Ельцина, и команда Кравчука не были заинтересованы в форсировании событий и они контролировали радио, телевидение, газеты. А что было бы, если бы в 1991 году были социальные сети, и проблема Крыма и Донбасса встала бы в социальных сетях? Что если бы в самый критический момент реформ - Мешков, тогда ставший президентом Крыма бросил бы клич и туда бы рванул кто-то вроде полковника Стрелкова с соратниками? Что если бы конфликт начался, если бы у Украины еще было ядерное оружие? Гайдар вспоминал, что кто-то из военного руководства в 1991 году пришел к нему и предложил установить ядерные мины на Перекопе*.
А что было бы, если бы Армении и Азербайджану удалось наладить через социальные сети постоянную мобилизацию диаспор и сбор донатов - одновременно с выкладыванием фактов и видео со зверствами друг над другом? Что если бы точно так же поступили бы грузины, абхазы, осетины. Удалось бы остановить эти межнациональные конфликты, как остановили их тогда?
Нет.
Если бы не социальные сети и общественная мобилизация через них - уверен, что украинским и российским политикам удалось бы договориться о решении проблемы Донбасса еще весной-летом 2014 года. Не было бы трагедии в Одессе - да и майдана, наверное, не было бы. Просто народ не смог бы организоваться. Скажите, зачем Петру Порошенко, прихожанину Московского патриархата, бизнесмену у которого есть бизнес и в России - с Россией воевать? Потому что его заставили социальные сети, потому что он не мог игнорировать изливаемую через них ненависть и обвинения в предательстве. Точно так же - со стороны России патриотический сегмент соцсетей контролировал власть, не давая ей сдать назад. В случае если СССР выживет - может быть точно так же, если не хуже. В 1990 году на митинг в Ереване пришел миллион человек - каждый третий житель республики. Такая была степень общественной мобилизации - и степень наивности. А что если к этому добавятся социальные сети?
И для того чтобы описанное выше не стало страшной реальностью, чтобы не допустить второй Югославии только с ядерным оружием - нам будут нужны и ответственные публичные политики. И ответственная активная часть в каждом национальном сообществе. А это все по щелчку пальцев не создается, это надо кропотливо создавать, выращивать.
Если мы хотим жить.
Еще про политику. Уже без конституции.
Назрела реформа аппарата. Но не так как сделали ее в реальности, тупо сократив и при этом создав кучу консультативных советов, ничего не решающих. Вот, к примеру - вопрос по аналогу Совета национальной безопасности США.
Совет безопасности СССР - совещательный орган при Президенте СССР, был создан на основании Закона СССР от 26 декабря 1990 г. ! 1861-I "Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) СССР в связи с совершенствованием системы государственного управления".
Статьёй 127.3 Конституции СССР устанавливалось, что Президент СССР возглавляет Совет безопасности СССР, на который возлагается выработка рекомендаций по проведению в жизнь общесоюзной политики в области обороны страны, поддержанию её надежной государственной, экономической и экологической безопасности, преодолению последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, обеспечению стабильности и правового порядка в обществе.
Члены Совета безопасности назначались Президентом СССР с учётом мнения Совета Федерации СССР и по согласованию с Верховным Советом СССР. Увольнение членов Совета безопасности также осуществлялось с согласия Верховного Совета СССР.
Список членов Совета безопасности СССР
1 Горбачев Михаил Сергеевич Президент СССР
2 Янаев Геннадий Иванович Вице-президент СССР
3 Павлов Валентин Сергеевич Премьер-министр СССР
4 Бакатин Вадим Викторович
5 Бессмертных Александр Александрович Министр иностранных дел СССР
6 Крючков Владимир Александрович Председатель КГБ СССР
7 Примаков Евгений Максимович
8 Пуго Борис Карлович Министр внутренних дел СССР
9 Язов Дмитрий Тимофеевич Министр обороны СССР
Указом Президента СССР от 22 августа 1991 г. ! УП-2444 все члены ГКЧП отстранены от занимаемых постов.
Постановлением Верховного Совета СССР от 29 августа 1991 г. ! 2369а-I дано согласие на включение в состав Совета безопасности СССР высших государственных должностных лиц (президентов, а там, где они не избраны, - председателей Верховных Советов) РСФСР (Ельцин Борис Николаевич), Украинской ССР (Кравчук Леонид Макарович), Белорусской ССР (Шушкевич Станислав Станиславович), Узбекской ССР (Каримов Ислам Абдуганиевич), Казахской ССР (Назарбаев Нурсултан Абишевич), Азербайджанской ССР (Муталибов Аяз Ниязи оглы), Киргизской ССР (Акаев Аскар Акаевич), Таджикской ССР (до 31 августа 1991 г. - Махкамов Кахар Махкамович, с 31 августа 1991 г. - Аслонов Кадриддин Аслонович), Туркменской ССР (Ниязов Сапармурат Атаевич). Однако, отсутствует информация, что Президент СССР издал соответствующий указ.
Первое - при чем тут нахрен Верховный совет, зачем он дает согласия на назначения? Второе - где аппарат (его не было). Третье - кто реально возглавляет совет и организует работу аппарата (Президент не может быть главным везде и организовывать всё)? Ну и четвертое - какого хрена в Совет в итоге ввели всех глав союзных республик и это при том что страну раздирает сепаратизм и межнациональные конфликты. И СБ - один из органов который мог бы бороться с этим, а значит - бороться с региональными боссами, которых в итоге зачем то ввели в состав СБ?
Для справки - как выглядит Совет национальной безопасности США.
Совет национальной безопасности по состоянию на 2021 год и в соответствии с законом и Меморандумом о национальной безопасности ! 2 возглавляется президентом. Его членами являются вице-президент (по закону), государственный секретарь (по закону), министр финансов (по закону), министр обороны (по закону), министр энергетики (по закону), помощник президента по вопросам национальной безопасности (по закону), помощник президента и директор Управления научно-технической политики (по закону), генеральный прокурор (по закону), министр внутренней безопасности (по закону) и представитель Соединенных Штатов в организация Объединенных Наций (не имеет статутного статуса).
Председатель Объединённого комитета начальников штабов является военным советником совета, директор Национальной разведки - советником по вопросам разведки, а директор по национальной политике в области контроля над наркотиками - советником по вопросам политики в области контроля над наркотиками. Руководитель аппарата президента, советник Белого дома и помощник президента по экономической политике также регулярно приглашаются на заседания СНБ. Генеральному прокурору, директору Административно-бюджетного управления и директору Центрального разведывательного управления предлагается присутствовать на заседаниях, связанных с их обязанностями. Руководители других исполнительных департаментов и агентств, а также другие высокопоставленные чиновники приглашаются на заседания СНБ по мере необходимости.
Структура Совета национальной безопасности США
Председатель - Президент США
Постоянные участники
Вице - президент, Государственный секретарь, Министр обороны, Министр энергетики, Министр финансов, Генеральный прокурор, Министр внутренней безопасности, Посол при Организации Объединенных Наций, Глава администрации Белого дома, Советник по национальной безопасности
Военный советник (и постоянный участник) - Председатель Объединённого комитета начальников штабов
Советник по вопросам разведки (и постоянный участник) - Директор национальной разведки
Советник по наркополитике - Директор по вопросам национальной политики в области борьбы с наркотиками
Постоянные участники
Заместитель Советника по национальной безопасности, Советник по национальной безопасности
Дополнительные участники
Советник Белого дома, Директор Центрального разведывательного управления, Помощник президента по вопросам экономической политики, Торговый Представитель Соединенных Штатов, Директор Управления по вопросам управления и бюджета
Комитет директоров
Комитет руководителей Совета национальной безопасности - это межведомственный форум на уровне Кабинета министров для рассмотрения вопросов национальной безопасности. Комитет руководителей созывается и возглавляется советником по национальной безопасности. В состав Постоянного комитета входят госсекретарь, министр финансов, министр обороны, генеральный прокурор, министр энергетики, министр внутренней безопасности, глава администрации Белого дома, директор Национальной разведки, председатель Объединённого комитета начальников штабов, директор Центрального разведывательного управления, советник по внутренней безопасности и посол США в ООН.
Советник Белого дома, заместитель советника президента по вопросам национальной безопасности, директор Административно-бюджетного управления, заместитель советника по национальной безопасности, заместитель советника по национальной безопасности по стратегическим вопросам, советник вице-президента по национальной безопасности и исполнительный секретарь СНБ также могут присутствовать на всех заседаниях Комитета руководителей. При рассмотрении международных экономических вопросов в состав Постоянного комитета будут входить министр торговли, торговый представитель США и помощник президента по экономической политике.
Комитет заместителей
Комитет заместителей Совета национальной безопасности является высшим межведомственным форумом при Кабинете министров для рассмотрения вопросов национальной безопасности. Комитет заместителей также отвечает за анализ и мониторинг межведомственного процесса обеспечения национальной безопасности, в том числе за создание и руководство комитетами по координации политики. Комитет заместителей созывается и возглавляется заместителем советника по национальной безопасности или заместителем советника по внутренней безопасности.
Постоянными членами депутатского комитета являются заместитель советника по национальной безопасности по стратегии, заместитель государственного секретаря, заместитель министра финансов, заместитель министра обороны, заместитель генерального прокурора, заместитель министра энергетики, заместитель министра внутренней безопасности, заместитель директора Административно-бюджетного управления, заместитель директора национальной разведки, заместитель председателя Объединенного комитета начальников штабов, советник вице-президента по национальной безопасности, администратор Агентства США по международному развитию и заместитель директора Центральное разведывательное управление. Приглашения на участие в конкретных встречах или их посещение рассылаются заместителям или помощникам министров исполнительных департаментов и агентств, а также другим высокопоставленным должностным лицам, когда обсуждаются соответствующие вопросы. Исполнительный секретарь и заместитель советника Белого дома также присутствуют на встречах. Соответствующий старший директор из состава Совета национальной безопасности также приглашается на встречи, когда это уместно.
Комитеты по координации политики
Комитеты по координации политики Совета национальной безопасности, созданные и управляемые Комитетом заместителей, отвечают за разработку и реализацию политики национальной безопасности посредством межведомственной координации. Комитеты по координации политики являются основными органами, осуществляющими межведомственную координацию разработки, реализации и анализа политики национальной безопасности в рамках Комитета заместителей и Комитета руководителей. Координационные комитеты по вопросам политики возглавляются старшими директорами из аппарата Совета национальной безопасности, а иногда и из аппарата Национального экономического совета, при этом сопредседателями выступают должностные лица уровня помощника министра из соответствующего исполнительного департамента или агентства.
Что мы видим здесь. Первое - куда более широкий состав участников, включающий и экономистов и много кого еще. Второе - за счет комитета заместителей обеспечена возможность постоянной работы, предварительного обсуждения и согласования вопросов, которые выносятся дальше на Совет уже готовыми. Третье - помимо этого существуют и комитеты по координации политики, причем разные по разным вопросам. То есть через СНБ обеспечена возможность постоянной системной координации разных ведомств для проведения общей политики - и при необходимости "подъема" спорных вопросов на самый верх иерархии, до Президента США включительно. Четвертое - здесь не сказано, но есть еще клерки, постоянный аппарат СНБ, минимум в несколько сот человек (его точный состав и штат определяет каждый президент США самостоятельно).
Вот это я понимаю - структура. А, Михаил Сергеевич?
- Бюрократия одна. Несколько сотен исполнителей. Да у нас в аппарате всего ЦК меньше!
- И что хорошего?
- Ты что, за бюрократию что ли? Не ожидал.
- Я не за бюрократию, Михаил Сергеевич. Но если ты решаешь какие-то вопросы, если ты создаешь аппарат для их решения - ты неизбежно нанимаешь людей. Если проблем и вопросов ставится больше - ты нанимаешь больше людей. Это неизбежно.
- Потом аппарат начнет помыкать тобой.
- Тобой помыкала Раиса Максимовна.
- Вранье!
- Это правда. Аппарат помыкает только слабыми и глупыми. Как впрочем, и жена. Когда много нерешенных проблем - ты либо нанимаешь людей и решаешь их, либо пускаешь все на самотек. Как ты в итоге и пустил.
- Ложь! Поклеп!
- Правда. Ладно, проехали...
Съезд - если кто не заметил - прошел при минимальном как количественном, так и качественном присутствии представителей "братских компартий". Кто-то не прислал делегацию вообще, как Венгрия, кто-то до минимума ее сократил и понизил уровень представительства. Это результат того, что я прикрыл им кормушку через аппарат ЦК КПСС и поставил вопрос о пересмотре параметров экономических отношений, связанных с тем, что мы задешево поставляем нефть и газ и задорого покупаем там не самые лучшие по качеству товары. Но финансирование "братских партий" это одно, а вот налаживание торговых связей - другое. А оценка опыта социалистического строительства с целью перенять все то что себя оправдало, позаимствовать лучшие элементы и не наделать уже пройденных ошибок - это третье. Как бы то ни было - сейчас у нас есть целый экономический блок, и если отношения в нем до сих пор были неравноправными - это не значит, что его надо ломать.
Вообще, если брать наиболее интересный экономический опыт стран Варшавского договора - это скорее Польша, не Венгрия.
Вообще, давайте немного расскажу про Варшавский договор прежде чем продолжать.
Это страны Восточной Европы, страны столь же непохожие друг на друга - сколь и объединенные общей исторической судьбой.
Польша - бывшая часть Российской Империи, но при этом к ней присоединены бывшие германские земли, с совершенно другим менталитетом. Кроме того, до войны (Первой мировой) Польша была куда теснее связана с Германией, чем с Россией. Поляки массово ездили на заработки в Германию, в близко расположенный Берлин, один из мегаполисов Европы уже тогда - нашествие было такое, что немецкие политики поднимали вопрос о "понаехавших" поляках, о польских бандитах - это примерно как "лица кавказской национальности" потом в другой стране. Страна со сложной и долгой историей, с исторической обидой на Россию как бы та не называлась - и кровное родство обиду лишь усиливает. Одна из двух, наряду с Венгрией стран, где существует "рыцарство" и мощный национализм. Это сложно даже объяснить - что такое страны, где присутствует рыцарство. Это Грузия, Польша, Венгрия, Великобритания. Была Франция, но во время Великой французской революции, там выбили под ноль старую аристократию и теперь это страна мещан и буржуа. Мещанско-буржуазные страны - Франция, Германия, Чехословакия, Югославия, СССР. Кстати, это в немалой степени станет причиной падения СССР - если допустим, конечно.
В экономике - промышленность, сельское хозяйство развиты равномерно, ничего особо выдающегося - но и особых провалов нет. Важно другое - там по факту разрешены фермерство, предпринимательство, есть налоговая система. В попытке "задобрить" польское население - правительство в семидесятые взяло большие кредиты и потратило их на потребление, а не на развитие. Поляки никогда не жили так аскетично, как мы. Там например на улицах есть западные автомобили, пусть и меньше чем в Западной Европе, средний класс живет на вполне себе буржуазного вида домиках в пригородах Варшавы, там никогда не было ограничения, что мол участок только три сотки и там можно поставить только дощатый скворечник. Но теперь ПНР - почти банкрот. Действует режим чрезвычайного положения.
Венгрия. Самая либеральная страна соцлагеря в экономике, при этом ее никак нельзя отнести к развивающимся - в прошлом она была частью Австро-Венгерской империи, полноценной. Мощный национализм, но в отличие от польского - не мессианский, и не нацеленный на расширение - вернуть бы свое. В Трианоне - Венгрию обобрали как липку, но это сделала не Россия, а Запад - и тут это помнят. Некоторые отрасли промышленности чрезвычайно развиты - например транспортное машиностроение, марки Икарус и Ганц-МАВАГ известны по всему миру, венгерские электрички бегают и в Аргентине и в Малайзии, а некоторые - заброшены. Ганц-МАВАГ в этом году представил современный вагон метро, которым планируется заменить в том числе и наших мытищенских уродцев. Приличное сельское хозяйство и очень либеральный рынок по советским меркам. Еще одна "рыцарская" страна.
Чехословакия. Бывшая "кузница" Австро-Венгрии, промышленно даже переразвитая - в то время как сельское хозяйство довольно обыденное. Несчастливая страна ввиду продолжающегося конфликта чехов и словаков, запертых в одной стране. Чехи больше чем хотят признавать, похожи на немцев, а словаки - на нас, русских*. Экономика средне-либеральна, но развита. Чехи имеют к нам претензии после 1968 года, но они сглажены тем, что Чехословакия это как бы пример буржуазной нации в восточном блоке, и полная противоположность Польше и Венгрии.
Что интересно - Чехословакия единственная страна соцлагеря, где каждый гражданин может прийти в магазин и купить себе пистолет. Это не случайность. Это как раз признак буржуазной страны, где нет и следа от военной аристократии, которая должна защищать безружных пролов (и потому пролам пистолет не нужен).
Румыния. Вот уж где наши - это здесь.
Малая империя, в свое время отхватившая куски Венгрии и Болгарии. В стране так же хватает немцев (исторический район Семиградье), цыган и кого тут только нет. Страну возглавляет уголовная банда, вообще от Румынии откровенно тянет уголовным душком - и чего удивляться, если глава государства в свое время тырил чемоданы**. Полно предателей, всякого рода подонков, во главе спецслужб такие люди, что и Ежов уважительно покивал бы. Почти официально разрешена и массово практикуется проституция.
Что еще хуже, в стране почти официально действуют школы террористов, сеть подготовки возглавляет брат президента.
При этом - в стране развитая промышленность, есть крупные порты и исторически очень мощная нефтепереработка. В Румынии полно нефти - было когда-то. Нефть кончилась - но транспортные и переработочные мощности остались, активно работают. Еще развито машиностроение.
Еще уникальный момент - Румыния является частью неофициального "латинского мира" возглавляемого Францией. Активные связи, культурные и экономические идут в обе стороны - и это привело например к тому что Румыния производит пассажирские самолеты. Чехия делает небольшие Л410, Польша собирает Аны - а тут самая настоящая турбореактивная французская Каравелла по лицензии. И это не "отвертка", многое локализовано.
При этом румыны по политическому менталитету сильно похожи на нас. После падения Чаушеску - история Румынии не слишком-то отличалась от любой другой бывшей советской республики. Генерал во главе экономики - который ее и угробил. Массовая коррупция. Шахтерские стачки и походы голодных шахтеров на Бухарест...
ГДР...
Часть Германии, бывшая советская зона оккупации. Еще один пример в экономике, на который там стоило бы обратить внимание - хотя напрямую он нам не подходит ввиду разницы менталитетов. Вот, например отрывок из книги профессора Хорева Б.С.
... В опыте ГДР своя специфика, к которой стоило бы, учитывая успехи страны, внимательно присмотреться (не претендуя на последовательное изложение структуры компонентов) :
а) высокая культура производства;
б) дисциплинированность и мастерство работников;
в) большое значение моральных стимулов на производстве;
г) высокая степень уважения к достоинству человека труда;
д) решение важных социальных вопросов, бытовая культура;
е) зрелая политическая и юридическая культура;
ж) отсутствие коррумпированного слоя;
з) своего рода соревнование с ФРГ;
и) последовательность хозяйственной политики;
к) сбалансированность промышленной и сельскохозяйственной сфер;
л) удачное административное деление (округа) ;
м) сформированность и высокая эффективность крупных социалистических комбинатов нового типа, работающих по принципу воспроизводственного цикла (от производства до внутренней и внешней торговли).
Касаясь последних, надо отметить, что по масштабам они, конечно, несравнимы, скажем, с западными транснациональными корпорациями, способными вкладывать большие средства в осуществление долгосрочной стратегии в своей сфере, но в социалистической стране такого рода стратегиями должен заниматься Госплан. Очень важно и то, что ГДР страна относительно небольшая, равная по масштабам нашему экономическому району, а в пределах таких относительно компактных единых хозяйственных образований, при наличии всех атрибутов власти, социально-экономические вопросы решаются намного легче...
Вообще, читая профессора Хорева, видимо одного из не состоявшихся министров эпохи Андропова - становится довольно грустно. Хотя бы по предложенному выше отрывку - из которого проглядывается простой вывод: в ГДР все хорошо в немалой степени потому что там живут и работают немцы. А не русские...
И не сказать что неправда.
Факт есть факт. Германия - исторически развитая и цивилизованная часть Европы, ранее, во времена затянувшейся феодальной раздробленности на территории Германии выработалось все то, что потом сильно помогло этой стране. Мощный, даже излишний для такой небольшой территории корпус чиновников, управленцев, судей, из которых можно набрать аппарат что на одну страну, что на две, что на пять если придется. Действительно добросовестный умеющий работать народ, который ощущает себя немцами и гордится этим - мы ведь никогда не заставляли их отречься от своей национальности. Немцы даже марксисты - были, прежде всего, немцами, над ними не произвели вивисекции, пытаясь превратить русский народ в народ советский. Сильное местное самоуправление - немцы никогда не считали, что починить дорогу им должен президент или царь или генсек. Они чинили ее сами.
Сильные научные школы. Оставшаяся после Рейха третьего и даже второго промышленность, работающая не на полную мощность. Один простой пример - СССР так и не освоил дизель для легковых машин и легких грузовиков, производить дизели намного сложнее, чем бензиновые моторы. А здесь - они есть...
ГДР - единственная страна соцлагеря, развитие которой СССР, очевидно, притормаживал, например, не разрешил производить пассажирские самолеты.
Ну и последняя страна - Болгария. Исторически страна сильно благодарная русским и зависящая от них - но в обе мировые войны она была не на нашей стороне. Сильное сельское хозяйство - болгары исторически выращивали овощи для Константинополя-Истамбула, а теперь у них рынок и вовсе бездонный - все страны соцлагеря, не хватит земли, чтобы посадить все что нужно. Но промышленность, наверное, самая слабая из всех стран - исторически так сложилось. Собственных научных и производственных школ почти нет, страна очень сельская. Кое-что они производят - например, собирают Москвичи и Газ-53 по лицензии, но это все. Сильное только кое-что в оборонке, например стрелковое оружие. Но и тут - школы у них нет, все что они делают - наши лицензии.
Что мы можем позаимствовать у них?
Немало если так подумать. Во всех этих странах не зачищен до конца, не выжжен под ноль частный бизнес. Причем если так вспомнить - при Ленине и при Сталине он не был зачищен и в СССР, массово работали артели, частные предприниматели в сфере услуг. На них косились и особо дышать не давали - но и не давили до конца. При позднем Сталине - большинство из того что потреблялось человеком в повседневной жизни производилось именно артелями. Обувь, одежда. Существовали частные парикмахерские.
Все это раздавил Хрущев. Теоретически все было верно, крупносерийное производство всегда обыграет кустарное. На деле же получилось, что товары "группы Б" всегда были пасынками плана, в них не вкладывали, на них не обращали внимания. Уже кажется говорил: британский путешественник, купив в Москве шерстяное пальто, удивился двум вещам. Первая - какая хорошая, дорогая ткань использована. Вторая - какая убогая выкройка и какое плохое качество. То есть, фабрика просто переводит даром ткань...
Еще один момент. Костюмы для олимпийской сборной СССР - шили в ГДР.
Короче, надо ехать. Смотреть, встречаться, договариваться. У меня два больших турне которые отложены только из-за Съезда. Первое - страны соцлагеря, Восточная Европа. Второе - первое мое турне на Дальний Восток. Китай, Южная Корея, Япония...
* В будущем причиной развода чехов и словаков послужит желание словаков уже в 1992 году продвинуть на высший государственный пост одиозного комсомольца Владимира Мечьяра. Кстати, на этом примере очень хорошо видна разница между европейской и восточно-европейской политической культурами. Чехи не хотели видеть Мечьяра потому что их оскорбляло бы само его присутствие на высшем посту, а не потому что он был коррумпирован или что-то плохое сделал чехам
** Это правда. Чаушеску в молодости воровал в гостиницах и на вокзалах
20 апреля 1986 года
РСФСР Москва
Фрунзенская набережная 22
Здание десятого управления Генерального штаба
Там, к востоку от Суэца,
злу с добром - цена одна,
Десять заповедей - сказки,
и кто жаждет - пьет до дна...
Редьярд Киплинг
Дорога в Мандалай
Десятое управление Генерального штаба.
Десятка.
Гибрид Поля чудес и минного поля.
Именно здесь находятся органы и службы, отвечающие за направление офицеров Советской армии в длительные и не очень заграничные командировки. И - в какую страну тоже решают здесь.
Загран - это более чем... ради заграничной командировки блюдут чистоту мундира, пресмыкаются перед начальством, оказывают услуги. В заграничную командировку направляют перед пенсией - чтобы человек заработал на кооперативную квартиру. В заграничной командировке человек раскрывается как нигде - и особенно как жмот. Некоторые советники скажем, чтобы не покупать на доллары зубную пасту чистили зубы... хозяйственным мылом!
Неофициальное звание советника - хабир. Это и есть советник - на арабском.
Право "ездить" легко потерять, достаточно например не так выступить на каком-то митинге, не сделать или неправильно сделать доклад, просто не прийтись замполиту, который легко отравит тебе жизнь и сделает невыездным. Вся эта дурь, вся эта тягомотина - она довлеет над каждым, в СССР очень легко оступиться и испортить себе карьеру раз и навсегда.
Теперь понятно, почему в критический момент никто не стал защищать систему?
Суть загранкомандировки - это чеки. Чеки Внешпосылторга. Это такая эрзац-валюта, еще одна гнилая игра государства с гражданами. На чеки ВПТ теоретически можно было зайти в Березку и купить импортные товары, которые в обычных советских магазинах не продавались. В реальности - эта сфера была конечно давно и безнадежно криминализована, существовало два курса, официальный и теневой, к Березке простой офицер и не прошел бы - все подходы были оккупированы мафией. Но за год службы за границей - можно было набрать чеков на "кооператив" по любому чековому курсу - и даже оставалось. Это пока что всех устраивало.
Аслан Алиевич Масхадов, полковник Советской армии, по последней должности командир 407-го гвардейского самоходного артиллерийского орденов Богдана Хмельницкого и Александра Невского полка 19-й гвардейской танковой дивизии, расквартированной в Венгрии (Южная группа войск) несколько недоумевал, зачем его вызвали в десятку, ведь рапорта он не писал. Ему должны были дать новую часть, какой-нибудь полк в России. Почему в России - потому что он служил в Венгрии, а это местечко теплое, туда просто так не попасть. Перед тем как дать генерала - обязательно зашлют в дальний гарнизон, чтобы трудностей службы хлебнул...
Аслан Алиевич Масхадов родился в посёлке Шокай Осакаровского района Карагандинской области Казахской ССР, тейп Аллерой. В 1957 году после реабилитации чеченского и ингушского народов вместе с семьёй вернулся в Чечено-Ингушскую республику, в село Зебир-Юрт Надтеречного района Чечено-Ингушской АССР. В 1966 году вступил в ВЛКСМ. В 1968 году окончил 10 классов средней школы в селе Надтеречное.
В 1969 году поступил в Тбилисское высшее артиллерийское командное училище, которое окончил в 1972 году. Затем в 1972-1978 годах служил в Дальневосточном военном округе, дислоцированной в селе Платоновка Ханкайского района на берегу озера Ханка. Занимал должности командира огневого взвода, командира батареи, начальника штаба артиллерийского дивизиона и заместителя командира дивизиона. В 1972 году вступил в КПСС.
В 1978 году поступил в Ленинградскую Военно-артиллерийскую академию им. М. И. Калинина, которую в 1981 году окончил с отличием. Никогда не придерживался норм ислама и был не дурак выпить - как и любой впрочем, советский офицер.
Везде где бы он ни служил - он считался одним из лучших офицеров части. Служил не на страх, а на совесть, и не просто так в 1981 году он получил назначение в Венгрию.
В Венгрии - полковник Масхадов понял, что в СССР делается что-то не так. Что-то сильно не так. Он служил не просто в восточно-европейской стране - это была часть бывшей Австро-Венгерской Империи. Из всех стран Восточного блока в Венгрии был самый либеральный экономический режим, процветали разного рода кооперативы, колхозов тут и в помине не было и народ жил сильно лучше. Сильно. Масхадов понял что они, советские люди - плохо живут. Понял - но никому о том не сказал. Просто сделал выводы.
В 1996 году Масхадов победит на выборах президента Ичкерии. Из всех кандидатов он будет самым, можно сказать либеральным. Он будет зазывать европейских инвесторов - но он ничего не сможет сделать с вооруженными бандами, ищущими себе пропитание автоматом. В конце концов - одна из них похитит и отрежет головы британским инженерам, налаживавшим сотовую связь с республике. После чего о европейских инвестициях не будет и речи...
Немного помыкавшись - футболить посетителей было забавой в любом ведомстве - Масхадов наконец добрался до нужного ему кабинета. Генерал, сидевший там - едва выслушав доклад, вскочил и скрылся и он остался один. Наедине с человеком восточной внешности - но одетым в хороший, дорогой костюм. Это сразу было видно - костюм был пошит. А не куплен. У Масхадова тоже такой был - пошил в Будапеште в частном ателье для торжественных случаев...
- Присядьте, полковник - показал незнакомец на стул
КГБ? Или бери выше - партийные органы? Что случилось?
- Не буду ходить вокруг да около - человек говорил по-русски чисто, но с небольшим восточным акцентом - наверху есть мнение назначить вас главным военным советником в НДРЙ. То есть в Южный Йемен. Что скажете?
У Масхадова перехватило дыхание - этого он точно не ожидал.
Должность главного военного советника - даже в самой захудалой стране как минимум генерал-лейтенантская. Он - только что получил полковника.
Плюс - он только что принял полк - а тут ему, по сути, предлагают командовать армией! Причем армией чужого государства, где совершенно точно - бардак. Плюс - о событиях в Йемене гудели все иностранные газеты и радио - в Венгрии прекрасно ловилась и ВВС и венские радиостанции и все прекрасно знали о происходящем в Йемене.
Советская пресса была скупа на комментарии - но не могла пройти мимо такого вопиющего события. В прессе было указано, что бывший президент Мохаммед - вступил в сговор с контрреволюционерами и бандами бывшего султана аль-Фадли и попытался начать государственный переворот - но здоровые силы в обществе и армии дали ему отпор и не позволили народно-демократическому Йемену скатиться в ад феодальной реакции. Временно - должность президента страны занял бывший министр обороны Али Антар, первым делом он подтвердил нерушимость дружбы Южного Йемена с Советским союзом. Сам бывший президент Мохаммед был убит своими подельниками, понявшими, что путч провалился.
Дальше говорилось о том, что одна за другой страны Аравийского полуострова будут сбрасывать оковы феодальной деспотии и вставать на путь единственно верного марксистско-ленинского учения. На кого был намек - было предельно понятно.
Сочетания этих двух источников информации хватало, чтобы понять - второй Афган. Если не страшнее.
Но с другой стороны - понятно, что к этой точке будет теперь приковано внимание министерства и получить генеральское звание - там будет проще простого.
- Что скажете, Аслан Алиевич
- Готов выполнить свой воинский долг
Восточный офицер - покачал головой
- Речь про другое. Не про долг.
...
- Вам известно, что предыдущий главный военный советник был убит?
- Никак нет - немного растерялся Масхадов
- В самом начале путча он поехал во дворец. Али Насер Мохаммед принял его и заверил, что НДРЙ по прежнему большой друг СССР и все будет по-прежнему. Просто небольшие проблемы у них внутри партии. Как только генерал Воронов поверил ему и поехал обратно - он приказал своей охране расстрелять машину генерала. Как за день до того он приказал убить своих соратников. С некоторыми из которых он боролся еще с британским империализмом. Он назначил заседание Политбюро - а как только его товарищи прибыли во дворец, автоматчики личной охраны открыли по ним шквальный огонь.
Масхадов только покачал головой. Он не знал об этом, но в Ясе, своде законов Чингисхана наиболее страшным преступлением считалось убийство доверившегося. Чингисхан требовал в таком случае уничтожения всего рода убийцы, считая, что такие люди не должны появляться на свет
- Не передумали?
Масхадов упрямо качнул головой
- Готов служить, куда Родина пошлет
- Это похвально - отозвался восточный офицер - предложение назначить именно вас поступило с самого верха. Главное то, что вы восточный человек и - чеченец. То есть вам знакома тейповая структура общества.
Масхадов несколько растерялся
- Ну да... в общем знакома.
- В народно-демократическом Йемене - то же самое, просто вместо тейпов там племена. Вместо дивизий - бригады, вместо армий - направления. По сути - бригады это вооруженные племенные формирования, вставшие на довольство в Адене, а возглавляют их или сами лидеры племен, или доверенные лица. С дисциплиной и исполнением приказов там... сами понимаете - не очень. Кроме того есть и дикие банды, с ними борются, но... Особенно опасна племенная федерация Абьян. Провинция Абьян - горная территория, там зарождалось движение против колониализма - но, по сути, они готовы сражаться против любой власти. Земли плодородной там нет, от побережья они далеко и рыбной ловлей тоже никогда не занимались. Все, чем они могли прокормиться испокон веков - разбой, нападение на купеческие караваны. Бандитизм. Еще именно там - исторически главный центр выращивания наркотиков. Кат...
...
-... Кроме того есть еще Северный Йемен. Обе эти страны относятся к категории развивающихся, обе, по крайней мере, на словах придерживаются социалистической ориентации. Но во время попытки переворота - Северный Йемен поддержал Али Насера Мохаммеда и послал свою боевую авиацию бомбить Аден. Кроме того...
...
- Как раз на стыке границы Северного и Южного Йемена обнаружено крупное месторождение нефти. Вооруженное столкновение за это месторождение уже было зимой восемьдесят пятого, тогда удалось не допустить выхода произошедшего за рамки обычного пограничного инцидента. Но сейчас... в перспективе не исключена и опасность большой войны между этими двумя странами. Тем более, Северный Йемен, в пределах территории которого находится месторождение - нуждается в порте и инфраструктуре для переработки и экспорта нефти. А единственный нефтеперерабатывающий завод и нефтеналивной порт, который способен принимать танкеры - находится как раз в Южном Йемене. Это его столица, Аден. Так что...
...
- Все еще не передумали?
- Справлюсь - подобрал слова Масхадов
- Это хорошо. Бросать вас на произвол судьбы мы не намерены, вместе с вами на укрепление советнического аппарата отправится группа опытных товарищей, которая высвобождается после урегулирования ситуации в Афганистане. Подберем вам несколько опытных командиров из сороковой армии - для использования на советничестве в йеменских корпусах и Генеральном штабе. Армию придется фактически воссоздавать с нуля, учитывая... имевшие место факты, когда во время мятежа разные воинские части сражались друг с другом.
...
- Но мы так же рассчитываем на ваш такт, на ваше чутье, на ваше понимание особенностей такого общества. Предыдущий ГВС был просто честным советским офицером, он и представить себе не мог, что бывший президент может пойти на такое, может приказать его убить. Здесь придется быть не просто военным - немного политиком.
- А как же совпосол? - осмелился спросить Масхадов
- Он гражданский человек. Антар - военный, мы считаем, что ему проще будет найти общий язык именно с ГВС. Тем более если он мусульманин.
...
- Вы кстати соблюдаете шариат?
- Нет - немного растерялся Масхадов
- Плохо. От вас не требуется становиться истинно верующим. Но знать хотя бы немного Коран, проявлять вежливость, знать традиции, не допускать разного рода... эксцессов - все это будет необходимо. Как в Афганистане.
Восточный офицер - испытующе посмотрел на Масхадова. Тот не отвел взгляда
- Хорошо. Сейчас пройдете в кадры, там уже будет приказ. По семье... решайте сами условия проживания там тяжелые, особенно в плане климата. Летом сорок градусов в тени - обычное дело. Военный городок частично поврежден бомбардировками, придется восстанавливать.
Частично поврежден бомбардировками...
Восточный офицер - посмотрел на часы. От Масхадова не укрылось - на запястье у него были не Коммандирские или Слава и даже не Сейко - а Ролекс Милитари Субмаринер! Похоже, самый настоящий.
Кто это вообще такой?
- А вы, простите...
- В каком-то смысле ваш коллега, я тоже еду в Йемен. Советником в местную госбезопасность. Так что нам придется еще встречаться и не раз. Талгат Рафисович меня зовут.
Вряд ли. Но ладно пока так. Масхадов уже определил - татарин, но родом из Узбекистана. Местных татар там называют - нация начальников.
- Три дня у вас в Москве будет, на бюрократию и всякое прочее. Но насчет вас уже позвонили. Номер вам заказан, в Украине...
...
- Вот мой телефон, звоните если что.
Восточный офицер поднялся с места
- И да. Предыдущий ГВС в НДРЙ был генерал-полковником, если мы пошлем на смену ему полковника - это будет истолковано как отсутствие доверия и понижение уровня отношений. А это недопустимо. Потому - с сегодняшнего дня вы генерал - майор Советской армии. Приказ сейчас готовят...
- Но я только полковника получил!
- Это необходимо. Должность генеральская, занимать ее должен генерал
Восточный офицер нехорошо, тускло как то усмехнулся
- Поверьте, Аслан Алиевич. Звание хоть и дается авансом... но вы его там выслужите. Сполна...
Инициатором истории с Масхадовым - понятное дело был я. И она - имела сразу несколько важных аспектов.
Первое - мне надо было, чтобы Джохар Дудаев не был единственным генералом чеченского происхождения. На будущее - как бы не обернулось, но эта закладка пригодится.
Второе - Масхадов в отличие от Дудаева был действительно служакой, отличным пехотным офицером. И мне надо было чтобы он был на нашей стороне, в отличие от Дудаева и оппозиционно настроенной чеченской интеллигенции.
Третье - Масхадов, как и Дудаев впрочем - прошел службу "в хороших местах" и в этом заключалась причина вывода что "мы живем плохо". Так ведь многие в то время думали. И практически все пришли к одному и тому же выводу - отделимся и станем жить лучше! Чеченцы к этому выводу пришли неспроста - при их то запасах нефти и при том, что они в восьмидесятые узнали как живут нефтяные монархии Персидского залива.
Вот пусть Масхадов поедет в НДРЙ и посмотрит, как в реальности там живут на аравийском полуострове. Может что и поймет и другим передаст.
Ну и четвертое. Ислам. Радикальный ислам. Пусть Масхадов посмотрит, чем это все чревато, чем чреваты разбой, бандитизм, ваххабизм. Пусть на своей шкуре это прочувствует. Тогда опять же - поймет и другим передаст.
В конце восьмидесятых - все же были очень наивны. Никто не знал, к чему что идет. Вот пусть и посмотрит сейчас. Поучится на чужих ошибках...
Информация к размышлению
...Это давно надо было сделать - избавиться от тех граждан, которые 22 года мечтали о другом, соседнем государстве. Крымские события - это не путинская оккупация. Это - правдивая форма народного волеизъявления против Украины. Я понимаю причины такого отношения и частично их разделяю. Украина последовательно топтала автономный статус, строя гиперцентрализованого монстра.
Новая власть ничем не лучше - она, вместо того, чтобы вводить децентрализацию, тоже мыслит категориями Януковича. "Крым наш!" - Пафосно говорит Яценюк на Банковой, не понимая, что за эти слова в "нашем" Севастополе он точно получил бы пулю в лоб
Украина под дулом чужого автомата вплотную подошла к кардинальному выбору, который должна была добровольно сделать уже давно: или мы сбрасываем со своей лодки пророссийский балласт - или мы обречены на гражданскую войну. Борьба за Крым не предусматривает ни одного трофея даже в случае полной победы. Потому что Крым безвозвратно проигран. С этим надо смириться и не делать из этого трагедии. Крым никогда не был и никогда не будет украинским. Точка. Крым - это земля крымских татар и русских. Украинцы даже сейчас там в безумном меньшинстве, да и то они полностью ассимилированы среди реципиентов ОРТ. Все украинские нормы (например, один государственный язык, честь освободительной борьбы, вступление в ЕС и т.д.) не могут быть реализованы в Крыму. И никогда этого не будет.
Итак, призывы воевать за Крым я расцениваю как призывы вмешиваться в чужие дела. Назначать начальника крымской милиции сверху - это такое же надругательство, как назначать сверху Ирину Сех губернатором Львовщины. Задача Украины - гарантировать полную автономию Крыма. Более того, должен состояться крымский референдум.
Не Киев, не Львов и не Москва должны решать судьбу Крыма - это должны делать сами крымчане. Поэтому если большинство населения полуострова выскажется за выход из состава полулегитимной Украины - мы все должны признать результаты такого плебисцита и воспринять его результаты с уважением.