Акопян Ася
Дорога через огонь

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками Юридические услуги. Круглосуточно
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Когда встретились его русская душа и её цыганская воля, даже звезды сложили им путь к счастью...

  Деревня Русалино под Ростовом - на-Дону.
  1990-ые годы- эпоха социальных перемен, дефицита и рассцвета цыганской торговли.
  Андрей, 25 лет, русский филолог из Санкт - Петербурга. Приезжает в деревню, изучать фольклор.
  Барон - Золтан Глава табора. Отец Рады. Жёсткий, но уважаемый. Видит в Андрея угрозу традициям.
  Тётя Люба - местная знахарка, хранительница деревенских обрядов.
  Василь - цыган из табора, влюблен в Раду, его ревность подпитывает конфликт.
  
  
  Пролог
  Тихий вечер опускался на табор, окрашивая небо в теплые, угасающие тона. Солнце, словно раскаленный уголек, медленно скатывалось за горизонт, рассыпая по небу багряные и золотые искры. Длинные тени от повозок и шатров тянулись по земле, сливаясь с надвигающимися сумерками. Пыльная дорога, извивающаяся меж холмов, вывела путника к лагерю, что раскинулся на опушке старого леса. Табор жил своей шумной, пестрой жизнью, будто отдельный мир, не подчинявшийся ничьим законам, кроме своих. Воздух наполнялся ароматом дымного костра, смешанным с запахом степных трав. Где-то тихо позвякивали колокольчики на шеях лошадей, да изредка доносился сдержанный говор. Огонь в центре табора трещал, отбрасывая дрожащие блики на смуглые лица сидящих вокруг людей. Пламя отражалось в их темных глазах, делая взгляды то задумчивыми, то таинственными. Шатры и кибитки, потертые, но крепкие, стояли полукругом, будто обнимая костер, что пылал в самом центре. Дым от него вился в вечернем воздухе, смешиваясь с ароматами жареной дичи, трав и горьковатого табака. Лошади, вольные и нетерпеливые, переступали у повозок, блеск их глаз отражал пламя, а гривы колыхались на ветру, словно шепча тайны. Женщины в ярких юбках, звенящих монистами, хлопотали у котлов или гадали путникам, их темные глаза сверкали то лукаво, то загадочно. Дети носились между кибиток, босые и загорелые, с криками и смехом, а старики, морщинистые и мудрые, курили трубки, наблюдая за всем с молчаливым спокойствием.
  Цыганская семья в деревне живёт общиной, где важны родственные связи. Цыганские дома могут быть как добротными, так и скромными, но всегда наполнены шумом и жизнью. Во дворе часто пасутся лошади, стоят кибитки,даже если семья уже оседлая, а дети играют среди кур и собак.
  Женщины готовят на открытом огне - ароматы чеснока, баранины и свежего хлеба смешиваются с дымом костра. Мужчины могут заниматься кузнечным делом, торговлей или ремонтом техники. Вечерами собираются у костра, поют, играют на гитарах и скрипках, рассказывают истории.
  Музыка лилась из ниоткуда - то скрипка затянет жалобную мелодию, то бубен вдарит в такт, а потом голос, низкий и страстный, подхватит песню о любви, далеких дорогах и ветре, что зовет за горизонт.
  Здесь пахло свободой и дымом, кожей и землей, здесь каждый взгляд говорил: "Мы не принадлежим никому, кроме неба над головой". Табор был домом для тех, кто не искал стен, а дорога - их вечной спутницей.
  Цыгане в деревне часто живут на окраине, сохраняя дистанцию с местными, но поддерживая с ними торговые связи. Их могут уважать за ремесло и музыку, но побаиваться из-за суеверий. Деревенские дети иногда тайком приходят послушать цыганские сказки, а старики - погадать у старухи-ворожейки.
  Деревенская жизнь цыган - это не только песни и костры. Бывают стычки с соседями, недоверие властей, бедность. Но и в этом есть своя гордость - цыгане не жалуются, а ищут выход. Они кочуют не только из-за традиций, но и потому, что их гонят.Цыгане в деревне - как ветер: их нельзя поймать, но можно почувствовать. Они живут ярко, любят страстно, дерутся отчаянно и умирают, не прося жалости. Их дома - это не стены, а семья. Их закон - не бумага, а слово. Их Бог - в небе, в песне, в дороге...
  Над головой уже зажигались первые звезды, а на западе еще тлела узкая полоска заката, словно последний вздох уходящего дня. Ночь приближала...
  
  Глава 1. У перекрёстка судеб
  Андрей приезжает в Русалино и встречает Раду на Ивана-Купала.
  Цыганские девушки на праздник Ивана Купала выделяются яркой и колоритной внешностью.
  Длинные юбки до щиколоток, черные, малиновые, украшенные узорами и блёстками. Пестрые рубахи с вышивками и блестящими пуговицами, монеты, кольца, которые сверкают при свете костров. Цыганки активно участвуют в купальских обрядах, и опуская венки в реку, сочетая славянские традиции с их поверьями.
  
  Рада, 20 лет, красивая и гордая цыганка с яркой внешностью и сильным темпераментом. Она сочетает в себе традиционную цыганскую харизму и стремление к независимости. С чёрными, жгучими глазами, горящими как угли, как и все цыгане умеет танцевать и гадать. Мечтает о свободе, но связана волей барона.
  Рада выросла вне табора, получила образование и мечтала о карьере в медицине. Однако после смерти матери её семья возвращается в цыганское поселение, где отец-барон настаивает на свадьбе с Василием. Рада не хочет а подчиниться воле отца, она всей душой любит русского филолога Андрея.
  
  Андрей, 25 лет, русский филолог из Санкт - Петербурга. Приезжает в деревню, изучать фольклор.
  Высокий, статный, с открытым и добрым лицом. У него светлые русые волосы. Спокойный, - внешне сдержан, но внутри пылает огнём. Честный и прямолинейный - не любит лжи, говорит то, что думает, даже если это может обидеть. Преданный - если любит, то навсегда, если дружит - до конца.
  Во время купания в реке, Рада теряет кольцо, подаренное матерью. Зной стоял невыоносимый. Андрей тоже решил искупаться и находит кольцо в реке.
  Девушка подняла большой шум из-за кольца. Но тут выходит Андрей из речки и спрашивает, кто потерял колечко?
  Рада сразу бросилась к кольцу, он был очень дорог ей.
  На шум сбежались ребята и девушки из табора. Она спасает его от драки с местными .
  
  Три цыганки, босые, в ярких юбках, обвешанные бисером и медными монетами, преградили ему дорогу. Самая рослая - Рада, с лицом, как у разъяренной богини, - вынула нож, который держала в руках.
  - "Гаджо, а что это ты в наш квартал забрел? Думаешь, мы тебе рады?" - ее голос звенел, как лезвие.
  Андрей сглотнул. Он знал, что драться с женщинами - не по-мужски, но здесь правила диктовала улица.
  - Отвалите, - пробурчал он, пытаясь обойти.
  -Я нашел ваше кольцо.
  Карма свистнула, и две другие - младшие, но с хищными глазами - схватили его за руки. Ножи блеснули у самого лица.
  Андрей рванулся, но цыганки вцепились мертвой хваткой. Карма занесла острие....
  И тут из толпы вырвалась тень.
  - "Хватит!"
  Голос прозвучал, как удар хлыста. Маленькая, худая цыганка с черными, как смоль, волосами встала между ними. Ее звали Рада но все знали ее как "Черную Змейку".
  - "Он не тронул никого из наших. Ты что, Карма, судьбу испытывать решила? Или забыла, что кровь зря лить - к беде?"
  Карма заколебалась, но ножи не опустила.
  - "Он чужой."
  - "А ты - дурочка!" - Рада бросила взгляд на Андрея. - "Уходи, гаджо! Пока живой."
  Андрей не стал ждать повторения. Он шагнул назад, чувствуя, как адреналин дрожит в пальцах. Карма что-то крикнула ему вдогонку, но Рада резко дернула головой - и та замолчала.
  Когда он отошел на безопасное расстояние, то обернулся. Рада стояла, закутавшись в шаль, и смотрела ему вслед. Ее глаза блестели, как те самые ножи - но теперь в них читалось что-то другое.
  
  
  Глава 2 Пламя и пепел
  Так завязалась их первая встреча.
  Ребята с Радой ушли в табор, Андрей только смог и крикнуть ей вслед, где он остановился.
  Каждая их встреча сопровождается мистикой: цыганка рассказывает ему вещие сны, ворожит на картах, предупреждает об опасности. Сначала Андрей не верил, но потом все начиналось сбываться. Вместе они собирали цветы, лекараственные травы для тети Любы, пасли лошадей.
  Герои видятся в старом саду, где Рада учит Андрея цыганским песням, а он читает ей Пушкина поэму 'Цыгане'
  'Цыгане шумною толпою...'
  Их последняя встреча перед разлукой у реки со слезами и клятвами - никогда не расставаться.
  
  Старейшие табора запрещают цыганке видеться с 'гаджо', так называют цыгане людей не из своего рода, а деревенский священник отказывается их венчать.
  Парень бросает вызов обоим мирам , тайно пробираясь к ее шатру.
  
  Он понимал, что Андрей разрушил его планы и пытается подставить Андрея,подставляя с кражей лошади.
  
  Глава 3 "Гуляй, цыганская душа!...
  Барон объявлет о свадьбе Рады и Василия.
  Раде предстоит сделать выбор : сбежать или остаться.
  оржественное объявление**
  В большом шатре, украшенном алыми шёлками и золотой вышивкой, собралась вся таборная знать. Дым кальянов висел тяжёлыми кольцами, смешиваясь с ароматом жареного мяса и пряных вин. Барон , облачённый в бархатный кафтан с серебряными застёжками, поднялся с резного кресла. Его трость с волчьим набалдашником глухо стукнула о ковёр - и шатёр замер.
  - "Слушайте, ромалэ!" - голос его гремел, как гром перед бурей. - "Сегодня кровь нашего табора станет крепче! Моя дочь -Рада, Василий, возьмёт в мужья-Василия - сына старого Мирчо. Пусть их союз будет крепче стали, а любовь - жарче костра!"
  Из угла шатра донесся сдавленный вздох - это Лигита, подруга Рады, сжала кулаки, но промолчала. Старый Мирчо кивнул, бряцая монистами: свадьба сулила выгодный союз с клано. Сам Василий стоял, будто выточенный из дуба, но в глазах его мелькало что-то дикое, ненасытное. Рада, в платье, расшитом звёздами, опустила глаза - её бледные пальцы теребили подол, будто ища нож, спрятанный в складках.
  
  Золтан хлопнул в ладоши, и слуги внесли каравай на резном подносе. - 'Кто против - пусть скажет сейчас...' - он медленно обвёл взглядом толпу, задерживаясь на лицах недругов. Тишина стала гуще дыма. - 'Или навсегда проглотит язык'.
  В углу зашипел котелок с вином - единственный звук, нарушивший заговор.
  В дар Барон подарил Василию большой кинжал с цыгансккой надписью "Мандар ханцыкатар о деп май бут" - чт означает с цыганского как "От меня немного, от Бога больше."
  Василь был влюблен в дочь барона, с детства дружили, обещали быть вместе навсегда.
  Рада вскинула голову, глаза её горели, как угли в ночи.
  - 'Нет, Василий, не быть мне твоей женой, - голос её звенел, будто сталь о камень. - Не для меня твои хоромы, не для меня твоя доля'.
  Василий протянул кольцо, но Рада отшатнулась, будто от огня. В её глазах мелькнуло что-то дикое - страх или вызов.
  -'Я не могу', - прошептала она. Не возьму твоей любви, Василий, - сказала Рада, и в голосе её звенела осенняя стужа. - Не судьба нам с тобой сплестись'.
  
  Глава 4 Конь в чужой упряжке
  
  В деревнев почти всегда случается кража - пропадает дорогой жеребец кузнеца Семёнова. В тот же вечер местный цыган Василий был замечен возле конюшни, но у него есть железное алиби - несколько человек подтверждают, что он пил с ними в кабаке.
  Под подозрение попадает Андрей, русский парень. На его беду, утром после кражи его видят ведущим какую-то лошадь через поле. Хотя это была его собственная кобыла, соседи сразу решают, что он украл жеребца.
  Василий, пользуясь всеобщим недоверием к Андрею, подкидывает "улики" - в сарае у парня 'неожиданно' находят уздечку купца. Деревенские собирают сход и требуют расправы. Андрея избивают и собираются отдать властям.
  Но тут старый цыган Николай из табора узнаёт правду - кто-то из табора украл коня и спрятал его в лесу, а Андрей невиновен. Николай, чтя законы чести, заставляет Василия признаться. Тот, под давлением, сознаётся, но купец, не желая позора, решает замять дело.
  Андрея отпускают, но обида в его сердце остаётся. Василий же, хоть и избежал наказания, теряет уважение даже среди своих. История заканчивается тем, что деревня, хоть и узнала правду, предпочитает забыть этот случай - ведь 'цыган всё равно не перевоспитать, а русскому лишь бы не было хуже'.
  
  
  
  Глава 5 Письмо матери. Тайна цыганского следа.
  Однажды Андрей узнает в письме от матери , что его дед был спасен цыганами от нацистов во время войны - это становится ключом к примирению. Они часто переписовались с матерью. И он делился с ней, все, что приключалось с ним в деревне. Мать очень сильно переживала за единственного сына.
  Война - это время, когда судьбы людей переплетаются самым неожиданным образом. Иногда помощь приходит оттуда, откуда ее совсем не ждешь. Так произошло и с Петром Ивановичем, дедушкой Андрея.
  Он был солдатом, попавшим в окружение. Раненый и изможденный, он с трудом передвигался по лесу, надеясь найти своих. Однажды ночью он услышал тихие голоса и увидел огни костра. Подойдя ближе, он понял, что это цыганский табор. Цыгане, несмотря на всеобщую подозрительность военных лет, не выдали его немцам, а спрятали в своем обозе. Они перевязали его раны, накормили и помогли добраться до партизанского отряда.
  
  Позже, уже после войны, Петр случайно встретил одного из тех цыган на рынке. Тот узнал его и рассказал, как они рисковали, пряча солдата, но не могли поступить иначе. 'Мы тоже люди, - сказал цыган. - И на войне все равны перед бедой'.
  
  Так Андрей узнал, что его дед остался жив благодаря тем, кого многие считали изгоями. Эта встреча изменила его взгляд на мир и научила ценить добро, даже если оно приходит от тех, от кого его не ждешь. Табор уезжает, Рада остается с Андреем. Андрей начинает строительство деревенской школы для местных, цыганских детей, сочетая их культуру с русской грамотой.

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"