Аннотация: Психобиологический разбор косметики как инструмента повышения женской привлекательности: от палеолитических инстинктов и "скрытой овуляции" до современной помады и ритуалов Мари Ванны
Макияж как фальшивая овуляция: Исповедь на уютном чердаке
Как-то довольно давно, в пору моей относительно невинной юности, довелось мне встретить бойкую девчушку (примерно моего возраста). Она была очень активная и "продвинутая" (как говорят сейчас, но тогда слова "продвинутая" в этом смысле еще не было в обиходе). Красавицей я бы ее не назвал, но и уродиной тоже - в возрасте 16 лет любая девчушка симпатичная, если, конечно, она не жирная и не горбатая. Звали ее "Стрекоза" (так она сама представилась; она, по-видимому, гордилась своим "погонялом"). Она исповедовала и проповедовала, помимо прочего, " свободную любовь" словом и делом. И, как и следовало ожидать, она привела меня на какой-то уютный чердак, который (как я потом понял) она посещала довольно регулярно, для нашего более тесного общения в романтической обстановке полутемного чердачного помещения.
Пацаны в юном возрасте, как всем хорошо известно, рады трахать все, что шевелится; а девчушки в этом возрасте, как правило, существенно продвинутее пацанов, поэтому она была "ведущей" в этом танце.
Пока мы совершали предписанные природой танцевальные движения, я с удивлением обнаружил, что Стрекоза вдруг стала значительно красивее, чем мне показалось вначале: ее лицо оживилось румянцем, глаза как-то вроде стали больше и приобрели удивительную глубину, губы слегка припухли и стали ярче... Короче говоря, ее внешность сама собой изменилась как раз так, как она обычно меняется с помощью косметики. Бабы уже много веков пользуются косметикой, и разумеется, мода и манера краситься меняется. но кое-что остается неизменным: подведенные брови, обработанные тушью ресницы, тени для глаз, пудра, румяна и губная помада. А лицо Стрекозы волшебным образом изменилось именно по этим параметрам и в этой манере, без всякой дополнительной косметики. Ну, через некоторое время, пока мы болтали и курили на чердаке, все эти элементы "красивости" потихоньку спали на нет, румянец исчез, губы вернулись в свое обычное состояние, и Стрекоза стала снова такой, какой была при нашем знакомстве.
Меня это природное явление заинтересовала, и я стал искать информацию по этому поводу. И вот что я нашел, помимо прочего, в одном шибко умном журнале:
"[В ходе полового акта] румянец, припухлость губ, и выраженные глаза - это все следствия увеличенного кровообращения и расширения сосудов в ответ на возбуждение. Эти изменения являются естественными и не являются чем-то необычным, они просто отражают нормальные реакции женского организма на эмоциональные и физические изменения."
А потом я узнал, чем скрытая овуляция у человека отличается от открытой, почему она скрытая именно у людей (в отличие от остальных приматов), и как эта "скрытность" вплелась в человеческое поведение, культуру, моду, и (как же без этого) в косметику.
Если очень кратко (а подробнее - в статье "Сиськи от Ума", для выращивания детеныша, который в силу большого (по сравнению с другими приматами) мозга и сильно увеличенной черепной коробкой и для того, чтобы все это сооружение лучше прошло через родовой канал, младенец по необходимости рождается сильно недоношенным и требует длительного ухода и заботы, в отличие, например, от детеныша газели, который уже через десять минут бойко скачет вокруг матери и даже сможет убежать от хищника, если повезет. И поэтому человеческой самке очень нужна помощь самца в период беременности и кормления. Сейчас эту роль выполняет собес, но без помощи самца шансы вырастить младенца в палеолите (а это 99% нашей эволюционной истории) стремились к нулю, и инстинкт "захомутать оленя-спонсора" никуда пока не исчез. Самца надо чем-то привлечь, и скрытая овуляция - это прежде всего маскировка отсутствия овуляции для того, чтобы "купить" самца на доступ к горизонтальным танцам.
У людей (в отличие от шимпанзе, например, и от других приматов) нет открытой овуляции, но зато люди (точнее, человеческие самки) выработали ряд приемов демонстрации фальшивой овуляции (вне зависимости от наличия или отсутствия настоящей овуляции); короче говоря, с помощью коротких юбок, или чрезмерно-показательного виляния задницей при ходьбе (особенно если задействованы высокие каблуки, заставляющие фигуру казаться более "перегибистой" и как бы более "сексуальной"), или с использованием жестов, поз, и вообще поведения, и, разумеется, с помощью косметики, женщины (сознательно и/или инстинктивно) демонстрируют признаки готовности к соитию, что сильно привлекает мужиков, которым "нужно только одно, козлам таким". А если вспомнить цитату из умного журнала, "... румянец, припухлость губ, и выраженные глаза - это все следствия увеличенного кровообращения и расширения сосудов в ответ на возбуждение", то есть, сигнал типа "щас упаду на спину". При этом падение на спину в большинстве случаев может и не последовать и даже не предусматривается.
Я загуглил вопрос на предмет "зачем и почему используется косметика", и получил ряд почти внятных ответов (сокращенно):
Румяна: У приматов это прямой сигнал сексуальной готовности.
Губная помада: В природе покраснение слизистых = возбуждение + эстрогены.
Тушь: Большие, тёмно очерченные глаза ассоциируются с молодостью и неагрессивностью.
Тени: Тёмные оттенки могут имитировать расширенные зрачки или эффект возбуждения.
Пудра: Гладкая кожа без дефектов = молодость и хорошая иммунка (даже если это иллюзия).
А также получил обобщенное резюме:
Женщины используют косметику не потому, что они "глупые" или "под давлением общества", а потому что мозг окружающих так работает, нравится им это или нет.
"То есть три вида косметики из пяти работают в качестве фальшивых признаков овуляции напрямую, а остальные два помогают создать впечатление юности, здоровья и фертильности. Понятно, что наша шестидесятилетняя классная руководительница Мари Ванна вряд ли красила свои старческие губы в ярко-красный цвет для того, чтобы соблазнить десятиклассников. В её случае мы наблюдаем типичную ритуализацию - процесс, при котором биологический сигнал утрачивает свою первоначальную функцию и превращается в пустую социальную условность.
Таким образом, каждый раз, когда мы видим женщину с "полным боевым раскрасом", мы на самом деле наблюдаем триумф палеолита над современностью. Косметичка - это не про моду, это портативный набор для фальсификации биологических данных.
Мари Ванна, скорей всего, красилась по инерции, подчиняясь ритуалу "выглядеть подобающе", и пожалуй, никогда не задумывалась, что её помада - это древний инструмент для охоты на оленя, ставший в её руках безобидной бутафорией. Инстинкт давно остыл, но привычка поддерживать фасад осталась. Также следует обратить внимание на то, что мужчины косметику не употребляют. Ну, есть нетрадиционные исключения, но в общем и целом косметика - товар для женщин".
Мы можем строить коллайдеры, рассуждать о квантовой запутанности и цитировать Канта, но стоит нам увидеть чуть более пухлые губы или подведенные глаза, как наш внутренний неандерталец бросает пульт управления и радостно бежит за мамонтом, чтобы предъявить его этой "необычайно фертильной" особе.
Ирония судьбы заключается в том, что и "охотница", и "олень" участвуют в этом спектакле добровольно. Она наносит на лицо карту несуществующего возбуждения, а он делает вид, что верит в эту иллюзию. В конечном счете, именно эта великая ложь позволила нашему виду выжить: если бы мы ждали только "честных" биологических сигналов, человечество, вероятно, так и осталось бы сидеть на ветках, ожидая редких моментов истинной овуляции. А так - у нас есть уютные чердаки, красная помада и бесконечная игра в имитацию, которая и делает нас людьми.