Аннотация: Краткий анализ "хитрой" стратегии делегирвоания трудозатратных или иных неприятных функций
Делегирование как стратегия и как ловушка
Запад, в частности США и Западная Европа, в определённый момент делегировал значительную часть своих промышленных производств странам с более дешёвой рабочей силой.
Такое делегирование промышленности со временем дало побочные эффекты. Китай, который изначально рассматривался как удобная площадка для дешёвого производства, на этой базе построил собственную полноценную индустриальную экономику и существенно снизил зависимость от Запада. При этом сам Запад неожиданно оказался в зависимости от Китая, прежде всего в области цепочек поставок и промышленной компетенции.
Теперь рассмотрим другой, более мрачный пример делегирования - прокси-войну Запада с Россией через Украину. По сути, Запад поставляет технологии, разведывательные данные и вооружения, тогда как Украина предоставляет людские ресурсы.
Здесь уместно провести параллель между делегированием промышленного производства и делегированием военного процесса. Россия и Украина воюют, несут потери и оттачивают военное мастерство в условиях современной войны. Картина трагическая. Я родился в СССР и не желаю гибели людей ни с одной, ни с другой стороны.
Обе страны получают военный опыт, однако обучение Украины в роли прокси не является качественным в том же смысле, в каком обучается Россия. Россия сама производит военную технику и боеприпасы, сама ведёт разведывательную деятельность и сама финансирует свой ВПК. Даже санкции в этом контексте работают скорее как утяжелители для тренировки, чем как сдерживающий фактор - примерно как попытка ослабить спортсмена, заставив его тренироваться с гантелями.
Украина в этой системе напоминает спортсмена, который изначально слабее противника и "соревнуется" не самостоятельно, а при помощи многочисленных подпорок. Такая тренировка не делает его сильнее. Военная промышленность была в значительной степени разрушена ещё до 2022 года в результате коррупции и воровства. Разведка ведётся силами Запада. Военная техника после исчерпания постсоветских запасов поставляется извне. Запад при этом сам не воюет, а участвует косвенно.
Да, западная техника получает возможность испытаний в реальных боевых условиях, но это скорее похоже на обучение танцам путём управления куклой из-за кулис. В итоге ни кукла, ни кукловод по-настоящему танцевать не учатся.
При этом ресурсы Запада расходуются менее эффективно, чем ресурсы России, как минимум по двум причинам. Во-первых, из-за разницы в паритете покупательной способности и законодательной дороговизны производства военной продукции на Западе. Во-вторых, из-за вторичного характера потребления в сочетании с коррупцией и почти полной непрозрачностью процессов. Ситуация усугубляется частным характером западного ВПК, ориентированного прежде всего на прибыль, а также элементами коррупции в структурах ЕС, которые постепенно выходят на поверхность.
Результатом становятся последствия, которые трудно было предвидеть заранее. В целом делегирование можно сравнить с разделением труда, которое повышает эффективность лишь при одном важном условии: если оно осуществляется внутри единой системы. Бригада, фабрика или даже государство могут получить долгосрочные преимущества. Делегирование же за пределы системы часто приводит к результатам, противоположным ожидаемым.
В данном случае важно учитывать и этнокультурный фактор. Украинский этнос на значительной части территории Украины исторически и культурно тесно связан с русским. Языковая, культурная и родственная общность во многих регионах сопоставима с различиями между различными регионами самой России. Почти повсеместное использование русского языка, плотные семейные связи и схожий менталитет никуда не исчезают по административному распоряжению.
В долгосрочной перспективе нельзя исключать сценарий возвращения Украины в орбиту России, при котором фактически единый народ вернётся в более естественное состояние. Искусственное разделение народа возможно, но оно дорого и нестабильно, особенно если проводится извне и поддерживается исключительно внешними ресурсами.
"Сильная внешняя поддержка" системного отделения Украины от России обходится Западу чрезвычайно дорого. При этом у самого Запада существуют собственные проблемы и приоритеты, не связанные с попытками решить "гуманную задачу" ценой миллионных человеческих потерь и многомиллиардных финансовых расходов.
Отдельного внимания заслуживает финансовый аспект. Если рассматривать деньги как форму сконцентрированного доверия, то заморозка российских активов и нерыночные методы давления на экономики России и Китая подрывают основы самой финансовой системы Запада. Постиндустриальное общество опирается прежде всего на услуги и финансовые механизмы, а не на физические производственные мощности.
Попытки использовать финансовую инфраструктуру как инструмент наказания разрушают её нейтральность. В результате Запад рискует потерять не только промышленное доминирование, утраченное во многом уже сейчас, но и "офисное" - финансовое и сервисное. Британия, к примеру, постепенно утрачивает роль "мирового бухгалтера". Аналогичные процессы в перспективе могут затронуть и финансовое доминирование США, пусть и по иным причинам.
Заключение
Делегирование - мощный инструмент повышения эффективности, но только тогда, когда оно осуществляется внутри единой системы ценностей, целей и ответственности. Делегирование вовне, особенно в сферах промышленности, безопасности и войны, неизбежно приводит к росту автономии делегата и ослаблению того, кто передаёт функции.
Запад, стремясь сохранить "чистые руки" и сосредоточиться на офисной парадигме управления миром, недооценил цену утраты материальных, военных и финансовых основ собственной устойчивости. История снова напомнила, что сложные системы не терпят иллюзий, а попытки управлять реальностью через посредников редко заканчиваются так, как планировалось.