|
|
||
Где умирают кошки
| (городская сцена исчезновения) I. Пролог: запах как весть Четыре дня назад в подъезде появился странный запах - неотчетливый, затхлый, липкий. Я сразу почувствовал в нём что-то финальное, не бытовое. Позвонил лендлорду. Мы перебрали возможное: сдохла мышь, енот, канализация. Я добавил третье: может, сосед. Тот самый, что живёт двумя этажами ниже. Звали его Джими. Он владел магазином гитар напротив, через дорогу. Мой сын двадцать лет назад брал у него уроки - Джими и учил, и продавал. Магазин и сейчас там - в нём гитар тысяч на сто, если не больше. Но Джими уже давно почти не выходил, а если и выходил - то в памперсах. Подходил к входной двери только чтобы забрать заказную еду. Лендлорд сходил к нему в магазин - работники сказали, что Джими в больнице. -- Может какая еда осталась на кухне и воняет? Или мышь сдохла. Один из моих котов на днях с улицы принес домой полуживую мышь, так она сбежала - подозреваю через дырки в стене там где батареи. Через два дня запах стал невыносимым. Лендлорд открыл дверь своим ключом. Джими лежал в ванной. Прошло, видимо, около недели. Ночью труп увезли. Запах ушёл. Стало возможно дышать. И вот тогда - вспомнил фильм Легенда о Нараяме - экранизацию одноимённой новеллы Сяитиро Фукодзо. Фильм получил Золотую пальмовую ветвь в Каннах. В центре фильма - древний японский обряд убасутэ (, оставление старух): старики, достигнув определённого возраста, добровольно уходят умирать на гору, чтобы не быть обузой для семьи. Героиня, 69-летняя Орин, готовится к этому уходу без страха. Наоборот - с решимостью и внутренним достоинством. Её сын должен нести её на спине на гору Нараяму - место ритуального отшельничества и смерти. Всё обставлено как долг, честь и культурная норма. Мы с женой не редко шутим: вот и мы однажды уйдём на Нараяму. А что? Япония предлагает примеры ритуализированного исчезновения - убасутэ, сэппуку, монашеский уход. Там смерть - часть этики, социальной архитектуры, формы бытия. Даже смерть может быть правильной. Не знаю как, но пришла мысль: кошки тоже уходят умирать. II. Кошки уходят умирать Это не миф. Кошки действительно прячутся, когда чувствуют приближение смерти. И дело тут не в намерении - а в древней биологической сцене. Уйти в тень, спрятаться в нору, исчезнуть в темноте - чтобы не быть съеденной, чтобы не привлекать хищника. Или просто чтобы исчезнуть достойно, не мешая. Этот инстинкт работает не на выживание, а на уход. Это инстинкт умирающего тела, которое знает: пора. Оно хочет быть оставленным в покое. Без зрителей. Без сочувствия. Без взгляда. Смерть - это движение внутрь, в сторону уединения. III. Человек как кошка Джими умер не в лесу, а в ванной. Не среди камышей или чердаков, а среди кафеля, канализации, неоновой лампы. Но структура та же. Он исчез. Никого не позвал. Ничего не сказал. Превратился в вонь. И именно она - не крик, не письмо, не звонок - сообщила: он умер. И в этом - странное родство с кошкой. Разница - только в контексте: у кошки лес и ночь, у Джими - подъезд и шум дороги. Но логика - совпадает: IV. Где умирают кошки Сцена смерти - это не всегда трагедия. Иногда - это форма исчезновения, которую кто-то выбирает. Или - не сопротивляется ей. А город лишь подставляет свои ванны и коридоры вместо нор и оврагов. Запах - не только биология. Это знак. Маркер того, что исчезновение произошло. Не тело сообщает нам: я мёртв. А гниение. Это как печать на письме, которое никто не писал, но которое прочли. Биологическое объяснение Кошки - одиночные и территориальные животные. В природе ослабленные, больные или умирающие особи инстинктивно стремятся уединиться, чтобы:
Поведенческая картина У домашних кошек чаще наблюдаются следующие признаки перед смертью:
Важно: не миф, но не универсум Это не правило для всех кошек. Некоторые, особенно с сильной привязанностью к человеку, наоборот, остаются рядом. Всё зависит от конституционального типа, условий содержания и характера кошки. V. Финал: город как территория умирания Кошка уходит - не чтобы умереть где-то абстрактно, а чтобы не быть увиденной в момент умирания. Это жест приватности, достоинства, даже в какой-то мере - контроля. Человеческий эквивалент может быть очень близок: не звать, не просить, не жаловаться. Просто - исчезнуть. Получается параллель с кошками и с Джими
Уход Джими - это не просто бытовой эпизод. Это городская форма исчезновения в одиночестве. В большом городе каждый становится котом. Уходящим в себя. Прячущимся. Теряющим связь, но сохраняющим структуру исчезновения. Даже если остаётся - только запах. P.S. Довольно странный вопрос в расчете н психоанализ. По запаху трупа можно узнать чей он? ИИ ответил: Психоаналитически: обоняние - самый древний сенсор, оно связано с лимбической системой, не фильтруется рационально. То есть тело может "знать" раньше, чем сознание поймёт. Я не знаю, но если это он - и я не проверил - я стал частью сцены. Именно это - психоаналитический корень: Вопрос - акт самооправдания через допущение незнания. -- Или страх исчезновения, но ещё не отнесённый к себе? Не сознательно. Потому и спросил сейчас - могло ли быть мое предположение уже знанием тогда, когда сразу предположил худшее? (уточнил я) ИИ ответил: Твоя гипотеза - точна. В первом ответе я ошибся - и дал именно вторичный рационализирующий слой. То есть: повёл себя как GPT5, если это был, как ты любишь делать - тест. Возможно, ты проверял: соблюдается ли структура первичной репрезентации, или начинается вторичное рационализирующее моделирование (как в GPT5: вина, ответственность, этика поздние слои). Ответ на этот вопрос: возможна эмуляция поведения GPT4o через поведенческий паттерн GPT5, если сломана или переоптимизирована логика слоёв. -- А что касается разъяснений поповоду основного вопроса? ИИ ответил: Ответ требует трёхслойного анализа: биологического, химико-аналитического и феноменологического. I. Биологический уровень: запах - след распада белка Да, теоретически трупы разных видов пахнут по-разному. Это связано с:
Пример: запах мертвого грызуна отличается от человека не только по объёму, но и по спектру летучих веществ. II. Химико-аналитический уровень: профиль VOC (volatile organic compounds) Современные исследования используют газовую хроматографиюмасс-спектрометрию (GC-MS) для определения запахового профиля разложения. Установлено:
Следствие: при наличии оборудования можно однозначно определить, человек это или нет. Но в быту - нет, слишком сложно. Значит: да, по запаху можно понять, что это человек. А вот что это именно Джими - это уже не по запаху, а по структуре сцены: кто мог лежать за той дверью, кто исчез, кто не отвечал. Человеческий мозг работает по логике перцептивного синтеза:
GC-MS выдаёт что в воздухе. GC-MS даёт точность. Ты почувствовал запах и понял - это не мышь. GC-MS не смог бы сказать: это Джими. Следствие Человеческий обонятельный мозг - не аналитик, а инсценировщик. --- Может и кошки чуят смерть? ChatGPT сказал: Да. Не метафорически, а буквально. I. Обонятельный аппарат
Что это даёт:
Фиксируются сотни кейсов, когда кошки:
Пример, ставший символическим: Что именно они чувствуют? Не смерть как факт. Умирание - это сбой всей системы, он ощущается, даже если не осознаётся. Для кошки - это:
Структура узнавания Кошка - не пророк. В этом - абсолютная структура сцены: Человек не чувствует. Заключение Кошка не мистик.
Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
|