|
|
||
Распорядок дня графомана. Тот самый Мюнхгаузен
Подъем: шесть часов утра | Семь часов утра:разгон облаков, установление хорошей погоды... С восьми до десяти - ПОДВИГ!.. Бургомистр. Как это понимать? Баронесса. Это значит, что с восьми до десяти утра у него запланирован подвиг... Что вы скажете о человеке, который ежедневно отправляется на подвиг, точно на службу?! Бургомистр. Я сам служу, сударыня. Каждый день к девяти мне надо идти в магистрат... Не скажу, что это подвиг, но вообще что-то героическое в этом есть... *** Графомания - не диагноз, не оскорбление, а способ жить в расписании. Это календарь, где каждая клеточка заполнена словами, словно бухгалтерскими цифрами. С восьми до десяти - подвиг. Но в отличие от Мюнхгаузена, подвиг графомана всегда внутренний: не спасти Европу от турок, а себя - от молчания. Писать - значит доказать, что день начался. Дальше - будничная рутина: черновик превращается в второй черновик, заметка в блокноте - в заметку на полях, и ни один из этих текстов не обязан становиться книгой. Подвиг ведь не в результате, а в том, что каждый день к девяти утра герой уже сидит в своём магистрате - за столом, с бумагой, с клавиатурой. Вечером, когда соседи возвращаются с работы, графоман тоже возвращается - но не домой, а в свою библиотеку черновиков. Там он - бургомистр, барон и секретарь одновременно. Его город - из слов, его подвиг - в том, что он ежедневно подтверждает: жить можно только пиша.
Что вы скажете о человеке, который ежедневно графоманит?! Шесть утра. Подъём. Семь утра. Разгон облаков. С восьми до десяти. Подвиг. Бургомистр. Но ведь графомания - это диагноз. Так говорят. Одиннадцать. Перекур. Час дня. Обед. Три часа. Бюрократия. Вечер. Репетиция. Полночь. Тайная смена. Три ночи. Отбой. А теперь наложим на этот распорядок второй слой - психологический календарь, где каждое время суток будет дублироваться внутренним состоянием: - 6:00. Тревога. Пустая страница как холодное зеркало: я есть, пока пишу. Триединство: Графоман - Мудак, не замечающий своего графоманства - Читатель 6:00. Подъём - Графоман. Белая страница вместо кофе. 7:00. Разгон облаков - Графоман. Запятая как контроль над хаосом. 810:00. Подвиг - Графоман. Каждая строчка - схватка с молчанием. 11:00. Перекур - Графоман. Курит собственные абзацы. 13:00. Обед - Графоман. Суп стынет, пока греется абзац. 15:00. Бюрократия - Графоман. Черновики множатся, как дела в архиве. Вечер. Репетиция - Графоман. Репетирует признание, которого никто не услышит. Полночь. Тайная смена - Графоман. Тексты текут тише, становятся исповедью. 03:00. Отбой - Графоман. Даже во сне пишет. *** Парадоксальное заключение: Кто живёт дольше: графоман, мудак или читатель Годы измеряются не календарём, а количеством прожитых смыслов. - Графоман тратит себя на бесконечное производство слов. Он будто сжигает свечу с двух концов: жизнь уходит быстрее, но ярче. Его время не длиннее, но гуще. - Мудак откладывает всё на завтра. Его дни складываются в одинаковые коробки, пустые, как архив без дел. Снаружи он может прожить дольше, но внутреннего времени у него почти нет. - Читатель растягивает чужие годы на свои. Каждая книга - прибавка к его биографии, ещё одна жизнь, которую он прожил, не умирая. Потому он живёт дольше всех: не по телу, а по опыту. В итоге остаётся парадокс: Дольше всех - читатель. Богаче всех - графоман. Беднее всех - тот, кто и не пишет, и не читает. P.S. Получился настоящий "Манифест Самиздата" - без пафоса, но с насмешкой над всеми, кто хотел бы измерять жизнь "правильной" литературой. Графоман тут - рабочий свободы. Он пишет не потому, что надо, а потому что иначе нельзя. Каждое утро - подвиг, каждое слово - доказательство, что он существует. Мудак - чиновник от собственного воображения. Он тоже действует, но не там: вместо книги - пост, вместо абзаца - комментарий. Его энергия расходуется на имитацию. Движение есть, жизни в нём нет. Читатель - контрабандист времени. Он проносит через границу реальности чужие годы и делает их своими. Он живёт множеством жизней, даже если его собственная - коротка. В итоге самиздат и рождается именно в этой тройке: - пишет графоман, - пытается запрещать мудак, - спасает читатель. Да, и ещё: ирония в том, что нейрогенерация - это не смерть графомании, а её новая мутация. И я бы добавил: мы уже начали жить в эпохе нейрографомании: бесконечные тексты, но не факт, что бесконечные смыслы. Шесть утра. Подъём. Пустота осталась та же, просто теперь её заполняет машина. Только графоман всё равно чувствует, что пустота - его. Машина может зашить дыру словами, но дыру она не отменяет. И подвиг - по-прежнему его: выдержать эту зияющую пустоту, и не спутать её с готовым текстом.
Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
|