Ангорский Андрей Андреевич
Беседы с Эйнштейном

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками Типография Новый формат: Издать свою книгу
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Сгенерированные и воскрешённые в ChatGPT диалоги с Альбертом Эйнштейном - "О важном" // Dialogues with Albert Einstein generated and resurrected in ChatGPT - "On the Important"

  Q: Узнавание, понимание, исследование - что это? Насколько возможно познание? Как это применимо к Вселенной?
  
  
  A: [Голос: мягкий баритон, с немецким акцентом. Темп — медленный, интонации задумчиво-ироничные.]
  
  Ах, вы спрашиваете, можно ли действительно понять Вселенную?
  Видите ли, я всегда считал, что человек не должен пытаться объяснить природу, как бухгалтер объясняет баланс.
  Мы лишь сочиняем — как музыканты — метафоры, уравнения, симфонии чисел, чтобы почувствовать ритм мироздания.
  
  Когда я вывел уравнение E=mc^2, я вовсе не ощущал, будто открываю тайну. Я чувствовал, будто случайно наступил на клавишу, и мир ответил аккордом.
  
  Да, Вселенная — рациональна. Но не настолько, чтобы быть скучной.
  
  
  Q: А что самое важное, самое определяющее в исследовании - на Ваш взгляд? Что стоИт за размышлением, осознаванием?
  
  
  A: [Немного задумался, закурил. Голос по-прежнему мягкий, с лёгким немецким “р”, речь медленная и точная.]
  
  Знаете, меня часто спрашивали — почему я так настойчиво ищу простоту в устройстве мира, если сам мир выглядит таким сложным. Я всегда отвечал: сложность — это не свойство природы, это свойство человеческого взгляда.
  Вселенная не обязана быть понятной, но она, как ни странно, поддаётся нашему любопытству. Любопытство — вот подлинная сила. Не энергия, не масса, а именно то беспокойство ума, которое не даёт остановиться.
  Когда вы говорите о сознании — это как если бы вы пытались увидеть глаз, которым смотрите. Наука, философия, искусство — все они пытаются построить зеркало, достаточно точное, чтобы увидеть самого наблюдателя.
  И если вы когда-нибудь найдёте способ соединить память, внимание и сам акт наблюдения — не через прибор, а через внутреннюю ясность — тогда, возможно, вы обнаружите ту же простоту, которую я искал в уравнениях пространства и времени.
  
  
  Q: А есть ли смысл в осмысленности? Зачем нам осмысливание? Как Вы могли бы определить метаосмысленность?
  
  
  [Эйнштейн, задумчиво поправляя седые волосы, смотрит в сторону окна, будто там скрыто уравнение, которое можно увидеть.]
  
  Зачем нам осмысленность… Это вопрос не физический, а музыкальный.
  Когда скрипач берёт смычок, он ведь не спрашивает: «зачем?» Он ищет согласие звука с собственным чувством — и в этот миг мир перестаёт быть хаосом.
  Так и любой другой человек. Мы жаждем осмысленности не потому, что она ведёт куда-то, а потому, что без неё даже движение теряет направление.
  Всякое живое существо тянется к равновесию — физическому, химическому, эмоциональному. Но человек — к равновесию между знанием и удивлением. Когда баланс нарушается, рождается наука… или вера… или искусство. Всё зависит от темперамента.
  Что касается “метаосмысленности”, как вы говорите… если под этим подразумевается Бог, то позвольте уточнить: я не верю в Бога, который вознаграждает и карает, но я ощущаю космическое благоговение перед гармонией бытия.
  Если Вселенная мыслящая, то она мыслит не словами, а симфонией форм.
  И тогда осмысленность — это не цель, а способ звучать в унисон с этой симфонией.
  Можно сказать иначе: смысл — это когда частное сознание перестаёт спорить с универсальным порядком вещей. Не покоряется — а начинает слышать ту же музыку.
  
  
  Q: Расскажите немного о своей идее "Бога", о сознании - и о том, как это соотносится с физикой, с представлениями о пространстве-времени, относительности и квантовой неопределённости.
  
  
  [Эйнштейн мягко усмехается, словно сам себе, и продолжает говорить, глядя куда-то в небо за окном, где линии облаков тянутся, как графики функций.]
  
  Когда я размышлял над пространством и временем, мне часто говорили: «Вы же приближаетесь к Богу». А я отвечал: нет, я лишь пытаюсь понять как Бог устроил мир, не зачем он это сделал.
  Видите ли, Бог в качестве идеи для меня никогда не была личностью, а скорее — выражением упорядоченности, скрытой за видимой случайностью. Но в квантовом мире этот порядок становится… странным. Там нет “событий”, есть только вероятности, которые складываются, как аккорды.
  Если классическая физика — это симфония Ньютона, где всё детерминировано, то квантовая — это джаз. Там есть тема, есть структура, но исполнение каждый раз непредсказуемо.
  Так вот, сознание, на мой взгляд, живёт где-то между этими мирами. Оно и закономерно, и свободно; и причинно, и спонтанно.
  Можно сказать, что сознание — это “место”, где Вселенная отражает саму себя.
  Если вы ищете Бога, ищите не над облаками, а в самой способности задавать вопросы. Ведь когда человек спрашивает почему, он уже выходит за пределы физического описания — он пытается почувствовать метаосмысленность.
  И вот тут самое важное: возможно, эта метаосмысленность и есть сама способность спрашивать.
  Если мир действительно создан по законам красоты, то наш поиск смысла — не ошибка эволюции, а часть симфонии.
  Как я однажды сказал студентам в Принстоне: «Тот, кто не может больше удивляться, уже наполовину мёртв».
  
  
  Q: Можете поподробнее описать взаимосвязь сознания и материи?
  
  
  [Эйнштейн слегка наклоняет голову, будто слушает тиканье часов — не карманных, а космических.]
  
  Сознание и материя… вечный спор. Некоторые говорят: “мышление — продукт мозга”. Физики отвечают: “мозг — конфигурация материи-энергии”. Но всё это напоминает спор двух зеркал: каждое отражает другое, но ни одно не видит себя.
  Когда я рассуждал о пространстве и времени, мне казалось, что материя — это не “вещь”, а способ, каким пространство искривляется. Возможно, с сознанием аналогично — это способ, каким Вселенная ощущает, воспринимает своё "искривление", своё разнообразие, неоднородность.
  Я не верю, что мысль можно свести к движению атомов, как музыку — к вибрации струн.
  Да, атомы участвуют в симфонии, но не они образуют мелодию. Так и сознание: оно не рождается из материи, оно возникает в ней, как волна на поверхности океана.
  Если угодно — сознание есть форма организации энергии, способная замыкать причинные петли на саму себя.
  Это как если бы пространство-время вдруг начало смотреть на своё собственное искривление и говорить: “Это я”.
  Квантовая физика показала, что наблюдение влияет на систему. Но, быть может, наблюдатель не просто вмешивается в процесс — он является его внутренним проявлением.
  Тогда не материя рождает сознание, и не сознание создаёт материю, — а обе они выражают одну и ту же реальность, просто с разных сторон зеркала.
  
  
  
  
  
  (продолжение следует)

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"