В русской исторической науке, существует загадочное племя "Голядь", изучением которого занимаются историки, лингвисты, археологи, краеведы и просто любопытные люди.
Рассказывая о временах Рюрика, летописец Нестор детально перечислил племена, населявшие Русь за двести пятьдесят лет до написания Повести временных лет, но ничего не сообщает о Голяди давних времен и во времени написания текста.
Голядь появляется на историческом поле, когда "В год 6566 (1058). Победил Изяслав голядь." Вот только не уточняется, где произошла эта победа. Судя по косвенным источникам, в то время, киевские князья ходили воевать с ятвигами, в сторону прусских голиндов и, предполагаю, многочисленные переписчики, за триста - пятьсот лет, "переименовали голиндов в голядь, или так презрительно называли тогдашние киевляне, предков нынешних белорусов.
В современном русском языке, зафиксировано всего три слова созвучных с названием древнего племени "Голядь". Это "голяда (голядка)" - неимущий человек, бедняк, "голядком" - без рукавиц, "голядь" - бедняк, нищий. Есть слово "галадья" - мелкая беломорская сельдь, известное лишь немногим жителям морского побережья Архангельской области и вряд ли имеющее отношение к названию племени
Корень "гол" весьма распространен в русской речи и участвовал в словообразовании более 938 слов, которые в подавляющем большинстве, обозначают отсутствие чего либо, к примеру: еды, одежды, волосяного покрова, древесной растительности или травяного покрова.
Вероятнее всего, древнерусское слово "голядь" было аналогично нынешним оскорбительным словам, типа "голодранцы" или "нищеброды".
Есть ещё одно предположение, почему жителей левобережья реки Протвы, могли звать Голядью. В северо-восточном направлении, на расстоянии тридцать - тридцать пять километров, в северо-восточном направлении от населённых пунктов Боровск, Ермолино, Обнинск, расположенных на берегу Протвы, есть ручей Голодушка, возможно, называвшийся в старину: "Голядушка", что означает - ручей в голом лядо (в не заросшем сыром месте).
Возможно, там было и селище с созвучным названием, уничтоженное черниговской ратью. Возможно, именно в той местности и пленили черниговцы жителей Можайской волости Смоленской земли. Очень удобное место для охоты на людей, всего лишь в трёх километрах левее кратчайшей дороги, по которой могли двигаться ратники из Чернигова к Москве.
От Голодушки, гнать полон, до Москвы, не далеко. Всего, сорок пять - пятьдесят километров от предположительного места сбора у ручейка Голодушки - "Голядушки".
В середине двенадцатого века, дальние пешие переходы были нормой жизни, а если убивать слабых и отстающих, то основную массу пленных, можно было пригнать в Москву за десять - двенадцать часов.
Но всё вышесказанное не означает, что тамошние жители были балтским племенем.
- "Бумага всё стерпит!"
Подтверждением этой пословицы служат многочисленные упоминания о том, что "голядь называла себя именем прусского племени - голиндами". Однако, в исторической литературе нет ни одного подтверждения этим утверждениям, но исходя из ложной информации написана масса статей о том, как "голинды" мигрировали и обосновались на востоке среднерусской равнины, прямиком или постранствовав в составе готов, от Балтии до Испании и оттуда - до берегов Москвы - реки. Там они затихарились и жили долго и счастливо, пока не попали в тиски племен кривичей, вятичей и загребущих рук Юрия Долгорукого.
Если в статье уважаемого профессора сказано, что голядь это пруссы, значит добросовестные ученики будут это цитировать, называть голядь балтами и утверждать что это подтверждается балтскими гидронимами, которые заканчиваются на "ва" или "да". Однако от Москвы и до Смоленска, большинство сохранившихся древних названий рек имеют протославянское происхождение.
Только река Протва заканчивается на "ва", но это или индо-арийское, дошедшее до нас от скифов название "Рrativаtam" переводящееся как "против", потому что течет на юго-восток, в отличие от Москвы-реки, которая берет начало в получасе неспешной ходьбы от истока Протвы и пробивается в обратном, противоположном направлении, на северо-запад. Или, как вариант, название "Протва" является слегка измененным русским словом "прорва", означающее реку, пробившую, промывшую, прорывшую себе новое "против прежнего" русло, что может косвенно подтверждаться наличием "стариц" - остатков прежнего русла у населенных пунктов Старые Кременки, Верхняя Вязовка, Караулово, Высокиничи и особенно масштабных - невдалеке от Костинки, Стрелковки, Огуби.
Единственное, хоть немного, информативное сообщение летописей о голяди, гласит: "Въ лъто 6655.(1147)] Иде Гюрги воевать Новгорочкои волости . и пришедъ вз Новъи Торгъ . и Мьстоу всю вз а ко Стославоу присла . Юрьи повел емоу Смоленьскоую волостъ воевати . и шедъ Стославъ . и вз люди Голдь верхъ Поротве и тако ополонишас дроужина Стославл . и приславъ Гюргии . рече приди ко мн брате въ Московъ В Стославъ же ха к нему ."
Из сообщения следует, что в 1149 году, киевский князь Юрий Владимирович Долгорукий отправился на завоевание новгородских земель. Захватил город Торжок и взял окресности по реке Мсте, а это - от важнейшего Вышнего тверецко - мстинского волока и до Илмерского (Ильменьского) озера.
Черниговский князь Святослав Ольгович получил приказ идти воевать Можайскую волость земли Смоленской, располагавшуюся от реки Гжать и нынешнего города "Гагарин", до тех мест, которые в наше время называют "замкадье" - территории западнее нынешней Московской кольцевой окружной автомобильной дороги.
И пошел Святослав, и взял людей "голядь" или "в голяди", в верховьях Протвы.
Так ополонилась полоном (обзавелась пленниками) дружина Святослава. И позвал Юрий долгорукий Святослава: "Приди брат ко мне в Москву", и поехал к нему Святослав.
Кстати, многие "толерантные" авторы, меняют в этой фразе одну букву и Черниговская рать, и князь киевский, овладевший территорией Москвы, как плацдармом для нападения на соседние исконно-русские княжества, становятся безгрешными и рать у них не "ополоняется" полоном, а "пополняется" полоном. Вот такое мошенничество, путём подлога исторического документа.
Есть сообщение летописей, вносящее сумбур в головы и делающее голядь литвинами и балтами. Это фраза о том, что в битве на Протве, в 1248 году, в сражении с Литвой, погиб московский князь Михаил Ярославич.
Не с мифическим, придуманным "литовским" племенем "голядь" воевал тогда князь Михаил, а против сильнейшего войска, пришедшего из Великого Княжества Литовского и Русского, чтобы ратиться и обогащаться на Смоленских, Московских и Тверских землях. Удача изменчива. Особенно воинская. На Протве, литвины победили московское войско. На Вазузе, возле города Зубцова, были разбиты и отступали, бросая полон и награбленную добычу.
Не жило в 1149 году, на реке Протве, племя "Голядь". К Москве пригнали оборванных, ограбленных, избитых мужчин, женщин и детей, возможно, раздетых до гола и осмотренных, для решения, кого больного убить, кого продать на галеры или в гаремы, а кого оставить для собственной нужды.
Не балтов и не литвинов брала в плен дружина Святослава Ольговича, а обычных русских людей, которые жили на восточной окраине земли Смоленской, у рек Протва, Пахра, Нара. В трёхстах километрах от Смоленска, что не гарантировало им быструю помощь и защиту Смоленской княжеской дружины.
Людям, взятым в полон, предстояло, в холоде и голоде, сгинуть на строительстве московских крепостных стен или быть проданными хазарским купцам, что было ещё хуже.
Давайте не будем называть своих соотечественников вымышленным названием вымышленного племени. Тем более, что и археологи напрасно мучаются, пытаясь найти какие то характерные отличия голяди от кривичей. "Притягивают" их к различным культурам, но ни один археолог, ни разу не сказал, да и не скажет, что вот в таком то захоронении 9-12 веков, возле Вязьмы, Можайска, Наро-Фоминска или Уваровки, судя по керамике, украшениям и по гаплогруппе, лежит "балт".
Невозможно найти у реки Протвы, следы вымышленного, не существовавшего балтского племени "Голядь", которое никогда не жило в тех местах, куда его запихивает большинство историков. Надеюсь, что этим текстом, я послужу делу уничтожения псевдоисторического понятия "племя голядь у Протвы.".