Аннотация: Проблема военной логистики, легко бронированный гусеничный грузовик, лбтр временно для постоянных
Нулевой вариант.
Взвесив риск внезапной кончины и срыва проекта прогрессорства, вселенец решил реализовать как "нулевой" классический вариант прогрессорства с минимальным своим участием. То есть подготовить "письмо Сталину". Это письмо будет опущено в кремлевский ящик для обращений. Если же таковой обнаружить не выйдет, или прогрессору поплохеет раньше, то попросит кого попросту кинуть конверт в обычный почтовый ящик.
Под предлогом срочной необходимости писем в свой наркомат, "сами понимаете, не молодой уж, а ну вдруг загнусь..." Механик выпросил у своей лечилки бумагу. Та сперва отговаривала всякими глупостями, мол, жить-да-жить, но несколько двойных листов из обычной ученической тетради выделила. И карандаш нашла.
#Перьевая ручка
Набрасывая заметки, физически чувствовал, как невыносимо больно отставали строчки от бегущей мысли. И это он работал карандашом, а не страдал с пером и чернилами.
В принципе, он умел пользоваться пером. В детстве дома баловался, и мать спокойно смотрела на эти игры, и помогала, показывала, как правильно. В первом классе не то, чтобы действительно учили пером, так дали попробовать несколько раз. А вот в четвертом классе вместо одного учителя и одного кабинета на все предметы, им "выдали" пучок. И теперь от урока к уроку они кочевали из одного кабинета в другой. Русичка имела свой заскок, требовала, чтобы у нее дети писали только перьевой ручкой. В 38году такую ручку, кажется, называли вечным пером. В 80-е их школьная перьевая ручка уже не была простой деревянной палочкой. Она имела внутри небольшой резервуар для чернил. Заправить емкость позволял поршень, наподобие шприца, только с винтом, либо хвостик-пипетка из резины. Позже от оформления стенгазет он всеми силами открещивался, но не всегда успешно, и таки поучаствовать довелось. Еще позже уже в универе пришлось оформлять достаточное количество плакатом тушью и чертежными перьями. В целом, хорошо представлял себе, что за инструмент такой - перьевая ручка. Однако для всех студентов работа с пером была испытанием. Бегло писать ни у кого из них не было нужды, а когда приходилось - работа была ответственной. И ее было легко запороть неосторожным движением. Казалось бы, на ровном месте, чуть зацепили бумагу, и половинка пера, как пружинка, прогибалась больше обычного и, выпрямляясь, выстреливала мелкими чернильными каплями. Соскоблить такой выброс стоило изрядных нервов.
Но сейчас он работал карандашом, что значительно проще пера. Второй день, постепенно добавляя детали и мысли упущенные ранее.
#Первый вопрос
Самое важное, оно же самое простое, писать пока не время. Про самое интересное для военных - самолетики и танчики - отложил.
Начать решил с вопроса, традиционно отходящего у военных на второй план. Танков и без прогрессора смогли выпустить уйму, танков и самоходок на шасси Т-34 наштамповали 70 тысяч с хвостиком. Чем же еще заниматься военным, как не сравнивать ТТХ вооружений, своих и противника?
А между тем, "любители изучают тактику, а профессионалы логистику". И логистика в РККА оставалась традиционно обделена вниманием. Вот он письмом и подготовит почву. Учитывая грядущие военные проблемы при увлеченности краскомов идеями глубокой операции, стоит привлечь внимание Верховного Главнокомандующего, что теоретики излишне увлеклись танковыми корпусами и забыли про их обеспечение.
Для начала обоснование остроты ситуации. Потом - обрисовать проблему. Чтобы товарищи руководители чуть раньше, чем в его собственном экс-футуро времени, прошло-будущем, посмотрели в нужную сторону. Заодно намекнем на некоторые вероятные в местном будущем обстоятельства.
"Уважаемый товарищ Сталин!
Каждому, кто следит за международными событиями, очевидно - что новая большая война на пороге. 4 февраля 1931 г вы сказали, что у нас есть только 10лет. На текущий момент фактически прошли 8 из них. При этом у нас имеются серьезные недостатки и упущения, не позволяющие говорить о готовности страны встретить грядущее испытание во всеоружии.
За последние несколько лет произошел резкий скачок в моторостроении. В начале этого десятилетия на отечественные танки шли моторы мощностью 40-90лс, то сейчас мощность выросла до 450лс. И есть основания ожидать дальнейший быстрый рост. По сведениям из Германии, на предприятии Майбах готовят к выпуску танковый мотор 650лс.
Кратный скачок мощности означает рост подвижности, бронезащиты и вооружения, что полностью изменит характер будущей войны. Многие критерии и решения войны империалистической, гражданской войны и войны в Испании окажутся неприменимы. Кратно вырастет количество автоматического оружия. Вырастут калибры орудий и их количество и мобильность. Все это приведет к многократному росту расхода всех видов боеприпасов. Увеличившаяся скорость и дальность действия бронетехники потребует столь же увеличить массу, объем, скорость и плечо доставки. Отрыв от тылов будет неизбежной нормой даже без воздействия врага.
Мировой империализм, стремящийся уничтожить первую страну победившего рабочего класса, не остановится ни перед какой подлостью для достижения своей цели. Это значит, он будет связывать нам руки на уровне международной дипломатии, создавать против нас коалиции, лишать союзников и нападет без объявления войны.
Это означает, что мы не будем иметь возможность своевременно начать мобилизацию, притом, что наш противник, безусловно, окажется мобилизован насколько возможно полно.
Преимущество в скорости развертывания, а значит преимущество численное, инициатива выбора момента и направлений атаки неизбежно приведет нас к необходимости разменивать время, как минимум, на приграничную территорию. Что не раз и не два приходилось делать в Гражданскую войну.
Отступление - один из сложнейших маневров в оперативном искусстве. Кто из комбригов и командармов им владеет? Между тем, об учениях по грамотному отступлению ни разу не приходилось слышать. И тем более не приходилось слышать об учениях войск тыла по снабжению частей, находящихся в отступлении при нарушении связи.
В условиях высокоподвижных действий со взаимными охватами и контрударами логистика окажется чрезвычайно затруднена. Не только неопределенностью положения и перемещения частей, своих и противника, что будет создавать ситуацию "слоеного пирога". Но и огневым воздействием на линии снабжения.
Все это в целом заставит снабжение играть много большую и сложную роль, чем прежде.
Увлечение танками в ущерб тягачам, а тягачами в ущерб машинам транспортным быстро приведет к недостатку или полным перебоям снабжения.
Насколько готовы корпусные и армейские штабы к таким задачам? Готов ли Генштаб?
Поскольку задача размазана по уровням, но единого управления и ответственного лица в Генштабе нет, ответ на вопрос очевиден - "у семи нянек..."
В теории глубокой операции большое внимание уделяется действиям танков в глубоком отрыве от основных сил. При этом планируется движение по дорогам, как оперативно наиболее выгодное.
Чтобы обеспечить движение основных масс по дорогам, равно воспретить это врагу, мы будем вести борьбу за контроль над дорогами. Несомненно, противник будет поступать также. При блокировании противником дорог снабжения, части оказываются в оперативном окружении даже при отсутствии сплошного фронта. Наличие вездеходного бездорожного грузовика даст возможность наладить снабжение минуя перехваченные противником пути, что снижает на тактическом уровне зависимость войск от дорог, и, соответственно, чувствительность к блокированию линий подвоза.
Развивая мысль, и война за дороги не обязательно должна идти исключительно по дорогам или вдоль них. В случае блокирование противником узла дорог вместо лобовой атаки с ожидаемого противником направления тактически выгоднее обойти его, блокируя его самого, или создавая угрозу с флангов и тыла. И наиболее неожиданным будет маневр вне дорог, поскольку хотя бы держать под наблюдением все пространство совершенно невозможно.
Таким образом, война за дороги будет требовать совершать марши вне дорог. Подвижные части должны уделять таким маршам основное внимание, как более общему виду действий. Для подвижных частей движение по дороге всего лишь приятный частный случай.
Из этого вытекает, что поначалу часть войск - наиболее подвижная, то есть танковые части, как минимум, должны иметь возможность на тактическом уровне идти, воевать, снабжаться вне дорог. Впоследствии, такая способность должна быть также предоставлена механизированным частям.
На оперативном уровне, разумеется, снабжение останется по дорогам, и война будет за дороги и узлы. Но именно чтоб в этой борьбе выигрывать надо иметь много внедорожного транспорта.
Невозможность уйти от дорог в тактическом плане - вдруг надо на 3-5-10км... но нет, тока в объезд или вообще отсюда на руках. Т.е. привязка к мостам и совсем мелким бродам. Значит ожидание саперов, пробки, потери при налетах и т.д.
Проблема будет актуальна не только в наступлении, но и в обороне, так как оборона потребует не меньшей мобильности.
Сейчас очевидно, пехота на грузовиках от танков отстанет при любой задержке на дороге. Как неизбежны задержки и перерывы снабжения горючкой и снарядами при доставке грузовиками. При этом стоит вспомнить, что сейчас, в мирное время, даже грузовиков недостаток, а обоз как при прадедах держится на гужевом транспорте.
Даже необходимость двигаться грунтовой дорогой заставляет перемещать танки и грузовики разными колоннами, иначе колонна снабжения на грузовиках отстанет от колонны танковой. Которая, исполняя приказ, не будет иметь возможности дожидаться отстающих. Значит, танки и сау оторвутся от пехоты, буксируемой артиллерии и снабжения, и будут вынуждены итти в бой без соответствующего прикрытия.
При необходимости движения вне дороги также произойдет разделение на разные колонны. Танки и сау уйдут, а колонна снабжения попросту встанет, с неизбежными последствиями для танков.
Таким образом, для обеспечения танков снабжением и пехотно-артиллерийским прикрытием на всем маршруте требуется техника эквивалентной, равной или близкой с ними проходимости и скорости. Иначе не угонится или застрянет при обходе очередного узла обороны. Менее очевидно, что техника должна быть хоть немного устойчива к неприцельному артиллерийскому обстрелу, т.е. иметь, как минимум, противоосколочную броню.
Значит нужен минимально бронированный транспортер-вездеход. Он же обеспечит доставку снабжения в зоне 5-10-20км от линии боевого соприкосновения.
Так же эта плавающая машина заменит легкие танки в разведке и дозорах, а также как плавсредство для преодоления не значительных водных преград.
ЛБТР едва ли не основная машина, что требуется для ведения современной войны. Она крайне необходима подвижным частям.
Проходимая техника требуется дорожным и инженерно-саперным войскам. Оборудованная отвалом бульдозерного типа, плуг-крюком для разрушения дорог или вспахивания местности для облегчения рытья траншей и окопов, кран-балку с мотолебедкой тягой/грузоподъемностью до полутора тонн. Бульдозерный отвал и плуг-крюк также используются как якорь при пользовании лебедкой.
Кроме РККА машины требуются войскам Пограничной и Внутренней Охраны Наркомата ВнуДел.
ЛБТР покажет все преимущества и даст наибольший эффект в случае применения достаточным количеством в лесисто-болотистой местности, изобилующей водными преградами, и наличии угрозы обстрела..."
Поразмыслив и поскладывав слова и так и эдак, идею дать здесь намек на японцев и финнов Механик отложил на попозже.
- Что у нас там дальше? - Механик погрузился в эпистолярный жанр.
"...Для повышения грузоподъемности, удешевления при использовании в местностях, отдаленных от противника, а также для ускорения подготовки к тактическим испытаниям, часть техники может быть сделана небронированной. Такая техника будет востребована в тех же дорожных подразделениях и в предприятиях занимающихся поиском полезных ископаемых, освоением Севера, Сибири и т.п.
#Колесный внедорожник
Полноприводный колесный транспорт, как более дешевый, будет очень востребован. Но ситуация с ним крайне непростая. Запуск в производство шарниров равных угловых скоростей (ШРУС) для передачи мощности на передние колеса сталкивается с большими сложностями. Когда выйдет наладить их уверенное массовое производство не ясно.
Казалось бы, колесные машины проще в производстве, менее требовательны к производственному оборудованию, менее металлоемки, легче и тратят меньше горючего, и, в целом, дешевле в производстве и эксплуатации.
Но при производстве внедорожных машин возникают специфические обстоятельства. В результате, из-за сложности для нашей промышленности выпуска ШРУС, на данный момент нам проще массово изготавливать гусеничную машину. Благо кое-что умеем. Ресурс гусениц легких танков соизмерим с ресурсом шин.
Колеса трудно защитить от осколков, даже если применять гусматик, в этом гусеничный привод также имеет преимущество.
Производство специальных шин с внедорожным протектором, т.е. с развитым рисунком и грунтозацепами только предстоит освоить. И эта проблема очень сильно влияет на проходимость колесных машин, и не вполне очевидна со стороны.
Амфибийные колесные вездеходы еще сложнее, также тяжелее их выход из воды. А значит, кратно меньшая численность и меньшие параметры.
#Полугусь
Полугусеничные машины на автомобильных агрегатах, не смотря на внешнюю простоту решения - путь сложный и видимая простота решения обманчива.
Использование на автомашине полноценной гусеницы танкового типа и элементы подвески, схожие с танковыми (например от Т38), дает лучший результат. Но, во-первых еще более увеличивает нагрузку на автомобильные мотор и трансмиссию, и так работающих на пределе. Что ведет к недостатку тяги, перегреву и поломкам агрегатов. Во-вторых, удорожает машину и снижает и без того меньшую, чем у исходного грузовика грузоподъемность. Стоимость и трудоемкость начинают приближаться к чисто гусеничной машине, а единственный выигрыш - ненамного большая скорость по шоссе, чем у гусеничных. Плюс небольшой, но важный момент - использование гусеничных лент вкупе с обычным автомобильным дифференциалом почти полностью убивает всю идею. Требуется вводить или бортовые фрикционы по типу танковых или хотя бы раздельное бортовое торможение гусеничных лент для управления, по типу того как это сделано на машинах Т-27 и Т-37.
Попытка делать вездеходы из обычных грузовиков добавлением резинотканевой гусеницы попросту тупик, незаметно вытягивающий массу времени и средств, при малозначительном результате. Возникает проскальзывание шины по гусенице, сильно увеличивается износ покрышки, гусеницы соскакивают, добавляемые реборды обгрызают боковины покрышек и т.д. В целом, вместо "вездехода" получается "вездестой". Проще, оказывается, создать новое шасси с нуля без колес и покрышек, что обнуляет саму идею. Использование цепей значительно дешевле и лучше по результату, однако, не способно тягаться с гусеницами и быстро изнашивает покрышки
Прошу эти резоны довести до занимающихся данной темой специалистов
Как показала практика эксплоатации бронеавтомобилей, любое бронирование колесного транспорта делает практически невозможным его движение вне дорог.
Между тем, обеспечивающий танки транспорт будет вынужден регулярно покидать подготовленную дорогу и двигаться по пересеченной местности, объезжая блокированные противником участки. Также этот транспорт будет подвергаться воздействию артиллерийского огня и авиации противника - даже при уверенном противодействии наших сил, в условиях войны неудачи и потери случаются у всех.
Поэтому, гусеничные машины сейчас единственный доступный стране путь быстрого создания транспортных бронемашин для армии.
Доставка снабжения до полосы возможного воздействия противника осуществляется обычными грузовиками. Далее на ЛБТР при их наличии.
#Моторы
Оптимальный мотор для универсального шасси ЛБТР, включая машину пригодную для ведения дозорной и разведдеятельности или монтирования вооружения пехотной поддержки должен иметь мощность 200-250лс. В серии нет.
Хороший мотор для шасси транспортного ЛБТР, с возможностью противопульного бронирования должен иметь 100-115лс.
В опытном производстве существует Коджу/МД-23, доведенный до 133лс. Перспективы серийного выпуска неясны..."
- Нам-то, конечно, перспективы ясны. Обуревшие НКАПеры отожмут моторное производство и "алес", никаких тут дизелей не будет. И насколько они были сырые станет неважно, - Механик почесал нос, и дописал пару строк.
"...Поэтому есть значительные сомнения, что может идти речь дальше нескольких опытных машин..."
- Подбросим вам веселья с НКАП. Пущай они теперь попробуют отжать себе моторы, когда воякеры распробуют бэтр. Заодно вздрючат дятлов, глядишь, и доведут дизель до серии. А нет, так и дуб с ними, и желудями сверху.
Механик сдержал порыв расписать подробнее, как повысить шансы успешного запуска в серию. Для наживки уже сказанного должно хватить.
"...Стоит обратить внимание на ускоренную закупку в США лицензий и оборудования для дизелей GMC серии - 4-х цилиндровых объемом 71 куб.дюймов и мощностью 140-152 лс. Происходящее обострение международной обстановки может сильно усложнить, затянуть и даже сорвать операцию..."
С одной стороны в СССР в 1933-1934 гг. был изготовлен и испытан на стенде четырехтактный V-образный 12-цилиндровый 300-сильный дизель Д-300, в 1935 г. испытывался в течение года на танке БТ-5. С другой стороны, для танка его мощность уже была маловата, и пускать его в серийное производство не стали, соответственно, от детских болезней он излечен не был, и поэтому даже будь остальные его параметры идеальны, возрождать его вряд ли быстрее, чем доводить прочие модели. Поминать его в письме Механик отказался. Как и другие двигатели, дошедшие от опытного образца, но не пошедшие в серию.
"...Разработка и отлаживание отечественных двигателей заставляет усомниться в скором результате. Полагаю более перспективным и быстрым вариантом, взяв за основу уже работающий 12-ти цилиндровый двигатель БД-2/ В-2, исключить один ряд цилиндров, сделать его 6-ти цилиндровую 'половинку' с чугунным блоком, весом не более 850 кг и мощностью не более 170-240 лошадиных сил. При этом есть надежда на достаточно быстрый результат. Такой мотор с запасом покроет потребности ЛБТР и другой легкой техники".
"...Минимально пригодные моторы для ЛБТР должны иметь мощность от 70лс. Ближайшее время будут доступны зис-5 и газ-11. Несмотря на их явно недостаточную мощность, их применение уже возможно. К сожалению, других моторов нет. При проектировании должна быть предусмотрена установка любого из них.
зис-5 предпочтительнее, поскольку более тяговит и уже в серии. Также завод имеет возможности по увеличению моторного выпуска. зис-5 можно доработать до 82-90 сил. Уже сейчас должно увеличить план по моторам, они будут востребованы в любом количестве.
газ-11 запускается в серию. Крайне необходимо ускорить процесс и усилить коллектив, так как новый мотор по всему превосходит имеющийся в серии ГАЗ-М. Даже простая полуторка с газ-11 становится куда более интересной машиной..."
Механик скрежетнул зубами. В его экс-футуро НКАП не смог должным образом увеличить выпуск авиамоторов на своих заводах, подсуетился и пробил Постановление ЦК и СНК от 18.10.1940г., а далее приказами НКСМ ! 248сс от 24.10.1940г. и НКАП ! 585сс от 25.10.1940г. при ГАЗ образован филиал завода ! 26 путем выделения цехов для производства авиамоторов. Фактически Наркомат Авиационной Промышленности отобрал у Горьковского автомобильного завода производство двигателей ГАЗ-11 и ГАЗ-202 для выпуска авиационных двигателей М-105. И обгадился. Оказалось, что оборудование не подходит для выпуска совсем другого мотора. Нужны другие станки. Просьбы ГАЗа вернуть хотя бы часть станков для выпуска своих моторов действия не возымели. ГАЗ подергался, как-то смог запустить ГАЗ-202 и -203, а выпуск мотора ГАЗ-11 в других цехах, кроме единичных экземпляров не пошел. С неизбежно проистекающими. По этой причине, уже готовый к серийному производству отечественный джип ГАЗ-64 к началу войны серийно не появился.
- Пожалуй, тут стоит прямо написать, чтоб били по загребущим ручонкам летунам.
"... Необходимо решительно пресекать попытки забрать автомоторное производство в НКАП, ибо станочный парк не соответствует требованиям авиамоторов, отличающихся габаритами и мощностью кратно, а точностью качественно. Поэтому расчет на быстрое перенацеливание выпуска не имеет оснований, производство крайне нужного мотора окажется уничтожено, вместо любых моторов получим длительный, до года, простой цехов и дезорганизацию производства, в том числе вездеходного автомобиля.
Мощности автомобильных заводов целесообразно максимально сосредоточить на выпуск моторов, шасси грузовиков, машинокомплектов, узлов и агрегатов с запасными частями. Кабины и начинку максимально упростить и/или полностью передать артелям.
Головным заводам допустим выпуск только одной максимально упрощенной модели для фронта. Сдача шасси ни в коем случае не должна задерживаться из-за отсутствия корпусов.
Достойные красивые корпуса, например, ГАЗ М-1 должно безжалостно сняты с производства, как съедающие производственное время и востребованное прессовое оборудование. Военное время требует максимального упрощения всех конструкций в пользу увеличения выпуска. Поэтому все фасонные поверхности, имеющие больше эстетическое значение необходимо заменить на более простые в производстве - плоские, цилиндрические, конусные. Для прессового оборудования найдется другая работа, чем штамповка красивых крыльев.
Как пример, ГАЗ М-1 должен получить деревянный или тонкого металла кузов с плоскими крыльями, без крыши и дверей. Оные должны быть пошиты из брезента. Для натяжения крыши предусмотреть две-три дуги. Рама с лобовым стеклом должна опускаться на капот для сбережения при ведении огня из машины.
Целесообразно вернуться к деталям из жести "одиночной кривизны", где минимально количество изгибов, каждый изгиб простое прямолинейное пересечение двух плоскостей, вместо глубокой вытяжки в двух плоскостях.
Сказанное в меньшей степени, но также относится к полуторке. И разумеется, ко всем новым разрабатываемым моделям
Это значит, в том числе отказаться от выпуска лимузинов.
Если очень нужно накануне войны баловать граждан шикарными такси, можно некоторое количество подержанных импортных прикупить. Новым дворянам и подавно можно быть поскромнее.
Для промышленности уже идет военное время, что не осознают ни рабочие, ни многие руководители. Что тянет за собой недостаточную производственную дисциплину, неуместные амбиции и перфекционизм конструкторов и руководителей, в том числе военных.
Совершенно необходимо уже сейчас переводить промышленность на режим работы военного времени. Совершенно нетерпимо выпускать некачественную продукцию или покидать рабочее место до окончания рабочего времени. Не говоря уже об опозданиях, прогулах и пьянке на рабочем месте. Это не гегемон, а вредители. Необходимы самые жесткие меры к нарушителям. И напротив совершенно необходимо поощрение за рост качества продукции или увеличение выпуска при хорошем качестве. Необходимо хорошее поощрение за рационализаторские предложения по снижению себестоимости, повышению технологичности и объемов выпуска и качества продукции..."
{ Горьковский государственный автомобильный завод (ГАЗ) им. В.М. Молотова НКТП
Про перспективу с ростом мощности, про спарку ГАЗ-203, ломающийся коленвал и обгонную муфту - перечитав черновик, вычеркнул. Получилось оно как-то скомкано и не точно, что легко можно подрихтовать, а надо ли? Как бы ни вышел перегруз. Начальству будет труднее переваривать, оно, разумеется, врубит перфекционизм, и вместо минимального, зато работающего, останемся с недошитыми штанами. Они вроде бы есть, да только не одеть и жопа голая. Так что, есть всего один двигатель... Так-то их два - а мощность почти одинаковая 70 и 73лс, а считай, что один двигатель. Вот и прыгай, как хочешь, но грузоподъемность обеспечь.
Пропустил строку, чтобы выделить начало абзаца и продолжил.
#Минимальные ТТХ ЛБТР на доступный мотор
"...В настоящий момент главной проблемой является время, поэтому требуется для оценки тактических возможностей машины в максимально сжатые сроки на основе имеющихся в производстве узлов и агрегатов собрать опытную партию машин удовлетворяющих минимальным ТТХ. Категорически нельзя откладывать запуск машины в серию на основании улучшения ТТХ.
Экспериментальную серию надо сделать не хорошей, а максимально унифицированной с тем что есть. Мотор зис, а не газ - зис есть и его знают. Передача и фрикционы от Т-38, подвеска и гусеницы от Т-38, Т20 или Т37. Новизну составит только корпус, он должен быть максимально простым. Тогда можно ожидать в течение 1 месяца опытный образец. Через 2 месяца утверждение на экспериментальную партию.
Для ускорения работы часть машин допустимо сделать "безбронными", т.е. из металла толщины минимальной, обеспечивающей служебную прочность корпуса.
Предпочтительнее сейчас сделать опытную партию примерно одинаковых машин без заметного разброса по ТТХ. Все улучшения допустимы только технологические параллельно с запуском в производство. Проектирование оптимальной компоновки и собственной ходовой вести параллельно.
C мотором 70 сил можно получить транспортер с противопульной броней лоб-борт 10 и 7мм, соответственно, массой при полной загрузке 5,5 тонн, помимо 2 членов экипажа вмещающий 9 человек десанта или 900 кг груза.
Транспортеры могут быть эквивалентны по проходимости легким танкам, если обеспечить величину удельного давления 0,45-0,53 кг/см'. А при 0,2-0,4 кг/см' опережать по проходимости на слабых грунтах любые образцы..."
Механик взял оптимальными ориентирами показатели Т-38 и Т-40, а верхним Т-60.
Успешные действия легких танков Т-60 на синявинских болотах зимой и летом намекали, что у них тоже все нормально с проходимостью. Невзирая на некоторые "отчеты с полей". Любой командир бригады, если имеет шанс получить в пополнение не Т-40/60, а Т-34, писал бы что угодно, цепляясь за малейшие факты, лишь бы выбить из начальства "тридцатьчетверки".
{Для сравнения
Т-38
Боевая масса, т 3,3
Удельная мощность, л. с./т 12,1
Ширина гусеницы, мм 200
Удельное давление на грунт, кг/см2 0,45
Т-40/Т-30
Боевая масса, т 5,5
Удельная мощность, л. с./т 15,5
Ширина гусеницы, мм 160
Удельное давление на грунт, кг/см2 0,46
Т-60
Боевая масса, т 5,8-6,4
Удельная мощность, л. с./т 10,7-12,0
Ширина гусеницы, мм 260
Удельное давление на грунт, кг/см2 0,53-0,63
БТ-2 c пушечно-пулемётным вооружением.
Боевая масса, т 11,3
Удельная мощность, л. с./т 36,2
Ширина гусеницы, мм 260
Удельное давление на грунт, кг/см2 0,64 (5,4 - на колёсах)
БТ-5
Боевая масса, т 11,5
Удельная мощность, л. с./т 34,8
Ширина гусеницы, мм 260
Удельное давление на грунт, кг/см2
0,65 на гусеницах,
5,65 на колёсах
БТ-7 обр. 1935 г./1937 г./1939 г./М
Боевая масса, т
13,9 (БТ-7 обр. 1939 г.)
14,65 (БТ-7М)
Удельная мощность, л. с./т 28,8
Ширина гусеницы, мм 260
Удельное давление на грунт, кг/см2 0,85 на гусеницах
Предсерийный Т-34 ! 1 с пушкой Л-11
Боевая масса, т 26,5-30,9
Удельная мощность, л. с./т 19,5
Ширина гусеницы, мм 550
Удельное давление на грунт, кг/см2 0,62
Т-34-85 в 2016 году
Боевая масса, т 32
Удельная мощность, л. с./т 15,6
Ширина гусеницы, мм 500
КВ-1 обр. 1940 года
Боевая масса, т 43,1 (1939 год), 47,5 (1941 год)
Удельная мощность, л. с./т 11,6
траки шириной 700 мм
Удельное давление на грунт, кг/см2 0,77
}
"...Длина десантного отделения (ДО) и ширина кормовой двери должна обеспечивать размещение в него стандартных санитарных носилок.
С мотором такой мощности ЛБТР не способен буксировать прицеп более 1 тонны. Рассчитывать на большее или требовать - означает погубить проект и не получить машину вовремя. То же самое с испытаниями, времени уже нет - их затягивание это опоздание с запуском и отсутствие машин в самый опасный начальный период.
Аналогично с попыткой упростить и удешевить машину используя мотор газ-М1. Уменьшать мощность некуда.
Корпус и вся конструкция БТР должны быть предельно простыми и технологичными. Боковые стенки вертикальны, лобовой лист под наклоном 45* или круче. Задний борт с дверью имеет отрицательный наклон..."
Механик прикрыл глаза, опустил руки, позволил карандашу выпасть на одеяло и постарался расслабиться. Некоторое время наблюдал за своим дыханием. Потом представил себе черный плоский экран, потом черный куб. Плавно заполнил куб светлым туманом. В клубах тумана стала проявляться угловая конструкция. Сперва в ней можно было угадать силуэт Т-40. Контуры танк слегка поплыли и преобразовались в машину МТ-ЛБ.
Транспортер развернулся, показав себя со всех сторон, а потом усохла в длину на 1 каток, превратившись в ГАЗ-47 гусеничный транспортёр-снегоболотоход ГТ-С. Плавно развернувшись, снова преобразовался. Специалист узнал бы послевоенный проект К-75. Эта машина вдруг чуть подросла в высоту, морда приобрела сходство с американским M113, корма приобрела наклон по-корабельному, появилась турель с пулеметом ДШК-М.
Механик открыл глаза, пробормотав: - Дай бог, хоть какой пулемет найдут.
"...Также надо иметь в виду, что наклонная нижняя лобовая деталь снижает проходимость по снегу, поскольку сгребает снег под брюхо и уплотняет его до полной посадки на днище. Поэтому, желательно предусмотреть минимальный съемный отвал, который при движении машины по глубокому снегу не позволит буксовать по указанной причине.
Боевые возможности машины минимальны, это транспорт, не боящийся осколков мин и дальних пуль.
Несмотря на отсутствие вменяемых боевых возможностей, данные бронированные транспортные машины открывают новые тактические возможности не только танковым частям, но и пехоте с артиллерий, позволяя их обеспечить там, куда раньше все приходилось нести понемногу и на руках, или вплавь. Поэтому они в грядущей войне принесут пользы гораздо больше, чем легкие танки. Запускать в производство ЛБТР необходимо сразу, не дожидаясь окончания согласований и испытаний. Чтобы удовлетворить хотелки военных, так или иначе, нет технической возможности.
#Угроза авиации
Крайне необходим зенитный пулемет, желательно, с питанием из ленты и крупнокалиберный. В крайнем случае, возможно использование пулеметов ДА, списанных в резерв. Кроме одного диска/коробки с бронебоями "на всякий случай", из-за сложности поражения воздушных целей боекомплект должен весь состоять из трассирующих выстрелов для упрощения прицеливания, а также демонстрации огня противнику с целью принудить его уйти с боевого курса.
#Поручить
Проектирование легкого бронированного транспортера (ЛБТР) на имеющихся агрегатах, в целом, несложно и доступно студентам в рамках курсовой работы. Однако, для наибольшей скорости выполнения и соответствия техзаданию исполнение работ целесообразно поручить опытному конструктору товарищу Астрову. Что вместе с параллельным изготовлением образца займет у него не более месяца..."
Работу по проектированию легкого бронированного транспортера (ЛБТР) необходимо поручить товарищу Астрову..."
Просилось добавить "конструктору танка Т-40, проектирование которого заканчивается в конце текущего 1938 года". Этот танк и был взят за основу для ЛБТР, как реализованный и массово производившийся в эти годы проект. С которого они содрали достижимые параметры. Но в 38году это если не секретные сведения, то ДСП - для служебного пользования. Одно дело про какой-то автомобиль болтать, и другое дело про разработку танка. Слишком палевно. Потому продолжил иначе.
"...Работы по созданию легкого танка малополезная трата ресурсов, а главное времени. Война в Испании показала, легкие танки морально устарели. Даже бронебойная винтовочная/пулеметная пуля, не говоря уже про вооружение более крупного калибра, превращают их в мишени. Поэтому, перенацеливание т.Астрова с легких танков на ЛБТР не может ослабить наши силы, а только укрепит их способность к мобильным действиям.
#Водоход.
Особо прошу отметить, в силу ограниченной мощности мотора и грузоподъемности, меры обеспечения плавучести и подвижности на воде не должны серьезно усложнять машину. ЛБТР должен быть способен самостоятельно форсировать речки, а не подменять паром. Специальное водоходное оборудование избыточно, как и усложнение корпуса под него, включать их в расчет недопустимо..."
Механик прервался.
В Т-40 Астров еще канал для водомета в корпусе сделал. Заметное усложнение корпуса и полезного объема меньше, и ведь нельзя прямо написать "чтоб так не делать". В Т-38 такого канала еще не было. Ладно, без водомета с требованием упростить корпус, поди, и сам догадается, что оно не надо.
"...Передвижение по воде при этом можно осуществлять штатным перематыванием гусениц. Установка простейших водоотбойных конструкций позволит заметно повысить эффективность гусениц на воде.
Прошу передать Астрову прилагаемый эскиз и описание примитивных и дешевых водоходных решеток, использование которых повысит эффективность гусениц на воде, и позволит иметь скорость до 3 узлов только за счет перематывания гусениц. Прошу провести проверку и испытания на плавающей танкетке без применения винта или других устройств.
Особенности корпуса с учетом возможности форсировать реки.
Задний борт имеет обратный наклон, и гидростатическое давление прижимает бронедверь в заднем борту к уплотнениям стыка с корпусом, обеспечивая герметичность. Аппарель еще лучше решает проблему герметичности, но появятся проблемы с открыванием - вес аппарели 40 кг и габарит - 1,1 м за корпус вместо 0,5м у двери. Это те мелочи, что решают машину. Если это не сделать, потребуются винт, руль, раздатка... и т.д. А залезать придется через верх по лесенке, что делает транспортную машину малопригодной.
Общий вид машины, компоновка и эскизы водоходных решеток прилагаются.
>>>#Гусеничные транспортеры за рубежом.
Великобритания
В сентябре 1938 года в войска поступили бронемашины под названием Universal Carrier. Машины были представлены публике и журналистам на учениях английской армии. Прототип Universal Carrier вместе с "Виккерс 6 тонный" у нас был закуплен и испытан. Мощность двигателя 85лс. При массе 3,8т вмещает 3-4 человека десанта. Бронирование лоб 10мм, борта и корма 7мм. Вооружение ручной пулемет Брен 7,7мм или противотанковое ружье 13,9мм Бойз.
США
в этом году начали выпуск лёгкого многоцелевого колесного бронетранспортёра M3 Scout Car. Привод на все колеса. Масса 5,6т, мощность двигателя 110л.с. Вместимость водитель и 5-7 человек десанта.
Франция
С 1934года серийно выпускается специализированная машина снабжения пехоты Renault UE Chenillette de ravitaillement d'Infanterie Modele 1931 R в составе гусеничного тягача UE с прицепом UK. Вооружение штатно не предусмотрено. Масса машины 2,6 тонны, мощность двигателя 38лс, грузоподъемность 350 кг без прицепа, грузоподъемность прицепа 600кг. Экипаж 2 человека.
{https://ru.wikipedia.org/wiki/Рено_UE}
В 1936 году был принят на вооружение более мощный небронированный тягач-транспортер для сопровождения танков Renault 36R Tracteur de Ravitaillement pour Chars на базе шасси Шенилет. 24-го января 1938 года cерийная машина была показана комиссии в Венсенне. В комплексразработан гусеничный двухосный прицеп UKR, который представлял собой развитие прицепа UK и насчитан на 450-литровый бак танкового топлива, 18 канистр с маслом, или 8 ящиков со смазочным материалом и инструментами общим весом 600 килограмм.
Масса 2,7т, мощность двигателя 38лс, грузоподъемность без прицепа 820 кг или десант 8 человек, экипаж 2 человека.
{https://wofmd.com/2018/02/06/renault-36r/}
В 37году была разработана машина TracteurderavitaillementpourcharsLorraine 37L - гусеничная обеспечения бронетанковых частей для подвижных соединений (включая снабжение и перевозку мотопехоты) и частей всех уровней, ведущих боевые действия непосредственно на линии фронта в условиях постоянного боевого контакта противоборствующих сторон. Представляет собой невооружённый гусеничный бронированный транспортёр с полностью бронированным отделением для экипажа и открытым сверху полубронированным отсеком для грузов.
В этом 1938 году запускается серийное производство.
Масса 5,2т, мощность двигателя 70лс, экипаж 2 человека, десант 6 человек.
По штату на батальон B1bis (три роты по 10 танков, штабная рота 3-5 танков и танк комбата) планируется 18 бронетранспортёров
{https://ru.wikipedia.org/wiki/Lorraine_37L}
Польша
с 1934года выпускается C7P Cignik Siedmiotonowy Polski Тягач Семитонный Польский. Масса 8,5т, мощность двигателя 115 лс, Экипаж 2чел, десант 4-6чел.
Германия
Помимо гусеничных тягачей, которые легко оборудовать бронекорпусами, благодяря запасу грузоподъемности, ведутся разработки бронированных транспортных полугусеничных машин.
С 1932 года ведется разработка небронированного колесно-гусеничного транспортера-тягача для буксировки лёгких артсистем и перевозки личного состава в моторизованных подразделениях. В 37 году начато опытное производство Versuch-SerieDemagD6. Масса 5т, Двигатель {Maybach HL 38 TRKM} 100лс, вместимость 2 чел экипажа и 6человек расчет.
В 1935г начато производство B"ssing-NAG - полугусеничный тягач для буксировки орудий и артиллерийских расчётов по шоссе и бездорожью. Масса 7,5т, двигатель 115лс, на крюке 5т, вместимость 1 водитель, 6-14 пассажиров.
В 1933 году фирмой Krauss-Maffei разработан тягач-транспортер Sonderkraftfahrzeug7. c 1934 года ведется серийное производство. Тягач может перевозить до 12 человек с полной выкладкой и боеприпасами. При массе 9,75 т имеет усилие на крюке до 8 т и оборудована лебедкой с усилием до 3,5 т. Двигатель 140лс.
Тягач 12t Тур (Sonderkraftfahrzeug 8) разработан в 1932 году по советскому заказу для укомплектования артиллерийских частей Красной армии. Однако вскоре заказ был аннулирован. С 1934г серийно производится для Вермахта. Масса 12,5т, грузоподъемность 2,5т, двигатель 185лс, вместимость водитель + 10 человек.
С этого года началось производство Sonderkraftfahrzeug 11 - полугусеничный тягач, кузов открытый. Масса 7,2т, двигатель 100лс, грузоподъемность 1,5т, на крюке 3т, вместимость водитель и 8-12человек.
Таким образом, европейские державы ведут разработку вопроса, имеют бронированные транспортеры или машины, легко оборудуемые бронекорпусами. У нас этим машинам соответствуют тягачи Т-20 "Комсомолец", СТЗ-5 и "Коминтерн".
"Комсомолец" имеет массу 3,5т, двигатель 50лс, экипаж 2чел, расчет 6чел, не имеет нормального кузова и бронеприкрытия для расчета.
СТЗ-5 массой 5,8т, двигатель 52 лс, грузоподъёмность 1,5т, масса прицепа 4,5т, вместимость 2+8 человек.
"Коминтерн" массой 10,5т, двигатель КИН 131лс, Грузоподъёмность 2т, Вместимость 2+12 человек.