Баламут Петрович
Гм.Нулевой вариант

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками Юридические услуги. Круглосуточно
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Проблема военной логистики, легко бронированный гусеничный грузовик, лбтр

  Нулевой вариант.
  Взвесив риск внезапной кончины и срыва проекта прогрессорства, вселенец решил подготовить классический "нулевой" вариант с минимальным своим участием. То есть "письмо Сталину". Это письмо будет опущено в кремлевский ящик для обращений. Если же таковой обнаружить не выйдет, или прогрессору поплохеет раньше, то попросит кого попросту кинуть конверт в обычный почтовый ящик.
  Под предлогом срочной необходимости писем в свой наркомат, "сами понимате, не молодой уж, а ну вдруг загнусь..." Механик выпросил у своей лечилки бумаги. Та сперва отговаривала всякими глупостями, мол, жить-да-жить, но несколько двойных листов из обычной ученической тетради выделила. И карандаш нашла.
  Набрасывая заметки физически чувствовал, как невыносимо больно отставали строчки от бегущей мысли. И это он работал карандашом, а не страдал с пером и чернилами.
  В принципе, он умел пользоваться пером. В детстве дома баловался, и мать спокойно смотрела на эти игры, и помогала, показывала, как правильно. В первом классе не то, чтобы действительно учили пером, так дали попробовать несколько раз. А вот в четвертом классе вместо одного учителя и одного кабинета на все предметы, им "выдали" пучок. И теперь от урока к уроку они кочевали из одного кабинета в другой. Русичка имела свой заскок, требовала, чтобы у нее дети писали только перьевой ручкой. В 38году такую ручку, кажется, называли вечным пером. В 80-е их школьная перьевая ручка уже не была простой деревянной палочкой. Она имела внутри небольшой резервуар для чернил. Заправить емкость позволял поршень, наподобие шприца, только с винтом, либо хвостик-пипетка из резины. Позже от оформления стенгазет он всеми силами открещивался, но не всегда успешно, и таки поучаствовать довелось. Еще позже уже в универе пришлось оформлять достаточное количество плакатом тешью и чертежными перьями. В целом, хорошо представлял себе что за инструмент такой - перьевая ручка. Однако для всех студентов работа с пером была испытанием. Бегло писать ни у кого из них не было нужды, а когда приходилось - работа была ответственной. И ее было легко запороть неосторожным движением. Казалось бы на ровном месте, чуть зацепили бумагу, и половинка пера, как пружинка, прогибалась больше обычного и выпрямляясь выстреливала мелкими чернильными каплями. Соскоблить такой выброс стоило изрядных нервов.
  Но сейчас он работал карандашом, что значительно проще пера. Второй день, постепенно добавляя детали и мысли упушенные ранее.
  И начать решил с вопроса, традиционно отходящими у военных на второй план. Танков и без прогрессора смогли выпустить уйму, танков и самоходок на шасси Т-34 наштамповали 70 тысяч с хвостиком. Чем же еще заниматься военным, как не сравнивать ТТХ вооружений своих и противника?
  А между тем, "любители изучают тактику, а профессионалы логистику". И логистика традиционно оставалась обделена вниманием. Учитывая грядущие военные проблемы при увлеченности краскомов идеями глубокой операци, стоит привлечь внимание Верховного Главнокомандующего, что теоретики излишне увлеклись танковыми корпусами и забыли про их обеспечение.
  Для начала обоснование остроты ситуации. Потом краткими штрихами обозначить проблему, чтоб хотя бы посмотрели в нужную сторону чуть раньше, чем в его собственном эксфутуро, прошло-будущем.
  
   "Уважаемый товарищ Сталин!
  Каждому, кто следит за международными событиями, очевидно - что новая большая война на пороге. 4 февраля 1931 г вы сказали, что у нас есть только 10лет. На текущий момент фактически прошли 8 из них. При этом, у нас имеются серьезные недостатки и упущения, не позволяющие говорить о готовности страны встретить грядущее испытание во всеоружии.
  
  За последние несколько лет произошел резкий скачок в моторостроении. В начале этого десятилетия на отечественные танки шли моторы мощностью 40-90лс, то сейчас мощность выросла до 450лс. И есть основания ожидать дальнейший быстрый рост. По сведениям из Германии, на предприятии Майбах готовят к выпуску мотор 650лс.
  Кратный скачок мощности означает рост подвижности, бронезащиты и вооружения, что полностью изменит характер будущей войны. Многие критерии и решения войны империалистической, гражданской войны и войны в Испании окажутся неприменимы. Кратно вырастет количество автоматического оружия. Вырастут калибры орудий и их количество и мобильность. Все это приведет к многократному росту расхода всех видов боеприпасов. Увеличившаяся скорость и дальность действия бронетехники потребует столь же увеличить массу, объем, скорость и плечо доставки. Отрыв от тылов будет неизбежной нормой даже без воздействия врага.
  
  Мировой империализм, стремящийся уничтожить первую страну победившего рабочего класса, не остановится ни перед какой подлостью для достижения своей цели. Это значит, он будет связывать нам руки на уровне международной дипломатии, создавать против нас коалицию, лишать союзников и нападет без объявления войны.
  Это означает, что мы не будем иметь возможность своевременно начать мобилизацию, при том, что наш противник безусловно окажется мобилизован насколько возможно полно.
  Преимущество в скорости развертывания, а значит преимущество численное, инициатива выбора момента и направлений атаки неизбежно приведет нас к необходимости разменивать время, как минимум, на приграничную территорию. Что не раз и не два приходилось делать и в Гражданскую.
  Между тем, ни разу не приходилось слышать об учениях войск тыла по снабжению частей в отступлении при нарушении связи.
  В условиях высокоподвижных действий со взаимными охватами и контрударами логистика окажется чрезвычайно затруднена. Не только неопределенностью положения и перемещения частей, своих и противника, что будет создавать ситуацию "слоеного пирога". Но и огневым воздействием на линии снабжения.
  Все это в целом заставит снабжение играть гораздо большую и сложную роль, чем прежде.
  Увлечение танками в ущерб тягачам, а тягачами в ущерб машинам транспортным быстро приведет к недостатку или полным перебоям снабжения.
  В теории глубокой операции большое внимание уделяется действиям танков в глубоком отрыве от основных сил. При этом планируется движение по дорогам, как наиболее оперативно более выгодное.
  Чтобы обеспечить движение основных масс по дорогам, равно воспретить это врагу, мы будем вести борьбу за контроль над дорогами. Несомненно, противник будет поступать также.
  Однако, война за дороги не обязательно должна идти исключительно по дорогам или вдоль них. В случае блокирование противником узла дорог вместо лобовой атаки с ожидаемого противником направления тактически выгоднее обойти его, блокируя или создавая угрозу. И наиболее неожиданным будет маневр вне дорог, поскольку совершенно невозможно хотя бы держать под наблюдением все пространство.
  Таким образом война за дороги будет требовать совершать марши вне дорог. Подвижные части должны уделять таким маршам основное внимание, как более общему виду действий. Для подвижных частей движение по дороге всего лишь приятный частный случай.
  Из этого вытекает, что поначалу часть войск - наиболее подвижная, то есть танковые части, как минимум - должны иметь возможность на тактическом уровне идти, воевать, снабжаться вне дорог. Впоследствии, также добавятся механизированные.
  На оперативном уровне, разумеется, снабжение останется по дорогам и война будет за дороги и узлы. Но именно чтоб в этой борьбе выигрывать и надо иметь много внедорожного транспорта.
  
  Проблема будет актуальна не только в наступлении, но и в обороне, так как оборона потребует не меньшей мобильности.
  ЛБТР едва ли не основная машина войны, которая будет везде и повсюду.
  Но первоначально и в первую очередь она крайне необходима подвижным частям - для сопровождения танков пехотой, снабжения танковых частей, а равно создания мобильных резервов в обороне.
  Много ли будет толку от танков, если грузовики с пехотой прикрытия от них отстали? Или грузовики с горючкой и снарядами не в силах одолеть дорогу перепаханную гусеницами и бомбами? При этом стоит вспомнить, что грузовиков недостаток, а обоз как при прадедах держится на гужевом транспорте.
  Для обеспечения танков снабжением на всем маршруте требуется техника равной (близкой) с ними скорости и проходимости. Иначе не угонится или застрянет при обходе очередного узла обороны. Менее очевидно, что техника должна быть хоть немного устойчива к неприцельному артиллерийскому обстрелу, т.е. иметь хотя бы противоосколочную броню.
  Таким образом, это должен быть хотя бы минимально бронированный транспортер. Он же обеспечит доставку снабжения в зоне 5-10-20км от линии боевого соприкосновения.
  
  Полноприводный колесный транспорт, как более дешевый, будет очень востребован. Но ситуация с ним крайне непростая. Запуск в производство шарниров равных угловых скоростей (ШРУС) для передачи мощности на передние колеса сталкивается с большими сложностями. Когда выйдет наладить их массовое производство не ясно.
  Казалось бы, колесные машины проще в производстве, но из-за сложности выпуска ШРУС на данный момент нам проще массово изготавливать гусеничную машину.
  Полугусеничные машины, не смотря на внешнюю простоту решения - путь сложный и видимая простота решения обманчива.
  
  Использование на полугусеничной машине полноценной гусеницы танкового типа и элементы подвески схожие с танковыми (например от Т38) дает лучший результат. Но, во-первых еще более увеличивает нагрузку на мотор и трансмиссию, и так работающих на пределе. Что ведет к недостатку тяги, перегреву и поломкам оных агрегатов. Во-вторых удорожает машину и снижает и без того меньшую, чем у исходного грузовика грузоподъемность. Стоимость и трудоемкость начинают приближаться к чисто гусеничной машине, а единственный выигрыш - ненамного большая скорость по шоссе, чем у гусеничных. Плюс небольшой, но важный момент - использование гусеничных лент вкупе с обычным автомабильным дифференциалом почти полностью убивает всю идею. Требуется вводить или бортовые фрикционы по типу танковых или хотя бы раздельное бортовое торможение гусеничных лент длдя управления, по типу того как это сделано на машинах Т-27 и Т-37.
  Попытка делать вездеходы из обычных грузовиков добавлением резино-тканевой гусеницы попросту тупик, незаметно вытягивающий массу времени и средств, при малозначительном результате. Возникает проскальзывание шины по гусенице, сильно увеличивается износ покрышки, гусеницы соскакивают, добавляемые реборды обгрызают боковины покрышек и т.д. Проще оказывается создать новое шасси с нуля без колес и покрышек, что обнуляет саму идею. Использование цепей значительно дешевле и лучше по результату, однако, не способно тягаться с гусеницами и быстро изнашивает покрышки
  Прошу эти резоны довести до занимающихся данной темой специалистов
  
  Как показала практика эксплоатации бронеавтомобилей, любое бронирование колесного транспорта делает практически невозможным его движение вне дорог.
  Между тем, транспорт обеспечивающий танки будет вынужден регулярно покидать подготовленную дорогу и двигаться по пересеченной местности, объезжая брокированные противником участки. Также этот транспорт будет подвергаться воздействию артиллерийского огня и авиации противника - даже при уверенном противодействии наших сил, в условиях войны неудачи и потери случаются у всех.
  Поэтому, гусеничные машины сейчас единственный доступный стране путь быстрого создания транспортных бронемашин для армии.
  Доставка снабжения до полосы возможного воздействия противника осуществляется обычными грузовиками. Далее на ЛБТР при их наличии.
  Астрову
  
  Работу по проектированию легкого бронированного транспортера (ЛБТР) необходимо поручить товарищу Астрову..."
  "...Полагаю, такое проектирование и производство способен выполнить товарищ Астров..."
  
  Просилось добавить "конструктору танка Т-40, проектирование которого заканчивается в конце текущего 1938 года". Этот танк и был взят за основу для ЛБТР, как реализованный и массово производившийся в эти годы проект. С которого они содрали достижимые параметры. Но в 38году это если не секретные сведения, то ДСП-для служебного пользования. Одно дело про какой-то автомобиль болтать, и другое дело про разработку танка. Слишком палевно. Потому продолжил иначе.
  "...Работы по созданию легкого танка малополезная трата ресурсов, а главное времени. Война в Испании показала, легкие танки морально устарели. Даже бронебойная винтовочная/пулеметная пуля, не говоря уже про вооружение более крупного калибра, превращают их в мишени.
  
  Моторы, пригодные для создания ЛБТР - это ГАЗ-11 или ЗИС-5. Несмотря на явно недостаточную мощность других моторов, к сожалению, нет. При проектировании должна быть предусмотрена установка любого из них.
  ЗИС-5 можно доработать до 82-90 сил..."
  
  Механик пропустил строку, чтобы выделить начало абзаца и продолжил.
  
  ТТХ ЛБТР на доступный мотор
  "...C мотором 70 сил можно получить транспортер с противопульной броней лоб-борт 10 и 7мм, соответственно, полной массой 5,5 тонн, помимо 2 членов экипажа вмещающий 9 человек десанта или 900 кг груза.
  Обеспечив величину удельного давления 0,6-0,8 кг/см² за счет ширины гусениц, можем рассчитывать на хорошую проходимость по слабым грунтам.
  Тогда транспортеры могут быть эквивалентны по проходимости легким танкам, кроме серии БТ, до появления двигателя подходящей мощности.
  
  Длина десантного отделения (ДО) и ширина кормовой двери должна обеспечивать размещение в него стандартных носилок.
  С мотором такой мощности ЛБТР не способен буксировать прицеп более 1 тонны. Рассчитывать на большее или требовать - означает погубить проект и не получить машину вовремя. То же самое с испытаниями, времени уже нет - их затягивание это опоздание с запуском и отсутствие машин в самый опасный начальный период.
  Аналогично с попыткой упростить и удешевить машину используя мотор газ-М1. Уменьшать мощность некуда.
  Корпус и вся конструкция БТР должны быть предельно простыми и технологичными. Боковые стенки вертикальны, лобовой лист под наклоном 45* или круче. Дверь сзади, задний борт имеет отрицательный наклон..."
  
  Механик прикрыл глаза, опустил руки, позволил карандашу выпасть на одеяло и постарался расслабиться. Некоторое время наблюдал за своим дыханием. Потом представил себе черный плоский экран, потом черный куб. Плавно заполнил куб светлым туманом. В клубах тумана стала проявляться угловая конструкция. Сперва в ней можно было угадать силуэт Т-40. Контуры танк слегка поплыли и преобразовались в машину МТ-ЛБ. Транспортер развернулся, показав себя со всех сторон, а потом преобразовался. Специалист узнал бы послевоенный проект К-75. Эта машина вдруг заметно усохла в длину, и чуть подросла в высоту, корма приобрела наклон по-корабельному, появилась турель с пулеметом ДШК-М.
  Механик открыл глаза, пробормотав: - Дай бог, хоть какой пулемет найдут.
  
  https://samlib.ru/img/d/dzinxshtejn/05/alxtlbtr.png
  "...Также надо иметь в виду, что неизбежно высокая наклонная нижняя лобовая деталь снижает проходимость по снегу, поскольку сгребает снег под брюхо и уплотняет его до полной посадки на днище. Поэтому, желательно предусмотреть минимальный съемный отвал, который при движении машины по глубокому снегу не позволит буксовать по указанной причине.
  Боевые возможности машины минимальны, это транспорт не боящийся осколков мин и дальних пуль.
  Данные бронированные транспортные машины в грядущей войне принесут пользы гораздо больше, чем легкие танки. Запускать в производство ЛБТР необходимо сразу не дожидаясь окончания согласований и испытаний. Чтобы удовлетворить хотелки военных так или иначе нет технической возможности.
  Угроза авиации
  Крайне необходим зенитный пулемет, желательно, с питанием из ленты и крупнокалиберный. В крайнем случае, возможно использование пулеметов ДА, списанных в резерв. Кроме одного диска/коробки с бронебоями "на всякий случай", из-за сложности поражения воздушных целей боекомплект должен весь состоять из трассирующих выстрелов для упрощения прицеливания, а также демонстрации огня противнику с целью принудить его уйти с боевого курса.
  
  Водоход.
  Особо прошу отметить, в силу ограниченной мощности мотора и грузоподъемности, меры обеспечения плавучести и подвижности на воде не должны серьезно усложнять машину. ЛБТР должен быть способен самостоятельно форсировать речки, а не подменять паром. Специальное водоходное оборудование избыточно, как и усложнение корпуса под него, включать их в расчет недопустимо..."
  
  Механик прервался.
  В Т-40 Астров еще канал для водомета в корпусе сделал. Заметное усложнение корпуса и полезного объема меньше, и ведь нельзя прямо написать "чтоб так не делать". В Т-38 такого канала еще не было. Ладно, без водомета с требованием упростить корпус, поди и сам догадается, что оно не надо.
  "...Передвижение по воде при этом можно осуществлять штатным перематыванием гусениц. Установка простейших водоотбойных конструкций позволит заметно повысить эффективность гусениц на воде.
  Прошу передать Астрову прилагаемый эскиз и описание примитивных и дешевых водоходных решеток, использование которых повысит эффективность гусениц на воде, и позволит иметь скорость до 3 узлов только за счет перематывания гусениц. Прошу провести проверку и испытания на плавающей танкетке без применения винта или других устройств.
  Особенности корпуса с учетом возможности форсировать реки.
  Задний борт имеет обратный наклон, и гидростатическое давление прижимает бронедверь в заднем борту к уплотнениям стыка с корпусом, обеспечивая герметичность. Аппарель еще лучше решает проблему герметичности, но появятся проблемы с открыванием - вес аппарели 40 кг и габарит - 1,1 м за корпус вместо 0,5м у двери. Это те мелочи, что решают машину. Если это не сделать необходим винт, руль, раздатка... и т.д. А залезать придется через верх по лесенке, что делает транспортную машину малопригодной.
  Общий вид машины, компоновка и эскизы водоходных решеток прилагаются.
  За рубежом.
  Бронемашины схожих параметров, но другого назначения (пулеметовозки), в сентябре 1938 года поступили в войска Великобритании под названием Universal Carrier и были представлены публике и журналистам на учениях английской армии. Его прототип вместе с "Виккерс 6 тонный" у нас был закуплен и испытан. Мощность двигателя 85лс. При массе 3,8т вмещает 3-4 человека десанта. Бронирование лоб 10мм, борта и корма 7мм.
  Вооружение ручной пулемет Брен 7,7мм или противотанковое ружье 13,9мм Бойз.
  В этом году США начали выпуск лёгкого многоцелевого колесного бронетранспортёра M3 Scout Car. Привод на все колеса. Масса 5,6т, мощность двигателя 110л.с. Вместимость водитель и 5-7человек десанта.
  Боевое применение.
  До появления двигателя мощностью 110-130лс, лучше всего дизеля, рассматривать боевое применение машин нет никакого смысла. Оно будет ограничено подвозом боеприпасов и мобильных резервов
  Стоит обратить внимание или на ускоренную закупку в США лицензий и оборудования для дизелей GMC серии - 71 куб.дюйм..."
  
  С одной стороны в СССР в 1933-1934 гг. был изготовлен и испытан на стенде четырехтактный V-образный 12-цилиндровый 300-сильный дизель Д-300, в 1935 г. испытывался в течение года на танке БТ-5. С другой стороны, для танка его мощность уже была маловата, и пускать его в серийное производство не стали, соответственно, детских болезней он излечен не был, и поэтому даже будь остальные его параметры идеальны, возрождать его вряд ли быстрее, чем доводить прочие модели. Поминать его в письме Механик отказался. Как и другие двигатели, дошедшие от опытного образца, но не пошедшие в серию.
  Про песпективу с ростом мощности, про спарку ГАЗ-203, ломающийся коленвал и обгонную муфту - перечитав вычеркнул. Получилось оно как-то скомкано и не точно, что можно подрихтовать, а как бы не вышел перегруз. Начальству будет труднее переваривать, оно, разумеется, врубит перфекционизм, и вместо минимального работающего, останемся с недошитыми штанами. Они вроде бы есть, только не одеть и жопа голая. Так что есть всего один двигатель... Так-то их два - а мощность почти одинаковая 70 и 73лс, считай один двигатель. Вот и прыгай как хочешь, а грузоподъемность обеспечь.
  
  "...Разработка и отлаживание отечественных двигателей заставляет усомниться в скором результате. Полагаю более перспективным и быстрым вариантом, взяв за основу уже работающий 12-ти цилиндровый двигатель БД-6/ В-6, исключить один ряд цилиндров, сделав его 6-ти циллиндровую' половинку' с чугунным блоком, весом не более 850 кг и мощностью не более 170-240 лошадиных сил. При этом есть надежда на достаточно быстрый результат. Такой мотор с запасом покроет потребности ЛБТР и другой легкой техники."
  
  Новый листок начал покрываться строчками.
  "т.Астрову А.Н.
  Уважаемый Николай Александрович!
  Ваш профессионализм обязательно заставит вас искать идеальное и красивое конструктивное решение. Нет сомнений, что вы сможете построить машину превосходящую заданные ТТХ, рациональнее использовать броню, увеличить плавучесть и остойчивость, улучшить обитаемость и прочее.
  Но ситуация требует решения простого и максимально легкого в производстве.
  Превосходные машины в штучном количестве с треском проиграют машинам посредственным, но массовым.
  Стратегически минимум затрат лучше, чем превосходные ТТХ.
  Наши КБ и заводы умеют делать отличные рекордные машины в единичном количестве. Зато с массовым производством огромные проблемы.
  Без преувеличения необходимы десятки тысяч таких машин для армии.
  Два критерии "лучше" и "эффективно" уже перевешиваются одним критерием "срочно".
  Очень важно оптимизировать конструкцию не с точки зрения боевых характеристик. Оптимизация требуется по скорости производства и ремонтопригодности.
  В производстве преимущество получит конструкция с минимальным количеством и длиной сварных швов и резов металла, а равно минимальное количество отходов при раскрое листов.
  Возможно, вам как перспективному и талантливому конструктору, такое неприятно будет проектировать. И все же обратите, внимание, что производственная оптимизация задача другого уровня представления, более сложная, и потому достойная действительного таланта. "Сложное сконструировать просто, простое сконструировать сложно"
  
  Военные любят тактику, и будут требовать улучшения ТТХ.
  Но, если ваша работа задержится, все мы в итоге можем остаться вообще без производства в серии, и будем вынуждены затыкать дыры чем придется."
  
  Хватит пока. Потом он еще "плеснет букоф". Пусть письмо будет об одном "объекте" - ЛБТР.
  Хотя он и постарался избежать ссылок на информацию, секретную для valido realtà, т.е. текущего 1938 года, в письме упомянуто достаточно всякого-разного, чтобы поинтерсоваться откуда автор все это знает. Ведь он собирается подписаться своим местным именем-фамилией и поставить действительный адрес. Конечно, письмо могут не заметить, или посчитают, что сами разберутся. Тогда он даже не узнает результат. А при удаче его даже могу пригласить к Сталину, как пригласили того же Астрова. Или не пригласить. Или не к Сталину. Поскольку есть нюанс. Он не Астров, не известный конструктор вооружений, не признанный специалист в области военной стратегии-тактики. Его реципиент просто киномеханик в местном ДК.
  Можно поставить какой-нибудь псевдоним и вместо адреса указать "Главпочтамт, до востребования". Но такой обратный адрес несколько дискредитирует содержание. Механик больше склонялся указать реальные данные, но пока решил не спешить. Больной спрятал бумаги. Пусть черновик еще отлежится, что-то еще вспомнит-исправит-дополнит. Там и конверта очередь подойдет.
  На прогрессора вдруг навалилась огромная усталость. Он удивился, всего часик покарябал бумагу, а силы уже иссякли. Надо что-ли полежать чуток. И сразу провалился в сон.

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"