Баламут Петрович
Гм.Нулевой вариант

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками Юридические услуги. Круглосуточно
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Проблема военной логистики, легко бронированный гусеничный грузовик, лбтр

  Нулевой вариант.
  
  Взвесив риск внезапной кончины и срыва проекта прогрессорства, вселенец решил подготовить классический "нулевой" вариант с минимальным своим участием. То есть "письмо Сталину". Это письмо будет опущено в кремлевский ящик для обращений. Если же таковой обнаружить не выйдет, или прогрессору поплохеет раньше, то попросит кого попросту кинуть конверт в обычный почтовый ящик.
  Под предлогом срочной необходимости писем в свой наркомат, "сами понимаете, не молодой уж, а ну вдруг загнусь..." Механик выпросил у своей лечилки бумаги. Та сперва отговаривала всякими глупостями, мол, жить-да-жить, но несколько двойных листов из обычной ученической тетради выделила. И карандаш нашла.
  Набрасывая заметки, физически чувствовал, как невыносимо больно отставали строчки от бегущей мысли. И это он работал карандашом, а не страдал с пером и чернилами.
  В принципе, он умел пользоваться пером. В детстве дома баловался, и мать спокойно смотрела на эти игры, и помогала, показывала, как правильно. В первом классе не то, чтобы действительно учили пером, так дали попробовать несколько раз. А вот в четвертом классе вместо одного учителя и одного кабинета на все предметы, им "выдали" пучок. И теперь от урока к уроку они кочевали из одного кабинета в другой. Русичка имела свой заскок, требовала, чтобы у нее дети писали только перьевой ручкой. В 38году такую ручку, кажется, называли вечным пером. В 80-е их школьная перьевая ручка уже не была простой деревянной палочкой. Она имела внутри небольшой резервуар для чернил. Заправить емкость позволял поршень, наподобие шприца, только с винтом, либо хвостик-пипетка из резины. Позже от оформления стенгазет он всеми силами открещивался, но не всегда успешно, и таки поучаствовать довелось. Еще позже уже в универе пришлось оформлять достаточное количество плакатом тушью и чертежными перьями. В целом, хорошо представлял себе, что за инструмент такой - перьевая ручка. Однако для всех студентов работа с пером была испытанием. Бегло писать ни у кого из них не было нужды, а когда приходилось - работа была ответственной. И ее было легко запороть неосторожным движением. Казалось бы, на ровном месте, чуть зацепили бумагу, и половинка пера, как пружинка, прогибалась больше обычного и, выпрямляясь, выстреливала мелкими чернильными каплями. Соскоблить такой выброс стоило изрядных нервов.
  Но сейчас он работал карандашом, что значительно проще пера. Второй день, постепенно добавляя детали и мысли упущенные ранее.
  Самое важное, оно же самое простое, писать пока не время. Про самое интересное для военных - самолетики и танчики - отложил.
  Начать решил с вопроса, традиционно отходящего у военных на второй план. Танков и без прогрессора смогли выпустить уйму, танков и самоходок на шасси Т-34 наштамповали 70 тысяч с хвостиком. Чем же еще заниматься военным, как не сравнивать ТТХ вооружений, своих и противника?
  А между тем, "любители изучают тактику, а профессионалы логистику". И логистика традиционно оставалась обделена вниманием. Вот он письмом и подготовит почву. Учитывая грядущие военные проблемы при увлеченности краскомов идеями глубокой операции, стоит привлечь внимание Верховного Главнокомандующего, что теоретики излишне увлеклись танковыми корпусами и забыли про их обеспечение.
  Для начала обоснование остроты ситуации. Потом обрисовать проблему, что бы они чуть раньше посмотрели в нужную сторону, чем в его собственном экс-футуро, прошло-будущем.
  
   "Уважаемый товарищ Сталин!
  Каждому, кто следит за международными событиями, очевидно - что новая большая война на пороге. 4 февраля 1931 г вы сказали, что у нас есть только 10лет. На текущий момент фактически прошли 8 из них. При этом у нас имеются серьезные недостатки и упущения, не позволяющие говорить о готовности страны встретить грядущее испытание во всеоружии.
  
  За последние несколько лет произошел резкий скачок в моторостроении. В начале этого десятилетия на отечественные танки шли моторы мощностью 40-90лс, то сейчас мощность выросла до 450лс. И есть основания ожидать дальнейший быстрый рост. По сведениям из Германии, на предприятии Майбах готовят к выпуску мотор 650лс.
  Кратный скачок мощности означает рост подвижности, бронезащиты и вооружения, что полностью изменит характер будущей войны. Многие критерии и решения войны империалистической, гражданской войны и войны в Испании окажутся неприменимы. Кратно вырастет количество автоматического оружия. Вырастут калибры орудий и их количество и мобильность. Все это приведет к многократному росту расхода всех видов боеприпасов. Увеличившаяся скорость и дальность действия бронетехники потребует столь же увеличить массу, объем, скорость и плечо доставки. Отрыв от тылов будет неизбежной нормой даже без воздействия врага.
  Мировой империализм, стремящийся уничтожить первую страну победившего рабочего класса, не остановится ни перед какой подлостью для достижения своей цели. Это значит, он будет связывать нам руки на уровне международной дипломатии, создавать против нас коалиции, лишать союзников и нападет без объявления войны.
  Это означает, что мы не будем иметь возможность своевременно начать мобилизацию, притом, что наш противник, безусловно, окажется мобилизован насколько возможно полно.
  Преимущество в скорости развертывания, а значит преимущество численное, инициатива выбора момента и направлений атаки неизбежно приведет нас к необходимости разменивать время, как минимум, на приграничную территорию. Что не раз и не два приходилось делать в Гражданскую.
  Между тем, ни разу не приходилось слышать об учениях войск тыла по снабжению частей в отступлении при нарушении связи.
  В условиях высокоподвижных действий со взаимными охватами и контрударами логистика окажется чрезвычайно затруднена. Не только неопределенностью положения и перемещения частей, своих и противника, что будет создавать ситуацию "слоеного пирога". Но и огневым воздействием на линии снабжения.
  Все это в целом заставит снабжение играть много большую и сложную роль, чем прежде.
  Увлечение танками в ущерб тягачам, а тягачами в ущерб машинам транспортным быстро приведет к недостатку или полным перебоям снабжения.
  В теории глубокой операции большое внимание уделяется действиям танков в глубоком отрыве от основных сил. При этом планируется движение по дорогам, как оперативно наиболее выгодное.
  Чтобы обеспечить движение основных масс по дорогам, равно воспретить это врагу, мы будем вести борьбу за контроль над дорогами. Несомненно, противник будет поступать также.
  Однако война за дороги не обязательно должна идти исключительно по дорогам или вдоль них. В случае блокирование противником узла дорог вместо лобовой атаки с ожидаемого противником направления тактически выгоднее обойти его, блокируя или создавая угрозу с флангов и тыла. И наиболее неожиданным будет маневр вне дорог, поскольку хотя бы держать под наблюдением все пространство совершенно невозможно.
  Таким образом, война за дороги будет требовать совершать марши вне дорог. Подвижные части должны уделять таким маршам основное внимание, как более общему виду действий. Для подвижных частей движение по дороге всего лишь приятный частный случай.
  Из этого вытекает, что поначалу часть войск - наиболее подвижная, то есть танковые части, как минимум - должны иметь возможность на тактическом уровне идти, воевать, снабжаться вне дорог. Впоследствии, также добавятся механизированные.
  На оперативном уровне, разумеется, снабжение останется по дорогам, и война будет за дороги и узлы. Но именно чтоб в этой борьбе выигрывать и надо иметь много внедорожного транспорта.
  
  Проблема будет актуальна не только в наступлении, но и в обороне, так как оборона потребует не меньшей мобильности.
  Сейчас очевидно, пехота на грузовиках от танков отстанет при любой задержке на дороге. Как неизбежны задержки и перерывы снабжения горючкой и снарядами при доставке грузовиками. При этом стоит вспомнить, что сейчас, в мирное время, даже грузовиков недостаток, а обоз как при прадедах держится на гужевом транспорте.
  Для обеспечения танков снабжением на всем маршруте требуется техника эквивалентной (равной или близкой с ними) скорости и проходимости. Иначе не угонится или застрянет при обходе очередного узла обороны. Менее очевидно, что техника должна быть хоть немного устойчива к неприцельному артиллерийскому обстрелу, т.е. иметь, как минимум, противоосколочную броню.
  Нужен минимально бронированный транспортер. Он же обеспечит доставку снабжения в зоне 5-10-20км от линии боевого соприкосновения.
  Так же эта плавающая машина заменит легкие танки в разведке и дозорах, а также как плавсредство для преодоления не значительных водных преград.
  ЛБТР едва ли не основная машина, что требуется для ведения современной войны. Она крайне необходима подвижным частям.
  Проходимая техника требуется дорожным и инженерно-саперным войскам. Дополнительно оборудованых отвалом бульдозерного типа, плуг-крюком для разрушения дорог или вспахивания местности для облегчения рытья траншей и окопов, кран-балку с мотолебедкой тягой/грузоподъемностью до полутора тонн. Бульдозерный отвал и плуг-крюк также устройства используются как якорь при пользовании лебедкой.
  Кроме РККА машины требуются войскам Пограничной и Внутренней Охраны Наркомата ВнуДел.
  
  ЛБТР покажет все преимущества и даст наибольший эффект в случае применения достаточным количеством в лесисто-болотистой местности, изобилующей водными преградами, и наличии угрозы обстрела..."
  
  Поразмыслив и поскладывав слова и так и эдак, идею дать здесь намек на японцев и финнов Механик отложил на попозже.
  - Что у нас там дальше? - Механик погрузился в эпистолярный жанр.
  "...Для повышения грузоподъемности, удешевления при использовании в местностях, отдаленных от противника, а также для ускорения подготовки к тактическим испытаниям, часть техники может быть сделана небронированной. Такая техника будет востребована в тех же дорожных подразделениях и в предприятиях занимающихся поиском полезных ископаемых, освоением Севера, Сибири и т.п.
  
  #Колесный внедорожник
  Полноприводный колесный транспорт, как более дешевый, будет очень востребован. Но ситуация с ним крайне непростая. Запуск в производство шарниров равных угловых скоростей (ШРУС) для передачи мощности на передние колеса сталкивается с большими сложностями. Когда выйдет наладить их массовое производство не ясно.
  Казалось бы, колесные машины проще в производстве, менее требовательны к производственному оборудованию, менее металлоемки, легче и тратят меньше горючего, и в целом дешевле в производстве и эксплуатации.
  Но при производстве внедорожных машин возникают дополнительные сложности.
  Из-за сложности выпуска ШРУС на данный момент нам проще массово изготавливать гусеничную машину. Ресурс гусениц легких машин соизмерим с ресурсом шин.
  Колеса трудно защитить от осколков, даже если применять гусматик, в этом гусеничный привод также имеет преимущество.
  Производство специальных шин с внедорожным протектором, т.е. с развитым рисунком и грунтозацепами только предстоит освоить. И эта проблема очень сильно влияет на проходимость колесных машин, и не вполне очевидна со стороны.
  Амфибийные колесные вездеходы еще сложнее. А значит, невозможность уйти от дорог в тактическом плане - вдруг надо на 3-5-10км... но нет тока в объезд или вообще отсюда на руках. Т.е. привязка к мостам и совсем мелким бродам. Значит ожидание саперов, пробки потери при налетах и т.д.
  
  #Полугусь
  Полугусеничные машины, не смотря на внешнюю простоту решения - путь сложный и видимая простота решения обманчива.
  Использование на полугусеничной машине полноценной гусеницы танкового типа и элементы подвески, схожие с танковыми (например от Т38), дает лучший результат. Но, во-первых еще более увеличивает нагрузку на мотор и трансмиссию, и так работающих на пределе. Что ведет к недостатку тяги, перегреву и поломкам оных агрегатов. Во-вторых удорожает машину и снижает и без того меньшую, чем у исходного грузовика грузоподъемность. Стоимость и трудоемкость начинают приближаться к чисто гусеничной машине, а единственный выигрыш - ненамного большая скорость по шоссе, чем у гусеничных. Плюс небольшой, но важный момент - использование гусеничных лент вкупе с обычным автомобильным дифференциалом почти полностью убивает всю идею. Требуется вводить или бортовые фрикционы по типу танковых или хотя бы раздельное бортовое торможение гусеничных лент для управления, по типу того как это сделано на машинах Т-27 и Т-37.
  Попытка делать вездеходы из обычных грузовиков добавлением резинотканевой гусеницы попросту тупик, незаметно вытягивающий массу времени и средств, при малозначительном результате. Возникает проскальзывание шины по гусенице, сильно увеличивается износ покрышки, гусеницы соскакивают, добавляемые реборды обгрызают боковины покрышек и т.д. В целом, вместо "вездехода" получается "вездестой". Проще, оказывается, создать новое шасси с нуля без колес и покрышек, что обнуляет саму идею. Использование цепей значительно дешевле и лучше по результату, однако, не способно тягаться с гусеницами и быстро изнашивает покрышки
  Прошу эти резоны довести до занимающихся данной темой специалистов
  
  Как показала практика эксплоатации бронеавтомобилей, любое бронирование колесного транспорта делает практически невозможным его движение вне дорог.
  Между тем, обеспечивающий танки транспорт будет вынужден регулярно покидать подготовленную дорогу и двигаться по пересеченной местности, объезжая блокированные противником участки. Также этот транспорт будет подвергаться воздействию артиллерийского огня и авиации противника - даже при уверенном противодействии наших сил, в условиях войны неудачи и потери случаются у всех.
  Поэтому, гусеничные машины сейчас единственный доступный стране путь быстрого создания транспортных бронемашин для армии.
  Доставка снабжения до полосы возможного воздействия противника осуществляется обычными грузовиками. Далее на ЛБТР при их наличии.
  
  #Моторы
  Оптимальный мотор для универсального шасси ЛБТР, включая машину пригодную для ведения дозорной и разведдеятельности или монтирования вооружения пехотной поддержки должен иметь мощность 200-250лс. В серии нет.
  Хороший мотор для шасси транспортного ЛБТР, с возможностью противопульного бронирования должен иметь 100-115лс.
  В опытном производстве существует Коджу/МД-23, доведенный до 133лс. Перспективы серийного выпуска неясны..."
  - Нам-то, конечно, перспективы ясны. Обуревшие НКАПеры отожмут моторное производство и "алес", никаких тут дизелей не будет. - Механик почесал нос, и дописал пару строк.
  "...Поэтому есть значительные сомнения, что может идти речь дальше нескольких опытных машин..."
  - Подбросим вам веселья с НКАП. Пущай они теперь попробуют отжать себе моторы, когда воякеры распробуют бэтр. Заодно вздрючат дятлов и дизель до серии доведут. А нет, так и дуб с ними.
  Механик сдержал порыв расписать подробнее, как повысить шансы успешного запуска в серию. Для наживки уже сказанного должно хватить.
  
  "...Стоит обратить внимание или на ускоренную закупку в США лицензий и оборудования для дизелей GMC серии - 4-х цилиндровых объемом 71 куб.дюймов и мощностью 140-152 лс..."
  
  С одной стороны в СССР в 1933-1934 гг. был изготовлен и испытан на стенде четырехтактный V-образный 12-цилиндровый 300-сильный дизель Д-300, в 1935 г. испытывался в течение года на танке БТ-5. С другой стороны, для танка его мощность уже была маловата, и пускать его в серийное производство не стали, соответственно, детских болезней он излечен не был, и поэтому даже будь остальные его параметры идеальны, возрождать его вряд ли быстрее, чем доводить прочие модели. Поминать его в письме Механик отказался. Как и другие двигатели, дошедшие от опытного образца, но не пошедшие в серию.
  
  "...Разработка и отлаживание отечественных двигателей заставляет усомниться в скором результате. Полагаю более перспективным и быстрым вариантом, взяв за основу уже работающий 12-ти цилиндровый двигатель БД-2/ В-2, исключить один ряд цилиндров, сделав его 6-ти цилиндровую 'половинку' с чугунным блоком, весом не более 850 кг и мощностью не более 170-240 лошадиных сил. При этом есть надежда на достаточно быстрый результат. Такой мотор с запасом покроет потребности ЛБТР и другой легкой техники".
  
  
  "...Минимально пригодные моторы для ЛБТР должны иметь мощность от 70лс. Ближайшее время будут доступны ЗИС-5 и ГАЗ-11. Несмотря на их явно недостаточную мощность, их применение уже возможно. К сожалению, других моторов нет. При проектировании должна быть предусмотрена установка любого из них.
  ЗИС-5 предпочтительнее, поскольку более тяговит и уже в серии. Также завод имеет возможности по увеличению выпуска. ЗИС-5 можно доработать до 82-90 сил. Уже сейчас должно увеличить план по моторам, они будут востребованы в любом количестве.
  ГАЗ-11 запускается в серию. Крайне необходимо ускорить процесс и усилить коллектив, так как новый мотор по всему превосходит имеющийся в серии ГАЗ-М. Даже простая полуторка с ГАЗ-11 становится куда более интересной машиной..."
  
  Механик скрежетнул зубами. В его экс-футуро НКАП не смог должным образом увеличить выпуск авиамоторов на своих заводах, подсуетился и пробил Постановление ЦК и СНК от 18.10.1940г., а далее приказами НКСМ No 248сс от 24.10.1940г. и НКАП No 585сс от 25.10.1940г. при ГАЗ образован филиал завода No 26 путем выделения цехов для производства авиамоторов. Фактически Наркомат Авиационной Промышленности отобрал у Горьковского автомобильного завода производство двигателей ГАЗ-11 и ГАЗ-202 для выпуска авиационных двигателей М-105. И обгадился. Оказалось, что оборудование не подходит для выпуска совсем другого мотора. Нужны другие станки. Просьбы ГАЗа вернуть хотя бы часть станков для выпуска своих моторов действия не возымели. ГАЗ подергался, как-то смог запустить ГАЗ-202 и -203, а выпуск мотора ГАЗ-11 в других цехах, кроме единичных экземпляров не пошел. С неизбежно проистекающими. Отечественный джип к началу войны серийно не появился.
  - Пожалуй, тут стоит прямо написать, чтоб били по загребущим ручонкам летунам.
  "... Необходимо решительно пресекать попытки забрать автомоторное производство в НКАП, ибо станочный парк не соответствует требованиям авиамоторов, отличающихся габаритами и мощностью кратно, а точностью качественно. Поэтому расчет на быстрое перенацеливание выпуска не имеет оснований, производство крайне нужного мотора окажется уничтожено, вместо любых моторов получим длительный, до года, простой цехов и дезорганизацию производства, в том числе вездеходного автомобиля.
  
  Мощности автомобильных заводов целесообразно максимально сосредоточить на выпуск моторов, шасси грузовиков, машинокомплектов, узлов и агрегатов с запасными частями. Кабины и начинку максимально упростить и/или полностью передать артелям.
  Головным заводам допустим выпуск только одной максимально упрощенной модели для фронта. Сдача шасси ни в коем случае не должна задерживаться из-за отсутствия корпусов.
  Достойные красивые корпуса, например, ГАЗ М-1 должно безжалостно сняты с производства, как съедающие производственное время и востребованное прессовое оборудование. Военное время требует максимального упрощения всех конструкций в пользу увеличения выпуска. Поэтому все фасонные поверхности, имеющие больше эстетическое значение необходимо заменить на более простые в производстве - плоские, цилиндрические, конусные. Для прессового оборудования найдется другая работа, чем штамповка красивых крыльев.
  Как пример, ГАЗ М-1 должен получить деревянный или тонкого металла кузов с плоскими крыльями, без крыши и дверей. Оные должны быть пошиты из брезента. Для натяжения крыши предусмотреть две-три дуги. Рама с лобовым стеклом должна опускаться на капот для сбережения при ведении огня из машины.
  Целесообразно вернуться к деталям из жести "одиночной кривизны", где минимально количество изгибов, каждый изгиб простое прямолинейное пересечение двух плоскостей, вместо глубокой вытяжки в двух плоскостях.
  Сказанное в меньшей степени, но также относится к полуторке. И разумеется, ко всем новым разрабатываемым моделям
   Это значит, в том числе отказаться от выпуска лимузинов.
  Если очень нужно накануне войны баловать граждан шикарными такси, можно некоторое количество подержанных импортных прикупить. Новым дворянам и подавно можно быть поскромнее.
  Для промышленности уже идет военное время, что не осознают ни рабочие, ни многие руководители. Что тянет за собой недостаточную производственную дисциплину, неуместные амбиции и перфекционизм конструкторов и руководителей, в том числе военных.
  Совершенно необходимо уже сейчас переводить промышленность на режим работы военного времени. Совершенно нетерпимо выпускать некачественную продукцию или покидать рабочее место до окончания рабочего времени. Не говоря уже об опозданиях, прогулах и пьянке на рабочем месте. Это не гегемон, а вредители. Необходимы самые жесткие меры к нарушителям. И напротив совершенно необходимо поощрение за рост качества продукции или увеличение выпуска при хорошем качестве. Необходимо хорошее поощрение за рационализаторские предложения по снижению себестоимости, повышению технологичности и объемов выпуска и качества продукции..."
  { Горьковский государственный автомобильный завод (ГАЗ) им. В.М. Молотова НКТП
  https://oboron-prom.ru/page,42,predpriyatiya-601-700.html}
  
  Про перспективу с ростом мощности, про спарку ГАЗ-203, ломающийся коленвал и обгонную муфту - перечитав вычеркнул. Получилось оно как-то скомкано и не точно, что легко можно подрихтовать, а надо ли? Как бы ни вышел перегруз. Начальству будет труднее переваривать, оно, разумеется, врубит перфекционизм, и вместо минимального, зато работающего, останемся с недошитыми штанами. Они вроде бы есть, только не одеть и жопа голая. Так что есть всего один двигатель... Так-то их два - а мощность почти одинаковая 70 и 73лс, а считай, что один двигатель. Вот и прыгай, как хочешь, а грузоподъемность обеспечь.
  Пропустил строку, чтобы выделить начало абзаца и продолжил.
  
  #Минимальные ТТХ ЛБТР на доступный мотор
  "...В настоящий момент главной проблемой является время, поэтому требуется для оценки тактических возможностей машины в максимально сжатые сроки на основе имеющихся в производстве узлов и агрегатов собрать опытную партию машин удовлетворяющих минимальным ТТХ. Категорически нельзя откладывать запуск машины в серию на основании улучшения ТТХ.
  Экспериментальную серию надо сделать не хорошей, а максимально унифицированной с тем что есть. Мотор ЗИС, а не ГАЗ - зис есть и его знают. Передача и фрикционы от Т-38, подвеска и гусеницы от Т-38, Т20 или Т37. Новизну составит только корпус, он должен быть максимально простым. Тогда можно ожидать в течение 1 месяца опытный образец. Через 2 месяца утверждение на экспериментальную партию.
  Для ускорения работы часть машин допустимо сделать "безбронными", т.е. из металла толщины минимальной, обеспечивающей служебную прочность корпуса.
  Предпочтительнее сейчас сделать опытную партию примерно одинаковых машин без заметного разброса по ТТХ. Все улучшения допустимы только технологические параллельно с запуском в производство. Проектирование собственной ходовой вести параллельно.
  C мотором 70 сил можно получить транспортер с противопульной броней лоб-борт 10 и 7мм, соответственно, полной массой 5,5 тонн, помимо 2 членов экипажа вмещающий 9 человек десанта или 900 кг груза.
  Обеспечив величину удельного давления 0,6-0,8 кг/см² за счет ширины гусениц, можем рассчитывать на хорошую проходимость по слабым грунтам.
  Тогда транспортеры могут быть эквивалентны по проходимости легким танкам, кроме серии БТ, до появления двигателя подходящей мощности.
  
  Длина десантного отделения (ДО) и ширина кормовой двери должна обеспечивать размещение в него стандартных носилок.
  С мотором такой мощности ЛБТР не способен буксировать прицеп более 1 тонны. Рассчитывать на большее или требовать - означает погубить проект и не получить машину вовремя. То же самое с испытаниями, времени уже нет - их затягивание это опоздание с запуском и отсутствие машин в самый опасный начальный период.
  Аналогично с попыткой упростить и удешевить машину используя мотор газ-М1. Уменьшать мощность некуда.
  Корпус и вся конструкция БТР должны быть предельно простыми и технологичными. Боковые стенки вертикальны, лобовой лист под наклоном 45* или круче. Дверь сзади, задний борт имеет отрицательный наклон..."
  
  Механик прикрыл глаза, опустил руки, позволил карандашу выпасть на одеяло и постарался расслабиться. Некоторое время наблюдал за своим дыханием. Потом представил себе черный плоский экран, потом черный куб. Плавно заполнил куб светлым туманом. В клубах тумана стала проявляться угловая конструкция. Сперва в ней можно было угадать силуэт Т-40. Контуры танк слегка поплыли и преобразовались в машину МТ-ЛБ. Транспортер развернулся, показав себя со всех сторон, а потом преобразовался. Специалист узнал бы послевоенный проект К-75. Эта машина вдруг заметно усохла в длину, и чуть подросла в высоту, корма приобрела наклон по-корабельному, появилась турель с пулеметом ДШК-М.
  Механик открыл глаза, пробормотав: - Дай бог, хоть какой пулемет найдут.
  
  
  "...Также надо иметь в виду, что наклонная нижняя лобовая деталь снижает проходимость по снегу, поскольку сгребает снег под брюхо и уплотняет его до полной посадки на днище. Поэтому, желательно предусмотреть минимальный съемный отвал, который при движении машины по глубокому снегу не позволит буксовать по указанной причине.
  Боевые возможности машины минимальны, это транспорт, не боящийся осколков мин и дальних пуль.
  Несмотря на отсутствие вменяемых боевых возможностей, данные бронированные транспортные машины открывают новые тактические возможности не только танковым частям, но и пехоте с артиллерий, позволяя их обеспечить там, куда раньше все приходилось нести понемногу и на руках. Поэтому они в грядущей войне принесут пользы гораздо больше, чем легкие танки. Запускать в производство ЛБТР необходимо сразу, не дожидаясь окончания согласований и испытаний. Чтобы удовлетворить хотелки военных, так или иначе, нет технической возможности.
  
  #Угроза авиации
  Крайне необходим зенитный пулемет, желательно, с питанием из ленты и крупнокалиберный. В крайнем случае, возможно использование пулеметов ДА, списанных в резерв. Кроме одного диска/коробки с бронебоями "на всякий случай", из-за сложности поражения воздушных целей боекомплект должен весь состоять из трассирующих выстрелов для упрощения прицеливания, а также демонстрации огня противнику с целью принудить его уйти с боевого курса.
  
  #Поручить
  Работу по проектированию легкого бронированного транспортера (ЛБТР) необходимо поручить товарищу Астрову..."
  Просилось добавить "конструктору танка Т-40, проектирование которого заканчивается в конце текущего 1938 года". Этот танк и был взят за основу для ЛБТР, как реализованный и массово производившийся в эти годы проект. С которого они содрали достижимые параметры. Но в 38году это если не секретные сведения, то ДСП - для служебного пользования. Одно дело про какой-то автомобиль болтать, и другое дело про разработку танка. Слишком палевно. Потому продолжил иначе.
  "...Работы по созданию легкого танка малополезная трата ресурсов, а главное времени. Война в Испании показала, легкие танки морально устарели. Даже бронебойная винтовочная/пулеметная пуля, не говоря уже про вооружение более крупного калибра, превращают их в мишени. Поэтому, перенацеливание т.Астрова с легких танков на ЛБТР не может ослабить наши силы, а только укрепит их способность к мобильным действиям.
  
  #Водоход.
  Особо прошу отметить, в силу ограниченной мощности мотора и грузоподъемности, меры обеспечения плавучести и подвижности на воде не должны серьезно усложнять машину. ЛБТР должен быть способен самостоятельно форсировать речки, а не подменять паром. Специальное водоходное оборудование избыточно, как и усложнение корпуса под него, включать их в расчет недопустимо..."
  
  Механик прервался.
  В Т-40 Астров еще канал для водомета в корпусе сделал. Заметное усложнение корпуса и полезного объема меньше, и ведь нельзя прямо написать "чтоб так не делать". В Т-38 такого канала еще не было. Ладно, без водомета с требованием упростить корпус, поди, и сам догадается, что оно не надо.
  "...Передвижение по воде при этом можно осуществлять штатным перематыванием гусениц. Установка простейших водоотбойных конструкций позволит заметно повысить эффективность гусениц на воде.
  Прошу передать Астрову прилагаемый эскиз и описание примитивных и дешевых водоходных решеток, использование которых повысит эффективность гусениц на воде, и позволит иметь скорость до 3 узлов только за счет перематывания гусениц. Прошу провести проверку и испытания на плавающей танкетке без применения винта или других устройств.
  Особенности корпуса с учетом возможности форсировать реки.
  Задний борт имеет обратный наклон, и гидростатическое давление прижимает бронедверь в заднем борту к уплотнениям стыка с корпусом, обеспечивая герметичность. Аппарель еще лучше решает проблему герметичности, но появятся проблемы с открыванием - вес аппарели 40 кг и габарит - 1,1 м за корпус вместо 0,5м у двери. Это те мелочи, что решают машину. Если это не сделать, потребуются винт, руль, раздатка... и т.д. А залезать придется через верх по лесенке, что делает транспортную машину малопригодной.
  Общий вид машины, компоновка и эскизы водоходных решеток прилагаются.
  
  #За рубежом.
  Бронемашины схожих параметров, но другого назначения (пулеметовозки), в сентябре 1938 года поступили в войска Великобритании под названием Universal Carrier и были представлены публике и журналистам на учениях английской армии. Его прототип вместе с "Виккерс 6 тонный" у нас был закуплен и испытан. Мощность двигателя 85лс. При массе 3,8т вмещает 3-4 человека десанта. Бронирование лоб 10мм, борта и корма 7мм.
  Вооружение ручной пулемет Брен 7,7мм или противотанковое ружье 13,9мм Бойз.
  В этом году США начали выпуск лёгкого многоцелевого колесного бронетранспортёра M3 Scout Car. Привод на все колеса. Масса 5,6т, мощность двигателя 110л.с. Вместимость водитель и 5-7человек десанта.
  
  #Боевое применение и штаты.
  До появления двигателя, лучше всего дизеля, мощности соответствующей реализации нормального противопульного бронирования, рассматривать именно боевое применение машин нет никакого смысла. Оно будет ограничено подвозом боеприпасов и мобильных резервов.
  Возможно ограниченное использование для разведки при понимании, боестолкновение противопоказано! Противоосколочная броня пулю не держит и машина будет потеряна.
  Противоосколочная броня пулю держит на уровне Т-38, но мишень гораздо крупнее, с высокой вероятностью будут неопраданные потери мат/части и личного состава.
  
  Следует методически вбивать в головы склонных к оптимизму краскомов, что ЛБТР НЕ танк! Применение ЛБТР в бою следует воспретить категорически и жестко спрашивать за утрату транспортных машин.
  Как на танке не возят снаряды, топливо, раненных и пехоту - так на грузовике не ходят в бой. ЛБТР - это грузовик.
  
  В дальнейшем для боевого применения планируется разработать разведывательно-дозорные машины машины с противопульной броней (БРДМ). В ближайшее время для получения тактического представления об их возможности предполагается использовать ЛБТР, добронированые дополнительными экранами (ЛБРДМ) за счет снижения численности возимого десанта до 6, или даже до 3 человек. При вооружении БРДМ крупнокалиберным пулеметом ДК/ДШК, они очевидно будут превосходить по тактическим возможностям существующие легкие и плавающие танки.
  В случае обнаружения противника возможен как немедленный отход, так и связывание противника. Спешившийся десант в составе одной-двух троек вместе с машиной образует соответственно две или три тактические единицы, способные совместно противодействовать слабым заслонам/засадам.
  
  Важное достоинство ЛБТР - огромное облегчение снабжения в период распутицы. Также возможно ее использование как средства для переправы.
  Машина предлагается упрощенная, значит быстрая в выпуске и относительно не дорогая.
  Она обеспечит совершенно новые возможности танковым частям, также и пехоте - приданием роты машин в разведбат дивизии вместо плавающих танков, а равно взвода саперам.
  Это будет оправдано, поскольку разведбат и саперы комдивом всегда применяются как резерв, значит в общевойсковой бой они пойдут только, если уже нечего терять.
  Существенно, что ЛБТР значительно облегчают реализацию принципов теории глубокой операции
  Для комплексной оценки возможностей ЛБТР применительно к танковым, мотороизованным и пехотным частям целесообразно провести тактические учения с применением ЛБТР..."
  Механик остановился, отложил карандаш. Дальше требовалось кратко очертить штаты подзразделений с их предназначением.
  Ближняя задача - показать достоинства идеи бронированной транспортной машины. Провести презентацию, чтобы сформировать спрос. Чтобы военные разных родов войск требовали "Дайте еще". Нужно, чтобы неизвестного, но точно вкусного плода - что Механик знал на личном опыте - этого вкусного плода отведали и в танковых, и в пехотных частях. Ну и в механизированных, куда же без них.
  Поскольку на первое время машин не может быть достаточно для всех задач, придется выбирать, где ЛБТР себя могут показать лучше всего.
  Самое простое и очевидное, обязательно надо обкатать на бэтэрах совсем недавно появившийся в войсках 120мм миномет. Хотя не без нюансов. Его разработали в этом 38-м году и даже не успели принять на вооружение. Пробная партия проходит опытную эксплуатацию в войсках. На вооружение принять должны в феврале 1939г. А в серийное производство поставить в сентябре. В войсках пока не очень понимают, что с ним делать, и насколько сильно он нужен. С другой стороны, опытное производство уже есть, значит достаточно естественно поглядеть на результат совмещения нового оружия с новым транспортером.
  В стрелковые дивизии, что двигаются на своих двоих, тоже надо дать попробовать ЛБТР. Но достоинство вездеходности для их снабжения будет не столь велико, как в танковых и моторизованных. Они везут свое имущество по дороге на грузовом и гужевом транспорте. Зато можно посадить на ЛБТР инженерно-саперные подразделения, вернее сказать отряды обеспечения движения. Их задачи довольно широки, а сами отряды должны обладать широким набором средств.
  ООД ведут инженерную разведку маршрутов, прокладывают колонные пути в обход разрушений, заграждений, районов заграждений, пожаров и затоплений, уширяют или проделывают проходы на маршрутах при невозможности устройства обходов, устраивают переходы через препятствия и обеспечивают пропуск колонн через труднопроходимые участки местности с использованием, главным образом, табельных средств, изготавливаемых заблаговременно силами самих сил. На марше первой идет разведка, потом головной дозор, а за ним следует отряд обеспечения движения.
  Самое неочивидное, кому дать ЛЬТР в танковых и механизированных частях, поскольку там просится на ЛБТР посадить всех, кто не в танке. Конечно это некоторое преувеличение, но хотя бы с колес пересадить на гусеницы. При ограниченном предложении бэтэров просится тоже инженерно-саперные, особенно механизированным, где много грузовиков. Но Механик решил иначе. В первую очередь танкисты должны увидеть, что когда пехота не остает, даже если приходится сворачивать в е.. грязи и хляби, это хорошо. А чтобы вездеходность и плавучесть задействовать в полной мере, пусть это будет рота в разведбатальоне.
  Вот по штатной численности были некоторые сомнения.
  Классические правила подготовки решения для вышестоящего начальника рекомендуют свое предложение формулировать в трех вариантах. 1-й вариант максимальный, как говорят "на все деньги". 3-й вариант минимально приемлемый. И 2-й вариант - средний между крайностями. Чаще всего начальник выбирает средний вариант, но ему надо видеть и крайние. Если любой из трех подготовленных вами вариантов вас устраивает, в большинстве случаев начальник примет устраивающее вас решение.
  В данной ситуации вариант максимальный был невозможен технически - чтобы обеспечить всю армию бронетранспортерами и десять лет будет мало. А ему желательно успеть к Халхин-Голу подготовить несколько частей, понимающих как этой штукой пользоваться. Чтобы в боевых действиях развить и закрепить полезный опыт. И тогда будет легче распространять его на другие части РККА.
  Допустим, что будет все отлично, его предложения вдруг пойдут "на ура", а не встретят "в штыки", что в жизни гораздо чаще. Даже тогда обязательно будет некоторый период раскачки, неопределенной длительности. И можно считать, что до начала заварушки менее полугода.
  Для обычных условий он бы сказал, что задача не решаема. У него нет вообще никаких полномочий, и надежда на тот факт, что Сталин часто прислушивался к предложениям.
  Технически сделать БТР не представляет сложности - Астров уже сделал опытный экземпляр своегно танка. На доступных узлах и агрегатах. Только корпус другой - много проще. Захотят за две недели соберут опытный БТР. И производить есть где - Т-38 уже не устраивает, БТР в предложенном виде уже лучше.
  И если его предложение встретит благосклонное отношение, давать ли два варианта - средний и минимальный, или дать только один. И если один, то какой.
  Если дать оба варианта, без сомнений выберут минимальный - Механик как снежный ком свалился на головы руководству со своей машиной. А может и его минимальный урежут. Если дать средний вариант, есть сомнения, что успеют раскачаться. Но есть шанс, что заметное количество машин требующихся вдруг вне плана и срочно встряхнет и будущий Государственный Комитет Обороны, и Астрова, и производство. И можно надеяться на большее количество машин.
  Так Механик и решил, пусть даже обалдеют от его заявки. Она вполне реальна, поскольку производственные возможности позволяют, под сомнением организационные моменты.
  
  В его истории за 39-й год сделали 150 штуки плавающих Т-38. Вряд ли потому, что не могли больше - скорее просто больше не заказали. Т-20 "Комсомолец" выпустили побольше, как бы не на порядок, в это же время. С учетом что БТР не сложнее, а может даже и попроще чем-то чем Т-20. И в целом может быть и его аналогом, и заменителем. Вполне вероятно что выпустят нужное количество в счет легких плавунцов - аналогом котрого тоже является отчасти БТР или "в счет" тягачей.
  Так как Т-38 уже не устраивает и берут его только потому, что "лучше пока нет". А рост армии есть. В 38м году этих микротарахтелок вообще не заказали и не строили. Вполне могут эти мощности на эксперимент пустить. Тем более, едва ли не треть плавунцов заказал флот и НКВД. Им БТР может и интереснее даже.
  
  
  # "Средний вариант"
  "... Для чего формировать:
  1. в танковой дивизии/корпусе опытный усиленный разведбатальон в составе две роты танков, рота пехоты на 12 ЛБТР, 4-х орудийная батарея минометов 82мм на 4 ЛБТР
  16 ЛБТР
  
  2. в моторизованной дивизии/корпусе опытный усиленный разведбатальон в составе
  рота пехоты на 12 ЛБТР, взвод ЛБРДМ количестве 4 машин, 4-х орудийная батарея минометов 82мм на 4 ЛБТР, батарея 2-х орудийного состава 45-мм батареи пто на крюке ЛБТР, 2 машины или САУ с 45мм пушкой на тумбе типа 21-К в кузове ЛБТР, 2 машины
  22 ЛБТР
  
  3. в не моторизованной дивизии/корпусе саперно-транспортную роту 12 машин личного состава, из них 3-4 машины оборудовать под ИМР/БРЭМ - плуг, отвал, лебедка, П-образный рамповый кран-балка. Имущество, инструменты, материалы и прочее перевозится простыми грузовиками. Задачами СТР являются снабжение дивизии при невозможности иным транспортом, оборудование или обеспечение переправ, прокладка колонных путей для колесной техники и обеспечение их движения, как в виде дозора так и в виде БРЭМ (эвакуатор-вытягач).
  12 ЛБТР
  
  4. в танковой дивизии/корпусе отдельные батареи 4-х орудийного состава буксируемых на крюке 120-мм минометов, 4 машины расчетов, 4 машины транспортно-заряжающие (ТЗМ)с боекомплектом
  8 ЛБТР
  
  Для всестороннего представления о тактических возможностях ЛБТР совокупно требуется танковый и механизированый разведбаты, две роты саперов и батарею 120мм буксируемых минометов желательно сформировать к началу лета. То есть 70 машин на конец весны.
  Судя по складывающейся политической и военной обстановке целесообразно отправить на испытания на Дальний Восток, возможно, стоит обратить внимание на значительную слабость нашей транспортной связности в Монгольской Народной Республике. Эта слабость может представлять интерес для империалистических агрессоров.
  В случае развития пограничного конфликта постараться применить новые тактические средства в боях. В течении лета сформировать еще 2+2 разведбата, 2-4 саперных роты и батарею 120мм буксируемых минометов для испытания в европейской части, всего от 108 до 132 машин..."
  
  Здесь Механик решил про Дальний Восток писать нагло и прямо. И почти прямым текстом про Монголию, только малую малость завуалировал.
  Не самый большой фокус угадать с японцами. Всем ясно, что японцы не уймутся, вопрос когда. Почему бы не летом? Почему бы не там, где у нас бардак в организации, мало сил на огромную границу и полностью отсутствуют коммуникации, одни направления? Тем более, что затишье после трепки на Хасане закончится уже этой зимой с новыми вылазками.
  Для БТР в Монголии неплохой вариант, удобно ехать, правда, там и грузовики нормально едут. А в той истории за танками все же не удержались. При той организации и бэтр не удержится, может и не выйдет демонстрации успеха. Могут попросту не успеть сделать заметное количество машин, чтобы стало заметно на общем фоне.
  В польский поход и машин нужно много, и бардака с избытком. Обходных маневров особо не нужно, больше угроза от пуль, чем от осколков. Нет возможности блеснуть, а наоборот - запросто. Больше по дури машин поломают, а выводы сделают про бесполезность машины. Не стал никак упоминать.
  В финскую транспортер может блеснуть, поскольку единственное ощутимое финское достижение - угроза и обрезание коммуникаций РККА. Но и бэтру двигаться там тяжело, неучи поди ломать его будут чаще, чем довольно ломкий танк т-26. И никакие оправдания не помогут, что менее чем за год ни одну машину не успеть отладить. С другой стороны, не факт - там надо будет по дорогам и снегу, а не воевать.
  В общем, про финнов тоже писать не стал. Уж сами как-то сообразят отправить части с ЛБТР на финскую, лишь бы по дурью не угробили. С финнами если без мозгов и БТР не помогут.
  
  Потом на отдельном листке он все же записал и минимальный вариант.
  
  # "Минимальный вариант"
  "...Учитывая, что в разведбатах мсд/мк имеются свои пушки буксируемые Т-20 "Комсомолец", или танки Т-26 или БА, в случае сильного отставания по срокам производства необходимо создать для испытания, например, в составе разведбатов дивизий или корпусов, унифицированную "мотострелковую роту на ЛБТР" урезанного состава.
   В составе трех взводов по три машины каждый, итого восемь десятков активных штыков, одной машины тыла и управления, и двух машин с расчетами батальонных минометов (82мм) с самими минометами и боезапасом, отработав в том числе и возможность ведения огня без спешивания, из машин. Итогом рота - дюжина бронемашин.
  Считаю разумным проводить испытания как в танковых так и в механизированных частях.
  
  Так же, для стрелковых дивизий, создать саперно-транспортную роту в составе трех взводов транспортеров, из них минимум один - бронированный, и одного взвода из трех спецмашин типа БРЭМ-ЛБТР, описанной выше.
  
  Необходимо создать для испытаний танковых и механизированных частях опытной батареи полковых минометов (120мм) на буксире бронетранспортеров. с размещением расчета и малой части боезапаса на одной, а прочего боезапаса на второй машине, всего восемь машин на четырехорудийную батарею.
  
  Итого две разведроты, две саперно-транспортные роты и батарея 120мм минометов - самый минимум для тактической оценки машин - около 50 ЛБТР..."
  
  Тут Механик подумал для 120мм стволов по началу можно и одну ТЗМ на два миномета дать. Выйдет сэкономить две машины из восьми.
  - Проси больше, получишь сколько нужно, - Механик помассировал шею, растер уши, разгоняя сонливость. - Пусть эта пара машин на батарею будет в резерве, исключить всегда успеем, если таки будет не хватать. По уму вдвое больше надо просить, так дураки ж лопнут от злости. Без админресурса придется тяжело. Делать партии рота-батальон и испытывать в сороковом и в сороковом-сорок первом начать насыщать войска.
  
  #"Морква" и танки
  Механик посмотрел, какие эскизы уже набросал. К эскизам общего вида, компоновкой с габаритами, грубым весовым расчетом, эскизу водоходного оборудования добавил еще схему уплотнения задней двери/аппарели, эскиз волноотбойного щитка.
  
  Добавил эскиз походного ветрового стекла и брезентового тента натягиваемого на открытый люк мехвода и на это стекло. Чтоб не вздумал в ВД ничего врезать. И из прочности и из герметичности и из технологичности
  
  Схематично изобразил внешнюю подвеску для ЛБТР - как на Т37-38.
  Потом с прицелом на будущее набросал эскиз блока подвески, прозванной в их литературно-попаданческой шарашке "морковной" или типом "Морква" - вариацию подвески Кристи, реализованной на танках Меркава-3, с некоторыми своими дополнениями. Полностью наружный монтаж, в отличие от откровенно геморройных свечей Т-34, что кратно и ускоряет облегчает сборку-монтаж-ремонт подвески и, может самое главное, упрощает корпус танка для производства. Не требует заморочных каналов для свечей, как и герметизации пазов в нижней части борта. При минных подрывах торсионную подвеску менять сложнее, чем наружную свечную. Конечно, если от танка что-то осталось. В некоторых случаях, после подрыва заменить торсион в полевых условиях вовсе не удается.
  Индивидуальная подвеска каждого катка со своим рычагом и балансиром. Качающаяся часть всех балансиров направлена в сторону кормы, что уменьшает жёсткость встречи катков с неровностями. В качестве упругого элемента подвека использует цилиндрические пружины. От себя добавил, чтобы ускорить монтаж/демонтаж элемента, плиту-основание для сборки элемента шасси в единый агрегат. Зафиксировал пружины в зажатом состоянии, отдал три здоровенных шпильки (болта гайки?) скинул каток с рычагом и балансиром, на место поставил таким же единым узлом новый каток с новым балансиром и пружинами. Осталось отпустить блокировку пружин. И готово.
  Для разнообразия нарисовал вариант со сдвоенной пружиной. И вариант сборки пружины с амортизатором. Без амортизатора танк дольше раскачивается после остановки, что увеличивает огрехи прицеливания. Если смогут выпускать, и поставят на танки хотя бы по одному на борт - уже хорошо. Хотя его транспортерам это вроде бы и низачем.
  Механик не просто объединил детали на отдельной небольшой бронеплите-основании, он еще вывернул узел наизнанку. В установленном состоянии основание прикрывает подвеску как экран с наружной стороны. Без ограничения узким свечным колодцем Т-34 пружины можно делать практически любого диаметра. Толстенный пруток пружины и сам не слишком чувствителен к осколкам. Спрятанные за экран элементы подвески боятся только прямого попадания снаряда, и не страшно - сработают как элементы разнесенного бронирования.
  Подвеска Кристи хорошо изучена в СССР, все вариации Т-34 использовали этот тип подвески. Торсионную подвеску для Т-34 освоить так и не удалось. Хотя для легкого Т-40 и тяжелого КВ ее освоили. Торсион требует точного соблюдения техпроцесса. Харьковчане за всю войну толи не смогли, толи попросту не захотели связываться с проблемой. И как могли игнорировали и отбрехивались от требования ГКО перейти на торсионы.
  Как вишенку набросал эскиз приспособы для переноса и подвешивания элементов подвески рядом с бортом в процессе работы. Рычажно-цепная таль, благо основание массой более 5-ти тонн. Все же единый блок изрядно увесистый, его даже вчетвером кантовать не сильно в удовольствие. А с приспособой даже один танкист справится, и даже если он женского рода.
  Тань-кист сам все что мог подкрутил, раскрутил, подвесив на кран-балке, отпустил от борта отодвинул на землю положил. БТР с запчастями приехал, сгрузил одно загрузил, снятое другое и уехал тут же. Тонь-кист посмотрел вслед, сказал нехорошее и матерное, вздохнул, прицепил трос, поднял новый каток в сборе с уже поджатой пружиной. Повернул кранбалку. Наживил сборку, потом закрепил, отпустил трос и пружину, кран-балку снял и в ЗИП пристроил.
  Если считать для Т-34, один каток с балансиром в сборе 200кг, да пружина 35 кг. Со штоком, креплением и прочими метизами пусть 250 все.
  Механик прикидывал бортовые листы для танка ставить с небольшим отрицательным наклоном около 10*. По танку будут чаще стрелять прямой наводкой, БТР вовсе не должен появляться там, где такой обстрел возможен. А танк обязан. И этот небольшой наклон уже повышает вероятность рикошета.
  Поэтому, лист брони будет чуть выше высоты танка примерно 1,1 метр высотой, шириной 0,8 м (пять катков на 4 метра корпуса) толщиной 25мм. Масса его составит 175 кг. Итого каток-экран в сборе, если ориентироваться на каноничный Т-34 около 425кг. Вручную тягать совсем не весело. А для ЛБТР он может быть о коло 50кг, тоже не пушинка, но и не полтонны почти.
  Вдруг понял, что слегка увлекся в танки. Усмехнулся, прямо как школьник размечтался, представил себя рассекающим поля и раскидывающим вражьи орды на альтернативном Т-34. Он же пока ЛБТР строит, это все полегче. Раз в пять. Для Т-34 или вдвое более тяжелых типа Меркавы и узел подвески будет очень тяжел. Для ЛБТР толщины основания в 5 миллиметров хватит. Только для служебной прочности не согнуться в процессе перевозки и монтажа-демонтажа. Только основание небольшого размера, скажем, пусть 30х20 см - меньше трех кило весом, и 30 кило на всю машину. На хоть какие бронеэкраны нет запаса грузоподъемности. Вот если брать добронированый до альт-БРДМ...
  Он прервал себя, обнаружив, что мысли начали ходить по кругу. А на эскизах с подвеской сделал пометку "при изменении соответствущих параметров, годится для танков массой до 60-70 тонн".
  - Или это будет палево? - подкинул мозг, - Спросят, где, вы товарищ, взяли семидесятитонный танк, чтобы испытать свою подвеску?
  Приглашенный к ранее в СССР Эдвард Гротте представлял в начале 1930х годов проекты и семидесятипяти, и стотонного танка, и тысячетонного. Кроме него были и отечественные конструкторы.
  НИИ Военной академии механизации и моторизации РККА в 1933 году подготовил проект опытного 500 тонного танка прорыва.
  Даже в 1940 году проектировали сверхяжелые танки, ВЛ ("Владимир Ленин") - проект танка в тех вариантах с массой, в зависимости от вооружения, от 260 до 460 т.
  А танк в 60 тонн обычное дело, никого не удивишь.
  Тот же пятибашенный Т-35, серийный с 1934 года, за годы выпуска дорос до 58 тонн.
  В 1937 году Конструкторское Бюро Харьковского паровозостроительного завода (ХПЗ) получило задание на проектирование нового тяжёлого танка прорыва, основанного на шасси танка Т-35. Согласно требованиям Автобронетанкового управления (АБТУ), утверждённым 5 ноября 1937 г., танк должен был иметь классическую компоновку с тремя башнями и не превышать массу в 60 тонн. Толщина брони предполагалась в диапазоне от 75 до 45 мм.
  В 1938 году двумя ленинградскими КБ были разработаны очень близкие друг к другу проекты нового тяжёлого танка с противоснарядным бронированием, предназначенного для замены Т-35. Кировский завод в лице СКБ-2 предложил машину СМК. Второй проект, получивший название Т-100, был разработан в КБ ленинградского завода Опытного машиностроения No185 им С. М. Кирова под руководством С. А. Гинзбурга.
  В течение 1938 года все согласования и рассмотрения в комиссиях и инстанциях проекты СМК и Т-100 проходили одновременно. Как и СМК, Т-100 первоначально проектировался трёхбашенным с установкой 76-мм пушки в главной башне и двух 45-мм танковых пушек образца 1934 года в двух малых башнях. Но при принятой толщине брони 60 мм масса машины не должна была превышать 55-57 тонн, поэтому число башен было уменьшено до двух. И военным эти двух башенные очень понравились. Товарищ Сталин с трудом уговорил сделать еще однобашенный вариант. Который потом, полегчав с 60 до 43 тонн, пошел как "Клим Ворошилов", и все равно страдал от избытка веса и нехватки мощности.
  Так слегка с запасом прикидвал.
  
  У Меркавы 70 тонн массы давит на 12 катков, почти 6т на один каток. Т-34 и КВ имели нагрузку около 3,5 тонн/каток. В проекте Механика ЛБТР весит всего пять с полтиной тонн, на десять катков ляжет по пятьсот пятьдесят килограмм. Смех один.
  - Ничего не мешает сказать, что был прикидочный расчет, - сам себе ответил прогрессор. - А более семидесяти тонн стало не интересно. Перейдем к уговорам творческой личности, вдруг у него какие тарканы зашевелятся.
  
  #Астрову лично
  
  Новый листок начал покрываться строчками.
  "т.Астрову А.Н.
  Уважаемый Николай Александрович!
  Ваш профессионализм обязательно заставит вас искать идеальное и красивое конструктивное решение. Нет сомнений, что вы сможете построить машину, превосходящую заданные ТТХ, рациональнее использовать броню, увеличить плавучесть и остойчивость, улучшить обитаемость и прочее.
  Но ситуация требует решения простого и максимально легкого в производстве.
  Превосходные машины в штучном количестве с треском проиграют машинам посредственным, но массовым.
  Стратегически минимум затрат лучше, чем превосходные ТТХ.
  Наши КБ и заводы умеют делать отличные рекордные машины в единичном количестве. Зато с массовым производством огромные проблемы.
  Без преувеличения необходимы десятки тысяч таких машин для армии.
  Два критерии "лучше" и "эффективно" уже перевешиваются одним критерием "срочно".
  Очень важно оптимизировать конструкцию не с точки зрения боевых характеристик. Оптимизация требуется по скорости проектирования, производства и ремонтопригодности.
  В производстве преимущество получит конструкция с минимальным количеством и длиной сварных швов и резов металла, а равно минимальное количество отходов при раскрое листов.
  Возможно, вам как перспективному и талантливому конструктору, такое неприятно будет проектировать. И все же обратите, внимание, что производственная оптимизация задача другого уровня представления, более сложная, и потому достойная действительного таланта. "Сложное сконструировать просто, простое сконструировать сложно"
  
  Николай Александрович! Не делайте идеально, сделайте просто хорошо или даже хоть как-то "на отвали", ибо некогда! Пусть будет эрзац из того, что есть налаженное и массовое в производстве.
  Пусть даже будут дендрофекальные конструкции, но соответствующие минимальным ТТХ. Пусть даже половина машин будет небронирована, с корпусами из тонкого, насколько допускает конструкционной стали.
  Дайте армии опытную партию в сотню машин причем, полсотни надо к началу лета. И еще сотни полторы к концу.
  А промышленности нужен отработанный минимальный образец для мобилизации.
  После чего можете далее доводить свой прекрасный легкий танк до идеала, если хочется.
  
  Останется лишь отслеживать и минимально корректировать проект по наличию в выпуске узлов и агрегатов. Например, Т-38 снимают с выпуска и его ходовой нету больше, значит переделываем проект ЛБТР на агрегаты машины, что принимают взамен. Мотор допустим появится, вдруг доведут до ума МД-23. ДШК пойдет массово - ставим его вместо пулеметов ДА.
  Военные любят тактику, и будут требовать улучшения ТТХ.
  Но, если ваша работа задержится, все мы в итоге можем остаться вообще без производства в серии, и будем вынуждены затыкать дыры, чем придется".
  
  Хватит пока. Потом он еще "плеснет букоф". Пусть письмо будет об одном "объекте" - ЛБТР.
  Хотя он и постарался избежать ссылок на информацию, секретную для valido realtà, т.е. текущего 1938 года, в письме упомянуто достаточно всякого разного, чтобы поинтересоваться, откуда автор все это знает. Ведь он собирается подписаться своим местным именем-фамилией и поставить действительный адрес. Конечно, письмо могут не заметить, или посчитают, что сами разберутся. Тогда он даже не узнает результат. А при удаче его даже могу пригласить к Сталину, как пригласили того же Астрова. Или не пригласить. Или не к Сталину. Поскольку есть нюанс. Он не Астров, не известный конструктор вооружений, не признанный специалист в области военной стратегии-тактики. Его реципиент просто киномеханик в местном ДК.
  Можно поставить какой-нибудь псевдоним и вместо адреса указать "Главпочтамт, до востребования". Но такой обратный адрес несколько дискредитирует содержание. Механик больше склонялся указать реальные данные, но пока решил не спешить. Больной спрятал бумаги. Пусть черновик еще отлежится, что-то еще вспомнит-исправит-дополнит. Там и конверта очередь подойдет.
  На прогрессора вдруг навалилась огромная усталость. Он удивился, думал, всего часик покарябал бумагу, и кажется ошибся, подня прошло, силы уже иссякли. Надо что-ли полежать чуток. И тут же провалился в сон.

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"