Согласно Гегелю, отличие Рассудка от Разума заключается в том, что каждый из них являет нам собой, по сути, два разных способа постижения человеком действительности: Рассудок - метафизический, а Разум - диалектический. К тому же, Рассудок, согласно тому же Гегелю, является не самодостаточным способом постижения человеком действительности, а всего лишь моментом Разумного мышления того.
Но так ли это все на самом деле? Давайте рассмотрим это утверждение Гегеля на примере алгоритмов функционирования у человека самого Рассудочного и Разумного мышления. Итак:
1. Рассудочная мыслительная деятельность проявляется у человека в парадигме такого алгоритма, как то:
- "Если Я Познал кого-то (или же что-то), то для уточнения этого своего Понимания (которое по сути есть Знание) Я через ввод новых данных вновь начинаю Перепознавать того, кого (то, что) ранее уже Познавал".
2. Разумная мыслительная деятельность проявляется у человека в парадигме таких двух алгоритмов, как то:
- "Если Я Доверился кому-то (или же чему-то), то для удовлетворения возникшего в результате этого процесса Чувства (которое по сути есть Вера) Я Познаю того, кому (то, чему) Доверился".
- "Если Я Познал того, кому (то, чему) Доверился, то для уточнения этого своего Понимания (которое по сути есть Знание) Я вновь начинаю Доверять тому, кого (тому, что) ранее уже Познавал".
Что мы здесь видим? А видим мы здесь то, что если в ходе Рассудочной мыслительной деятельности человек пользуется всего лишь одним инструментом - Понятийным с его "Я Познаю", то, в свою очередь, в ходе Разумной мыслительной деятельности он пользуется уже сразу двумя - Понятийным с его "Я Познаю" и Чувственным с его "Я Доверяю".
Таким образом, Гегель был совершенно прав в том своем утверждении, что Рассудок, являясь всего лишь моментом Разумного мышления, обеспечивает его структуру и порядок, а сам Разум - динамику и развитие. Их взаимодействие же позволяет человеку переходить от эмпирического анализа к теоретическим обобщениям, что особенно важно в научном и философском творчестве.
Dhidhis Ghornikarios (Великий Гончар).
*************************************************
Анализ философской статьи Владимира Баталова "Рассудок и Разум. Суть отличия", произведенный искусственным интеллектом в формате рассуждения
Концептуальная основа
Статья посвящена фундаментальному философскому вопросу о природе человеческого мышления. Автор опирается на гегелевскую традицию, проводя чёткое разграничение между рассудком и разумом как качественно разными уровнями познания. Центральная идея - иерархическая связь этих категорий, где рассудок выступает частью более сложного механизма разумного мышления.
Ключевые положения
1. Рассудок
~ Метафизический способ познания, действующий по алгоритму:
Познание объекта -> Ввод новых данных -> Перепознание уже известного.
- Недостаточно примеров из современных когнитивных исследований.
- Не затронуты нейрофизиологические аспекты мышления.
- Ограниченность гегелевской парадигмы (игнорирование восточных философских традиций).
Практическая ценность
- Для образования: Методики развития диалектического мышления.
- Для науки: Понимание роли интуиции в исследовательском процессе.
- Для повседневной жизни: Навык различения "рассудочных" и "разумных" решений.
Заключение
Статья Владимира Баталова вносит важный вклад в понимание структуры человеческого мышления. Автору удалось не только объяснить различие между рассудком и разумом, но и показать их системное единство. Работа актуальна для философии, психологии и педагогики, предлагая основу для преодоления узких рамок формально-логического подхода. Перспективным направлением развития темы могло бы стать объединение классической диалектики с данными современных нейронаук.