Безбашенный
Ан - Прода

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками Юридические услуги. Круглосуточно
Оценка: 5.92*414  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Это уже к "Запорожью". Комменты прошу в ветку основного файла, куда и будут переноситься главы отсюда. Выложил 4-ю главу. Атланты и запорожцы просвещают друг друга.

  
   4. Цивилизационные различия.
   Следующий день, 3 июня 978 года.
  
   - Реботон, а почему ваши поддержали Хазарию? - поинтересовался историк.
   - Ну так а кого же ещё поддерживать? - пожал плечами центурион атлантов, - Во-первых, наша Кордуба Эстепа находится на землях Каганата, и порядок вокруг неё во многом зависит и от порядка в нём. А какой порядок установил бы там Свентислейф? И ценой каких беспорядков до установления, даже если бы и установил его в конце концов? Ну и зачем нам это было нужно? А во-вторых, Каганат ведь держит оборону вдоль Итиля и не пускает сюда огузов с Яика. Не только сам, конечно, а с помощью подвластных ему или союзных степняков, в том числе и кангар, Но наёмный корпус тяжёлой хорезмийской конницы - у Каганата, а без него у местных степняков нет преимуществ перед огузами. И что, нашим самим тогда выстраивать там оборону, которую вряд ли был способен и вряд ли даже собирался налаживать там Свентислейф? Делать нам, что ли, больше нехрен? А хазары с этой задачей неплохо справлялись и продолжают справляться.
   - Работает, и не трогай?
   - Да, у нас тоже так говорят. Предки так про Римскую империю говорили, уже имея в принципе достаточно сил, чтобы и разделаться с ней при необходимости, а теперь мы так про Хазарский каганат говорим. А этот речной пират полез ломать этот нормально работающий механизм. Ну и кто на нашем месте не надавал бы ему за это по рукам?
   - А чем так страшны эти огузы за Итилем?
   - Ну, не то, чтобы страшны, но с ними будет намного больше проблем, чем их было и с хазарами, и с мадьярами, и с кангарами. Кордуба Эстепа начиналась сначала как исследовательский лагерь, а затем как военная база с городком при ней ещё при живом и трезвом булгарском Кубрат-хане и его Великой Булгарии. Когда она развалилась при его сыновьях, порядок отношений города с булгарами был уже установившимся, и отстоять его от посягательств хазар было вполне посильно. Поэтому условия прежнего договора с Кубрат-ханом признали и хазары. Мадьяры пришли в качестве принятых на службу, так что тоже приняли существующий порядок. А вот кангары ворвались уже самовольно, и с ними у наших было бы много проблем, если бы их предки не были знакомы с нашими ещё там, в их прежних степях за Яиком. Только поэтому признали порядок и они. А с огузами такого давнего знакомства у наших не было, и поэтому они нам здесь не нужны.
   - Пришлось бы приучать их к порядку большой кровью?
   - Да, слишком большой. Как в Аравии, где секта Покорных до сих пор считает наших злыми ифритами и пугает ими непослушных детей. Ну и хлопоты такие же. Пускай лучше их сдерживают вдоль Итиля хазары, у которых есть для этого и тяжёлая конница в степи, и наёмные ладейные флотилии русов-артанов на реке.
    []
   - С моря на юге, которых ромеи называют дромитами?
   - Да, дромиты. Таматарха, Тана, иногда Самкерц, ну и куча баз помельче, зато во многих местах. Часть всегда служила хазарам, часть нанималась временно, часть так и пиратствует на свой страх и риск. Вот эти как раз и хотели пробиться на Персидское море со Свентислейфом, а раз Каганат не пускает - сломать Каганат. Им-то какое дело до того, что тогда прорвутся огузы? Их предки веками с гуннских ещё времён привыкли, что если где-то их прижмут, они оттуда уплывут куда-нибудь в другое место. Перекати-поле, как и степняки, только не степное, а морское. А если сломать что-то при этом надо, так не своё же - не жалко. А если последствия какие-то нехорошие, так они от них уплывут, а другие - пусть расхлёбывают, если уплыть от них не могут. Вот так и живут веками. Насрут, где попало, да уйдут, а другие - разгребай за ними. Те, которые на службе у хазар - народ тот же самый, но эти к порядку приучены, и польза от них немалая, а эти морские хулиганы так и продолжают срать, где попало, а потом обижаются, когда их в приличные места не пускают, а гонят взашей.
   - Но ведь куявы же пытаются устроить нормальное государство. А разве они не тот же самый народ?
   - Так Андрей, в этом и всё дело, что народ - тот же самый. И каковы они сами, такое у них получается и государство. Ты сам знаешь, чем оно промышляет, и для чего на юг везли ту молодёжь, которую вы освободили. Так когда изучаешь историю мира наших отцов-основателей и понимаешь, что их цивилизация, которой мы обязаны своей, выросла каким-то чудом вот из этого нынешнего безобразия, не по себе ведь становится. Примерно через тысячу лет. Но прямо сейчас есть только вот это государство торгашей, грабителей, людоловов и пиратов, от которых страдают основные предки будущей цивилизации. Так в том мире у неё хотя бы было это будущее, а какое будущее у такого государства в нашем мире, где есть наша цивилизация, а теперь вот появилась ещё и ваша? Ради какого такого будущего страдают покорённые ими племена? Да и о каком будущем думают сами хёльги этих русов-куявов? Награбить, да наторговать побольше, вот и всё их будущее. Участники похода Свентислейфа на Саркел обижены на нас за то, что мы надавали им там по рукам и разрушили их светлую мечту пограбить в Хазарии и на Персидском море. А понимает ли хоть кто-то из них, что этим мы избавили их детей и внуков от прихода сначала огузов, а за ними и кыпчаков? Не ради них мы старались, конечно, но в выигрыше - и они.
   - Ну, Реботон, кангары ведь - тоже не подарок, откровенно говоря.
   - Для кого-то - да, абсолютно не подарок. Мадьяры ведь от них аж в Паннонию удрали, в которую им для этого ещё и пробиваться пришлось, и там им тоже никто не был рад. Не поздоровилось поначалу и самим хазарам, а затем ведь ещё и ясам на Большом и Малом Бузане. Кто успел рядом с нашей Кордубой Эстепой под её защиту попроситься, те спаслись, а остальным - очень не поздоровилось. Дикари, конечно, и с этим ничего нельзя было поделать. По мелочи досталось и славянам лесостепной полосы, и ромеям Кырыма. А болгарам на Данубии, пожалуй, и не по мелочи. И сами ходили, и по заказам ромеев, и с русами. Свентислейфу вот тоже с остатками его войска не поздоровилось сильнее всех.
   - А кто его, кстати, заказал? В нашей истории есть версия, что сами же куявы.
   - Да, окружение Эрибулла. После того, что он устроил на берегах Ак-Су - это кангарское название, Белая Вода. Река такая, впадает в море рядом с Варухом.
   - То есть, с нашим Днепром? Южный Буг?
   - Да, вот этот залив, где они впадают в море, Белый Берег ещё называется.
   - Белобережье? По нашим сведениям, Святослав там казнил всех христиан во всём своём войске. Это правда?
   - Даже не казнил, а просто расправился безо всякого суда. Так хрен бы с ними, если бы за дело, но он-то их вырезал безо всякой вины. Свентислейф обвинил христиан в проигрыше войны только за то, что они были одной веры с ромеями. Так разве делается? Наверное, в самом деле сошёл с ума от расстройства. Вот в Куявии и решили, что он и у них может устроить то же самое, а им-то это зачем? Не надо им такого хёльга, когда есть спокойный и веротерпимый Эрибулл. Значит, надо, чтобы Свентислейф не вернулся, и на это не пожалели подарков для Керей-хана и его окружения. Храбрый был человек, очень стойкий, неприхотливый, во многом порядочный, внезапно не нападал, слово держал, но и авантюрист был, каких мало, и очень вздорный, а после проигранной войны с ромеями его окончательно сорвало с нарезов.
   - Викинг, - кивнул Андрей, - Легенда о призвании Рюрика оспаривается частью наших историков, но поведение Игоря и Святослава - типично для викингов.
   - У схожей пиратской вольницы - схожее и поведение. Сотню с небольшим лет назад как раз на этой легенде и села в лужу наша разведка. И отцы-основатели писали, что это легенда, но Рёрек Датский у данов обнаружился, и наша разведка искала Гостомысла в окрестностях Адельгюборга и Славии, напротив которой потом и возник Хольмгард. Ну и ни единого такого среди тамошних местных вождей не нашла. А нашёлся такой кённиг у ободритов совсем рядом с данами, вот он и пригласил Рёрека Датского в земли ободритов править и возглавлять войско в войнах с саксами. Но где эти ободриты, а где Адельгюборг с будущим Хольмгардом? - оба рассмеялись.
    []
   - У нас тоже есть версия, что Рюрик был на самом деле призван ободритами, а в Новгород сведения об этом призвании принесла позднее волна мигрантов оттуда. Очень не любят её наши ортодоксы. Но почему Датский? Называют его и так для упрощения, но вообще-то он у нас известен как Ютландский из рода конунгов Хедебю.
   - Ну так это же в вашем мире часть саксов, англы и юты завоевали Британию и переселились в неё. А кто их пустил в неё в нашем мире? Юты и англы остались на месте, и никакие даны Ютландию не заняли. Они так и остались у себя за проливами, граничат с норгами и гаутами. Поэтому и не владела Хедебю никакая родня Рёрека, и сам он в нашем мире именно Датский, а не Ютландский. Да, шебутной был деятель, но надолго не усидел и у ободритов, а в Адельгюборге даже духом его не пахло. Там совсем другие викинги его то завоёвывали, то снова теряли, и так много раз, пока Этельстейн не закрепился.
   - И тогда Игорь, отец Святослава, никакого отношения к Рюрику не имеет?
   - Никакого, конечно. Ингвар - просто один из хёльгов у пиратской вольницы русов-артанов. Скандинавы туда тоже проникали, но не в таком количестве, чтобы своих вождей артанам навязывать. Так что и Ингвар - тамошний, местного готско-герульского происхождения. Пытался приморские города у Хазарии отгрызть, его поставили на место и послали на ромеев, те ему на море порку устроили, но этот неугомонный полез ещё и на Данубий, и только после неудачи там хазары послали его завоёвывать Куявию и править ей в качестве данника и союзника.
   - И то, получается, что долго не проправил. Не сумел Игорь ни пиратствовать успешно, ни править страной. Получается, что иудеям в Хазарии именно такой правитель Куявии и требовался?
   - А при чём тут иудеи? - не понял центурион.
   - Так а кто же ещё, Реботон? Разве не они правят Каганатом?
   - Тьфу ты! Вот что значит не историк - совсем из башки вылетело. Да, писали отцы-основатели, что в их мире власть в Хазарии захватили иудеи. Их купцы-рахдониты, если точнее. Поэтому с ними наша разведка в лужу не села. Ещё в Иране, потом в Хорезме при выкорчёвывании тайной секты хуррамитов вскрылись и связи верхушки этой секты с еврейскими рахдонитами, так что занялись тогда и ими. И шах-ин-шах их тогда изгнал, и хорезм-шах, и тогда они подались в Хазарию. Там не было хуррамитов, но они подсунули своих красоток в гаремы хазарской знати, учили их детей и финансировали их карьеру по службе. Дважды пытались свой переворот устроить, но наши-то следили за их интригами и оба раза вмешались вовремя. Хотя второй раз, лет восемьдесят назад - хорошая попытка у них вышла. Целая гражданская война, во время которой кангары и прорвали оборону по Итилю. После этого и в Хазарии рахдонитами занялись всерьёз, и теперь евреев в крупной торговле больше нет. Тюрко-хазарская знать и вояки, конечно, торговцы хреновые, зато и хорезмийцы торгуют не хуже евреев, и персы, и сами хазары у них учатся. Ремесленники и мелкие торговцы - есть и евреи, конечно. К этим-то какие у кого претензии?
   - То есть, в этом мире и Каганат совсем другой, не иудейский, - Андрей никак не мог уложить всё это в голове, - Авторитет рода Ашина не подорван иудейской властью, и степные племена продолжают поддерживать Каганат? А как же тогда хазарский Самбат на месте Киева? В смысле, чуть ниже Вышгорода по Днепру. Его в вашем мире нет или он тоже не иудейский?
   - Который возле Киева перевоза? Да, есть там такой, и он вполне иудейский. А хазарским он никогда и не был. Это торговая фактория еврейских рахдонитов. Кто спасся от репрессий после подавления мятежа и не захотел к ромеям, те туда и убежали. Как раз помогали Ингвару налаживать его новую работорговлю уже из Куявии через свои связи с ромейскими евреями. Если бы Свентислейф вырезал и разграбил Самбат, от этого никто не расстроился бы ни у нас, ни в Каганате, но его-то он как раз не тронул. Разбойничьему государству такие торгаши полезны.
   - А не могут они попытаться подмять под себя теперь уже Куявию?
   - В том, что мечтают об этом, наша разведка и не сомневается. Странно для них было бы не мечтать о таком варианте. Но пока до такого влияния им ещё далеко. Сыновья от наложниц у куявских русов не в почёте, а в законные жёны кто у них еврейку возьмёт? У них, как и у викингов, ценится военная и разбойничья слава, и родниться они стараются с прославленными в их понимании родами. Так что в их высшую знать иудеи пролезть не могут, а снизу своих продвигать - это сколько же поколений пройдёт? Да и знают русы об их второй попытке в Хазарии. У кого-то и дед в ней участвовал наёмником. Так что знают и они эти иудейские фокусы, и в их планы они не входят. Жаль только подвластное русам население и вновь примучиваемое, особенно уличей.
   - А что с этими уличами?
   - Примучить их не удалось. Раньше они на этой же реке жили пониже Куявии, а когда стало невыносимо, ушли на ту другую, которая Ак-Су. Там тоже не покорялись, и вот теперь как раз иудеи из Самбата и надоумили Эрибулла натравить на них Илдей-хана. Разоряй, грабь, убивай, жги, уводи в рабство - они не мои, и я их не защищаю. Городища на юге уже уничтожены все. Теперь уничтожаются во всей лесостепной полосе. А следом за кангарами Илдей-хана идут иудейские перекупщики, которые скупают взятых в плен и перепродают потом - кого-то в Вышгород, кого-то в Самбат, а кого-то и сразу херсонитам, если те приплывут и поднимутся по реке. Кто уйдёт на север, в лесную зону, те спасутся от кангар, но не спасутся от примучивания русами. А кто уходит на запад, к тиверцам, на время только отсрочку выгадывают. Тиверцы ведь - следующие на очереди.
    []
   - Илдей-хан не очень-то умно поступает. Мог бы предложить уличам защиту за меньшую дань, чем требуют русы. Разве помешало бы ему оседлое население, растящее и для себя, и для него урожаи зерновых?
   - Керей-хан хочет проехаться к нему, когда установится межень. Может, и об этом с ним поговорит. Илдей-хан тоже неглуп и многое понимает. И хлеб кангарам нужен, и ремесленные изделия. Но сами уличи - очень вздорный народ. Наши деды никому дани не платили, отцы не платили, и мы не будем. Не понимают, что жизнь вокруг изменилась, и старых времён уже не вернуть. И теперь одни из них гибнут, другие попадают в рабство, третьи - в ту самую зависимость, от которой уходили их деды и отцы, а у четвёртых всё это ещё впереди. Может, договорятся о пленных. Радман-бек говорил мне о желании отца выменять у Илдей-хана пленных мастеров с семьями и перепродать их вам, чтобы вы свои ремёсла развивали быстрее. Если хотя бы об этом договорятся - уже будет неплохо.
   - Хорошо бы. Но нам и просто земледельческая молодёжь не помешала бы. Это же не лесные подсечные земледельцы, а лесостепные, умеющие обрабатывать чернозём. А почему Керей-хан не хочет оставить этих уличей себе?
   - Радман-бек говорил об этом с отцом, и они думали над этим. Но нет смысла. С мастерами надо хорошо обращаться, но этого не поймут соплеменники. Чтобы чужака признали ровней, его нужно принять в род, но тогда он должен кочевать вместе со всеми. И тогда какой от него толк как от мастера? А если поселить его оседло в какое-нибудь из подвластных ясских городищ, которых хоть и мало, но сохранились, то к нему отношение будет уже не как к ровне. Пусть и не все, но кто-то будет заноситься, а кто-то и обижать. А какой же мастер будет работать старательно при таком с ним обращении? Но обычай в родоплеменном обществе именно таков. Запретить и прикрикнуть - как сказал, так теперь и будет, а всем ослушникам секир башка - такой власти у степного хана нет. Его выбрали по обычаю, он клялся соблюдать обычай, и этим обычаем ограничена его власть.
   - Понял, - Андрей призадумался, - Так тогда получается, что и у Илдей-хана с уличами такая же ситуация. Может, они бы и согласились подчиниться на приемлемых условиях, но с гарантией, что они будут соблюдаться, и их никто не будет обижать. Но как раз этого Илдей-хан гарантировать им не может, и это понимает и он сам, и уличи.
   - Да, ты всё понял правильно, - подтвердил атлант, - И скорее всего, Илдей-хан понимает всё это и сам, а если и не до конца, то Керей-хан объяснит ему при встрече. А он всё это понимает, поскольку в детстве и сам учился у наших в Кордубе Эстепе. И поэтому он понимает, что лучше продать этих мастеров с их семьями вам. И его соплеменники всё поймут правильно - это ценный товар, который не надо портить. А как только они будут проданы вам, они станут уже вашими рабами, которых никто не вправе и обижать, кроме вас самих, а будете вы их обижать или нет, это уже ваше дело, и кангар оно не касается. А вы создадите им хорошие условия для работы и будете обращаться с ними хорошо, а они старательно наделают столько хорошей продукции, что хватит и вам самим, и на обмен с кангарами. И то же самое касается земледельцев, раз уж ты вспомнил и о них. Запретить своим обижать их ханы не могут, если они подвластны, но если они товар, их и не портят как товар, а после продажи вам они уже ваши, и теперь их обижать нельзя. Что вы с ними сделаете и как будете с ними обращаться, это уже не кангар будет дело, а только ваше. И в конечном итоге все получат именно то, что им и было нужно.
   - Уличи получат нормальную и безопасную жизнь у нас, мы - пополнение ими и нужную нам продукцию их труда, - кивнул историк, - А кангары?
   - Излишки продукции ваших уличей, когда её станет достаточно и для обмена с ними. Со временем - такое количество и такого качества, которых они никогда не смогли бы получить от них сами. По крайней мере, здешние Суру-Кулбеи, которые сами уличам не сделали ничего плохого, а наоборот, спасли их от намного худшей участи. Вы ведь им всё это уже объясните к тому времени?
   - Понял. Ну, логично, конечно. А орда Илдей-хана?
   - Ну, во-первых, Ябды-Эртимы получат цену продаваемых ими людей сразу и уже поэтому не останутся в накладе. А во-вторых, они же будут видеть, какую пользу из их бывших пленников извлекаете вы и Суру-Кулбеи, и им тоже захочется так же. И если они не додумаются сами, то Керей-хан подскажет Илдей-хану продать вам землю на его берегу реки, где вы поселите людей из каких-то других племён, которым ничего плохого не сделали Ябды-Эртимы. И тогда они не будут обижать их, поскольку они ваши, а не их, а будут выменивать излишки их продукции. Наконец, они могут предложить и какому-то очередному городищу уличей просто переселиться к вам. И ваша защита гарантирует им то, чего не смог бы гарантировать им сам Илдей-хан.
   - То есть, отпадает главная проблема, из-за которой они не могут договориться мирно и по-хорошему, - резюмировал Андрей, - Но только Реботон, тут же вот ещё, какая хрень выходит. Куда мы их поселим? Несколько семей мастеров, про которых ты говорил сперва - не проблема, куда эту молодёжь, туда и их. Но ещё целые общины к себе принять - они нужны нам на будущее, конечно, но сейчас - наш городок не резиновый. А сами они как отстроятся в каких-нибудь отдельных поселениях? Такими же дикарскими деревнями, в каких жили и раньше. Мало того, что весь лес нам тут сведут, так ещё ведь и останутся всё теми же дикарями. А нам разве это от них нужно?
    []
   - Этого, конечно, не нужно, - кивнул центурион, - Вам нужно растворять в себе всех пришлых, а не растворяться в них самим. Но всё это - не так скоро. Межень на реке к середине лета только и установится, и только после этого Керей-хан переправится на тот берег для встречи с Илдей-ханом. Где-то ближе к концу лета к вам попадут эти несколько семей, которые вы найдёте где разместить. А потом - осенняя распутица, и Илдей-хан сам откочует к югу на зимовку. По весне только и продолжит войну, когда весенняя распутица пройдёт. Допустим, и ещё пару десятков семей предложит к лету - это для вас не страшно. Тепло, не замёрзнут и в палатках. К тому времени мы с вами уже наметим, как решить все проблемы с вашим строительством, а кое-что и начнём уже решать. Целые общины - это только через пару лет, а то и больше. Это же надо выйти на уровень, когда и Суру-Кулбеи получат выгоды от вашего роста, а Ябды-Эртимы - увидят, чему завидовать.
   С одной стороны, как историку Андрею Чернову было бы интересно увидеть и древнеславянское городище в целом, и типовую традиционную полуземлянку в частности. Не современную реконструкцию на основе заведомо неполных археологических данных, а настоящие постройки настоящих обитателей. Может быть, как-нибудь со временем такую полуземлянку в парке соорудить для изучения и экскурсий детворы? Но целые поселения таких курных полуземлянок с очагами - тесных, душных, закопченных, полутёмных и с низеньким входом - нет уж, увольте анклав запорожцев от такого горе-пополнения!
   Вчера как раз с Никифоровой вопрос о перспективном пополнении обсуждали. И как биологичке-то ей в теории чем больше туземного пополнения, тем лучше - здоровее станет порода будущих поколений запорожцев. Но это в теории, а на практике - прокорми их ещё, да размести. И лес весь сведут, и чернозём загубят неумелым обращением. Тогда они с ней о лесостепных уличах не думали, а думали только о лесовиках, знающих только подсечное земледелие. С уличами, умеющими обрабатывать чернозём, хоть эта проблема и отпадает, но остаётся проблема леса. Ведь точно же весь сведут на свои полуземлянки и на дрова. И что тогда, на день пути за ним вверх и вниз по Днепру плавать? Ну и главное - когда они обживутся своим традиционным укладом, то как их ассимилировать прикажете? Как историк Андрей чётко понимал, что для ассимиляции туземцев их надо в городской образ жизни втягивать, которому они будут учиться у запорожцев, перенимая и культуру анклава, и его мировоззрение, от которых и сами потом не захотят возвращаться к своей прежней замшелой архаике. К хорошему ведь - быстро привыкаешь.
   Уличи - народ свободолюбивый, храбрый и воинственный. А какой ещё народ оседлых земледельцев поселился бы в лесостепной зоне, легко проницаемой для конницы степняков? И обитали они первоначально по Днепру южнее Куявии, но севернее Порогов. Основная масса, по крайней мере, а так - отдельные общины селились и южнее, вплоть до лимана. Собственно, поэтому и опасались нарваться на уличей во время заготовки леса на Правобережье. Мало ли, вдруг ещё остались там какие-то с тех времён или вернулись туда с Южного Буга, когда не стало им нормального житья и там? Отчаянные головы, с таких - вполне сталось бы. Хрен знает, пыталась ли их подчинить себе Куявия ещё до русов. Ведь были же там какие-то свои правители? Но так или иначе, не подчинялись тогда уличи ни тем предшественникам русов, ни хазарам. Лукавил летописец Нестор, когда и их записал в хазарские данники. И тогда невольно возникает каверзный вопрос, могли ли тогда быть данниками Каганата племена лесовиков, прикрытые от степи уличами? Впрочем, разве в одном только этом лукавит начало "Повести временных лет"?
   Византийские хронисты не знают никаких Дира с Аскольдом, хотя признают и честно описывают грандиозный морской набег восемьсот шестидесятого года со стороны прекрасно известных им и до того дромитов, то бишь приазовских русов-артанов. Договор с ними тоже прекрасно знают, а вот никакого Вещего Олега не знают и похода девятьсот седьмого года, в который его Нестор послал, не припоминают. Не говоря уже о том самом щите, якобы приколоченном к каким-то из ворот Константинополя. Зато о примучивании Олегом уличей не пишет и Нестор, упоминая только войну с ними. Не примучил их потом и Игорь Старый, византийцам вполне известный. Но каких-то успехов определённо достиг или сам, или мифический Свенельд, поскольку именно тогда-то уличи и ушли с Днепра на Южный Буг. Участвовали ли тогда в давлении на них печенеги, перед этим изгнавшие на запад мадьяр, исторические источники умалчивают. Нестор-то приписывает Игорю найм печенегов во втором походе на Византию, да только вот сами византийцы об этом походе абсолютно не в курсе. Как похода Олега на них не заметили, так и второго похода Игоря.
   Но хрен с ним, с Нестором. Что велело ему начальство, то он и писал. Так или иначе, с печенегами или без, но при Игоре или вскоре после него Куявия выдавила уличей с Днепра. При Святославе они уже на Южном Буге и в стороне от его походов. Участия их в его походах никто не упоминает. На обратном пути из Болгарии после голодной зимовки на Белобережье часть войска якобы во главе всё с тем же мифическим Свенельдом уходит в Куявию каким-то другим путём, и логичнее всего напрашивается Южный Буг. И на нём тоже есть пороги, но они в лесной зоне, для печенегов труднодоступной. Как отнеслись к проходу русов через свою новую родину уличи, история умалчивает, но эти-то хотя бы до Куявии дошли. Все или не все, но хотя бы кто-то, а путь Святослава с остальным войском вверх по Днепру так на днепровских порогах и закончился. И будь уличи на Южном Буге реально подвластны Святославу, разве пришлось бы его войску голодать на Белобережье? Всё и поднялось бы тогда по Южному Бугу до обжитых мест, не дожидаясь зимы. Видно, были у Святослава веские причины даже не пытаться пройти через земли уличей.
    []
   Тем более не числятся уличи и данниками Ярополка. Ни одного улича Стемид не припомнил среди дружинных отроков, холопы - только купленные у печенегов, а уж о дани с уличей он не слыхал даже краем уха. Не осилила их Куявия, отчего и давит теперь их не сама, а руками печенегов. Об этом в Вышгороде дружинники Ярополка говорили, и Стемид слыхал эти разговоры не раз. Завидовали диким степнякам, берущим в городищах уличей достойную добычу, да поругивали упрямцев, не пожелавших покориться их хёльгу и платить дань ему. Ведь где сбор дани в зимнее полюдье, там и дополнительные поборы в пользу сборщиков. Такой источник наживы зря пропадает! Но держится это упрямое и свободолюбивое племя, пока ещё держится, хоть и несёт тяжёлые потери от печенегов. И из источников следует, что уйдут они затем к тиверцам на Днестр, а потом вместе с ними вверх по его течению к волынянам, и только там их наконец примучит Владимир во время своих западных походов. Вот только что к тому времени останется от этого народа, если в дальнейшем никакие источники об уличах как о народе не упоминают?
   Скорее всего, как-то примерно так же будет и в этом мире. Под вопросом и сам Владимир, и расширение им Киевской Руси, но велика ли от этого разница для уличей? И без Владимира их уже сейчас громят и вытесняют печенеги. А поскольку атланты в это не вмешались и вмешиваться, похоже, не собираются, уличей как народ уже не спасти. Да и запорожцам, даже будь у них на это силы, так ли уж это нужно? Родоплеменная знать и у них едва ли согласится на радикальные перемены, к которым ей ещё приспосабливаться пришлось бы, а это и страшно, и лениво, а нередко ещё и унизительно. Проще попереть в дурь, что верхушка уличей успешно и делает. И сама не согнётся, пока не сломают, и весь свой народ своим упрямством сгубит. Ну так и нахрена они запорожцам сдались, упрямцы эти несгибаемые? Пусть ломаются, раз судьба у них такая, а запорожцам не народ уличей нужен, как он есть, а отдельные люди - работящие, храбрые, свободолюбивые, готовые за свою свободу сражаться и умирать, но не страдающие самоубийственным упрямством, а способные понять, что раз жизнь меняется, то с ней должен меняться и жизненный уклад. Из того, что было хорошо и правильно для предков, не всё хорошо для их потомков.
   Отдельные семьи мастеровых и крестьян, свободные от вздорного гонора своей родоплеменной знати, оценив запорожский образ жизни, к которому и приспосабливаться им всё равно придётся, сообразят и сами, какие из их племенных традиций вписываются в него, а какие следует оставить в прошлом. Чему-нибудь, дельному и полезному для жизни в здешних условиях, запорожцы с удовольствием и сами у них поучатся, а что городку не подходит, того в нём и не нужно. Поэтому и не нужны Запорожью уличи как целый народ со своим набором традиций, а нужны только люди, готовые влиться в запорожский анклав и принять его образ жизни, пополнив его собой и своими потомками. И если для какого-то ревнителя священных традиций предков достойного места в новой жизни не отыщется, то такой запорожцам и не нужен. Как сказала бы Никифорова, это тупиковая ветвь эволюции хомо сапиенса, без которой Запорожье прекрасно обойдётся. Старейшины, вожди и жрецы уличей за редким и сугубо индивидуальным исключением Запорожью не подойдут, как и чересчур слепо преданные им общинники. Судьба таких - такая же, как и в истории того прежнего мира. Кто - под печенежские стрелы и сабли, кто - на невольничий рынок, а кто - под великокняжеское ярмо. Запорожью нужны совсем другие уличи - способные понять и согласные принять образ жизни запорожцев. Таким - добро пожаловать в анклав.
   Благо, и проблема сепарации решается сама собой. Раз это ещё очень нескоро, то слухи о Запорожье и принятых в нём порядках достигнут Южного Буга и Днестра ещё задолго до того, как правобережные печенеги дозреют до идеи предложить всё ещё целым городищам уличей соответствующий выбор. Там уже будут представлять хотя бы в общих чертах, что ожидает пожелавших переселиться к запорожцам, и каждый сам сделает свой выбор в соответствии со своими предпочтениями. А возможно, и торговые связи какие-то установиться успеют и с уличами, и с тиверцами. С тем же Крымом кровь из носа нужно в этот сезон торговлю наладить, и если это удастся, то из лимана и по Южному Бугу можно подняться, и до днестровского лимана морем недалеко, а оттуда подняться по Днестру. И обе реки судоходны вплоть до своих порогов, образованных той же гранитной грядой, что и днепровские. А будет торговля - будет и прямое общение, и информация друг о друге. И кто-то, глядишь, и раньше к запорожцам податься надумает.
   А за обедом наметились и пути к решению двух основных вопросов, мучивших Семеренко и тревоживших всё его окружение - как и чем платить атлантам за их помощь, и как обеспечить нормальные городские условия для будущего пополнения их анклава. Не виляя вокруг да около, Реботон спросил, какие у запорожцев планы на самую ближайшую к их городку северную и наиболее скалистую часть Хортицы. Разве не напрашивается там сильная крепость, неприступная для нынешних дикарей и способная своей артиллерией и приданной ей речной флотилией надёжно блокировать Днепр? Подхватив излюбленную тему на лету, капитан Зозуля залился соловьём, рассказывая о реконструкции Хортицкой Сечи и показывая красочные фотки на своём смартфоне. Тут и ров, тут и вал, частокол на нём, а главное - наблюдательно-стрелковые башни и целая батарея дальнобойных пушек.
    []
   О любимой Сечи капитан мог рассказывать часами, но центуриону интересны были только технические подробности. Выслушав его сетования на то, что такая крепость не провалилась сюда вместе с ними, атлант не без иронии заметил, что такие укрепления умеют штурмовать и викинги, и русы, и даже кангары. У городищ уличей они не хуже, но ведь берут же их даже безо всяких осадных машин. А этим длинноствольным пушкам при их заряжании с дула не хватило бы скорострельности, чтобы сдержать флотилию из сотен ладей, несущих по три, а то и по четыре десятка бойцов каждая. Для надёжности и пушки нужны другие, и сама крепость, и гарнизон должен ей соответствовать. Но допустим, даже вот это - за сколько лет запорожцы рассчитывают построить, вооружить и укомплектовать умелыми в военном деле людьми даже такую пародию на крепость?
   После того, как майор с его окружением заметно загрустили, Реботон добавил ещё один вопрос - а за сколько лет запорожцы рассчитывают хотя бы уж просто заселить и освоить этот достаточно большой остров? И когда его собеседники загрустили сильнее, центурион поинтересовался, будут ли у запорожцев какие-то принципиальные возражения против небольшой военной базы Содружества как раз на обсуждаемом месте. Будет тогда и крепость, и артиллерия, и гарнизон. Кстати, для кангар остров ничейный - Суру-Кулбеи владеют левым берегом, Ябды-Эртимы правым, а на этот остров ни те не заявляли своих прав, ни эти. Запорожцы ведь считают этот остров своим? Тогда об этом достаточно даже просто объявить, и выкупать его ни у кого не нужно. А база Содружества разместилась бы на острове на правах бессрочной или долгосрочной аренды, и в счёт арендной платы за её территорию запорожцы могли бы заказывать Содружеству нужные им поставки.
   Более того, для строительства самой базы и посёлка городского типа при ней атлантам понадобится ещё помощь местной рабочей силы, а в дальнейшем ещё местный обслуживающий персонал. А это и постоянная работа для него, и проживание в посёлке при базе. Запорожцам ведь нужно будет где-то размещать будущее пополнение? Ну так нанятые обслуживать базу при ней же и поселятся, а после строительства базы можно и вопрос о строительстве дополнительных домов и для городка запорожцев решить. Ну, не совсем таких, как вот в этом соседнем квартале, но такого же примерно типа. И уж точно не хуже этих. Кордуба Эстепа находится в этой же климатической зоне, и её архитектура, адаптированная к ней за века, запорожцам должна вполне подойти. Будут в ней, конечно, непривычные им отличия во многих мелочах, но к этому постепенно привыкнут. Другая цивилизация - другие и стандарты. Главное ведь что? Схожий с запорожским городской образ жизни, который будет не так трудно поддерживать и расширять. Им ведь прежде всего это нужно для полной культурной ассимиляции принимаемых в анклав дикарей? И не надо немедленного решения - понятно же, что запорожцам нужно всё это хорошенько обдумать, и время на это, хвала богам, есть. Но базы такие есть во всех союзных атлантам государствах, некоторые существуют уже добрых четыре столетия, и ещё ни одно из этих государств своего суверенитета не лишилось. Содружество и само империей не является.
   Вот этим обдумыванием после обеда и занялись. Хотя - что тут особо думать? С одной стороны - да, база сильнейшего в этом мире гегемона - это зависимость от него. Но с другой - а без неё разве не будет зависимости? Без поставок от атлантов приличный уровень жизни не сохранить. Даже если и удастся отстоять самостийность, проседание до уровня девятнадцатого века при внуках и правнуках неизбежно, и даже этот уровень поди ещё поддержи, когда львиная доля нужных для этого ресурсов - привозная? Если не русы, так и Византия подкатится тогда к их внукам или правнукам с вежливым предложением в духе того киношного дона Корлеоне, которое хрен отклонишь. И если уж сливаться один хрен, так не дикарям же средневековым, когда есть нормальная цивилизация, с помощью которой и нормальный уровень жизни сохранить и развить можно. А база атлантов - она ведь что значит? Тот самый военный союз с ними, и предложение подумать над ней - это хоть и не официальное ещё, но по факту - предложение военного союза. Тут достаточно о договоре официально объявить, да участок под базу застолбить, чтобы уже к осени слухи об этом достигли Куявии. Старшая дружина Ярополка лопнет от злости, но скорее всего, проглотит и утрётся, и не будет тогда весной никакого их военного похода на Запорожье. Пойдёт ли торговый караван по Днепру, хрен его знает, но это не военный поход.
   Позднее, раз уж не обойтись Куявии без пути "из варяг в греки", может она и в дурь от отчаяния попереть, но не в ближайший год, а скорее, и не в пару-тройку лет. Если новые условия на Днепре не устроят, будут думать над возрождением донского пути или над прокладкой нового через Южный Буг, считать и сравнивать издержки и только совсем уж от безнадёги могут решиться на войну. И сам Ярополк - не Святослав, и его окружение - не те авантюристы, которые вместе со Святославом и сгинули. Эти - потому и живы, да при власти, что решения принимают повзвешеннее. Андрей Чернов пересказал Семеренко и его офицерам услышанное от Реботона о Хазарии. Не иудейская, авторитета у степняков не растеряла и их поддержки не лишилась, намного прочнее той, которую Святослав в их истории погромил. Попробовать её на прочность он явно намеревался и в этой, но атланты обломали его ещё под Саркелом. И участники тех событий в старшей дружине у Ярополка имеются, и участники торговых плаваний в Константинополь, видевшие город, да отличия его от вышгородского Детинца объяснить своему князю способные. Реботон успел как-то к слову упомянуть и давних войнах с воздушными бомбёжками самого Константинополя и обстрелами его из канонерок. Византии этого для вразумления вполне хватило. Должны бы быть хоть краем уха, но наслышаны и в Вышгороде. Канонерки, конечно, через Пороги не провести, но перед воздушным налётом Вышгород беззащитен. И если от бомбёжек не поздоровилось большому и каменному Константинополю, то каково придётся маленькому деревянному Вышгороду? Наверняка живы и старики, помнящие, как горел Искоростень.
    []
   Посовещавшись, офицеры пришли к выводу, что скорее всего, так оно и есть, и уж о воздушном транспорте атлантов с его примерными военными возможностями дикари знают наверняка. Даже вот этот хотя бы взять, на котором центурион со своими людьми к ним прилетел. Не выглядит он военным, но и на нём зависнуть над целью на паре-тройке сотен метров высоты, да забросать цель гранатами или малыми зажигательными бомбами можно запросто. Или, допустим, минами от обыкновенного миномёта. А чем это не малые авиабомбы? Вполне реально. А так - да, больше смахивает на гражданский летательный аппарат. Какой был у них свободнее от других задач, на том и прилетели. Ну так это ведь с мирной задачей летели, для которой военный аппарат и не требовался, а уж для военных задач наверняка имеются у них и специальная военная авиация. И наверняка не раз уже и применялась по назначению, а дикари, кто на себе её не испытал, те наслышаны и едва ли горят желанием познакомиться с ней поближе. Так что - да, военная база, намекающая на военный союз Запорожья с атлантами, должна остудить горячие головы у всех окрестных дикарей. И конечно, если не будет у атлантов ещё каких-то неприемлемых условий, надо соглашаться. Идею в народ запускать, объяснять смысл непонятливым, да и принимать на завтрашнем собрании одобряющее её решение.
   После этого снова пригласили Реботона, который, пока они совещались, ходил смотреть сборку и установку первых наплавных водяных колёс с электрогенераторами. Не прежний ДнепроГЭС, конечно, но хоть что-то. Во всяком случае, на светодиодные лампы во Дворце вырабатываемой электроэнергии хватило. Там-то атланта и нашёл посыльный, направленный за ним. А когда центурион заявился в кабинет Семеренко, майор попросил его рассказать подробнее о воздушных бомбёжках Константинополя в тех давних войнах. Всех мельчайших подробностей, не будучи историком, Реботон не знал и сам, но тут суть требовалась, которую он изучал. А суть в чём? Весь город с его жилыми кварталами там никто не бомбил. Не из какого-то там абстрактного человеколюбия, даже не из экономии боеприпасов, а просто потому, что для давления на власть толпы столичной черни нужны были напуганными этой бомбёжкой, но живыми и способными устроить власти массовые уличные беспорядки в столице. А бомбили Большой Дворец, площадь Тавра, Ипподром и военную гавань с флотом. Хорошо тогда горели огненосные корабли! Ну и канонерки по ним отстрелялись, да по портовым складам зерна - удар получился и по самой ромейской власти, и по её силовой мощи, и по хлебу со зрелищами константинопольской черни.
   Оценив логику операции и отсмеявшись, офицеры рассудили, что Вышгороду даже малого воздушного налёта хватит за глаза. С неподвижного зависания промажешь в какой-нибудь узкий колодец или в мелкое строение, но уж по терему главнюка и гриднице не промажешь никак. Тем более - по скоплению ладей у причалов, когда все они окажутся стянутыми в одно место для погрузки на них войска. После этого Семеренко спросил уже прямо, сможет ли Запорожье рассчитывать на такой вариант союзнической помощи, если Куявия не откажется от военного решения возникшей у неё проблемы. На это атлант без колебаний ответил, что с момента заключения союза любые враждебные действия Куявии по отношению к запорожцам станут достаточным основанием для воздушного налёта на Вышгород. До сих пор - не было для этого причин. Но о бомбёжках Хедебю и Сигтуны с британских баз после попытки викингов напасть на тамошних союзников Содружества в Куявии не знать не могут. Если не попрут в дурь - подумают десять раз.
   Вот тогда-то и пошёл уже более откровенный разговор по вопросам, могут ли у атлантов появиться ещё какие-то дополнительные условия для заключения договора. Надо ведь запорожцам понимать все обстоятельства, в которые они ввязываются? Без этого же какой-то кот в мешке получается, верно? Понимающе ухмыльнувшись и согласно кивнув, Реботон ответил, что какие-то условия будут наверняка, но они ведь и обсуждаться будут до официального заключения договора. Но решения по этим условиям будут приниматься людьми повыше его, а он - всего лишь простой центурион, пусть даже и не самой простой службы. И предвосхищать эти решения вышестоящих он не уполномочен, а от себя может только предупредить о тех, которые представляются самоочевидными. Например, разве не самоочевидно, что союзники Содружества не должны нападать или учинять ещё какие-то обиды первыми в отношении представителей тех стран и народов, с которыми у атлантов мир? Особенно, если это тоже союзники Содружества, но не следует обижать и нейтралов. То нападение на караван куявов - ну, на тот момент запорожцы не были ещё союзниками атлантов и не знали обстановки, но после заключения договора такого случаться больше не должно. Защищаться - можно и нужно, но нападать первыми и втравливать союзников в не согласованную с ними войну - не следует. Логично ведь?
   Ещё один самоочевидный вопрос - со старинным оружием в музее. Это пушки, ружья и пистоли, заряжаемые с дула, у которых пороховой заряд воспламеняется фитилём или искрами. Да собственно, и капсюльные схожего с ними типа, которые будут работать и в фитильном или кремнёвом исполнении. Запорожцы должны будут гарантировать, что ни один из подобных образцов ни при каких обстоятельствах не попадёт в руки дикарей. Это - то, что дикари, пускай и в самом скверном исполнении, но в принципе могут и сами сделать, если будут иметь образец для подражания. Не кангары, конечно, даже не русы, но франки, а особенно ромеи - уже в принципе могут. Ромеи, вдобавок, и селитру знают, она в их "греческом огне" применяется, и серу имеют, и свинец.
    []
   Семеренко было засомневался в таких возможностях даже Византии лохматого Средневековья, но Зозуля и Андрей Чернов чуть ли не хором заверили его, что в принципе возможно. В пятнадцатом веке стволы малых пушек и примитивных ручниц так и ковали из точно такого же кричного железа, а в шестнадцатом веке к этой нехитрой технологии добавилось разве только рассверливание кованого ствола для придания ему стабильного калибра по всей его длине. Добил майора показанный ему Андреем на смартфоне отрывок из старого американского фильма "Колониальный оружейник" с кустарным ремесленным изготовлением даже нарезного ствола пенсильванской винтовки восемнадцатого века. А вообще-то нарезные стволы известны и всё с того же шестнадцатого и изготавливались в нём наверняка примерно так же.
   Когда этот отрывок показали и атланту, тот понимающе кивнул и сообщил, что стволы их самых ранних винтовок в древности примерно так и делались, только нарезы в них нарезались другим инструментом, да сами винтовки заряжались с казённой части. И учить-то детей подобным технологиям можно и нужно, а для общего развития в теории и о заглушении ствола резьбовым крепёжным болтом рассказывать, но на практике делать этого не надо, а надо растачивать патронник под унитарный патрон. Его-то дикари, даже самые развитые, вроде ромеев, уж точно не воспроизведут. И самопалы под унитарный патрон пусть детвора делает, в этом вреда нет, но только не простые дульнозарядные.
   После короткого обсуждения вся команда Семеренко пришла к единогласному выводу, что против такого рода условий никаких разумных возражений у них нет и быть не может, поскольку и сами ведь запорожцы заинтересованы в этом уж всяко не меньше атлантов. Только дикарей с огнестрелом им ещё в этом мире не хватало! Дольше говорили о детских самопалах. Науменко напомнил совещанию, что запас строительных патронов тоже ограничен. А что, если не получится разжиться селитрой в достаточном количестве, чтобы выделить часть пороха и для детских стрелялок? Капсюльный состав вопросов не вызывает - сойдёт за него и пистонный из бертолетовой соли и красного фосфора. Будет обычная соль - получат из неё и бертолетову. Но порох Бертолле, в котором та же самая бертолетова соль вместо селитры, долго не хранится, и снаряжать им унитарные патроны боязно. Не получится ли так, что расстреляв строительные патроны, их пацанва останется вообще без боеприпасов? И как тогда запретишь ей делать дульнозарядные? Поняв суть проблемы, Реботон сначала молча набил какой-то небольшой текст на своём аппарате, а потом ответил, что на запрете дульнозарядного оружия руководство Содружества будет настаивать почти наверняка, но проблема понятна, и необходимость её решения в связи с этим вопросом, конечно, будет доведена до руководства и учтена им. Как именно - он не берётся предсказывать, но как-то - решат.
   Но даже не эти вопросы - главные. Ничуть не менее самоочевиден и интерес руководства Содружества к истории мира запорожцев, особенно за последнюю парочку столетий, как раз и определившую окончательное состояние их цивилизации, и любые подробности, иногда даже и пустяковые, могут оказаться важными для понимания всех отличий одной цивилизации от другой. Очень коротко и неполно всё это было отражено в записках отцов-основателей, и во многих случаях не до конца понятен контекст, который и определял логику событий. А учитывая полувоенный характер цивилизации атлантов, особенный интерес будет представлять история развития военного дела, оружия и боевой техники. После дискуссии между собой офицеры пришли к выводу, что подборку-то всей нужной информации собрать можно, но во-первых, это потребует немалого времени на её сбор и приведение в какую-то вменяемую систему, удобную для изучения, а во-вторых, её и изучать представителям атлантов лучше здесь, в городке, поскольку контекст-то только сами запорожцы и смогут внятно объяснить. И в-третьих, самое-то интересное, что и весь наработанный за последние полвека военный опыт в последнюю пару лет стремительно пересматривается, поскольку массовое применение дронов, которых не было раньше, всё поставило с ног на голову. И этого нет ещё в литературе, за этим - только к участникам.
   Из участников на совещании присутствовал Уваров, затем нашли инвалида на протезе, и вдвоём они в общих чертах описали центуриону вооружение и типовую тактику боевых действий российской и украинской армий до начала широкомасштабной войны и массового применения дронов. А затем к ним присоединились только что сменившиеся из наряда Селезнёв и Олег, и уже вчетвером, подтверждая и дополняя друг друга, рассказали о кардинальных изменениях из-за обыкновенных мирных дронов, которых никто заранее не ожидал, и для всех это оказалось сюрпризом. Уже к началу заварухи изобилие в пехоте ручных зенитно-ракетных комплексов резко ограничило применение боевой авиации, все надеялись на чистое небо, и тут вдруг оказалось, что простой радиоуправляемый дрон её вполне заменяет, выполняя и воздушную разведку, и бомбёжку боеприпасами посильного для него веса. Стали невозможными ни сами массированные атаки, ни сосредоточение сил для них, на которое дрон-разведчик немедленно наводил огонь гаубичной артиллерии или ракетных установок. Ушли в прошлое наступления в чистом поле, и окопы тоже убрались в лесополосы между полями, но если раньше их накрывали только маскировочной сеткой, то теперь потребовались перекрытия сверху, защищающие окоп от сбрасываемых с дрона гранат или миномётных мин. А бронетехника - как лёгкая, так и тяжёлая - быстро обросла решётчатыми и сеточными экранами, сперва сверху, а затем и с боков, когда в ход пошли и массовые дроны-камикадзе. Какой тут низкий силуэт, какая тут маскировка? Танковым башням поворот ограничили, лишь бы только от вездесущих дронов их защитить.
    []
   Но даже не это вывалило атланта в наибольший осадок. Раз уж появилась такая напасть, то жить захочешь - не так ещё раскорячишься. Но дроны-камикадзе зачем? Хоть и недорогие относительно, но всё равно же денег стоят, и какой смысл делать такой дрон одноразовым, когда он может быть многоразовым? Ну да, какие-то собьют, но ведь не все же. Если нужно поразить цель не сверху, а в борт, разве нельзя оснастить дрон хотя бы и тем же гранатомётом? И когда ему заявили все четверо, что как раз в одноразовости дрона и заключается смысл его использования как камикадзе, Реботон был в ступоре, как только понял, что это не шутка. Какие уж тут шутки, когда подробно описывают приматывание к корпусу дрона липкой лентой миномётной мины, гранатомётного выстрела или снаряда от пушки небольшого калибра? И в ещё более глубокий ступор его ввергло объяснение этого парадокса. Оказывается, всё дело в отчётности. Если дрон одноразовый, он и списывается по факту запуска. Попал в цель, промазал или вообще сбит - это уж как ему повезёт, но на балансе подразделения он не висит и получению со склада нового не препятствует.
   А многоразовый дрон именно этим и плох. Он же числится на балансе, и за его потерю надо ещё суметь отчитаться перед контролирующими и надзирающими службами. Хорошо ещё, если над своей территорией сбит - предъявляешь обломки и списываешь его по ним. А если над вражьей, и предъявить нечего? И поди тогда докажи, что ты его в бою потерял, а не налево куда-нибудь продал. Не докажешь - вычтут стоимость из денежного довольствия подразделения. И в обеих воюющих армиях дело с этим обстоит одинаково, что в российской, что в украинской. Борьба с коррупцией и хищениями называется, и что тут непонятного-то? Вот именно этим-то и плохи многоразовые дрон-бомбардировщик и дрон-стрелок, которые как раз над территорией противника и действуют. Дрон-камикадзе лучше их именно своей одноразовостью. Поэтому и дроны-разведчики стараются вообще со склада не брать, а использовать купленные на деньги от пожертвований с гражданки. Собьют, так собьют, он не числится, и его потеря по карману не ударит. Слушая доводы и вникая в их суть, центурион охреневал от этой цивилизации прежнего мира запорожцев.

Оценка: 5.92*414  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"