1934 год. Москва. Золотая осень, тепло и мягко светит солнце. По усыпанным порыжелыми листьями дорожкам старого парка идёт мама с двумя девочками. Они смеются, загребают ногами шуршащие листья и осыпают ими друг друга. Воздух наполнен криками птиц, гомоном ребят, и этот весёлый шум прорезают бодрые слова, доносящиеся из паркового репродуктора. Где-то вдалеке жгут листья, а рядом, через дорогу, доносятся грубые голоса нетрезвой компании.
Но осень, так щедро распахнувшая свою прощальную красу, была всё так же прекрасна, и она словно пыталась преобразить ту жизнь, что теплилась в её объятиях: серую, будничную, угрюмую. И всё же казалось, она откликалась радостью только в детях.
- Мама, ты умеешь плести венки из листьев?
Девочка отбежала в кучу листьев и стала отбирать из них самые большие и красивые. Её рассудительная сестра неодобрительно посмотрела на неё. Елизавета, их мама, мягко сказала:
- Катюша, ты ведь знаешь, сейчас у вас будут занятия. А в воскресенье мы все пойдём гулять, и тогда я вас научу плести венки, и мы с вами устроим маленький конкурс.
Катя прижала к себе большую охапку листьев и обиженно сказала:
- Но тогда все самые лучшие листья соберут. А Оля снова будет читать книгу...
- Красивых листьев всем хватит, Катюша. А венки плетут не только для себя, но и для кого-то.
- Тогда я не буду ничего плести и искать самые красивые листья.
- Катя...
Оля, старшая сестра, фыркнула:
- Жадина!
Катя обиженно посмотрела на сестру. Ведь она подарила вчера ей свою праздничную ленту!
- Мама, а Оля...
Она замолчала. Соперничая с Олей за право быть 'лучшей', Катя нередко намёками указывала маме на 'недостойное' поведение сестры: то та, зачитавшись, не выходила к ужину, то дралась с мальчишками во дворе. Но матери это не нравилось, и она каждый раз ловила на себе её укоризненный взгляд: 'Не ябедничай, Катюша', 'Не хитри - у тебя на лбу написано'. А вчера мама с таким восхищением смотрела на неё, когда она отдала Оле свою ленточку...
Катя, посмотрев на листья, протянула их маме, улыбнулась ей и, метнув на Олю торжествующий взгляд, побежала к дому. Елизавета счастливо посмотрела ей вслед. Она обняла Олю и, смеясь, сказала:
- Ну зачем ты так... Вы у меня обе замечательные девочки.
В этот день ей было как-то особенно светло. А ведь столько было пережито за последние годы, что она перестала осложнять и запутывать жизнь, и научилась смиренно принимать её негромкие радости.
Они подошли к старому особняку с облупившейся штукатуркой, бывшему имению её семьи. После революции - 'Катастрофы', как говорил её отец, - дом экспроприировали и отдали в распоряжение рабочих семей.
Оля, её дочь, не по возрасту серьёзная одиннадцатилетняя девочка, вошла в переднюю, а Елизавета, чуть помедлив, развернулась и прощальным взглядом посмотрела на тонущий в листьях старый парк, парк её детства и юности. Сколько семейных радостей прошло под его сводами! Она улыбнулась - и тут же в памяти всплыло первое воспоминание детства: как она счастливая бегала по лавочке, незамысловато топая ножками, а её держала за ручки мама, и все тогда были рядом: и отец, и нянечка, и бабушка с дедушкой... 'Катастрофа' разрушила их дом и семью, и теперь лишь парк хранит в себе печать, дух того времени. Да и он, суровый молчальник, не может устоять перед наступью новых и, как ей казалось, грубых и недобрых времен.
Послышалась ругань из дома, и она, по-прежнему улыбаясь, развернулась и вошла в общую прихожую бывшего дома. Там, поздоровавшись с хмурым соседом, громко хлопнувшим дверью, Елизавета разулась, сняла пальто, аккуратно повесила тёмно-красный берет и старое кашне, давний подарок отца, и надела домашние туфли. На миг задержавшись, она задумчиво посмотрела на себя в треснувшее зеркало.
Прежде чем идти на кухню готовить обед, она решила заглянуть в гостиную, где должны были начаться уроки с детьми.
II
В гостиной за большим круглым столом сидел Егор Александрович Погоскин и раскладывал тетради перед началом урока.
Егор Александрович, друг семьи, три раза в неделю занимался с детьми гуманитарными предметами: историей, географией, русским языком и литературой. Елизавету тяготила ограниченность, приземлённость школы, и однажды, беседуя с ней об этом, Егор Александрович вызвался проводить занятия с её детьми. Елизавета с радостью согласилась. Она ценила его ум, широкий кругозор, творческий подход к преподаванию, а также ей нравилась его требовательность, его удивительное умение с первых же слов ладить с детьми. Иногда он напоминал ей большого ребенка, и ей, и детям с ним было легко.
Она не раз думала о том, смог бы он стать её мужем, но всякий раз отметала эти непроизнесённые мысли, видя его привычную мягкость, застенчивость, так естественно сочетавшиеся с его детской чистотой. При общении с ним в её голосе невольно проступал уловимый материнский оттенок.
Егор Александрович, всегда суетливый и слегка рассеянный, на звук открывающейся двери быстро поднял взгляд, который при виде её из сосредоточенного и даже хмурого стал по-детски приветливым - Елизавета не раз отмечала про себя, что люди, становясь взрослыми, навсегда утрачивают способность смотреть вот так непринужденно и открыто-доверчиво.
- А вот и вы. Погода нынче чудо как хороша! Это та осень, о которой пишут поэты. Мне даже неловко в такой день держать ваших девочек дома. Но я очень надеюсь, что они хорошо погуляли и смогут приступить к занятиям.
Елизавета приняла привычный с ним полушутливый тон:
- Вы же знаете: Оля всегда будет прилежна и любопытна, а Катюша будет думать о своём, и вам снова придётся придумывать уловки, чтобы её заинтересовать.
- Хорошо, я постараюсь.
Она подошла к шкафу за скатертью для предстоящего обеда и, доставая её, с неудовольствием отметила пыль на полу, оставшуюся после утренней уборки детьми.
Эта комната, 'гостиная', как по-прежнему называла её Елизавета, представляла собой большую угловую комнату дома, разделенную на две части - собственно гостиную с диваном, буфетом, пианино и круглым столом посередине, и маленькую спальню для девочек с двумя кроватками, отгороженную большим шкафом и занавеской между ним и стеной. Сама Елизавета спала на диване.
Она выдвинула ящик буфета и на миг задержала взгляд на тонкой стопке отцовских писем, перетянутой тесьмой. Поверх стопки лежало его последнее письмо, полученное около месяца назад; его скупые строки она помнила почти наизусть.
Бережно закрыв чуть покосившийся ящик, Елизавета обернулась:
- Сегодня у вас география? Куда вы на этот раз отправитесь с детьми - и какую страну я опять пропущу из-за своих дел?
- Знаете, это одна из самых удивительных стран - Япония.
Елизавета подошла к дивану и аккуратно положила на его спинку скатерть.
- Насколько помню, с моими девочками вы там ещё не бывали. Так... Вы уже были в Испании, в Африке, в Южной Америке - правда, всегда без меня. А вот Японию ещё не посещали. Я бы с радостью отправилась с вами, но, увы, мне нужно готовить обед.
Егор Александрович каждый раз с большим чувством делился тем, о чём недавно узнал:
- Читая про Японию, я проникся таким уважением к её культуре и людям! Поразительно, как устроен быт у крестьян: весь день он трудится в поле, по колено в воде, собирая рис, под палящим солнцем; от него его прикрывает лишь широкая шляпа. А вечером, после тяжёлого дня, он приходит домой. А там его ждут большая бочка, огонь, и он забирается в эту бочку и моется в ней. И только вымывшись и переодевшись, он переступает порог - и входит в свой дом, такой же чистый и опрятный, как он сам.
Удивительно - такой тяжёлый и грязный труд, а такой порядок и чистота в доме! Я обо всём этом расскажу вашим девочкам.
Егор Александрович оживился. Крайне непрактичный, живущий в общении с людьми и с книгами, он трудно встраивался в крайне стесненные условия жизни, и Елизавета охотно помогала ему в бытовых делах. Однако после недавнего возвращения из ссылки он стал более самостоятельным и, быть может, поэтому она порой смотрела на него иначе. Но сейчас она по-прежнему была в роли матери - для него и для своих детей.
- Вы прекрасный педагог, Егор Александрович, и я так рада, что вы согласились учить моих девочек. Жаль, что не могу присутствовать на ваших уроках. Что ж, пойду готовить обед. А, вот и Оля пришла! А где же Катюша? Опять убежала?
Оля, отодвинув занавеску, вышла из спальни, переодетая в домашнее байковое платье. В руках она держала книгу и тетради.
- Я за ней не слежу. Она опять будет мешать на уроке.
Елизавета взглянула на Егора Александровича:
- Непоседа вновь куда-то убежала. Пойду посмотрю в коридоре, а вы подождите нас.
Тут дверь распахнулась, и в комнату вбежала Катя, весело напевая:
- Когда дышала гибелью земля, когда луганский слесарь Ворошилов водил полки по скошенным полям...
Елизавета всплеснула руками и встревоженно спросила:
- Катенька, где ты это выучила?
- Это наши мальчишки поют. Они позвали меня в отряд. Сказали, что я могу быть с ними. Я быстро выучила песню!
Елизавета переглянулась с Егором Александровичем. А Катя не переставала щебетать:
- А завтра я пойду с ними убирать парк. Мы будем убирать листья!
Елизавета ответила строже, но всё так же мягко:
- Катюша, не забывай, завтра мы идём к обедне. А после мы пойдём гулять по парку и устроим там маленький конкурс на самый красивый венок.
Катя, побежав в спальню переодеваться, по-прежнему не умолкала:
- Нет, наши мальчишки этого не любят! Листья мешают ходить, они мокрые и грязные.
- Сейчас они сухие и очень красивые, - мягко возразила Елизавета, - Завтра я вам покажу лучшие места: там целые ковры, в которых можно легко спрятаться. Всё, я пошла на кухню. А вы учитесь и слушайтесь во всём Егора Александровича.
Сказав это, Елизавета ушла готовить обед, а Егор Александрович, дождавшись Катю, приступил к занятиям.
И вот - они вчетвером сидят за столом, покрытым зелёной кашемировой скатертью. На столе - фаянсовые чашки молочного цвета, супница, плетёная хлебница с тонко нарезанным хлебом и старый английский чайник. Елизавета, как всегда дома нарядная - в белой батистовой блузке и чёрной юбке, - разливает чай.
Звуки наливаемого чая, запах душистого хлеба, оживленные беседы с Егором Александровичем, вопросы Оленьки, щебетание Катюши - всё напоминало Елизавете прежние обеды, которые были раньше, несколько лет назад, только на месте Егора Александровича был её супруг... А до этого, когда Катюша была совсем маленькой и лежала в кроватке, за столом сидели её бабушка и дедушка - отец и мать Елизаветы.
- Мамочка, тебе не понравилась песня, что я пела?
- Это военная песня, Катюша.
- А это плохо?
- Нет, но мне как женщине и невоенному человеку больше нравятся другие песни.
Катя взяла щипцами кусочек сахара и неловко уронила его в чай.
- А вдруг я буду военной?
- Тебе ещё нужно учиться, а потом ты поймёшь, кем хочешь стать.
- Но я уже хочу выбирать, кем стать.
- Хорошо, выбирай - только не спеши.
- Я хочу быть военной! И Оля будет меня слушаться. И песня мне эта нравится! Она такая... весёлая. Я хочу дружить со всеми. А не драться, как Оля.
Егор Александрович поддержал её:
- Правильно, молодец Катя, нужно дружить с ребятами. И петь нужно разные песни. Военные песни, марши, они дух поднимают.
Оля, намазывая масло на хлеб, хмуро буркнула:
- Эти мальчишки гадкие: они хулиганят, всё портят, кошек бьют. Сегодня одного мальчика до слёз довели - называли его жидом. Я его увела от них... а он...
Оля осеклась, заметив, как изменилось лицо мамы. Катя коротко хихикнула и, сверкнув глазами, взглянула на сестру.
Елизавета бросила строгий взгляд на Катю, а затем пристально посмотрела на Олю:
- Оля, никогда не произноси таких слов - любых бранных слов. Они унижают другого и нас с тобой тоже. Ты часто говоришь, что тебе хорошо дома, что у нас не так, как у других. Так вот: это потому, что мы никогда не произносим таких слов.
Сделав короткую паузу, она добавила уже другим тоном:
- Пусть так и останется. Не будем, Оленька, больше к этому возвращаться. Ты большая умница, что за него заступилась.
Она повернулась к Егору Александровичу:
- Сегодня мы заканчиваем наш сеанс раньше, и я около восьми буду дома. Давайте все вместе устроим наш маленький домашний концерт - девочки по ним очень соскучились.
Егор Александрович просветлел.
- С огромным удовольствием, Елизавета Андреевна. А где вы сегодня играете?
Елизавета работала скрипачкой в музыкальном коллективе. Помимо основной работы, когда удавалось, она подрабатывала на свадьбах, похоронах и других мероприятиях.
- Сегодня мы играем в кинотеатре. А репертуар наш неизменен - вальсы Штрауса.
- Я спрашиваю потому, - весело оглядывая всех, сказал Егор Александрович, - что хочу взять на себя заботу о репертуаре к нашему вечеру. Мне не хотелось бы пересекаться с вашей работой, Елизавета Андреевна. Оля, Катя, принимаю любые ваши пожелания!
Катя закричала:
- Марши, военные марши! Я буду трубить!
Елизавета поднялась и стала прибирать со стола. Подойдя ближе к входной двери, невольно прислушалась: кажется, тихо.
В последнее время соседи стали особенно чутко относиться к их музыке и к тем редким музыкальным вечерам, которые она устраивала.
Одна соседка жаловалась громче всех: 'От пианины этой житья нет! Мой Сашка как услышит её, когда нетрезв, так сразу петь песни начинает да плясать. А если б не было её, то спал бы себе спокойно, и жили бы мы мирно и дружно'.
И в прошлый музыкальный вечер она колотила в Елизаветину дверь и кричала, хотя и тогда, и позже - когда Елизавета с девочками давно перестали играть, - её супруг продолжал петь и плясать куда громче, чем звучавшие прежде сонаты Шопена и Листа.
В этот вечер Елизавета решила сесть поближе к двери: если соседка начнёт кричать - она тотчас выбежит в коридор. Быть может, девочки не услышат...
Проходя мимо Оли, она остановилась, положила руку ей на плечо и тихо спросила:
- Пусть ты больше любишь книги, но, может, есть мелодия, которая подошла бы к той книге, что ты читаешь сейчас?
Она не стала называть книгу, хотя знала, что это роман 'Робинзон Крузо'.
- Я не знаю, - задумалась Оля. - Ну хорошо, пусть будет марш.
Елизавета повернулась к вставшему из-за стола Егору Александровичу:
- Вы сможете исполнить наше пожелание и сыграть для нас один марш?
Егор Александрович счастливо улыбнулся:
- Я постараюсь.
III
В поздний осенний вечер окно старого и с виду заброшенного, но всё ещё хранившего остатки былого великолепия дома было залито тёплым светом лампы под абажуром.
За лёгкими занавесками виднелась большая комната: на диване в углу сидела девочка с книгой; у круглого стола рядом - ещё одна девочка, помладше, а возле неё молодая женщина, их мама. Выразительные глаза этой женщины - с той девичьей открытостью, словно прежде всего видевшие в людях хорошее, - были устремлены на мужчину, игравшего на фортепиано. Улыбка её - не как украшение лица, а как выражение доброты - была едва заметна, и оттого особенно очаровательна.
Казалось, девочки так же, как и мама, были охвачены музыкой, но воспринимали происходящее ещё по-детски беззаботно, без того осознания ценности момента, которое рождается у взрослых. Девочка постарше не заметила, как книга соскользнула с дивана, а её сестра, усадив на стул игрушку, будто прислушалась и притихла.
За окном шёл дождь, гудел порывистый ветер, а из комнаты лилась простая мелодия 'Красного сарафана'.
Егор Александрович играл на фортепиано любимую песню Елизаветы. Время от времени он робко поглядывал в её сторону и, будто опасаясь быть замеченным, тотчас переводил взгляд на детей.
Под конец песни, не удержавшись, Елизавета тихо подпела, медленно покачивая головой.
- И я молодёшенька была такова,
И мне те же в девушках
Пелися слова.
С особенным наслаждением она пропела такое доброе - так говорила её мама - слово 'молодёшенька'. Счастливая улыбка осветила её лицо - она обняла Катюшу и пригладила ей волосы.
Музыка стихла, уступив место дождю. Девочки захлопали в ладоши. Егор Александрович смущенно поднялся со стула:
- Елизавета Андреевна, если позволите, теперь вы.
Елизавета села за фортепиано, поправила юбку и приготовилась играть мазурку Шопена, соч. 17 ? 4, ля минор. Ей захотелось верить, что Егор Александрович любуется ею, что он заметил, как на её щёку легла сбившаяся прядь. И она представила его нежный, немного застенчивый взгляд, восхищение её игрой и зачарованность таинством музыки, которая, как ей казалось, одна умеет говорить о несказанном. Только музыке она могла поверить свои самые сокровенные, никому не выказываемые, и порой даже себе, мечтания, образы и чувства.
Перед тем как начать играть, она обернулась. В осиянии её глаз на миг отразились Егор Александрович, Катюша, Оленька; и она уловила в их взгляде тихую радость ожидания. Ей вспомнилась та атмосфера влюблённости, которая окружала её в девичестве. Охваченная её волнующим счастьем, но уже с лёгкой тоской по ушедшему и давно невозвратному, она взяла первые аккорды...
Музыкальный вечер закончился. Катюша только сейчас вспомнила о маршах, о которых просила, и чуть 'потрубив' в воображаемый горн, спряталась под руку Елизаветы.
Егор Александрович вышел из комнаты, чтобы вскипятить воду, а девочки сели с мамой на диван и начали шептаться с ней. Однако вскоре разговор принял иное направление, и комната наполнилась смехом.
Сквозь смех Елизавета внезапно услышала ругань, доносившуюся с коридора. Она насторожилась, уже готовая выйти, но вскоре всё стихло. Лишь дождь редкими каплями стучал в окна.
Вскоре Егор Александрович вошёл в комнату с чайником и, поддерживая общий смех, широко улыбнулся:
- О чём это вы тут шепчетесь без меня?
Елизавета встала и подошла к столу:
- А это наши девичьи секреты. Вы пока присядьте с девочками на диван, а я разолью чай.
Слегка склонившись над столом, она стала расставлять чашки - бережно, даже немного церемониально - а после аккуратно разлила по ним свежезаваренный чай. С той же неспешностью она поставила на середину стола сахарницу и вазочку с яблочным вареньем - тем самым, сваренным ещё в августе, на Яблочный Спас. Дети по-прежнему называли его 'бабушкиным' - вспоминая о том, как бабушка после службы угощала их первой ложкой, приговаривая: 'на здоровье, на счастье'.
В комнате стало особенно тихо. Егор Александрович, задержавшись возле Елизаветы, положил руку на спинку стула и, прислушиваясь, негромко сказал:
- Послушайте, как уютно стучит дождь в окно, и как странно шумят листья, будто звуки эти из прошлого, из благословенного детства. Вы играли сейчас, и я вновь перешагнул туда и испил из его родника. И вновь на ум пришли эти простые и мудрые слова: 'Не говори с тоской: их нет; но с благодарностию: были'.
Он сел между девочками. Оля, усевшись поудобнее в углу дивана, обратилась к нему:
- Это Жуковский. Мы с Катей учили этот стих. А что у вас было в детстве?
- Ничего особенного, Оля, как у всех, как у вас с Катей: я просто вдыхал его ароматы и запахи, а воздух, которым я дышал, был воздухом материнской любви: самой чистой и светлой.
Он усмехнулся.
- А я опять принялся вас поучать... Но запомните, девочки: главные радости жизни - не в громких и ярких событиях, а в душевных и уместных этой минуте мелочах: в сердечной беседе, в общей игре, в разделённых с близкими чувствах...
- Егор Александрович, расскажите нам сказку, - вдруг воскликнула Катя.
- Да, расскажите, пожалуйста, - попросила Елизавета, - А потом - все к столу: за наш вечерний чай.
Егор Александрович оглядел по очереди всех и, собираясь с мыслями, заговорил негромко, нараспев:
Здравствуй, город величавый
Город строгий, город славный!
Платья белые церквей,
Средь желтеющих полей.
И дворцовые громады
Рядом с вековой дубравой.
В небе колокольный звон
Разливается кругом.
Сила кроткая и стать,
И святая благодать
Град мой, в облике твоём.
В цвете белом, голубом
Ты, как сказка, чист и ясен,
И чарующе прекрасен.
Так встречал родной свой град
Тихой радостью объят
Емельянович Степан,
Возвращаясь с дальних стран.
...
И рассказал он Елизавете и девочкам сказку в своих стихах - 'О граде Китеже и о цветочке алом'.
Град пресветлый, град мой славный
Ты незримый, несказанный
Чистых сердцем освяти,
Нас же, грешных, просвети.
...
Так Егор Александрович заканчивал сказ, когда все сидели за столом и допивали чай. Елизавета, строгая к порядку, спохватилась, взглянув на часы над фортепиано:
- Девочки, приберите со стола, умывайтесь и спать. Уже поздно, а завтра мы идём к обедне.
Когда девочки пошли укладываться спать, она обратилась к Егору Александровичу, несколько смущаясь:
- Вы приходите к нам почаще. Пожалуйста, не думайте, будто можете нас стеснить или помешать нам. Говорю это не из одной вежливости, а затем, чтобы вы никогда не сомневались в нашей к вам сердечной расположенности.
Она чуть опустила взгляд и стала машинально перебирать пальцами край салфетки. В это время девочки ушли умываться, и в комнате остались лишь звуки мерно тикающих часов. Елизавета посмотрела на Егора Александровича:
- Как же нам хорошо с вами. Раньше на таких вечерах мне хотелось показать себя сложнее, чем я есть - поэтичной, утончённой. А с вами - быть проще. По правде говоря, я и наедине с собой всё усложняю и запутываю. А с вами мне так ясно и спокойно. И просто хочется поддерживать вас во всём - и в вашей музыке, и в ваших играх, и в ваших беседах.
Но вдруг в её глазах проступила тревога - голос дрогнул:
- Егор Александрович, ведь сейчас мы живём совсем не так, как жили раньше: частые гости, счастливые встречи, совместные игры детей... Всего этого уже нет. Вы сами знаете, как и почему уходят люди. Вот недавно Оленька, после нашего вечернего чтения, открыла дневник и прочитала свои детские записи за двадцать девятый год, и мы с ней окунулись в ту, нашу прежнюю жизнь, когда с нами был наш папа.
Чуть помолчав, задумчиво глядя в окно, она продолжила:
- А ведь даже в то горестное время у нас было столько радостей. Вот в один день мы всей семьей ходили к обедне в церковь Неопалимой Купины, в другой день ездили к Капотским, где у детей были танцы, шарады, и они устроили конкурс чтения стихов Пушкина. А вот через неделю мы поехали в Сокольники к нашей тётушке и всей семьёй гуляли в лесу, собирали цветы. А в следующее воскресенье ходили в гости к Вернадским, где Оля с детьми играла в лапту, а Катюша всех смешила за столом.
Она, прервав себя, усмехнулась:
- Я помню как мы все хохотали, когда она пыталась говорить, подражая дедушке. Как вспомнится... А именины, а Пасха, а Троица, а Рождество... Так мало осталось от этого мира; потому мы с девочками должны ещё бережней относиться к вам и к той дружбе, что нас с вами связывает. Помню, вы полушутя говорили мне, что русским меньше всего свойственна дружба, которая требует от человека постоянства и внимательности к людям. Давайте же станем исключением из этого правила.
- Я уже не имею права так говорить, после всего того, что сделали для меня вы и многие мои знакомые, когда я был там... На востоке. Вы - самое дорогое, что есть у меня и...
Егор Александрович смутился. Елизавета хотела посмотреть ему в глаза, но он опустил их, как и она, что-то поправляя на столе. Совсем другие мысли, но уже земные пришли ей на ум: 'Почему он один? Ведь он мог бы стать прекрасным отцом. Быть может, он мечтает им стать для нас? Может, самой сделать первый шаг? Но что будет, если я ошибусь и тем самым всё разрушу? Способна ли я его полюбить?'
И она устыдилась себя: всякий раз, когда внутри неё начинал звучать её собственный голос - рядом с ним тут же возникал другой, словно пытавшийся заглушить чистоту её чувств.
'Из какого же сора рождается и подвиг, и любовь, и жертвенность, и лучше не знать, не пытаться проникнуть в то, что там, в тайниках души творится в человеке. Важно то, что родилось из него' - вспомнила Елизавета строки одного из писем отца, и вернулась к начатому разговору, к тому страху, который давно её преследовал:
- Егор Александрович, если со мной, не дай Бог, что-то случится, я была бы счастлива, как здесь, так и там, если бы они (Елизавета перевела взгляд в сторону спальни) оказались рядом с вами. Впрочем... те, другие, этого, пожалуй, не допустят.
Она выдержала паузу, ловя взглядом его понимание: ведь он был там, ведь он соприкоснулся со всем тем, что происходит... Но Егор Александрович молчал, думая о чём-то своём.
'Иногда твёрдое слово поддержки, пусть даже одно слово, важнее самых чутких речей. Одной чуткости недостаточно, нужна ещё и решительность' - подумала Елизавета и тут же простила его молчание и его отведённый взгляд, веря в то, что он всегда поможет им. Задержав взгляд на детской спаленке, она заговорила вновь:
- Удивительно, девочки мои всегда рядом, они слушают ту же музыку, читают те же книги и, мне кажется, я люблю их одинаково и неизменна с ними в главном. Но какие же они разные! Вот даже сегодня: Катюша возвращалась с прогулки и несла охапку листьев - а Оленька, нахмурившись, всю дорогу думала о чём-то своём...
Елизавета на мгновение замолчала, зачем-то пододвинув к себе чашку:
- Вот Катенька у нас... иногда мне чудится, что она всматривается в мир с такой пристальностью, будто ищет в нём что-то своё. Она уже не может довольствоваться нашим маленьким кругом. Но я всё же за неё спокойна: в ней столько душевного тепла, столько внутренней красоты, что я уверена - она не потеряется в жизни, не растеряет себя.
Голос её стал тише:
- А вот за Оленьку я куда больше тревожусь. У неё внутри всегда по-своему: и достоинство в ней, и какая-то ранняя взрослость... Она не будет молчать или мириться с тем, с чем не согласна. Знаете, я боюсь за неё... Она так часто читает и думает о чём-то своём, не делясь этим со мной. Кажется, мне пора учиться быть ей не только матерью, но и другом... Чтобы она не замкнулась и не отдалилась совсем.
Егор Александрович поднял взгляд и твёрдо посмотрел ей в глаза:
- Вы не бойтесь, Елизавета Андреевна, я всегда буду рядом. И в случае, если вас не будет здесь, а они останутся...
Он помолчал, не отводя с неё взгляда:
- Сейчас всем непросто, и большинству куда труднее, чем нам. Ведь в любое время много душевных сил нужно, чтобы остаться человеком. А мы с вами в какое время родились? Война, революция, вот эта новая жизнь... Для которой мы оказались лишними, мешающими ей набирать свои силы. Вы же знаете, Елизавета Андреевна, бережёного Бог бережёт, и потому будем же во всём осторожнее. В той старой жизни мы так легкомысленно и непродуманно жили...
Быстро оглядев комнату, Егор Александрович наклонился и чуть слышно произнёс:
- 'Кесарю - кесарево'. Теперь это не только про хлеб: и про душу тоже. Но в вашей-то профессии трудно требовать что-то...
Порыв ветра снова ударил в стекло. Он бил так весь вечер, но на этот раз Елизавета и Егор Александрович встревоженно оглянулись.
Нахмурившись, Егор Александрович почти вызывающе посмотрел в окно. В его голосе прозвучала непривычная для него твёрдость:
- Да, именно так! С вас, Елизавета Андреевна, трудно что-то требовать, и в том ваше утешение. Так пусть же Оленька и Катюша изберут такую профессию, где 'кесарево' как можно меньше касается их. Я вот думаю: из Оли вышел бы хороший врач, если бы только дали ей возможность учиться... Сейчас ведь для таких, как мы, многое закрыто. Как же...
Он осёкся, поманил Елизавету ближе и прошептал:
- Мы с вами живём в эмиграции. Здесь, у себя... Мы - эмигранты на нашей родине.
Они услышали, как скрипнула кровать - видимо, девочки укладывались ко сну. Елизавета Андреевна обернулась в сторону спаленки и со свойственной ей живостью воскликнула:
- Молодцы, сейчас и я соберусь ко сну.
Егор Александрович встал и тоже обратился к девочкам:
- Ну что, вы уже легли спать? Могу я с вами попрощаться?
Услышав одобрительные крики, он вошёл в их спаленку. Эта маленькая комнатка состояла из двух кроватей, разделённых тумбочкой, на которой стояла лампа, мягким светом заливавшая этот детский уголок. Рядом с лампой лежала стопка книг, а также любимая игрушка Кати - маленький медвежонок, подаренный ей бабушкой. В углу висела икона, на стенах - картины Левитана из печатного альбома. Окон в этой комнатке не было.
- Вы пойдёте с нами в парк? Я вам сплету самый красивый венок. Только приходите!
- И вы обещали показать нам, как по-японски делать узоры из листьев, - сказала Оля, уже считая себя взрослой для таких игр. Тем не менее она была заинтригована обещанием Егора Александровича научить их одному из искусств Японии.
Егор Александрович оглядел девочек:
- Конечно, я приду, раз вы меня зовёте. Мы с вами будем выдумывать разные композиции из листьев и веток, как делали из цветов. А потом все вместе выберем самую красивую и необычную. А судьёй будет ваша мама. Вы знаете, что она у вас самая справедливая.
- Как же я хочу в Японию! Жаль, далеко... Далеко-далеко. Туда могут добраться только самые отважные, - воскликнула Катя, вспоминая предостережения Егора Александровича на её озвученное желание непременно съездить туда во время школьных каникул.
- Не нужно об этом жалеть, Катя. Там нет такой осени как здесь, такой щедрости и необъятности природы, таких уютных парков, укутанных коврами. Да, там многое покажется вам удивительным и необычным, но, поверьте, свой дом всегда роднее...
И вдруг он замолчал, в наступившей тишине прислушиваясь к чему-то. Спустя несколько мгновений, он поманил девочек к себе и тихо заговорил:
- Послушайте, как убаюкивающе барабанит дождь в окно. Не все его любят, но просто не понимают они, что он идёт для других, для тех, кто живёт и работает на земле и дарит нам её богатства. И в этих звуках дождя видят они для себя доброе предзнаменование.
Капля дождевая
Говорит другим:
'Что мы здесь в окошко
Громко так стучим?'
Егор Александрович, улыбнувшись, вопросительно посмотрел на детей:
- Мы с вами учили этот стих.
Оля продолжила стихотворение, а Егор Александрович подхватил его последние строки:
Отвечают капли:
'Здесь бедняк живёт;
Мы ему приносим
Весть, что хлеб растёт'
Егор Александрович потрепал её по плечу:
- Молодец, Оля. Вот поэтому под дождь так хорошо спится. Спите, девочки, добрых вам снов.
Попрощавшись, он вышел из детской спаленки и стал собираться домой, в то время как Елизавета пошла к девочкам, чтобы перекрестить их и пожелать им доброй ночи.
Вскоре Егор Александрович стоял на пороге дома и прощался с Елизаветой. Дождь почти утих; его сырой запах медленно тянулся в прихожую.
- Знаете, всегда трудно прощаться после такого душевного и уютного вечера, - одни привычные слова приходят на ум, а главное уносишь с собой.
Елизавета вновь ощутила в себе прежний страх - страх переступить невидимую границу между ними, нарушить дистанцию. Это же чувство она угадывала и в нём.