Щедровитяне - это последователи основавшего в 1954 году Московский методологический кружок советского философа Георгия Щедровицкого. Георгий Петрович начал свою активную деятельность в конце 1950-х, продолжая её во время и хрущевской оттепели, и брежневского застоя, и горбачевской перестройки вплоть до своей смерти в 1994 году.
Ещё в советское время в кружке Щедровицкого проводились так называемые организационно-деятельностные игры (ОДИ), с помощью которых методологи не столько объясняли реальность бытия, сколько стремились изменять мир вокруг себя, в том числе и современное им общество. Члены методологического кружка во время проведения ОДИ "заражали" своими прогрессорскими идеями других участников таких игр, среди которых преобладали как низовых, так и высоких уровней управленцы разнообразных направлений деятельности, ученые различных областей знания, действующие педагоги. При этом щедровитяне не скрывали своего ярого желания позитивно влиять на власти с целью принятия теми наиболее оптимальных решений по широкому кругу вопросов.
И хотя собрания методологов проводились в открытом режиме для всех желающих присоединиться к их деятельности, постоянные участники кружка пользовались при общении особым сленгом, смысл которого понимали только посвященные, из-за чего сообщество последователей Георгия Щедровицкого в каких-то моментах откровенно походило на некую тайную ложу, что часто находило своё отражение в трудах и прямых рассуждениях щедровитян при их апелляции к такому непривычному для профанов понятию, как "концептуальная элита".
Объясняя наличие подобного сленга, Г. Щедровицкий утверждал, что любое гражданское общество поделено на группы профессионалов, каждая из которых непременно должна практиковать в процессе своих разговоров собственный уникальный язык общения, что позволяет надёжно отгораживаться от многочисленных пустомелей-дилетантов и болтунов частоколом специально выработанных терминов. В этом, по его мнению, состоит неизменный закон жизни нормального цивилизованного общества, вследствие чего совершенно не нужно стремиться к тому, чтобы все всё понимали - понимать должны только специалисты, которые двигают реальное дело, в чём как раз и заключается смысл явления прогрессорства.
Процессуально же сама суть ОДИ представляет собой некий спонтанный мыслительный процесс, когда участникам предлагалось сформулировать какую-либо произвольную проблему с тем, чтобы затем попытаться найти наиболее эффективный способ её разрешения. Георгий Щедровицкий выявлял самых активных игроков и предоставлял им возможность высказаться при том, что участникам приходилось рьяно отстаивать свою точку зрения и отвечать на самые различные провокационные вопросы. Результатом игры становилась развёрнутая схема способа решения проблемы при категорическом отсутствии конкретного автора предложенного решения, ибо данное творчество в принципиальном отношении считалось коллективным.
По убеждению Щедровицкого, мышление - это основной действующий фактор вселенского мироздания, благодаря которому люди существуют в земном мире, осуществляя свою деятельность подобно компьютерно-процессорным агрегатам, которые функционируют под управлением операционной системы или специализированной управляющей программы. То есть язык общения людей - это прямой аналог той или иной операционной системы. Сам же человек понимается методологами как некое подобие ЭВМ, которую в младые годы необходимо запрограммировать под определенные функции и задачи, процесс чего в их кругу определялся термином "социальная инженерия".
Мышление, согласно Щедровицкому, всегда первично по отношению к знаниям и практическим действиям людей. Сначала должны быть развиты средства человеческого мышления, а уж потом - предметные или объектные знания, которые всегда являются следствием реалий конкретного метода и наличных средств. Именно поэтому методологов чрезвычайно интересовала педагогика, поскольку в системе педагогики неявно существует особая специальность - педагог-проектировщик, предназначение которого - созидание образа человека будущего общества.
Современники, детально осведомлённые с теоретическими воззрениями Щедровицкого, никоим образом не сомневаются в том, что в осуществлении горбачевской перестройки конца 1980-х годов основная роль принадлежала щедровитянам, поскольку к тому времени через ОДИ прошли уже многие тысячи людей из интеллектуальной элиты общества.