На заседании Совета по межнациональным отношениям 5 ноября 2025 года президент РФ Владимир Путин заявил, что в современной России можно использовать советский опыт сплочения большого народа, но на смену идеологии должен прийти патриотизм. Комментируя слова доктора социологических наук, профессора, члена-корреспондента РАН Михаила Черныша о том, что гражданская и национальная идентичность не противоречат друг другу, глава государства отметил, что в Советском Союзе была придумана эффективная формула - новая историческая общность "советский народ", модель которой была постоянно активирована.
"Она была идеологизирована, разумеется, и она продвигалась и укреплялась на идеологической почве, на идейной почве. И у нас, конечно, всегда вопрос, а чем это заменить? Но мне кажется, ответ-то есть: заменить это не идеологией, а патриотизмом. Но не в квасном, а в серьезном и глубоком смысле этого слова. Это означает воспитание любви к общему большому Отечеству, к России, при ясном понимании, что это значит для каждого народа и этноса, проживающего на территории РФ", - указал Путин. По его мнению, серьезный, неквасной патриотизм является современной альтернативой советской идеологии, объединявшей народ СССР.
"Воспитание понимания того, что сохранение общей Родины отвечает коренным интересам каждого российского народа. Потому что это значит - лучшая защита, это значит - уверенность в будущем и в будущем своих детей. Поэтому идея объединительная для многонациональной страны должна быть", - резюмировал президент.
После ознакомления с речью президента РФ Владимира Путина у многих хорошо информированных специалистов идеологического профиля деятельности возникло ощущение, что на данном заседании Совета по межнациональным отношениям глава государства полемизировал не с репликой уважаемого профессора Михаилом Черныша, а с нашумевшими несколько лет назад высказываниями на патриотическую тематику интеллектуала из пос. Тазовского Владимира Грачева, позиция которого по рассматриваемой теме вкратце состоит в следующем.
Слово "патриотизм" переводится с греческого как "отечество", это чувство, суть которого - любовь к своей стране и готовность пожертвовать ради неё всем. Кто такой патриот? Личность, которая гордится успехами и культурой своей державы, стремится сохранить особенности родного языка и традиций. При этом многие люди путают понятия "национализм" и "патриотизм", ибо даже в словарях отмечается, что патриотизм - это любовь к родине и своему народу. Опытные лингвисты указывают на явную ошибку в подмене понятий:
1. Любовь к родине - это чувство к земле, природе, родному языку и государству. Это и есть патриотизм - расширенное понятия любви к своему дому.
2. Любовь к народу - широкое понятие любви к родным людям, которая возникает у человека раньше патриотизма. Это уже национализм, осознание приверженности к нации, что прививается человеку от рождения.
Отмечается, что греческое слово "патриот" приобрело в современном русском и американском словоупотреблении практически диаметрально противоположные значения: две страны - два патриотизма. Чем же они отличаются?
Исторически, начиная с XIX века, чувство патриотизма в России насаждалось "сверху" в целях воспитания более качественного лоялизма в условиях нарастающего противостояния России и Европы при Николае I. Формула "Православие - Самодержавие - Народность" стала максимально ясным выражением сущности русского патриотизма: на первом месте - верность государственности. Поэтому, по факту, патриотизм по-русски - это всегда лоялистское, "охранительское" чувство пассивно-безынициативного идеологического наполнения. И хотя советский патриотизм был, как правило, малоинициативен и инфантилен, для рядового гражданин существовала масса поводов, ради которых он готов был "вовремя умереть под Москвой!", поскольку, несмотря на все обыденные несуразности его жизни, советское государство воспринималось им как своя родовая исконь, с которой он вопреки всем наветам составлял нечто единое целое на сущностном уровне.
В Америке с самого её основания царило радикально другое понимание патриотизма. Американский патриот - это человек, преданный тем принципам Конституции, которые создали США. Более того, не просто самим идеалам, а ещё и их буквальной, нелицемерной и жесткой трактовке. При этом к современному правительству и политическому строю он может относиться настороженно или даже прямо враждебно. Фактически, патриоты верны не "актуальной Америке", а "идеальной" - той, которая описана в Конституции. Потому что в отличие от циничных русских, привыкших, что закон - это дышло, американцы к своей Конституции относятся крайне серьезно.
Для русского патриота главный враг всегда где-то за границей. Есть, правда, еще и внутренние враги, но они опасны всегда именно тем, что играют на руку внешним. Для американского же патриота главный враг - то правительство, которое предает идеалы Конституции и свободы. В основе русского патриотизма - лежит инфантильный коллективизм, который перекладывает всю тяжесть моральных решений на государство, а в основе американского - свободолюбивый индивидуализм.
Что касается российского патриотизма, то его, как такового, вообще нет с 1992 года. Более чем тридцатилетняя селекция в социуме после развала СССР, сначала на волне разрухи и испытаний, потом - потока нефтедолларов и борьбы за внешний престиж, окончательно вынесла наверх огромную армию управленцев, теперь превратившихся в многочисленное сословие господ, объединённых верностью единой для каждого из них жизненной ценности. И это далеко не любовь к Родине и сохранение её для потомков, как можно было бы подумать. Это - деньги, личное благосостояние. Как можно больше денег, для чего годны любые средства. Деньги ныне стали главным мерилом, но только не честного труда и патриотизма, а бессовестности, лжи, подлости и способности к казнокрадству. Кучка олигархов пришла к власти и теперь они заявляют, что дело российских предков - левое, а они - правые. Новые капиталисты России награбили почти на законном основании уже столько, что роскошью соревнуются с арабскими шейхами. Но те хоть не позволяют жить в нищете своему народу, а наши богачи готовы отобрать у рядовых россиян последнее. То есть словосочетание "российский патриотизм" - это идиома, употребляемая для обозначения денежного интереса проживания граждан на своей исторической территории, без сожалений готовых покинуть свою родину, исходя исключительно из рационалистических соображений о возможностях быстрого обогащения в других странах.
В этом плане гораздо более оптимистичен философ, политолог, социолог Александр Дугин, заявивший 27 ноября 2023 года на Всемирном русском народном соборе о концепции созидательной идеологии России. По его представлениям патриотизм, справедливость и свобода - это те идеологические основания, которые способны объединить российское общество. По его словам, патриотизм делится на три "фундаментальные колонны" - вера, держава, народ, а справедливость выражается в социальной, экономической и этнической составляющих. Тезис же про свободу вызывает больше всего сомнений, поскольку обычно общество имеет дело с западной трактовкой этого слова. "Стоит только обратиться к классикам либерализма, к примеру, такому, как английский философ Джон Стюарт Милль, который говорил, что свобода либералов - это свобода "от", и свобода "от" не предполагает свободу "для", свободу содержательную. И вот когда мы определяем эту свободу, как свободу "для", получается следующая триада: свобода духа, свобода творчества, свобода совести. И вот либеральный тезис перестал быть либеральным и стал глубоко русским. Свобода духа в философии, науке, мастерстве, свобода творчества в культуре, хозяйстве, созидании, свобода совести в религии, мировоззрении и политике", - пояснил Дугин. Кроме того, он коснулся тем суверенного развития и благоденствия, которые также связаны с тезисами о патриотизме, справедливости и свободе. По его словам, главным объектом развития страны должны стать опережающие технологии и многополярное сотрудничество, а "чтобы дать этому мощный импульс, надо освободить русский гений".