Аннотация: Попытка создания сельской общины в моей деревне
Для начала, о том как прошло лето. Погода. Июнь - прохладная - не более +20, с дождями, моя любимая, комфортная для работы. Июль - ужас, ужас, ужас! Жара, в тени + 35, а на солнце все +50. Работать в саду невозможно, потому что уже через пять минут рискуешь получить тепловой удар. Отсутствием хозяев в саду, по полной воспользовались сорняки, всё заполонили, выросли на рекордную высоту, свободно отцвели и отколосились. Деревня в дневные часы вымирала, взрослые и дети прятались по домам. Меня спасал кондиционер в доме и в машине. Так и сидели с внуком дома, иногда выбираясь в Елатьму за продуктами. Но мы отнюдь не страдали от вынужденного затворничества, наоборот, очень интересно и плодотворно проводили время: у меня хорошая библиотека, так что почитать и перечитать было что. И не менее богатую фильмотеку я успел собрать: всё что мне нравилось из советской классики я успел собрать. Начал собирать ещё на компакт-дисках, особенно тематические сборники по актёрам, к примеру, все фильмы Гайдая, Сталоне, Шварцнегера, Ульянова, Шахназарова и других. А с появлением интернета, стал постоянно скачивать, полюбившиеся мне фильмы. Ну, и, конечно, интернет - день напролёт мы блуждали по сети. Так что мы совсем не страдали от целодневного сидения дома.
Конечно, ездили купаться на Оку и озёра. Однако, без укрытия, под палящим солнцем долго на пляже не пробудешь. Наконец, в августе наступило настоящее лето: температура не больше +30, с периодическими дождями и грозами. Однако, самым приятным и уникальным событием этого лета стало полное, подчёркиваю - ПОЛНОЕ отсутствие комаров и мошки! Везде: и в саду, и в лесу, и возле реки и озёр. Никогда такого я не наблюдал. Всегда с конца мая появлялись комары и гнус (мошка) от которых спасу не было. Мошка исчезала в конце июня, оставались только комары и немного слепней, которые сильно не лютовали. Так было каждый год, всегда, а этим летом произошло какое-то чудо и кровососы пропали. А мы, как обычно, к лету накупили всяких противо-комариных мазей спреев, специальную защитную одежду с сеткой. И ничего этого не пригодилось. У меня нет объяснения этому феномену. Некоторые мужики мне не раз говорили, что самолёты сыпят какую-то химию с неба. Не замечал. Однако, какие-то подозрения закрадываются мне в голову. У нас здесь, у всех, в садах есть вишнёвые деревья. И не только в садах - вишня, как и слива растёт здесь везде, она сама себя сажает. И каждый год у нас были хорошие урожаи вишни. Были... Но, вот уже лет пять, урожая нет совсем. Нет, вишня, как положено, по весне обильно цветёт, а потом, недели через две, листья на ней начинают сворачиваться и жухнуть. У всех в моей деревне. Наверное и в других деревнях происходит то же самое. Я по базару сужу - её нет просто в продаже.
Этим летом население деревни заметно прибавилось - и взрослое и детское. Объяснить можно: в связи с блокадой России из-за СВО, для многих закрылись, ставшие уже традиционными места проведения отпусков - Турция, Египет, Черногория, Таиланд, Финляндия... Да, и, по большому счёту, во всей Европе нам стали не рады. Освободившиеся деньги, народ стал вкладывать в движимое имущество: заметно прибавилось квадроциклов, даже багги появились... Ну, и по мелочи: мотоциклы, мопеды, электро мопеды, электро велосипеды и самокаты у детей. Кто-то лодку прикупил, другие обновили машины. А в Елатьме экспансия электро мопедиков, электро велосипедистов и самокатчиков особенно заметна - каких только видов там нет! Проезду сильно мешают. Но особенно тревожно то, что весь этот новый вид транспорта оседлали пожилые (даже старухи!) женщины и малолетки. Однако, малолетки всё же предпочитают кроссовые мотоциклы, родители, дебилы, расщедрились. Естественно, они сколачиваются в "мото-банды" и гоняют с рёвом ночью по деревне.
Где-то в середине мая, в деревне была предпринята попытка провести общее собрание сельчан на предмет избрания старосты и типа совета при нём. Оповещали о собрании по-старинке - расклеили несколько объявлений на столбах. Сбор назначили у памятника погибшим сельчанам в Великой Отечественной войне. Из 202 дворов пришло 9 человек, не считая представителя из районной администрации. Из "понаехавших" - не коренных селян - был один я, а остальные были просто любители по базарить на любые темы - в частности, опять просили деньги у района на ремонт дорог и дополнительные контейнеры для мусора. Я предложил возродить сельскую общину, но собравшиеся пропустили мимо ушей моё предложение. В итоге, собрание ничего не решило, старосту не выбрали, только оформили письменно наши просьбы про дороги и контейнеры. С таким же "успехом" провели ещё два подобных сельских схода. И вот, в начале июня, наконец-то самоорганизацию сельской жизни перевели на современный технологический уровень, используя возможности интернета и наличие продвинутых смартфонов, где интернет присутствует опционно. А наличие Вацапа в смартфонах, произвело качественный скачок в деле освоения интернета даже глубоко пожилыми людьми. Между собой сельчане уже несколько лет активно общались по Вацапу, основательно освоили его и созрели для следующего шага в коммуникации между собой - создания закрытых групп по интересам. Такая группа и была создана в нашей деревне. Группа, это по нашему, по русски, а в англоязычном варианте группу обзывают Чатом. Ну ладно, будем пока пользоваться этим термином. Итак, создали сельский закрытый Чат для обсуждения только деревенских проблем. Меня тоже зарегистрировали в этом чате. Администратор чата, поначалу, строго следила за соблюдением правил чата - хотя, сами правила нигде не прописала. А именно - не засорять чат информацией, не относящейся к проблемам деревни. Нарушителей предупреждали, удаляли их сообщения и грозились заблокировать. И первым, кого это коснулось, был я. Я, по своей наивности, решил как-то одухотворить что ли Чат, разместив там очень душевную короткометражку ("Уйти нельзя остаться") о главном в жизни человека - про любовь. Короткометражка просто гениальная: великолепный, жизненный сюжет (любовь побеждает смерть, в этой игре проигравших нет- лейтмотив фильма), снято на уровне американского качества - считаю, качество картинки (съёмки) в американских фильмах лучшим в мировом кинематографе, а всё остальное у американцев (сюжет, игра актёров и прочее) гораздо ниже нашего, французского и итальянского кино. В роли главной героини задействована известная блестящая актриса Ольга Павловец. Фильм смотрится на одном дыхании, настолько захватывает сюжет и гениальная игра всего двух актёров. https://yandex.ru/video/preview/16056805846047309145. Фильм явно понравился пользователям чата - сужу по одобрительным смайликам, однако админ чата возмутилась, мол, нехрена засорять чат информацией не относящейся к проблемам деревни. Отругала маня, пригрозила выкинуть меня из чата и удалила фильм. Однако, жизнь берёт своё... Сельчанам явно надоело мусолить одни и те же проблемы про мусор и дороги, есть и другие жизненные проблемы о которых хочется поговорить. Так, кто-то поведал про раненую собаку, чья она? - мол лежит, страдает, что делать? Я ответил: что делать, что делать - в деревне полно собачников и вы не можете помочь? Откликнулись, помогли, отвезли к ветеринару. Потом одна жительница пожаловалась - пришла в дом кошка, она её накормила и теперь не знает что с ней делать, может кто опознает её? Дура, ответил я ей - радуйся, кошка просто так не приходит, это хороший знак, не прогоняй её.
Дальше - больше, народ осмелел, стал выносить на обсуждение другие проблемы. Одинокую старушку вдруг стали дружно осуждать за то, что та сжигает мусор у себя в саду, так и до пожара может довести - кругом сухая трава, не дай бог загорится, так сгорит вся деревня. Я как раз об этом давно беспокоюсь. Действительно страшно в ожидании пожара: трава здесь очень буйно и густо растёт, вырастая не ниже метра. Она окружает деревню со всех сторон и в самой деревне не отстаёт, особенно вокруг пустующих домов. Самое пожароопасное время года для нас, это весна, когда растает снег и остаётся вокруг только сухая трава. Достаточно одной спички или окурка, чтобы она занялась ярким пламенем, которое со скоростью ветра помчит на дома. А сильные ветра у нас здесь дуют постоянно, деревня же расположена на крутом берегу. Очевидный выход видится только один - летом постоянно обкашивать периметр деревни и улицы - особенно у заброшенных домов и на примыкающих участках. Вот я и выступил в чате с таким предложением: "То, что мы ещё не сгорели это счастливая случайность, или божья протекция. И опыт предыдущих поколений нас, к сожалению, ничему не учит. А наши знаменитые и уникальные кирпичные кладовки, что стоят перед каждым домом, разве ради забавы ваши деды строили? Нет, видимо, в прошлом деревня не раз выгорала от пожаров, наверняка из-за не скошенной сухой травы. И нам надо общими усилиями кардинально решить проблему с сухой травой и в каждом домовладении, и по периметру деревни. Давайте следить за приусадебными участками так, как это делают немцы, англичане и американцы. Нет, с немцами перебор - там слишком жестко всё регламентировано. В Америке, например, на тех домовладельцев, кто не вовремя обкашивает газон перед домом соседи непременно заявят в полицию. Америка и Англия это , конечно, идеал в плане содержания газонов перед домом, но брать с них пример желательно.
Но здесь есть две проблемы: физически не дееспособные домовладельцы и территория заброшенных (пустующих) домов. Не дееспособным жителям надо однозначно помогать с покосом травы. Возможно, соседи помогут? Вокруг заброшенных домов также в обязательном порядке надо кому-то выкашивать. Предлагаю создать из жителей села специальную бригаду косцов-добровольцев. Именно добровольцев, ну, как те, что окашивают траву вокруг церкви. Однако затраты на бензин им надо компенсировать. Эта же бригада должна, в приоритетном порядке окашивать периметр деревни особенно со стороны шоссе и по гребню горок." Естественно, моё предложение не было воспринято положительно. Но и не отрицалось сходу, особенно после того, как я выложил мою архивную запись 2014 года. В тот год, весной, кто-то поджег траву на заброшенном поле через шоссе от нашей деревни. Картина была страшная - стена рыжего пламени, подгоняемая ветром, быстро двигалась на деревню... Нас спасло шоссе! Вместе с обочинами там было метров 12 не съедобного для огня пространства. И огонь не смог перепрыгнуть через это пространство. А если бы перескочил, то беды не миновать... Несколько скептиков поворчали на предмет непосильной для нас работы. Непосильной? Плохо не знать историю своей страны. В дореволюционной России, в каждой сельской общине создавалась пожарная команда, для которой выделялся специальный амбар с набором шанцевых инструментов, бочек и вёдер. Дежурили общинники на добровольной основе, поочерёдно.
Хорошо, выступил я с предложением производить регулярно противопожарные обкосы. И что же? Надо что-то делать, решил я. Не буду же я уподобляться персонажам, которые исповедуют кредо: "Главное -прокукарекать, а там хоть не рассветай." Начнём с себя, покажем пример другим, как надо изживать в сознании синдром похуиста - моя хата с краю. Решил обкосить заросли травы в "ничейных" местах - обочины дороги нашей улицы и тропинку к смотровой площадке - самому посещаемому месту в нашей деревне. Народ увидел, удивился, наверное, подумал - как это так, никто его не просил, покосил сам, несколько часов провозился, сжег несколько литров бензина, разве так возможно в наше время? Вот что сделали демофашистские твари с русским народом за 34 года своего правления - напрочь вытравили чувство коллективизма, взаимопомощи и бескорыстности в нашем народе! Уже любое бескорыстное деяние на общее благо воспринимается как чудоковатость, выпендрёж, аномалия. Итак, показал я пример работы на общее благо. Недели две - тишина... А потом, прорвало! Народ подхватил мой призыв и начал продолжать моё начинание: гляжу, на нашей улице кто-то уже скосил траву вокруг одного заброшенного дома, потом другого, жильцы соседних улиц тоже включились в этот процесс. И периметр деревни со стороны шоссе стали потихоньку обкашивать. Ну, теперь дай-то Бог, чтоб возродились, вытравленные традиции общинности в русском народе.
Стержнем этих традиций являлись равноправие всех членов общины, взаимопомощь, честность, забота о слабых, справедливость.
Немного о бескорыстности и честности русского народа. Мне в этом плане повезло, родиться не жадным, готовым поделиться последним или бескорыстно оказывать помощь нуждающимся. Никто этому меня не учил, просто, как говорится, не могу пройти мимо или поступить иначе - поделюсь, помогу. У меня есть две печки, в доме и в бане. Дрова я покупаю у одних и тех же мужиков. Это бригада из местных, которые обосновались в заброшенном коровнике и организовали там типа лесопилки. Нет, доски они там не пилят, работают только с берёзой: точат черенки для лопат, граблей, делают топорища и ещё пилят и колят берёзу на дрова и снабжают ими всех нуждающихся. И я у них постоянно покупаю колотые берёзовые дрова. Я, можно сказать, с ними скорешился: заглядываю к ним, посмотреть как они работают, покурить, поболтать за жизнь. В этом году я уже брал у них машину дров, полностью затарил дровяной склад и склад в доме. Не нужно мне больше, даже некуда складировать. А тут они приезжают ко мне и предлагают купить машину токарных отходов, которые скопились у них при производстве черенков для лопат. По факту, это круглые берёзовые палки, длинной от 10 до 40 сантиметров. Да, это отличные берёзовые дрова, но я ими печку не топлю, мне удобней колотыми дровами. Ладно, говорю, привозите, тем более что они запросили за машину всего 12 тыщ рублей. Посочувствовал я им, они же работают на износ, все такие измождённые, а платят им копейки. Привезли полную машину с верхом, загруженную мешками. Мешков, наверное 100. Вывалили они мне всё это добро в саду и я потом три дня их распихивал куда только мог. Забил всё свободное пространство, даже предбанник захламил. Беда, мне столько не надо, решил раздать желающим. Предложил соседке Лене. У неё муж рукастый, любит что-то мастерить. Тем более у него есть токарный станок, который я ему отдал за ненадобностью, а он наловчился на нём делать поделки из дерева. Они с удовольствием взяли мешков 10 и всё пытались всучить мне деньги за кругляши. Хотя я их сразу предупредил, что отдаю просто так, за даром. На следующий день эта женщина звонит мне и говорит, что её знакомым тоже очень нужны эти кругляши для поделок - одна, например, соорудила из них заборчик для клумбы. И, конечно, все они пытались заплатить мне за эти обрезки от черенков. Я как мог отбивался и деньги не брал. Наоборот, я им даже был благодарен за то, что освобождали мне помещения от мешков с черенками. Однако, демоссуки плодотворно потрудились над переделыванием советского человека-общинника в рвача одиночку, который просто не может поверить, что есть люди, которые отдают что-то, или просто помогают бескорыстно. А ведь русские люди всегда были такими - бескорыстными и готовыми к самопожертвованию. Это даже иностранцы отмечали. Вот, как немецкие военнопленные отзывались о русских: "...исследователь советских лагерей для военнопленных, австрийский историк С. Карнер, по воспоминаниям немецких военнопленных, написал в своей книге "Архипелаг ГУПВИ" в главе "Корректировка образа врага": "Важным моментом для тех, кто был вынужден работать в Советском Союзе, был контакт с русским гражданским населением. Опыт совместной работы в промышленности, сельском хозяйстве и на шахтах в большинстве случаев вносил существенные изменения в образ "русского", созданный нацистской пропагандой. В особенности резко пропагандистскому образу врага противоречат взволнованные, доброжелательные рассказы бывших военнопленных о жизни и о значении русской женщины в семье и в обществе, а также о "простых русских". В памяти многих навсегда остались и каша, которой с ними делились русские, и предложенная папироска или еще какой-нибудь поступок - все это создавало новый для многих образ "русского", который даже в экстремальной ситуации, будучи сам на грани жизни и смерти, когда нет ничего лишнего, делится последним".
  Я не хочу себе приписывать лавры бескорыстника одиночки. Нет, большинство русских такими были всегда! Большевики, к стати, очень гнусно использовали в своих целях это свойство характера русских - они хвалили русских за широту души, бескорыстность, честность, готовность прийти на помощь и терпеливость. И под эту елейную сурдинку они все годы совдепии просто грабили русский народ под такие примитивные рассуждения: "русские, ну вы же сильные, сердобольные, бескорыстные - потерпите пока, помогите своим младшим братьям - несчастным братским республикам встать на ноги, окрепнуть. А потом ого-го, заживём дружно и счастливо. И вот последующие 70 лет - с 1917 года - русские, отказывая себе во всём, помогали, сочувствовали, отстраивали и кормили ВСЕ! "братские" (кроме Белоруссии) республики. Понастроили в республиках с первобытно-общинным строем и диким населением - заводов, дорог, школ, больниц, университетов, современных жилых домов - выстроили целые города, создали им письменность, наконец - научили мужское население носить трусы и писать стоя! Не в коня корм, оказалось. Разжиревшие на русской крови и харчах "братские" республики, даже слова благодарности не сказали русским. Наоборот, сейчас они во всех своих бедах винят именно русских! 34 года они в свободном плавании... За это время они погромами и убийствами выгнали русских. Русские ушли и у них встали заводы - вообще, всё сколько-нибудь сложное производство, порушились медицина и образование, народ одичал и вернулся к своему естественному, родному родоплеменному строю.
М.Е.Салтыкову-Щедрину приписывают крылатое выражение про Россию: "Пьют и(Если я усну и проснусь через сто лет и меня спросят, что сейчас происходит России, я отвечу: пьют и воруют)". В той тусовке чиновников и бездельников-помещиков, в которой вращался Салтыков-Щедрин было именно так - воровали, надували друг-друга и пили. Но была и другая Россия, Россия общинная, основанная и держащаяся на стержне русского человек - милосердии, сострадании, честности, бескорыстности, и справедливости. Само существование крестьянской общины определялось христианскими заветами, по которым земля считалась Божьим достоянием и относиться к ней нужно было бережно. Основной задачей общины был раздел и перераспределение земель между крестьянами. Община помогала бедным выплачивать налоги, поддерживала мир и порядок, разыскивала преступников, всячески поддерживала вдов и сирот. Надзирала за соблюдением норм бытового распорядка жизни, в том числе, организации помощи и взаимопомощи, проведением совместных работ и празднеств. Мир (община) обязывал детей содержать родителей при потере ими трудоспособности, свекру обеспечивать невестку, если она овдовела и осталась одна с детьми, строил церкви. Про честность русских. У Салтыкова-Щедрина они воруют и пьют, естественно. Воруют? А как же русское купечество обходилось без письменных договоров при заключении сделок между собой? Нам, живущим в XXI веке, очень сложно представить, как купцы в XIX веке заключали свои миллионные сделки: без бумаг и согласований, все держалось на честном слове. Считается, что именно тогда появились фразы "по рукам" и "уговор дороже денег". Поэтому все условия проговаривались устно, а их соблюдение оставалось на совести партнеров. После переговоров купцы "били по рукам", что заменяло подпись договора.
Например, основатель одной из самых богатых купеческих династий Нижнего Новгорода, Емельян Башкиров, не умел читать и писать, зато смог создать настоящую мукомольную империю.
А если торговец не сдерживал обещание, то и бизнес для него сразу заканчивался. Пришедшие к власти большевики, взяли курс на разрушение русской общины, но кое-какие её элементы поощряли. Например, честность граждан. Её не нужно было специально воспитывать, она просто была свойственна русскому человеку. А вот и документальное тому подтверждение. В середине 70х годов в СССР проводили эксперимент. В заводской столовой убрали кассиршу, а вместо неё поставили поднос для денег. Каждый, кто приходил питаться, брал, что ему надо, а деньги клал на поднос. Если нужно, с подноса брал сдачу. Никто ничего не записывал. Целый месяц шел эксперимент. Все грустнее с каждым днем становились экспериментаторы, потому что выручка 10% подрывала веру экспериментаторов в честность советских людей. Не сворачивали эксперимент, только из-за того, что по плану он должен был длиться 30 дней. Неожиданно, в конце одного рабочего дня на подносе появилась сумма, которая превысила не только дневную выручку, но и весь долг, который накопился за месяц. Экспериментаторы не могли поверить своим глазам. Стали разбираться, оказалось, что это был день зарплаты на заводе. Получив ее, люди вернули все, что были должны с лихвой.
Однако, вернёмся к нашей общине. И всё-таки, не смотря на суровость админа, деревенский чат стал всё больше напоминать виртуальную общину. Во-первых, старосту всё же выбрали, согласовав кандидатуру в чате. И правильно! Теперь не нужны собрания жильцов натурой - ни в помещении, ни на природе. Теперь у каждого жильца есть своя голосовалка в телефоне и можно не вставая с кресла высказать своё мнение и проголосовать. Во-вторых, постепенно, чат заметно оживился: посыпались объявления, например - кто хочет купить по дешевке краснодарские помидоры, обращайтесь к тому-то, кто-то хвалится удачным походом за грибами, не жадничая сообщает места, где набрал, админ призывает всех присоединится к трауру по погибшим на пороховом заводе в Шиловском районе, или предупреждают о появлении ядовитого паука, которого уже заметили в Клепиковском районе, спрашивают у старосты где обещанные деньги на ремонт дорог, призывают жителей сделать флюорографию в передвижном рентгеновском кабинете, который приедет такого-то числа, предупреждают о новых схемах мошенничества через интернет и даже местная церковь оживилась и стала вывешивать расписания ближайших богослужений... Иными словами, виртуальная община родилась, "задышала", состоялась.
В дореволюционной общине, повинностями внутриобщинного характера были: сбор средств для общинных нужд ( натуральный - хлеба для засыпки в магазею; денежный, в том числе плата за содержание волостного правления и суда, а также на взятки чиновникам, на эти деньги посылали так называемых "мироедов" с прошениями и жалобами к высокому начальству); многочисленные трудовые повинности - постройка общественных сооружений, рытье канав для осушения почвы, прокладка дорог, строительство мостов, огораживание полей, помощь недостаточным членам общины, участие в помочах. Это хороший пример, для нас современных общинников. А то, что же мы сейчас всё просим да просим у вышестоящих чиновников деньги на наши нужды. Ведь некоторые проблемы мы можем и должны решать самостоятельно, сообща. Деньги на взятки разным властям собирать конечно не стоит (хотя, кто знает...). Но раскошелится нам самим всё же придётся, например, на строительство детской спортивной площадки с брусьями, перекладиной, качелями - где детям можно будет спокойно поиграть. Ведь сейчас они вынуждены играть на проезжей части дороги, где беспрерывно снуют машины. У нас уже есть опыт такой совместной работы - нашу церковь мы же строили сообща, всем миром. Участвовали все, кто собственным трудом, а кто деньгами.