|   
   
    |   Игорь            Бурдонов
ПУТЕШЕСТВИЕ  В  КИТАЙ
или
ВРЕМЕНА   ГОДА
тетрадь            четвёртая
Часть 2
январь 86 - июнь 86 |  
    
    
   
    |    
        
           
            Мне трудно объяснить это Путешествие.
Мне бы очень хотелось объяснить!
Но каждый раз, когда я пытаюсь сделать это, меня ждет раскаяние.   
Пусть Путешествие останется сокровенным.
А жизнь течет по временам года: осень, зима, весна и лето.
Это почти забыто, но очень важно: осень, зима, весна и лето.
Это все, что я решаюсь сказать теперь определенно.
            
        
          
            
           |  
   
   
    |   З 
        И М Н И Й Д 
        Н Е В Н И К         1 
        9 8 6 |  
   
   
    | 97   
        
           
            
               
                
                   
                    
                       
                         
                           
                             
                               
                                
                                   
                                     
                                       
                                         
                                           
                                             
                                               
                                                 
                                                   
                                                     
                                                      Чем отличается зима от лета?
Летом - жизнь, зимою - мысль.
Зима вообще есть воспоминание о лете.
Поэтому сосна - даже зимою - летнее дерево.
Или наоборот: сосна - даже летом - зимнее дерево.   
Потому что - солнечное дерево.
      
    Солнце низкое сосну озарило.
    Голубое небо будто весточка от лета.   
    И заснеженные ветви
    будто в небе облака.   |  
   
   
    |  
         
          
Горизонтали в лесу бывают удивительно выразительными.
Снизу черные, а сверху - белые.
В одном месте парка ветвь дуба вдоль земли больше, чем ствол в небо.   
И кажется, что дерево летит куда-то. Куда?
  
      Мороз.
      К низкому солнцу протянуты длинные ветви.
      Спокойный снег на них лежит.
      Я терпелив. Я тоже научусь
      переживать зимы чужое время.
  
Даже в страдании - покой.
Вообще нужно ли ускользать от страданий.
Проживать их в неподвижности.  
        
       |  
   
   
    |  
        
        
         
           
            Японцы зимою, кажется, только и делают, что ищут
признаки приближающейся весны!
Есть чему поучиться!
Но в этом мире все так обманчиво...
                На березе заснеженной
                зеленый мох -
                это признак весны?
Может ли по-русски быть стихотворение в одно предложение?   
В один вопрос?
Как это непривычно, заманчиво, таинственно и страшно,
даже стыдно и дерзко - вовсе не давать ответа!
Ни единым намеком! |    
   
   
    | 
        100
                   
          
          
           
             
               
                 
                  Вот здесь!
Меж четырех дубов,
вдоль скрученных стволов,
и в легких точках почек,
в заснеженном пространстве обитает
нелепый древний Чжуан-цзы!
  
            Для европейца древний восточный мыслитель - всегда  
что-то вроде колдуна или зануды.
Ка-а-к ухнет!
А Чжуан-цзы в наше время, может быть,
носит европейский костюм, ездит в такси и курит сигареты.   
Но может ли он рассуждать? Хотя бы и в наше время?
Боюсь, что в наше время все рассуждают!
Как же отличить его тогда?  
         
          
         |  
   
   
    |  
         
           
             
              Как это все же приятно у китайцев и японцев:
ум, сознание, душа - все это сердце.
Как прекрасен Сайге:
  
           
             
               
                 
                   
                     
                      "Я понял сердце того,
  Кто раньше жил в этом доме."
                   
           
             
              Так и хочется подражать!
          Маленький дом. Пустое крыльцо.
          Весь зимний снег - на крыше.
          Склонилась ветвь к заснеженной тропе.   
          Надеюсь, он жив, этот человек!
  
         
          
         |  
   
   
    | 
        102
                   
          
          
           
             
              Для меня большие сугробы - символы детства.
В них можно вырыть такие пещеры!
А весною стеклянные дворцы, серебряные замки!
Почерневшее благородное серебро! И потоки воды! И звуки!   
Это музыка и солнце.
          По обе стороны аллеи
          растут сугробы. Неужели
          возможно это:
          смогу я снова спрятаться за них?!     
         
          
         |  
   
   
    | 
        103
                   
          
          
           
             
                          Я гуляю среди деревьев,
            стволами идущих в небо,
            в вершинах своих держащих
            еще не прозревшее небо.
            И все великаны мира
            неясною тенью
            среди деревьев
            пройдут в предрассветный час!
Наверное, смерти все-таки нет. Или: смерть - возвращение. К чему?
К чему-то неопределенному, хотя по следам, намекам, воспоминаниям,   
подражаниям, нюансам можно проследить существование ушедших.
Иногда все же хочется узреть во плоти: так рождаются привидения.  
         
          
         |  
   
   
    | 
        104
                   
          
          
           
             
                                    БУДНИ
                 О, березы в снегу!
                 В начале дня!
                 Я бегу -
                 не прощайте меня!
Потеплело. Снег стал плотнее, мир - обыденнее.
На холмах - конфетти лыжников.
Деревья - отчетливее, небо - непрозрачнее, белее.
И что-то такое в груди - грусть-томление;
то ли от вчерашнего позднего разговора о путях в искусстве, жизни и мире,   
то ли от того, что проснулся позже обычного.
Хочется идти медленнее, медленнее, или вовсе остановиться.
Моя собака впереди повернула голову назад и ждет меня.  
         
          
         |  
   
   
    | 
        105
                   
          
          
           
             
                      Под дубом ворона
        ходит по снегу:
        шуба из перьев,
        нос костяной.
        Ждите прихода весны -
        ожидание вас не обманет! -
        так говорят
        птичьих следов письмена.
Читаю книгу Владимира Вячеславовича Малявина
"Чжуан-цзы". Неужели и вправду жив древний даос!   
   "Хочу, чтобы вы
         Остались на осень со мной."  
         
          
         |  
   
   
    | 
        106
                   
          
          
           
             
              Совсем тепло. Деревья мокрые, во дворе лужа.
Но ведь до весны еще далеко, и от этого чувствуешь себя
обманутым и потерянным. Межвременье...
       Не растаял еще в роще старых дубов
       Отсыревшего старого снега покров.
       В роще черных дубов моя жизнь не мила,   
       Беспризорно шатаюсь обрубком ствола,
       Волоча словно хвост свои корни...
По случаю лужи ходил прогуливать собак в резиновых сапогах   
и ноги замерзли. Обман!  
         
          
         |  
   
   
    | 
                            
          
          
           
             
               Нужно ли уходить?
Я знаю: природа почти наверняка ввергает городского человека в гнетущее состояние.   
Беспричинная тоска, беспредметная скорбь, неуютно и неустроенно.
Но надо ли уходить от этого?
Ведь то, с чем человек стремится слиться, должно ли лишь радовать?
Радость бытия - радость открытия бытия, но между открытиями,
в предчувствии открытия - что? Тоска? Тоска по радости открытия?
И потом: в пределе слияния находится смерть.
Неразличение жизни и смерти.
Вот в этой самой природе,
в деревьях как символе реальности что происходит вот в это самое мгновение?
Рождение тысяч, миллионов существ? Смерть тысяч, миллионов существ?
А главное: как все же глупо бежать в трусах по кругу стадиона!
Я понимаю, я готов признать: движение - жизнь!
Один человек спрашивает у Справочного Бюро "Вечерней Москвы":
"Одинаковы ли расстояния между фонарными столбами, чтобы можно было
отмечать пробегаемое по утрам расстояние в фонарных столбах?"
Вот что меня беспокоит: в нашем парке вдоль некоторых тропинок совсем нет
фонарных столбов, а расстояния между деревьями так неравномерны!  
         
          
         |  
   
   
    | 
        107
                   
          
          
           
             
                      Перед весною
В парке
люди бегут от инфаркта.
Я же, подняв воротник пальто,   
бреду и сердце мое болит
болью деревьев
в парке.
  
         
          
         |  
   
   
    | 
        108
         * * *
  Так будет весна или нет?
  Природа и я в изумленьи.
  Морозов давно уже нет,
  И ветер несет потепленье.
  Но снег!
           Серый снег!
  Не тает...
  И в небе сером по утрам
  Ни облачка,
              ни солнышка
  не видно...
  Обидно!
          
          
          
         
          
         |  
   
   
    | 
        109
                   
          
          
           
             
              Бывают стихи - сами по себе, может быть, и плохие
- которые не сами по себе,
а как бы намек или воспоминание о других стихах.
Прекрасных. Пленительных. Возвышенных. Забытых.
Быть может, никогда и не существовавших.
Но кто знает, иногда кажется, что стихи не сочиняются, а вспоминаются,
припоминаются отдельные строки, или слова, даже только буква и запятая.   
Все вспомнить невозможно! И нельзя!!
Бывает, вспомнишь лишнее и все - стихи не получились...
    Я в лесу читал стихи березам,
    Дубу старому и елям на горе.
    Мне бросали распустившиеся розы
    Из партера и с галерки на горе.
    Уходил тропою зыбкой, неприметной,
    Уносил охапки розовых цветов.
    Жаль не видел я тогда своей улыбки,
    Жаль не слышал я тогда своих стихов.  
         
          
         |    
   
   
    | 
        110
                   
          
          
           
             
              Вот все жалуются на давку в автобусах.
А что ж вы живете в городе?
Как вам в вашей городской квартире - в плечах не жмет?
И не тесно вам в такой узкой щели:
между подчиненными и начальством?
Но, впрочем, возможны и романтические ощущения:
   В вечернем автобусе мчаться куда-то во тьму!
   Подслушивать шепот влюбленных, зажатых в углу,
   И крик старика - откровение в пьяном бреду,
   И телом сливаться в большую немую толпу.
   В вечернем автобусе мчаться куда-то во тьму!
   Звезда предрассветная мне прокричит на углу,
   И дымы-туманы клубятся, клубятся внизу.
   Вот все, что способен, вот все, что теперь я могу   
   - В вечернем автобусе мчаться куда-то во тьму!
Два последних стихотворения вообще-то надо петь, напевать.
А последнее стихотворение написано амфибрахием -
в этом размере вообще есть что-то спокойное и несуетливое,
склоняющее к размышлениям, быть может, впрочем, и пустым...     
         
          
         |  
   
   
    |  
         
           
            Смотрели документальный фильм "Я возвращаю ваш портрет"
о старых артистах эстрады, с ведущим - Андреем Мироновым.
Поэтому, наверное, и получилось такое "банановое" стихотворение:
   
       Заката розовый фламинго
       танцует медленное танго.
       В руке моей красивый манго,
       и приготовлен острый нож!
  
         
          
         |  
   
   
    | 
        112
А вот "вечернее" стихотворение:
        Свежего снега скрип.
        Нетороплив разговор.
        И перемены наших теней:
        то густеют, то бледнеют
        на аллее фонарей.  
         
          
         |  
   
   
    | 
        113
                   
          
          
           
             
              А вот это уж точно "утреннее":
     Снег идет. Березы белы. Серые дубы.
     Перелетит на соседнее дерево
     птица большая.
     О ветви деревьев! О древние
     письмена!
Почему все же даосская философия так тесно связана с природой?
А Малявин проводит  параллели с модернистским искусством. Модернизм и природа?   
Кстати, промышленный прогресс, наводнивший очень быстро быт людей   
не-естественными материалами и вещами - очень новыми! -
показал нам, сколь древни деревья и цветы, и муравьи, и птицы, и собаки.  А люди?  
         
          
         |  
   
   
    | 
        114
                   
          
          
           
             
              У каждого человека есть воспоминания, которые
всплывают от малейшего толчка, от слов, никакого
прямого отношения к ним, казалось бы, и не имеющих.
Может быть даже важны не слова, а лишь
их порядок или просто - интонация, вообще без слов.   
Пожалуй, такие воспоминания самые главные.
     Тот лес затерялся в других лесах,
     И время - среди времен.
     Был бы жив мой друг,
     показал на снег -
     не изменился он!  
         
          
         |  
   
   
    | 
        115
                   
          
          
           
             
              Когда возвращаешься с прогулки в лесу, и уже подходишь ближе к домам и автобусам,   
возникают обычно стихи вот такого "сравнивающего" настроения:
     Идут по тропинке с портфелями люди,
     но стоит сойти с тропы -
     Исчезнут дома и навеки пребудут
     деревьев александрийские столпы!
Когда гуляешь с собакой все время по одному и тому же маршруту,
то в одних и тех же местах возникает одно и то же повторяющееся настроение,
одно и то же снова и снова очаровывает - ветка ли дерева, облако ли в небе.
И стихи рождаются одни и те же - повторяющиеся.
Я начинаю понимать как создавались средневековые каноны
- не замечая того, мы живем по этим канонам: следуя ли им, идя ли наперекор.
Как написано в предисловии к сборнику китайских поэтов: "радость повторения"!
А ведь действительно, смысл традиции - в повторении, смысл памяти - в повторении!     
         
          
         |  
   
   
    | 
        116
                   
          
          
           
             
                  Вы найдете ль возможным
    меня навестить?
    Чашку чая всегда  я вам предложу.
    Ну, а после меня - я родным накажу.
Наверное, я пытаюсь прозой компенсировать стихи.   Это плохо?
Проза - как медитация на тему стихов,   стихи - как медитация на тему природы.
  
         
          
         |  
   
   
    |  
         
           
            117
          * * *
В книге о японской классической поэтикемне понравился постоянный эпитет "вечнокрепкое небо".   
Несколько непривычно для нашего слуха,
 но в самом деле в этом есть нечто вечно архаичное.
     Замолк на рассвете птичий щебет.
     В прозрачном воздухе нет теней.
     В горящий зрачок вечнокрепкого неба   
     Не двигаясь смотрят драконы ветвей.
  
         
          
         |  
   
   
    | 
        118
                   
          
          
           
             
              Последние дни так морозно, что во время утренней   
прогулки стихи "замерзают". Получаются какие-то
маленькие ледышки!
       Безмолвно небо на рассвете.
       И солнце красное гудит.
       И черный дятел высоко
       То стукнет,
       То молчит...
  
         
          
         |  
   
   
    | 
        119   
          
          
          
 
              
           * * *
    Над домом красное солнце высунулось.   
    Прокричала ворона. Ухнул мороз...
    Объятый инеем лес зазвенел.  
         
          
         |    
   
   
    | 
        120
                   
          
          
           
             
              Сегодня необыкновенное солнце!
Чувствуется, что впереди - весна, а сейчас мороз, февраль и много снега.   
Поэтому сочинил сразу три стихотворения за раз.
Первое не столько сложилось, сколько проговорилось
торопливо - столь  быстро  хотелось  выразить настроение.
    Около вершины ели,
    что высоко в синем небе,
    на горящем солнцепеке
    сидела ворона,
    и ветви вокруг разложены будто горы,
    поросшие лесом,
    и ствол уходит
    скалою на небо,
    и солнца блики недвижно лежат...
    Там, в очарованном мире,
    около вершины ели,
    ворона - обычный гость.  
         
          
         |  
   
   
    | 
        121
                   
          
          
           
             
              Сегодня столь яркая красота леса, что кажется неестественной.
     Похожи ели на сработанные кисти,
     Воткнуты в снег.
     И еще влажен мир вокруг.
     И запах резок.
     И небо пачкается кобальтом,
     Как в первый день творения Земли!
  
         
          
         |  
   
   
    | 
        122  
          
          
           
             
              
           * * *
     Сосна, береза, ель и дуб
     стояли в ряд под солнцем февраля.
     И их вершины в небе синем -
     красиво неподвижны,
               как на картине
     средневековых мастеров.
Сейчас уже  темнеет  перед вечером, и в этот неустойчивый час
утреннее  настроение  кажется несколько неестественным.
Но нет уверенности, что и эти строки останутся самими собой...     
         
          
         |  
   
   
    | 
        123
                   
          
          
           
             
              Для компенсации этой неустойчивости и неуверенности
хочу привести стихотворение, сочиненное моим сыном.
Правда, это не совсем стихи, совсем наоборот -
официальный документ из Неизвестной мне Страны Большой Игры:   
        " Д О Г О В О Р
     Совет Старейшин острова решил:
     а. Убитые в войнах будут жить.
     б. Оружие будет прежним.
     Так как на острове установился мир. "     
         
          
         |  
   
   
   
    | 
        124
                   
          
          
           
             
                 По всем приметам зимний день прекрасно начат:   
   Деревья живы, солнце светит, снег лежит!
   Над крышей дома линия электропередачи,
   А в небе ярко-синем белый дракон удачи!     
         
          
         |  
   
   
    | 
        125
                   
          
          
           
             
               Деревья и солнце
 в божественном небе.
 И большая гора облаков.
 И большая гора на краю
 земли.
 В павильоне морозного утра,   
 у ограды семи берез.  
         
          
         |  
   
   
    | 
        126
                   
          
          
           
             
               Стихотворение написано в декабре 84 года.
 Обнаружено в феврале 86 года.
 Видимо, оно было написано под влиянием текстов Рериха   
 и не очень хороших переводов Ван Вэя.
        " БУДДИЙСКОЕ "
       О подлости людей молчи и помни.
       И тщательно различай Добро и Зло.
       Путь к Истине лежит через Добро,
       Хотя сама она так равнодушна
       К цветам моей Земли!
       И все ж не оставляй своих исканий,
       К теплу людей все время возвращайся,
       Из света истины, а не из ночи невежества.   
       Жизнь там лишь, где тепло,
       И помни: там же - гниение и тлен.
  
         
          
         |  
   
   
    | 
        127
                   
          
          
           
             
                 У края города, от леса в стороне
   Сосна кривая так приятна мне!
   С вершиной плоской в вышине.
 Один человек сказал: - "Сосна эта будто святой.   
 Весь безобразный город искупит собой!"
   - "Разве можно сравнить одну сосну
     И десять тысяч людей?!" -
   Воскликнул я и в шуме ветвей
   Услышал: - "Конечно, нельзя!
   Конечно, люди важней!"  
         
          
         |  
   
   
    | 
        128
                   
          
          
           
             
               Ворона над прудом летела
 На дальние сосны глядела
 Ворона задумалась только на миг
 И ветер холодный ей в сердце проник   
 И долго метался над гладью вод
 Отчаянный и торжествующий крик  
         
          
         |  
   
   
    | 
        129
                   
          
          
           
             
                 Грустный февраль
 Снег и солнце.
 Ветер блестящий,
 сверкающий блестками инея.   
 Небо синее
 среди деревьев в вышине.
 И крик вороны в тишине.  
         
          
         |    
   
   
    | 
        130
                   
          
          
           
             
               На деревьях рощицы молочные пакеты
 Цвета синего, как небо наверху.
 Ветер их качает, ветру очень хочется   
 Птичий корм рассыпать на снегу.  
         
          
         |  
   
   
    |  
        
          
            | 131 |  |     
                     
          
          
           
             
                                       "И Цзин" - "Книга Перемен".
           Первая гексаграмма "Цянь" - "Творчество".  
Начальный момент всякого творчества: еще не уместна деятельность,   
а нужна лишь замкнутая и сосредоточенная подготовка.
Полнота сил, но время еще не благоприятно для деятельности.
Образ нырнувшего дракона, то есть мощного существа, которое
скрылось и еще не действует.
      Такова первая, начальная черта гексаграммы, изображаемая
сплошной, сильной линией ЯН.
   Сказано: "В начале сильная черта.
                            Нырнувший дракон.
                            - Не действуй!"
   Стихотворение называется "КОНЕЦ ЗИМЫ":
    Пора нырнувшего дракона:
    Поля снегов, под снегом лес,
    Но в солнце, падающем с кровли
    Поднявшихся небес,
    Примету верную находит Прорицатель:
    Весну недвижимо уже творит Создатель!  
         
          
         |  
   
   
    | 
        132
                   
          
          
           
             
              Весной голубою разбужены тени деревьев.
С пластмассовым солнцем спорят птицы, кричат.   
Стеклянных сугробов музейные редкие звери
В загадочных позах недвижно повсюду лежат.  
         
          
         |  
   
   
    | 
        133
                   
          
          
           
             
                    Лианозово. Март 86.
 Вы чувствуете, скоро будет лето?
 Уже повсюду снег остекленел.
 И небо замечательного цвета.
 Я варежки сегодня не надел.
 Сегодня птичка удивительно красивая   
 Меня не испугалась на ветвях.
 А на дороге грязь с утра застылая
 Под солнцем расплывалась на глазах.
 Наверное, зимой был сильный ветер:
 Как много здесь обрушенных домов!
 Вы чувствуете, скоро будет лето?
 А летом не бывает холодов.  
         
          
         |  
   
   
    | 
        134
                   
          
          
           
             
               Круговорот времен привел нас в эту раннюю весну,   
 Когда еще земля с водою не разделены.
 Деревья в синей дымке, в тумане белом небо.
 И руки у судьбы разведены.
    И в этот день свободы и испуга
    Так не хватает умершего друга!
       Не чокаясь, мы выпьем за него.  
         
          
         |  
   
   
    | 
        135
                   
          
          
           
             
               Что останется после весенней птицы?
 Чистою трелью в небе она растворится.
 Что останется после бабочки летней,
 упорхнувшей за горизонт?
 Что останется после дубов столетних?
 Что останется после высоких сосен,
 раскрывших зеленый зонт?
 Что останется после нас с тобой, мой друг?
 Наше дыханье, ветра порыв, случайное "вдруг".     
         
          
         |  
   
   
    | 
        136
                   
          
          
           
             
               Ранней весною утки на льду.
 Первая пара с далекого юга.
 Вернулись домой? Или в гости на лето?   
 Белый ручей мимо бежит.  
         
          
         |  
   
   
    | 
        137
                   
          
          
           
             
               Капли на березовой ветке.   
 Не иней растаявший -
 Весенний дождь!  
         
          
         |  
   
   
    | 
        138
                   
          
          
           
             
               
"Как писать приемом луцзяо - оленьи рога.   
Этот прием весьма занятный, тонкий -
Когда пишешь осенний лес, не смешивай разные породы деревьев   
И порой темной тушью выдели вершину дерева,
Будто журавль царит среди кур.
Если же это ранняя весна,
То можешь добавить маленькие бледно-зеленые точки."
                  "Слово о живописи из сада с горчичное зерно" 
       Снег сошел. И шуршат листья прошлого года.
       Небо светло как вешние воды.
       Для чего придумали китайцы
       штрих л у ц з я о - "рога оленьи"?
       В день весенний смотрю на деревья:
       Раскрываются почки - светлые точки
       на кончиках оленьих рогов.
       Отчего же никто-никто
       немедля кончик кисти в тушь не окунает?  
         
          
         |  
   
   
    | 
        139
                   
          
          
           
             
               
   "Слово о живописи из сада с горчичное зерно"
открывается "Наставлениями в искусстве живописи
из павильона Цинцзай".
Сказано:
"Стало быть, можно следовать законам и быть свободным от них.
  Сначала похорони кисти и сотвори могильный холмик,
                   изотри железо в порошок...
  И вот - вершины взметнулись, поток повис,
                   но вода чиста и лес прозрачен."   
   Следующий раздел "Слова" - "Книга деревьев".
Читаю "Наставления" и еще только в преддверии
"Книги деревьев" написал такое стихотворение:
     "Книгу Деревьев" раскрыв наугад,
     долго читаю.
     В Книгу Деревьев войдя наугад,
     листья листаю.
     "Книгу Деревьев" лист за листом
     перерисую.
     В Книге Деревьев построю свой дом
     и зазимую.
     "Книга Деревьев" ярко сгорит
     в сердце моем.
     Книга Деревьев вновь заговорит
     ранним весенним днем.
     "Книгу Деревьев" в сердце я схороню,
     пепел и чист и бел.
     Книгу Деревьев из рук уроню
     на холст, что и чист и бел.  
         
          
         |    
   
   
    | 
        140
                   
          
          
           
             
               
 Плохая погода.
 Сижу и читаю.
 Еще приготовлю
 Горячего чаю.
 И два бутерброда.
 Плохая погода.
 Я книгу закрою,
 Другую возьму.
 В далекие страны   
 Сейчас поплыву.  
         
          
         |  
   
   
    | 
        141
                   
          
          
           
             
               
 Белый туман облаков.
 Солнца рассеянный свет.
 В мире берез и дубов
 спокойно - движения нет.
 Солнца желтеющий свет.
 Узор неподвижен ветвей.
 Молчанья спокойная сила.   
 Я верю - движения нет!
 И прошлое - не уходило,
 а так и стоит у дверей.  
         
          
         |  
   
   
    | 
        142
                   
          
          
           
             
               
 В тумане светлом деревья из пустоты   
 Выходят на край земли.
 В тумане светлом увидишь детство.
 Увидеть его нельзя!
 В тумане светлом любовь безответна.
 Была ли она, была?
 В тумане светлом деревья в пустоту
 Уходят с края земли.  
         
          
         |  
   
   
    | 
        143
                   
          
          
           
             
               
 Весенним утром после дождя
 Птица песню поет.
 О, сколько сложено до меня
 О песне этой стихов!
 Я прочитаю их нараспев,
 Душой улетая вдаль.
 Издалека старинный напев
 Возвращает мою печаль.
 И с думой глубокой о тех, кто ушел,   
 Брожу среди мокрых берез.
 А птица все ту же песню поет.
 И в сердце ее - покой.  
         
          
         |  
   
   
    | 
        144
                   
          
          
           
             
               
 Ходы древоточца на старом стволе
 Как звезды летящие в старой вселенной   
 На высохшем крае срываются в бездну
 Зеленая жизнь не приходит весной  
         
          
         |  
   
   
    | 
        145
                   
          
          
           
             
               
 Я не жалуюсь. Судьбой своей доволен.   
 И за все - благодарю.
 Все не важно, было б только вволю
 Ранних утр - наглядеться на зарю.
 Все обиды, несвободы, неудобства
 Унесет с собой предутренний туман.
 И ударит в синем благородстве
 Древнего светила барабан!  
         
          
         |  
   
   
    | 
        146
                   
          
          
           
             
               
        НА СВАЛКЕ
 Порос бетон зеленым мхом.
 Железный лом и стебли трав
 Переплелись в одном движеньи.
 Уединенье пустыря
 Люблю, по правде говоря, -
 В заброшенности есть очарованье.   
 Разрозненного мира воссозданье.
 И странной правды тишина.
 И кукла старая. И чайник -
 но без дна.  
         
          
         |  
   
   
    | 
        147
                   
          
          
           
             
               
 Каменная девочка упала
 Около заросшего пруда
 Над ее улыбкою склонились
 Желтые весенние цветы
 Каменная девочка напрасно
 Принца ждет у старого пруда   
 Волосы ее из алебастра
 Ноги из железного прута  
         
          
         |  
   
   
    | 
        148
                   
          
          
           
             
               
 Как высоки деревья в мае.   
 Как белы облака.
 О, дни мои, не уходите!
 И если жив еще пока,
 И вы, прекрасные, живите,
 Собою память наполняя.  
         
          
         |  
   
   
    | 
        149
                   
          
          
           
             
               
          " Не жалею, не зову, не плачу... "   
 Светит солнце прохладным утром
 В воздухе древний разлит аромат   
 Это яблонь белые крылья
 Вновь молодые над садом летят  
         
          
         |    
   
   
   
    | 
        150
                   
          
          
           
             
               
                     Валере Красильникову
 Отцветают яблони в заброшенном саду.
 По дорожке каменной медленно иду.
 В бывшем барском доме с гербом наверху
 Дом умалишенных с мастерской внизу.
 Отцветают яблони, ивы высоки.
 В церкви отпевание, плачут старики.
 Видно, что хоронят молодую жизнь.
 В доме кто-то стонет, и грохочет жесть.     
         
          
         |  
   
   
    | 
        151
                   
          
          
           
             
               
 Радость раннего лета
 Зеленый наряд берез
 Желтых цветов кружки
 Парят над зеленой травой
 Первой росы драгоценность   
 Ясного неба взлет
 Сяду на камень
 Собака уляжется рядом
 Вспомню об умершем друге:
 Надеюсь, что это лето
 Не лучше ушедших лет.  
         
          
         |  
   
   
    | 
        152
                   
          
          
           
             
               
 Как странно: никогда я не бывал   
 в далеком детстве
 моей возлюбленной жены.
 Но отчего тогда с годами
 меня обманывает память?  
         
          
         |  
   
   
    | 
        153
                   
          
          
           
             
               
                 
                   
        ВОЗВРАЩЕНИЕ
 В забытые годы вели шаги
 Вдоль темной ограды одни валуны
 Не поднять головы, не поднять руки   
 И птица пропела: умри, умри
 На старой тропе посреди травы
 В малиновом свете зари  
         
          
         |  
   
   
    | 
        154
                   
          
          
           
             
               
                 
                   
            Из цикла "Шелковый Путь"
            I
 На холме над Душанбе алыча.
 Я поднялся на вершину холма.
 Солнца желтая рука горяча.
 Светлым облаком дневная луна.
 Надо мною только небо одно.
 Я спросил его о древнем пути.
 - Здесь следов его уже не найти.
 Что же путники? - Вернулись давно.     
         
          
         |  
   
   
    | 
        155
                   
          
          
           
             
               
                 
                   
            Из цикла "Шелковый Путь"
            II
 Из Китая до Руси путь далек.
 Я стою посередине, одинок.
 Тех людей здесь не осталось и следов.   
 На Восток гляжу я долго, без слов.  
         
          
         |  
   
   
    | 
        156
                   
          
          
           
             
               
                 
                   
            Из цикла "Шелковый Путь"
            III
         Прощание
 Эти горы над Душанбе, предгорья Памира,
 Прощайте, я не увижу больше вас.
 Мой дом в другой стороне этого мира.
 Но сердца песчинку оставлю я здесь, среди вас.     
         
          
         |  
   
   
    | 
        157
                   
          
          
           
             
               
                 
                   
            Нет, это не уход от мира!
            Я хочу лишь, чтобы в этом мире жили и те,
            кого я люблю и кто мне дорог.
Я не уйду к Тао Цяню в поля и сады.
Давно уж травой на земле заросли их следы.
Вас, благородный поэт, я сюда приглашу,
Наших столиц посетить отдаленную глушь.
Может быть, Вам не понравится шум городов.
Скрип колесниц не расслышите в шуме машин.
Но хризантем захватите Вы горсть лепестков -
Лучшим вином я наполню побольше кувшин.
Напьемся скорей! О, есть, что оплакать вдвоем!
А после, прошу Вас, лучшую песню,
                                Вашу песнь запоем.
О, как недолог к рассвету светлому путь Луны!
Зачем Вы ушли!
              Я один, и немолкнущий звук струны...     
         
          
         |  
   
   
    | 
        158
                   
          
          
           
             
               
                 
                   
 Три брата-дуба, обнявшись, стояли
 И не было им горя и печали.
 Вершинами качали в синеве,
 Разбрасывали тени по траве.
 И путники, что мимо путь держали
 В далекую столицу государства,
 У трех дубов оставшись на привале,
 Молчали о любви и о коварстве.
 О всех обидах и о всех удачах,
 О радостях и горестях своих
 Они молчали, не смеясь, не плача,
 В костер подбрасывая веточек сухих.   
 И на заре, омыв росою лица,
 Держали путь в далекую столицу.
 Три брата-дуба, обнявшись, стояли
 И не было им горя и печали.  
         
          
         |  
   
   
    | 
        159
                   
          
          
           
             
               
                 
                   
 В наших обычных делах
 как не хватает нам мудрости конфуцианцев!
 В наших обычных делах мы безмерно скучны.
 Вот мы уходим в движениях странного танца.   
 Тени фальшивые движутся в небе ночи.
 Но на рассвете слабеющий свет луны
 древний очертит круг.
 К нашим обычным делам возвратиться должны
 я и мой друг.  
         
          
         |    
   
   
    | 
        160
                   
          
          
           
             
               
                 
                   
    1800 лет назад Цао Чжи создал поэму "Фея реки Ло".
    Через 200 лет Гу Кай-чжи написал картину на мотивы   
     стихов Цао Чжи. А ныне...
 Седые травы после дождя,
 Сиреневое пламя иван-чая.
 Вот Цао Чжи среди дубов пройдет
 За феей Ло, исчезнувшей в тумане.
 Простой сюжет страны чужой
 Сквозь все века волнует не напрасно,   
 И время нас не зря кружит.
 Знакомый мой, художник пишет маслом
 Картину "Тайна Гу Кай-чжи".  
         
          
         |  
   
   
    | 
        161
                   
          
          
           
             
               
                 
                   
 Тысячелистника белое поле и сосны вдали.
 Тысячи дней между нами туманом легли.
 Не перейти через поле по узкой тропе.
 Вниз уплываю по времени желтой реке.
 Вдоль берегов бесконечной равнины простор.
 Друга я встречу и долгий веду разговор.
 О тысячелистнике детства закончу рассказ,
 а желтые воды уже разделяют и нас.
 Солнце уходит и мрак обступает ночной.
 Тысячелистника белое поле горит надо мной.     
         
          
         |  
   
   
    | 
        162
                   
          
          
           
             
               
                 
                  Поэт пятого века Бянь Бинь написал оду "Вши и блохи".
Во вступлении говорится:
 
"Я живу бедно, и мой халат холщовый вот уж десять лет как не 
подбит ватой. Вся моя жизнь зависит от прихотей погоды, а 
ведь для человека это нелегко, и я часто болею. Жилище мое 
тесное, вся постель спуталась, одни лохмотья стали, мне и 
не распутать одному. А чем-то заниматься - слишком я ленив, 
к делам охоты нет. За своим телом не слежу и как-то упускаю 
время умываться. Я весь зарос, покрылся коростой, и оттого 
завелось в моей камышовой циновке несметное множество вшей 
и блох, ужасно они расплодились..." 
 Под небом широким все десять тысяч вещей.
 На плоской равнине стоят одиноко дубы.
 Бянь Бинь по утрам отряхает циновку от вшей,
 Из дома выходит и льются свободно стихи.
 И время иное, и я из другой страны.
 Но так же под небом все десять тысяч вещей.
 На плоской равнине стоят одиноко дубы.
 Печальные строки в моей отзовутся душе.  
         
          
         |  
   
   
    | 
        163  
          
           
             
               
                 
                   Иду по дороге, по белой пыли.
 Солнце льется на ширь полей.
 Крайний дом на деревне я вижу вдали,   
 И рядом много людей.
 Давно я не был в этом краю,
 Хоть с детства знаком мне он.
 Умер мой дядя. Позвали родню.
 Сегодня день похорон.
 Иду по дороге, цветут цветы.
 Знакомый лес и овраг.
 Внизу у речки все те же кусты,
 Но другой под ними рыбак.
 Иду по дороге, как раньше шел.
 Слетает с цветов пыльца.
 Узнаю ли всех, кто сегодня пришел,
 И молча стоит у крыльца?
 Узнаю под деревом старый стол.
 Калитка. Горшок на плетне.
 Узнаю ли всех, кто сегодня пришел,
 И молча кивает мне?  
         
          
         |  
   
   
    | 
        164  
          
           
             
               
                 
                   
 Ни шума ветра, ни пенья птиц
 не хочет слушать человек.
 Бродила смерть среди берез,
 искала жертву, и не нашла.
 И не было веры, и не было слез.
 Последние звери умирали в лесах.     
         
          
         |  
   
   
    | 
        165  
          
           
             
               
                 
                   
           ДУБ
 Светлые листья на солнце, темные листья в тени.   
 После дождя на коре влажная полоса.
 Ветви раскинув свободно, рядом со мною стоит.
 В небе высоком коршун кругами, кругами кружит.  
         
          
         |  
   
   
    | 
        166  
          
           
             
               
                 
                   
 Белая луна
 в радужном сиянье.   
 Ночь и весна.
 Тайное свиданье.
 Белая луна.
 Путь среди звезд.
 Деревянный мост.
 Темная вода.  
         
          
         |  
   
   
    | 
        167  
          
           
             
               
                 
                   
    ДЕВА   У   ОКНА
 За шелковою занавеской
 Цвела персидская сирень.
 Ждала издалека известий.
 Клонился долу вешний день.   
 На небе звезды высыпали.
 Всходила белая луна.
 Недвижны очи не мигали.
 Сирень персидская цвела.  
         
          
         |  
   
   
    | 
        168  
          
           
             
               
                 
                   
           ЛЕТО
 Зеленая трава до неба выросла,
 За облаком плывут пуховые шары,
 Под ветром облетают и на землю
 Спускаются в леса из клевера.
    А по былинке муравьи неспешно   
    Колоннами уходят в небо.  
         
          
         |  
   
   
    | 
        169  
          
           
             
               
                 
                   
   Возвращение   или   Срединный   Путь
 Летит стрекоза над высокой травой,
 Над белою кашкой, цветком неприметным,
 Над камнем, лежащем у схода дорог,
 Над белою пылью дороги.
 И надпись на камне: "Вернувшись, поймешь -   
 Ни слева, ни справа судьбы не найдешь!"  
         
          
         |    
   
   
    | 
        170  
          
           
             
               
                 
                   
 Выше трав только небо - в нем плавает солнце.
 Листья сверкают как зеркальца в детских руках.   
 К круглому озеру тропочка узкая вьется.
 Чистой печали слеза - в низких сухих берегах.  
         
          
         |  
   
   
    | 
        171  
          
           
             
               
                 
                   
         ПЕСНЯ
 Собака играет в траве
 Сладкий клевер в тени под росой   
 В синем небе плывут облака
 Ветер в вершинах шумит
     На пригорочке два дурака
     Между ними гитара лежит
     Их девушка с розовой косой
     Убежала за шар земной
 Собака у камня уснула
 В тишине колокольчиков звон
 Пахнуло полынью...  
         
          
         |  
   
   
    | 
        172  
          
           
             
               
                 
                   
                                  Тихо, тихо ползи,
                                  Улитка, по склону Фудзи   
                                  Вверх до самых высот!
 По сухому дереву
 Побежал вьюнок
 Вверх до самого неба,
 До белых облаков!  
         
          
         |  
   
   
    | 
        173  
          
           
             
               
                 
                   
          ВЬЮНОК
 Пока солнце еще не поднялось с земли   
 И роса не вернулась на небо,
 Так нежен и чист! -
 Утренний голос цветка.  
         
          
         |  
   
   
    | 
        174  
          
           
             
               
                 
                   
 Под солнцем краснеют
 шарики вишен.
 Гляжу: Ну, конечно!
 И воробьи тут как тут!     
         
          
         |  
   
   
    | 
        175  
          
           
             
               
                 
                   
 В своих скитаниях земных
 я не ищу астральных истин.
 И каждый раз у трав лесных,   
 и в струях льющихся речных
 теряю все, что накопилось.  
         
          
         |  
 |