| 
          
            
              |  | 
                  Игорь 
                    Бурдонов НЕПРЕРЫВНЫЙ ТЕКСТ    |  |    Игорь Бурдонов НЕПРЕРЫВНЫЙ ТЕКСТ 9 апреля 2010 в первый день болезни,читая В.Микушевича "Воскресение в Третьем
              Риме"
 
                
                   Есть
                  люди естественно верующие, не задумывающиеся о своей вере, не понимающие её и
                  не интересующиеся ею, поскольку и то, и другое и третье означает сомнение в
                вере, что противоречит естественности.
                  И есть
                  люди верующие искусственно: пришедшие к вере путем откровения ли,
                интеллектуального ли усилия (насилия?).
 
                  Третьи
                  впадают в веру вследствие ослабления духовных и физических сил, как бы
                поддавшись или устав сопротивляться.
 
                   Есть
                  люди естественно неверующие, потому что бояться задуматься, додумать до конца,
                  как бы предчувствующие, что это приведет их к искусственной вере, от которой
                одни неприятности и в духовном и в бытовом плане.
 
                  И есть
                  люди искусственно неверующие, дошедшие до конца и ничего не обнаружившие там.
                  Поскольку на том конце холодно и неуютно, требуется постоянное усилие
                (насилие?), чтобы поддерживать в себе такое сознательное неверие. 
 
                  Третьи -
                  разуверовавшие вследствие чего-то, их сломившего, или по причине ослабления
                духовных и физических сил, как бы смирившись или устав противиться.
 
                  Получается,
                  что есть нечто, к чему человек постоянно стремится или чего постоянно
                  страшится. Но и противоложное этому - такое же нечто (ничто?), хотя и
                противоположное, но имеющее похожий (или тот же самый?) онтологический статус.
 
                  Во что
                верят или не верят люди? Есть сверхестественное и есть Бог.
 
                  Признавая
                  сверхестественное, рано или поздно приходишь к Богу (или его аналогу). Или не
                  приходишь, а изначально и непрерывно прозреваешь. Это уже зависит от человека:
                  вопринимает он мир целостно или к такому восприятию приходит. Но Бог снимает
                  всё сверхестественное, что не Он. Между Богом и человеком образуется пустота,
                  которая страшит и преодолеть которую кажется невозможным (или на самом деле
                невозможно?).
 
                  Отрицание
                  сверхестественного - аскетический подвиг, не оставляющий человеку ничего, кроме
                  того, что у него уже есть (или он думает, что есть?), и тем самым не
                  оставляющий вообще ничего, включая самого человека. Это если додумать до конца.
                Но если не додумывать, то можно жить.
 
                  Во
                  времена "железного занавеса" был такой анекдот: "Заграницы нет. Как нет? А так:
                  есть только мои знакомые, которые утверждают, что у них есть знакомые, которые
                  утверждают, что якобы были заграницей". Юмор в том, что анекдот этот на самом
                  деле появился позже, когда "занавес" уже перестал быть "железным" (не мог
                  появиться до), но ещё оставался позже (не мог появиться после).
 
                  Сверхестественное - это занавес? Пыль на зеркале, которую нужно стереть? Или никакой пыли на зеркале быть не может? Если пыль стереть, или просто её не видеть, зеркало останется? Или "Нет никакого зеркала - пустая рама как окно. Войди как в дверь, иль выйди - всё одно".
 
                  Можно ли
                  считать мир той пустотой, что между Богом и человеком? Точнее, наоборот: между
                  человеком и Богом. Потому что это пространство (не только неоднородно, но и)
                анизотропно: Бог меня видит, а я Его - нет.
 
                  Две
                  фразы. "Если бы Бога не было, его следовало бы выдумать". "Если бы Бога не было,
                Его нельзя было бы выдумать". Не обе ли верны? Различие в регистре одной буквы.
 
                  Православие
                  относится к христианству и религии вообще, как русский язык - к индоеропейской
                  семье языков и языкам вообще. Сравнение не тождество, потому что есть нерусские
                  православные и (что менее существенно) русские неправославные. Но суть не в
                  этом, а в том, что человек говорит не на языке вообще, а на каком-то одном
                  языке, и только один из языков - родной ему. Нельзя верить вообще. Поэтому я
                себя и не считаю верующим. А на каком языке говорит Бог?
 
                  Один
                  человек (кстати, математик) сказал: "Что-то произошло, и я поверил в Бога. А
                  поскольку я живу в православной стране, я стал православным". Что это:
                лукавство или святая простота?
 
                  Треугольник
                  обнаружил бесконечность пространства. Но треугольник всегда принадлежит ровно
                  одной плоскости. Вот четвёртая точка уже может оказаться вне этой плоскости. И
                  так далее бесконечно (если размерность пространство растёт бесконечно). В этом
                что-то есть? Или ничего нет?
 
                  Мужчина
                  познаёт мир через женщину, поэтому женщине остаётся познавать самоё себя. Не
                  потому ли Содом и Гоморра были разрушены, а Лесбос - нет? И мужеложество преследовалось
                  по закону гораздо чаще и охотнее, чем лесбиянство? 
 
                  Забавная
                  статистика. Число ссылок по данным Googl`а (09.04.2010
                    15:25 ):
       
                
                  | "познать
                любовь" | - 104.000, |  
                  | "познать
        себя" | -  77.000, |  
                  | "познать мир" | -  29.000, |  
                  | "познать жизнь" | -  28.100, |  
                  | "познать человека" | -  21.200, |  
                  | "познать истину" | -  21.000, |  
                  | "познать Бога" | -  15.100, |  
                  | "познать женщину" | -  14.300, |  
                  | "познать нечто" | -   7.070, |  
                  | "познать смерть" | -   6.330, |  
                  | "познать мужчину" | -   1.630, |  
                  | "познать ничто" | -     160. |         ЛЮБОВЬ => Я => МИР=ЖИЗНЬ => ЧЕЛОВЕК=ИСТИНА => БОГ=ЖЕНЩИНА => НЕЧТО=СМЕРТЬ => МУЖЧИНА => НИЧТО11 апреля 2010  Если
                бы философию создавали женщины, мы бы не говорили "проникновение в истину". Мы бы говорили: "проникновение истины в нас".12 апреля 2010  В
                юности в книжке американского астронома Харлоу Шепли, которая называлась
                "Звёзды и люди", я прочитал список главных вопросов о Вселенной. Список заканчивался
                самым главным вопросом, к которому, как писал Шепли, наука даже не знает, как
                подойти, и на который она вряд ли когда-нибудь даст ответ. Вот этот вопрос: Почему Вселенная существует? Не "как она
                устроена", даже не "зачем", а просто: почему?                 
                Помню,
                тогда меня поразила бесконечная невозможность ответа на этот вопрос. Как в
                теореме Гёделя о полноте: в любой системе, включающей арифметику, есть
                неразрешимые вопросы. Чтобы на них ответить, нужно выйти за пределы системы, а
                тогда оказывается, что допустимы ответы прямо противоположные. Но ведь за
              пределы Вселенной выйти нельзя по определению Вселенной: всё, что существует.
                И
                  вопрос "Почему Вселенная существует" есть естественная граница всякого
                  размышления и всякой философии. Граница, которая провоцирует размышление и
                  философию как безнадёжную попытку ответа на неразрешимый вопрос. Граница, в
                  которой совпадают все философские системы и всякий религиозный опыт, если
              считать, что религиозный опыт может давать ответы на вопросы.
                Но
                  со временем, с годами, мне стало казаться, что я знаю ответ на вопрос "Почему
                  Вселенная существует". И этот ответ до обидного прост: Вселенная не существует.
                  Соль в том, что мы понимаем под словом "существует".
                  Какой бы смысл мы ни вкладывали в это слово, мы "промахнёмся", прилагая его ко
                  Вселенной. Всякое определение есть ограничение, говорил Спиноза. А ведь
                  Вселенную нельзя "ограничить", потому что граница предполагает наличие чего-то за границей. А за границей Вселенной
              ничего нет, потому что Вселенная, по определению, - всё, что существует.
                Иногда
                  Вселенную понимают в более узком смысле: как весь материальный мир. Тогда,
                  конечно, нет и проблемы с границей: за ней (или, если угодно, вне её) может
                  находиться Бог. Но я здесь веду речь о Вселенной в самом широком смысле, как
                  всё существующее, и, следовательно, включающее Бога, если он существует. Как
                  правильно пишет Владимир Микушевич, Бог существует по определению.
                  Перефразируем вопрос Шепли: Почему Бог
                    существует? И мы получим тот же до обидного простой ответ: потому что Он не
              существует.
                Это
                  похоже (но только похоже) на негативную теологию Григория Нисского и др.:
                  божество в силу своей бесконечности несравнимо со всем конечным, и в этом
                  смысле, т.е. со стороны конечного бытия, бесконечное бытие Бога представляется
                  как небытие. Но если бы я был Богом, меня бы это не удовлетворило; мне было бы
                  интересно знать: почему Я существую? Этот вопрос отличается от вопроса, почему
                  я (не Бог) существую, потому что здесь остаётся возможность отсылки к Тому, кто
                  знает ответ. Если же Бог - предельный случай, то, мне кажется, уже не в смысле
                  знания ответов, а в смысле отсутствия вопросов. Впрочем, это мы немного ушли в
              сторону (наверное, ещё вернёмся когда-нибудь).
                В
                  результате главным остаётся вопрос о смысле слова "существует", то есть вопрос: Что такое бытие? И почему оно тождественно
                  небытию? В каждом конкретном случае (не вообще)
                  мы можем с большей или меньшей уверенностью говорить есть или не есть. Но,
                  похоже, это скорее характеризует того, кто говорит, чем то, о чём он говорит.
                  Чтобы моё есть или не есть было абсолютным, а не
                  относительным (меня), я должен быть Богом, в котором исчезает различие между бытием
                  и небытием. Точнее: в Боге происходит отождествление бытия и небытия с
                  сохранением всех различий, поскольку они тоже есть (или не есть?).
                  Вопрос о соотношении Бога и тварного мира приходится понимать в духе
              Божественного солипсизма.
                Тогда
                  что такое я? Мы возвращаемся к
                  исходной точке наших рассуждений, ничего не приобретя по дороге. Но зато
                  кое-что потеряв: самоуверенность. И теперь, когда мне кто-то говорит "наука
                  доказала, что нечто существует (или
                  не существует)" или "я был очевидцем того, что нечто произошло (или не произошло)", я не нахожу возражений, но в
              глубине души только хмыкаю.
                С
                  этой точки зрения всё, что угодно, существует в каком-то смысле, и не
                  существует в другом смысле. Поскольку среди "всего, что угодно" нахожусь и я
                  сам, "какой-то смысл", по-видимому, означает, что нечто имеет тот же или
                  другой, может быть, противоположный, онтологический статус, что и я сам. Если
                  тот же, это нечто для меня существует, если другой - не существует. Короче говоря, в пульсации бытия-небытия
                  я с этим нечто нахожусь ли в одной фазе, в разных (частично совпадающих и
              частично не совпадающих) или противоположных (полностью не совпадающих).
                Но,
                  сделав этот шаг вперёд, я, следуя всё той же логике, должен сделать и шаг
                  назад: сами фазы в пульсации бытия-небытия есть нечто, подлежащее той же
                  пульсации. Как сказал (по свидетельству Платона) Гераклит: "παντα ρει
                  και κινει ται,
                  και ουδεν
                  μενει" - "все течёт и движется, и ничего не
                  пребывает". Даже утверждение о том, что бытие есть лишь пена на поверхности небытия (так я понял "философию небытия"
                  Арсения Чанышева) амбивалентно, предполагает противоположное (небытие есть лишь
                  пена на поверхности бытия)  и в
                  результате не оставляет ничего, кроме становления. Только это становление
                  означает не обязательно движение от небытия к бытию, но и обратное движение. И
              движение по кругу, и скольжение по границе...
                Вместо
                  того, чтобы спорить, существует нечто или не существует, лучше бы попытаться
                  дать доступное нам описание формы его существования-несуществования, по крайней
                  мере, относительно или в сравнии с нашей собственной формой. И не только
                  количественно (на сколько процентов существует, а на сколько не существует), но
                  и качественно: в каком смысле, в каком виде существует-несуществует. Впрочем,
                  именно этим мы, наверное, всё время и занимаемся, когда говорим, пишем, размышляем.
                  Только не отдаём себе отчёта, что речь идёт именно о
                  существовании-несуществовании, о том, как именно всё течёт и движется, не
                  пребывая.20 апреля 2010 
                Сын
                Бога, оставленный на земле, чтобы прожить обычную жизнь и умереть без всякого
                воскресения и загробной жизни. Вот это была бы действительно жертва!9 июня 2010 Все
                революции и "перестройки" происходят одинаково: сначала их бурно приветствуют,
                а потом уныло ругают. Некоторые
                не ругают, а продолжают приветствовать; таких самих ругают в следующий раз.
 Некоторые
                не приветствуют, а с самого начала ругают; таких в следующий раз хвалят.
 Вот,
  собственно, и всё.
А маятник качается и качается.Но не как у По, а как г. в проруби.
Так я
                думаю сегодня.А
                если бы вчера не пил, думал бы то же самое.
 Только
                радостнее.
Я ни во
                что не верю. Даже в это.29  июня 2010 Она пахла свежескошенной травой.Когда я общаюсь с людьми, которые думают так же,  как я, у меня возникает инстинктивное желание думать по-другому.Если Бога нет - Вселенная непостижима. А если  Бог есть - неинтересна.В любви нужно сосредоточиться на чём-то одном,  потому что весь мир - объект любви Бога.3  июля 2010 То, что  мы называем душой, по крайней мере, в противопоставлении рассудку, опыту и  т.п., есть по сути сублимация самых интимных воспоминаний юности и детства. В  глубине души - значит в раннем детстве. Душа - ностальгия по детству.20 августа 2010 Я создаю миры не для того, чтобы разъединять их, а для того, чтобы соединять, тем самым украшая тот единственный мир, в котором я умру.22 августа 2010 Бесконечное многообразие человеческих отношений бесконечно больше того конечного подмножества отношений, для которых придуманы названия.26 августа 2010 Женщина, которая вызывает желание и согласна его удовлетворить, и женщина, которая вызывает желание, но не согласна его удовлетворить, различаются не тем, что первая удовлетворяет желание, а вторая - нет, а тем, что первая вызывает желание, которое рождает еще большее желание. Паскаль Киньяр в 'Секс и страх' пишет даже, что люди любят желание, но не любят удовлетворение желания, потому что в нём желание умирает. Но это спорно.Женщины - это вечные константы, к которым вечно примеряется вечно переменная сущность мужчины.   ... далее будет позже |