| 
                                              
                                             
                                           
   
          
            |     ДОЖДЬ 
                      
                        | Дождь. Может быть дажеэто 
                        дождь других времён и других стран.
 |       |                                        
   
          
            |     УХОДЯЩИЙ   В   ДОЖДЬ 
                        
                          | Дождь.Может быть даже
 это 
                            дождь других времён и других стран.
 В каких мирах странствует Уходящий в дождь?
 Нужно ли удивляться, когда увидишь его
 у 
                            порога дома твоего?
 
 Он будет сидеть у огня.
 Он будет молчать.
 Он будет пить чай.
 И снова уйдёт в дождь.
 От острова к острову - в океане дождя.
 
 Дорогу пространства можно одолеть с помощью ног,
 или 
                            с помощью колеса,
 или 
                            с помощью крыльев.
 По дороге времени бродит память.
 На дороге души человеческой - дождь, дождь.
 Из страны в страну,
 из 
                            века в век,
 из 
                            сердца в сердце.
 Уходящий в дождь затягивает пояс,
 поднимает 
                            воротник плаща
 и 
                            уходит в дождь.
 Бумажный зонтик.
 Тяжёлый посох.
 И что-то ещё - не поддающееся прочтению.
 |  
   |                                      
   
          
            |     ПЕРЕМЕНЫ   ДОЖДЯ   
                
                  |       
  ВЕТЕР   НЕБЕСНЫЙ Уходящий в дождь спросил Ветер Небесный:- Плотные тучи укрыли небо.
 Где же дождь? Где же дождь?
 
 Ветер Небесный протяжно вздохнул,
 приближаясь 
                      к земле:
 - Они - с нашей западной окраины.
 Это значит - из прошлого.
 Это значит - из прошлого.
 
 - Что несут они?
 
 - Пыль веков.
 Шелуху душ древних людей.
 И больше - ничего. И больше - ничего.
 
 По шести ступеням восходит ритуал вызывания дождя:
 
 Нижняя называется - Поворот или Преодоление себя.
 Вторая называется - Воображаемое странствие или Возвращение на путь.
 Третья называется - На распутье или Внутренний разлад.
 Четвёртая называется - Ученик или Осмотрительность в опасности.
 Пятая называется - Старый дом или Обладание правдой.
 Верхняя называется - Уже идёт дождь!
 
 
 Сконцентрировав свои силы, простившись с близкими,
 Уходящий в дождь уходит в дождь.
 
 Луна близится в полнолунию.
 
 Ветер Небесный протяжно вздохнул, покидая землю:
 
 - Благородному мужу поход - к несчастью.
 
     
  ОГНЕННОЕ   ОЗЕРО  Вслед на Ветром Небесным он радостно шёл через дождь.
 Но есть ли в мире что-нибудь вечное?
 Но есть ли в мире что-нибудь постоянное?
 
 Кажется - нашёл свой путь,
 а присмотришься - грядут перемены.
 
 В глубинах Ветра Небесного рождался разлад.
 
 И вот - уже нет дождя, уже нет ветра.
 
 В холодной пустыне - Огонь над Озером!
 
 Путь сворачивается в шестиугольник горизонта.
 Уже не идёшь по пути,
 а мечешься в замкнутом мире разлада,
 подсчитывая потери.
 
 Потеря первая: Конь потерялся. Вернётся ли?
 Потеря вторая: Ни селения, ни хижины. Встретишь ли человека?
 Потеря третья: Всё замерло, будто в ожидании казни.
 Потеря четвёртая: Одиночество.
 Потеря пятая: Найдёшь ли выход? Найдёшь ли выход?
 Потеря шестая: Разлад и одиночество.
 
 
 Увидишь свинью, покрытую грязью.
 Увидишь - бесы наполняют твою колесницу.
 Сперва натянешь лук против этого,
 а потом отложишь его в сторону.
 
 Огонь над Озером!
 
 Остаётся лишь ждать иных перемен.
 
 Когда-нибудь снова пойдёт дождь,
 и Уходящий в дождь уйдёт в дождь.
 
 И будет счастье.
 
     
   ОЗЕРО   НЕБЕСНОЕ  Возвратный ветер спокоен и чист как озёрная гладь.
 Смотришь вверх.
 Что видишь ты в зеркале Озера Небесного?
 
 Разве в нём что-нибудь есть?
 Ничего.
 
 Синяя пустота притягивает.
 Вещи уходят в отсутствие, а оно не наполняется.
 Отражённые образы возвращаются к земле.
 
 Идёшь будто в плотной толпе.
 Где вещи? Где образы? Как различить?
 
 Твоя жизнь. Отражение твоей жизни.
 Есть ли разница?
 
 Ты полон сил. Ты полон решимости идти на прорыв.
 
 Речь - это отражение.
 
 Говори! Говори правдиво! Говори от себя самого!
 
 
 Образ первый: Ещё не время. Не решаешься выступить.
 Образ второй: В сумерках и ночью услышишь шум оружия. Не испугаешься?
 Образ третий: Через разрушение к созиданию. Одиноко идёшь и встречаешь 
                      дождь. Если промокнешь, люди будут смеяться, но никто не осмелится усомниться 
                      в твоей правоте.
 Образ четвёртый: Трудно идти. Трудно идти. Услышишь речи, но не поверишь 
                      им.
 Образ пятый: Вот и вершина холма! Вздымаются травы! Найдёшь ли выход? 
                      Найдёшь ли срединный путь? Решайся!
 Образ последний исчезает в тумане дождя. Кончились силы. Речь завершилась 
                      молчанием.
 
 
 Уходящий в дождь исчезает в тумане дождя.
 
 Или это только образ дождя?
 
 Будет несчастье.
 
     
   ОГНЕННЫЙ   ВЕТЕР  Дождь делает вещи смутными и неясными.Дождь делает вещи мокрыми и блестящими.
 
 В зеркальном мире образов и отражений будто уходишь в даль бесконечного 
                      коридора.
 Образ образа.
 Отражение отражения.
 Где же истинная основа?
 
 В круговороте возвращения неудержимо несёшься и удаляешься.
 Все вещи переворачиваются десять тысяч раз и перемены неостановимы.
 
 Образ образа - как дуновение ветра.
 Отражение отражения - как отблеск огня.
 Зеркало зеркала рождает Огненный Ветер!
 
 Пространство между Небом и Землёй -
 точно плавильный котёл, в котором
 бушует Огненный Ветер.
 Прошлое переплавляется в будущее.
 
 Этот жертвенник ждёт твоих подношений, Уходящий в дождь.
 Чтобы вызвать дождь, нужно великое жертвоприношение.
 Но не так-то просто его совершить.
 
 
 Попытка первая: Жертвенный сосуд опрокинут вверх ногами. Ведь ты 
                      ещё не освободился от прошлого!
 Попытка вторая: Жертвенный сосуд полон. Но где же твои сотоварищи? 
                      Они не идут к тебе.
 Попытка третья: Ушки жертвенного сосуда обломились. Не вознести его 
                      на высокий холм. А внизу - даже если пойдёт дождь - он быстро иссякнет.
 Попытка четвёртая: У жертвенного сосуда подломились ноги. Без твёрдой 
                      опоры - несчастье. Опрокинуты жертвы и жертвенник выпачкан.
 Попытка пятая: Наконец-то у жертвенного сосуда новые золотые ушки. 
                      Можно поднять, но нельзя нести. Чтобы двигаться, нужен твёрдый стержень.
 Попытка шестая: Яшмовый стержень продет в ушки сосуда. Жертвенник 
                      вознесли на высокий холм. Великое счастье.
 
 
 Какую жертву принёс Уходящий в дождь?
 Не себя ли?
 
      
  ГРОМ   В   ГОРАХ   Ветер кружит над ОзеромОзеро хранит отражение Гор, Ветер хранит эхо Грома
 Горы - это опора Неба, Гром - это голос Огня
 
 Гром в Горах подобен летящей птице,
 от которой остался лишь голос её.
 Ностальгия...
 Отчего теряется путь? Есть шесть ошибок пути.
 Того, кто избегнет их, ждёт великое счастье.
 
 
 Начальная ошибка - Рождение пути. Это подобно летящей птице - ты 
                      только провожаешь её взглядом. И ничего не можешь поделать.
 Вторая ошибка - Слепота пути. Ты думал, что встретил цель, а это 
                      - что-то другое, только очень похожее. Ты прошёл мимо цели.
 Третья ошибка - Неправедность пути. Ты ушёл вперёд, а совесть твоя 
                      за тобой не последовала. Жди нападения сзади.
 Четвёртая ошибка - Инерция пути. Ты шёл и был весел, и не хотел останавливаться, 
                      и отбросил запреты. И куда ты пришёл?
 Пятая ошибка - Эгоизм пути. Ты шёл, не оглядываясь, и забыл о других. 
                      За тобой никто не последовал, ты остался один.
 Шестая ошибка - Смерть пути. Ты не обратил внимания на ошибки, и 
                      летящая птица удалилась. И ничего не можешь поделать.
 
 
 Гром в Горах! И плотные тучи укрыли небо.
 Будет ли дождь? Будет ли дождь?
 
 Точно голос летящей птицы:
 - Они - с нашей западной окраины.
 
 Гром в Горах! Ностальгия...
 
 Уходящему в дождь нужно быть стойким.
 Он не поднимается к великим вершинам.
 Он спускается в ущелье и слушает журчанье малого ручья.
 Что же дальше?
 Уже конец? Ещё не конец?
 
 Бумажный зонтик.
 Тяжёлый посох.
 И что-то ещё - не поддающееся прочтению...
 
  
 |    
                  
                    |  |  |  |    |                                    
   
          
            |     КОММЕНТАРИЙ   ДОЖДЯ   
                      
                        | Странствия Уходящего в дождь - не произвольное путешествие со случайными 
                          образами, а канонический процесс. Я вычленил его из древнекитайского текста 
                          "ЧЖОУ И", который в зависимости от понимания иероглифа чжоу, переводится 
                          как "Чжоуские Перемены" - "[Канон] перемен [эпохи] Чжоу" - или как "Всеохватно-круговые 
                          (циклические) перемены". 64 гексаграммы "ЧЖОУ И" вместе с афоризмами и 
                          комментариями к ним описывают мировой процесс как последовательность 64-х 
                          мировых ситуаций, каждая из которых развивается по 6 ступеням - 6 чертам 
                          гексаграммы. Но и каждый частный процесс содержится в "ЧЖОУ И" как последовательность 
                          некоторого подмножества гексаграмм. Например, результатом гадания на тысячелистнике 
                          является пара гексаграмм, описывающих ситуацию настоящего и возможного 
                          будущего.
 Чтобы вычленить "перемены дождя", я отбросил комментирующую часть - "И 
                          ЧЖУАНЬ" - и искал иероглиф юй-дождь в основном тексте "ЧЖОУ И", 
                          который называется "И ЦЗИН" - "Канон Перемен" или "Книга Перемен". Я обнаружил 
                          6 вхождений иероглифа юй в тексты афоризмов к 5-и гексаграммам 
                          ## 9,38,43,50 и 62. Главной оказалась самая первая гексаграмма # 9 - здесь 
                          иероглиф юй встречается 2 раза: в афоризме к гексаграмме в целом 
                          и в афоризме к её последней (шестой) черте. Для остальных четырёх гексаграмм 
                          иероглиф юй встречается по одному разу в афоризмах к отдельным 
                          чертам гексаграмм. Оставалось лишь осмыслить это пятичастное "путешествие 
                          в дождь" и дать ему образное истолкование.
 
    
                                
  
                              
                                | ![Юй Вэй [Игорь Бурдонов]](/img/b/burdonow_i_b/pp8/tg6.gif) | 
                                      Гексаграмма # 9.Сяо чу - Воспитание малым.
 верхняя триграмма - сюнь-утончение; её образ - Ветер;
 нижняя триграмма - цянь-творчество, её образ - Небо.
 |  
                                | ![Юй Вэй [Игорь Бурдонов]](/img/b/burdonow_i_b/pp8/tg7.gif) |    Вот почему в "Переменах дождя" гексаграмма дана в образе 
                              Ветра Небесного.
 В афоризме "Книги Перемен" к гексаграмме в целом читаем:
 "Воспитание малым.Свершение.
 Плотные тучи - и нет дождя;
 <они>
                              - с нашей западной окраины."
 Здесь есть непереводимая игра слов, поскольку иероглиф чу-воспитание означает также "препятствие". Именно преодоление 
                            препятствия - лучший способ воспитания воли и выдержки. Для Уходящего 
                            в дождь речь идёт о "малом", то есть самом первом, препятствии на его 
                            пути.
 Что же это за препятствие? Это - прошлое.
 
 Для авторов "Книги Перемен" запад - это метафора прошлого, ибо запад - 
                            это земля предков, откуда более трёх тысяч лет назад племя Чжоу пришло 
                            в срединные царства Китая. Но в Китае дождевые облака, как правило, движутся 
                            с востока - с моря.
 
 Облака, идущие с запада - из прошлого, не дают плодотворного дождя.
 
 Преодоление прошлого, как необходимое условие продвижения вперёд, в "Переменах 
                            дождя" описывается в ритуале вызывания дождя, восходящего по 6 ступеням 
                            - 6 чертам гексаграммы.
 
 И вот в афоризме к последней - шестой - черте гексаграммы в "Книге Перемен" 
                            читаем (я комбинирую переводы Ю.Щуцкого и Р.Вильгельма и разбивку текста 
                            у Лю Да-цзюня в соответствии с разъяснениями А.Кобзева):
 "Наверху сильная черта.Уже идёт дождь, уже [все на должном] месте.
 Возвысить добродетели, собрать женщин.
 Луна близится к полнолунию.
 Благородному мужу поход - к несчастью."
 Это значит: первый этап завершён и путь открыт - идёт 
                              дождь! Но странствие Уходящего в дождь не будет лёгким - впереди его ждут 
                              новые испытания.   
                                
    ПЕРЕХОД: Из первой гексаграммы дождя #9 могут быть 
                            вычленены две "взаимопроникающие триграммы" - ху гуа, которые охватывают: 
                            1) вторую, третью, четвёртую и 2) третью, четвёртую, пятую черты гексаграммы. 
                            Они используются соответственно как нижняя и верхняя триграммы для получения 
                            новой, производной гексаграммы, характеризующей более глубокое состояние 
                            ситуации. Это следующая, вторая гексаграмма дождя N 38 - Разлад: #9 ![Юй Вэй [Игорь Бурдонов]](/img/b/burdonow_i_b/pp8/a_9_38.gif) #38 Вот почему в "Переменах дождя" сказано: "В глубинах Ветра Небесного рождался разлад."      
                                
  
                              
                                | ![Юй Вэй [Игорь Бурдонов]](/img/b/burdonow_i_b/pp8/tg5.gif) | 
                                      Гексаграмма # 38.Куй - Разлад.
 верхняя триграмма - ли-сцепление, её образ - Огонь;
 нижняя триграммы - дуй-разрешение, её образ - Озеро.
 |  
                                | ![Юй Вэй [Игорь Бурдонов]](/img/b/burdonow_i_b/pp8/tg3.gif) |    В "Переменах дождя" гексаграмму изображает Огонь над Озером 
                            как символ разрыва: ведь Огонь стремится вверх, а Озеро - вниз, в глубину. 
                            Этот образ можно прочесть и как "Пылающее Озеро" или "Озеро Огня" - "Огненное 
                            Озеро" - символ опасной ситуации, вышедшей из-под контроля.
 Развитие ситуации разлада описывается в терминах "шести потерь", соответствующих 
                            шести чертам гексаграммы. Ведь в процессе разлада человек ничего не может 
                            приобрести, а только теряет. Никакие действия не могут остановить разлад 
                            и лучше всего предоставить событиям течь так, как они протекают. Разлад 
                            - это ложная ситуация, не подлинное, а потому не постоянное положение 
                            вещей. Придёт время и разлад исчерпает сам себя. Поэтому в "Переменах 
                            дождя" сказано:
 "Остаётся лишь ждать иных перемен."  И вот в афоризме к последней - шестой - черте гексаграммы 
                              в "Книге Перемен" читаем (с опусканием одной фразы, которая, согласно 
                              замечанию Ю.Щуцкого, является позднейшей комментаторской припиской): "Наверху сильная черта.Разлад и одиночество.
 Увидишь свинью, покрытую грязью.
 [Увидишь, что] бесы наполняют свою колесницу.
 Сперва натянешь лук [против этого, а] потом отложишь его в сторону.
 [Если,] выступая, встретишь дождь, то [будет] счастье."
  
                                
  ПЕРЕХОД: Следующая, третья гексаграмма дождя #43 
                            тоже получается из первой, главной гексаграммы дождя - гексаграммы # 9. 
                            Для этого обе триграммы нужно перевернуть, то есть зеркально отразить. 
                            Это называется принципом фань-обратность, соответствующим контрарному 
                            отрицанию, то есть отношению противоположности. Верхняя триграмма сюнь-Ветер 
                            превращается в триграмму дуй-Озеро, а нижняя триграмма цянь-Небо 
                            остаётся неизменной:
                              
                                | #9 ![Юй Вэй [Игорь Бурдонов]](/img/b/burdonow_i_b/pp8/a_9_43.gif) #43 |  ВЕТЕР |  |  ОЗЕРО |  
                                |  | фань |  |  
                                |  НЕБО |  |  НЕБО |  Поэтому в "Переменах дождя" сказано: "Возвратный Ветер спокоен и чист как озёрная гладь."        
   
                              
                                | ![Юй Вэй [Игорь Бурдонов]](/img/b/burdonow_i_b/pp8/tg3.gif) | 
                                      Гексаграмма # 43.Гуай - Выход.
 верхняя триграмма - дуй-разрешение, её образ - Озеро;
 нижняя триграммы - цянь-творчество, её образ - Небо.
 |  
                                | ![Юй Вэй [Игорь Бурдонов]](/img/b/burdonow_i_b/pp8/tg7.gif) |   Вот почему в "Переменах дождя" гексаграмма дана в образе 
                            Озера Небесного.
 Озеро - это озёрная гладь, зеркало воды. Зеркало рождает отражения, образы. 
                            А разве речь человека - не зеркало его сознания? Не отражение его жизни?
 
 Согласно Ю.Щуцкому, знак дуй-Озеро первоначально изображал человека 
                            с раскрытым ртом. Поэтому этот знак в некоторых контекстах имеет значение 
                            "говорить", "возглашать". И действительно, весь текст к гексаграмме Гуай пронизан идеей речи, слова, говорения. В нём три раза встречается иероглиф 
                            "возглашать":
                              
                                 в афоризме к гексаграмме в целом - "правдиво возглашай";
                                 в афоризме ко второй черте гексаграммы - "опасливо 
                                  возглашай";
                                 в афоризме к последней черте гексаграммы - "не возглашай".  Кроме того, в афоризме к четвёртой черте гекаграммы встречается 
                            слово "речь". Оно записано отдельной графемой янь, которая входит 
                            детерминативом во многие китайские иероглифы. В частности, в иероглиф юй - "речи", "слова", "язык". Именно этот иероглиф стоит в названии 
                            знаменитого исторического трактата "ГО ЮЙ" - "Речи царств" - памятника 
                            4-3 вв. до н.э., составленный на основе более древних летописей. И, может 
                            быть, не случайно слово юй-речь является точным омофоном слова юй-дождь?
 Но о чём же идёт речь в ситуации Гуай-Выход? Какие образы возникают 
                            здесь? В графике гексаграммы можно увидеть большое скопление творческих 
                            сил, изображённых пятью сильными чертами. А сверху - то есть впереди, 
                            в будущем - одна слабая черта. Это образ некоего выхода, возможности прорыва, возможности вырваться, решиться на что-нибудь.
 
 Путь выхода, прорыва описан в "Переменах дождя" в "шести образах", соответствующих 
                            шести чертам гексаграммы.
 
 Третья черта любой гексаграммы по символике "Книги Перемен" соответствует 
                            моменту кризиса в развитии ситуации, а именно - переходу от внутреннего 
                            к внешнему, то есть - выходу. И может быть, не случайно в афоризме именно 
                            к третьей черте гексаграммы "Выход" встречается иероглиф юй-дождь. 
                            Опуская две фразы, которые согласно Ю.Щуцкому, являются позднейшей припиской, 
                            читаем:
 "Сильная черта на третьем [месте].Благородный человек решается на выход.
 [Он] одиноко идёт и встречает дождь.
 Если [он и] промокнет, [то] будет досадно,
 [но] хулы не будет."
 А в конце пути исчерпываются силы, наступает слабость и речь завершается молчанием . В афоризме к последней черте гексаграммы 
                            читаем: "Наверху слабая черта.Безгласность.
 В конце концов, будет несчастье."
      
  ПЕРЕХОД: Следующая, четвёртая гексаграмма дождя 
                            # 50 получается из второй гексаграммы дождя # 38 точно также, как предыдущая, 
                            третья гексаграмма дождя # 43 получалась из первой гексаграммы дождя # 
                            9. А именно - с помощью переворота, то есть зеркального отражения обеих 
                            триграмм по принципу фань. Нижняя триграмма дуй-Озеро превращается 
                            в триграмму сюнь-Ветер, а верхняя триграмма ли-Огонь остаётся 
                            неизменной. 
                              
                                | #38 ![Юй Вэй [Игорь Бурдонов]](/img/b/burdonow_i_b/pp8/a_38_50.gif) #50 |  ОГОНЬ |  |  ОГОНЬ |  
                                |  | фань |  |  
                                |  ОЗЕРО |  |  ВЕТЕР |    Озеро - это символ зеркала. Ветер - "перевёрнутое" Озеро 
                            - это отражение Озера в нём самом.
 Поэтому в "Переменах дождя" сказано:
 "Образ образа - как дуновение ветра."        
   
                              
                                | ![Юй Вэй [Игорь Бурдонов]](/img/b/burdonow_i_b/pp8/tg3.gif) | 
                                      Гексаграмма # 50.Дин - Жертвенник.
 верхняя триграмма - ли-сцепление, её образ - Огонь;
 нижняя триграммы - сюнь-утончение, её образ - Ветер.
 |  
                                | ![Юй Вэй [Игорь Бурдонов]](/img/b/burdonow_i_b/pp8/tg7.gif) |    Вот почему в "Переменах дождя" гексаграмма дана в образе 
                            Огненного Ветра.
 Слово "огонь" может быть понято как "свет". И тогда Огненный Ветер - это 
                            Светоносный Ветер, Солнечный Ветер, Поток Света. В контексте зеркального 
                            мира образов и отражений, в который вступает Уходящий дождь (предыдущая 
                            гексаграмма # 43), это может быть понято как поток взаимоотражений. Ведь 
                            зеркалом отражаются на самом-то деле не вещи, а свет, испускаемый вещами. 
                            Или свет, отражаемый вещами. В мире отражённого света уже не найти ни 
                            источника света, ни вещей, отражающих свет. Всё есть отражения, отражения 
                            отражений... В этом иллюзорном мире всё переменчиво, ненадёжно и обманчиво. 
                            И хотя отражённое - это вроде бы возвращающееся, но можно ли назвать это 
                            возвращением к истинной основе? В круговороте взаимоотражений только всё 
                            дальше и все неостановимее удаляешься от неё.
 
 И всё же в конечном счёте этот мир взаимоотражений сам является отражением 
                            чего-то реального - мира взаимопревращения вещей. И здесь уже огонь - 
                            это жар плавильного котла, в котором вещи переплавляются друг в друга 
                            и из прошлого выплавляется будущее. И чтобы вызвать дождь, уже недостаточно 
                            имитационного ритуала вызывания дождя - нужна реальная жертва на этом 
                            космическом огне. Уходящий в дождь должен совершить жертвоприношение. 
                            Во все времена и у всех народов это было чрезвычайно важным и совсем не 
                            простым делом. Человека здесь ждут непредвиденные трудности и испытания. 
                            Их преодоление в "Переменах дождя" дано в образе "шести попыток" жертвоприношения, 
                            соответствующих шести чертам гексаграммы.
 
 В третьей попытке мы встречаемся с предупреждением: если жертвоприношение 
                            не будет проведено так, как нужно, цель не будет достигнута и человека 
                            ждёт раскаяние. В афоризме к третьей черте гексаграммы в "Книге Перемен" 
                            читаем (с учётом варианта перевода второй фразы, предложенного А.Кобзевым):
 "Сильная черта на третьем [месте].Ушки жертвенного сосуда обломились -
 его передвижение застопорилось.
 Жиром фазана не насытишься.
 Как только [пройдёт] дождь,
 [так он и] иссякнет.
 Раскаяние.
 [Но], в конце концов, - счастье."
 Но в конце концов, если цель достигнута и жертва принята, 
                              будет великое счастье. И не слуайно в афоризме к последней черте гексаграммы 
                              речь идёт о яшме, которая в Китае считалась символом гармонической полноты 
                              развития всех высших каеств. Стоит ли после этого удивляться, что иерогиф юй-яшма - почти точный омофон иероглифа юй-дождь (разница 
                              лишь в мелодическом тоне второго звука)?
      
  ПЕРЕХОД: Первые четыре гексаграммы дождя образуют 
                            своеобразный полный цикл перемен:
 
                              
                                | 9 | 38 | 43 | 50 |  
                                | ВЕТЕР | ОГОНЬ | ОЗЕРО | ОГОНЬ |  
                                | НЕБО | ОЗЕРО | НЕБО | ВЕТЕР |  Этот цикл построен из 4-х триграмм Ветер, Озеро, Небо и Огонь, каждая 
                            из которых встречается ровно 2 раза. Эти 4 триграммы - "сильная половина" 
                            от всех 8-и триграмм, то есть это все те триграммы, в которых сильных 
                            черт ян больше, чем слабых черт инь.
 Ветер и Озеро превращаются друг в друга зеркальным отражением по принципу фань-обратность и становятся поочерёдно верхней и нижней триграммами 
                            гексаграмм. Небо и Огонь при перевёртывании не изменяются. Небо находится 
                            оба раза внизу, а Огонь - оба раза наверху.
 
 Вторая гексаграмма дождя рождается из первой с помощью "взаимопроникающих 
                            триграмм" - ху гуа. Получающаяся пара гексаграмм порождает вторую 
                            пару гексаграмм дождя перевёртыванием каждой триграммы по принципу фань.
 
 В таком расположении гексаграммы и их тригаммы можно записать 
                            в клетках квадрата 2х2:
                              
                                | 
                                    
                                      | ВЕТЕРНЕБО
 | ОГОНЬОЗЕРО
 |  
                                      | ОЗЕРОНЕБО
 | ОГОНЬВЕТЕР
 |  |  | нижниетриграммы
 |  | верхниетриграммы
 |  
                                |  | Х |  |   Парность триграмм Озеро-Ветер и Небо-Огонь связана также 
                            с двумя каноническими расположениями восьми триграмм по сторонам света. 
                            Одно расположеие традиция приписывает демиургу китайской цивиизации легендарному 
                            императору Фу Си, другое - основателю Чжоуской династии Вэнь-Вану - Царю 
                            Просвещённому. Первое расположение соответствует "ПРЕЖНЕМУ НЕБУ" - сянь 
                              тянь - то есть первоприродному, генотипическому, априорному. Второе 
                            расположение соответствует "ПОСЛЕДУЮЩЕМУ НЕБУ" - хоу тянь - то 
                            есть природоявленному, фенотипическому, апостериорному.
                              
                                | 
                                    
                                      
                                        | ОЗЕРО | НЕБО | ВЕТЕР |  
                                        | ОГОНЬ | Фу Си | ВОДА |  
                                        | ГРОМ | ЗЕМЛЯ | ГОРА |  |         | 
                                    
                                      
                                        | ВЕТЕР | ОГОНЬ | ЗЕМЛЯ |  
                                        | ГРОМ | Вэнь-ван | ОЗЕРО |  
                                        | ГОРА | ВОДА | НЕБО |  |  Алгоритм преобразования этих расположений друг в друга 
                            состоит из двух циклов по 4 триграммы в каждом:
                              
                                | ОЗЕРО |  | ВЕТЕР |        | НЕБО |  | ОГОНЬ |  
                                |  |  |  |  |  |  |  
                                | ВОДА |  | ЗЕМЛЯ | ГОРА |  | ГРОМ |   Нижняя строка этой таблицы содержит две пары триграмм 
                            Вода-Земля и Гора-Гром. Вторая пара обраует последнюю - пятую - гексаграмму 
                            дождя (#62). Эта пара триграмм получается из пары Озеро-Ветер при инвертировании 
                            всех черт по принципу дуй-супротивность: сильная черта - слабая 
                            черта ( ян - инь). соответственно гексаграмма #62 может 
                            быть получена как из первой пары гексаграмм дождя #9 и #38, так и из второй 
                            пары - #43 и #50.
                              
                                | ВЕТЕР | ![Юй Вэй [Игорь Бурдонов]](/img/b/burdonow_i_b/pp8/arrow_dui.gif) | ГРОМ | дуй |  ОЗЕРО |  |  ГОРА |  ![Юй Вэй [Игорь Бурдонов]](/img/b/burdonow_i_b/pp8/a_to_62.gif)
 Вот почему в "Переменах дождя" сказано: "Ветер кружит над ОзеромОзеро хранит отражение Гор, Ветер хранит эхо Грома
 Горы - это опора Неба, Гром - это голос Огня"
        
   
                              
                                | ![Юй Вэй [Игорь Бурдонов]](/img/b/burdonow_i_b/pp8/tg1.gif) | 
                                      Гексаграмма # 62.Сяо го - Переразвитие малого.
 верхняя триграмма - чжэнь-возбуждение, её образ - Гром;
 нижняя триграммы - гэнь-пребывание, её образ - Гора.
 |  
                                | ![Юй Вэй [Игорь Бурдонов]](/img/b/burdonow_i_b/pp8/tg4.gif) |    Вот почему в "Переменах дождя" гексаграмма дана в образе 
                            Грома в Горах.
 В "Книге Перемен" с этой гексаграммой связан образ летящей птицы.
 
 Во-первых, в графике самой гексаграммы усматривается изображение летящей 
                            птицы: две средние сильные черты изображают её туловище, а две 
                            пары крайних слабых черт - её мягкие крылья.
 
 Во-вторых, иероглифы "летящая птица" встречаются в афоризмах три раза: 
                            в афоризме к гексаграмме в целом и в афоризмах к её крайним чертам - первой и шестой.
 
 Кстати, во всей "Книге Перемен" иероглиф "птица", точнее - "длиннохвостая 
                            птица" - няо, встречается ещё только один раз, в афоризме к шестой 
                            черте гексаграммы # 56 ( Люй - Странствие) во фразе "птицам спалили их 
                            гнёзда". Но, как видим, здесь эта птица совсем не летящая.
 
 Но что означает этот образ - "летящая птица"? Его следует понимать как 
                            "улетевшая птица", что становится символом упущенных возможностей как 
                            следствие ошибок в пути. В афоризме к гексаграмме в целом говорится: "От 
                            летящей птицы остаётся [лишь] голос [её]". В афоризмах к первой и шестой 
                            чертам гексаграммы следом за упоминанием летящей птицы стоит иероглиф 
                            "несчастье". При этом в последнем афоризме утверждается: "Летящая птица 
                            удалится".
 
 В "Переменах дождя" развитие ситуации описывается в терминах "шести ошибок 
                            пути", соответствующих шести чертам гексаграммы. Последняя, шестая ошибка 
                            уже непоправима: "птица улетела" и это означает "смерть пути". Вот почему 
                            большое значение имеет непосредственно предшествующая, пятая черта гексаграммы 
                            - центральная черта триграммы чжэнь-Гром, то есть "голоса птицы". 
                            Именно в афоризме к этой черте встречается иероглиф юй-дождь, но 
                            - со знаком отрицания:
 "Слабая черта на пятом [месте].Плотные тучи - и нет дождя;
 [Они] с нашей западной окраины."
 Здесь снова возникает образ прошлого. Но как его "отголосок", 
                              потому что прошлое безвозвратно ушло - "улетело". Вот почему в "Переменах 
                              дождя" сказано: "Ностальгия".
     
  ПЕРЕХОД: Итак, "путешествие в дождь" заканчивается 
                            там, где оно началось - тем же самым афоризмом об "облаках из прошлого". 
                            Об этом же говорят и названия первой и последней из пяти гексаграмм дождя: 
                            Воспитание малым - Переразвитие малого. То, что вначале было лишь первым, 
                            малым препятствием, способствующим воспитанию, оказалось непреодолённым, 
                            и это привело к его переразвитие в уже непреодолимую преграду. Весь путь 
                            заканчивается афоризмом к последней черте гексаграммы: "Не встретишь, [и] пройдёшь мимо.Летящая птица удалится.
 Несчастье.
 Это называется бедствиями и бедами."
Что же дальше?
 Неужели всё потеряно, Уходящий в дождь потерпел полное поражение и это 
                            - "уже конец"? Да, так действительно называется следующая по "Книге Перемен" 
                            гексаграмма # 63 - Цзи цзи. Но она не последняя в мировом цикле! 
                            Последняя гексаграмма #N 64 называется Вэй цзи - "Ещё не конец!".
 
 И это даёт надежду на возобновление пути, хотя бы и с его исходной точки 
                            - с первой гексаграммы дождя.
 
 Так "Перемены дождя" оказались "всеохватно-круговыми", "циклическими".
 
 
 Идущие в дождь не оставляют попыток встретить на этом пути что-то очень 
                            важное.
 
 Они идут
 из 
                            страны в страну,
 из 
                            века в век,
 из 
                            сердца в сердце.
 
 Они уходят в дождь.
 Может быть даже
 это 
                            дождь других времён и других стран.
 
 
 Бумажный зонтик.
 Тяжёлый посох.
 И что-то ещё - не поддающееся прочтению.
   
 |   
                      
                        |  |  |  |    |                                                
           |