|
|
||
Почему для одних патриотизм - это значимая категория, а для других нет?
| Почему для одних патриотизм - это значимая категория, а для других нет? Вопрос затрагивает глубинный слой: патриотизм - не универсальное чувство, а структурная сцепка, которая у одних формируется, а у других - нет, и это зависит не от любви к родине, а от более тонких, психологических, исторических, культурных и даже телесных различий. Почему для одних патриотизм - категория первичная, а для других - вовсе не существует? Ответ - как минимум в пяти уровнях сцепки, от телесной до символической. 1. Опыт распада или угрозы целого Патриотизм часто возникает там, где пережита травма уничтожения целостности - семьи, земли, языка, народа. Для человека, чья идентичность формировалась в режиме утраты, патриотизм становится способом удержать связь с тем, что исчезает или может исчезнуть. Поэтому у потомков депортированных, военных, колонизированных, гонимых - патриотизм не абстракция, а форма выживания сцепки. 2. Тип идентичности: телесная vs нарративная Для кого-то я - это язык, ландшафт, мать, война, дорога. Для другого - мысль, идея, мир как сцена различий. Одни не могут отделить себя от земли - другие никогда не были на ней всерьёз. И оба правы, просто их структура различна. 3. Форма символической сцепки с коллективом У кого-то патриотизм - это единственная доступная форма принадлежности: не к семье, не к классу, не к культуре - а к чему-то хоть какому-то. Поэтому первый держится за нацию, как за плот, 4. Тип внутреннего разрыва: сцепка через гордость или стыд Иногда патриотизм - это утверждение себя через гордость: мы велики, я часть этого. Кто-то нуждается в целостности, 5. Собственный способ выстраивать сцепку с реальностью Есть люди, которые собирают себя через принадлежность. У первых мы важнее я. Итог: Патриотизм - не долг, не врождённое чувство и не показатель верности. Для одних - это форма защищённости. И потому главное различие не между патриотами и непатриотами. Что же такое патриотизм по сути? Это аффективная, символическая и нарративная сцепка с идеей страны, нации, языка, территории, истории. То есть:
Патриотизм - это не норма, а структура сцепления субъекта с воображаемым целым. Он всегда работает своё / чужое, мы / они, родное / опасное. И только от зрелости этой конструкции зависит, будет ли патриотизм: основанием для диалога, А моральное ли это? Нет. Патриотизм может использовать моральную лексику (справедливость, долг, верность), но сам по себе он не моральен и не аморален. Он до-морален, как идентичность. А вот что из него делают - зависит от того, в чём он зафиксирован: если в боли - он мстит, Патриотизм - это не моральное основание, а форма идентификации, сцепка между субъектом и воображаемым коллективным телом. Он может поддерживать мораль, маскировать её отсутствие, конфликтовать с ней или поглощать её целиком - в зависимости от того, как именно он оформлен и какую функцию выполняет. Почему это важно понимать? Потому что проблема не в патриотизме, а в том, что им оправдывают, что под него подводят, какую сцену на нём строят. Патриотизм становится проблемой, когда его подают как: И если это не распознать, он становится не идентичностью, а ритуалом исключения, где нравственность измеряется не поступком, а тем, насколько громко ты произнёс родина - и кого ты в этот момент исключил. Если серьезно, подойти к этому вопросу, то следует отметить: (от явных к тонким, от кричащих к встроенным в ткань повседневности) Сам по себе патриотизм - это не одно чувство, а целый регистр форм идентификации, которые могут быть как ярко выраженными, так и предельно незаметными, но при этом - структурно значимыми. 1. Парадная форма (эксплицитная) Это то, что мы узнаём мгновенно: Эта форма - ритуальная. Она работает как сценическая фиксация лояльности, нужна для подтверждения: я с вами. 2. Защитно-мобилизационная Возникает в кризис: Здесь патриотизм - механизм выживания сцепки, часто без различий добра и зла. Он работает на удержание целого любой ценой. 3. Бытовой / поведенческий патриотизм покупка наших товаров, Эта форма - социально-регулятивная: она создаёт микросцену принадлежности и структурирует повседневное различие свой / чужой. 4. Риторико-грамматический патриотизм у нас не хуже, Это лингвистическая сцепка с коллективным телом, встроенная в повседневную речь. Часто она не осознаётся, но включает эмоциональную оборону при попытке критики. 5. Молчаливый / охранительный патриотизм человек не произносит лозунгов, Это пороговая сцепка лояльности, в которой чувство живёт не в слове, а в теле, в реакции, в жесте защиты. 6. Травматический патриотизм человек носит в себе потерю, разрушение, войну, геноцид, депортацию, унижение, Здесь патриотизм - не про гордость, а про оправдание выживания. Это невидимая форма сцепки через травму. 7. Рефлексивный патриотизм форма, в которой человек критикует родину, чтобы не потерять её, Это наиболее зрелая форма: она включает конфликт, амбивалентность, память, отказ от идеального образа. 8. Идентичностный патриотизм без слова "родина" живёт в языке, в акценте, в кухне, в тоске, в ландшафте, в привычке не уезжать, Это вшитый в тело след, не заявляющий себя как патриотизм, но удерживающий различие в проживании мира. 9. Письменный патриотизм (у писателей, учёных, архивистов) не марширует, Это консервация идентичности через слово, часто без пафоса, но с внутренней необходимостью удержать хоть часть непроговариваемого целого. Патриотизм - не всегда громкий. Иногда он живёт в жесте, в памяти, в тоне, в стыде, в привычке защищать даже то, что сам критикуешь. Его формы разнообразны, и большинство из них не манифестируют, а удерживают сцепку в тишине. Настоящее различие - не между патриот и непатриот, а между теми, кто знает, откуда у него это чувство, и теми, кто боится, что без него он просто исчезнет. Опять же, Патриотизм как форма идентичности - не вечная категория, а историческая конструкция, и её эволюция идёт рука об руку с изменением понятий государства, народа, языка и врага. Ниже - разбор по фазам, без упрощений, с фиксацией на структурных изменениях. I. Античность: патриотизм без нации В античном мире не существовало ни нации, ни государства в современном смысле, а значит и патриотизм был локальным и риторическим. В Греции - лояльность к полису (polis) как пространству долга, законов и памяти. Патриот - не тот, кто любит, а тот, кто не дезертирует, соблюдает форму, платит долг мёртвым (Софокл, Перикл). В Риме - формула pietas (обязанность к отцу, предкам, республике). Это не эмоциональная идентичность, а юридико-религиозная привязка к месту в структуре. Чувства в этом почти нет. Есть стыд, если не соответствуешь. II. Средневековье: патриотизма нет - есть верность В феодальном мире нет понятия отечество в национальном смысле. Лояльность адресована: Территория не воспринимается как сцепка народа и памяти. Вера важнее земли. Грех - предательство Бога, а не Родины. Патриотизм как понятие не нужен - все сцепки ещё сакрализованы. III. Раннее Новое время (XVXVIII века): изобретение Отечества С появлением централизованных государств, печатного станка, картографии и национальных монархий возникает первичная форма патриотизма как эмоциональной принадлежности к единому целому. Мартин Лютер, Жанна дАрк, английские протестанты, Пётр I - все они формируют сцены, где страна начинает мыслиться как тело, нуждающееся в защите. Появляется идея воображаемого мы, а вместе с ней - исторический миф, враг, язык, который надо защищать. Патриотизм становится: IV. XIX век: патриотизм = нация = революция = война Французская революция радикализирует понятие: теперь любовь к Родине требует крови. Не отдать жизнь - стыдно. Появляется национальное государство. Появляется школьное образование, национальные гимны, обязательные флаги, армия как институт единения. Патриотизм перестаёт быть личным чувством - он становится структурой идентичности. Ты - гражданин. Ты - солдат. Ты - часть народа. И ты должен. V. XX век: патриотизм расщепляется Появляется два полюса:
Патриотизм становится оружием. Его используют и левые, и правые. VI. XXI век: патриотизм как шум Сегодня патриотизм: Он теперь: Теперь патриотизм - это крик, реклама, оскорбление, татуировка, и часто - способ не думать. Вывод: Патриотизм не вечен. Это историческая технология сцепки субъекта с коллективной воображаемой фигурой, в разные эпохи выполнявшая разные функции: Сегодня важно не просто быть за или против патриотизма, а различать, где он - сцепка, где - подмена, где - симптом, и где - просто ритуал, который держит тревогу под контролем, пока есть гимн, картинка и марш. А когда их выключат - вот тогда и станет ясно, был ли это патриотизм. Или просто способ не услышать себя в тишине. Вообще говоря Тезис о том, что человек должен быть благодарен родине - это не моральная истина и не универсальная норма, а риторико-идентификационный приём, с глубокими историческими и психологическими корнями. Он работает только тогда, когда человек переживает родину как субъекта, способного давать и отнимать. А это, в свою очередь, зависит от того, как субъект выстраивает свою сцену долга - вертикально, горизонтально или через различие. Разберём это по слоям - без пафоса и без табу. Кто говорит: будь благодарен - и зачем? Это обычно риторика власти или традиции, направленная не на выражение признательности, а на стабилизацию сцепки между субъектом и коллективом. То есть, в большинстве случаев, это не выражение чувства, а требование идентичности. Что вообще значит - быть благодарным родине? Родина в этом тезисе понимается как фигура, выполняющая родительскую функцию: Но ключевой подвох: И если человек получает насилие, унижение, депортацию, забвение - Нет. Потому что благодарность - это не обязанность. Это чувство. Благодарность возможна - но она не универсальна и не морально обязывающая Человек может быть благодарен: Но это - индивидуальная сцепка, не обобщаемая в лозунг. Почему этот тезис вызывает внутреннее сопротивление? Потому что он: На самом деле, тот, кто задаёт вопрос - за что я должен быть благодарен? - чаще всего пытается найти, где его связь с родиной была порвана. И навязывание благодарности здесь только усиливает чувство отчуждения. Заключение: Фраза человек должен быть благодарен родине - это не истина, а ритуал восстановления сцепки через вертикаль долга. И потому вопрос не в благодарности.
Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
|