"Бедные злые люди..." (А., Б. 
Стругацкие)
 
   Толкинисты бывают разные. Надо думать, что и 
претензии к Нику Перумову у них несхожи. Большинству наверняка просто досадно: 
явился какой-то самозванец, потопил пол-Среднеземья а остальное отдал 
извергам-варварам. Обидно? Мне тоже. Увы - не у всех историй счастливый конец 
:(((
   Но есть и идейные противники.
   ""Бога нет", - говорит Иван Карамазов. "Все 
дозволено", - потирает лапки Смердяков," - такой упрек бросают 
писателю-атеисту Артемий Игонин (АИ) и Ольга Брилева (ОБ), которые участвовали в 
форуме на сайте Перумова под псевдонимом "Арт Верещагин". Свое резюме они 
выразили в двух статьях 
"Перумов и 
иные ревизионисты" (АИ+ОБ) и "Выводы, или О правде" (АИ), которые 
можно прочесть в "Арде-на-Куличиках" с подзаголовком 
"Крестоносцы в стране Перумии".
   
Сразу оговорюсь, что критики подобрались совсем неглупые, поэтому прочесть и 
обдумать их писание стоит вне зависимости от его адекватности. Как говаривал 
Омар Хайям, 
"Яд, мудрецом предложенный, прими. 
Из рук глупца не принимай бальзама". Теперь о крестоносном 
яде подробнее.
   Встречаются среди верующих самоуверенные 
зануды. Они полагают, что источник добра в нашем мире - вера в их бога. И - 
давай стращать неверных образом Смердякова, который потирает 
лапки!
   Но к счастью (или к несчастью) мир устроен 
иначе. Если уж человек уродился Смердяковым, то именем Господа его не 
проймешь. Скорее наоборот: узнав, что Бог есть, он обрадуется, нацепит плащ с 
крестом и пойдет злодействовать со словами 
"Так хочет 
Бог!". Под этим лозунгом крестоносцы (настоящие) разграбили 
мусульманский Ближний Восток и православную Византию. Именно этих усердных 
боговерцев (а по-нашему - "псов-рыцарей") остановил Александр Невский на льду 
Чудского озера.
   Конечно, из всех правил есть исключения. Но, к 
сожалению, в обе стороны. На каждого злодея, который, уверовав, стал 
праведником, приходится праведник, который, уверовав, подался в крестоносцы (в 
прямом или переносном смысле). Никогда не забуду, что случилось с моим товарищем 
- светлым и наивным пареньком. Он всегда был склонен к мистике, а после 
торжества демократии ударился в православие. Через некоторое время я узнал, что 
он сочиняет оды чернорубашечникам. К счастью, натура взяла свое - давно уже 
этой "чернухи" я не от него слышу. Может, обошлось...
   Но не всем 
так повезло. Вот, говорят, "адепты света" набили-таки Перумову морду по 
указаниям из Валинора! Мораль проста: будь ты хоть трижды верующим, а добро от 
зла тебе придется отличать своей головой.
   Да что мы все про 
теорию?!
   Что же конкретно вменяют "крестоносцы" "ревизионисту"? 
Да, цитируют его интервью, в котором он "во всем признается". Не проверял - 
лично Перумов мне безразличен - но причем же тут 
"Кольцо тьмы" (КТ)?   Вот с этим и 
выходит заминка. Потому что оказывается, что нарыть что-то условно богопротивное 
удается лишь в третьей части ("Адамант Хенны"), да и то лишь в рамках 
толкиновской трактовки "ху из ху" (допустим, что читатели с какого-то перепуга 
обязаны ее придерживаться :). Есть у "доброго католика" Толкина аналог Бога 
- Эру Илюватор со своими верными Валарами. Ангелы из них, впрочем, как 
Иегова из Осириса, ну да ладно - мечтать не запретишь - хай буде ангелы. Так 
вот: первого Перумов не трогает, а вторые у него - нет, не подумайте чего 
плохого, просто малость не рассчитали силы. Так, что чуть Сатану-Моргота в Мир 
случайно не впустили. Бывает. И пришлось спасать Мир простым смертным вместе с 
непонятным Орлангуром, которого не было в "проекте творения". Да еще по пути от 
"ангелов" отбиваться, которые не осознали свою ошибку и проявили нездоровую 
агрессию. Ай-ай-ай, какой удар по божьему авторитету!
   Эта 
"вольность" писателя и дает повод АИ обвинить главных героев КТ в служении Тьме 
- они, мол, 
"свою "светлость" засунули на 
шифоньер". Ребята эту самую Тьму в мир не пустили, жизнью 
рисковали между прочим, а их - на суд инквизиции за то, что супротив валар 
пошли (точнее, валары супротив них). Такая вот 
благодарность...
   Вышеприведенное "обвинение" в 
адрес Перумова выгодно отличается от прочих наветов АИ+ОБ - в нем хотя бы 
наличествует внутренняя логика (если, конечно, признать, что читатели в 
неоплатном долгу перед Профессором и потому обязаны разделять его "божественную" 
трактовку персонажей). Остальные же тезисы "крестоносцев" целиком из арсенала 
иезуитов, санкюлотов и чекистов.
   Сравните - призывают авторы 
- у Толкина слабые герои достойно выполняют безнадежную миссию. Это 
потому что 
"у Бога, который за ним стоял, шворц 
длиннее чем у Саурона" (АИ). А Ник берет в 
герои суперменов, да еще заковывает их до макушки в мифриловую броню - 
значит, не уповает на Бога. 
"Отсюда - "бронехоббит" 
(АИ). Ату его!
   Помнится, Чингиз Айтматов так 
описывал метод сталинского следователя: 
"Если бы 
подсудимый был "наш", он бы учил ребенка писать "Наша победа" 
(дело после войны случилось - М.Ч.)
, 
а он учит - "Наш дом"!". Вина доказана. 
Похоже?
   Кстати, я совсем не одобряю литературный прием 
"бронехоббит". Это слабость писателя. Но причем тут служение тьме?
 
   Еще один, с позволения сказать, "аргумент": положительные 
герои в КТ нарисованы (по мнению АИ) серо, а Олмер (по его же мнению :))) - 
ярко. Вот, вот где правда-то наружу лезет, считает Игонин. Не утаить Нику в 
мешке отравленного шила и камня за пазухой! Управляемая 
"яркость-серость-контростность" - надежный метод ВЧК-ГПУ - позволяет 
кого хошь на чистую воду вывести!
   И вообще, Олмер - первый, в 
кого "упирается взгляд" 
критиков. "Простите, ребята, но он - изрядный сукин 
сын!" - восклицают они. А то, что "серые" положительные герои 
целых две книги пытаются прикончить этого "сукина сына" - в этот факт взгляд 
"крестоносцев" по странному стечению обстоятельств не упирается! Да, изрядный 
опыт накоплен человечеством со времен основания "Ордена Иисуса" в области шитья 
дел невинным книгам и их авторам!
 
   А еще у героев Толкина есть "правда", проистекающая от того же 
"Бога-со-шворцем". А "Положительный герой" Перумова в мире Толкиена 
этой правдой не обладает" (АИ).
   Меня всегда восхищало умение коммунистов и прочих демогогов 
наделять "своих" особыми правдами. Вот например, во Вторую Мировую союзники тоже 
с басурманами воевали, но советские люди это делали с особым 
пониманием и классовым чутьем, а эти - так себе. Не молились они перед боем 
Марксу-Ленину-Сталину, и борьба их не была угодна Господу :))).
   В этом смысле повезло Элли в первой книге - на войну с 
Бастиндой ее отправил сам Гудвин - снабдил, так сказать, "божественной правдой". 
Зато со следующим сатрапом - Урфином Джусом Первым, Сапоги Которого Попирают 
Вселенную, она дралась уже "без прикрытия". Гореть Волкову и Перумовым на 
соседних кострах! Вместе с народными сказителями, что, не помолясь, гнали 
Лису из заячьей избушки, без святого напутствия Чуд-Юд крошили 
и прочие богопротивности учиняли.
   Самое забавное, что этот аргумент АИ - не только мракобесие, 
но и вообще 100% вранье. На самом деле герои Перумова, как и герои Толкина, 
выполняли свою миссию (мочили военного преступника Олмера) с благословения 
Гендальфа Серого (по "божественной трактовке" это что-то вроде младшего ангела). 
Только в конце третьей части, как сказано выше, Орлангур показался им 
авторитетнее, и что из этого? Откуда Игонину известно, каков у него "шворц" :))) 
?
 
   Так что с обвинениями у инквизиторов вышли нескладушки, но 
разве это помеха настоящему правосудию? Когда судьям по меткому надблюдению 
Святослава Логинова совесть ни к чему - у них за место нее Бог имеется. Этакий 
карманный божок, который авторитетно заявляет "так хочет Бог" всякий раз, когда 
его хозяину чего-нибудь хочется.
   В данном случае хотелось 
назвать добрую книгу злой. И вот приговор:
   "Ник пытается доказать, что "черно-белая схема 
Толкиена" не работает. Но сам он предлагает 
черно-черную".
   Это сказано про книгу, в которой 
главные положительные персонажи не совершили НИ ОДНОГО недостойного или хотя бы 
двусмысленного поступка и до конца выполнили свой долг перед Среднеземьем! 
Любопытную мораль нашептывает Артемию его карманное божество. Уж не сатанист ли 
уважаемый АИ?
   /Ну да ладно, одно сомнительное намерение на совести 
"бронехоббитов" имеется, подсказывать не буду - ищите сами/
 
   -А что вчера было, Феликс?! 
После тоста за освобождение пролетариата?
   -Захватили Зимний Дворец, 
почту, телеграф, мосты,...
   -Ой! Зачем 
же?...
   -Так Вы сами, Владимир Ильич, 
приказали! Перед тем, как лицом в салат упасть...
   -Стыдно-то 
как!..
 
   Вопреки моему анонсу может показаться, что 
критики не шибко разумны: читают плохо, понимают прочтенное еще хуже. 
Официально заявляю: гнусная ложь! "Он все 
понимает, он соображает! А протрезвеет - тоже 
скажет:..." Что скажут АИ и ОБ, не поручусь, но когда на 
Толкина наехали "православные крестоносцы", руководители Арды-на-Куличках 
мигом протрезвели и повесили на видном месте статью 
Федорова, в которой популярно объясняется право 
автора домысливать Писание. "Почему бы не 
предположить, что Бог поручил творение духам? - простодушно 
вопрошает Федоров, - это вполне может быть 
допущено, как благочестивое частное богословское мнение 
(теологумен)."  
   Напомню: перумистам ничего особенно и 
"предполагать" не нужно - Толкин сам чистым английским языком признается, 
что его валары сами не ведают, что творят (например, Сатану-Моргота под честное 
слово освободили). То есть описанная в 
"Адаманте" ситуация столь же согласуется с "Сильмариллионом", как и "Сильм" с 
Библией. Вот протрезвеют "крестоносцы" - сообразят, что Ник имеет такое же право 
на этот самый теологумен, как и их любимый Профессор. Станет ли им 
стыдно?
 
   Самое смешное, что даже трактовка третьего 
тома КТ в "антибиблейском" духе лишь повышает гуманистическую ценность книги. 
Напомню мораль "Адаманта": не всякий, кто в тебя 
стреляет - враг. Да, валары напали на героев Перумова, но 
противоборство с ними сродни противостоянию с гномами в конце 
"Хоббита". В обоих случаях главные герои симпатизируют противникам и сожалеют об 
их упрямстве (в "Адаманте" - о желании обладать опасным артефактом). Если валары 
- ангелы, то дальнейшие параллели прозрачны: "ребята, давайте жить дружно, а кто с мечом к нам 
придет...".
   Естественно, пропаганда мирного 
сосуществования христиан с нехристями приводит "крестоносцев" в ярость. Они 
- мирные люди: им нужен мир. Весь мир. А все, что этому 
мешает, "они на шифоньер 
засунули".
   Для тех, кто считает последнюю фразу 
"передергиванием", привожу откровения ОБ из других 
источников: "Уффа: Вот кто притязал на мировое господство, так это папская 
теократия. Жаль, что вы не хотите этого припомнить. 
ОБ: Почему не хочу. И хорошо 
было бы. И нормально. ... Я же надеюсь, что еще увижу крест над 
Софией."
  
 
-------------------------------------------
   Еще несколько 
штрихов к портретам агрессоров от Толкина:
   "если бы 
Господь, а не американцы, уничтожил Японию, он был бы в своем праве." 
(АИ)
   Комментарии излишни. Как и надежды на 
продуктивную полемику.
   Тут не дискутировать надо, а правильно 
оценить: в какой степени автор цитаты считает себя Орудием Божьего Гнева? И 
во-время принять меры. Вы представьте, что он может натворить в Японии :))) 
!
 
   "Черные гномы. Умолчим 
о том, что из века в век они занимаются работой зряшной :) (Аулэ, понимаешь, 
нахалтурил, когда творил кости Земли). " (АИ+ОБ)
   
Напрочь не доходит до АИ и ОБ, что писателю виднее, как именно Аулэ 
(это "ангел" такой. Типа Гефест-Тор :))) сложил "кости Земли" в его книге. 
И нужна ли Арде профилактика как автомобилю.
   "Мне как-то сразу было 
понятно, что автор на "светлой" позиции долго не удержится по одной простой 
причине: он ее плохо себе представляет. " (АИ)
   Надо думать, сам Артемий эту позицию представляет 
хорошо. Это случается с теми, кто знаком со злом на примере 
Гингемы-Бастинды и Сарумана-Саурона. Потому и ставит его в тупик более 
реалистичный мир - мир Перумова. "Перебить всех 
людей и гномов в отместку за Дану? Перебить всех людей и Дану в отместку за 
гномов?" - патетически вопрошает Артемий вместе с Ольгой. 
Продолжу: "Перебить русских за чеченцев или 
наоборот?" Надо заметить, что даже жестокий самодур 
Император из другой книги Ника знает более конструктивное решение этой проблемы, 
чем "светлые" АИ и ОБ.
 
 
   Потому и не нравится критикам позиция 
невмешательства Орлангура и Черных Гномов (ЧГ): "Искусство не вмешиваться и стоять над схваткой требует 
жертв. Главным образом - чужих" (Откуда, 
кстати, уверенность, что сам Ник в восторге от этой позиции?)
   Опять возникает подозрение, что 
критики по малолетству не понимают, что "искусство ВМЕШИВАТЬСЯ" тоже 
требует жертв. И тоже обычно чужих: вспомним советское вторжение в 
Афганистан (79-89г), попытку США цивилизовать Вьетнам (60-70-е) или 
Ирак-2003 (для тех, кто не в курсе: половина иракцев без работы, остальные 
- без зарплаты, 3000 лежат в могилах, страна наводнена мародерами. Зато 
арестован гнусный диктатор Саддам Хусейн, который убивал оппозиционных 
политиков, и мобильники разрешили - вот счастье-то! Можно "свободно" бегать по 
Багдаду в поисках заработка и звонить жене по мобильнику - не явились ли 
мародеры :).
   Или может показаться, что 
"добрые католики" незнакомы с принципом неисповедимости путей 
Мудрых.
   И опять же это неправда - "все они 
понимают". Почему толкинский валар, подобный "гороподобной  волне  в темном шлеме, увенчаном пеной, в 
кольчужном одеянии, мерцающем серебром в зеленых тенях", не 
потопчет мелких злодеев - понимают. Почему он "со товарищи" не 
зашвырнет Кольцо в Ородруин или просто не сунет в карман - тоже понимают. И 
когда толкинские эльфы "сидят над битвой" в своих тайных/запретных 
королевствах, а валары - "надолго оставили 
его /Среднеземье -М./ без внимания. И владычеству Моргота не было 
препятствий", толкинисты опять-таки претензий к героям 
Толкина не имеют.
   А как доходит до Перумова - понималка у них 
отключается. И правильно - нечего ради всякой муры батарейки сажать - вдруг 
на писания Профессора заряда не хватит :))).
   Кстати, перумовские ЧГ с эльфами не щадя 
живота охраняли "Тропу Соцветий" - куда как более важный "элемент 
жизнеобеспечения" перумовской Арды, чем Гондорское Королевство, от защиты 
которого они воздержались. А Орлангур очень даже "вмешался", когда опасность 
Среднеземью стала фатальной. И заплатил за это жизнью. Уточняю: СВОЕЙ жизнью. 
Это справка для тех, кто знаком с книгой только по гневным воплям 
великовозрастных инфантилов.
   Добавлю, что проблемы помощи слаборазвитым народам 
подробно рассматривались в соответствующей литературе. "Им было  запрещено  вообще  что  бы  
ни  было  предпринимать. Представь себе это на минуту: запрещено 
вообще. Они бы не имели права даже спасти Будаха. Даже если бы Будаха топтали 
ногами у них на глазах." (АБС) В другой книге тех же 
авторов (АБС) земляне покинули-таки "Бедных злых людей" после 
неудачного вмешательства, вернулись в свой Валинор 22-го века с потерями. Как 
эльфы из перумовской Серой Гавани. Или из толкинского Среднеземья. Это я 
поясняю, почему "крестоносцы" со своими претензиями к перумовским "невмешателям" 
смотрятся незрелыми максималистами, а скорее - зрелыми 
лицемерами.
   Черные Гномы, кстати, особенно провинились 
перед Игониным - надели на героев "самоликвидаторы" на случай их 
излишней болтливости. Толкин, мол, так не поступает. "Вспомним: Тургон, отпуская Хурина и Хуора из Гондолина, 
не надевал на них никаких смертельных цацок".
   Казалось бы, по что копья ломаем? Али мало Толкин 
изобразил злодеев и полузлодеев гномьей и эльфийской наружности? Али Перумов 
где-то выставляет ЧГ эталоном нравственности? Видать, Ник "тем уж виноват", что хочется кому-то его 
попинать. Ну давайте, ребята, попинаемся. Получайте:
   Для тех, кому неохота штудировать Сильмариллион, 
чтобы самостоятельно уличить "крестоносцев" в лицемерии, сообщаю: законы 
Гондолина были ничуть не мягче к попавшим туда путникам, чем правила Гномов. Их 
тоже просто-напросто не выпускали. Забреди герои Ника к Тургону - их бы не 
отпустили ни с "цацками", ни без 
таковых. Для Хурина и Хуора сделали исключение, поскольку "Повелитель вод (еще один "ангел" - 
что-то вроде Посейдона) предостерегал  
короля  о грядущих бедах и советовал ему радушно принять сыновей дома 
Хадора, откуда в час нужды придет помощь." и далее: "...и закон стал 
не таким суровым, как прежде, не то не было бы у вас другого выбора, как 
остаться здесь до конца вашей жизни". Толкин, видимо, 
понимал, что никакой Станиславский не спустит Тургону немотивированной 
беспечности и решил подстраховаться, не 
дожидаясь знаменитого "не 
верю!".
   А, может, Профессор ни о чем таком и не думал - 
просто писал себе сказку-балладу. Имеет полное право - в сказках еще и не такое 
бывает, например, даже 100% пацифизм не мешает Элли "замочить" Бастинду. На 
языке порядочных людей это называется "таковы законы жанров". А на языке 
подонков - "Профессор задал 
высокую планку нравственности - Перумов до нее не дотягивается". 
Что ж, искусство лицемерия тоже требует жертв, 
причем ИМЕННО чужих: "Проявите благородство 
- взывают "крестоносцы" - 
отпустите путников без клятв и "цацок"! А когда банды Олмера будут вас 
резать, мы, может быть, вам посочувствуем, а, может, покритикуем. Сидя за 
монитором, и то, и другое делать очень удобно".
 
   Кстати, и гондолинцы, и Ч.Г. - очень 
симпатичные ребята. В феодальные времена чаще попадались мерзавцы вроде 
толкинского короля эльфов Тингола или вождя Феанора (про которых толкинисты все 
"понимают"). Встреться в одной "реальности", они наверняка поладят. Если, 
конечно, провокаторы не перессорят их на религиозной почве. Чем, собственно, 
успешно занимаются Игонин и Брилева, сея зерна ненависти промеж толкинистов и 
перумистов.
 
   "бесполезно 
говорить о ... полной некомпетентности /Перумова/ в отношении 
мира Толкиена- ultima ratio перумовцев звучит "А нам все равно нравится"." 
(АИ+ОБ)
 
   Конечно бесполезно! Об этом надо говорить не с 
перумистами, а с психиаторами: "Доктор, меня 
преследует мысль, что автор романа обязан изучить эпоху, о которой 
пишет. Давеча Дюма с тремя мушкетерами заснуть не давал, а сегодня Перумов 
одолевает".
   Оно конечно, некомпетентность писателя не украшает. 
Но только, если это действительно некомпетентность, а не коллективные 
галлюцинации критиков - у агрессивных толкинистов считается хорошим тоном "не 
понимать", что перевоплощение паучихи Унголиант в одноименную страну мрака - не 
невежество, а авторский замысел. Есть, знаете, такие "критики" живописи: "почему это тут трава красная, а солнце - зеленое? 
Господь по-другому задумал. Дальтоники, что-ли?" Я уж не говорю о печальной памяти нападках на "чешуйчатые 
кольчуги" - критики прикидываются не просто невеждами, а круглыми идиотами ради 
удовольствия лишний раз обвинить Ника в "некомпетентности".
   Причем именно "не украшает", а вовсе не 
"уродует". Потому что роман - не учебник, у него совсем другие задачи. "Три 
мушкетера" мало потеряли от крестовых плащей, перевешенных автором с мушкетеров 
на гвардейцев кардинала.
   Впрочем, подозреваю, что ИА+ОБ и Орк с 
Татьяной, на которых они ссылаются, в помощи психиатора не нуждаются. Они 
страдают совсем другим недугом - разлитием желчи, когда соседи шагают 
не в ногу с ними.
 
   "Если бы он сказал в 
открытую: да, я использовал книгу Толкиена, чтобы стартовать ... - подонки от литературы начали бы уважать его значительно 
больше." (АИ+ОБ)
   И снова, в 
который раз возникает подозрение: а не шиза ли? Опомнитесь, люди - 
какая-такая шиза?! Банальная зависть и бытовой эгоизм: мол, Среднеземье - 
"наше с папашей", никому "стартовать" не позволим! Интересно, Еськов с Ниенной - 
тоже законченные "подонки" или только чуть-чуть? Они ведь меньше Перумова 
заработали на "приватизированном" Среднеземье!
   ...но каков слог! До чего же эти перумисты довели 
интеллигентных с виду граждан :))) !
   "Бедные злые 
люди!"
 
   
-----------------------------------
 
   Самое смешное в этой истории, что Ник Перумов в 
некоторых книгах ДЕЙСТВИТЕЛЬНО проповедует зло. Но "крестоносцы" этого не 
видят и усердно ломятся в стену рядом с воротами.
   А все из-за "божественного" угла зрения. Даже в 
самой одиозной книге писателя их волнуют не страдания людей, а "гибель богов". 
Тут бы им воскликнуть: "Смотрите! Убеждайтесь! 
Разве В.Волков заставляет читателя сопереживать своему Урфину Джусу, как Перумов 
- двум своим кровавым героям?" Куда там! Критики взвалили 
на себя задачу назвать белое черным и упорно ищут порок там, где его 
нет.
   И их оценка личности Ника тоже - увы - 
недалека от истины. Торчат, торчат ушки Олмера и из отдельных книг, и из 
многозначительно-напыщенного сайта писателя /позднее примечание: теперь сайт 
"исправился" - М./, и из его просьбы убрать свои произведения из библиотеки 
Мошкова... Воистину не каждый, кто 
"выбирает 
свой путь сам" (АИ+ОБ цитируют интервью НП), идет путем Фолко. 
Как, впрочем, и не каждый, кто наивно полагает, будто идет по пути к Богу 
:))). Все это нетрудно разглядеть и текстуально обосновать, если не заниматься 
богоискательством и толкинообожанием...
   Вот, собственно, и 
все.
   Хочется верить, что таких "идейных" критиков среди 
толкинистов меньшинство. Куда честнее не мудрствуя лукаво сознаться: 
"Просто мне не 
нравится!". Тем более, что с художественной точки 
зрения КТ и т.д. местами "оставляет желать..." - на эту тему можно 
посмотреть мою пародию 
"Трудно быть богом, или странствия 
мазохистов". Впрочем, это совсем 
другая история...
 
   P.S.
   Да, чуть не 
забыл. "Крестоносцы" еще решили поиграть в пророков:
   "Мы еще пожнем плоды этого 
посева ... И дети наши будут жить в "земле без радости". Это не пророчество. Это 
прогноз". (АИ+ОБ)
   Это не прогноз, 
уважаемые. Это печальная реальность. Перумов не сеет зерна ненависти (я уже 
сообщал, кто этим занимается) - он пожинает плоды.
   Ох, и трудно 
было Стругацким из "прекрасного далека" описывать средневековый Арканар! Потому 
и финансировали они Арату Горбатого - не разглядели, что он бандит, хотя и 
идейный. Загляни они хоть глазком в демократическую Россию - Арата не 
получил бы от них ни копейки! А Перумову повезло с натурой - оглянись вокруг, 
сделай поправку на уровень техники, сгусти краски и валяй себе! Тут и 
вооруженные бандиты от мелких рекетеров до мусульманских "крестоносцев", и 
ответные карательные акции типа "ограниченный геноцид", 
и милиционеры-"эцелопы" из фильма "Кин-дза-дза", которые взимают дань с 
"беспачпортных", и бомжи, и нищета, какой на моей памяти не было.
   Занятно, что это обстоятельство - Россия стала "свободнее 
и несчастнее" - косвенно отмечают и "крестоносцы". Они вроде бы не возражают 
против наблюдения, которое они же (почему-то) приписывают Лукьяненко: 
"счастье человеческое чаще сопряжено с отсутствием 
свободы воли, нежели с ее наличием." Тоже недетский 
парадокс, между прочим!
 
 
   Вот они 
каковы - наши диспуты (Е.Салтыков-Щедрин)
 
   В январе 2003г. статья была 
опубликована. И вот, что из этого 
получилось: