Удар по лакунщикам
 
   "Будет большой 
ошибкой думать..." (В.И.Ленин)
 
   Много-много лет назад попалась мне статья 
"Удар по лакунам". Сети тогда еще не 
было, я читал ее на презренной бумаге, кажется на листах Литературной Газеты. 
Найти текст в Нете сейчас не удалось - небось так и остался в авторской 
рукописи с редакторскими пометками или пылится в углу какого-нибудь сервера, 
сжатый архиваторами и невидимый для поисковых систем. Поэтому восстановить имя 
автора и его достойных оппонентов я не сумел - "просим извинить 
за причиненные неудобства".
   Привлекло в статье меня название. Точнее, 
мудреное слово "лакуны". Впрочем, автор понимал, что этот термин может вызвать у 
читателей ЛГ затруднение, и в первых же строках объяснил, о чем идет речь. 
Лакуны - сиречь фактические ошибки писателя - предмет серьезного изучения 
чародеев словесности из различных лит. институтов. Я сразу проникся уважением к 
этим славным филологам. Представилось: сидит умудренный монах в келье и "сверяет 
жар холодных числ даром божественных видений", то есть наоборот: 
божественные видения - холодными числами. Например, в котором часу героини 
"Евгения Онегина" пели "Душеньки-подруженьки"? Можно ли было столь глубоким 
вечером разглядеть "ягоду господскую"? Выходит - нельзя. А автор статьи - другой 
седобородый отшельник - поправляет: нет, можно. Календарь тогда сдвинут был, 
темнело позже. Да учтем погоду, рельеф местности, рассеяный свет от кучевых 
облаков и т.д. и т.п...
   Одно нарушало эту идиллию (я не про сбор ягод, а 
про переписку пушкинистов) - автор вскользь упомянул, что вместо степенного 
"Ты, брате, тут не разумеешь..." получает он от "лакунистов" сборники 
хамства и ругани. Пожал я плечами - спутал что-то человек - как такое быть 
может? И на долгие годы забыл лакунах и приставленных к ним исследователях. 
Засел в памяти только заключительный афоризм: "Прежде, чем думать, что классик о чем-то не подумал, следует 
очень хорошо подумать".
 
   Но долгие годы имеют обыкновение быстро 
пролетать. И вот, в эпоху Интернета обнаружил я, что борьба с 
лакунами выплеснулась из тесных стен хранилищ официальной науки - 
бурлит, шипит и пенится уже под самыми окнами, если считать экран дисплея 
окном в мир.
   Не подумайте, что я против критики как таковой. 
Да, на мой взгляд вопрос о возможности эксплуатации труда крепостных крестьянок 
в условиях слабой освещенности представляет чисто академический интерес. Но 
почему бы его (вопрос) не поисследовать, тем более, что не "на государственный 
кошт", а силами энтузиастов?
   Смущает другое: оказалось, что нравы "лакунщиков" 
за прошедшие годы нисколько не улучшились. Разница только в том, что раньше 
"ругань" доставалась только научным оппонентам (против самого Алексан Сергеича 
не попрешь). А теперь  стоны о "вопиющем невежестве и безграмотности" 
адресуются и объекту "изучения". Другими словами, образ пытливого старца, 
занятого святым делом - удовлетворением любознательности за казенный счет, 
окончательно разрушился. На смену ему пришел типаж мелкого человечка, 
поливающего грязью писателей и читателей из любви к этому ремеслу.
 
   Вот некоторые пассажи:
 
  "бесполезно 
говорить /с почитателями/ ... о 
полной некомпетентности /писателя/ в 
отношении мира Толкиена".
   Для 
справки: "полная некомпетентность" - это кто из упомянутых вскользь героев кого 
родил. Ай, нехорошие читатели-почитатели! Толкуешь им о Вечном, а они 
знай себе посмеиваются!
   Другой пример "некомпетентности" - перевоплощение 
злобного паукообразного существа Унголиант в одноименную страну тьмы и зла. 
Наверное, и "Остров Крым" Аксенова - тоже детище географического 
невежества?
 
   "Н.Перумов, 
преисполненный наглостию и бесстыдством, посягнул на беспримерное: он создал 
мыльную фэнтэзийную оперу на основе своих впечатлений от произведений профессора 
(кстати, а Перумов по англицки разумеет? По-моему, 
нет)."
   Да простят меня авторы менее 
паталогических отзывов, которые я цитирую в общем списке с этим 
шедевром.
   Комментарии тут в общем-то 
излишни, но на всякий случай приведу примеры "непростительных ошибок", в 
которые утянуло писателя неразумение инглиша: "Оставим в стороне прямые ляпсупсы Н.Перумова типа нескончаемого 
пива, которое таскали с собою гномы". "...Олмера (злой стрелок?!), кстати откуда 
и что означает это дурацкое имя?" "Ну не положено потомку одного из главных 
нуменорских родов носить бороду с усами". "Интересно, откуда это спустя полторы тысячи лет (и каких лет - 
сплошные войны) после разгрома Ангмара появились 
ангмарцы?"
 
   Следующий хит:
   "...А безграмотность 
и неумение пользоваться русским языком, в том числе такими фундаментальными 
вещами как лексика и пунктуация..." - критикуемого бедалагу 
угораздило спутал осокорь с осокой и использовать "пономарские" интонации 
там, где критику хотелось услышать что-то другое.
   "Впервые вижу 
человека, навязывающего окружающим свою явную (и демонстративную!) 
малограмотность," - это уже ответ на замечание, что образованным 
людям ведомы иные интерпретации обсуждаемого пунктуационного рисунка, окромя 
культовых. И поделом: раз "лакунщик" сказал: "пономарь", значит - 
"пономарь"!
 
   "Критиков хватало. Но 
среди всех статей "на тему" я не видела ни одной, касающейся самых серьезных 
недостатков данной дилогии. А таковых, на мой взгляд, три: 1. Пренебрежительное 
отношение к текстам JRRT 2. Незнание тематики. 
3....".
   Справедливости ради: ни одного грубого выпада 
"облитого горечью и злостью" я в этом материале не обнаружил. Что, кстати, меня 
несколько озадачило. Вроде бы неглупый человек, а составляет каталог (с 
указанием тома и страницы) "Самых Серьезных Недостатков" такого 
планетарного масштаба: "Риддермарк/Марк переводится 
со староанглийского как "Земля/Страна Всадников", но уж никак не "Роханская 
марка"." или "Что-то сильно ударило 
его в левое плечо и со звоном отскочило от чешуйчатой мифрильной 
кольчуги." Причем исследуется отнюдь не вечные книги 
вроде Библии или Илиады, а всего-то творчество модного писателя.
   Отмечу относительную разумность этого критика: 
все-таки не "некомпетентность", а "пренебрежительное отношение". 
По-видимому, критик догадывается, что по невежеству Ридденмарк как 
Роханскую Марку не перетолмачишь - тут явный умысел :)))
   Для любознательных: третий пункт обвинения - это 
"Хромающая" грамотность". Если бы он 
стоял ПЕРЕД остальными, это отчасти смягчило бы тягостное впечатление от сего 
апокрифа. По крайней мере, до знакомства с его содержимым.
 
   Я специально стараюсь не ввязываться в 
опровержение "лакун". Тем более, что большая их часть являются таковыми лишь в 
воспаленном воображении "лакунщиков" - например, реинкарнированная Унголиант, 
переименованная Роханщина, невыбритый Олмер, возрожденные ангмарцы и, 
конечно, чешуйчатые кольчуги (на самом деле - более чем разумная 
вещь). А широко разрекламированная "ошибка" в генеалогии Эарендила в доступных 
мне изданиях по странному стечению обстоятельств вообще 
отсутствует...
   Кстати, я совсем не уверен, что сия "ошибка" 
(даже, если она где-то действительно имеет место) - результат некомпетентности. 
Дело в том, что в любом настоящем эпосе насчитывается множество вариантов "ху из 
чей". Кто не верит - загляните хотя бы в Евангелия. Возможно, Ник специально 
"перепутал" кое-что, чтобы повысить "правдоподобие" используемой мифологии. 
Ценители творчества народов мира, знаете ли, сразу чуют, какой эпос создан 
поколениями скальдов, а какой - одним английским профессором... Который, кстати, 
тоже знал толк в "лакунах" - проследите хотя бы эволюцию Горлума.
   Разговор, однако, не о том. Печальна сама 
попытка оценки художественной литературы с позиции "как оно на самом деле". Как 
повезло Дюма, что его перестали читать до эпохи Интернета! Сейчас бы его сожрали 
с потрохами за то, что он надел плащи с крестами на мушкетеров, а не на 
гвардейцев кардинала! И линчевали бы за невежество, а, быть может, за 
"пренебрежительное отношение" :)))
 
   Стоп! Куда-то меня занесло.
   Все ведь совсем не так плохо. Вот, "посягатели" 
на Винни-Пуха (с Леоновым в главной роли), например, убрали оттуда Кристофера 
Робина. Да и сам Винни, кстати, в оригинале - девочка (не везет англичанам - 
Борис Заходер тоже на их наречии не шпрехает). И - ничего! Никакого 
"пренебрежения к миру Милна"!
   И Владимира Пелевина, заметьте, ругают отнюдь не 
за "создание мыльной оперы на основе впечатлений 
от "Принца Персии" (кстати, Пелевин до второго уровня доходил? По-моему, 
нет)".
   А возьмите проект века - "Время учеников". 
Десятки авторов выворачивают любимых учителей наизнанку, режут ломтиками и 
размазывают по бутерброду. И эти христопродавцы до сих пор не развеяны в 
межзвездную пыль толпами правоверных почитателей!
   Отчего такое неравноправие - не берусь 
судить. Может быть, творчество Стругацких не привлекает обидчивых ценителей? А, 
может, дело в банальной зависти? Очень уж любят "лакунщики" считать деньги, 
нажитые "подонком от литературы" на 
"интеллектуальной собственности" Профессора. Еськову досталось меньше и денег, и 
славы, и ругани (хотя и он "скажем так, поступил 
подло"), а уж всяких Ниенн и Звирьмариллионов и упоминать 
несолидно. Возможно, достигни какой-нибудь "ученик АБС" славы Перумова - и 
ценителям Братьев тоже пришлось бы краснеть за своих коллег? Как 
представлю вопли о "бесстыдном 
извращении светлого образа Анки"! Бррр! Кстати, Ник, 
наученный горьким опытом, начал свой рассказик на эту тему сразу с 
оправданий (и название, кстати, соответствующее - "Суд" 
:))) 
 
   Так или иначе, но нам везет. Пока. Неадекватные 
фанаты локализованы вокруг команды "Спартак" и писателя Толкина. Можно только 
посочувствовать нормальным спартаковцам и толкинистам - они наверняка не в 
восторге от столь буйных соседей.
   Поэтому главная задача - не допустить 
метастазов. Крохоборство заразительно. Поток 
ругательств с аргументацией на уровне "этот 
писака путает Мане с Моне, Корею с Карелией и осоку с 
осокорем" порождает ощущение, что так и надо судить о 
литературе. Может быть, сей текст поможет тем, кто еще не заразился, 
понять, что так НЕ надо.
 
   Иначе говоря, приведенный выше афоризм можно 
продолжить: "Прежде, чем думать, что классик о 
чем-то не подумал, следует очень хорошо подумать: а стоит ли вообще думать 
об этом?"
 
-----------------------
  Примечание: в статье использованы следующие 
материалы: