Чернецкий Михаил
Это дивное "Литературное чтение"
Самиздат:
[Регистрация]
 
[Найти] 
[Рейтинги]
[Обсуждения]
[Новинки]
[Обзоры]
[Помощь|Техвопросы]
|  |  |  | 
| Аннотация:Эти дивные новые учебники, "этот дивный новый мир" (О.Хаксли)
 | 
Это дивное "Литературное 
чтение"
 
"Этот дивный новый мир" (О.Хаксли), эти дивные новые 
учебники...
 
   Не подумайте, что я имею зуб лично на покойного товарища 
Занкова. Но объясните мне, почему у "занковцев" такие странные 
учебники?
   Про 
"Окружающий мир" (2 кл.) я уже 
говорил (
zhurnal.lib.ru/editors/c/cherneckij_m_g/okr-mir.shtml) - ни 
предметом, ни родным языком авторы в должной степени не владеют. А пока 
писал я ту рецензию, у нас случился очередной инцедент - девочку "поставили к 
стенке" за то, что она не смогла доказать, что Персей - житель "Верхнего мира", 
а Чудовище, от которого он спас Андромеду - житель "Нижнего мира". Это задание 
из учебника 
Чураковой "Литературное чтение" для 3-го 
класса.
   Ну, "методы" нашего учителя к делу не 
относятся, а про то, как у греков "миры" такие загадочные образовались - это как 
раз по теме.
 
   Оказывается, Чуракова сделала открытие: "У 
всех древних народов было представление о Мировом дереве, которое стоит в центре 
земли и соединяет Средний мир, где живет сам человек вместе с большинством 
наземных животных, Верхний мир, где находится солнце, луна и звезды, запасы воды 
(?-М.), гром и молнии, где летают птицы, и Нижний мир, где спрятаны камни и 
металлы, где обитают подземные животные (кроты, мыши, змеи, жабы, рыбы). Это 
дерево называют также тотемным..."
   Первое впечатление от 
этого откровения - что его автор слыхал об устройстве мира викингов и поленился 
проверить, как там у других народов. Правда, деление на миры и у викингов 
немного иное, но хотя бы соединительное Дерево (Ясень) наличествует. А "верхние 
запасы воды", наверное, взяты из иудейских мифов (Библия). Вот так и рождаются 
новые религии!
   В следующем абзаце Чуракова пошла на прямой 
подлог - проиллюстрировала свою "всенародную космогонию" изображением дерева 
Перидекс (английское средневековье) и рисунком художника Экзекта "Дионис в 
ладье" (Греция, 6в. до н.э.). Мачту ладьи, естественно, обвивает виноград - 
атрибут бога вина Диониса, а по Чураковой - "мировое тотемное Дерево" древних 
греков (или одного из племен). Дионис, видимо, его смотритель. Вокруг ладьи 
плещутся пресловутые обитатели "нижнего мира".
   Третьеклассникам 
предлагается по этим картинкам "получить представление о 
том, как в древности люди мыслили себе устройство мира". Интересно, 
правильное ли получится "представление", если на самом деле Перидекс 
никакой "стержневой роли" в мироздании "древних средневековых европейцев" не 
играл - скромно рос себе на краю земли, в жаркой Индии. Хотя, возможно, дальним 
родственником "варяжского Ясеня" он все-таки является - те тоже дракона у его 
корней сажали. А уж "устройство мира" греков на ладье Диониса - это феноменально 
точное попадание пальцем в небо.
   Для любознательных поясню, что 
"тотемный" виноград бог-винодел вырастил на мачте отнюдь не для размещения на 
нем чураковских "Миров", а совсем с другой целью: чтобы постращать и образумить 
тирренских разбойников, захвативших его в рабство. Кстати, и корабль принадлежал 
именно им (плавать на кораблях греческим богам вообще не свойственно), а 
рыбоподобные твари - это дельфины, в которых бог обратил незадачливых пиратов, 
когда те в ужасе попрыгали за борт (поделом - нечего душегубам в Среднем мире 
делать!). Такое вот "устройство мира в древности".
   На фоне 
подобных вселенских катаклизмов даже как-то неудобно упоминать такую мелочь, как 
неграмотное употребление автором учебника понятия "тотемный"...
 
   /В скобках:
   Не знаю, что удержало Чуракову от предложения сакуры или 
лотоса на роль "тотемных деревьев", соединяющих "три мира" у японцев и египтян, 
но мне кажется, что ее учение об устройстве мифологических миров лучше всего 
подтверждается "тотемным" деревом "древнего советского народа" - новогодней 
елкой. На ее вершине - звезда - мир верхний. В основании - крест - символ 
проклятого мракобесия (нижний мир). На ветвях висят куколки, домики, собачки 
всякие - наш родной "средний мир людей и животных". А у основания вместо Диониса 
стоит верховное божество - Дед Мороз./
 
   Все это было бы очень смешно - еще у одного "занковца" 
"консервы от вредных лучей протухли". Но, к сожалению, автор учебника кажется 
невежественным лишь на первый взгляд. Заглянем в комментарии. Там - и грамотное 
определение "тотемности", и честный рассказ о "вселенской роли" дуба Перидекс - 
кормить голубей своими плодами. А про греков Чуракова (или ее консультанты) 
знает такие подробности, что версия, будто она не в курсе их мироустройства, 
просто смехотворна.
   Выходит, либо Чуракова не писала и не читала 
комментарии к собственному учебнику, либо она сознательно морочит детям головы. 
Вероятнее второе - свои "миры" она муссирует чуть ли не на каждой странице 
(иногда сокращая их число до двух: "наш"-средний и 
"чужой"-волшебный) с упорством пророка или непризнанного ученого. Да еще 
доказывать этот бред по мифу о Персее заставляет! Даже во времена оны детям не 
предлагали искать мотивы классовой борьбы во всех сказках 
подряд.
   Что ж, подлоги ради доказательства своих теорий в науке 
- не редкость. Но не у всех хватает подлости втюхивать свое "учение" детям. Вот, 
Фоменко пишет, что египетские пирамиды - усыпальницы русских царей (мол, 
тамошние двуколки похожи на кареты из Оружейной палаты). Но лапшу эту он вешает 
все-же не третьеклассникам!
   В этой связи как-то нехорошо 
вспоминаются слова одного мифологического персонажа на близкую тему - про обман 
детей и им подобных в области мирового порядка: "а кто соблазнит одного из 
малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный 
жернов на шею и потопили его во глубине морской" (Мат.18:2)
 
_______________________
   Забыл сказать: на самом учебнике не написано, что он - 
занковский. Но в каталоге 
www.zankov.ru/books/catalog.asp 
он фигурирует.
   Да и "узнать по полету" несложно. Юмор у них 
специфический: 
"Ты, конечно, готов к новой экспедиции в мир 
литературы? Надеюсь! Уходим надолго - на целый год. Как пойдем? Ты удивишься: 
пойдем по кругу". А кто еще так "отольет" фразу
: 
"Чтобы сочинить басню, надо быть не просто наблюдательным человеком! Еще нужны 
герои-животные..." (а где ж их взять-то в городе?). У кого встретишь 
"древний" текст про 
казака Илью Муромца (хорошо, что нет "древней" оперетты "Елена 
Прекрасная")? Кто еще так слащаво-фамильярно заигрывает со спутниками по 
"экспедиции": 
"примени свой богатый опыт детектива", "то-то 
ты удивишься..."?   Ну ладно, тон - дело вкуса. Может, кому-то такое 
"игривое" обращение по душе.
   А, если по существу, то самое неприятное - 
это традиционные "вопросы ребрами": "Он мифологический 
герой или эпический?" (в третьем классе) или "Как ты 
думаешь, какие деревья считались тотемными у древних славян". Казалось 
бы, что об этом можно "думать", если, конечно, не вспоминать "древнего" 
славянина Дубровского? Все, что растет в средней полосе - то и тотемное? Никто ж 
не проверит - наука не в курсе... Но в том-то и дело, что каждый учит тому, чем 
владеет сам. Чуракова в совершенстве освоила способ установления истины путем 
фантазирования и учит ему детей.
   Например, захотелось ей, чтобы у пресловутых "древних 
народов"
   -Север и Запад были "чужими=волшебными" сторонами света, а Юг 
и Запад - "своими",
   -чтобы число "2" символизировало деление мира на 
"свой-чужой",
   -чтобы "черный" и "белый" были цветами "иного мира", 
поскольку "там все наоборот", у 
нас - цветное, у них - бесцветное.
   Так в учебнике и напишем. Своя рука - владыка. А что 
значило у них "право-лево" - сочини сам. "Вспомни: Кот 
Ученый "Идет направо - песнь заводит...". "Попробуй!" 
Лизни!
 
   /В скобках.
   Не могу отказать себе в удовольствии загадать занковцам 
загадку: что писали про "свои", "чужие" или "волшебные" стороны света Лермонтов, 
Римский-Корсаков, Пушкин и Киплинг? Не кажется ли вам, что их принципы 
более близки и понятны любым народам, чем соображения Чураковой?
   
Тем, кто не столь "опытный детектив", так и быть, "подскажу": загляните в 
"Бородино", "Садко", "Золотого петушка" и "Балладу о Западе и Востоке". Или 
хотя бы в приведенный самой Чураковой миф о Персее и комментарий про Перидекс. 
Там есть вполне здравые соображения о месте "волшебных" стран на земном 
диске.
   "Совсем неопытным детективам" разжую подробно. 
Для западных европейцев "волшебные и чужие" страны - это Индия и столь же 
загадочно-восточные страны "1001 ночи". Для славян - все то же, но, сами 
понимаете, с другого ракурса: они и "восточные", и "полуденные" 
(сиречь южные). А сами себя славяне почитают "сынами полночи" - севера. Для 
Киплинга же "свои", соответственно,  обитают на "Западе". Авторы 
же мифа о Персее по понятным причинам располагали "волшебные" страны на 
всех краях Земного Диска, омываемого рекой Океан.
   Думается, что у каждого "древнего народа" имелись свои 
соседи и свои берега, которые и формировали представления 
о "волшебной" географии.
   Что же касается версии Чураковой, тут опять 
напрашивается мысль о варягофилии. В частности, я могу поверить, что для 
викингов на Юге и Востоке действительно ничего сказочного не было - там обитали 
прозаические объекты грабежа - какое уж тут волшебство? Также вполне возможно, 
что загадой для них были именно Север и Запад: поплывешь - не вернешься. 
"Цивилизованные" европейцы "куда не надо" не плавали, поэтому на загадки Севера 
и Запада им было начихать. Как видите, фантазировать я умею не хуже 
иных.../
 
______________
   Надо бы по-подробнее рассказать об открытиях Чураковой, о ее 
удивительных "мирах" и неожиданных значениях знакомых терминов (в двух словах: 
оказывается, мифы - это про бессилие человека перед 
природой, а эпос - про победы над ней, точнее, над ее аллегорическими 
обличиями). Ведь ее учебник имеет неоспоримую художественную ценность: 
если бы не игриво-глубокомысленный слог, он читался бы как фантастика о 
параллельных мирах - мол, тамошние легенды по сюжету совсем как наши, а смысл 
иной.
   Когда-нибудь в учебниках будущего чураковские 
перлы вместе с текстами Фоменко будут приводить, как примеры мифотворчества 
20-21 веков. Причем именно МИФОВ, а не ЭПОСА, поскольку для нас, современников, 
эти учебники - настоящее стихийное бедствие, перед которым мы бессильны. Но сама 
же Чуракова учит: на смену мифам приходит эпос. Значит, когда-нибудь новый 
Персей снесет голову новой Медузе Горгоне - "стихии" безответственного 
учебниковаяния.
 
_________________ Ноябрь 2004.
   Справедливости ради: когда кончилась тема "мифы-сказки", 
учебник стал вполне потребным. Похоже, "миры" - это единственный "конек" 
Чураковой.
   Что ж, "каждый имеет право на лево". Но куда смотрело 
Министерство Просвещения? Рецензенты? Редакторы? Наше дело - бредить, их - 
отсекать бред. Кстати, слово "редактор" происходит от "reduce" - сокращать: 
"брать глыбу и отсекать лишнее", "зерна от плевел", "агнцев от козлищ", качество 
от халтуры, правду от лжи, факты от домыслов...