Дятлов Виктор Федорович
А у нас в Дпс 1971-2025

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками Типография Новый формат: Издать свою книгу
 Ваша оценка:

   А у нас в ДПС. Краснодар 1971-2025.
  (избранные эпизоды из жизни строевого подразделения ГАИ столицы Кубани, записанные их участниками).
   СЕРГЕЙ ФЁДОРОВИЧ.
   Пост ГАИ в посёлке Энем Адыгейской автономной области. Тёплый осенний вечер пятницы, листья деревьев только чуть-чуть пожелтели, солнце ещё не скрылось. Проезжая часть в этом месте разделена зданием поста на два направления. Я в наряде один, стоя на западной обочине рядом с проезжей частью, разговариваю с водителем. Неожиданно ощущаю прикосновение чего-то к моей спине между лопатками и поясницей. Резко оборачиваюсь: в 20 см от меня стоит белая Волга ГАЗ-24, стекло передней правой двери полностью опущено и рука пассажира находится снаружи. Солидный мужчина пожилого возраста говорит мне: "Сынок, за нами едет Волга М-21, которая нас не пропустила, накажи этого нахала!" Через несколько минут со стороны Краснодара подъехала та самая Волга, я её остановил, предъявил претензию. Водитель сразу признал свою вину, получил компостерную просечку за нарушение правил проезда перекрёстка. Нарушителю пришлось сказать, что в белой Волге ехал Первый секретарь Краснодарского крайкома КПСС Сергей Фёдорович Медунов.
   Инспекторы ДПС Энемского поста знали и видели, что первое лицо края в пятницу вечером проезжает в загородную резиденцию в посёлок Афипский, а в понедельник утром обратно в Краснодар. Волга была красивая, белая, ухоженная. Водитель, парень лет 30, светловолосый, никогда мимо нас не гонял. Никакого милицейского сопровождения я за три года не видел.
   Руководитель нашего края был добродушным и простым человеком, ну а то, что он назвал меня сынком, помню до сих пор! Виктор Дятлов. Сюжет 1975-78г.г.
  
   ДОН ЖУАН В ШЛЁПАНЦАХ.
   На Елизаветинском посту ГАИ (когда он ещё был на перекрёстке улиц Калинина и Толбухина) движение транспорта практически прекращалось с часа ночи до 4-х утра. В одну из тёплых лунных ночей произошёл этот криминально-комический случай. В тишине звуки слышны издалека и громче, чем обычно. Я на посту один, сидеть не хочется, поэтому медленно прохаживаюсь туда-сюда. Вдруг слышу какие-то хлопки, сначала тихие, потом громче. Смотрю повнимательнее в ту сторону, откуда они раздаются, и вижу такую картину. Из глубины садоводческого товарищества идет невысокий стройный человек в семейных чёрных трусах и шлёпанцах, которые как раз и издают характерные звуки. Сначала я подумал, что парень навеселе и проигрался в карты, но всё оказалось хуже и смешнее. Он пришёл на пост ГАИ за помощью. Во время его рассказа улыбался только я.
   Вечером в пятницу, надев самую лучшую одежду, которая у него была, наш герой пошёл в центр Краснодара, надеясь познакомиться с симпатичной девушкой. Задуманное удалось, некая молодая женщина приятной наружности не только позволила ухаживать за собой, но и проявила встречную заинтересованность. Приключение обещало стать особенно интригующим, когда дама пригласила ухажёра к себе на дачу. Когда добрались до садового товарищества, уже стемнело. Природа располагала к проявлению самых нежных чувств - мужчины в такие моменты теряют голову! Открыв своим ключом входную дверь, соблазнительница показала спутнику, на какой стул положить одежду, и где в соседней комнате стоит кровать, а сама пошла на кухню. Пролежав в постели минут десять, уже со смутными подозрениями, гость пошёл напомнить о себе. Что такое шок выглядело так: света на кухне, одежды и обуви в коридоре, и самой дамы нигде не было! Особенно пострадавший сокрушался о своих новых туфлях чехословацкого производства, которые купил за 40 рублей! Трезвому человеку в своих трусах и чужих шлёпанцах не поверить было нельзя, поэтому по рации я вызвал опергруппу из РОВД. Окончания этой истории я не знаю, но с тех пор советую всем своим товарищам одежду перед сном не оставлять где попало! Шагид Хапепхи.
   КАК В КИНО!
   Находясь в командировке в Кореновском районе, под вечер я принял устное заявление от бригадира местного колхоза о краже двух лошадей. Разделив экипаж моего патрульного автомобиля на две части, мы, не теряя друг друга из виду, стали проверять автотранспорт на двух пересекающихся полевых дорогах. Через какое-то время появились два всадника на лошадях, выехавшие из зарослей камыша. Мои попытки остановить их для разговора успехом не увенчались - подозреваемые развернулись и быстро скрылись в тех же зарослях. Прямое преследование было невозможно, поэтому мы рассредоточились по периметру этого зелёного массива и стали ждать. Не прошло и полчаса, как на открытое место вышли две лошади, но уже без всадников. Доставлять животных в отдел милиции пришлось таким образом: более молодые мои коллеги в один голос сказали, что верхом ездить не умеют, поэтому мне пришлось вспомнить своё детство в хуторе Красном Павловского района и оседлать более рослого жеребца. Сдав животных в отделе милиции, мы не могли себе отказать в удовольствии покормить их свежим хлебом из местной пекарни! Мои сослуживцы не один раз вспоминали эту ситуацию и говорили, что если бы снять на киноплёнку патрульный автомобиль, медленно двигающийся по дороге следом за парой не строевых коней с лейтенантом милиции верхом, эпизод хорошо смотрелся бы в любом фильме Леонида Гайдая. Николай Морозов.
   В ЯБЛОЧКО!
   В те времена, когда наш дивизион располагался по Железнодорожной, 3, а командиром был Жуков Борис Сергеевич, учебные стрельбы нередко проводились на улице Воронежской, на территории, которую все в Краснодаре знали как "тюрьма". В один из таких дней, кажется, в среду, мы стреляли из автомата. Помню небольшую не очень ухоженную закрытую территорию и высокую кирпичную стену старой постройки, в которую попадали пули после выстрелов. Мишеней было несколько, не меньше пяти: они висели на длинном тросе, натянутом на высоте примерно 2 метра параллельно земле, мне досталась крайняя слева. Назвать себя очень метким стрелком не могу до сих пор, но в норматив всегда укладывался. После первой же моей короткой очереди все мишени внезапно упали: как выяснилось, мне удалось попасть в трос и перебить его! Шуток по этому поводу было много, но повторить мой "подвиг" не удалось никому! Виктор Дятлов.
   НЫРЯЛЬЩИК.
  Поздний вечер на посту ГАИ поселка Энем. Месяц май ещё ощутимо прохладный. Со стороны посёлка Афипского довольно резво движется ЗИЛ-ММЗ 555 (самосвал). Машу водителю жезлом, но он не реагирует. Быстро завожу служебный К-750 с коляской и с напарником двигаемся за ЗИЛом в сторону посёлка Яблоновского. Метрах в 800 от поста ЗИЛ сворачивает вправо и движется по дороге, с обеих сторон которой находятся рисовые чеки, недавно заполненные водой. ЗИЛ старенький и мы его уверенно догоняем. Видимо, заметив погоню, водитель-нарушитель останавливает машину на правой обочине. Подъехав к самосвалу, видим в свете фары мотоцикла, что человек невысокого роста, почти по пояс в воде, убегает вглубь чека. В это время из глушителя К-750 раздаётся звук, похожий на выстрел и мы увидели, что удирающий нырнул в воду, на поверхности которой ростков риса было ещё не так много. Прошла минута-другая, но человек из воды не появился. Теряясь в догадках, куда он делся, и предполагая, что водитель был пьян, мы приняли меры для того, чтобы ЗИЛ без техпомощи не уехал, и вернулись на пост ГАИ. Через несколько дней до нас дошли слухи, как в посёлке Яблоновском, у киоска, где продавали разливное пиво, некто хвастался, что обманул гаишников, применив приём, которому научился во время службы в рядах Советской армии. Нырнув лицом вниз, он развернулся вокруг оси тела на 180 градусов и, высунув на воздух только нос, рот и глаза дотерпел, пока представители органов на мотоцикле не уехали. Владимир Ляшенко.
   УЧЕНЬЕ - СВЕТ!
   Одной из особенностей работы на посту ГАИ являлась обязанность регистрировать проходящий транспорт в специальном журнале. Естественно, водительских удостоверений в руках инспектора за смену бывало множество. Не очень часто, но периодически удавалось выявлять документы, вызывающие сомнение в подлинности: с потёртостями, исправлениями, переклеенными фотографиями и тому подобным. Самый интересный случай со мной был такой. Новенькое водительское удостоверение с не так давно введёнными категориями привлекло моё внимание тем, что было внутри чуть-чуть не таким, как остальные. Заподозрив, что оно поддельное, я стал задавать вопросы водителю, внимательно наблюдая, нет ли признаков волнения. На все вопросы он отвечал чётко, когда я спросил, почему получил удостоверение в г. Орджоникидзе, поведал, что жил там, а на Кубань переехал недавно. Зацепиться было не за что, я с огорчением подумал, что придётся его отпускать. Решив для очистки совести внимательно прочитать все слова на печати, я буквально остолбенел: "Кабардино-Балкарская АССР"! Зная, что столица этой республики город Нальчик, а не Орджоникидзе, я изъял удостоверения данного гражданина. Через некоторое время на служебном совещании все сотрудники подразделения лично увидели особенности и внешние признаки отпечатанного на подпольной типографии бланка этого удостоверения и после этого изымали подобные у всех, кто приобрёл такую подделку. Виктор Дятлов.
   ЭХ, ПРОКАЧУ!
   Специфика функционирования дежурной части заключается не только в суточном режиме службы, но и в более тесном контакте всех сотрудников между собой - от водителя автомобиля до начальника смены. В таких условиях характер и способности каждого человека - как на ладони! В нашей смене был инспектор по выезду на место ДТП Николай Ш., который отличался особой тщательностью во всём. Другие сотрудники, которые были не такими дотошными, часто обсуждали эту его особенность и открыто подшучивали над ним. История, которую я хочу рассказать, случилась в то хорошее время, когда сотрудники ДПС получили возможность купить для личного пользования списанные патрульные автомобили. Приобрёл Москвич-412 и наш Николай, и стал на нём приезжать на службу. Литых дисков тогда практически не было, поэтому хромированные колпаки на стальных дисках смотрелись почти шикарно. Задолго до телевизионной программы "Розыгрыш" часть нашей смены решила подшутить над Николаем. Сняв в отсутствии владельца колпак заднего колеса, мы положили туда несколько обыкновенных гаек и вернули его на место. Всю следующую смену, через двое суток на третьи, все мы невольно были включены в разговоры о стуках, возникших в трансмиссии Москвича нашего коллеги. Николай рассказал нам, что несколько специалистов-автомехаников осматривали машину снизу, но никакой конкретной поломки не обнаружили. Мы с удовольствием давали ему разные советы, но в содеянном не сознались. Прошло ещё двое суток. Утром третьего дня, свидетелем заезда М-412 на нашу территорию со стороны улицы Железнодорожной стал командир подразделения Шипицын Владимир Николаевич, сам заядлый автомобилист. Когда Николай Ш. сказал, что не знает причины стуков в нижней части кузова, Шипицын сел за руль Москвича сам, сделал в разных режимах несколько кругов по территории, но точного диагноза не дал. Если бы вы знали, как хорошо делать другому человеку приятное: когда мы в присутствии Николая сняли правый задний колпак, гайки уже имели довольно потёртый вид, зато наш Николай буквально засиял... Вскоре он нас и вовсе простил!
   Владимир Плахтиев.
   О ЮРИИ СУХАНОВЕ ЗАМОЛВЛЮ Я СЛОВО...
   Печальное событие произошло на третьей неделе октября - ушёл из жизни наш всеобщий любимец, весельчак и балагур Юрий Петрович Суханов. Когда мы были молодыми инспекторами ДПС, в общении он проявлял себя как никто из нашего большого коллектива: байки, добрые подколки, анекдоты так и сыпались у него с языка. Это был настоящий талант. Если сравнивать с известными личностями, то самое большое сходство было с героем советского кинофильма "Солдат Иван Бровкин". Во второй серии фильма Бровкин строил социализм на целине, а наш товарищ не только служил в тех краях, но и был награждён медалью "За освоение целинных земель". Не забылся эпизод 1980года, когда часть нашего подразделения обеспечивала безопасность граждан во время проведения Олимпиады в столице СССР. На завтрак в одну из столовых группа наших коллег в свободное время пришла в гражданской одежде. В процессе приёма пищи в зал вошёл один из руководителей сводного отряда милиции из Краснодара и стал громко выказывать неудовольствие тем, что ребята не по форме. Наш Юра быстро понял, что этот офицер из разряда "ярых служак" и смог затушить конфликтную ситуацию буквально с помощью нескольких слов в стиле КВН. В течение нескольких лет данный эпизод пересказывали его участники, с особенным удовольствием повторяя те слова, которые были использованы. Когда Юрий Петрович состоял в должности зам. командира нашего подразделения по технической части, в ремонтной зоне никогда не было безлюдно и тихо - все, кто был свободен от службы, заглядывали туда хоть на минутку, чтобы получить порцию хорошего настроения. А сколько отдельных эпизодов были интересными и смешными с участием Юрия Петровича в биллиардной батальона ДПС! Лично я считал и считаю, что Юрий Суханов вполне мог бы заменить Юрия Никулина в многолетней программе "Белый попугай" Центрального телевидения. В последний раз я общался с Ю.П. по телефону за неделю до его ухода. На здоровье он не жаловался, советовался со мной по семейным делам, как всегда, в конце разговора пошутил! Светлая память...1 ноября 2020года Виктор Дятлов
   ГРИГОРИЙ ФЁДОРОВИЧ.
   21 января 1981 года, во время проведения рейдового мероприятия, я, будучи в должности инспектора по дознанию, нёс службу на патрульном
  автомобиле ГАЗ-24 с высоким и стройным старшим инспектором ДПС Василием Пономарёвым, за которым была в то время закреплена улица Красная. Под вечер, находясь на нечётной стороне этой улицы напротив Дома Союзов, мы остановили ВАЗ-21011 темно-бордового цвета с номерами 40-40 СГО, ехавший со стороны кинотеатра Аврора. В вышедшем из кабины коренастом водителе я сразу узнал известного композитора Пономаренко, автора нескольких любимых мной песен на стихи Сергея Есенина. Мы познакомились, в разговоре узнали, что водитель уже живёт в Краснодаре, свои Жигули с волгоградским номером скоро поставит на учёт здесь. Григорию Фёдоровичу в это время было 59 лет, он на нас произвёл положительное впечатление, на прощанье с удовольствием подарил две программки с автографом. Через некоторое время после этого Г. Ф. Пономаренко со своей супругой Вероникой Журавлёвой приехали в наше подразделение на улицу Железнодорожную, 3, с творческим визитом. Он интересно рассказывал о жизненном пути, о собственном творчестве, об увлечении рыбалкой, о своей детской кличке "цыган". Вероника пела песни под аккомпанемент автора песен, который великолепно играл на баяне.
   Во второй или третий приезд супруги Пономаренко въехали на нашу территорию на красном автомобиле ВАЗ-2106 с багажником и компактной брезентовой складной палаткой на крыше. После окончания этой встречи атмосфера была такая, что кто-то из моих коллег спросил: А Вероника в эту палатку хорошо помещается? Григорий Федорович с улыбкой ответил: Я в неё вхожу полностью, а у Вероники ноги со стороны багажника видны!
  Многие жители Краснодаре знали, что семья Пономаренко проживает на улице Красной, 204. Григорий Фёдорович часто гулял на бульваре у кинотеатра Аврора с небольшой собачкой. В гостях у них бывали многие известные артисты, певцы, поэты, а особенно теплая дружбы была с Людмилой Зыкиной.
   Известие о трагической гибели в ДТП Григория Фёдоровича было для меня шоком. До 75 летнего юбилея он не дожил 25 дней. Памятник почётному гражданину Краснодара установлен у входа в Краснодарскую филармонию его имени.
   Народный артист СССР Г. Ф .Пономаренко похоронен в Краснодаре, на Славянском кладбище. По словам близких людей, он несколько раз говорил: Люди, конечно, забудут Гришку, а песни станут петь как народные! Как в воду глядел! Выделю три песни из нескольких десятков его шлягеров. НЕ ЖАЛЕЮ, НЕ ЗОВУ, НЕ ПЛАЧУ. ОТГОВОРИЛА РОЩА ЗОЛОТАЯ. ОРЕНБУРГСКИЙ ПУХОВЫЙ ПЛАТОК.
  17 марта 2021года Виктор Дятлов.
  
   БОЛЬШОЙ ПРАЗДНИК НА "МАЛОЙ ЗЕМЛЕ".
   Летом 1974 года я, в качестве сотрудника Отдельного дивизиона дорожного надзора, принимал участие в обеспечении безопасности движения во время открытия мемориального комплекса "Малая земля" в городе Новороссийске с участием Генерального секретаря ЦК КПСС Леонида Ильича Брежнева. В составе сводного отряда под командованием подполковника милиции Жукова Б.С. инспектора несли службу на маршрутах от аэропорта города Анапы до гостиницы "Бригантина" в Новороссийске и далее до посёлка Марьина роща, северной окраины города Геленджика. Мне, совместно с Маевым В.И. и Мацияко Г.А., в служебном автомобиле начальника ГАИ УВД края полковника милиции Власенко А.Т., довелось побывать у одного из самых интересных объектов в Марьиной роще - знаменитого колодца, который был ценным источником воды для наших воинов во время боёв с войсками фашистской Германии в этом регионе. Начальник политуправления 18-й армии Северо-Кавказского фронта полковник Леонид Брежнев участвовал в освобождении г.Новороссийска, за что был награждён орденом Отечественной войны 1 степени, лично бывал в 1943 году в посёлке Марьина роща и на плацдарме Малая земля на западном берегу Цемесской бухты.
   Конечно, самым запоминающимся в период проведения всех торжественных мероприятий для нас был следующий эпизод. Находясь около здания УВД города Новороссийска, мы услышали по рации, что кортеж с Л.И.Брежневым следует по рядом прилегающей улице. В один миг все сотрудники четырёх экипажей выскочили из автомобилей и бегом направились к месту движения кортежа. Едва мы успели встать на обочину этой улицы, как мимо нас проследовала колонна автомобилей в сторону Малой земли, среди них в открытом лимузине "Чайка" стоя проезжали Л.И.Брежнев, который был в тёмном костюме, и 1-й секретарь Краснодарского крайкома КПСС Сергей Фёдорович Медунов в сером костюме. Расстояние от нас до этого автомобиля было всего 2-2,5 метра. Так близко видеть человека, который руководил великой страной под названием СССР к тому времени уже 9 лет, довелось многим, но далеко не всем!
   После окончания торжеств на Малой земле наша колонна патрульных автомобилей ГАЗ-24 и "Жигули" сделала остановку в посёлке Неберджай, при этом за все прохладительные напитки для личного состава заплатил Б.С.Жуков. Подъезжая к посёлку Энем, мы услышали по радиостанции, что командир дивизиона дорнадзора Б.А.Даниленко предоставляет своим сотрудникам два дня выходных. В ответ на это подполковник Жуков проинформировал его, что начальник ГАИ УВД края Власенко А.Т. объявил всему личному составу сводного отряда 3-е суток отдыха. Против такого поощрения за хорошо выполненную задачу никто не возражал! Анатолий Епифанцев.
   НАСТОЯЩИЙ ШЕРИФ.
   В начале 80-х годов, находясь в очередном отпуске в Москве, возле одного из автоцентров я дважды видел автомобиль ВАЗ-2102 с краснодарскими номерами, который выделялся своим ярко-синим цветом и стильным, но без излишеств, обликом. Как выяснилось позже, на этом автомобиле ездил в то время человек, которого в Краснодаре станут уважительно называть шерифом.
   "Шериф" слово не российское, а американское английское. Не все точно знают, что оно означает. По сути, шериф - это начальник полиции на каком-то отдельном участке территории США. У советских людей есть замечательное свойство - давать точные, остроумные и сочные псевдонимы воспитателям детских садов, учителям, своим начальникам и даже руководителям государства. В нашем подразделении неофициальное звание "шериф" получил только что пришедший на должность командира батальона города Краснодара из Усть-Лабинского района Владимир Николаевич Шипицын. Майор милиции Шипицын за счёт проведения частых рейдовых мероприятий в столице Кубани не только повысил статус нашего подразделения в системе правоохранительных органов Краснодара, но и громко заявил о себе как об энергичном и целеустремлённом руководителе.
   Лично я познакомился с Владимиром Николаевичем за несколько месяцев до назначения, когда он приезжал в ГАИ Советского района, где трудился в качестве прикомандированного инспектора по дознанию. Просьбу тов. Шипицына я тогда выполнить не смог, поэтому с некоторой опаской размышлял, не отразится ли этот эпизод на его отношении ко мне, когда он станет нашим командиром. Мои опасения были напрасными - В.Н.Шипицын правильно оценил мои действия и всегда общался со мной уважительно. Одно взыскание за все годы службы в одном подразделении я от него получил, но оно было даже менее строгим, чем я заслуживал.
   Случай, о котором я хочу рассказать особо, следующий. При возникновении конфликтной ситуации с группой граждан во время несения службы у одного из инспекторов ДПС был похищен табельный пистолет Макарова. Вот здесь Владимир Николаевич проявил себя во всей красе: действовал умно, быстро и точно. Правильная тактика действий сотрудников ДПС и жёсткий, но не переходящий черту закона прессинг по отношению к спровоцировавшей конфликт группе граждан быстро дали положительный результат: представители одной из краснодарских диаспор сообщили Шерифу, на крыше какого строения лежит похищенный ПМ. Среди многих достоинств командира отмечу ещё одно: он прекрасно водил автомобиль. Например, на закреплённом за ним ГАЗ-24 неоднократно доезжал с улицы Железнодорожной, 3 до Краснодарского аэропорта за 7 минут при свидетелях!
   Последний раз я виделся с Владимиром Николаевичем в 1997 году, когда он в звании полковника внутренней службы был начальником ХОЗУ УВД Краснодарского края. Шерифом в это время его называли, пожалуй, только гаишники...
   В.Н.Шипицын ушёл из жизни преждевременно, похоронен на кладбище в хуторе Ленина. Светлая память! Лично я считаю, что лучшие годы своей жизни этот незаурядный человек отдал службе в нашем подразделении. Виктор Дятлов
  
   Настоящие таланты. В моей системе жизненных ценностей талант любого человека стоит на 1-м месте. Все люди, которые хорошо и отлично делают своё дело, достойны восхищения и всяческих похвал. На протяжении нескольких лет в расположение батальона ДПС на улице Железнодорожной,3 . руководство приглашало замечательного лектора из общества "Знание". Когда проводился день служебной подготовки, обязательными стали его лекции на различные темы. Какой бы скучной тема ни казалась по названию, её содержание в исполнении Ивана Марковича Н. всегда была захватывающе интересной! Изо всех программ российских телеканалов для многих на первом месте была передача "В мире животных". Николай Николаевич Дроздов даже о несимпатичных представителях мира животных рассказывал очень занимательно. Самым лучшим рассказчиком из очень известных людей стал побывавший в нашем подразделении Николай Николаевич Озеров. Темы, которые он затрагивал, не ограничивались спортом, были яркие впечатления от его зарубежных поездок, от общения с артистами, которые поддерживали наших спортсменов на крупных международных соревнованиях, от различных курьёзов в самых разных ситуациях. Для сравнения, когда наших беспартийных сотрудников приглашали на открытые партсобрания во времена СССР, всё происходящее там было для них привычным и монотонно скучным. Виктор Дятлов.
   Вертолётный взвод. Одним из самых оригинальных новшеств в нашем подразделении было введение авиационного надзора за движением на загородных дорогах. Вертолёт МИ-2 базировался на небольшом аэродромчике в посёлке Энем, у него была стандартная для автотранспорта ГАИ жёлто-синяя раскраска. Личный состав для этого взвода подбирали по желанию, руководил им капитан Маев. Взаимоотношения с экипажами вертолёта были ровные, спокойные и деловые. В первые месяцы вертолётного патрулирования выявилось интересное явление: все инспектора ДПС при прямом движении вертолёта не испытывали никаких проблем, но при активном маневрировании некоторые из них впадали в состояние страха. Кто-то потом привыкал, а кто-то из авиавзвода возвращался в прежний коллектив. Самый яркий пример настоящей авиабоязни случился с одним из старослужащих: он согласился сесть в МИ-2 в абсолютно спокойном состоянии, но сразу после приземления на нём буквально лица не было! Всем сразу стало ясно, что рисковать его здоровьем ни в коем случае нельзя! Сегодняшняя практика применения дронов для контроля за движением автомототранспорта гораздо более эффективна, чем прежняя вертолётная. Александр Тимин.
  
   ОРДЕН КРАСНОГО ЗНАМЕНИ.
   Первым орденоносцем в нашем подразделении стал сержант милиции Виктор Гришин, к сожалению, посмертно. В ночь с 18 на 19 марта 1973 года он нёс службу на посту на Ростовском шоссе против ж/д переезда, ведущего в посёлок Витаминкомбината. Около полуночи внимание инспектора привлёк двигавшийся со стороны улицы Офицерской легковой автомобиль, который свернул вправо на улицу Большевистскую. Предположив, что имеет место попытка объехать пост ГАИ, сержант Гришин на оказавшемся возле поста автомобиле такси поехал узнать, так ли это. Остановив предполагаемого нарушителя на автомобиле Москвич, Виктор потребовал у него водительские документы и получил часть из них. В это время таксист спросил у Виктора: "Я поехал?", а тот не возразил. Ситуация сложилась острая: освещения на этом участке улицы практически не было, инспектор не знал, что перед ним способный на убийство преступник, и что тот вооружён. Сержант Гришин сел на правое переднее сиденье Москвича и протянул руку, чтобы включить освещение на правой стойке возле своей головы. В это время преступник, доставший вместо остальных обязательных документов из багажника ружьё, выстрелил в голову нашему товарищу через проём стекла задней правой двери. Действия этой мрази после выстрела: он отвёз инспектора в лесополосу, облил бензином и поджёг! Тело нашего товарища было найдено в светлое время суток 19марта. Следующую ночь после гибели Виктора Гришина, мне вместе с коллегой по имени Баграт довелось нести службу на Ростовском посту ГАИ. Испытанные в эти сутки острые ощущения от потери товарища не истёрлись в памяти до сих пор. Вина гражданина, фамилию которого я помню, но не хочу называть, совершившего угон автомобиля Москвич в Геленджике и убийство сотрудника милиции в Краснодаре, следствием была доказана, и он понёс заслуженное наказание.
   Сержант милиции Гришин был замечательным парнем: воспитанным, коммуникабельным, хорошим товарищем, обязательным, одним из лучших сотрудников подразделения.
   Виктор Васильевич Гришин похоронен на Славянском кладбище. Памятная доска с именем орденоносца находится на территории ОБДПС на улице Старокубанской, 86. 22 июня 2020года представители совета ветеранов Отдельного батальона ДПС почтили его память, возложив цветы на могилу нашего героя. С 2021 года эта традиция стала ежегодной. 18 октября 2021 года. Виктор Дятлов.
  
  
   О друзьях - товарищах... Иван Воронин. Это было давно, но забыть невозможно. Отношения между людьми во всех коллективах складываются по- разному. В силовых структурах больше ситуаций, связанных с риском для жизни, и в них быстрее можно узнать, кто чего стоит. В 1976 году я служил инспектором дорожно-патрульной службы в ОДДН. В один из выходных от службы дней, осенью, я по хозяйственным делам шёл по улице Дальней в Краснодаре. Вдруг, ни с того, ни с сего почувствовал себя плохо, закружилась голова и я даже упал. Народа на улице почти не было, помочь некому. С трудом поднявшись, я подошёл к проходной Завода резинотехнических изделий, с трудом вошёл и, почти без сил, опустился на топчан, стоявший недалеко от вахтёра. Боли не проходили, и я стал просить сотрудника проходной вызвать скорую помощь. Диспетчер Скорой ответила, что все машины на выезде, а на стоящих на территории автомобилях нет бензина. Услышав это, я в отчаянии и продолжавшихся болей в теле, лёг на топчан и почти потерял сознание. Через некоторое время услышал громкие голоса мужчин, которые зашли позвонить по телефону (мобильников тогда ещё не было). На моё счастье, одним из пришедших парней оказался мой сослуживец Иван Воронин. Увидев меня, он без промедления стал сам звонить в Скорую. Пользуясь тем, что хорошо знал структуру службы 03, так как работал инспектором по выезду на ДТП, а затем инспектором по дознанию, Иван смог добиться, чтобы Скорая приехала незамедлительно. Операцию мне сделали в больнице ЗИП. Хирург потом сказал, что любая задержка в доставке в лечебное учреждение могла стоить мне жизни. Иван Воронин до описанного случая был мне просто сослуживцем, но поступил как будто мы близкие друзья. Буду благодарен ему до конца своих дней. К сожалению, Ивана Воронина уже нет среди живущих - он трагически погиб несколько лет назад. Шагид Хапепхи. ноябрь 2021года
   ПОЛГОДА БЕЗ ДЕТСТВА.
  Сколько бы лет ни прошло, Великая отечественная война нашим народом не может быть забыта никогда! Особенно хорошо её помнят те, кто лично находился на захваченной врагом территории.
   Так сложились обстоятельства, что в первой половине 2022года мне удалось побеседовать с двумя замечательными людьми, которые родились в 1936году. Одного из них зовут Шагид, другую - Зоя Григорьевна. Специальной цели поговорить на тему войны не было, получилось почти случайно. Оккупация города Краснодара фашистами была с 12 августа 1942года по 12 февраля 1943года, а события, о котором они мне рассказали, произошли ранней осенью 1942 года. Маленький Шагид жил в это время в ауле Лакшукай Адыгейской автономной области, а его ровесница Зоя - в хуторе Школьном Абинского района Краснодарского края. Шагид не может забыть той ситуации, когда он по своим детским делам копошился в небольшом овражке недалеко от дома и вдруг услышал стрельбу. Выстрелы были короткими очередями, совсем недалеко. Выглянув из канавки, мальчик увидел двух фашистов, которые шли по аулу в его сторону. Один из них стрелял именно по тому овражку, в котором находился Шагид. До какой степени мальчишка испугался, история умалчивает, но ему повезло в том, что второй немец, который не стрелял, что-то сказал и своим автоматом поднял ствол стреляющего автомата вверх. Шестилетнюю Зою из дома при нацистах не выпускали. В подробностях она помнит, что несколько солдат ходили по дворам, собирая куриные яйца, вели себя грубо, нагло и шумно. Войдя в избу, один из них заглянул под кровать, где сидела на яйцах квочка. Когда он стал её прогонять, намереваясь забрать те яйца, на которых она сидела, мама Зои пыталась ему сообщить, что эти яйца уже не съедобны. Тогда он растоптал все яйца сапогами! Вспоминая эту ситуацию через несколько лет, Зоя решила, что тот немец был городским жителем, поэтому и не знал, как на свет появляются цыплята. Еще Зоя очень жалела зарезанного фашистами барашка. Второй эпизод, о котором рассказал Шагид, случился, когда его и двенадцатилетнего брата Еристема родители послали в соседний аул. Они спокойно шли по пыльной дороге, как вдруг увидели военный самолёт, который на небольшой высоте летел навстречу. Мальчишки хотели куда-нибудь спрятаться, но не успели. По лицу немецкого лётчика было хорошо видно, что он радуется, напугав пацанов. Сделав разворот, он опять пролетел над ними, несколько раз выстрелив по обочине. Зоя Григорьевна сообщила, что сначала в хутор Школьный пришли немцы, они были на машинах и мотоциклах, а позднее - румыны на гужевых повозках. При тех и других захватчикам помогали два полицая из местных жителей. Об одном из них рассказ особый. Этот человек старался помочь всем: когда узнал, что на мясо должны были забрать корову, пришел и сказал, чтобы дойную отвели в лесок, а на виду оставили самую неаппетитную, молодым женщинам запрещал надевать нерабочую одежду, старушек успокаивал и настраивал на позитивный лад. Когда фашистов прогнали с нашей земли, второй полицай убрался вместе с ними, а наш остался. Все поняли, что он выполнял задание соответствующих советских органов и получил положительную оценку.
   Как можно догадаться, фамилия Шагида - Хапепхи, он председатель Совета ветеранов ОБДПС ГИБДД Краснодара. Зоя Школяренко - Зоя Григорьевна Петрушина - заслуженный работник сельского хозяйства, кавалер двух орденов Ленина. В настоящее время они живут в Краснодаре, я горжусь, что знаю их лично! Виктор Дятлов 9 мая 2022 года.
  
   НЕЗАБЫВАЕМЫЕ ВОСПОМИНАНИЯ.
   27лет я прослужил в одном подразделении, которое несколько раз видоизменяло свое название, из них 19 - в отделении дознания по ДТП. Должность дознавателей была введена в начале 70-х годов 20-го века. Первыми инспекторами по дознанию стали Николай Матвиенко, Борис Науменко, Василий Колесников и Иван Воронин, которые были прикомандированы к районным отделениям ГАИ: Ленинскому, Первомайскому, Октябрьскому и Советскому. По всем случаям ДТП, кроме тех, которые попадали к следователям, выносилось постановление об отказе в возбуждении уголовного дела и оно утверждалось руководством соответствующего отдела внутренних дел города Краснодара. В 1975 году мне довелось исполнять обязанности дознавателя, замещая ушедшего в отпуск Н. Матвиенко в Ленинском ГАИ. Этот эпизод в службе особенно запомнился тем, что несколько раз приходилось брать с собой, из-за болезни жены, мою трёхлетнюю дочку Марину, которая понравилась всем сотрудникам отделения. В начале 1978 года ко мне подошёл Владимир Алексеевич Воловик и спросил, не хочу ли я стать дознавателем. Я, конечно, сказал "Да". Всех, кто претендовал на офицерскую должность, ещё раз тестировали на благонадёжность. Как я работал на "линии", меня негласно проверили два сотрудника из ГАИ УВД края, они останавливали всех, кого останавливал я, расспрашивали водителей о манере общения, у тех, кого я оштрафовал, проверяли, выдал ли я им штрафные талоны. В итоге никаких замечаний не было, и последовал приказ о моём назначении на новую должность.
   Самостоятельную работу в качестве инспектора по дознанию я начал в ГАИ Советского района города Краснодара. Боевое крещение получилось впечатляющим: за первый зимний месяц произошло 93 ДТП, по которым я принял предусмотренные законом решения. Мой предшественник Иван Воронин оставил мне в помощь внештатного сотрудника ГАИ, пенсионера С. И. Спивака. Сергей Иванович был замечательный электросварщик, а его функцией в ГАИ была работа с архивом: разбор листов исполненных материалов ДТП, их нумерация, сшивание и распределение в шкафу по дате совершения. Вынесенные мной постановления об отказе в возбуждении уголовного дела утверждали руководители Советского РОВД, в основном заместитель начальника Абакумов Александр Сидорович. В общей сложности я был прикомандирован к данному РОВД семь лет. В отделении ГАИ, где находился мой рабочий кабинет, был хороший дружный коллектив, в котором я выделяю и часто вспоминаю госавтоинспектора Анатолия Викторовича Филина. Когда дознавателей в Советском ГАИ стало двое, ко мне добавился Степан Георгиевич Голубицкий - толковый и доброжелательный сотрудник, который после должности дознавателя сделал хорошую карьеру: дослужился до начальника отдела ГАИ города Краснодара.
  Виктор Дятлов 11 августа 2023года.
  
   БЕРЕГИСЬ АВТОМОБИЛЯ.
   Самый дорогой моему сердцу автограф был получен в 1975 году при необычных обстоятельствах. Погожим осенним днём, а точнее под вечер, я, добираясь к месту службы на Энемский пост ГАИ, стоял на улице Захарова перед Яблоновским мостом через Кубань, в милицейской форме, как положено, при оружии. Остановив микроавтобус Кубанец серо-голубого цвета, спросил у водителя, куда он едет, и попросил подвезти меня до посёлка Энем. Открыв боковую дверь и войдя в салон, я был крайне удивлён: среди трёх пассажиров первым сидел замечательный киноартист Георгий Степанович Жжёнов. Я его сразу узнал, так как видел его в главных ролях в фильмах "Берегись автомобиля", "Ошибка резидента", "Горячий снег", Вся королевская рать".
  Я не мог не сказать, что рад этой встрече, выразил восхищение его киноработами, задал несколько вопросов, на которые получил доброжелательные ответы. Оказалось, что этот микроавтобус, принадлежащий Бюро пропаганды советского киноискусства, везёт народного артиста РСФСР на встречу со зрителями. Узнав, что возвращаться обратно они будут сегодня же, я в процессе несения службы на посту ГАИ примерно за два часа нашёл и попросил у одной из жительниц посёлка Энем фотографию Г. С. Жжёнова. Уже за полночь, когда я остановил микроавтобус на обратном пути, Георгий Степанович не только подписал своё фото, но и в моём альбомчике написал: "Виктору Фёдоровичу! На добрую память.1975г." Обаяние этого человека при общении с ним доставило мне большое удовольствие. Поясняю, что в этот год Г.С.Жжёнову исполнилось 60лет. К самым запоминающимся в более поздние годы я отношу сыгранную им роль командира самолёта Тимченко в фильме "Экипаж". В 1980 году Георгий Степанович получил звание народного артиста СССР. Он сыграл ещё много героев с крепким мужским характером, у которых хотелось учиться и подражать им, а в нескольких документальных фильмах поведал о жизни в нашей стране и о своей непростой судьбе в тридцатые, сороковые и пятидесятые годы. В большом телеинтервью в 1998году этот великий человек выглядел так замечательно - как никто из артистов в 83-летнем возрасте! Георгий Степанович продолжал активно работать ещё пять лет, всего прожил 90 лет, он похоронен на самом престижном в стране Новодевичьем кладбище.
   Не у всех известных и симпатичных мне людей, которых я видел своими глазами, удалось получить автограф. На этом же посту ГАИ в посёлке Энем около полуночи мной был остановлен автомобиль Волга ГАЗ-21, на заднем сиденье которого сидели рядом мужчина и женщина, он высокий, а она маленькая. Это были Александра Пахмутова и Николай Добронравов, их везли на Малую землю на официальное празднование в качестве почётных гостей. Так как они сидели с закрытыми глазами и на остановку их автомобиля никак не среагировали, я сразу же отпустил водителя, и они уехали. На протяжении многих лет, как только я видел на экране телевизора эту семейную пару, сразу вспоминал, как Александра Николаевна дремала, прижавшись головой к груди мужа. До сих пор горжусь, что я был единственным свидетелем этой трогательной сцены. Песня "Ты моя мелодия", думаю, посвящалась двум дамам: Николай Добронравов - Александре Пахмутовой и Муслим Магомаев - Тамаре Синявской!
  
  Виктор Дятлов 11 августа 2024 года.
  
  Давид и Голиаф. Мы знаем много историй, в которых великаны не побеждали обычных людей в различных единоборствах, как по физическим данным, должны были бы это сделать. Некоторые из рассказов вызывают сомнение в подлинности, некоторые кажутся и вообще фантастическими. Тот случай, который произошёл в начале 90-х годов, абсолютно реален. В этот день инспектор ДПС Владимир Г. нёс службу на патрульном автомобиле "Жигули" без напарника на улицах Калинина и Красных партизан. Во второй половине дня ему не остановился по сигналу жезлом водитель мотоцикла. Проезжая через несколько минут мимо автозаправочной станции, Владимир увидел, что тот самый мотоциклист заправляет свой мотоцикл бензином. Быстро подойдя к нему, инспектор попытался взять его за руку, но тот был настолько высоким, мощным и сильным, что не позволил ему это сделать. Используя природную смекалку и хорошую тренированность, Владимир Г. смог быстро спеленать обе руки нарушителя с помощью его же расстёгнутой куртки и поместил его в багажник патрульного автомобиля. Когда нарушитель таким образом был доставлен в подразделение, для того, чтобы извлечь его из автомобиля и привести в кабинет медицинской экспертизы, потребовалось несколько сотрудников. Владимира Г., после этой истории, понятно, Давидом называть не стали, но авторитет он свой в коллективе значительно укрепил.
   Владимир Плахтиев.
  
   Женщины в ДПС. Только положительные слова можно сказать о женщинах, которые служили в ОБДПС - Нина Петровна Бронникова, Татьяна Николаевна Потеряйко, Ольга Васильевна Щеглова, Светлана Васильевна Сергеева.
   ЧТО БЫЛО РАНЬШЕ...
   К моменту образования нашего подразделения 11 августа 1971 года стаж моей службы в органах внутренних дел составлял 1 год 1 месяц и 9 дней.
   В 1970 году структура ГАИ Краснодара состояла из четырех районных отделений - Первомайского, Советского, Ленинского и Октябрьского. Краевая ГАИ находилась на ул. Красноармейской, 12, а ГАИ Ленинского района - на ул. Чапаева, 63. В каждом отделении, кроме госавтоинспекторов, были несколько инспекторов дорожного надзора. Госавтоинспекторы и старшие инспекторы это офицеры, остальные - сержантский состав.
   Я попал на службу в ГАИ почти случайно, никогда даже мыслей в этом направлении не было! Вернувшись в конце мая 1970 года с действительной военной службы в Забайкальском военном округе, дней десять решил отдохнуть, а потом думать, чем заняться. В начале июня мой сосед Трахов Каласав, который работал водителем на автомобиле Колхида-608, получил повестку из Ленинского ГАИ. Не догадываясь, какая причина вызова, он попросил меня пойти вместе. Войдя в помещение ГАИ, мы увидели лейтенанта, который сидел за столом под большим потолочным вентилятором, это был Ткаченко Виктор Давыдович. Посмотрев повестку, он проводил нас в кабинет начальника отделения, майора милиции Ясько Георгия Васильевича. Узнав, что мы оба служили в армии, Георгий Васильевич стал расспрашивать нас о нашем житье-бытье, о семьях, о планах на будущее, после чего предложил нам обоим пойти на службу в ГАИ. Узнав о том, что мы оба не доучились один год в средней школе, начальник ГАИ сказал, что если мы поступим в 11-й класс очно-заочной средней школы в сентябре, нас могут принять на службу в виде исключения. Подумав два дня, мы согласились.
   2 июля 1970 года мы с моим товарищем получили служебные удостоверения в УВД Краснодарского края на ул. Гаврилова, 27 и вместе с инспектором по кадрам Ленинского РОВД ехали в троллейбусе, впервые не покупая билетов. До того как получить обмундирование, я работал на Елизаветинском посту ГАИ с жезлом и красной повязкой на руке, помогая капитану В.Белецкому. Потом осваивал процесс оформления ДТП в дежурной части ГАИ, которая располагалась по ул. Красноармейской, 12, под началом лейтенантов милиции Барчо Адама Рашидовича и Ткаченко В. Д. Днём в дежурной смене работало три человека, а ночью - двое. Первый мой выезд на ДТП был незапланированным. Около полуночи старший смены выехал на УАЗе-452 на столкновение в посёлок Пашковский, а тут звонок о ДТП с пострадавшим на ул. Московской против завода РИП. Дежурный УВД края по телефону дал мне указание закрыть помещение, прибыть за дежурным следователем на ул. Мира, 41, и ехать на Московскую. Была уже осень, ночью прохладно и я решился надеть куртку ИК с погонами, оставленную в помещении капитаном Тоцким Виктором Михайловичем. Двигаясь со следователем, который был в форменной одежде капитана милиции, на служебном мотоцикле с коляской К-750, я напряженно думал - как бы не опростоволоситься при составлении схемы! Подробностей оформления происшествия с наездом на пешехода не помню, но когда привёз следователя на Мира, 41, и он, вставая с мотоцикла, сказал: "Спасибо, товарищ капитан!", я понял, что экзамен сдал!
   Тот факт, что дежурная часть по выезду на места ДТП находилась в одном здании с Управлением ГАИ края по улице Красноармейской,12, имело положительное значение для прямого контакта между сотрудниками различных направлений деятельности этой важной службы. Несколько раз я был участником занятий по разбору сложных случаев при дорожно-транспортных происшествиях, которые проводил зам. начальника УГАИ подполковник милиции Бурый Евгений Владимирович.
  
  
  
  
  
   1970 год был знаменателен тем, что в городе Тольятти начался выпуск "Жигулей", а Пассажирское АТПNo1 города Краснодара стало получать первые ГАЗ-24 "такси". Регистрацией автомобилей в Ленинском ГАИ занимался госавтоинспектор Шалыгин Захар Емельянович, бывший военный офицер, при его содействии мне удалось немного поездить за рулём новой модели "Волги". Наиболее напряжёнными участками в Ленинском районе были улицы вокруг Колхозного рынка, где всегда было много транспорта. А самым интересным являлся перекрёсток улиц Калинина и Фрунзе, где булыжник между трамвайными рельсами был неровным, что заставляло водителей заметно притормаживать. Многих это раздражало, и на совещании один из сотрудников сказал об этом начальнику ГАИ. Георгий Васильевич хитро улыбнулся и ответил: конечно, я об этом знаю, но практика показала, что это лучший способ не допускать ДТП на этом пересечении!
   Георгий Васильевич Ясько был настоящим руководителем, умным, объективным и добрым человеком. Среди всех сотрудников отделения ГАИ ни один человек никогда не сказал о нём плохого слова. Последние годы перед выходом в отставку подполковник Ясько Г.В. трудился в ГАИ УВД Краснодарского крайисполкома.
   Моя служба в Ленинском ГАИ продолжалась до августа 1971 года, когда был создан Отдельный дивизион дорожного надзора, который располагался на улице Янковской между улицами Ново-Кузнечной и Промышленной. В новое подразделение были переведены сотрудники данной специализации всех районных ГАИ Краснодара, среди них были те, кого я до сих пор помню: Борис Курбасов, Анатолий Степовой, Василий Донецкий, Владимир Воловик.
   Виктор Дятлов, 11 августа 2021 года.
   О преследовании нарушителей. Первый раз я погнался за не остановившимся на мой сигнал нарушителем ПДД днём по улице Урицкого на мотоцикле К-750. Перед перекрёстком с главной улицей Северной преследуемый на легковом автомобиле поехал, как у нас в то время говорили, "сквозняком". Я в это время был метрах в 7-ми сзади, резко затормозил и сразу же решил в подобной ситуации не подвергать опасности как нарушителя, так и других участников движения. Через несколько месяцев на улице Северной в районе средней школы No 41 мне не остановился легковой автомобиль с одним водителем. Сделав некоторую паузу я поехал за ним, не приближаясь и в то же время не теряя из вида. На улице Мира между улицей Красной и Красноармейской спокойно опередил нарушителя и остановил его. Водитель оказался сотрудником одного из более авторитетных органов, чем МВД, показал служебное удостоверение капитана и стал извиняться передо мной, младшим сержантом милиции. Поняв, что он искреннее раскаивается, и не будет повторять такую ошибку в будущем, я решил ограничиться этой состоявшейся беседой. Через примерно 2 года, при несении службы на посту ГАИ/ДПС в посёлке Энем ко мне стал приезжать автодружинник Николай Николаевич Н. на личном автомобиле ВАЗ-21011. Мой общественный помощник Николай работал водителем городского автобуса, по темпераменту был настоящий холерик. Некоторое время он меня убеждал, что догонять тех водителей, кто не остановился на нашем Энемском посту, просто необходимо на его автомобиле. Я, как, убеждённый сангвиник, стоял на своём: гоняться не считаю правильным. Однажды, на ночном дежурстве, мы достигли компромисса. Его Жигули стоял, готовый стартовать в сторону города, ночь была лунная. Примерно в полночь по моему сигналу светящимся жезлом не остановился "Жигули", ехавший со стороны посёлка Афипского. Я быстро сажусь на переднее правое сиденье и мы стартуем с Николаем за нарушителем, но БЕЗ СВЕТА! Едем быстро, долго, а фары включили только на улице Карла Либкнехта в Краснодаре. Когда нарушитель остановился при красном сигнале светофора перед улицей Шевченко в правом ряду, а мы - рядом в среднем ряду, я правой рукой через открытое у него окно быстро и неожиданно извлёк ключ из его замка зажигания. Наше общение завершилось медицинской экспертизой и отстранением от управления данного гражданина. Больше я ни разу в догонялки не играл, чем до сих пор слегка горжусь. Виктор Дятлов.
   О подложных документах. При проверке свидетельств о регистрации транспортных средств самые частые нарушения - это несоответствие номеров, нанесённых на агрегаты автомобилей с теми, которые указаны в документах. Процесс приведения в норму этих выявленных нарушений часто бывал запутанным и долгим. Водительские удостоверения в советские времена подделывали так: наклеивали на место удалённой другую фотографию, наносили на неё ложный оттиск части настоящей печати, которая оставалась нетронутой на бланке, подтирали или стирали полностью фамилию, имя и отчество и наносили на это место данные другого человека. Самые интересные случаи по этой теме. Один человек исправил часть своей фамилии, сделав её более благозвучной, другой исправил отчество с длинного на короткое, третий ездил несколько лет, предъявляя сотрудникам милиции как своё, удостоверение родного отца абсолютно без каких-либо исправлений. Уникальная ситуация была, когда меня, по рекомендации моих коллег, попросил дать консультацию один из активных общественных помощников. Он сказал, что в отпуск приехал его школьный товарищ, полковник советской армии, который недавно получил водительское удостоверение в Сибири, не посещая ГАИ, поэтому попросил проверить, будет ли оно действительно в Краснодарском крае. По факту моего рассмотрения стало видно, что удостоверение было поддельным: полковник пояснил, что один из его подчинённых сам вызвался решить вопрос в ГАИ, взял фотографию и через две недели принёс нужный документ. Ничего не заподозрив, полковник поблагодарил старшего лейтенанта и через месяц уехал в отпуск. Когда от меня он узнал правду о своём поддельном удостоверении, он произнёс много слов в адрес обманувшего его подчинённого, а школьного товарища неоднократно похвалил за бдительность.
   Товарищи офицеры. Командиром подразделения Советской армии, в котором я прослужил два года в Забайкальском военном округе, был подполковник Приходько. Начальником штаба автодружины Советского РОВД города Краснодара в 1978-1985 г. г., был подполковник в отставке Зеликов Борис Менделеевич, который параллельно вёл картотеку автомототранспортных средств в Советском районе. Начальником штаба автодружины батальона ДПС в 90-х годах был полковник в отставке Савченко Пётр Тихонович. За несколько лет он так организовал систему работы добровольных помощников на улицах Краснодара, что инспектора ДПС становились в очередь, чтобы взять их в свой экипаж для совместного патрулирования! Все три офицера были для меня примером в широте мышления, в исполнении порученных им обязанностей, в справедливом отношении и доброжелательности к людям. В течение нескольких лет я был лично знаком и встречался в Краснодаре с Иваном Афанасьевичем Рыбалко, военным лётчиком, политработником, депутатом и общественным деятелем. Полковник авиации Рыбалко И.А. идеально продолжил свою жизнь после отставки. Не ограничиваясь только ветеранской деятельностью, он внёс большой вклад в воспитание будущего России - молодёжи. Таким выдающимся человеком он и остался в моей памяти навсегда. О таких, как названных мною офицерах, очень ёмко и правильно написал советский поэт Николай Семёнович Тихонов: "Гвозди бы делать из этих людей - не было б крепче в мире гвоздей!"
  
   Василий Мачуга и Владимир Подшивалов. У меня всегда отличной была память на лица. В начале 80-х годов на перекрёстке улиц Бородинской и Почтовой в посёлке Пашковском произошло столкновение без пострадавших двух легковых автомашин. Изучая у себя в кабинете документы, составленные на месте инспекторами ДПС, я обратил внимание на фотографию водителя Мачуги и понял, что это известный спортсмен, чемпион по акробатике, а пассажиром в его машине был его напарник Подшивалов. На месте ДТП инспектора устно сказали Василию Мачуге, что считают его виновным, поэтому я отложил другие материалы и тщательно изучил этот. Виновным в действительности был другой водитель, а не Мачуга, поэтому, когда они оба с партнёром Владимиром пришли я его сразу успокоил. При общении Василий показал себя умным, образованным и порядочным человеком. Прошло несколько лет. Неожиданно для многих земляков, Василий Николаевич Мачуга стал министром спорта Российской Федерации. Когда ко мне обратилась знакомая учительница за советом по поводу спортивного будущего способного ученика-подростка, я позвонил в центр Мачуги, но застать директора на месте не удалось. Примерно через неделю еду по улице Почтовой и вижу, что В.Н.Мачуга с группой парней стоит у входа в свой центр. Останавливаюсь, подхожу, а он протягивает мне руку и называет по имени. Я удивлён, что министр помнит о том дорожном происшествии. На мой вопрос он дал профессиональный ответ, а я его поздравил с высокой должностью в Москве. К сожалению, Василий Николаевич Мачуга неожиданно скончался в 1996году. После его смерти улица Почтовая была переименована в его честь в улицу Мачуги.
   Что было до искусственного интеллекта. В мае 1978 года среди многих ориентировок на задержание транспорта меня привлекла одна. В одной из областей центральной России неустановленный гражданин совершил убийство одного человека и нанес телесные повреждения другому и скрылся на легковом автомобиле "Москвич" с номерными знаками этой области. Я выработал у себя привычку делить все ориентировки на текущие, которые надолго запоминать не нужно и долгоиграющие, записывая их на отдельный листок в блокноте. На пост ГАИ в посёлке Энем я приехал к 18 часам, надзор до наступления темноты должен был осуществлять один.
  Заметив "Москвич" с не нашими номерами, я достал из кармана блокнот и понял - за рулём его может быть преступник. Когда я его остановил, в салоне был водитель, женщина и молодой человек. Из всех вариантов задержания я выбрал такой: остановил другой автомобиль, сказал его водителю, что нужно доставить преступника в Краснодар и мы втроём поехали в линейный отдел милиции на привокзальную площадь. В самом начале и по пути движения я сообщил доставляемому, что подозреваю его в употреблении спиртного и доставляю на медицинскую экспертизу. Он знал, что он трезв и поэтому, ничего не заподозрив, вёл себя спокойно. Когда я передал водителя "Москвича" сотрудникам ЛОМ, они подтвердили, что ориентировка на него действует. Перед тем, как уезжать обратно, я поговорил с задержанным. Он похвалил мою бдительность и пояснил, что после совершения преступления три месяца ездил за рулём по России без замечаний и неоднократно входил в контакты с разными сотрудниками милиции без каких-либо действий с их стороны.
  
   О хитростях некоторых водителей. Чтобы скрыть факт употребления спиртного, многие граждане "заедали" алкоголь разными овощами, фруктами, зеленью и особенно часто мускатным орехом. Этот орех был очень популярен, но зачастую он не маскировал факт нарушения, а наоборот, своим специфическим запахом подсказывал инспекторам, что употребление имело место.. В те времена границей между лёгкой степенью опьянения и остаточными явлениями после неё было 0.5, а не 0,16 промилле алкоголя как в настоящее время. На одну оригинальную хитрость я попадался, возможно, не один раз. С наступлением темноты из Краснодара в сторону посёлка Афипского мимо поста ГАИ в посёлке Энем регулярно проезжал автомобиль В-407. Каждый раз, когда его водитель по моему сигналу останавливался метрах в 15-20 за постом, не спеша выходил с палочкой и сильно хромая, направлялся ко мне. Я видел, что он инвалид и махал ему рукой с жезлом "Можете ехать!". С первого раза зная, что с документами у него всё в порядке, за два года я ни разу к его машине не подходил. Когда этот водитель перестал ездить за рулём, он стал пассажиром в машине своего сына. Поблагодарив меня за доброту к инвалидам, признался, что однажды проехал мимо поста ГАИ в легком опьянении, зная, что я его проверять не буду. Другой случай тоже неординарный. Рано утром я остановил, тоже в Энеме, КрАЗ-бензовоз, ехавший в Краснодар. Запах изо рта у водителя был заметный, но вчерашний. Когда я сказал, что точно поедем на медэкспертизу, водитель средних лет пошёл за фуражкой в машину, поднялся на площадку цистерны и, на моих глазах, выпил не меньше половины гранёного стакана солярки. На мой вопрос, для чего, он сказал, что такой способ быстро протрезветь мужики посоветовали. Эта хитрость, конечно, не помогла!
  
   Валерий Леонтьев. В те времена, когда на стадионе "Кубань" устраивались большие эстрадные концерты, была необходимость в дополнительном ограничении дорожного движения на отдельных улицах города Краснодара. Один из таких маленьких перекрёстков находился на улице Дмитриевская дамба между ближним к ней озером Карасун и улицей Суворова. Чтобы автотранспорт с участниками концерта мог подъехать к чаше стадиона, подъезд туда и остановка на узкой проезжей части для других водителей была запрещена. Я с напарником эту задачу успешно решали. Когда время начало концерта приблизилось, ехавшая по Дмитриевской дамбе "Волга-ГАЗ-21" стала поворачивать налево к стадиону. Мой напарник остановил водителя и стал выяснять у него цель совершаемого поворота, а я оказался рядом с правой стороной "Волги" и сразу увидел на заднем сиденье молодого человека с двухдневной щетиной, это был Валерий Леонтьев. Он стал говорить, что опаздывает, я показал ему большой палец, мол, я тебя узнал и махнул рукой "Проезжайте!" Он успел пожать мне руку, которую я до ужина не мыл! Песни Валерия Леонтьева с наслаждением слушаю до сих пор!
  ==============================================
   При поминании ушедших из жизни коллег, я обязательно называю поимённо
  Филина Анатолия Викторовича,
   Барчо Адама Рашидовича,
  Воловика Владимира Алексеевича и
  Умнова Сергея Алексеевича.
  Других, ныне живущих сослуживцев, часто вспоминаю добрым словом. Вот они: Виктор Ступак, Иван Чачия, Геннадий Константинович Лаптев, Сергей Злыденко, Анатолий Епифанцев, Шагид Хапепхи, Алексей Удалый, Николай Олефир, Александр Тимин, Вячеслав Васильевич Мельников.
  
  
  ==============================================
   Старый Елизаветинский пост ГАИ. В начале 70-х годов движение из города в сторону станицы Елизаветинской было организовано по улице Калинина, от перекрёстка с улицей Каляева, мимо главного корпуса Кубанского сельхозинститута, который был и есть до сих пор - Калинина, 13, затем, мимо дач и потом мимо здания поста ГАИ, который располагался на чётной стороне этой улицы. Движение, естественно, было не таким интенсивным как позднее, но перед главным корпусом со стороны города стоял знак ограничения скорости "30 км в час". Приборов для измерения скорости не было, поэтому инспектора на посту ГАИ использовали секундомер, которым измеряли, за какое время автомобиль проехал расстояние в 50 метров между двумя электроопорами с той нечётной стороны. Почти все водители-нарушители признавали свою вину, когда мы доказывали им превышение скорости с помощью арифметических расчётов.
   Мимо данного поста ГАИ часто проезжал автомобиль ГАЗ-24 белого цвета, на переднем сиденье которого всегда сидел представительный Павел Пантелеймонович Лукьяненко, знаменитый селекционер и академик. В перерывах между рабочими поездками водитель этой "Волги" подъезжал к нашему посту и мы с ним общались на разные темы. Запомнилось со слов водителя, что его шеф использовал машину только по работе, никаких других поездок не требовал, а свою личную "Победу" держал в гараже на колодках и никому из близких родственников в пользование не давал. П.П. Лукьяненко трудился, не зная отдыха, и скончался на рабочем месте, на пшеничном поле в июне 1973 года. Памятник этому замечательному человеку, дважды Герою социалистического труда, установлен на улице Красных партизан против Краевой больницы No2. Когда в нашем крае снимался фильм, название которого уже забылось, инспектору ДПС Шагиду Хапепхи довелось остановить на данном посту ГАИ автомобиль УАЗ-452, в котором ехал знаменитый режиссёр Эльдар Рязанов. Этот коммуникабельный человек произвёл на нашего товарища очень хорошее впечатление - выйдя из салона, он успел похвалить и наш город, и море в Анапе, и Краснодарское водохранилище.
  ----------------------------------------------------------------------------
  Лучшее хобби - это музыка. Человек отличается от животного тем, что умеет говорить, петь и играть на музыкальных инструментах. Самые яркие, связанные с музыкой, эпизоды не стираются из памяти уже многие годы. Замечательно играли на гитаре и пели в квартире на улице Захарова при моём случайном присутствии Ричард Генрихович Балясинский и Виктор Егорович Филин. Репертуар музыкальной группы, организованной командиром ОБДПС Петром Георгиевичем Брусенцовым, в течение ряда лет был настоящим украшением всех посещаемых нами праздничных мероприятий. Во время руководства нашим подразделением Игорем Ивановичем Ветром была создана песня "А у нас в ДПС", которая была записана на диске и неоднократно исполнялась на ежегодных торжественных собраниях ветеранов автором музыки, краснодарцем Юрием Харьковым. Песню "Господа офицеры" мы неоднократно пели как с солистом из наших рядов, так и хором.
  ==============================================
  К ЮБИЛЕЮ ОРУД / ГАИ /ГИБДД :1936-2016.
   А У НАС В ДПС
  (песня строевого подразделения г. Краснодара).
  Музыка А.Добронравова (Москва, "Лесоповал")
   Стихи В.Дятлова (Краснодар, ОБДПС).
  1.Так получилось, что ГАИ
   В России на виду.
   Мы чтим товарищей своих,
   Всех, кто отвёл беду.
   ПРИПЕВ:
  В народе знают - в ДПС
  Готовят правильный замес.
  Мы можем всё: стране служить
  И по-мужски всю жизнь дружить!
  
  2.Пусть на посту инспектор строг
   И твёрже чем гранит,
   Поймите рыцаря дорог -
   Он жизнь людей хранит!
   Припев.
  3.Тому, кто шустр, как егоза,
   Мы честь не отдаём,
   Всю правду говорим в глаза
   И спуска не даём!
   Припев.
  4.У нас патрулька ДПС
   И в холод, и в жару,
   "На раз" догонит "Мерседес"-
   Ей-богу, я не вру!
   Припев.
  5. У нас не ветер в голове,
   Мы любим не принцесс.
   Поскольку Ветер во главе,
   В порядке ДПС!
   Припев.
   6. Мы регулируем процесс
   Умно - не на авось,
   Тех, кто не любит ДПС,
   Встречать не довелось!
   Припев.
   3июля 2015года.
   А У НАС В ДПС К юбилею 2016года.
  (песня строевого подразделения г. Краснодара).
   Музыка Ю.Харькова(Краснодар).
   Стихи В.Дятлова (Краснодар, ОБДПС).
  1.Так получилось, что ГАИ
   В России на виду.
   Мы чтим товарищей своих,
   Всех, кто отвёл беду.
   Пусть на посту инспектор строг
   И твёрже чем гранит,
   Поймите рыцаря дорог -
   Он жизнь людей хранит!
   ПРИПЕВ:
   В ГИБДД бренд ДПС
   С былых времён имеет вес.
   Мы можем всё: стране служить,
   И по-мужски всю жизнь дружить!
   Давно известно - ДПС
   В дождь не уходит под навес,
   Нас уважает чёрный кот,
   И друг наш лучший - пешеход!
  2.В семье сплочённой ДПС,
   Все парни ко двору,
   "На раз" догонят "Мерседес"-
   И в холод, и в жару!
   Тому, кто шустр, как егоза,
   Мы честь не отдаём,
   Всю правду говорим в глаза,
   И спуска не даём!
   Припев.
  3. У нас не ветер в голове,
   Мы любим не принцесс.
   Поскольку профи во главе,
   В порядке ДПС!
   Мы регулируем процесс
   Умно - не на авось,
   Тех, кто не любит ДПС,
   Встречать не довелось!
   ПРИПЕВ+:
   Давно известно, ДПС
   В дождь не уходит под навес,
   Нас уважает чёрный кот,
   И друг наш лучший - пешеход!
   Во всей России ДПС
   Дисциплинирует повес.
   Держите лучше, хлопцы, руль,
   И не задержит вас патруль!
   Так быть должно: раз ДПС-
   То каждый жест имеет вес,
   Мы можем всё: стране служить,
   И по-мужски всю жизнь дружить!
   25 октября 2015года.
  
   А У НАС В ДПС
  (текст песни дорожно-патрульной службы ГАИ - ГИБДД РФ).
  1.Так получилось, что ГАИ
   В России на виду.
   Мы чтим товарищей своих -
   Кто отводил беду.
   ПРИПЕВ:
   В России марка ДПС,
   Уже давно имеет вес.
   Мы можем всё: стране служить,
   И по-мужски всю жизнь дружить!
  2. Пусть на посту инспектор строг,
   И твёрже чем гранит,
   Поймите рыцаря дорог -
   Он жизнь людей хранит!
   ПРИПЕВ:
   Как хорошо, что ДПС
  На место ставит всех повес.
   Держите лучше, парни, руль,
   И не задержит вас патруль!
  3. В семье сплочённой ДПС
   Все парни ко двору,
   "На раз" догонят "Мерседес"-
  И в холод, и в жару!
   ПРИПЕВ:
   Известно точно - ДПС
   В дождь не уходит под навес.
   Нас уважает чёрный кот
   И друг наш лучший - пешеход!
  4. А если кто без тормозов -
   Мы честь не отдаём,
   Не обещаем им призов
   И спуска не даём!
   ПРИПЕВ:
   Как хорошо, что ДПС
   На место ставит всех повес.
   Держите лучше, дамы, руль,
   И не задержит вас патруль!
  5. У нас не ветер в голове,
   Мы любим не принцесс.
   Поскольку профи во главе,
   В порядке ДПС!
   ПРИПЕВ:
   Известно точно - ДПС
   В зной не уходит под навес.
   Нас уважает чёрный кот
   И друг наш лучший - пешеход!
  6. Мы регулируем процесс
   Умно, не про сто так, Что жить нельзя без ДПС,
   Поймёт любой простак!
   ПРИПЕВ:
   Так быть должно: раз ДПС -
   То каждый жест имеет вес,
   Мы можем всё: стране служить
   И по-мужски всю жизнь дружить! 22 февраля 2016года, Краснодар. В.Дятлов
  
   ============================================================
  
   Ко дню ветеранов МВД 17 апреля 2017года.
   1.Вот снова мы вместе,
   Болезни - не лезьте!
   Не так уж красивы,
   Спасибо, что живы!
   2.Нам скучно не стало -
   Забот-то немало:
   Без слов чинят краны
   Для жён ветераны...
  3.Ворчаньем не мучим,
   Но внуков мы учим
   Как делать зарядку
   И целить в "десятку"!
   4.Порою тоскуем
   Что редко рискуем,
   Но дело, что свято,
   Продолжат ребята!
   5. В гражданской одежде
   Мы дружим как прежде,
   А рукопожатья -
   Как будто мы братья!
  6. Свой праздник встречаем
   Конечно, не чаем -
   Приходим, тверёзы,
   В тень "Белой берёзы"! Виктор Дятлов
   "Белая берёза" - кафе в Краснодаре.
  ==================================================
  Запас тостов для вечеров ветеранов:
   *За светофоры и дорожные знаки.
   *За жезлы и мигалки.
   *За дороги, которые нас объединяют!
   *За пробки в бутылках на столах, а не на дорогах.
   *За всё, на чём мы ездим: чтоб мотор работал без сбоев, фары отлично видели дорогу, колеса хорошо держали асфальт, а тормоза никогда не подводили.
   *За здоровье: чтобы суставы не скрипели, сосуды не закупоривались, а извилины не выпрямлялись.
   *За любимых женщин, которые нас тоже любят!
   *Жизнь - это мост, по которому мы движемся от одного берега к другому. Предлагаю тост за то, чтобы все мы подольше держались, как сейчас, на середине этого моста.
  
   Одна из самых правильных реорганизаций службы ГАИ за многие годы в нашей стране - это создание дорожно-патрульной службы в 1969 году. На примере города Краснодара, численность населения которого в то время была около полумиллиона человек, а сейчас - в три раза больше, отчётливо видно, что в условиях многократного увеличения количества транспорта без нашей службы городу и краю было бы не обойтись. Самая специфическая особенность ДПС - оформление материалов дорожно-транспортных происшествий и проведение по ним качественного дознания и доследственной проверки. Коллектив дознавателей, численностью до 15 сотрудников, в необходимых случаях участвовал в рейдовых мероприятиях всего подразделения, в розыске и задержании преступников, скрывшихся с мест ДТП, в обеспечении безопасности граждан при проведении массовых культурных и спортивных мероприятий. Начиная службу в должности инспектора ДПС в звании младшего сержанта милиции, на должности инспектора по дознанию я стал младшим лейтенантом, а на должности начальника отделения дознания - майором милиции. Все ветераны старшего возраста прошли примерно такой же путь, как и я. Мы вместе каждый год вспоминаем то замечательное время, когда у нас были уважаемые командиры и такой дружный коллектив, что на службу хотелось идти каждый день! Большинство ветеранов ОБДПС уже сейчас начали готовиться к приближающемуся 90-летнему юбилею Государственной Автомобильной Инспекции нашей страны. 10 ноября 2025г. В.Дятлов
  ==2025==25==25==25==25==25==25==25==25==25==
  
  
  
  
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"