Эспри Де Лэскалье
Соната номер 17 Бетховена и Буревестник

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками Типография Новый формат: Издать свою книгу
 Ваша оценка:

  Соната номер 17 Бетховена и Буревестник.
  
  
  https://www.youtube.com/watch?v=6KMGcOYHSs0
  17-th sonatа of Beethoven, 3 movement, "Tempest"
  
  Третья часть сонаты, называемая "Бурей" наиболее, на мой непрофессиональный взгляд, интересная. И мне она очень нравится.
  
  Есть только одно "НО":
  Особой бури в привычном ЧЕЛОВЕЧЕСКОМ её восприятии как-то НЕ СЛЫШИТСЯ!
  А ЧТО услышал я?
  Для этого пришлось вообразить себя морской птицей, чайкой, альбатросом или буревестником, чтобы мелодический рисунок сонаты как-то совпал с ИХ восприятием бури. Для них, морских птиц с мощными крыльями и умением летать, и плавать и даже нырять, как кормораны, это БУРЯ С ПТИЧЬЕГО ПОЛЁТА. Они прекрасно ощущают и воспринимают удары порывистого ветра, завихрения воздуха, воздушные ямы и мощные восходящие потоки, пользуясь которыми птицы за секунды забрасываются вверх, даже над тучами. И ЭТО слышится в сонате!
  Но громадные валы волн для них, в отличие от НАВОДНЫХ мореплавателей - людей, им ЛИШЬ "КАРТИНКА СВЕРХУ"! Они прекраcно видят начало вспенимания верхушки волны (и это слышно в сонате), их стремительное качение "по сильно пересечённой местности" моря, но, вновь, это лишь зрительное ощущение, в отличие от ударов ветровых сгустков и минисмерчей.
  Так что, Бетховен описал бурю, но не чувствами моряка на корабле в шторм, не на лодке, не глазами человека, стоящего на берегу, и даже не рыб, а именно опытними глазами морских птиц, для которых буря - это всего лишь стремительные движения воздуха, громы, молнии, но не волнение вздыбленной поверхности моря.
  Спросил о впечатлениях от этой части сонаты у своего школьного друга...
  И, поразительно, наше восприятие практически совпало!
  И мы оба вспомнили почему-то "Песню о Буревестнике" М.Горького.
  "Над седой равниной моря
  Ветер тучи собирает,
  Между тучами и морем
  Гордо реет Буревестник,
  Чёрной молнии подобный"
  
  Надсон тоже, кстати, написал стих "Буря":
  "Чу, кричит буревестник, крепи паруса,
  И грозна, и окутана мглою,
  Буря гневным челом уперлась в небеса
  И на волны ступила пятою.
  
  В ризе туч, опоясана беглым огнём
  Ярких молний вкруг мощного стана, --
  Грозно сыплет она свой рокочущий гром
  На свинцовый простор океана."
  
  Стихотворение не окончено, ибо написано в год смерти Надсона в возрасте двадцати четырёх лет.
  
  Поскольку наши с другом впечатления совпали, я осмелился высказать такую гипотезу (в соответствии с моими давними умствованиями):
  Темпоральные Волны несут отпечаток мысли, в точности так же, как радиоволны несут модулирующие их звуки голоса или музыку.
  Но, в отличие от электромагнитных волн, Темпоральные Волны НЕ РАССЕИВАЮТСЯ в пространстве, ибо "путешествуют" не в нём, а во времени туда-сюда: из прошлого в будущее и из будущего в прошлое. Горький написал "Песню о буревестние " в начале прошлого века, в 1901. Бетховен свою сонату - в первые годы девятнадцатого века, 1801-1802, на сто лет раньше. Но к нему в Надсознание пришла Темпоральная Волна из будущего, из 1901 г., несущая "чувства Буревестника", и он, получив такой посыл, сочинил эту третью часть под названием "Буря".
  Мой друг высказал гораздо менее фантастическое предположение: Горький или услышал эту сонату и под её впечатлением написал свой белый стих, или просто наблюдал бурю и описал свои ощущения. Но это я ответил, что и у Горького, по-моему, буря видится НЕ ЧЕЛОВЕКОМ С БЕРЕГА, а именно глазами летающей над кипящим морем птицей!
  
  Было бы интересно услышать мнение чутких к музыке читателей...
  
  Faciant meliora potentes.
  3 IX 2025
  
  
  
  
  Beethoven's Sonata No. 17 and the Petrel.
   
   
  https://www.youtube.com/watch?v=6KMGcOYHSs0
  17-th sonata of Beethoven, 3 movement, "Tempest"
   
  The third movement of the sonata, called "The Tempest", is, in my unprofessional opinion, the most interesting. And I really like it.
   
  There is only one "BUT":
  Somehow, there is NO special storm in the usual HUMAN perception of it!
  AND WHAT did I hear?
  To do this, we had to imagine ourselves as a seabird, a seagull, an albatross or a petrel, so that the melodic pattern of the sonata somehow coincided with THEIR perception of the storm. For them, seabirds with powerful wings and the ability to fly, swim, and even to dive like cormorants, this is a BIRD's-EYE STORM. They perfectly feel and perceive the blows of gusty winds, air swirls, air holes and powerful updrafts, using which birds are thrown up in seconds, even above the clouds. And YOU can hear IT in the sonata!
  But for them, huge waves, unlike human navigators, are JUST a "PICTURE FROM ABOVE"! They perfectly see the beginning of the churning of the top of the wave (and this can be heard in the sonata), their rapid rolling "over very rough terrain" of the sea, but, again, this is only a visual sensation, unlike the blows of wind clusters and mini-tornados.
  So Beethoven described a storm, but not through the perseption of a sailor on a ship in a storm, not on a boat, not through the eyes of a man standing on the shore, or even fish, but through the experienced eyes of seabirds, for whom a storm is just rapid movements of air, thunder, lightning, but not the agitation of a boiling surface the sea.
  I asked my school friend about his impressions of this part of the sonata...
  And, amazingly, our perception almost coincided!
  And for some reason we both remembered "The Song on the Petrel" by M. Gorky.
  "Above the gray plain of the sea
  The wind collects clouds,
  Between clouds and sea
  The Retrel flies proudly,
  Black lightning like"
   
  By the way, Nadson also wrote the poem "The Storm":
  
  "Look, the petrel screams, fasten the sails,
  And menacing, and shrouded in darkness,
  The storm rested its angry face against the heavens
  And stepped onto the waves with it's foot.
   
  In a chasuble of clouds, girdled by a fleeting fire of
  Bright lightning flashes around a powerful camp, --
  It sends out rumbling thunder menacingly
  To the leaden surface of the ocean."
   
  The poem is not finished, because it was written in the year of Nadson's death at the age of twenty-four.
   
  Since my impressions coincided with my friend's, I ventured to express the following hypothesis (in accordance with my long-standing speculations):
  Temporal Waves carry the imprint of thought, just as radio waves carry the sounds of a voice or music modulating them.
  But, unlike electromagnetic waves, Temporal Waves DO NOT DISPERSE in space, because they "travel" not in it, but back and forth in time: from the past to the future and from the future to the past.
  Gorky wrote "The Song of the Petrels" at the beginning of the last century, in 1901. Beethoven wrote his sonata in the early years of the nineteenth century, 1801-1802, a hundred years earlier. But a Temporal Wave from the future, from 1901, carrying the "feelings of a Petrel" came to his Superconsciousness, and having received such a message, he composed this third part called "The Storm".
  My friend made a much less fantastic assumption: Gorky either heard this sonata and wrote his verse under its impression, or simply watched the storm and described his feelings. But I replied that in Gorky, too, in my opinion, the storm is NOT seen by a PERSON FROM the SHORE, but through the eyes of a bird flying over a boiling sea!
   
  It would be interesting to hear the opinion of readers who are sensitive to music...
   
  Faciant meliora potentes.
  3 IX 2025
  
  
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"