Самиздат:
[Регистрация]
 
[Найти] 
[Рейтинги]
[Обсуждения]
[Новинки]
[Обзоры]
[Помощь|Техвопросы]
|  |  |  | 
| Аннотация:Издана 27 декабря 2012, Форвард, Иркутск.
 | 
 
 
                     ФИЛОСОФСКИЕ  ЧТЕНИЯ
   
                                      
                                 К.М. Федоров
   
                   
   
   
   
                                      ЖИЗНЬ  
   
                                     СМЕРТЬ  
   
                                БЕССМЕРТИЕ 
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
                              
   
                              
   
   
   
   
                           
   
   
   
   
   
   
                                  Иркутск  2012
   
   
                                
                                 
   
   
   
   
   
   
   
   
   
                                  К.М. Федоров
   
   
   
   
   
   
   
   
   ЖИЗНЬ
   
   
   
   СМЕРТЬ
   
   
   
   БЕССМЕРТИЕ
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
                             Иркутск  2012
   
   
                                             ОГЛАВЛЕНИЕ
   
   
   
   Предисловие
   
   
   ГЛАВА 1           ЖИЗНЬ
   
   ГЛАВА 11         ЧЕЛОВЕК. ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ
   
   ГЛАВА 111        ФИЛОСОФИЯ  ОТРИЦАНИЯ  ЖИЗНИ
   
                              1. А. Шопенгауэр
                              2. С. Кьеркегор
                              3. Ф. Ницше
                              4. О. Шпенглер
                              5. К. Ясперс
                              6. Ж.-П. Сартр
                              7. А. Камю
   
   ГЛАВА  1У       ЖЕНЩИНА
   
   ГЛАВА  У         ЛЮБОВЬ
   
   ГЛАВА  У1       СМЫСЛ  ЖИЗНИ
   
   ГЛАВА  У11     СМЕРТЬ.  СМЫСЛ  СМЕРТИ
   
   ГЛАВА  У111   БЕССМЕРТИЕ
   
   ГЛАВА  1Х       НРАВСТВЕННОСТЬ  И  ПОДЛОСТЬ
   
   
   
   
                                  Предисловие
   
   
   
   В давние времена, где-то вскоре после окончания университета, пошел в гости к своему другу. Учились на одном факультете, жили в общежитии какое-то время в одной комнате,  работали на одной кафедре.
   Звоню. Дверь открывает его жена. Радостно ее приветствую.
   Она в ответ: "Закрой рот!"
   От неожиданности и удивления открываю его еще шире.
   Она ушла в комнату и тут же вернулась. В руках - записная книжка и ручка.
   "Теперь, - говорит, - открывай!"
   С тех пор и сам к себе прислушиваться начал. Удачные мысли записывал. Лет за пятнадцать - двадцать их накопилось порядком.
   Записывал где придется, в зависимости от того, когда и где они меня посетят. Когда - на ходу, когда - в трамвае, в троллейбусе или в электричке. 
   Каракули все лето разбирал.
   Друзьям и мне самому показалось, что некоторые из "залетных" мыслей вроде как стоящие.
   Как-то в разговоре по случаю  сказал: "Подлый не может быть благодарным. Разве что  обязанным".
   Присутствующий при этом молодой человек заметил: "Вот видите - к старости  и афоризмы".
   "К старости не афоризмы, - ответил я ему. - К старости  - склероз и импотенция.
   Афоризмы приходят не к старости, а независимо от возраста - от знания и выражения сущности".
   Друзья советовали издать сборник афоризмов.
   Подумалось, что, возможно, будет разумнее распределить их по разделам с целью выявления и выражения сущности наиболее значимых проблем человеческого бытия. Если они, разумеется, будут этому соответствовать.
   Проблемы жизни, смерти и бессмертия представляются не только наиболее важными из них, но и чрезвычайно актуальными. 
   
   
   Социализм, как никакая другая общественно-экономическая формация до него, раскрыл перед Человеком необыкновенную ценность и многогранность жизни, развивающейся на нравственной основе Добра и Справедливости.
   Впервые за  многовековую историю социализм не декларативно, а по существу, по продиктованной его сущностью необходимости  провозгласил Человека, его всестороннее и гармоничное развитие  основной целью общественного развития.
   Одновременно, открыв Космическую эру в истории развития человечества, социализм поставил в качестве необходимой и актуальной проблемы  - проблему обеспечения практического бессмертия человека, поскольку при современной продолжительности его жизни  говорить о межпланетных пилотируемых полетах  вряд ли представляется возможным.
   Весьма примечательным является и то обстоятельство, что наряду с открытием Космической эры именно Россия впервые открывает в лице своих наиболее выдающихся мыслителей 19 в. - Н.Ф. Федорова  и Вл. Соловьева  эру философского осмысления проблемы человеческого Бессмертия.
   И это в то время,  как "властители дум" Запада, наиболее видные его мыслители - А. Шопенгауэр, С. Кьеркегор, Ф. Ницше, О. Шпенглер, М. Хайдеггер и другие  - кто в предчувствии, кто в реальном видении беспредельной злобности, безграничной агрессивности  сходящего с исторической арены капиталистического строя  в один голос говорят о бессмысленности жизни  и  несказанной ценности для человека и человечества смерти.
   Одним из основных противоречий социального мира,  выступающим в роли источника и движущей силы его развития задолго  до возникновения классов и классовой борьбы является противоречие  Нравственности и Подлости.
   И если нравственность - материнское лоно человечности, обитель добра и справедливости, то подлость -  наиболее злостная, наиболее опасная для  него болезнь.         
   Болеет человек. Болеет и человеческое общество.
   В отличие от обычной, медициной фиксируемой болезни, когда человек, как правило, лишь тогда болеет, когда у него что-то болит,  в случае социальной болезни, к примеру,  подлости, человек тогда душой болеет, когда у него душа не болит.
   Она  у него лишь тогда болит, когда он не подлит. 
   Потому-то подлец и лечиться не желает. В своей подлости находит он для себя несказанные радости. 
   А поскольку подлец лечиться не желает,  подлость как таковая - болезнь неизлечимая и для человечества - смертельно опасная.
   Господствующая в современном мире частная собственность - социально-экономическая основа мира Подлости. Поэтому человеческий мир после распада СССР и социалистического лагеря, основанного на общественной собственности как социально экономической основе мира Нравственности, оказался в  засасывающей его трясине  подлости.
   Коль скоро нравственность - материнское лоно человечности, а подлость взяла верх над нравственностью - над человечеством нависла реальная  угроза его уничтожения. 
   Человеческая история и в былые времена имела дело с многовековым господством подлости в условиях частной собственности. Но мир  Подлости был еще в своей "младости". 
    В этом возрасте злобность еще не доходит до озверелости. Как остроумно и в то же время глубоко заметил патриарх русской философии Н.Ф. Федоров - плотоядные также рождаются млекопитающимися.
    К тому же, далекая от своего существенного исторического "укорота", подлость  в ту пору не обладала еще той сплоченностью и агрессивностью, а главное - той разрушительной мощью, которую она обрела   сейчас.
   Устремленные на поиск гипотетической жизни во Вселенной, мы можем навсегда  потерять ее на Земле.
   Такова зловещая реальность нашего времени. Отсюда - необходимость ее осмысления и выбора единственно возможной, крайне необходимой для сохранения жизни на Земле и во Вселенной нравственной линии поведения.  
   
   
   
     
   
   Все в этом мире ходит в паре. Благодаря паре существует,  развивается и через пару множится, бессмертие, вечность и бесконечность Мироздания создает.
   Пара, помноженная на бесконечность - такова всеобщая формула Мироздания.
   Предельная пара всего живого - Жизнь и Смерть.
   
   
   Путешествовать  я люблю с  незапамятных времен. 
   Из неведомых краев явившись на этот Свет, я к тридцати годам уже и на том свете умудрился побывать.
   В 29 лет после событий на острове Даманском  (1969 г.) в звании лейтенанта был призван на два года на действительную службу в Армию.
   Во время огневых учений на  одном из полигонов в Читинской области артдивизиону поставили задачу - заглубить гаубицы в скальном  грунте.
    Солдаты "кайлят". Кадровые офицеры за ними со стороны присматривают.  Нам же, "двухгодичникам", после вузов в армию призванным,   вроде как интеллигентам,  со стороны смотреть,  как другие работают  как-то  неприлично.
   Врубаемся в скальный грунт вместе с рядовыми.
   За  день до завершения задания вижу во сне: чернополосый бурундук  из могилы отца вылез,  на меня пристально смотрит.
    В ужасе просыпаюсь.
    Но ведь я материалист. Коммунист. Атеист. Во сны верить  не пристало.
    С трудом себя успокаиваю. Засыпаю.
   К полудню задание выполнили. Гаубицы на нужную глубину "утопили".
   Пыльные, потные, уставшие -  решили  в рядом протекающей большой забайкальской  реке  -  Ононе искупаться.
   День солнечный, жаркий. Середина августа.
   На другой берег сплавали, черемухи наелись. Вернулись.
   Лениво лежим на берегу. На солнце пригрелись.
   Подходит один из наших "двухгодичников" - лейтенант Рощенко. 
   Без преувеличения - великан. За два метра ростом, на голову меня выше, раза в полтора в плечах шире. И руки как весла:  каждая - две моих и еще третья в придачу. Из тех атлантов, что балконы подпирают. Впечатление - словно  вместо него под балкон бревно поставили, а его на два года в армию призвали.
   Со всеми - не успел. Просит своих друзей на тот берег вместе с ним сплавать. Те - наотрез.
   Рощенко - ко мне: "Ведь ты не откажешь?"
   Отчего в добром деле не помочь? "Поплыли", - говорю.
   А река в том месте - широченная! Метров за триста. Большей частью, верно, не очень глубокая и сравнительно тихая. Лишь на другом обрывистом берегу картина совершенно противоположная.
   За половину переплыли, смотрю - напарник крепко подустал. Своими лапищами воду давит, едва плывет.
   Немного подождал. А когда до берега метров тридцать самого опасного, стремительного течения осталось - к нему подплыл. А он вроде как того и ждал - на меня взгромоздился.
   Из последних сил, уже под водой, почти в бессознании - руками по дну скребу. До берега, "оседланный" напарником, едва дотягиваю.
   И первое, что вижу - передо мной, будто с ночи ждал,  вестник Смерти - могильный бурундук с черными полосами.
   Мороз по коже.
   Но ведь самое страшное  позади? 
   Малость отошел. И посланник с того света, напомнив о себе, исчез, словно растворился. 
   А с противоположного берега - дивизионные учения окончились - нас зовут.
   Рощенко: "Поплыли!"
   Спрашиваю его: "Давно  плавать научился?" 
   Но возвращаться надо. Мост ради нас наводить не станут.
   "Держись, - говорю ему, - одной рукой за мое плечо, а другим своим веслом что есть сил греби. Только назад не оглядывайся".
   И не о Персее с Евридикой речь. Не до них было.
   Оглянется - увидит, что при этаком бешеном течении при всех наших усилиях мы  все еще с берегом рядом - испугается и сам навсегда в царстве Аида останется. 
   Вошли в воду. Я плыву - курс держу, он своим веслом мощно подгребает.
   В стремнину вышли - понесло!
   Вдруг чувствую: оба его весла  - на моем правом плече. Невольно накренился. Он, испугавшись, переложил их на левое. А затем, всем телом на меня навалился и что было сил: "Тонем!" - закричал.
   Стало быть,  все-таки оглянулся, берег рядом с собой увидел,  насмерть перепугался и  судорожно за меня схватился.
   Под его слоновьей тяжестью я - под воду. Он - за мной. 
   Под водой, не выпуская меня,  руки немного разжимает. Я - наверх. Он - за  мной. Вновь наваливается на меня и кричит о помощи.
   Под его тяжестью - я вновь под воду, заглатывая ее вместе с воздухом.  И все повторяется снова и снова.  
   Не знаю, как долго этот кошмар продолжался, но в очередной раз, когда он разжал руки, чтобы вместе со мной всплыть наверх, я, напротив, опустился глубже и, вырвавшись таким образом из кольца его рук, всплыл в метре от него.
   В его огромных глазах - невообразимый ужас.
   Говорят,  тонущего надо хватать за волосы. А он - наголо бритый. Да и голова огромная, рукой не схватишь. А приблизишься, схватишь - второй раз от верной смерти не уйдешь.
   Но,  видя этот ужас в его глазах, подумать не успел - под него подплыл.  
   Что на меня нашло? Что побудило? То ли в подсознании - товарища погибать оставил и чем всю жизнь подлецом жить...  Может быть  что другое.
   Не знаю.
   Да и не в логике здесь дело. 
   Должно быть, человек тогда есть то, что он есть, когда он в экстремальной ситуации не думает о том, что он делает. Тогда не только и не столько голова - все нутро его говорит, сущность  свою выказывает. 
   Когда учения закончились и мы возвратились на место нашей постоянной дислокации, командир дивизии спросил у меня, смог бы я  вновь пойти на верную смерть и повторить подобное?
   Право же, странный вопрос. Хорош бы я был, ответив ему: "Какой разговор? Конечно бы смог!" 
   Такие вещи нужно доказывать не словами, а  в каждом конкретном случае  - делами. Человек меняется. И не исключено, что в следующий раз в нем шкурность заговорит, все человеческое в нем заглушит.
   Одним словом, тогда подплыл. И весь этот кошмар заглатывания вместе с воздухом воды, судорожной и инстинктивной борьбы за жизнь то над, то под водой продолжался до тех пор, пока я сознание не потерял и окончательно под воду не ушел. 
   Сколько времени прошло - не знаю. На "том свете" безвременье. Все одно - что вечность, что мгновенье. 
   Но чувствую - из Небытия словно через порог темноты перешел - жизнь ощутил, в сознание пришел, на Свет вышел.
   Первое ощущение - мертвая хватка рук Рощенко на поясе и вода перед глазами: темная, почти черная внизу, чуть светлее - выше и совсем светлая, солнцем залитая наверху. И мысль - четкая, ясная, пережитым дистиллированная: "Это последнее, что я в жизни вижу".
   На эмоции, страдания, переживания сил, понятно - никаких.
   Последнюю запись на ленте сознания пробил и в обратный путь, вновь перешагнув через порог темноты,  в Небытие  отошел.
   И нет меня.
   Вдруг чувствую - словно торпеда с огромной скоростью лечу и, страшный крик из себя исторгая, по пояс из воды вылетаю.
   Голова, должно быть от кислородного голодания,  словно железным обручем сдавлена.
   На спину падаю и ни руками, ни ногами не шевеля (этому прежде научился), по течению плыву.
   С противоположного берега, когда назад поплыли, за нами в бинокли смотрели. Тонуть начали, подумали - дурят. А когда оба под воду ушли, поняли - тонут.
   Один офицер, да и то не сразу, секундомером засек - около пяти  минут под водой пробыл.
   Лишь   над водой всплыл, солдат из моего взвода спасать меня бросился.  
   Только приблизился, говорю ему: "Оставь меня. Спасай лейтенанта Рощенко". 
   Но вслед за ним подплывает командир гарнизона  и приказывает  рядовому: "Назад! Тот утонул. Хоть этого вытащим".
   Подхватили меня под руки - и к берегу. 
   Оказавшись на берегу, я штопором вонзился  в песчаный обрыв - головная боль была  нестерпимая!
   Вижу, до Рощенко командирам   дела нет.
   Бросился в реку его спасать. Но по приказу замполита полка  солдаты мне  путь преградили.
   Чуть позади слышу голос полковника, командира полка: "С меня звездочку снимут - человек пропал!"