Гакман Нина Григорьевна
Герметизм: Искусство Великого Делания Духа

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками Типография Новый формат: Издать свою книгу
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    В самом сердце западной эзотерической традиции, подобно алхимическому Ребису - загадочному двуполому существу, - покоится учение, объединяющее в себе дух и материю, макрокосм и микрокосм, Бога и человека. Это учение - герметизм

  В самом сердце западной эзотерической традиции, подобно алхимическому Ребису - загадочному двуполому существу, - покоится учение, объединяющее в себе дух и материю, макрокосм и микрокосм, Бога и человека. Это учение - герметизм. Часто его называют "герметической философией" или "герметикой", и это не просто набор древних текстов, а живая, пульсирующая система мысли, которая на протяжении двух тысячелетий питала умы алхимиков, астрологов, магов и философов, став тайной колыбелью европейского Ренессанса и ключом к пониманию целых пластов нашей культуры.
  
  Кто такой Гермес Трисмегист: голос из глубины веков
  
  В основе герметизма лежит фигура полумифического, полубожественного основателя - Гермеса Трисмегиста, "Гермеса Триждывеличайшего". Это синкретический образ, сплав греческого бога Гермеса, проводника душ, бога речи и изобретений, и египетского Тота, бога мудрости, письма и магии. Считалось, что это был древнейший мудрец, современник Моисея, которому были открыты сокровенные тайны Вселенной.
  
  До нас его учение дошло в виде собрания текстов, известных как "Герметический корпус" (Corpus Hermeticum). Эти труды были созданы в основном в II-III веках нашей эры в Александрии - великом плавильном котле культур, где встречались Египет, Греция и Рим. Авторы этих текстов, вероятно, были грекоязычными философами, вдохновленными эллинистической мистикой и египетским символизмом, но они облекли свои идеи в форму откровений, данных богом Тотом-Гермесом его ученикам.
  
  Интеллектуальный мир Запада заново открыл для себя герметизм в 1460 году, когда монах-путешественник привез рукописи "Герметического корпуса" во Флоренцию ко двору Козимо Медичи. Потрясенный глубиной текстов, которые он счел древнее трудов Платона, Медичи приказал своему философу, Марсилио Фичино, немедленно отложить перевод Платона и заняться герметическими книгами. Так началось триумфальное шествие герметизма по Европе Ренессанса.
  
  Семь столпов мудрости: ключевые принципы герметической философии
  
  Хотя герметические тексты разнообразны и порой противоречивы, они содержат несколько фундаментальных идей, образующих каркас этого учения.
  
  1. Принцип ментализма: "Всё есть Мысль":
  
  Первый и главный принцип, знаменитое начало "Изумрудной скрижали": "То, что внизу, аналогично тому, что наверху". Вселенная не является мертвой материей. Она - живой, мыслящий Космос, продукт Божественного Ума - Нуса. Всё сущее - это мысль Бога. Материя - это сгущенный дух, а дух - утонченная материя. Понимание этого открывает дверь к осознанию того, что, изменяя свои мысли, человек способен влиять на реальность.
  
  2. Принцип соответствия - аналогии:
  
  "Что наверху, то и внизу". Это не просто красивая метафора, а закон существования. Макрокосм (Вселенная) и микрокосм (человек) устроены по одним и тем же принципам и находятся в постоянном резонансе. Планеты влияют не только на мировые события, но и на органы человеческого тела; законы, управляющие звездами, управляют и жизнью отдельного человека. Этот принцип - основа астрологии, магии и алхимии, которые видят в природе гигантскую систему взаимосвязанных символов.
  
  3. Принцип вибрации:
  
  Ничто не покоится: всё движется, всё вибрирует. От электрона до галактики - всё находится в состоянии постоянного колебания. Разница между духом, умом, энергией и материей заключается лишь в частоте их вибрации. Герметик, познавший этот принцип, может научиться управлять своими собственными вибрациями - настроением, здоровьем, и влиять на вибрации внешнего мира.
  
  4. Драма падшего духа и цель жизни:
  
  Одна из центральных тем "Герметического корпуса" - это происхождение человека. Человек - дитя Бога, и его истинная природа божественна. Однако, нисходя в материю и облекаясь в физическое тело, дух "засыпает", забывая о своем высоком происхождении. Он начинает отождествлять себя со своей телесной оболочкой и низшими страстями. Задача человеческой жизни - пробудиться. Вспомнить, кто ты есть на самом деле. Это пробуждение - не интеллектуальное знание, а прямое, живое познание Бога - Гнозис.
  
  5. "Познай себя - и ты познаешь Вселенную и Богов":
  
  Эта знаменитая герметическая максима- ключ к Великому Деланию. Познавая глубины собственного существа, человек обнаруживает там весь Космос. Его душа - это зеркало, в котором отражается Бог. Алхимический процесс превращения свинца в золото - это метафора внутреннего преображения "свинцовой" души обывателя в "золотую" душу просветленного адепта.
  
  6. Судьба и свобода воли:
  
  Герметизм признает существование судьбы - геймармене, управляемой звездами. Но, в отличие от фатализма, он предлагает путь к свободе. Человек, живущий на животном уровне, - раб судьбы. Но человек, пробудивший свой божественный ум, способен подняться над сферой звездного влияния и стать сознательным со-творцом своей жизни.
  
  7. Алхимия как духовный путь:
  
  Герметизм и алхимия неразрывно связаны. Для герметика лаборатория с ретортами и печами - это святилище, где разыгрывается мистерия души. "Solve et Coagula" ("Разлагай и Сгущай") - главный алхимический девиз. Это процесс растворения низшего "я" - грубых страстей, иллюзий, и коагуляции - созидания нового, духовного тела бессмертного человека.
  
  Влияние и наследие: от Ренессанса до Ньютона
  
  Влияние герметизма на западную цивилизацию трудно переоценить.
  
  Эпоха Возрождения: герметизм дал ренессансному человеку новое, магическое ощущение себя. Джордано Бруно, сожженный на костре, был не столько "ученым", сколько герметическим магом, верящим в бесконечность вселенных и силу воображения. Пико делла Мирандола в своей "Речи о достоинстве человека" провозгласил, что человек - это не фиксированное существо, а "свободный и славный мастер", способный сам создать себя, и эта идея прямо вытекала из герметической доктрины.
  
  Научная революция: парадоксально, но герметизм стал катализатором рождения современной науки. Такие фигуры, как Парацельс, Иоганн Кеплер и даже Исаак Ньютон, были глубоко погружены в герметические и алхимические изыскания. Ньютон, автор закона всемирного тяготения, потратил большую часть своей жизни на поиски философского камня, видя в алхимии ключ к тайным силам природы. Их поиск скрытых законов мироздания был мотивирован герметической верой в то, что природа - это книга, написанная Богом на языке математики и символизма.
  
  Современный эзотеризм: через масонство, розенкрейцерство и орден "Золотой Зари" герметические идеи перекочевали в XX век, оказав огромное влияние на таких мыслителей, как Карл Густав Юнг, который увидел в алхимии проекцию глубинных процессов коллективного бессознательного.
  
  Герметизм сегодня: забытая истина или вечное знание
  
  В наш век технологий и материализма герметизм может показаться архаичным пережитком. Но его притягательность никуда не исчезла. Почему?
  
  Он предлагает целостную картину мира, в которой есть место и духу, и материи, в отличие от механистической научной парадигмы. Он говорит о цели и смысле человеческого существования, который не сводится к биологическим функциям или социальным достижениям. Он напоминает о силе человеческого сознания и его прямой связи с Космосом.
  
  Герметизм - это не религия с догмами, и не наука с формулами. Это искусство - искусство внутреннего преображения. Это призыв к каждому из нас совершить свое собственное Великое Делание: пройти через тьму неведения (Nigredo), омыть душу слезами раскаяния (Albedo) и, наконец, зажечь в себе золотой свет божественного самосознания (Rubedo).
  
  В конечном счете, герметическая традиция утверждает одну простую, но глубокую истину: божественное - не где-то там, в далеком раю. Оно спит в камне, дышит в растении, чувствует в животном и может пробудиться в человеке. И ключ к этому пробуждению мы ищем не вовне, а внутри - в тишине собственного сердца, где, как учил Гермес Трисмегист, пребывает "умопостигаемый космос, подобие Бога".
  
  (C) Copyright: Нина Гакман, 2025 Свидетельство о публикации No225101101885

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"