Голубков Аркадий Иванович
Исторические рассказы

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками Типография Новый формат: Издать свою книгу
 Ваша оценка:

Исторические рассказы

 []

Annotation

     Сборник очерков об исторических личностях, что не так часто мелькают на слуху, но, вне зависимости от этого, весьма интересных.


Исторические рассказы

Жан Балю. Кардинал-сапожник

     Особенностью Средневекового общества было то, что если ты родился в определённом сословии, то, с наибольшей долей вероятности, ты оставался в нём до конца своих дней. Если для дворян-феодалов и королей это не было чем-то дурным, то для простого крестьянина практически полностью отсутствовала возможность перейти в вышестоящее сословие, тем не менее, некоторым это всё же удавалось.
     Жан Балю родился в 1421-м году в Вердене, в семье сапожника (по другим данным мельника, либо портного), но с детства он хотел большего, чем всю жизнь провести с шилом и обойным молотком в руке. Проведя детство и юность в провинции Англь в Пуатье, он постригся в монахи, а затем стал священником. Довольно быстро молодому священнику удалось получить расположение епископа Пуатье Жака де Юрсена, благодаря этому он получил хорошее по Средневековым меркам образование - степень лиценциата права в университете Анжера. Со временем лестью и услугами он сделался викарием (помощником) правящего епископа де Юрсена, а после его кончины, благодаря юридическому образованию и посвященностью в дела епископа (тот назначил его своим душеприказчиком), завладел и его имуществом.
     Затем Балю перешёл в услужение к епископу Анжера, и даже, при помощи интриг, попытался получить себе места декана крупнейшего собора Анжера, чего, впрочем, ему сделать не удалось, так как папа выдал буллу другому клирику. Балю затаил обиду. Но он был не из тех людей, которые так легко отступали от своих целей, ведь в замыслы честолюбивого Балю входило стать епископом Анжера, а должность декана была необходимой ступенькой.
     Таким образом он решил получить пребенду (право на доход с церковной должности, в случае Балю вместе с должностью декана) от самого короля. Отправившись в Париж Балю быстро сумел втереться в доверие приближённому к королю Людовику XI сановнику Шарлю де Мелёну, генерал-лейтенанту (мэру) Парижа. Мелён был очарован клириком, его умом и послужным списком, и быстро представил Балю самому королю, на которого тот тоже сумел произвести впечатление. Что и говорить, Балю умел чрезвычайно легко и талантливо находить расположение могущественных и влиятельных лиц.
     По итогу король не только передал деканат в распоряжение Балю, но и всю пребенду, а ещё сделал его своим распорядителем и советником в вопросах церковного и гражданского права.
     Позже по протекции короля Жан Балю становится епископом Эврё - должность, так его привлекавшая.
     Меж тем во Франции разгоралось тяжкое противостояние между королём Людовиком XI, который стремился к централизации власти в государстве (как раз тогда стала зарождаться абсолютная монархия, в противовес феодальной), и его оппонентами членами Лиги общественного спасения - крупными феодалами, не желавшими этого. Главным противником короля был Карл Смелый, граф Шароле, позднее ставший герцогом Бургундии, один из крупнейших вассалов короля - стремившийся к созданию собственного независимого от Франции королевства.
     Война привела к осаде Парижа, в результате чего король даже вынужден был бежать из столицы. Разгневанные таким поведением монарха жители хотели сдать город Карлу, на тот момент ещё графу де Шароле, но именно Жан Балю и Шарль де Мелён уговорил их не делать этого, вернувшийся с подкреплением король разбил рать Карла Бургундского и вернул контроль над Парижем.
     Впрочем, Балю не желал делить покровительство короля с кем бы то ни было, едва король вернулся в Париж, как Балю написал донос на Шарля де Мелёна, в результате которого он был казнён. Такая же судьба ждала и ещё одного благодетеля Балю, епископа Анжера, де Бово, его, правда, не казнили (спас церковный сан), но отстранили от должности и отправили в отставку.
     Король продолжал осыпать 'преданного' Жана должностями, его ввели в сенат, позволили решать все церковные вопросы, и, даже назначать чиновников от имени короля, затем Людовик выбил для любимчика шапочку кардинала (папа не желал давать сан кардинала человеку низкого происхождения, да ещё и запятнавшему себя таким количеством сомнительных поступков), но Людовик воспользовался своим правом назначать одного кардинала в Римскую курию от католического монарха (так называемый кардинал короны).
     Более того, Людовик ещё больше осыпал своего любимца должностями и званиями, и, даровал ему кафедру Анжера. Впрочем, Жан де ла Балю не оценил такого широкого жеста, и, впав в раж властолюбия, решил ещё больше расширить своё влияние. Рассорив короля с его братом, Балю вступил в тайную переписку с главным врагом короля Карлом Смелым, на тот момент уже герцогом Бургундии. Жан де ла Балю извещал Карла о всех шагах короля, а затем направил короля в хитроумно расставленную ловушку, где Карл захватил короля и принудил его к невыгодному для короны договору об военном подавлении Льёжа, который уже трижды восставал против Бургундии, но был верным союзником короны.
     Договор сделал Людовика настолько непопулярным, что его, и его министра - Балю, высмеивали прямо в глаза. Да ещё Балю стал плести новые интриги против короля, но, наконец, удача ему изменила. У Балю было много недоброжелателей, в том числе и при дворе, в итоге, Людовик оказался посвящён во всё грязные делишки своего приближённого. В ярости Людовик кинул Балю в темницу, от казни его спас только кардинальский сан. Балю 11 лет провёл в заточении, пока за него не вступился новый папа римский Сикст IV. Он обратился к Людовику с просьбой отправить вероломного кардинала в Рим для суда, на что Людовик дал согласие.
     Впрочем, папа не собирался казнить Балю. В отместку за Авиньонское пленение* папа решил унизить всех королей Франции в лице Людовика XI. По приезду в Рим Балю был осыпан золотом и почестями, папа сделал его своим послом во Франции - двойное унижение для Людовика.
     Балю не замедлил вернуться в Париж, и даже не вручив верительных грамот** парламенту заявился ко двору, чем вызвал дикий гнев у Людовика, будучи, тем не менее защищённым папским авторитетом и дипломатической неприкосновенностью. Но его триумф не продлился долго, папа Сикст скоро умер, а Балю бежал из Парижа, справедливо полагая, что в период Sede vacante*** король уж точно отрубит ему голову, невзирая на сан.
     По возвращении в Италию, преемник Сикста IV, Иннокентий VIII назначил Жана де ла Балю епископом в Альбано, а потом в Палестрине. Он также получил богатые бенефиции и пост куратора Мальтийского ордена. К тому времени бывший благодетель, а затем злейший враг Балю король Франции Людовик XI уже скончался.
     К концу жизни Жан де ла Балю имел баснословное состояние в сто тысяч дукатов, был одним из влиятельнейших лиц во Франции, можно сказать вторым, после короля. И это всё сын сапожника. Жан де ла Балю скончался в возрасте 70-и лет, через полгода после назначения кардиналом-епископом Палестрины. Всё его состояние перешло в распоряжение папы, так как кардинал не имел детей и родственников.
     Современники по-разному оценивали Балю. Кто-то называл его великим и крайне образованным человеком, кто-то невеждой и мерзавцем. Тем не менее, Жан де ла Балю, сын сапожника, а к концу долгой по меркам Средневековья жизни, кардинал и влиятельный чиновник, всё-таки сумел занять своё, пусть и непростое, место в истории.
     ____________
     * Авиньонское пленение пап - период в истории папства с 1309 по 1377 годы, когда резиденция глав Католической церкви находилась не в Риме, а в Авиньоне (юг современной Франции). Получил название по аналогии с библейским вавилонским пленом.
     ** Верительные грамоты - документы, которыми снабжаются главы дипломатического представительства класса послов или посланников для удостоверения их представительного характера и аккредитования в иностранном государстве.
     *** Sede vacante ('при вакантном троне', 'при вакантном престоле') - период в католической церкви, когда Святой Престол не занят понтификом. Это происходит между смертью или отречением папы римского и избранием его преемника.

Бальтазар Косса (Иоанн XXIII). Папа-пират

     Бальтазар Косса, также известный, как антипапа* Иоанн XXIII родился в 1370-м (по другим данным между 1365-м и 1370-м) году от Рождества Христова. Он был сыном мелкого правителя острова Прочида (Неаполитанское королевство), в разделённой на много мелких государств Италии. Бальтазар вместе с двумя своими братьями, решил сделаться пиратом. Возможно, на их решение повлияла экономическая ситуация феодально-раздроблённой Италии, так как им вряд ли светило какое-то хорошее будущее, ведь они были детьми всего лишь мелкого правителя, а таких мелких провинций в одном королевстве Неаполя было более десяти. Также молодых людей могла привлечь возможность быстро разбогатеть, грабя торговые караваны, идущие из Северной Африки в Европу по Средиземному морю. Так или иначе, но Бальтазар и братья приняли решение пиратствовать.
     Впрочем, за некоторые свои решения приходится дорого платить. Оба брата Бальтазара были повешены по приказу короля Неаполя Ладислава Великодушного. Сам Косса казни избежал, и, приняв правильное решение, оставил пиратский промысел. Само описание его жития в качестве пирата не сохранилось, но он успел получить не только богатство, которое обеспечило ему дальнейшую карьеру, но, и, как не странно, неплохие связи, которые ему пригодились в будущем.
     Деньги позволили Коссе получить хорошее образование, он окончил Болонский университет, став юристом и получил степень доктора обоих прав - то есть стал специалистом как по духовному, так и по гражданскому праву. Затем Косса решил стать священником, ибо это был один из немногих социальных лифтов того времени, он поступил на службу папе Бонифацию IX, затем принял постриг и, позже, священническую хиротонию.
     Как раз в это время в Римской церкви начался Великий западный раскол. Из-за политики Франции и захвата французами Папской области папы римские почти на семьдесят лет переехали в Авиньон (Авиньонское пленение), но главные противники Франции - Священная римская империя, государства Италии и Англия отказались признавать 'французских' пап и пролоббировали назначение 'своих' пап, сидящих в Риме. Таким образом получилось, что одновременно пап могло быть два. Один в Авиньоне, другой на Святом Престоле. Позже некоторых пап этого, а также более раннего, и более позднего периода станут называть антипапами - из-за их неканонического назначения.
     Косса, меж тем времени зря не терял, сделавшись кардиналом, при этом, его современники давали ему такую характеристику: 'крайний мирянин, амбициозный, хитрый, беспринципный и аморальный, хорошей солдат, но не церковник'. Не будем забывать и про связи Бальтазара с пиратами, благодаря которым он получил свою личную армию, что было немаловажно в условиях раздроблённой и вечно воюющей Италии того времени.
     Для Коссы стал очевидным следующий шаг - папская тиара. А он был не из тех, кто отказывался от своих планов.
     Меж тем внутрицерковная распря продолжала набирать обороты, и вот понтификов уже стало два. Первый, законный, в Риме - Григорий XII, второй антипапа (признан таковым гораздо позже) в Авиньоне Бенедикт VIII. Это могло кончится для Церкви весьма плачевно - могла случиться Схизма**. Поэтому по инициативе кардинала Коссы созвали Пизанский собор, который низложил обоих пап и избрал нового папу Александра V. Вот только и Бенедикт, и Григорий, а также их покровители - Франция и союз Священной Римской империи, Англии и части государств Италии соответственно, трижды чихать хотели и на собор, и на нового папу. Так, что проблема только усугубилась, ведь пап стало трое, что немыслимо по всем канонам, предписывающим единоначалие в Церкви.
     Несмотря на все эти перипетии, Косса, сумел выловить рыбку в мутной воде - в 1410-м году его избрали папой римским, он принял имя Иоанн XXIII, получил епископскую хиротонии всего за день до избрания папой.
     Половина католического мира признала Иоанна XXIII папой, а именно: Франция, Англия, Богемия, Португалия, часть Священной Римской империи и многочисленные города-государства Северной Италии, включая Флоренцию и Венецию, а также Аквилейский патриархат, а после 1411-го Польша и Венгрия. Тем не менее, его отказались признавать Королевство Арагон, Кастилия, Сицилия и Шотландия, они считали папой Бенедикта VIII. Главный враг и убийца братьев Коссы Ладислав Неаполитанский, ряд мелких правителей Европы и несколько кондотьеров*** поддерживали Григория XII.
     Несмотря на всё это папа Иоанн зажил, что называется, на широкую ногу. Перво-наперво он договорился с богатейшей семьёй Италии Медичи - они стали госбанком Папской области, что резко повысило их престиж, а у Иоанна появилась 'копилка' с миллионами дукатов. Затем он ввёл в сан кардинала нескольких своих пиратов, также папа был отмечен в организации оргий (в том числе с несовершеннолетними и маленькими мальчиками), 'обряде 'омывания' ног дам' (когда дама омывалась прямо в соборе, причём от ног и до ушей), сожительство с молодой вдовой и её несовершеннолетней дочерью (насколько было добровольным это сожительство сказать трудно), и ещё многих других 'забавных' поступках, которые окончательно дискредитировали его в глазах средневековой общественности.
     Также клиру и мирянам надоело и 'троепапие', в итоге очередной собор низложил Коссу и обоих других пап. Иоанн начал было качать права, но Рим окружила армия и он вынужден был бежать, переодевшись в почтальона.
     По сути действия Коссы спровоцировали раскол. Ведь он и дальше называл себя папой, хоть и был в бегах. Тем самым заартачились и двое других пап, хотя по соглашению, которое продавил Император Священной Римской империи Сигизмунд - во избежание раскола все три папы должны были отречься, чтобы уже всем вместе избрать единого законного понтифика.
     Сигизмунд даже объявил награду за голову горе-понтифика, но Иоанн XXIII благоразумно сдался и сам явился на суд, не без помощи его подельника герцога Австрии Фридриха IV, которого Сигизмунд убедил, что укрывать беглого папу не самая лучшая идея.
     На церковном суде Иоанна признали виновным в пиратстве, изнасиловании, содомии, убийстве и инцесте. Наиболее скандальные и порочащие всю Церковь обвинения предъявлять не стали. Низложенный уже в последний раз Косса несколько месяцев просидел под арестом у Людвига III, курфюрста Пфальцского.
     Наконец смогли уйти и обоих оставшихся пап - Бенедикта и Григория. Тем самым это позволило избрать нового, теперь уже единого и законного папу - Мартина V.
     Косса, впрочем, недолго сидел в тюрьме. Медичи выкупили его у Людвига. После освобождения он вернулся в Рим и преклонил колено перед папой Мартином. Тот, в свою очередь, даровал Коссе должность кардинала-епископа Фраскатти.
     Скончался Бальтазар Косса несколькими месяцами спустя, в 1419-м году. Похоронен в построенной Медичи богатой гробнице.
     Из-за действий Бальтазара Коссы имя Иоанн (самое популярное имя у пап) никто не принимал 550 лет. Только в 1958-м году кардинал Анджело Джузеппе Ронкалли, став папой, принял имя Иоанн XXIII (тем самым не только реабилитировав само имя, но и показав, что предыдущий Иоанн XXIIIбыл ложным папой). В 2000-м году папа Иоанн Павел II причислил Иоанна XXIII (Джузеппе Ронкалли) к лику блаженный, а папа Франциск I в 2014-м к лику святых. В отличие от своего далёкого предшественника Иоанн XXIII всю жизнь жил крайне скромно, был дипломатом, умел находить язык со всеми, начал курс на сглаживание отношений с Советским Союзом и странами соцлагеря (предыдущие папы отличались крайне правым антисоветизмом). Согласно многочисленным воспоминаниям, папа Ронкалли был внимательным, деликатным, добродушным, очень приятным в общении человеком, с чувством юмора. Его прозвали: 'добрый папа'.
     _________
     * Антипапа - термин, которым в Римско-католической церкви принято именовать человека, незаконно носившего звание Папы. Обычно вопрос о том, кто из претендентов, одновременно оспаривавших папский сан, являлся законным папой, а кто - антипапой, решался уже после исторической 'победы' приверженцев одного из них. Относительно некоторых претендентов на папство данная проблема не решена до сих пор.
     ** Схизма или иначе раскол - разделение в Церкви или иной религиозной организации.
     *** Кондотьер - в средневековой Италии руководители военных отрядов (компаний), находившихся на службе у городов-коммун и государей и состоявших в основном из иностранцев.

Тоётоми Хидэёси. Из крестьян в регенты

     Иногда реальная жизнь превосходит любые фантазии писателей; даже писателей-фантастов, там, где фантаст не додумается, или побоится написать, из-за возможного обвинения в мэрисьюшности*, самая обычная жизнь доказывает, что ничего невозможного и невероятного нет, ибо как говорил Наполеон I Бонапарт: 'невозможность - слово из словаря глупцов'.
     И именно Тоётоми Хидэёси своим жизненным примером доказывает истинность слов жившего через 300 лет после него первого императора французов.
     Будущий объединитель и регент Японии родился в 1537-м году в провинции Овари, в раздробленной и охваченной бесконечной гражданской войной Японии, в семье простого асигару (крестьянина нанятого самураями* в качестве лучников, аналог английского йомена**). В семь лет мальчик осиротел.
     В тяжелых условиях затяжной гражданской войны и бескормицы Хидэёси решает пойти по стопам своего отца и уже в 21 год становится асигару клана Огу, правителей его родной провинции Овари. Смелость, отвага и изрядная доля лести позволили Хидэёси стать носителем сандалий Нобунаги, главы клана, что равносильно должности камердинера при западном дворянине - должности в той эпохи весьма почётной и высокой. Нобунаги даже доверил любимому слуге управлять ремонтом его дворца - невидная честь для простого асигару.
     В дальнейшем Хадэёси занимается ремонтом ещё одного замка, ведёт переговоры с соперничающими кланами, женится на приёмной дочери наследника великого самурая Минамото-но Ёримицу, что позволяет ему ещё выше продвинуться в средневековой японской иерархии. Но самый главный талант Хидэёси проявился при осаде замка Суномата - когда он обнаружил секретный ход и захватил замок без боя.
     Благодаря Хидэёси его хозяин Нобунаги быстро захватил и замок Инабаяма, за что первый получил звание первого генерала и право выбрать новое (не крестьянское) имя - Хасиба Хидэёси. В дальнейшем Хидэёси служил у Нобунаги правой рукой и стал его главнокомандующим, более того, именно Хидэёси и обеспечил массу триумфальных побед, сделав Нобунаги сильнейшим из всех князей раздробленной Японии.
     Нобунаги стремился объединить Японию, прекратив смуту и период раздробленности, под своим началом, разумеется, он уже стал даймё (крупнейший военный феодал), был как никогда близок к своей мечте, но был убит в 1582-м году, своим же вассалом - Акеши Мицухидэ. Хидэёси, впрочем, не стал сидеть сложа руки, а воспользовался ситуацией в свою пользу. В первую очередь он наказал вассала-ренегата, заключив мир с сильнейшим соперничавшим кланом - Мори, и разбив Мицухидэ в битве при Ямадзаки. Это не только позволило ему отмстить, но, и, фактически дало Хидэёси полномочия умершего господина, всю его власть и армию. В дальнейшем Хидэёси путём дипломатических переговоров заключил мир между крупнейшими кланами Японии и, фактически, прекратил длившуюся не один десяток лет междоусобицу.
     После наступления мира Хидэёси начал готовить фундамент для своей беспредельной власти над страной. Он возвёл помпезный замок в Осаке, затем созвал туда всех даймё, чтобы определить верховного правителя Японии. Сам Хидэёси царствовать не мог из-за низкого происхождения, поэтому 'довольствовался' ролью регента (которому, тем не менее, принадлежала вся реальная власть в Японии). Несмотря на ссору двух крупнейших даймё из-за того, кто будет наследовать Нобунаги, Хидэёси выбрал внука Нобунаги наследником, а себя объявил регентом Японии. Позже он разбил одного за другим всех своих соперников, в битвах при Сидзугатаке (1583), при Комаки и Нагакутэ (1584); но несмотря на всё это его статус регента ещё не был официально подтверждён - это мог сделать только император Японии, но препятствовало низкое происхождение Хидэёси, тогда последний пошёл на хитрость - он договорился о том, чтобы его усыновил Коноэ Сакихиса, один из влиятельнейших дворян в стране. После этого Хидэёси получил титул дайдзё-дайдзин (государственного канцлера - сиречь первого министра), а затем, долгожданный, и уже официальный, титул кампаку (регента Японии).
     В период 1585-1592 Хидэёси проводит ряд битв: осада Негоро-дзи (1585), вторжение на Сикоку (1585), захват провинций Эттю и Хида (конец 1585-го года); кампания в Косю (1586), осада и захват Одавары (1590), завершая объединение Японии.
     Ещё и примечательных событий в это период: охота за мечами (когда крестьянам запретили иметь боевой оружие дома, а все изъятые мечи переплавили и использовали в качестве строительного материала для Зала Великого Будды в храме Хоко-дзи в Киото); также сэппуку (ритуальное самоубийство), которое по приказу Хидэёси совершил Сэн но Рикю, величайший мастер японских чайных церемоний в истории.
     К 1596-му году ментальное здоровье Хидэёси стало ухудшаться, он начал считать себя воплощение синтоистского*** бога войны Хатимана, собрал гарем из трёхсот двенадцати- и тринадцатилетних девственниц, а потом пожелал завоевать Китай, Корею и Индию - весь цивилизованный, в представлениях средневековых японцев мир. Также Хидэёси активно противостоял христианству, по его приказу распяли двадцать шесть христианских миссионеров в Нагасаки (двадцать шесть японских мучеников).
     В 1592-м году Хидэёси начинает Иминскую войну - целью которой было завоевание Кореи. Громадная армия высаживается 19 июня в Чосоне и быстро захватывает Сеул, после всего за несколько недель японцы оккупируют всю Корею. Корейский король бежит в Китай и просит помощи у китайского императора Вань Ли, и, хотя японца удаётся одержат победу при Сеуле, корейский флот разбивает японскую армаду, а китайские войска изгоняют рати Хидэёси, таким образом первое вторжение Японии в Корею проваливается.
     Меж тем в самой Японии вновь разгорается политический кризис. Хидэёси подал в отставку, сделав кампаку своего племянника Хидэцугу. Несмотря на это реальная власть принадлежала именно Хидэёси, Хидэцугу не мог мириться с этим, он попытался 'подвинуть' старого дядю, чего полубезумный и подозрительный Хидэёси стерпеть не мог. По приказу Хидэёси Хидэцугу ушёл в отставку, а позже совершил сэппуку. Отказавшимся сделать тоже самое тридцати членам семьи отрубили головы.
     На этом Хидэёси не успокоился. Он начал второе вторжение в Корею, одержимый желанием завоевать весь мир. Но вторая война оказалась ещё менее успешной, чем первое. Японские войска были вынуждены оставаться в провинции Кёнсан, и, хотя в июне 1598 года японские силы отразили несколько китайских наступлений в Сунчеоне и Сачхоне, они не смогли продвинуться дальше, поскольку армия Мин готовилась к последнему штурму. Хотя битва при Сачхоне под предводительством Симадзу Ёсихиро стала крупной победой Японии, все три стороны конфликта были истощены.
     Неизвестно, чем бы всё это кончилось, но 18 сентября 1598-го года Тоётоми Хидэёси умер в замке Фусими. Его смерть держалась в секрете некоторое время, пока японские войска не вернулись в Японию.
     Большинство взрослых наследников великого регента умерли раньше него, поэтому наследником Тоётоми Хидэёси стал его последний пятилетний сын, что привело к скорому падению дома Хидэёси от рук Токугавы Иэясу, который спустя всего 15 лет после смерти Хидэёси стал сёгуном (высшим военным чиновником, который реально правил страной, в отличие от императора), и основав род сёгунов Токугава, правивший Японией до падения самого института сёгунов в 1867-м году.
     _________________
     * Мэри (Марти для мужчин) Сью - архетип персонажа, наделённого автором гипертрофированными, нереалистичными достоинствами, способностями, внешностью и везением.
     ** Здесь имеется ввиду йомен-лучник - английский и валлийский военный лучник из длинного лука (конный или пеший) в XIV-XV вв., не путать с йоменом (йоментри) - свободным мелким землевладельцем в феодальной Англии, в противовес джентри - йомены (йоментри) самостоятельно занимались обработкой земли, тогда как джентри использовали наёмную рабочую силу.
     *** Синтоизм - традиционная политеистическая религия Японии, основанная на анимистических верованиях древних японцев. Объекты поклонения - ками - многочисленные божества и души умерших. Особая часть традиции - поклонение природным объектам, за каждым из которых стоит свой ками.

Папа Формоз. Посмертно осуждённый

     Иногда деятели, который должны наставлять прочих людей на путь истинный творя такие вещи, от которых становится поистине жутко. Особенно, когда это делают люди обличённый высоким церковным саном.
     Примером этому может служить папа римский Формоз - при этом его собственное житие, которое пришлось на смутное время поздних Тёмных веков*, не представляется таким уж интересным, но куда более интересно то, что случилось с ним после его смерти.
     Формоз родился приблизительно в 816-м году в Риме, Папской области (государство пап римских, сейчас от него остался только крошечный анклав - Ватикан). Кем был Формоз в молодости, и кем были его родители - неизвестно. Известно лишь имя отца - Лев. Юноша, отличавшийся хорошим умом и манерами, постригся в священники и, 48-и лет отроду стал епископом Порто с рангом кардинала. Какое-то время Формоз провёл в Болгарии - служа миссионером, ему удалось многого добиться на ниве христианизации этого государства.
     По возвращении из Болгарии Формоз стал папабилем (то есть кандидатом в папы), что резко не понравилось его сопернику архидьякону Иоанну, которого папой и сделали. Новоизбранный папа Иоанн VIII возненавидел Формора за его успехи в Болгарии, сам папа ничем таким похвастаться не мог. В конце концов инсинуации папы закончились обвинением Формоза и лишению его сана епископа. Впрочем, впоследствии, после убийства папы Иоанна VIII все обвинения были сняты как ложные, а епископское достоинство Формозу возвращено.
     Но беды Формоза только начинались. В сентябре 891-го года умер папа Стефан V, новым папой был избран Формоз. Он не желал папского престола - ведь в те временя это было тяжким испытанием, папы долго не жили, а между прелатами велась настоящая кровопролитная война. Но добрый Формоз всё же уступил воле большинства кардиналов, приняв папскую тиару.
     Папство Формоза подверглось многим испытаниям - конфликты поместных церквей, войны, заговоры, но самым тяжким стала Фотиева схизма - предтеча Великого раскола - разделения Вселенской церкви на Западную (Католическую) и Восточную (Православную).
     Также Англия постоянно подвергалась нападения викингов, а Формоз стремился оказать английскому королю помощь.
     Самой главной проблемой папства тех лет стал упадок института папства, который продолжался несколько столетий, достаточно сказать, что после смерти Формоза за 9 лет сменилось столько же пап. Разные группировки боролись за власть, уничтожая и свергая друг друга. Папская тиара стала лакомым куском, за которые сильные мира сего рвали друг другу горла. Ибо власть папы над западным миром была огромной, он мог отлучить короля от церкви, что означало падение целой династии, его буллы (особые указы) имели силу выше даже, чем указ короля.
     Главным противником Формоза был епископ Стефан. Ставленник сполетского феодального дома Гвидонидов, которые стремились получить корону императора Священной римской империи - величайшего государства того времени. Формоз же напротив покровительствовал Арнульфу Каринтийскому, которого он считал законным наследником престола Карла Великого. Ибо кризис папства был тесно связан с кризисом сильнейшего того времени дома Каролингов - наследников распавшейся Каролингской - крупнейшего государства того времени.
     Получив тиару, Стефан VI (VII)**, решил поглумится над своим оппонентом, невзирая на то, что тот мёртв. За этим мерзким деянием, названным 'трупным синодом' стояли и сполетанцы - партия противников Формоза.
     Труп Формоза извлекли из саркофага, облачили в папские одежды, усадили на престол, а дьякон, спрятавшийся за спинкой папского кресла, отвечал на 'обвинения' 'судей'. В итоге умершего папа признали 'виновным' в ереси и объявили лже-понтификом. Всех епископов, назначенных Формозом лишили сана, а ему отрубили пальцы, которыми папа благословлял толпу, и сбросили раздетое и истлевшее тело Тибр.
     Ночью случилась жуткая буря и землетрясение. Жители Рима взбунтовались. Они сочли случившиеся гневом небес. Папу выловили из Тибра, но без разрешения папы действующего захоронить его в базилике Святого Петра, его захоронили на иноземном кладбище - как иноверца. Позднее по указу понтифика Теодора II папу вновь торжественно захоронили среди других пап. Позднее и все рукоположения Формоза были восстановлены.
     Сам Стефан VI (VII) пережил мерзкий 'синод' несколько месяцев. Его заточили в тюрьму, где и удавили. Расплата ждала и других 'судей'.
     После смерти Формоза папство впало в несколько веков мрачного и зловещего периода насилия и беспорядков в центральной Италии, когда воюющие аристократические группировки стремились использовать материальные и военные ресурсы папства для собственного возвышения. Множество пап и их партий убивали друг друга. Папская область пала под ударами Франции. Бывало даже когда несколько человек одновременно назывались папами (одного из них, или нескольких, в итоге признали антипапами). Но самыми чёрными страницами папства тех веков можно считать три события: эпоху порнократии - когда Римом и папством по сути управляли куртизанки; трупный синод; и, самый большой удар по институту церкви - раскол с Восточными церквями, который не решён до сих пор.
     __________
     * Тёмные века - период с примерно 476 года н.э. по примерно 1000 год н.э, обозначающий раннее Средневековье, в Западной Европе после падения Западной Римской империи, подчёркивающий экономический, интеллектуальный и культурный упадок этого периода. Характерной чертой этого времени называют отставание западного региона от Византии, мусульманского мира и Китая.
     ** Папа римский Стефан II умер через два дня после избрания, даже не успев интронизироваться. В 1961-м году решено не включать его в список понтификов, поэтому все понтифики после Стефана II имеют двойную нумерацию (первый номер по решению собора 1961-го года, второй (пониженный на один номер), как этот понтифик нумеровался при жизни. Последний папа носивший это имя: Стефан IX (X) (1010-1028).

Нефертари. Царица Египта

     Многим известны египетские правительницы Нефертити и Клеопатра. Но немногие знают историю Нефертари Маренмут (Нефертари - 'Прекраснейшая спутница', Меренмут - 'Возлюбленная Мут*'), самую любимую жену и верную спутницу всесильного фараона Древнего Египта Рамсеса II Великого.
     Про раннюю жизнь Нефертари мало что известно, за исключением происхождения - она не была царской крови, а скорее всего происходила из Фив**, и была дочерью какого-то дворянина. С Рамсесом они поженились ещё когда последний не был фараоном, тогда же, она получила титул Великой царицы (то есть главной царицы в окружении правящего фараона). По ряду версий Нефертари была как-то связана с фараоном Эхнатоном (Аменхотепом IV), но из-за крайне негативного отношения официальных лиц к последнему (Эхнатон был предан забвению*** за свои идеи (попытка создания открытого монотеизма с фактическим поклонением себе в виде верховного бога, или, точнее сказать 'представителя', 'аватары' бога на земле), эта связь не афишировалась.
     От Нефертари у Рамсеса было несколько детей, но все мальчики скончались до смерти самого фараона и не взошли на престол. Царскую династию продолжили его дети от других жён.
     Обычно женщины, даже жёны фараонов не удостаивались изображения на официальных статуях, фресках и скульптурах тех лет, но Нефертари сделали исключения, на большинстве изображений она соседствует с монаршим супругом, что, вероятно, объясняется большой любовью последнего к своей жене, а также большой значимостью Неферари при дворе. Вероятно, её можно рассматривать как некого рода неофициальную соправительницу своего супруга вплоть до её смерти.
     Также Нефертари занималась налаживанием дипломатических связей, она вела долгую переписку с царицей Пудухепой, женой царя хеттов (главных врагов египтян) Хеттусилой III. Эта, своего рода, 'дружба семьями' позволяла не долгие годы сохранить мир между двумя великими царствами, и уберечь их от многих кровопролитных войн. Ибо хетты и египтяне много и часто воевали.
     Значимость Нефертари также подтверждается тем, что она получила место в великих храмах, возведённых её супругом Рамсесом II, храмах Абу-Симбел, при этом, она получила статуи в обоих храмах - большом и малом. Храмы, наряду со сфинксом, великими пирамидами и великой статуей Рамсеса II, являются одними из главных символов Египта или Та-Кемет (древнее название Египта - буквально 'Чёрная земля').
     Судя по всему, вовлеченность Нефертари в управление государством в те времена была чем-то экстраординарным. Обычно женщинам, даже царственным особам такое не позволялось. Ибо власть считалась уделом мужчин. Так, что Нефертари Маренмут можно смело поставить в один ряд с такими великими царицами как Нефертити (Нефер-Неферу-Атон Нефертити) жена Эхнатона (Аменхотепа IV) и легендарная Клеопатра VII Филопатор, последняя царица свободного Египта.
     Также Нефертари Маренмут, по свидетельствам современников и сохранившимся записям обладала красотой, не уступавшей Нефертити и Клеопатре - знаменитым красавицам Египта.
     До самых последних дней Нефертари поддерживала мужа Рамсеса II в его делах, только когда она уже тяжело заболела, тогда её дочь царевна Меритамон заменила её на официальных мероприятиях. Нефертари Маренмут не дожила до окончания строительства стелы Хеканахта, на которой она изображена держащей символ анх**** и почитаемой Хеканахтом как богиня. Ей было всего 45 лет. После её смерти титул Великой царицы перешёл к её и Рамсеса II дочери Меритамон.
     Гробница Нефертари Маренмут была открыта в 1904-м году египтологом и археологом Эрнесто Скиапарелли (1856-1928). Сохранившиеся разбитая крышка гранитного саркофага, тростниковые сандалии, фрагмент золотого браслета и несколько амулетов хранятся в настоящее время в собрании Египетского музея в Турине. Сами останки (мумия) Великой царицы, к сожалению, не сохранились. От Нефертари остались только мумифицированные ноги.
     Также из-за дурного качества известняка, в котором вырубили гробницу и сточные солёные воды повредили фрески и барельефы. Чтобы сохранить бесценные росписи египтологи, искусствоведы, реставраторы и археологи целых 6 лет с 1986 по 1992 годы, вели скрупулёзную работу по их восстановлению, тем не менее, около двадцати процентов рисунков оказались безвозвратно утрачены. Для посещения гробница Нефертари Маренмут открылась в 1995-м году.
     _____________
     * Мут - древнеегипетская богиня неба, второй член фиванской триады, богиня-мать и покровительница материнства. Изображение. Мут изображалась в виде женщины в объединённой короне пшент и грифом - её иероглифом - на голове.
     ** Фивы - греческое название одной из столиц Древнего Египта - столицы IV нома Верхнего Египта. Современное название города - Луксор, это название было получено в ходе арабского завоевания города в VII веке.
     *** Damnatio memoriae (лат. - 'проклятие памяти') - особая форма посмертного наказания в Древнем Риме и Египте (в Древней Греции существовала схожая форма наказания - остракизм), применявшаяся к некоторым категориям преступников - узурпаторам власти, участникам заговоров, к запятнавшим себя императорам. Любые материальные свидетельства о существовании человека - статуи, настенные и надгробные надписи, упоминания в законах и летописях, подлежали уничтожению, чтобы стереть память об умершем. Могли быть уничтожены и все члены семьи преступника.
     **** Анкх - особый символ - крест с петлёй вместо верхнего луча. Использовался как религиозный символ в Древнем Египте.

Филарет Романов. Патриарх поневоле

     Фёдор Никитич Романов-Юрьев, более известный, как Патриарх Московский и Всея Руси Филарет, соправитель своего сына - первого русского царя из дома Романовых Михаила Фёдоровича, прожил весьма долгую для своего времени жизнь - целых 80 лет, тогда, как средняя продолжительность жизни тогда составляла чуть более 30. Его жизнь была наполнена самыми разными событиями, от бытности московским боярином, до узника, насильно остриженного в монахи, патриарха и отца первого царя-Романова.
     Фёдор Никитич родился 30 июня 1533-го года* в семье влиятельного сановника Никиты Романовича Захарьина-Юрьева. С молодости Фёдор зарекомендовал себя как эрудированный человек, и человек большого вкуса с утончёнными манерами. Будучи племянником царицы Анастасии Романовны Захарьиной-Юрьевой (первой жены царя Ивана IV Грозного), он мог бы стать первым человеком в государстве, будучи прямым соперником Бориса Годунова в борьбе за власть после смерти Фёдора Иоанновича. Но Годунов всегда действовал на опережение и в 1601-м году по его приказу Фёдор Никитич и его жена Ксения Шестова были насильно острижены в монахи (способ избавиться от политического противника и вид наказания в средневековой России) под именами Филарет и Марфа.
     Но, как известно, в мутной воде, при желании можно выловить крупную рыбу. После нескольких лет ссылки Филарет, уже не имевший возможности как монах (чёрное духовенство**), иметь жену и детей, сделал ставку на политическую и церковную карьеру (точнее карьеру политическую через церковную), освобождённый Лжедмитрием I Филарет приехал в Москву, а чуть позже занял пост митрополита Ростова (важная кафедра Русской церкви того времени). Он удерживал сей пост и после низложения и казни Лжедмитрия I при царе Василии IV Шуйском.
     Во время Тушинского мятежа Филарет вновь примыкает к очередному самозванцу - Лжедмитрию II, который 'повышает' его до патриарха - в противовес патриарху Гермогену (позже замученному поляками). При этом сам Филарет ведёт двойную игру - он прямо не отказывается от патриаршего сана, но и демонстрирует, что 'сан сей вручён насильно', не настаивая на своём патриаршестве, что позволило ему пережить падение тушинцев и Лжедмитрия II. После неудачных переговоров с поляками сам Филарет на 8 лет оказывается в польском плену, за отказ подписать невыгодный для России договор, как 'патриарх'. В польской темнице Филарет узнал о коронации своего сына - Михаила Фёдоровича.
     Михаил приложил все усилия для освобождения Филарета и тот вернулся домой в 1619-м году в Москву, где немедленно принял сан патриарха - теперь уже настоящий. Филарета интронизировал Иерусалимский патриарх Феофан III.
     При этом Филарет стал соправителем своего сына, властный, он совместил в себе всю полноту духовной и светской власти. Даже после совершеннолетия Михаила Фёдоровича Филарет продолжал фактически единолично править Русским царством. Во время приёма иностранных послов он мог прервать царя, а при подписи указов на них писалось: 'Государь Царь и Великий Князь Михаил Феодорович всея России и отец его, Великий Государь, Святейший Патриарх Филарет Никитич Московский и всея Руси, указали...'.
     Занялся Филарет и церковными реформами: были созданы так называемые патриаршие приказы (по образцу государевых учреждений); было расширено право судебной власти патриарха, он получил возможность судить духовное и крестьянское население патриаршей области по всем делам, кроме разбоя и воровства; учрежден класс патриарших дворян и боярских детей, получавших поместные оклады за службу; проведена опись церковного и монастырского имущества, пересмотрены жалованные грамоты на земли.
     По указам Филарета впервые после Смуты возобновилось книгопечатание - заработала Московская типография; создана 'правильня' - там сверяли религиозные тексты с древними славянскими и греческими рукописями; исправлены богослужебные книги; начато распространение книг по себестоимости в храмы и лавки, бесплатно - в Сибирь.
     Также Филарет начал активную борьбу с языческими обычаями (святки, колядки); запрет развратных скопищ (оргий), кулачных боёв, четверобрачия (то есть запрет выходить замуж/жениться в четвёртый раз, христианин мог сделать это не более трёх раз, и по уважительной причине - смерть супруга/супруги).
     Филарет обязал латинян (верующих христиан римско-католического обряда) перекрещивать в обязательном порядке при переходе в православие (ранее это не делалось). При Филарете усилилась цензура - аналог западной инквизиции (хотя и куда более слабый) - сжигали книги, преследовали еретиков.
     Филарет открыл греко‑латинское училища в Чудовом монастыре; открыл Тобольскую епархию (для установления православия в Сибири); пригласил протосингела Иосифа для перевода книг и устройства греческой школы; восстановил утраченные из-за Смуты связи с восточными патриархами. Получил часть Господней ризы от персидского шаха (помещена в Успенском соборе Кремля). При Филарете были составлены 'методички' для богослужебных праздников и обрядов, 'поучения' (наставления) для архиереев (епископов, архиепископов и митрополитов), архимандритов, игуменов (настоятелей монастырей) и священников.
     Тем самым церковь была перестроена по образу и подобию государства, фактически Филарет создал своего рода 'государство в государстве', заложив основы церковной организации, которые сохранялись вплоть до реформ Петра I.
     Несмотря на это, в целом, правление Михаила Фёдоровича было довольно слабым, и Смута по сути своей не окончилась и после его смерти, вплоть до активных действий Петра I Великого.
     Прожив долгую, и, по-своему интересную жизнь, будучи соправителем своего слабовольного сына, Филарет скончался 1 октября 1633-го года в возрасте 80-и лет. Похоронен в Успенском соборе Московского Кремля, в царской усыпальнице.
     Его сын - Государь, Царь и Великий Князь всея Руси Михаил Фёдорович Романов родоначальник последнего монаршего дома России - Романовых, скончался 13 июля 1645-го года, в возрасте 49 лет, ему наследовал его сын Алексей Михайлович 'Тишайший'.
     ___________
     * Все даты даны по 'старому' (то есть юлианскому) стилю.
     ** Чёрное духовенство - высший ранг послушания в Православной церкви, одним из аспектов его - безбрачие. Антагонист - белое (приходское) духовенство - категория православных священнослужителей, которые находятся в браке или имеют право вступать в него.

Никколо Макиавелли. Отец интриг

     Никколо Макиавелли часто называют отцом интриг, хотя, справедливости ради, стоит отметить, что сам создатель труда 'Государь', давшего начало системе политических взглядов - макиавеллизму*, ныне ещё входящему в состав так называемой Тёмной триады** в психологии, не придумал политические интриги. Ибо они зародились тогда-же, когда люди стали заниматься политикой, то есть за тысячелетия до рождения Никколо Макиавелли.
     Будущий мыслитель, политический деятель, философ, писатель, автор военно-теоретических трудов, а в венце своей карьеры - Секретарь Второй канцелярии Флорентийской республики (государства Северной Италии периода феодальной раздробленности существовавшего в 1115 -1185 и 1197 - 1532 гг.), родился 3 мая 1469-го года, во Флоренция, столице Флорентийской республики, в семье адвоката Бернардо Макиавелли. Жил маленький Никколо в семейном особняке - палаццо, часто нуждаясь, несмотря на то, что семья принадлежала к так называемому среднему классу.
     Тем не менее, благодаря пристрастию к чтению и учёбе (в семье была большая библиотека, собранная отцом Никколо), будущий 'отец интриг' к молодости уже стал весьма образованным (насколько это было возможно человеку его происхождения) и начитанным юношей.
     Времена тогда были весьма опасные, особенно для жителей раздробленной и вечно воюющей Италией. Города-государства и мелкие королевства без устали грызлись между собой; на севере, западе и востоке существовала угроза, исходившая от Габсбургов - итальянских и Священно-римских, а также от Франции. С юга угрожали турки, совершавшие набеги на берега Италии (берберские пираты, опаснейшими из которых были Арудж и Хайреддин Барбаросса - бейлербеи Алжира), у которых в плену успел побывать даже Мигель де Сервантес - автор книг о Дон Кихоте Ламанчском.
     Папа римский владыка своего государства - Папской области, вёл войны и заключал союзы направо и налево; следовательно, итальянские города постоянно находились под угрозой захвата - от армий кондотьеров противоборствующих городов, до легионов Габсбургов или Валуа, либо даже от самого понтифика Рима.
     Одним из самых могущественных кланов Европы того времени были Медичи. Их представители успели побывать и королями (зловещая королева-мать Франции Екатерина Медичи - организатор Варфоломеевской ночи, колдунья и отравительница) и Мария Медичи (супруга-консорт Генриха IV Наваррского и Французского, затем мать и регент Людовика XIII Бурбона), папами римскими (Лев X и Климент VII). Именно Медичи сконцентрировали всю власть во Флоренции в своих руках, став, по сути её королевским домом, хотя Флоренция формально была республикой.
     Переломным моментом в жизни Никколо Макиавелли стала Первая итальянская война, которую вёл Карл VIII Валуа, сын Людовика XI с одной стороны, а папа Александр VI (Родриго Борджиа) и итальянские государства с другой. Целью войны было установление контроля Франции над Италией и претензии Валуа на неаполитанский престол. Отношения между папством и французским престолом были и так натянутые из-за проделок Жана Балю, из-за которого случился конфликт между Людовиком XI и папой Сикстом IV, теперь, когда король решился силой взять корону Неаполя папа Александр занялся активным ему противодействием в военном плане.
     Первая итальянская война оказала огромное влияние на Никколо Макиаввели и, в частности, его мировоззрение, он посвятил ей немалую часть своего трактата 'Государь', где доказывал, что жёсткий, 'макиавеллевский', авторитарный стиль правления подходит лучше, нежели мягкий, демократический, основываясь на примере жёсткой экспансии Валуа, против разобщённым слабых и враждующих друг с другом итальянских государств, а также жёсткой манипуляторной политике папы Александра VI, который сумел эффективно противостоять французской экспансии, по итогу которой Первая итальянская война окончилась ничем. В целом, трактат 'Государь' был написан весьма комплементарно для Борджиа, многолетних патронов самого Макиавелли, по сути олицетворявших 'макиавеллизм'.
     Тем не менее родная Флоренция была захвачена Валуа и обложена огромной данью в 200 тыс. флоринов. После этого во Флоренции на 4 года был установлен теократический и прогрессивный режим монаха Савонаролы. Он открыто критиковал церковь за злоупотребления, сжигал игральные карты и предметы роскоши, активно продвигал идеи скромности и библейского смирения, его близость народу сделала Савонаролу популярным среди 'низов', особенно за отстаивание интересно простых флорентинцев, ограничения привилегий знати и неподкупность. Тем не менее из-за конфликта с папой Савонарола был казнён через сожжение по формальному обвинению.
     В начале 1490-х Макиавелли начал государственную службу в качестве помощника секретаря Второй канцелярии Флорентийской республике. Во время правления Савонаролы Макиавелли был к первому в оппозиции, даже баллотировался против него на выборах секретаря Второй канцелярии, но проиграл. После казни Савонаролы Макиавелли вновь баллотируется и на сей раз выигрывает, несмотря на молодой возраст и относительно маленький политический вес. Будучи секретарём Макиавелли открыто наблюдал за деятельностью папы Александра VI оказавшего на него неизгладимое впечатление и его сына Чезаре Борджиа - командующего папскими войсками, генерал-капитана и генералиссимуса. Во время папства Юлия II, главного противника Александра VI, Макиавелли занимал различные посты, в том числе занимался дипломатической работой во Франции, с которой у папы Юлия, в отличие от предыдущих пап были очень хорошие отношения, папа даже укрывался во Франции во время понтификата Александра VI, из-за конфликта с последним.
     При Борджиа Макиавелли также занимался организацией регулярных вооруженных сил Флорентийской республики, тогда в основном, итальянские государства использовали кондотьеров - наёмников, которые за период войны могли не раз перейти от одной стороны, к другой. Чезаре Борджиа стремился напротив создать мощное и централизованное войско, не без поддержки своего отца папы Александра VI. Макиавелли блестяще справился со своей задачей, но внезапная смерть Чезаре Борджиа (вероятно от яда, хотя и сам Чезаре, а особенно его отце папа Александр VIсами нередко его использовали, Александр VI, в частности, травил кардиналов, становясь их наследником и наполняя папскую казну), подорвали его положение. Реставрация Медичи, изгнанных ещё Савонаролой заставила бежать уже самого Макиавелли. Медичи обвинили его в сговоре с Борджиа, чей патронаж над Макиавелли был не для кого не секретом, с целью подрыва власти Медичи, он год провёл у них в плену, где его подвергали пыткам. После побега Макиавелли был отстранён от политики, что очень его огорчало. Именно тогда он и занялся литературной деятельностью, написав немало пьес и политических трактатов, а частности свой главный труд 'Государь'. Но политические и исторические работы Макиавелли стали широко известны уже после смерти автора, при жизни были популярны пьесы Макиавелли.
     К 1520-м года Макиавелли удалось примириться с Медичи, и он вновь, к своему удовольствию, вернулся в большую политику. Хотя карьера его была недолгой и закончилась весьма стремительно с повторным изгнанием Медичи из Флоренции, когда император Священной Римской империи Карл V захватил Рим, разорив и его, и Папскую область. За это время Макиавелли успел написать ещё несколько пьес: 'Клиция', 'Мандрагора' и 'Золотой осёл', а также историко-философский труд 'История Флоренции'. После падения Медичи карьера Макиавелли окончилась навсегда, так как из-за связи с двумя опальными семьями - Медичи и Борджиа он не смог больше получить какой-либо политический пост.
     Никколо Макиавелли скончался 22 июня 1527 года в возрасте 58-и лет, почти сразу после разграбления Рима Карлом V, от заболевания желудка, его могила была утрачена со временем. Он был женат на Мариетте, представительнице знатного флорентийского рода Корсини, от которой у него было пятеро детей, трое добились высоких постов: Бернардо стал советником герцога Козимо I; Пьеро стал генерал-лейтенантом и кавалером военного Ордена Святого Стефана; Тотто стал священником.
     Политические взгляды Макиавелли, позже оформившиеся в систему, под название 'макиавеллизм', сформировались в связи с событиями раздробленной Италии.
     Основными позициями макиавеллизма можно считать следующие:
     - Цель оправдывает средства: в политике допустимы любые методы, если они служат укреплению государства и обеспечению его безопасности. Для правителя важнее результат, а не соответствие действий абстрактным моральным нормам.
     - Жёсткость и гибкость (адаптивность): политика должна опираться на реальный опыт, а не на идеализированные представления; правитель обязан учитывать человеческую природу: люди эгоистичны, честолюбивы и склонны к измене; в международных отношениях конфликт - неизбежность, а сотрудничество возможно лишь временно.
     - Культ сильной власти: для сохранения государства правитель вправе применять насилие, обман и хитрость, его ключевая задача - удержание власти и предотвращение внутренних угроз, также Макиавелли предостерегал от посягательств на частную собственность граждан, так как это провоцирует ненависть и восстания.
     - Роль религии сводилась к инструменту управления массами, а не цели политики, при этом правитель должен демонстрировать благочестие, но не подчиняться церковным догмам в государственных делах.
     - Также правитель должен был всегда готов быть к войне. Макиавелли считал, что постоянная набираемая (призываемая) армия лучше, чем наёмники. При этом он не настаивал на постоянной жестокости правителя, оговаривая, что жестокость необходима выборочно, для достижения цели.
     - Идеальной формой правления Макиавелли считал республику, хотя допускал и наличия абсолютной власти государя как временное средство объединения страны.
     _________________
     * Макиавеллизм - концепция, названная в честь итальянского политического философа и писателя Никколо Макиавелли (1469 - 1527). В современном понимании макиавеллизм - стратегия поведения, которая предполагает манипуляцию, хитрость и использование любых средств для достижения своих целей, часто в ущерб моральным или этическим принципам, тем не менее распространённое психологическое понятие 'макиавеллизма', как негативной черты личности (манипулятивность, холодность, игнорирование морали) сильно упрощает его первоначальное значение, так как макиавеллизм это политическая концепция, наилучше всего описывающая саму политику в целом.
     ** Тёмная триада - термин в психологии, объединяющий три деструктивные личностные черты: Нарциссизм - чрезмерная самовлюблённость, чувство превосходства над другими, стремление быть в центре внимания, пренебрежение нуждами и чувствами окружающих; макиавеллизм - манипулятивность, циничный взгляд на мир, способность извлекать выгоду из любой ситуации, часто в ущерб другим людям; психопатия - безразличие к чувствам других, поверхностное обаяние, низкая способность к эмпатии и склонность к рисковому поведению.

У Цзэтянь. Владычица Поднебесной

     Исторически власть, а в особенности власть высшая была прерогативой мужчин. Так обстояли дела и в Поднебесной. Но волею судьбы наложница сумела пройти путь от самого низа императорского гарема, до владычицы самого Китая, основав свою династию. В отличие от Цы Си, второй владычицы в истории Китая, которая правила как регент при своих сыновьях, У Цзэтянь руководила Китаем в течение целых сорока пяти лет, как неформальный лидер при нескольких императорах, и как самостоятельная правящая императрица - единственная в истории Китая.
     Хотя в ряде публикаций У Цзэтянь представлялась как жестокая узурпаторша, современные исследователи склоняются к тому, что на самом деле У Цзэтянь была мудрой и справедливой правительницей, а её негативный образ создан её политическими недоброжелателями, в частности, последующими правителями-мужчинами. Хотя врагов у У Цзэтянь было много и при жизни.
     Будущая императрица Китая родилась 17 февраля 624-го года в городе Гуанъюань, провинция Сычуань, в богатой семье. Её отец лесоторговец У Шихоу выгодно женился на девушке из знатной семьи Ян, также у него были и связи при императорском дворе, благодаря чему он в разное время занимал высокие государственные посты - в частности был губернатором провинции.
     У Мэй, так звали У Цзэтянь в детстве жила в достатке и имела прислугу. Она получила хорошее по тем временам образование, в том числе в области политики и государственного устройства, музыки и литературы.
     У Цзэтянь стала наложницей императора Тай-цзуна, попав в его гарем в тринадцать лет - нормальный по тем временам возраст замужества для женщин. Хотя У Цзэтянь не понравилась императору - он не разу не пригласил её в спальню, она занялась бюрократической работой - стала секретарём и дослужилась до титула цайжэнь (талантливая наложница).
     Тай-цзун скончался в 649-м году, и У Цзэтянь, отправилась в буддийскую обитель, храм Ганье, ибо так требовали традиции того времени. Хотя у уже бывшей наложницы появился новый воздыхатель - сын императора Тай-цзуна Ли. Внимание принца Ли не появилось самой собой. Обладая прекрасной внешностью У Цзэтянь, которой не улыбалось всю оставшуюся жизнь просидеть в буддийском монастыре, пустила в ход свои женские чары и незаконный роман между младшей наложницей императора и наследным принцем начался ещё до смерти императора Тай-цзуна.
     Взойдя на престол принц Ли взял имя Гао-цзун, а затем перевёз У Цзэтянь из монастыря во дворец. Несмотря на это У Цзэтянь не стала главной женой императора, она по-прежнему оставалась наложницей 2-го ранга, хотя и сумела быстро приблизиться к императору. Правда, у У Цзэтянь развился конфликт с главной женой императрицей Ван, а заодно и с монаршим двором. Ведь запретная связь У Цзэтянь с императором Гао-цзуном ещё во времена жития императора Тай-цзуна, а после становление У Цзэтянь наложницей его сына, Гао-цзуна, фактически рассматривалась придворными как инцест.
     Вскоре У Цзэтянь потеряла ребёнка, она воспользовалась этим, обвинив императрицу Ван в намеренном убийстве её, У Цзэтянь, дочери. Что позволило навсегда отстранить Ван от двора, а заодно занять её место.
     Гао-цзун оказался слабым и некомпетентным правителем, к тому-же страдающий приступами головокружения и меланхолии, в отличие от своей жены, императрицы У Цзэтянь, которая быстро прибрала всю власть в свои руки, формально оставаясь лишь тенью монарха, а фактически руководя всем Китаем.
     У Цзэтянь оказалась весьма жёсткой и авторитарной персоной, к тому-же пользовалась услугами даосских колдунов, что было запрещено в Китае. Напуганный поведением жены, которая даже стала назначать префектов и генералов, Гао-цзун попытался отстранить её, как сделал это с предыдущей женой, он посоветовался со своим канцлером Шангуань И, который посоветовал императору сместить У Цзэтянь. Но она оказалась хитрее, с помощью интриг У Цзэтянь добилась смещения и казни Шангуань И, тем не менее оставив при себе его малолетнюю дочь, которую У Цзэтянь самостоятельно вырастила и сделала, в последствии, своим доверенным секретарём. Впоследствии У Цзэтянь у поступала так неоднократно, устраняя своих политических противников, а затем, приближая их детей к себе, делая их своими сановниками.
     В конце концов слабый император Гао-цзун скончался, и на престол взошёл старший сын императора Чжун-цзун. Но власть по-прежнему оставалась в руках У Цзэтянь, с чем, впрочем, Чжун-цзун не желал мириться с ролью 'говорящей головы', и попытался свергнуть немолодую уже императрицу-мать, чего та стерпеть не смогла и уже сам Чжун-цзун поехал в изгнание, точнее в формальную ссылку, У Цзэтянь сделала его ваном (князем) одной из крупных провинций. Не престоле Чжун-цзуна сменил император Жуй-цзун, при сохранении всей реальной власти в руках У Цзэтянь. Последнюю, впрочем, не устраивало место 'серого кардинала' *. Она жаждала жёлтой мантии (символ императорской власти) для себя. Жуй-цзун оказался самым удобным из 'говорящих голов' на троне. Он не вмешивался в политику, не посещал заседаний государственного совета, во всё слушался истинную правительницу. Так продолжалось шесть лет.
     Конечно такое положение дел не могло понравиться политическим врагам У Цзэтянь, и в 684-м году вспыхнуло восстание, начавшееся в провинции Цзянсу. При этом одним из главных требований восставших было отстранить У Цзэтянь и передать власть свергнутому императору Чжун-цзуну. Несмотря на поддержку восстания, как со стороны простого населения, так и со стороны некоторых сановников, лидер восстания Ли Цзинъе, герцог Ин, не смог качественно воспользоваться сложившейся ситуацией, он продвигался крайне медленно, а У Цзэтянь действуя с привычной ей жёсткостью и решительностью, быстро казнила всех заподозренных в симпатиях к восстанию вельмож, а затем разгромила силы герцога Ли в боях, который бежал, а затем был убит в пути.
     После восстания У Цзэтянь завела медные почтовые ящики, куда каждый из царедворцев мог 'настучать' на других вельмож, тем самым У Цзэтянь обезопасила себя от большинства интриг. Ещё одно неудачной восстание 688-го года также было подавлено, что ещё на шаг приблизило У Цзэтянь к жёлтой мантии императора.
     В 690-м году У Цзэтянь заставила императора Жуй-цзуна уступить ей трон и основала династию У Чжоу, на смену прежней династии Тан, став её Хуан-ди (правительницей). Хотя поначалу власть У Цзэтянь основывалась на активном использовании тайной полиции и террора политических оппонентов, но она сумела приблизить к себе множество талантливых выходцев из простого народа, незнатных, но способных, которым она даровала титулы и другие привилегии. Также У Цзэтянь активно привлекала к политике и талантливых и способных женщин. По сути У Цзэтянь впервые в истории в рамках целого государства использовала принципы меритократии (когда высшие и руководящие должности занимают наиболее способные люди, независимо от их социального происхождения и финансового достатка), сформированные ещё Конфуцием.
     У Цзэтянь активно строила храмы, крепости, дворцы и основывала города, укрепляла страну, развивала культуру и искусство, стараясь оградить её от разных политических распрей. Также У Цзэтянь приказала построить сотни хранилищ риса, что позволило значительно снизить вспышки голода и укрепить материальную и продовольственную безопасность государства.
     Ещё одним достижением У Цзэтянь стало возвышение буддизма над даосизмом. Она построила множество пагод, в частности Большую пагоду диких гусей, в Чанъане.
     Главной проблемой У Цзэтянь было престолонаследние. Она, оставаясь весьма авторитарным и грозным правителем, боялась падения своей династии после смерти, поэтому стремилась как можно сильнее укрепить династию У Чжоу. Правда её жестокость и подозрительность по отношению к членам династии и их интриги против друг друга только ослабляли У Чжоу, а не наоборот. Она казнила и сместила нескольких членов династии У Чжоу, несколько принцев и принцесс были обезглавлены, а после подавления восстания кидани (древнемонгольские кочевники) в 696-м году постаревшая У Цзэтянь стала терять интерес к политике, сосредоточившись на личных делах.
     Так прошло целое десятилетие её правления, омрачившееся несколькими восстаниями, войнами, в том числе и неудачными, и интригами.
     Она была глубоко мистической натурой, приблизила к себе сначала '500-летнего' монаха, который потом сбежал от неё, когда вскрылся его 'секрет' (ему было значительно меньше '500 лет'), а в 700-м году У Цзэтянь приблизила к себе двух молодых фаворитов братьев Чжан. Они и стали фактическими правителями империи. Когда императрица тяжело заболела, только они имели право входить в её покои, чего не было дозволено даже канцлеру.
     По навету Чжанов были внуки императрицы получили приказ покончить с собой (способ казни членов монарших семей и особо важных персон на востоке в то время). Чжаны обладали всей полнотой власти при немощном и недееспособном монархе, по иронии как сама У Цзэтянь в молодости. В конце концов их коррупция и влияние стали причиной дворцового переворота, Чжаны были убиты заговорщиками, а затем войдя в покои тяжело больной императрицы заставили её назначить регентом ранее смещённого её императора Чжун-цзуна. После этого Чжун-цзун взошёл на трон, тем самым ознаменовав восстановление династии Тан. У Цзэтянь, немощную и престарелую отправили во дворец Шанъян, где она доживала свои дни под титулом императрицы-регента, хотя реальной власти у неё уже не было. Последним указом могущественной У Цзэтянь было сложение с себя полномочий императрицы-регента и принятие титула императрицы-консорта, то есть передачи и формальной власти действующему императору.
     Таким образом династия У Чжоу (названа так в честь династии Чжоу (1046 -256 гг. до н. э) просуществовала всего полтора десятилетия, а У Цзэтянь, правившая как император и единственная носившая жёлтую мантию, всего пятнадцать лет именовалась правителем Китая, хотя в реальности правила втрое дольше.
     Скончалась У Цзэтянь 16 декабря 705-го года в возрасте 81-го года. Похоронили У Мэй рядом с её мужем императором Гао-цзуном.
     Хотя при У Цзэтянь были расширены и укреплены территории Китая, повышены доходы и благосостояние нижних классов, она покровительства искусству и культуре, возвысила многих талантливых выходцев из 'низов' при ней буддизм занял роль ведущей религии Китая, и сам её пример является удивительнейшим для женщины во власти того времени, правление У Мэй омрачилось многими интригами, сластолюбием, потворствованием фаворитам, террором тайной полиции и падением её собственной династии из-за бесконечной череды казней и свержений собственных родственников в связи с подозрительностью правящей императрицы.
     ________________
     * Серый кардинал - фразеологизм, обозначающий функционера, находящегося вне публичного поля или не имеющего официального статуса, но обладающего огромной властью и влиянием в определённых структурах. Хотя У Цзэтянь имела вполне официальный титул, но большую часть своего правления она, фактически, имея власть императора, была титулярно всего лишь наложницей или императрицей-консортом.

Елена Глинская. Мать грозного царя

     В череде правителей России со времён Рюрика дольше всех правил, пожалуй, Иван Васильевич IV Грозный из дома Рюриковичей, целых 50 лет. Хотя, справедливости ради, взошёл на престол Грозный царь трёх лет отроду после смерти своего отца Василия III Ивановича. Последующие 14 лет правили от имени царя разнообразные регенты, первой из которых стала его мать княгиня Московская и Великая княгиня Владимирская Елена Васильевна Глинская. И именно с регентством и связана тяжелая душевная болезнь Ивана Васильевича, его жестокость, мнительность и подозрительность, за что его позже и прозовут Грозным.
     Елена Васильевна родилась в году 1508-м, в семье опального воеводы князя Василия Львовича Глинского. В 1526-м году 18-летняя Елена была выбрана невестой великого князя Василия III, который развёлся с первой женой Соломонией Сабуровой по причине её бесплодия.
     Как ни странно, Елена, которая была почти втрое младше Василия, мгновенно возымела над ним великое влияние, из-за чего даже был выпущен из темницы её отец Василий Львович (его заточили за мятеж против великого князя). Василий даже обрился на европейский манер, чем привёл в шок весь московский двор. Она, к радости Василия III родила ему долгожданных наследников, сына Ивана в 1530-м году и второго сына Юрия в 1532-м.
     После неудачной охоты Василий Иванович тяжело заболел. Болезнь стремительно прогрессировала. Не надеясь уже выздороветь Василий Иванович созвал бояр и объявил им свою волю: наследником престола великим князем станет Иван Васильевич, а регентом при нём его жена Елена Глинская. После этого великий князь скончался, приняв схиму *, по традиции тех лет.
     Кроме Елены Глинской регентами стали ещё семь бояр. Однако регентский совет правил недолго. Фаворитом княгини быстро стал молодой и сильный боярин и воевода Иван Фёдорович Овчина Телепнев-Оболенский, вместе они совершили дворцовый переворот, свергнув остальных бояр. Таким образом власть оказалась в руках Елены Глинской, которая после княгини Ольги и Софьи Витовтовны стала третьей женщиной в истории Руси - правительницей государства Российского. Бремя власти она разделила со своим любовником Иваном Овчиной.
     Несмотря на литовское воспитание и неприятие Елены Глинской как знатью, так и простым людом в своё короткое правление она сумела сделать немало полезных вещей: возвела охранный ров вокруг городского посада; заложила Китай-город; провела денежную реформу, фактически введя в Русском государстве единую валюту; заключила выгодный мирный договор с Речью Посполитой, завершив русско-литовскую войну 1534 -1537 гг.
     Тем не менее правление Елены Васильевны не продлилось и пяти лет. Её неожиданная смерть в 1538-м году всего 30-и лет отроду вызвала массу сомнений, которые развеяли учёные в середине XX-го века: в останках Елены Глинской обнаружили завышенную дозу ртути. Хотя ртуть в те времена активно использовалась в косметике, но такое количество через простые румяна и белила попасть в организм не могло. Также сообщалось, что Елена Глинская обладала хорошим здоровьем и никогда на него не жаловалась.
     Судя по всему, все последние Рюриковичи подвергались отравлению ртутью. И сам Иван Васильевич Грозный тоже, как и его сын Иван, якобы убитый царём ударом посоха (исследование останков Ивана Ивановича разоблачило миф об ударе в висок, зато в его останках также была завышенная доза ртути).
     После смерти Елены Васильевны, свержения и уморения голодом Ивана Фёдоровича Овчины Телепнева-Оболенского, в Русском государстве началась чехарда регентов. Многие из них стремились перехватить власть над малолетним государем. Зачастую использовали крайне жестокие и кровавые методы. Царь не раз видел убийства, оказывался заложником бояр, что в итоге вылилось в лютую 'нелюбовь' к последним. Подобные пертурбации сохранялись до восшествия Ивана Васильевича на престол с принятием титула не великого князя, а царя, что в свою очередь, укрепило статус Русского государства, сделало его равновеликим ведущим европейским державам.
     Кто и зачем травил Рюриковичей - неясно. Но и Елена Васильевна, и Иван Васильевич, и Иван Иванович были отравлены. Вместе с гибелью царевича Дмитрия в Угличе дом Рюриковичей правивший Русью более шести веков стал фактически выморочным, угас. Последний царь Фёдор IИванович оказался слабым и 'блаженным' (умственно отсталым) человеком, в результате власть досталась Борису Годунову, а далее началась смута.
     Было ли это происками бояр, врагов России или злым роком - неясно. Ясно лишь то, что душевная слабость царя Ивана Васильевича, усугубившаяся в течение его жизни имела начало именно в его глубоком детстве, во времена регентства, лучшими из которых были именно годы регентства его матери - Елены Васильевны Глинской.
     _________________
     * Схима - обет православных монахов соблюдать особо строгие аскетические правила поведения, высшая степень монашества.

Гелиогабал. Самодур на троне

     Житие Цезаря Марка Аврелия Антонина Пия Феликса Августа, императора Великой Римской империи из династии Северов, также известного под именем Гелиогабал, которое он получил уже после смерти, могло быть совершенно непримечательным, если был не незаурядная, мягко говоря, одиозная личность этого римского императора, правившего всего 4 года, но вошедшего в историю, как личность, затмившая по своим дурным поступкам и Нерона, и, даже Калигулу.
     Гелиогабал родился в 204-м году в семье высокопоставленного чиновника Марцелла и племянницы императрицы Юлии Домны Юлии Бассианы. По слухам, он был бастардом императора Каракаллы, с которым у его матери Юлии Бассианы была любовная связь. Юношу с детства отличала неземная красота, от которой были в абсолютном восторге как женщины, так и мужчины.
     Тогда власть в Риме могла меняться по несколько раз за год, ибо императоры свергались чаще, чем телились коровы в их империи, окружившей Средиземное море, и простиравшейся от засушливых песков Аравии на востоке, до густых лесов Британии на западе, и от ледяных Пиреней на севере, до величественных пирамид Гизы на юге.
     В итоге очередного восстания четырнадцатилетний Гелиогабал был возведён на престол и объявлен цезарем (правителем Римской империи), тем не менее, первые годы правления Гелиогабала (точнее его матери Юлии Бассианы в качестве регента) омрачились войной с его соперником императором Макрином.
     После подавления восстания Макрина и казни его сторонников Гелиогабал вошёл в Рим и не дожидаясь официального возведения в должность сенатом объявил себя проконсулом с трибунской властью. Своё правление в Риме юный император начал с казней сторонников Макрина, а затем ввёл мать и бабку которые и организовали его восшествие на престол, в Сенат, (до этого в Сенате заседали только мужчины). Фактически именно Юлия Меса (бабка Гелиогабала) и Юлия Бассиана и правили от имени императора, интересовавшегося только пирами и женщинами. Тем не менее две женщины оказались не слишком хорошими правителями, девальвация динария не только продолжилась, но ещё и усугубилась, увеличив масштабы экономического кризиса тех лет.
     Меж тем сам Гелиогабал совершенно не проявлял интереса к власти, хотя он и провёл непопулярную религиозную реформу, заменив Юпитера, Юнону и Минерву - традиционную Капитолийскую триаду на новую - Астарту, Минерву, Уранию, чего ни народ, ни, самое главное, армия так и не понял. Кроме того, Гелиогабал ввёл в качестве верховного бога иноземного Элагабала, став понтификом (верховных жрецом) нового бога, который должен был почитаться выше Юпитера, что вызвало уже не неприятие, а прямой гнев населения.
     Но истинный 'размах' Гелиогабал нашёл на ниве личной жизни. В возрасте всего пятнадцати лет любвеобильный Гелиогабал женился на весталке (жрице богов), что законы Рима запрещали, весталку, вступившую в половую связь, следовало похоронить заживо. Но Гелиогабал плевать на это хотел и предался любовным утехам с весталкой, которая ещё была его и старше.
     Кроме того, император, возомнивший себя слугой богов, сделал обрезание и перестал есть свинину (следствие сирийского воспитания).
     Но богохульный по меркам римлян брак императора-еретика с весталкой долго не продлился, затем Гелиогабал женился ещё четыре раза, в том числе дважды на одной и той же женщине - той самой весталке. Также Гелиогабал привёз раба по имени Гиерокл, даровав ему кроме свободы должность колесничего, а также став его, Гиерокла, мужем. Также императора обвиняли в том, что он 'продавал себя в лупанариях (борделях) как женщина'. Кроме того, император не желая ходить по земле (ибо это был удел простых смертных), приказывал посыпать его путь золотым и серебряным песком. И это всё на фоне экономического кризиса и целого ряда восстаний, подавлять которые его бабке и матери было всё тяжелее раз от раза.
     Наконец, в 221-м году преторианская гвардия (элитная охрана императора) взбунтовалась. Они устали терпеть самодурства Гелиогабала и в приказном порядке велели возвести на трон его двоюродного брата, Александра Севера. Гелиогабал в припадке ярости приказал арестовать всех преторианцев и казнить, чего те не оценили, загнав восемнадцатилетнего императора, возведённого и удерживаемого на троне силой оружия, в отхожее место, где и закололи мечами-гладиусами. Его мать разделила участь своего сына. Тоже ждало и Гиерокла. Сенат посмертно осудил Гелиогабала предав его имя забвению (damnatio memoriae), подобно жившему за многие века до него царю Египта Эхнатону.
     Надо сказать, что королевская гвардия, создаваемая для защиты монарха, частенько в истории становилась причиной смерти этого монарха, а сам всесильный правитель заложником тех, кого он взрастил для своей защиты.
     Египетские мамлюки, римские преторианцы, русские стрельцы, турецкие янычары, персидские бессмертные, все они были причиной гибели и смещения тех или иных правителей соответствующих государств. Но и правители отвечали тем же: царь Пётр Великий лично рубил головы непокорным стрельцам, а затем заменив их на свои 'потешные' полки, которые позже приводили нескольких императриц к власти; султан Махмуд II расстрелял в очередной раз взбунтовавшихся янычар из пушек; в пушечном огне, и то со второго раза, погибли и всесильные египетские мамлюки, свергавшие и ставившие султанов Египта.
     Несмотря на одиозность и недолгое правление Гелиогабал олицетворяет собой моральную распущенность и начало упадка Римской империи, который привёл её к распаду менее чем через 200 лет со дня его смерти, а затем ещё через 200 лет и падение Западной римской империи.

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"