>
Расскажи мне про Карен Барад и про
агентский реализм Основные положения,
идеи, критику. Как и кто используют ее
идеи?
Конечно. Давайте подробно разберем
ключевую фигуру современной философии
науки — Карен Барад и её теорию агентного
реализма (или агентский реализм).
Кто такая Карен Барад?
Карен Барад (род.
1956) — американская философ и профессор,
работающая на стыке философии, физики,
исследований науки и технологий (STS),
феминистской теории и постструктурализма.
Имеет докторскую степень по теоретической
физике, что крайне важно для понимания
её подхода: она глубоко разбирается в
квантовой механике и использует её как
основу для своей философской системы.
Её magnum opus — книга «Meeting the Universe Halfway:
Quantum Physics and the Entanglement of Matter and Meaning»
(2007), где она излагает свою теорию.
Агентный реализм: Основные идеи и
положения
Агентный реализм — это
онтолого-эпистемологическая framework
(теоретическая рамка), которая стирает
грань между онтологией (что существует)
и эпистемологией (как мы это познаем).
Барад утверждает, что мы не просто
открываем готовый мир, а активно участвуем
в его «со-творении» через наши практики
и измерения.
Ключевые концепции:
1. Онто-эпистемология
Это центральное понятие.
Барад настаивает, что познание
(эпистемология) и бытие (онтология)
неразрывно связаны. Мы не можем знать
мир, не воздействуя на него, и это
воздействие изменяет саму реальность,
которую мы познаем. Познание — это не
отражение мира, а прямое материальное
взаимодействие с ним.
2. Интра-действие (Intra-action) vs. Интеракция
(Interaction)
Это, пожалуй, самый
известный и важный термин. * Интеракция
(в классическом понимании) предполагает,
что есть заранее данные, независимые
сущности (например, человек и микроскоп),
которые затем вступают во взаимодействие.
* Интра-действие — это идея, что
границы и свойства сущностей не
предзаданы, а возникают в процессе
и в результате их взаимодействия.
Агенты (например, электрон и измерительный
прибор) не существуют до их встречи; они
становятся определенными, обретают
свои свойства и границы только в акте
измерения/интра-действия.
Классический пример из квантовой
механики: В эксперименте с двумя
щелями электрон ведет себя как частица
или как волна в зависимости от того,
какую измерительную аппаратуру мы
используем. Его свойство не присуще
ему заранее, а возникает в интра-действии
с измерительным устройством.
3.
Явление (Phenomenon)
В философии Барад первичной
онтологической единицей является не
независимый объект, а явление.
Явление — это нечто целое, неразложимая
совокупность, возникающая в результате
интра-действия «наблюдаемого» и
«наблюдающего» (которые не существуют
друг без друга). Реальность состоит из
таких явлений-взаимодействий.
4.
Агентность (Agency)
Агентность у Барад — это
не свойство человека или субъекта.
Агентность — это сила воздействия,
порождаемая в интра-действии. Агентом
может быть что угодно: человек, прибор,
технология, институт, животное, идея —
любая сущность, которая оказывает
воздействие и провоцирует изменения.
Агентность распределена и не-человеческая.
5. Материальная дискурсивность
Барад отвергает
противопоставление языка/дискурса и
материи. Она утверждает, что дискурс
(социальные практики, концепции, нормы)
— это не просто слова, а материальные
практики, которые имеют реальные
физические последствия. И наоборот,
материя не пассивна, она «отвечает» в
актах интра-действия. Материя обладает
своей собственной «ответ-ственностью»
(responsibility).
6. Различия, которые имеют значение
(Material-Discursive Practices)
То, как мы проводим
различия (например, между природой и
культурой, субъектом и объектом, мужчиной
и женщиной), — это не просто мыслительные
операции. Это материально-дискурсивные
практики, которые имеют реальные,
материальные последствия. Они буквально
«вырезают» (enact) реальность.
Критика агентного реализма
Сложность
и непрозрачность языка: Барад часто
критикуют за чрезвычайно сложный,
насыщенный неологизмами язык, который
делает её идеи труднодоступными.
Уход в
спекулятивную метафизику: Некоторые
critics утверждают, что, несмотря на
заявленную связь с физикой, её теория
становится слишком абстрактной и
спекулятивной, выходя за рамки того,
что могут подтвердить или опровергнуть
эмпирические науки.
Проблема
нормативности и ответственности:
Если агентность распределена между
людьми и не-людьми (например, оружием,
приборами), то как возлагать моральную
и этическую ответственность за поступки?
Кто виноват: стрелок или пистолет? Барад
отвечает, что ответственность лежит
на всей совокупности явления, но на
практике это сложно применить.
Риск
релятивизма: Стирание границ между
знанием и бытием, объектом и субъектом
может привести к релятивизму, где любое
знание оказывается равноценным,
поскольку оно всегда ситуативно и
обусловлено конкретным интра-действием.
Как и кто используются идеи Барад?
Идеи Барад оказали
огромное влияние на целый ряд дисциплин:
Исследования
науки и технологий (STS): Её framework
идеально подходит для анализа того,
как научные факты конструируются в
лабораториях через взаимодействие
ученых, приборов, образцов и теорий.
Она помогает понять науку не как
открытие, а как практику «сотворения
мира».
Феминистская
теория и квир-исследования: Барад —
активная феминистка. Её теория
используется для деконструкции бинарных
оппозиций (мужское/женское,
природное/культурное). Полагать, что
пол или гендер — это предзаданная
сущность, — ошибка. С точки зрения
агентного реализма, гендер — это
явление, которое постоянно
производится и перепроизводится через
материально-дискурсивные практики
(язык, медицину, нормы, одежду и т.д.).
Постгуманизм
и исследования животных: Её идея
не-человеческой агентности позволяет
по-новому взглянуть на роль животных,
технологий, окружающей среды и объектов
как активных участников мира, а не
пассивных ресурсов.
Экологическая
философия: Понятие интра-действия
помогает осмыслить антропоцен, показывая,
что человек не просто воздействует на
природу «извне», а находится с ней в
неразрывном, со-творящем взаимоотношении.
Изменяя природу, мы меняем и самих себя,
так как наши границы размыты.
Социальные
и политические науки: Её подход
используется для анализа того, как
социальные и политические институты
(например, границы, законы, системы
наблюдения) материально «вырезают»
реальность, определяя жизни людей.
Итог
Карен Барад предлагает
радикальный пересмотр наших представлений
о реальности, познании и материи. Её
агентный реализм — это призыв
увидеть мир не как собрание отдельных
объектов, а как динамичную, непрерывную
ткань явлений-взаимодействий, в которых
мы все активно участвуем. Это философия
глубокой взаимосвязи и ответственности
за те «различия, которые имеют значение»,
которые мы постоянно производим.
> Похоже на идеи Жиля Делеза. Как
соотносятся их идеи? Что первично, что
вторично, что на что влияет, чем отличается?
Сравнение Карен Барад и Жиля Делеза
абсолютно уместно — их проекты во многом
родственны, но между ними есть и
фундаментальные различия. Барад,
безусловно, находится под влиянием
постструктурализма и Делеза, но
перерабатывает его идеи через призму
квантовой физики и феминистской теории.
Давайте разберем их соотношение по
пунктам.
Общее: Родственные черты
Процессуальная
онтология (Становление vs. Интра-действие):
Делез:
Мир — это не собрание стабильных
сущностей (бытие), а непрерывный поток
становления (becoming). Вещи — это не
«вещи», а временные стабилизации в
этом потоке, «сборки» (assemblages).
Барад:
Мир — это не набор отдельных объектов,
а непрерывная динамика интра-действий.
Объекты и субъекты — это не предзаданные
сущности, а временные продукты
(«явления») этих взаимодействий.
Общее:
Оба мыслителя отвергают статичную,
субстанциональную картину мира. Для
них первичен процесс, а не вещь.
Критика
репрезентационизма:
Оба резко
критикуют идею о том, что язык или
сознание просто «отражают» или
«репрезентируют» готовую, независимую
реальность. Познание — это не зеркало
природы, а активное участие в её
созидании.
Не-человеческая
агентность:
Делез (и
Гваттари): Агентность присуща не
только людям. Вещи, животные, идеи,
социальные образования («машины»)
обладают собственной способностью к
действию и воздействию в рамках
«сборок».
Барад:
Агентность — это сила, порождаемая в
интра-действии, и ей наделены
не-человеческие акторы (приборы,
технологии, животные, окружающая
среда).
Ключевые различия: Что первично и чем
отличаются
Здесь начинается самое
интересное. Различия проистекают из
разных источников их философии: у Делеза
— это спинозизм, ницшеанство и психоанализ,
у Барад — квантовая механика и феминистская
теория.
Явление
(Phenomenon) — неразложимое целое,
возникающее в акте интра-действия.
Онтология не горизонтальная и не
вертикальная, а реляционно-топологическая.
Как
происходит взаимодействие?
Интеракция:
В сборке уже сформированные, но
способные к трансформации сущности
(человеческие и не-человеческие)
вступают во взаимодействие, обмениваются
аффектами (способностью
воздействовать и подвергаться
воздействию).
Интра-действие:
Границы и свойства сущностей не
существуют до и вне их взаимодействия.
Они возникают из него. Нет заранее
данных «частей», которые собираются
в целое.
Роль
эпистемологии
Эпистемология
(познание) вторична по отношению к
онтологии (бытию-становлению). Познание
— это один из видов практик среди
прочих, вид «сборки».
Онто-эпистемология:
Онтология и эпистемология неразделимы.
Нет бытия без познания, а познание —
это материальное практическое
взаимодействие, которое и творит
бытие.
Ключевой
метафорический ряд
Биология
(ризома, корневище), ботаника, геология,
психоанализ.
Квантовая
физика (эксперимент с двумя щелями,
нелокальность, дополнительность),
феминистская теория.
Отношение
к материи
Материя
важна, но часто рассматривается через
призму «материальности желания»,
потоков и сил. Акцент на витальности,
жизненной силе.
Материя
— активный, динамичный и „отзывчивый“
участник мира. Она не пассивная
субстанция, а то, что «отвечает» в
акте измерения/интра-действия.
Нормативный
импульс
Освобождение
желания из-под репрессивных структур
(«корневище» против «древесного»),
революционная политика.
Этическая
и ответственная практика «вырезания»
реальности. Поскольку мы участвуем
в созидании мира, мы несем ответственность
за те различия, которые производим
(например, социальные, политические,
экологические).
Что на что влияло? Первичность и
вторичность
Прямого линейного влияния
«Делез → Барад» нет. Правильнее говорить
о том, что Барад работает в общем
постструктуралистском и постгуманистическом
поле, которое во многом определили
Делез и Фуко (её главный вдохновитель,
наряду с Нильсом Бором).
Делез (и
Фуко) предоставили философский
инструментарий для критики классического
субъекта, репрезентации и стабильной
онтологии.
Барад
берет этот инструментарий и переводит
его на язык квантовой физики, находя
для него не философские, а естественнонаучные
обоснования. Она как бы говорит:
«Делез был прав в своих интуициях, и
вот строгие физические доказательства
этому».
Таким образом, Делез
является для Барад предшественником
и философским союзником, но не прямым
источником. Её теория — это не развитие
делезовских идей, а скорее параллельный
проект, построенный на ином (научном)
фундаменте, но пришедший к сходным
выводам о процессуальной и relational природе
реальности.
Итог: Простое сравнение
Делез
смотрит на мир как на бесконечный
организм (ризому), где всё переплетено
и постоянно течет и преобразуется.
Барад
смотрит на мир как на гигантскую
квантовую лабораторию, где никакие
свойства не определены до тех пор, пока
не произойдет «измерение» (интра-действие),
и это измерение не просто открывает
реальность, а создаёт её.
Оба видят мир как процесс,
но Барад через концепцию интра-действия
делает еще более радикальный шаг, отрицая
саму возможность существования
независимых сущностей до их
взаимодействия.
В каких прикладных актуальных
современных исследованиях (наука,
техника) идеи Барад являются базовыми
или значимыми (укажи примерно значимость)
Идеи Карен Барад, особенно её концепция
интра-действия и онто-эпистемологии,
становятся все более влиятельными в
прикладных исследованиях, выходя далеко
за рамки чистой философии. Они предлагают
новый язык и теоретический инструментарий
для осмысления сложных, гибридных
систем, в которых человек, технологии
и природа неразделимо переплетены.
Вот ключевые области и примеры, где
идеи Барад являются базовыми или
высокозначимыми:
1. Исследования науки и технологий
(Science and Technology Studies - STS)
Это естественная сфера
для применения её идей. Здесь её framework
используется для анализа того, как
производятся научные знания.
Пример:
Исследование лабораторных практик в
биологии или физике.
Как
применяется: Ученый, образец ДНК,
секвенатор, программное обеспечение
для анализа, научные теории — это не
отдельные сущности. Они образуют единое
«явление». Данные (например, геном)
не «открываются», а со-производятся
(are co-constituted) в процессе их интра-действия.
Границы между «объектом исследования»
и «субъектом-исследователем» размыты.
Значимость:Базовый/значительный. Меняет сам
вопрос с «Что было открыто?» на «Как
именно был произведен этот факт?
Какие материально-дискурсивные практики
и аппараты были задействованы?».
2. Human-Computer Interaction (HCI) и взаимодействие с
технологиями
Эта область отошла от
модели «пользователь vs. инструмент»
и движется к пониманию взаимодействия
как единого, неразделимого процесса.
Пример:
Исследование взаимодействия с системами
ИИ, носимых устройств (wearables),
immersive-технологий (VR/AR).
Как
применяется: Пользователь и алгоритм
— не две отдельные сущности. Их
агентности переплетены. Алгоритм
рекомендаций Netflix не просто отражает
ваши предпочтения; он активно формирует
их, предлагая определенный контент.
Вы, в свою очередь, своими кликами и
просмотрами «обучаете» алгоритм. Это
классическое интра-действие: ваши
вкусы и личность как «пользователя»
не предсуществуют, а постоянно
формируются во взаимодействии с
технологией.
Значимость:Значительный/растущий. Позволяет
проектировать более этичные и
ответственные системы, учитывая, что
технологии не нейтральны, а активно
формируют человеческое поведение и
восприятие.
3. Экологические исследования и Антропоцен
Идеи Барад идеально
подходят для описания экологического
кризиса, где человек не просто «влияет»
на природу, а находится с ней в неразрывной
связи.
Пример:
Исследования изменения климата,
загрязнения микропластиком.
Как
применяется: Микропластик — это не
просто внешний загрязнитель. Он
интра-действует с телами животных
и людей, проникая в органы и кровоток,
становясь частью наших биологических
процессов. Стирается граница между
«внешней средой» и «внутренним телом».
Человек и пластик становятся единым
«явлением» — «человек-пластик»
(plastic-human), что требует совершенно нового
подхода к экологической ethics и политике.
Значимость:Высокая и актуальная. Дает мощный
концептуальный аппарат для осмысления
взаимопроникновения человеческого и
природного, уходя от упрощенной модели
«вины» и «воздействия на природу».
4. Медицина и биотехнологии
Здесь пересматривается
понимание тела, здоровья и болезни не
как объективных данностей, а как явлений,
возникающих в практике.
Пример:
Исследования в области медицинской
визуализации (МРТ, КТ), пренатальной
диагностики, персонифицированной
медицины.
Как
применяется: Диагноз (например,
раковая опухоль на снимке МРТ) — это
не отражение предзаданной реальности.
Это явление, рожденное в интра-действии
между телом пациента, технологией
сканирования, программным обеспечением,
протоколами анализа и взглядом
радиолога. Технология не просто пассивно
показывает болезнь; она активно
участвует в её определении и,
следовательно, в конструировании тела
пациента как «больного».
Значимость:Растущая. Позволяет критически
осмыслить роль технологий в определении
нормы и патологии, а также понять, как
медицинские знания материально
производятся, а не просто открываются.
5. Критическая теория безопасности
(Critical Security Studies)
Это менее очевидная, но
очень яркая область применения.
Пример:
Анализ систем автоматизированного
наблюдения, алгоритмов распознавания
лиц, автономного оружия.
Как
применяется: Алгоритм распознавания
лиц — это не просто инструмент. Это
агент, который в интра-действии с
камерами, базами данных и политическими
решениями активно производит саму
категорию «угрозы» или «подозреваемого».
Его ошибки (например, racial bias) — это не
технические сбои, а материальные
последствия того, как он был «выдрессирован»
данными, — это его способ «отвечать»
и формировать реальность.
Значимость:Высокая в рамках критического подхода.
Позволяет уйти от дискуссий о «сбоях
технологии» к анализу того, как
технологии безопасности онтологически
конституируют мир, в котором мы
живем, создавая новые риски и формы
неравенства.
Итог
по значимости
Базовый
уровень: Её идеи являются базовыми
в определенных направлениях внутри
STS, постгуманистической теории и нового
материализма. Для ряда исследователей
её framework — это основной способ мыслить
о производстве знания.
Высокая
значимость: В большинстве других
прикладных областей (HCI, экология,
медицина) её теория является не базой,
а крайне влиятельным и новаторским
подходом. Она предлагает мощные
концепты (интра-действие, онто-эпистемология)
для переформулирования старых проблем
и выявления новых, более сложных
взаимосвязей.
Идеи Барад особенно
востребованы там, где требуется выйти
за рамки традиционных дуализмов
(природа/культура, субъект/объект,
человек/технология) и понять сложные,
гибридные системы, в которых мы живем.
Какие направления науки и техники,
основанные (или сильно зависимые) на ее
идеях в данный момент не являются
топовыми, но станут такими на горизонте
10 лет (прогноз)? Может быть укажешь даже
конкретные проекты?
Прогнозирование, какие именно
направления станут “топовыми” через
10 лет — задача сложная, но именно идеи
Барад дают уникальную оптику, чтобы
увидеть нарождающиеся тренды. Её учение
особенно ценно для областей, которые
только-только сталкиваются с необходимостью
преодолеть классические дуализмы
(объект/субъект, природа/культура,
человек/машина).
Вот прогноз по направлениям, которые
сейчас находятся на переднем крае науки,
но где философия Барад может стать
парадигмальной (базовой) в течение
следующего десятилетия:
1. Этика и дизайн автономных систем и ИИ
(Beyond Explainable AI)
Текущий
статус: Сейчас доминирует подход
«Объяснимого ИИ» (Explainable AI — XAI), который
пытается заставить «черный ящик»
алгоритма давать отчет в понятных
человеку терминах. Это все еще основано
на идее, что ИИ — это инструмент, который
должен быть прозрачным для внешнего
наблюдателя.
Почему
идеи Барад станут ключевыми: Концепция
интра-действия показывает, что
человек и ИИ не разделены. Они формируют
единую сборку принятия решений.
Вопрос сместится с «Как понять алгоритм?»
на «Как мы вместе с алгоритмом
производим реальность и несем за это
совместную ответственность?».
Будущие
проекты (прогноз):
Проектирование
«Ответственных интра-действий»:
Появятся не просто дизайнеры интерфейсов,
а «дизайнеры явлений», которые
будут протоколировать и проектировать
сам процесс совместного порождения
решений человеком и ИИ (например, в
медицине, юриспруденции, управлении
городом).
Системы
совместного интеллекта (Co-Intelligence
Systems): Вместо систем «искусственного
интеллекта» появятся системы, изначально
спроектированные как гибридные
человеко-машинные явления. Их
эффективность будет оцениваться не
по точности алгоритма, а по этичности
и устойчивости всего совокупного
результата интра-действия.
2. Биотехнологии и инженерия синтетической
биологии
Текущий
статус: Преобладает инженерный подход
«снизу-вверх»: собрать «биодетали»
(BioBricks), вставить в клетку и запрограммировать
её на выполнение функций (производство
белка, лекарства). Клетка часто
рассматривается как пассивный chassis,
платформа.
Почему
идеи Барад станут ключевыми:
Синтетическая биология уперлась в
проблему: живая клетка — не пассивный
конструктор. Она активно отвечает,
мутирует, взаимодействует со средущей.
Её поведение невозможно полностью
предсказать и контролировать.
Онто-эпистемология Барад идеально
подходит для описания этого: ученый
интра-действует с клеткой, и результат
(успех или неудача) — это со-продукция
свойств генно-инженерной конструкции
и агентности самой клеточной среды.
Будущие
проекты (прогноз):
Экологическая
синтетическая биология: Проекты по
созданию организмов для очистки сред
(биоремедиация) будут основываться не
на идее «внедрения решения», а на
проектировании новых экологических
«явлений». Ученые будут проектировать
не просто бактерию, а всю систему её
интра-действия с загрязнителем,
почвой, другими бактериями, предсказывая,
как эта гибридная система вместе
эволюционирует.
Биологические
компьютеры: Разработка вычислительных
систем на основе живых нейронов или
ДНК будет требовать языка, описывающего
не «ввод-вывод», а интра-действие
кремниевых и биологических компонентов,
которые взаимно конституируют друг
друга в процессе вычисления.
3. Квантовые технологии и квантовые
вычисления
Текущий
статус: Область движима в первую
очередь физиками и инженерами,
сфокусированными на технических
проблемах (когерентность, ошибки).
Философские основания квантовой
механики часто игнорируются как
нерелевантные для практики.
Почему
идеи Барад станут ключевыми: Барад
напрямую строит свою теорию на философии
квантовой механики (Нильс Бор). По мере
того как квантовые компьютеры перестанут
быть лабораторными диковинками и начнут
решать прикладные задачи, встанет
вопрос: что именно мы вычисляем?
Результат вычисления — это не отражение
внешнего мира, а продукт интра-действия
квантовой системы с измерительным
прибором и средой. Это потребует epistemology для квантового машинного
обучения и квантового моделирования.
Будущие
проекты (прогноз):
Квантовое
машинное обучение (Quantum ML): Возникнет
поле «Квантовой онто-эпистемологии».
Разработчикам придется явно учитывать,
что их модель не «узнает» о паттернах
в данных, а вместе с конкретной
конфигурацией квантового процессора
со-творяет эти паттерны в акте
измерения. Это изменит подход к валидации
и интерпретации результатов.
Проектирование
квантовых интерфейсов: Появятся
специалисты, задачей которых будет
проектирование перевода между
классическим и квантовым миром не как
технического шлюза, а как зоны
интра-действия, где рождается новый
тип знания.
4. Геоинженерия и управление климатом
Текущий
статус: Обсуждения ведутся в духе
«управления планетой» как гигантским
механизмом: распылить аэрозоли в
стратосфере — получить охлаждение.
Это классическая дуалистическая модель:
Человек (активный субъект) воздействует
на Природу (пассивный объект).
Почему
идеи Барад станут ключевыми: Любое
масштабное вмешательство в климат —
это гигантский эксперимент по
интра-действию. Мы не можем предсказать
все последствия, потому что сама Земная
система ответит нам миллионами нелинейных
обратных связей. Мы не управляем
системой, мы вступаем с ней в сложнейшее,
необратимое со-становление. Язык
Барад — это единственный адекватный
язык для описания этой этической и
онтологической катастрофы/возможности.
Будущие
проекты (прогноз):
Моделирование
«планетарных явлений»: Климатические
модели будущего будут включать не
только физические параметры, но и
человеческие практики, экономические
решения и технологические агентности
как неотъемлемые части системы, с
которой происходит интра-действие.
Они будут моделировать не климат, а
планетарные гибридные феномены.
Протоколы
«ответственного интра-действия» с
планетой: Возникнут новые международные
институты, чья задача — не принятие
решений «о» геоинженерии, а разработка
frameworks для постоянного мониторинга и
этической оценки самого процесса
нашего интра-действия с планетарными
системами.
Итог: Через 10 лет идеи
Барад станут критически важными не
столько как абстрактная философия,
сколько как практический инструментарий
для работы со сложными гибридными
системами, где человеческое и
не-человеческое, технологическое и
природное настолько переплетены, что
требуют совершенно нового языка для
своего описания, проектирования и
этической оценки. Это будет язык
онтологического дизайна, где мы
признаем свою ответственность за те
миры, которые активно со-творяем.