Голышев Георгий
Барад!

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками Типография Новый формат: Издать свою книгу
 Ваша оценка:

> Расскажи мне про Карен Барад и про агентский реализм Основные положения, идеи, критику. Как и кто используют ее идеи?

Конечно. Давайте подробно разберем ключевую фигуру современной философии науки — Карен Барад и её теорию агентного реализма (или агентский реализм).

Кто такая Карен Барад?

Карен Барад (род. 1956) — американская философ и профессор, работающая на стыке философии, физики, исследований науки и технологий (STS), феминистской теории и постструктурализма. Имеет докторскую степень по теоретической физике, что крайне важно для понимания её подхода: она глубоко разбирается в квантовой механике и использует её как основу для своей философской системы.

Её magnum opus — книга «Meeting the Universe Halfway: Quantum Physics and the Entanglement of Matter and Meaning» (2007), где она излагает свою теорию.


Агентный реализм: Основные идеи и положения

Агентный реализм — это онтолого-эпистемологическая framework (теоретическая рамка), которая стирает грань между онтологией (что существует) и эпистемологией (как мы это познаем). Барад утверждает, что мы не просто открываем готовый мир, а активно участвуем в его «со-творении» через наши практики и измерения.

Ключевые концепции:

1. Онто-эпистемология

Это центральное понятие. Барад настаивает, что познание (эпистемология) и бытие (онтология) неразрывно связаны. Мы не можем знать мир, не воздействуя на него, и это воздействие изменяет саму реальность, которую мы познаем. Познание — это не отражение мира, а прямое материальное взаимодействие с ним.

2. Интра-действие (Intra-action) vs. Интеракция (Interaction)

Это, пожалуй, самый известный и важный термин. * Интеракция (в классическом понимании) предполагает, что есть заранее данные, независимые сущности (например, человек и микроскоп), которые затем вступают во взаимодействие. * Интра-действие — это идея, что границы и свойства сущностей не предзаданы, а возникают в процессе и в результате их взаимодействия. Агенты (например, электрон и измерительный прибор) не существуют до их встречи; они становятся определенными, обретают свои свойства и границы только в акте измерения/интра-действия.

Классический пример из квантовой механики: В эксперименте с двумя щелями электрон ведет себя как частица или как волна в зависимости от того, какую измерительную аппаратуру мы используем. Его свойство не присуще ему заранее, а возникает в интра-действии с измерительным устройством.

3. Явление (Phenomenon)

В философии Барад первичной онтологической единицей является не независимый объект, а явление. Явление — это нечто целое, неразложимая совокупность, возникающая в результате интра-действия «наблюдаемого» и «наблюдающего» (которые не существуют друг без друга). Реальность состоит из таких явлений-взаимодействий.

4. Агентность (Agency)

Агентность у Барад — это не свойство человека или субъекта. Агентность — это сила воздействия, порождаемая в интра-действии. Агентом может быть что угодно: человек, прибор, технология, институт, животное, идея — любая сущность, которая оказывает воздействие и провоцирует изменения. Агентность распределена и не-человеческая.

5. Материальная дискурсивность

Барад отвергает противопоставление языка/дискурса и материи. Она утверждает, что дискурс (социальные практики, концепции, нормы) — это не просто слова, а материальные практики, которые имеют реальные физические последствия. И наоборот, материя не пассивна, она «отвечает» в актах интра-действия. Материя обладает своей собственной «ответ-ственностью» (responsibility).

6. Различия, которые имеют значение (Material-Discursive Practices)

То, как мы проводим различия (например, между природой и культурой, субъектом и объектом, мужчиной и женщиной), — это не просто мыслительные операции. Это материально-дискурсивные практики, которые имеют реальные, материальные последствия. Они буквально «вырезают» (enact) реальность.


Критика агентного реализма

  1. Сложность и непрозрачность языка: Барад часто критикуют за чрезвычайно сложный, насыщенный неологизмами язык, который делает её идеи труднодоступными.
  2. Уход в спекулятивную метафизику: Некоторые critics утверждают, что, несмотря на заявленную связь с физикой, её теория становится слишком абстрактной и спекулятивной, выходя за рамки того, что могут подтвердить или опровергнуть эмпирические науки.
  3. Проблема нормативности и ответственности: Если агентность распределена между людьми и не-людьми (например, оружием, приборами), то как возлагать моральную и этическую ответственность за поступки? Кто виноват: стрелок или пистолет? Барад отвечает, что ответственность лежит на всей совокупности явления, но на практике это сложно применить.
  4. Риск релятивизма: Стирание границ между знанием и бытием, объектом и субъектом может привести к релятивизму, где любое знание оказывается равноценным, поскольку оно всегда ситуативно и обусловлено конкретным интра-действием.

Как и кто используются идеи Барад?

Идеи Барад оказали огромное влияние на целый ряд дисциплин:

  1. Исследования науки и технологий (STS): Её framework идеально подходит для анализа того, как научные факты конструируются в лабораториях через взаимодействие ученых, приборов, образцов и теорий. Она помогает понять науку не как открытие, а как практику «сотворения мира».
  2. Феминистская теория и квир-исследования: Барад — активная феминистка. Её теория используется для деконструкции бинарных оппозиций (мужское/женское, природное/культурное). Полагать, что пол или гендер — это предзаданная сущность, — ошибка. С точки зрения агентного реализма, гендер — это явление, которое постоянно производится и перепроизводится через материально-дискурсивные практики (язык, медицину, нормы, одежду и т.д.).
  3. Постгуманизм и исследования животных: Её идея не-человеческой агентности позволяет по-новому взглянуть на роль животных, технологий, окружающей среды и объектов как активных участников мира, а не пассивных ресурсов.
  4. Экологическая философия: Понятие интра-действия помогает осмыслить антропоцен, показывая, что человек не просто воздействует на природу «извне», а находится с ней в неразрывном, со-творящем взаимоотношении. Изменяя природу, мы меняем и самих себя, так как наши границы размыты.
  5. Социальные и политические науки: Её подход используется для анализа того, как социальные и политические институты (например, границы, законы, системы наблюдения) материально «вырезают» реальность, определяя жизни людей.

Итог

Карен Барад предлагает радикальный пересмотр наших представлений о реальности, познании и материи. Её агентный реализм — это призыв увидеть мир не как собрание отдельных объектов, а как динамичную, непрерывную ткань явлений-взаимодействий, в которых мы все активно участвуем. Это философия глубокой взаимосвязи и ответственности за те «различия, которые имеют значение», которые мы постоянно производим.

============================================================

> Похоже на идеи Жиля Делеза. Как соотносятся их идеи? Что первично, что вторично, что на что влияет, чем отличается?

Сравнение Карен Барад и Жиля Делеза абсолютно уместно — их проекты во многом родственны, но между ними есть и фундаментальные различия. Барад, безусловно, находится под влиянием постструктурализма и Делеза, но перерабатывает его идеи через призму квантовой физики и феминистской теории.

Давайте разберем их соотношение по пунктам.

Общее: Родственные черты

  1. Процессуальная онтология (Становление vs. Интра-действие):
  1. Критика репрезентационизма:
  1. Не-человеческая агентность:

Ключевые различия: Что первично и чем отличаются

Здесь начинается самое интересное. Различия проистекают из разных источников их философии: у Делеза — это спинозизм, ницшеанство и психоанализ, у Барад — квантовая механика и феминистская теория.

Аспект

Жиль Делез (и Феликс Гваттари)

Карен Барад

Первичная онтологическая единица

Сборка (Assemblage) — временная, гетерогенная связь тел, аффектов, высказываний, институтов. Онтология горизонтальная, плоскостная (ризома).

Явление (Phenomenon) — неразложимое целое, возникающее в акте интра-действия. Онтология не горизонтальная и не вертикальная, а реляционно-топологическая.

Как происходит взаимодействие?

Интеракция: В сборке уже сформированные, но способные к трансформации сущности (человеческие и не-человеческие) вступают во взаимодействие, обмениваются аффектами (способностью воздействовать и подвергаться воздействию).

Интра-действие: Границы и свойства сущностей не существуют до и вне их взаимодействия. Они возникают из него. Нет заранее данных «частей», которые собираются в целое.

Роль эпистемологии

Эпистемология (познание) вторична по отношению к онтологии (бытию-становлению). Познание — это один из видов практик среди прочих, вид «сборки».

Онто-эпистемология: Онтология и эпистемология неразделимы. Нет бытия без познания, а познание — это материальное практическое взаимодействие, которое и творит бытие.

Ключевой метафорический ряд

Биология (ризома, корневище), ботаника, геология, психоанализ.

Квантовая физика (эксперимент с двумя щелями, нелокальность, дополнительность), феминистская теория.

Отношение к материи

Материя важна, но часто рассматривается через призму «материальности желания», потоков и сил. Акцент на витальности, жизненной силе.

Материя — активный, динамичный и „отзывчивый“ участник мира. Она не пассивная субстанция, а то, что «отвечает» в акте измерения/интра-действия.

Нормативный импульс

Освобождение желания из-под репрессивных структур («корневище» против «древесного»), революционная политика.

Этическая и ответственная практика «вырезания» реальности. Поскольку мы участвуем в созидании мира, мы несем ответственность за те различия, которые производим (например, социальные, политические, экологические).

Что на что влияло? Первичность и вторичность

Прямого линейного влияния «Делез → Барад» нет. Правильнее говорить о том, что Барад работает в общем постструктуралистском и постгуманистическом поле, которое во многом определили Делез и Фуко (её главный вдохновитель, наряду с Нильсом Бором).

Таким образом, Делез является для Барад предшественником и философским союзником, но не прямым источником. Её теория — это не развитие делезовских идей, а скорее параллельный проект, построенный на ином (научном) фундаменте, но пришедший к сходным выводам о процессуальной и relational природе реальности.

Итог: Простое сравнение

Оба видят мир как процесс, но Барад через концепцию интра-действия делает еще более радикальный шаг, отрицая саму возможность существования независимых сущностей до их взаимодействия.

=============================================================

В каких прикладных актуальных современных исследованиях (наука, техника) идеи Барад являются базовыми или значимыми (укажи примерно значимость)

Идеи Карен Барад, особенно её концепция интра-действия и онто-эпистемологии, становятся все более влиятельными в прикладных исследованиях, выходя далеко за рамки чистой философии. Они предлагают новый язык и теоретический инструментарий для осмысления сложных, гибридных систем, в которых человек, технологии и природа неразделимо переплетены.

Вот ключевые области и примеры, где идеи Барад являются базовыми или высокозначимыми:

1. Исследования науки и технологий (Science and Technology Studies - STS)

Это естественная сфера для применения её идей. Здесь её framework используется для анализа того, как производятся научные знания.

2. Human-Computer Interaction (HCI) и взаимодействие с технологиями

Эта область отошла от модели «пользователь vs. инструмент» и движется к пониманию взаимодействия как единого, неразделимого процесса.

3. Экологические исследования и Антропоцен

Идеи Барад идеально подходят для описания экологического кризиса, где человек не просто «влияет» на природу, а находится с ней в неразрывной связи.

4. Медицина и биотехнологии

Здесь пересматривается понимание тела, здоровья и болезни не как объективных данностей, а как явлений, возникающих в практике.

5. Критическая теория безопасности (Critical Security Studies)

Это менее очевидная, но очень яркая область применения.

Итог по значимости

Идеи Барад особенно востребованы там, где требуется выйти за рамки традиционных дуализмов (природа/культура, субъект/объект, человек/технология) и понять сложные, гибридные системы, в которых мы живем.

===========================================================

Какие направления науки и техники, основанные (или сильно зависимые) на ее идеях в данный момент не являются топовыми, но станут такими на горизонте 10 лет (прогноз)? Может быть укажешь даже конкретные проекты?

Прогнозирование, какие именно направления станут “топовыми” через 10 лет — задача сложная, но именно идеи Барад дают уникальную оптику, чтобы увидеть нарождающиеся тренды. Её учение особенно ценно для областей, которые только-только сталкиваются с необходимостью преодолеть классические дуализмы (объект/субъект, природа/культура, человек/машина).

Вот прогноз по направлениям, которые сейчас находятся на переднем крае науки, но где философия Барад может стать парадигмальной (базовой) в течение следующего десятилетия:

1. Этика и дизайн автономных систем и ИИ (Beyond Explainable AI)

2. Биотехнологии и инженерия синтетической биологии

3. Квантовые технологии и квантовые вычисления

4. Геоинженерия и управление климатом

Итог: Через 10 лет идеи Барад станут критически важными не столько как абстрактная философия, сколько как практический инструментарий для работы со сложными гибридными системами, где человеческое и не-человеческое, технологическое и природное настолько переплетены, что требуют совершенно нового языка для своего описания, проектирования и этической оценки. Это будет язык онтологического дизайна, где мы признаем свою ответственность за те миры, которые активно со-творяем.


 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"